Гатчина: как проще сюда добраться и что нужно обязательно посмотреть

Кафедральный собор святого апостола Павла

Торжественная закладка Павловского кафедрального собора состоялась в 1846 году. Быстро разраставшийся город нуждался в новой церкви, и Николай I самолично выбрал место для её строительства. По желанию императора, храм должен был увековечить память его родителей, а также умерших брата и сестры.

Разработкой проекта занимался архитектор Роман Кузьмин. Главным условием императора была высота нового собора: меньше Царскосельского, но больше Петергофского. До нашего времени здание в псевдорусском стиле с использованием готических элементов дошло практически в первозданном виде (за исключением внутреннего убранства). В храме находятся ценные иконы и мощи святой Марии Гатчинской.

Собор был достроен и торжественно освящён в июне 1852 года. В 1915 году прошёл капитальный ремонт здания. На 125-летие храм ещё раз отремонтировали. Перед оккупацией в здании началась реконструкция под кинотеатр, поэтому немцам нечего было там грабить. Зато они разрешили использовать жителям храм по назначению. После снятия блокады собор так и остался действующим.

Чесменская галерея и другие галереи дворца

Настало время ознакомиться с интерьерами галерей, соединяющих Центральный корпус дворца с Кухонным каре и Арсенальным каре. Кстати говоря подробный план Гатчинского дворца с описанием помещений и интерьеров есть все на том же официальном сайте музея вот по этой ссылке.

Стоит отметить, что в основном все открытые для показа интерьеры, комнаты и экспозиции расположены на втором и третьем этажах дворца и находятся в Центральном корпусе. Поэтому отложим Центральный корпус на сладкое и осмотрим галереи дворца.

В галереи второго этажа, примыкающей к Кухонному каре расположилась выставка оружия Гатчинского дворца. Стены галереи реставрированы не до конца.

Рядом расположена так называемая Чесменская галерея дворца. В настоящее время в полном своем великолепии галерею можно наблюдать только на выставленной здесь же фотографии. Сама же галерея не отреставрирована и находится в таком состоянии, в каком прибывала с 1944 года. Чесменская галерея была одним из самых красивых залов Гатчинского дворца, а свое название получила в честь трех полотен, украшавших зал. Картины были написаны художником Якобом Филиппом Хаккертом на тему Чесменского боя.

О былой роскоши Чесменской галереи сейчас можно судить только по остаткам лепнины на стенах.

С другой стороны Центрального корпуса симметрично Чесменской располагается Греческая галерея. Греческой галерея называется потому, что в ее оформлении были использованы только греческие мотивы, картины, рельефы, скульптуры, все складывается в единый ансамбль.

Галереи первого этажа заняты бытовыми помещениями музея, а третий этаж есть только у Центрального корпуса, поэтому осмотр галерей Гатчинского дворца можно считать состоявшимся.

Гениальный автор необычного проекта

Архитектором нового здания стал известный Николай Львов, одаренный многими талантами. Изобретатель, оставивший свой след в поэзии, музыке, живописи, геологии, интересовался различными техническими новшествами. Он проводил эксперименты со строительством землебитных сооружений, которые считались новаторским направлением в нашей архитектуре. Дома из блоков глины и земли часто появлялись в то время в Испании, а вот в России это был первый опыт. Возведенное здание с успехом доказало возможность уникального строительства в стране.

Автор асимметричного сооружения, которое выглядит по-разному с каждой стороны света, рассчитывал, что здание, больше напоминающее монастырь, просуществует около пятидесяти лет. Однако Приоратский дворец, отражающийся в прозрачных водах Черного озера, величественно возвышается над ним уже два столетия. Место для строительства выбирал лично автор уникального проекта, и оно оказалось крайне удачным. Где бы ни остановился посетитель исторического музея, везде он увидит новую точку обзора. А тем, кто издалека любуется величественным строением, кажется, что здание высится на небольшом острове.

Гатчинский дворец часы работы. Приоратский дворец в Гатчине — режим работы 2019 и стоимость билетов, описание и официальный сайт

129566

Приоратский дворец в Гатчине – это уникальное сооружение, возведенное в тихом месте на берегу Черного озера архитектором Николаем Львовым. В этом строении необычно все: его имя и материал из которого он создан, технология строительства и легенды с ним связанные. Приоратский дворец является единственным в России памятником архитектуры, построенным по глинобитной технологии.

При его сооружении спрессованный суглинок помещался в деревянную опалубку и заливался известковым раствором. Прочность такой технологии была испытана заранее, когда в Гатчинском саду был построен образец здания и дамы пытались проткнуть его зонтами, а офицеры – клинками. Хотя срок службы таких строений составляет 20 лет, вот уже более 200 лет это удивительное сооружение возвышается в уединенном месте вдали от других построек.

Одна из самых распространенных легенд рассказывает, что между кабинетом Павла I, расположенным в Часовой башне, и Приоратом существует подземный ход. В самом деле, во время реставрационных работ был обнаружен тоннель, и хотя один из смельчаков прошел по нему около 100 метров, до сих пор не удалось выяснить назначение хода и куда он ведет.

Название дворца происходит от латинского слова «prior», что означает монастырь и, действительно, это здание строилось как место пребывания рыцарей Мальтийского ордена и раньше оно называлось Приоратским игуменством или просто Приоратом. Дворцом его стали именовать только в XX веке, хотя в качестве дворца для великих особ оно никогда не использовалось.

В католицизме очень часто монахи объединялись в так называемый Монашеский орден, у которого был свой устав, утвержденный папой римским, и свой монастырь – аббатство.

Почему же недалеко от Гатчинского дворца появился этот приорат (небольшой монастырь)?

Известно, что с детства Павел I интересовался историей Мальтийского ордена Св. Иоанна, отношения с которым русское государство установило еще при Петре Первом. Кроме того, во время Русско-Турецкой войны офицеры Мальтийского ордена, среди которых был граф Юрий Литта, сражались на стороне России.

Великая Французская революция лишила Мальтийский Орден всего имущества, его поместья были конфискованы, а вся серебряная утварь переплавлена в слитки и стала собственностью народа.

Павел I был потрясен падением Мальтийского ордена и поэтому, когда граф Литта, обратился к нему с просьбой в покровительстве, император сразу согласился. К тому же он надеялся на распространение влияния Российского государства на восток, и при этом Мальта могла стать удобной военно-морской базой. В 1798 году Павел I приказал построить для Мальтийского ордена Игуменство (приорат). Позже император стад приором Ордена, поэтому возведенный в 1799 году замок принадлежал ему.

Место для строительства выбрал сам архитектор Николай Львов и оно оказалось очень удачным. Построенное здание было асимметричным и поэтому с каждой стороны оно выглядело совершенно по-разному.

Если смотреть на него с берега озера, то кажется, будто замок находится на живописном острове. Разные части здания имеют черты, характерные для разных архитектурных строений. Так, здание кухни имеет сходство с русской избой, подпорная стена придает строению вид крепости, а с южной стороны замок похож на капеллу.

Форма всех частей, из которых состоит Приоратский дворец, очень простая, но именно их композиция придает зданию оригинальность. Издали видна граненая башня с пирамидальным шпилем, рядом с которой построены основной двухэтажный корпус и совсем небольшое пятигранное сооружение высотой всего в один этаж — капелла.

Стены строения гладкие, ничем не украшенные, а художественный эффект достигнут благодаря резкому контрасту между их белизной и красной черепицей.

Среди внутреннего убранства надо отметить оригинальные дощато-кессонные потолки, состоящие из прямоугольных розеток, в центре которых находится шар-репей. Такая конструкция позволяет перекрыть большие площади, уменьшить нагрузку на стены и создает прекрасную акустику. Также впервые здесь была устроена система печей, ставшая прообразом калориферного отопления.

Режим работы Приоратского дворца в 2019 г.

  • Летний период (с 18 июня по 31 августа)
    • Ежедневно с 11:00 до 19:00, касса закрывается на час раньше.
    • Санитарные дни — 1 июля и 5 августа.
  • Зимний период (с 1 сентября по 17 июня)

Большой Гатчинский дворец и кино

В XX и XXI веках Гатчинский дворец стал служить съёмочной площадкой. Его здание и интерьеры «приняли участие» в съёмках нескольких отечественных фильмов. В их числе: «Левша», «Юнкера», «Три мушкетера», «Суворов», «Шаги императора», «Бедный, бедный Павел», «Андерсен. Жизнь без любви», «Серебряный самурай», «Война и мир» и другие.

Внешний вид и интерьеры Большого Гатчинского дворца всегда привлекали внимание кинематографистов и других деятелей искусства. Замковая архитектура и внутреннее убранство нередко становились декорациями при съёмках художественных фильмов, ставшими знаменитыми

Привлекательность Гатчинского дворца-музея очевидна, сюда массово тянутся туристы со всего света.

Павильон Венеры

Ещё одно обязательное место в парке – беседка «павильон Венеры», для которой искусственно создали остров Любви на берегу озера. Идею подобного сооружения Павел I подчерпнул у французов после поездки в Шантийи. Строительство проходило в 1792-1793 годах, при проектировании использовались рисунки оригинального домика под Парижем.

Павильон выполнен из дерева, фундамент – из плит и камня. Главный фасад декорирован портиком с четырьмя колоннами ионического ордена на высоком цоколе. Здесь же размещена резная рельефная эмблема Амура – скрещённый колчан, полный стрел, горящий факел, а также ветви лавры и розы.

Внутри павильон украшен потолочной росписью и лепниной в дворцовом стиле. Интересной деталью интерьера служат четыре мраморных фонтана, которые находятся напротив застеклённых дверей и отражаются в зеркалах.

В 1887 году из Белого зала Гатчинского дворца сюда была перенесена часть наборного паркета, выполненного по рисунку Антонио Ринальди в виде больших кругов и гирлянд из дубовых листьев. В годы войны в павильоне был повреждён паркет, росписи стен и живописный плафон. Восстановление проходило в 1963-1965 годах, а также совсем недавно – в 2007-2010 годах.

Из чего построен Приоратский дворец?

Николай Александрович Львов не побоялся претворить в жизнь свою идею, доказавшую, что здание, выполненное из глины, имеет право на существование. Ранее никто не занимался таким строительством, поскольку внушительные сооружения, где использовался пропитанный известью суглинок, ни у кого не вызывали доверия. Однако гениальный мастер, получивший прозвище «наш русский Леонардо», оправдал высокие требования царя к будущей резиденции, и в настоящее время каждый сможет полюбоваться архитектурным чудом, появившимся при помощи простейших глинобитных технологий.

При строительстве использовались специальные деревянные формы, куда утрамбовывались самые дешевые материалы, которые всегда под рукой, – земля и глина. Их долго прессовали,затем каждый слой толщиной примерно шесть сантиметров заливался известковым раствором. Это был прочнейший материал, и из таких необычных кирпичей построили Приоратский дворец, история создания которого восходит к XVIII столетию.

Гатчинский дворец до революции 1917 года

В 1801 году, после смерти Павла I, Гатчина отошла его вдове Марии Фёдоровне, которая в 1809—1811 годах вместе с архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным произвела небольшие переделки во дворце. В основном они касались внутреннего убранства дворца, а также для приспособления его «на случай зимнего пребывания».

В 1835 году на одной из башен дворца был установлен сигнальный оптический телеграф. Когда дворец принадлежал императору Николаю I, в нём произошли существенные изменения. С 1844 года работами в Гатчинском дворце руководил Роман Иванович Кузьмин, который с 1841 года состоял в должности главного архитектора Министерства императорского двора.

Основные работы велись в каре, которые были практически полностью перестроены. Вследствие изменения высоты каре центральный корпус дворца перестал доминировать над зданием, поэтому под руководством Кузьмина к боковым башням корпуса был достроен ещё один этаж.

В 1850 году были полностью разобраны обветшавшие бастионы и подпорные стены, окружавшие плац перед дворцом, и возведены заново без изменения первоначального замысла Бренны. Это были последние крупные работы по перестройке Гатчинского дворца, при следующих владельцах проводился лишь необходимый текущий ремонт.

На плацу 1 августа 1851 года был установлен памятник владельцу дворца — императору Павлу I, отцу Николая I. При императоре Александре III в 1880-х годах во дворец были проведены электричество, телефон. В здании заменили водопровод и канализацию; на смену печному отоплению пришло калориферное.

Дворцовый парк

Обойти все достопримечательности парка в Гатчине вряд ли удастся за один день. И уж точно не хватит дня, чтобы насладиться великолепными пейзажами парка. Площадь его составляет более ста сорока гектаров. На этой огромной территории размещены ворота, мосты, колодцы, пруды, павильоны и много других достопримечательностей. Одним из главных сооружений в музее-заповеднике является Большая терраса-пристань на берегу Белого озера.

Количество достопримечательностей, расположенных в парке, поразит любого. На его территории разбиты оранжереи и ботанические сады. Чесменский обелиск – одно из первых сооружений в парке. Водные лабиринты тянутся по всей территории сада. Их пересекают многочисленные мостики. В парке «Сильвия», который лишь на первый взгляд кажется нерукотворным, размещается птичник и здание фермы. Сооружение Березового домика издали кажется поленницей дров, а примыкает к нему портал «Маска». На острове Любви разместился павильон Венеры, а павильон Орла – это храм-ротонда, откуда Павел Первый, согласно преданию, стрелял в орла.

Каждый мост, каждые ворота в парке являются уникальным памятником архитектуры. Спроектированные в разное время и разными мастерами они отражают различные архитектурные направления.

История Гатчинского дворца

История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.

Дворец графа Орлова

В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.

Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.

Гатчина при Павле

После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.

В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.

Гатчинский дворец при Николае I и Александре III

Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.

Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.

Гатчина после революции

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.

После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.

Великая отечественная война

В 1941 году в Красногвардейск вошли немецкие танки. Город был оккупирован и переименован в Линдеманнштадт.

Все годы оккупации на территории современной Гатчины был действующий фашистский концлагерь для военнопленных, евреев и большевиков «Дулаг-154». Как минимум 80 000 советских граждан погибло в этом лагере. До сих не найдены все захоронения узников. По одной из версий часть тел покоится на территории парка.

Красногвардейск был освобождён советскими войсками за день до снятия блокады Ленинграда, 26 января 1944 года. Тогда же городу вернули его историческое название — Гатчина.

Война принесла городу серьезные разрушения. Пострадали дворцовые постройки, жилой фонд, коммунальное хозяйство, было вырублено много деревьев. Для восстановления Гатчины понадобилось всего несколько лет. Город продолжал жить и развиваться.

В 1990-е годы промышленность Гатчины оказалась в бедственном положении. Лишь несколько предприятий пережили эти трудные годы. Тем не менее, активное развитие малого бизнеса помогло избежать серьезной безработицы и сильного упадка уровня жизни в целом.

Гатчина – чистый, аккуратный город. В течение многих лет он занимал призовые места в конкурсе «Самый благоустроенный город России».

Интересные места для отдыха с детьми

Программа отдыха с ребенком в Гатчине будет мало отличаться от посещения города взрослыми людьми.

Прежде всего – это дворцово-парковые ансамбли. Чтобы заинтересовать ребенка, нужно подготовиться к экскурсии и рассказать ему историю русских царей доступным для него языком. В парк можно захватить самокат или велосипед, периодически устраивать «привалы» с мороженым или основательный отдых в кафе.

Гатчинский музей организует для детей специальную экскурсию «Музейные сундучки», но надо уточнять время их проведения.

Гатчинский ТЮЗ имеет хороший репертуар, его спектакли будут интересны и взрослым. Школьникам следует посетить Музей авиационного двигателестроения, там расскажут о роли Гатчины в развитии отечественной авиации.

Первый этаж Гатчинского дворца

Вход в музей расположен не там, где у дворца располагается парадный вход. Вход в музей находится в галереи, ведущей в Кухонный корпус, это слева от Центрального корпуса, если смотреть на дворец. Купив билеты, стоимость которых можно узнать на официальном сайте музея-заповедника Гатчина, мы отправились изучать дворец. Во дворце работает несколько постоянных и временных экспозиций

Временные экспозиции снимать запрещено, поэтому сосредоточим наше пристальное внимание на интерьерах дворца и его постоянных экспонатах

Поскольку корпусов во дворце несколько и все они сходятся в одной точке, то особой разницы нет откуда начинать осмотр дворца, но есть некоторые рекомендации музея по последовательности осмотра музея. Само собой все начинается со знакомства с историей Гатчинского дворца, эти помещения расположены на первом этаже. Вам покажут небольшой фильм об истории дворца, с использованием материалов военной хроники. Во втором зале вы увидите всю трехвековую историю дворца с момента его постройки в картинах на стенах, а по центру зала стоит макет дворца.

Здесь же демонстрируется фрагмент штукатурки дворца, на которой по-немецки написано следующее: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто». История Гатчинского дворца весьма печальна. Первая авиабомба разорвалась на территории дворца уже в августе 1941 году, и до 1944 года дворец находился в немецкой оккупации. При отступлении фашистские войска сожгли дворец, предварительно вывезя все ценное. Таким образом дворец был восстановлен после войны, а местами несет в себе свидетельства тех страшных дней, таким свидетельством служит и эта надпись сделанная обычным карандашом.

Гатчинский дворец

Большой Гатчинский дворец уникален по своей архитектуре. Он удивительным образом сочетает в себе русскую усадьбу и английский охотничий замок. Дворец состоит из трех корпусов: центрального трехэтажного здания и примыкающих к нему Кухонному и Арсенальному каре. Два каре соединены между собой антресольным этажом, выстроенным по указу Николая Первого. Возле дворца со стороны парка разбит Собственный сад.

В интерьере внутреннего убранства дворца перекликаются несколько стилей, которые использовали именитые архитекторы, участвовавшие в строительстве и реконструкциях дворца. Это тонкая лепка с изысканными растительными узорами Антонио Ринальди, гобелены и позолоченные орнаменты Винченцо Бренны, расписные стены Скотти.

В здании дворца размещены постоянные экспозиции и временные выставки. Коллекция экспонатов огромна. Не зря музей-заповедник «Гатчина» прозвана загородным Эрмитажем. Среди экспонатов выделяется великолепная коллекция императорского фарфора. С изделиями восточных мастеров можно познакомиться в галереях Арсенального каре. Интерьеры дворца дополнены антикварной мебелью, изготовленной как именитыми мастерами России и Европы, так и талантливыми крепостными. За небольшую плату разрешено делать фото в музее-заповеднике «Гатчина», запрещено запечатлевать лишь временные выставки.

Тайны Строгановского двореца

На углу невского проспекта и мойки у полицейского моста находится большой роскошный дворец в стиле барокко работы знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. это был единственный раз, когда обер архитектор императорского двора взялся за заказ не для императрицы.

Строгановский дворец называли дворцом русскихМедичи, масонов и гастрономов(Вид с набережной реки Мойки)

Огромное здание Строгановского дворца, занимающее целый квартал на Невском проспекте, построено всего за шесть недель. Это подтверждено документами. Его заказчиком стал барон Сергей Григорьевич Строганов. Выстроенный дом находился во владении рода вплоть до 1918 г. и прославился не толь ко на весь Санкт-Петербург, но и далеко за его пределами. Род Строгановых ведет свое начало от богатых граждан Великого Новгорода. Перебравшись на реку Вычегду, они занялись добычей соли — по тем временам ценнейшего продукта, приносящего большую прибыль. В XVI в. царь Иван Грозный пожаловал Анике Строганову прикамские земли.

Строгановский дворец. 1750–1754

В дальнейшем его сыновья построили здесь несколько крепостей (острожков) и развернули соляное дело. Унаследовав от отца предприимчивость, братья завели торговые склады во многих городах русского Севера и в центральных районах страны, отправляли своих людей в далекую Среднюю Азию, вели торг с заморскими странами и Сибирью. Кроме того, они тратили немалые средства на постройку храмов, покупку редких книг, организацию художественных промыслов и иконописных мастерских.

Архитектора не ограничивали ни в чем:ни в расходах, ни в материалах, ни в фантазии

Воспитанником Александра Строганова был талантливый строитель Казанского собора Андрей Воронихин. На постройке храма трудился без устали и сам граф, несмотря на свое слабое уже здоровье. Поговаривали, что знатный вельможа немногими днями переживет освящение собора. Александр Строганов твердо верил в свое предопределение и после окончания первой службы подошел к митрополиту под благословение, проговорив: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, с миром». И точно, граф скончался 15 сентября 1811 г., ровно через двенадцать дней после обозначенного события.

Тайны дворца

Известно, что Александр Строганов был видным масоном и основателем одного из самых радикальных масонских союзов — Великого востока Франции. В его дворце собирались члены петербургской ложи вольных каменщиков, поэтому здесь было немало тайных символов. Так, чередование парадных залов, личных покоев, коридоров и прочих помещений здания обозначало ритуальный тайный путь, который должен пройти каждый настоящий масон. В убранстве дворца и его декоративных элементах присутствовало множество масонских знаков и разнообразных эмблем духовного восхождения.

Портрет Александра Сергеевича Строганова.Александр Григорьевич Варнек.1814

Считалось, что в Физическом (Египетском) кабинете дворца находился алтарь масонского святилища. Как известно, Египет играл важную роль в символике масонства, ведь по легенде первые каменщики участвовали еще в постройке пирамид. Отсюда и скульптурные изображения сфинксов при входе в здание.

Большой зал Строгановского дворца

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector