Как сейчас выглядит одно из семи чудес света

Историческая информация

Храм был построен между 550 и 460 годами до н. э. по проекту Херсифрона из Кносса на Крите. Работа над ним продолжалась более 100 лет. В результате эфесцы в своем сооружении превзошли все прочие культовые строения того времени, выполненные из мрамора.

Храм Артемисиона, как его называли в Эфесе, был построен на болотистой местности, так как в Эфесе нередко происходили землетрясения, а пружинистый болотистый грунт должен был немного отражать эти колебания. Для укрепления фундамента Херсифрон распорядился засыпать котлован для фундамента древесным углем и хлопком.

За более чем вековую историю возведения храма в его строительстве принимали участие все государства и города Малой Азии. Неудивительно, что после завершения работ величественный и изящный храм, декорированный лепкой и скульптурами самых известных мастеров своего времени, вызывал удивление и восторг у всех, кто его видел. Пока однажды ночью в 356 году до н. э. Храм Артемиды не был подожжен. На преступление пошел гражданин Эфеса, пожелавший прославиться на века. В официальных документах он был назван «один безумец». Имя же этого человека с этих пор стало нарицательным — Герострат.

Обломки колонн ,  simonjenkins’ photos

В начале III  в. до н. э. Храм Артемиды был построен заново. Средства на его возведение выделил Александр Македонский. Сооружение возвели по первоначальному проекту, но подняли на высокое основание.

В 263 г. Храм Артемиды разорили готы. Местные жители начали мародерствовать, срывая мраморную облицовку здания. Колонны начали падать, их обломки тонули в болоте, на котором святилище было построено.

В XVI в. Эфес, большей частью уже разрушенный, был завоеван турками. Завоеватели не стали восстанавливать город, а построили новый — Сельчук. Так что в наши дни болото, затопившее Храм Артемиды, находится на окраине турецкого города Сельчук.

С развитием археологии удалось разыскать следы постройки времен Александра Македонского, и только в XX в. был поднят фундамент храма, под которым были найдены следы сожженных Геростратом колонн. Их обломки с фрагментами рельефов декора сейчас выставлены в Британском музее. Некоторые из находок являются экспонатами в Стамбульском музее археологии.

Макет Храма Артемиды в городе Эфесе ,  Людмила Султанова

Хранилище храма

Святилище Артемиды занимало огромную площадь 110 на 55 метров, поэтому не удивительно, что храм был хранилищем живописных полотен и скульптур знаковых для того времени мастеров.

В центре храма стояла 15-метровая статуя богини из слоновой кости и золота. Одета Артемида в одежды с изображением животных, ее тело имеет множество грудей, что вызывает споры относительно столь ненатуралистичного образа. По одной из версий, это не груди, а тестикулы верховных жрецов Храма: именно такую жертву они преподносили при вступлении в должность — бросали отрезанные органы к ногам богини.

Артемисион был также сокровищницей и банком. Причем золото, драгоценности и деньги на хранение в храм отдавали не только частные лица, но и государства.

На территории Храма никто не мог задерживать ни сбежавшего от хозяина раба, ни преступника — они находились под защитой Артемиды.

Части колонн simonjenkins’ photos

Жертвы Артемиды

Приносит естественную смерть женщинам (как Аполлон мужчинам), но может быть и кровожадной, часто пользуясь стрелами как орудием наказания. Среди её жертв также Мелеагр и Орест.

Жертвы гнева Артемиды:

  • Агамемнон. Богиня потребовала принести в жертву Ифигению (по поздней версии мифа — пощажена богиней).
  • Адонис. Наслала на него кабана.
  • Актеон. Превращен в оленя.
  • Алоады. Артемида превратилась в лань, и они убили друг друга.
  • Алфей. Влюбился в Артемиду.
  • Амфион и его дочери. Убиты стрелами.
  • Ариадна.
  • Аталанта и Гиппомен. Превращены во львов.
  • Бротей. Бросился в огонь.
  • Буфаг из Аркадии. Поражен стрелой.
  • Гиппа (дочь Хирона), она же Меланиппа. Превращена в кобылицу.
  • Гратион (гигант). Убит.
  • Дриант из Танагры.
  • Каллисто. По версии, поражена стрелой.
  • Кенхрей. Случайно убит ею.
  • Коронида (дочь Флегия). Убита.
  • Лаодамия (дочь Беллерофонта).
  • Лимон (сын Тегеата). Поражен стрелой.
  • Меланипп и Комефо. Принесены в жертву Артемиде.
  • Мера (дочь Прета). Убита.
  • Ойней. Она послала калидонского вепря.
  • Орион. Убит Артемидой (версия).
  • Титий. Убит.
  • Фалек. Тиран, его убила львица, посланная Артемидой.
  • Филонида (она же Хиона). Убита стрелой.
  • Фоант из Посидонии. На него упала голова кабана.
  • Эфимия. Убита.

Святилище [ править ]

Культ Ортии (греч. Ὀρθία) был общим для четырех деревень, изначально составлявших Спарту: Лимнай, в котором она расположена, Питана , Киносура и Мезоа . Хронологически историки считают, что это, вероятно, возникло после культа богини города Афины ολιοῦχος ( Полиолхос ) «защитницы города» или Χαλκίοικος / Khalkíoikos «бронзового дома».

Святилище находится на Пелопоннесе, на южном берегу реки Еврот , в древней Спарте. Это место было недоступно для всех, кроме самого сильного наводнения, которое началось в начале и продолжалось до 6 века до нашей эры. После того, как наводнение нанесло значительный ущерб участку, его подняли за пределы досягаемости воды с помощью песка, который образовал покров, похожий на одеяло, изолируя находящиеся под ним артефакты. Считается, что первоначальное святилище было построено ок. 700 г. до н.э. Самые старые реликвии, фрагменты керамики позднего средневековья Греции , указывают на то, что культ, вероятно, существовал с 10 века до н.э., но не раньше (Rose in Dawkins 1929: 399).

Второй храм был построен около 570 г. до н.э., возможно, во время совместного правления Леона Спартанского и Агасикла , когда военные успехи обеспечили финансирование, однако он был перемещен на север, построен на частях старого храма и теперь стоит перед югом и востоком. . Рельеф поднялся и укрепился, несомненно, после эрозии, вызванной Евротом. Алтарь и храм из известняка, ориентированные так же, как и предыдущие постройки, были построены на ложе из речного песка. Окружающая стена также была увеличена и на этом этапе приобрела прямоугольную форму. Второй храм был полностью восстановлен в BCE 2 -го века, в эпоху эллинизма ,кроме алтаря. Второй храм использовался лишь ненадолго до 4-го века, когда тогда думали, что о нем забыли. Незадолго до того, как это место было заброшено в 3 веке нашей эры, римляне построили театр вокруг храма и алтаря, а затем установили новый алтарь, чтобы приветствовать туристов диамастигоза .

Библиография

  • Маски и девушки: женщины и святилище Артемиды Ортии, Торин Саддаби, журнал для студентов бакалавриата по истории и классике: осень 2014 г., ТОМ 6 NO 1M.
  • (На французском) Эдмон Леви, Sparte: histoire politique et sociale jusqu’à la conquête romaine, Seuil, коллекция «Points Histoire», Париж, 2003 г. ISBN 2-02-032453-9
  • Роббинс, Эммет. «Геракл, гиперборейцы и лань: Пиндар», О.Л. «3», Феникс 36.4 (зима 1982 г.), стр. 295–305.
  • Р.М. Докинз (ред.) Святилище Артемиды ОРТИИ В СПАРТЕ (1929).
  • Докинз Р.М. (Ричард Макгилливрей), Святилище Артемиды Ортии в Спарте. (1929), Общество содействия эллинистическим исследованиям, стр. 1871–1955.
  • Ллойд-Джонс Хью, Артемида и Ифигния Журнал эллинских исследований. (1983), 103, стр. 87–102.
  • Храмы, звезды и ритуальные пейзажи, потенциал археоастрономии в Древней Греции. Американский журнал археологии, 115 (1) стр. 55.
  • Аристид, Элий, Аристид в четырех томах. Издательство Гарвардского университета. (1973).
  • Томпсон М.С., Азиатская или Крылатая Артемида. (1909). Журнал эллинистических исследований, 29 (1), стр. 286–307.
  • Фишер-Хансен, Тобиас; Поульсен, Брайт, От Артемиды до Дианы: богиня человека и зверя. (2009). Музей Tusculanum Press.
  • Reesor, Margaret E; Либаниос, Шоулер Бернар, Либаниос. Дискурс Мораукс. De l’insatisfaction (Discours 6) (1975). Классический мир 69 (3) с. 212.
  • Салапата, Джина. Чем больше, тем лучше? Подношения по обету в наборах.
  • Маскетт, Горгина. Подношения по обету из святилища Артемиды Ортии, Спарта, в собраниях Ливерпуля. (2014). Ежегодник Британской школы в Афинах, 109 (1), стр. 159–173.
  • Гимацидис, Стефанос. Пир и приношение богам в древнегреческих святилищах: монументализация и миниатюризация в керамике. (2011). Pallas Revue d’etudes antiques, 86 (1), стр. 75–96.

В середине чуда света

Внутри его украшали барельефы известных художников и работы скульптора Праксителя. Храм Артемиды в Эфесе был самым крупным среди имеющихся святынь давних цивилизаций. Парфенон Афинский оказался в несколько раз меньше.

Во время археологических раскопок данного места найдена многогрудая статуэтка Артемиды Полистамос, символизирующая изобилие. Некоторые ученые полагают, что это не груди богини, а ритуальные бусы, которыми она обвешана.

Храм Артемиды Эфесской стал настоящим центром культурной и деловой жизни города. Им руководили как сами жрецы богини, так и власти города.

Он выстоял пятьсот лет на таком зыбком месте. Когда пришли римляне, то они не тронули его, сделав храмом схожего культа Дианы. Разные правители устанавливали в помещении статуи из золота и серебра. Храм купался в драгоценных подношениях.

Место быстро прославилось. Его стали относить к семи чудесам света.

Когда на эфесские земли пришло христианство, по легенде, Артемида рассердилась на новую религию, и жители города прогнали приверженцев Иисуса и его апостолов. За эти действия их наказали.

Храм Артемиды Эфесской на карте Турции

История

Храм был воздвигнут в честь богини Афродиты, которая по преданию была сестрой-близнецом Аполлона. Его строительство началось в первой половине 6 века до н.э. Проект храма разработал архитектор Херсифрон из Кносса, средства на постройку дал лидийский царь Крёз. Огромное сооружение строилось около 100 лет.

В 356 году до н. э. храм был сожжен Геростратом и поэтому мы мало что знаем о его внутреннем убранстве. Зато как он выглядел внешне, имеется полное представление, ведь в началу III в. до н. э. была возведена точная копия храма Артемиды, лишь ступенчатое основание отличало его от оригинала. Средства на постройку выделил сам Александр Македонский. Архитектором стал Александр Дейнократ.

Размеры храма были 105 на 52 метра, крыша держалась на 127 колоннах высотой 18 м. Внутри он был украшен картинами и статуями самых лучших художников того времени. Но, конечно, главной была огромная статуя Артемиды, сделанная из золота и слоновой кости. В то время храм являлся не только религиозным местом, но и неким подобием античного банковского учреждения, а позже деловым и финансовым центром.

В 263 году храм был разграблен готами, а через 128 лет был разрушен по приказу императора Феодосия I, который был христианином и не хотел видеть памятник языческим богам. После этого здесь стояла церковь, но и она затем канула в лету.

Многие столетия это место было всеми забыто, пока 31 октября 1869 года английский археолог Вуду не наткнулся на следы крупнейшего храма античности. Для этого рабочим пришлось вырыть котлован глубиной в 20 шагов, шириной в 300 футов и длиной – 500. Многие десятилетия велись раскопки и в настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

Как добраться до храма Артемиды

Храм расположен в непосредственной близости от города Сельчук и в 20 км от Кушадасы. Проще всего добраться сначала до автовокзала в городе Кушадасы, а там пересесть на долмуш до Сельчука, который также прибывает на автовокзал. Оттуда легко дойти до места пешком минут за 8-10.

Точный адрес: Artemis Tapınağı, 35920, Selçuk, Izmir.

Стоимость посещения: бесплатно.

Для осмотра развалин достаточно 10-15 минут.

Упадок


Одинокая колонна в Эфесе

В 263 году слава о красоте и богатстве римской достопримечательности сыграла против нее самой. К этому времени великое государство уже потеряла былое могущество и не могло в полной мере отстаивать свои границы. Этим воспользовались готские племена. Они захватили Эфес и разграбили святое место.

Спустя некоторое время в Малую Азию пришло христианство. Культ греческих божеств сменился поклонением святой Деве Марии. Некогда великое строение теперь воспринималось не более, чем языческое капище. Наместники позволяли жителям брать из развалин храма мраморные плиты, для возведения своих домов. Из обломков эллинского храма построили небольшую церквушку. Неприметная византийская часовня стоит здесь и по сей день.

Болотистая земля, на которой было возведено здание и которая, по задумке архитектора должна была защищать от землетрясений, внесла свою лепту. Все, что осталось от храма, ушло под грунт. Вязкое болото распространилось не только на территорию храма, но и заполонило порт. Сегодня от Средиземноморского побережья город Эфес отделяет более 5 км суши.

Лишившись выхода к морю, город быстро пришел в упадок. Когда эти земли перешли во владение турецкого государства, здесь были сплошные руины. Новые владельцы не стали восстанавливать город, а на его месте образовали поселение Сельчук. Для возведение нового населенного пункта использовали камень из эфесских руин. Теперь болото, которое поглотило развалины храма, находится на окраине провинциального турецкого городка.

Пока их не обнаружили, никто не мог точно сказать, в каком именно месте находилось святилище. Обнаружение точного местонахождения древнего чуда света человечество обязано архитектору Джону Вуду. Он работал в Британском музее. Свои поисковые работы он начал в 1863 году и продолжал еще несколько лет.

Разгадку тайны нахождения храма Артемиды подсказала надпись, обнаружена при раскопках театра в Эфесе. Там было указано, что святилище лежит по направлению Священной дороги прямо на севере. Джон смог убедить правление города откачать грязь и воду из болота. Именно там, на глубине более 6 метров и был обнаружен каменный фундамент и следы священных комнат, сожженные Геростратом.

Храм Артемиды в Эфесе – третье из всемирно признанных семи чудес света

В список семи древних чудес света входят самые известные памятники искусства Древнего мира. За красоту, уникальность и техническую сложность они получили названия чудес. Список менялся со временем, однако число входящих в него чудес оставалось неизменным. По некоторым версиям, автором классической версии списка считается древнегреческий инженер и математик Филон Византийский, живший в III веке до н. э.

Храм располагался в Эфесе, находящемся сегодня на территории Турции рядом с известным курортом Кушадасы. Это к Юго-западу от Измира, к югу от Бурсы, к северу от Мармариса и к востоку от Памуккале.

В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий город Эфес, основанный на западном побережье Малой Азии в Карии еще в XII веке до н.э. Покровительницей города была Артемида — дочь царя богов и людей всемогущего Зевса и Лето, сестра златокудрого Аполлона.

Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней луны, потом — покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц.

Впрочем, это намерение имело и практическое значение. Жители Эфеса вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги в займы. Старейшины надеялись, что новое сооружение увеличит оборот «банка» Артемиды.

Храм в последующие эпохи

В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.

Мраморную облицовку храма стали растаскивать на разные нужды, была также разобрана и крыша, что нарушило единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало болотом, на котором стоял храм. А ещё через несколько десятилетий под болотной жижей и речными наносами скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Несколько лет потребовались английскому архитектору и инженеру Джону Тертлу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в двадцатом веке. А под ним обнаружились следы храма, сожжённого Геростратом.

В настоящее время на месте храма стоит одна-единственная колонна, восстановленная из обломков.

Интересные факты о храме Артемиды в Эфесе

В постройке участвовали многие, одни помогали финансами, другие вкладывали умение, третьи предлагали новые технические решения. Совместными усилиями было возведено уникальное по тем временам здание, постепенно ставшее центром политической и культурной жизни города.

Вокруг возведения здания возникло несколько легенд. Учитывая пристрастие греков к всевозможным мистическим событиям, это не удивительно.

  1. Считается, что мрамор в окрестностях нашли с помощью баранов. Два самца затеяли драку и один стукнул рогами по скале, открыв мраморный скол. Проблема материала для постройки и облицовки была решена.
  2. Долго не могли решить задачу транспортировки колонн. Их размер и вес глубоко вдавливал повозки в песчаную поверхность. Их стали обшивать деревом, вбивая при этом в торцы прутья. Затем волы волоком тащили колонны к подножию здания.
  3. Иначе как вмешательством Артемиды трудно объяснить феномен установки колонн в идеально вертикальное положение, а также укладку каменной балки порога.
  4. Горизонтальные перекрытия, архитравы, нужно было уложить так, чтобы не повредить капители колонн. Снова применили нестандартный подход, предварительно уложив несколько пешком. Архитравы весом выдавливали песок, он постепенно высыпался, а перекрытия плавно становились на место.
  5. Кроме статуи богини, во внутренних помещениях хранилась уникальная картина, на которой изображен Александр Македонский в образе Зевса с мечом — молнией в руке. Причем мастерство художника было таково, что создавалось впечатление, будто острие выходило за рамки картины, а глаза героя следили за перемещением посетителей.
  6. В исторических летописях зафиксировано, что значительную сумму на строительство пожертвовал Крез.

Третья фаза

Александр предложил заплатить за восстановление храма; ефесяне тактично отказались, заявив, что «было бы неприлично для одного бога строить храм другому», и в конечном итоге восстановили его после его смерти за свой счет. Работа началась в 323 г. до н.э. и продолжалась много лет. Третий храм был больше второго; 137 м (450 футов) в длину, 69 м (225 футов) в ширину и 18 м (60 футов) в высоту, с более чем 127 колоннами. Афинагор Афинский называет Эндоя , ученика Дедала, скульптором главного культового образа Артемиды.

Барабан из основания колонны после перестройки 4-го века, сейчас находится в Британском музее.

Павсаний (ок. II в. Н. Э.) Сообщает о другом изображении и алтаре в храме, посвященном Артемиде Прототронии (Артемиде « Первого престола »), и галерее изображений над этим алтарем, включая древнюю фигуру Никс (изначальной богини Ночь) скульптора Рэкуса (VI век до н.э.). Плиний описывает изображения амазонок, легендарных основателей Эфеса и первых протеже Эфесской Артемиды, вырезанные Скопасом . В литературных источниках описывается украшение храма картинами, колоннами, позолоченными золотом и серебром, а также религиозные работы известных греческих скульпторов Поликлита , Фидия , Кресила и Фрадмона .

Эта реконструкция просуществовала 600 лет и неоднократно встречается в ранних христианских рассказах об Эфесе. Согласно Новому Завету , появление в Эфесе первого христианского миссионера заставило местных жителей опасаться бесчестия храма. Деяния Иоанна II века включают в себя апокрифический рассказ о разрушении храма: апостол Иоанн публично молился в храме Артемиды, изгоняя его демонов, и «внезапно алтарь Артемиды раскололся на множество частей … и половина храма» упал «, мгновенно обращая ефесян, которые плакали, молились или бежали.

Напротив, римский указ 162 г. н.э

признает важность Артемесиона , ежегодного Эфесского праздника для Артемиды, и официально расширяет его с нескольких святых дней в период с марта по апрель до целого месяца, «одного из крупнейших и самых великолепных религиозных праздников». в литургическом календаре Эфеса ».

В 268 году нашей эры храм был разрушен или поврежден во время набега готов , восточногерманского племени; во времена императора Галлиена : «Респа, Ведук и Туруар, вожди готов, сели на корабль и пересекли пролив Геллеспонт в Азию. Там они опустошили многие густонаселенные города и подожгли знаменитый храм Дианы в Эфесе. , — сообщил Иордан в Getica . Однако неизвестно, насколько сильно пострадал храм.

Независимо от степени повреждений, нанесенных зданию, похоже, что оно было перестроено или отремонтировано, поскольку храм, как известно, использовался для богослужений во время подъема христианства и был закрыт в результате преследований язычников в последние годы. Римская империя . Однако история храма между 268 г. и его закрытием из-за христианских гонений малоизвестна, и не подтверждено, насколько велик был ущерб 268 г. и в каком именно году он был закрыт христианами. Аммоний Александрийский комментирует закрытие храма в своем комментарии к Деяниям апостолов в середине 5-го века, в котором он создает впечатление, что закрытие храма произошло в его живой памяти. Предполагается, что закрытие храма Артемиды произошло где-то в период с начала до середины V века, причем ранней датой считается 407 год. За закрытием храма последовало стирание имени Артемиды из надписей по всему городу Эфес.

Окончательное разрушение

Неизвестно, сколько времени здание простояло после закрытия храма христианами. По крайней мере, некоторые из камней храма в конечном итоге были использованы для строительства других построек. Поздняя средневековая легенда утверждает, что некоторые из колонн в соборе Святой Софии были взяты из храма Артемиды в Эфесе, но в этой истории нет правды.

Кирилл Александрийский приписывал разрушение храма архиепископу Константинополя Иоанну Златоусту , называя его «разрушителем демонов и ниспровергателем храма Дианы». Более поздний архиепископ Константинополя Прокл отметил достижения Иоанна, сказав: «В Эфесе он ограбил искусство Мидаса», хотя существует мало доказательств, подтверждающих это утверждение.

Артемида

Богиня материнства, охоты, храбрости и отваги была любимицей всех жителей греческого государства. Каждый древний полис строил в честь нее святилища. Греки подносили щедрые дары богине, устраивали пиршества.

Артемида была прекрасной сестрой Аполлона, бога солнца и музыки. Их отцом был могущественный покоритель молний — Зевс.

Богине молились верные жены, чтобы она защитила мужей в бою и подарила потомство, а также воинственные амазонки. Они избрали Артемиду своей главной покровительницей.

Эфес был одним из центральных городов культа вечно юной охотницы Артемиды. Здесь и было решено начать строительство ее храма.

Где находится храм Артемиды и как до него добраться?

Предполагаемый вид храма можно увидеть только на картинке, расположение храма тоже оставалось загадкой. Давно изменились очертания прибрежной зоны и границы стран, по старинным указаниям бродить в поисках можно бесконечно. Обнаружить руины здания помог случай. В 1869 году английский археолог Вуд, проанализировав летописи, нашел приблизительные указания о месте Эфеса. Зная, в каком городе находился храм Артемиды, не составило труда очертить круг поисков, и через год туда выехала крупная экспедиция. Их добычей стали несколько мелких фрагментов. В XX веке удалось раскопать фундамент, восстановить часть колонны и обнаружить среди более поздних элементов остатки первого сооружения, сожженного Геростратом.

Чтобы посетить место, где высился храм Артемиды Эфесской, нужно добраться до поселения Сельчук и выйти на дорогу в Кудашасы, чуть дальше находится нижний вход в древний город.

Осмотр достопримечательности занимает 15 — 20 минут, поскольку от блистательного храма осталась только колонна и красочная история, похожая на сказку. Но поток туристов не иссякает, всем хочется если не прикоснуться к чуду, то хотя бы побывать на месте, где оно существовало.

Доставка и установка колонн

Мраморные колонны, весом около 20 т, нужно было привозить к месту возведения храма из каменоломни, расположенной в 12 км от Эфеса, по топкой, болотистой земле. Тогда Харсифрон (как отмечал Витрувий), гениально решил эту задачу. По его предложению, сколотили четыре балки, причем, длина двух была равна длине колонны.

В конце колонны вделывали железные сердечники и залили их свинцом. В балки же вставили железные втулки, которые надели на сердечники. Таким образом, получилась конструкция, которая представляла собой каток, подобный тому, которым выравнивают беговые дорожки на стадионах.

В прикрепленные длинные жерди впрягли быков. Они тащили брусья по выравниваемой топкой земле и колонны легко котились к месту строительства храма. Затем появились новые трудности, ведь колонны были очень высоки. Тогда применили лебедки, запрягли на них быков. Лебедки подняли и поставили колонны в необходимом месте.

Существовала и легенда, о которой писали античные авторы. Якобы, сама Богиня Артемида ночью появилась на месте строительства храма и установила колонны. Точно так же (далее говорит легенда) ее брат Аполлон помогал возводить свой храм в Дельфах.

Краткое описание, история

Строительством занялись самые известные мастера того времени. В город пригласили из Кносса архитектора Херсифрона. Он создал проект, по которому начал строится храм Артемиды в Эфесе, впоследствии ставший чудом света.

Сооружение одного их самых величественных храмов шло долго и конечно, одной человеческой жизни не хватило. Следующим, кто продолжил строить храм Артемиды в Эфесе, стал сын архитектора Метаген, после него — зодчие Деметрий и Пеонит.

Полностью воссоздать облик храма не удалось, о внутреннем убранстве можно судить только по оставшимся описаниям и уже не определить, факты ли это или художественный вымысел. Достоверно известно, что длина основания составляла 105 м, ширина 51 м. Количество колонн, поддерживающих свод, достигало 127, высота каждой — 18 м. Ко входу вели широкие ступени, портик был украшен искусно высеченными барельефами. Центральную часть опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.

Основным материалом стал мрамор, им же облицована часть внутренних помещений. Перекрытия и часть декоративных элементов выполнили из дерева. Центральной точкой храма был постамент со статуей богини высотой 15 м., инкрустированная драгоценными камнями и золотыми пластинами.

Над постройкой и украшением трудились выдающие мастера древности:

  • рельеф колонн — Скопас;
  • украшение алтарной части — Пракситель;
  • росписи и фрески — Апеллес.

Каждый из них вложил кусочек души в свое творение, поэтому храм был не просто чудом света — им восхищался каждый, кому довелось побывать в нем или даже посмотреть на величественное здание издали. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для почитания богини.

Место для постройки искали долго. Жители и мастера, наученные горьким опытом обрушения предыдущих конструкций, подошли к решению вопроса творчески. За аксиому взяли факт, что в городе и окрестностях регулярно происходят сильные колебания почвы. Значит, следует их погасить. Путем расчетов пришли к выводу, что болотистая местность меньше подвержена резким сотрясениям. Так были найдены руины древнего капища, на месте которых начали рыть котлован. Чтобы создать надежную основу, гасящую колебания, котлован заполнили углем и шерстью, уложив их слоями. В процессе постройки возникало еще много сложных ситуаций, но они успешно решались, благодаря находчивости строителей.

Местоположение и история

Слава Храма Артемиды была известна в эпоху Возрождения , о чем свидетельствует это воображаемое изображение храма на раскрашенной вручную гравюре XVI века Мартина Хеемскерка .

Храм Артемиды был расположен недалеко от древнего города Эфес, примерно в 75 километрах (47 миль) к югу от современного портового города Измир в Турции. Сегодня это место находится на окраине современного города Сельчук .

Священное место ( теменос ) в Эфесе было намного старше, чем само здание Артемизии . Павсаний был уверен, что он предшествовал ионической иммиграции на много лет, будучи старше даже оракульного святилища Аполлона в Дидиме . Он сказал, что доионические жители города были лелегами и лидийцами . Каллимах в своем « Гимне Артемиде» приписал самый ранний теменос в Эфесе амазонкам , чье поклонение, как он представлял, уже было сосредоточено на образе ( бретас ) Артемиды, их богини-матроны. Павсаний говорит, что Пиндар считал, что амазонки-основатели храма участвовали в осаде Афин. Тацит также верил в основание амазонок, однако Павсаний считал, что храм появился раньше амазонок.

Современная археология не может подтвердить наличие амазонок Каллимаха, но рассказ Павсания о древности этого места кажется вполне обоснованным. Перед Первой мировой войной при раскопках Дэвида Джорджа Хогарта были выявлены три последовательных храмовых здания. Повторные раскопки в 1987–88 годах подтвердили, что это место было заселено еще в бронзовом веке , с последовательностью керамических находок, которые восходят к временам Средней геометрии , когда периферийный храм с полом из плотно утрамбованной глины был построен в вторая половина 8 века до нашей эры. Периферийный храм в Эфесе представляет собой самый ранний пример периферийного типа на побережье Малой Азии и, возможно, самый ранний греческий храм, окруженный колоннадами где-либо.

В 7 веке до нашей эры наводнение разрушило храм, оставив более полуметра песка и обломков на первоначальном глиняном полу. Среди обломков наводнения были остатки резной доски из слоновой кости с изображением грифона и Древа жизни , по всей видимости, северной Сирии, а также несколько просверленных капель желтого цвета в форме слезы эллиптического поперечного сечения. Вероятно, когда-то они украшали деревянное изображение ( ксоанон ) Ефесской леди, которое, должно быть, было разрушено или восстановлено после наводнения. Баммер отмечает, что, хотя это место было подвержено затоплению и поднято из-за иловых отложений примерно на два метра между VIII и VI веками и еще 2,4 м между шестым и четвертым веками, его дальнейшее использование «указывает на то, что сохранение идентичности фактического расположение сыграло важную роль в сакральной организации ».

Гераклит положил свою книгу «О природе» как посвящение Артемиде в большом храме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector