Кибуцы в израиле: условия проживания в 2021 году, отзывы
Содержание:
Что такое репатриация
Обычно термином «репатриация» обозначают процесс возвращения пленных, эмигрантов, беженцев и ссыльных на родину. В Израиле репатриация называется «алия» и имеет отличительную черту – большинство евреев, возвращающихся в обетованную землю, там не родились и не воспитывались, многие из них недостаточно хорошо владеют ивритом. Государство заботится о таких переселенцах и всячески помогает им освоиться на новом месте жительства. До сих пор кибуцы играют важную и заметную роль в этом процессе.
Участие кибуцев в программе «Первый Дом на Родине»
Кибуцы Израиля для репатриантов делают многое. Значительная часть этих переселенцев сначала переезжает именно в такие коммуны. Людям, привыкшим к иному образу жизни и другому окружению, адаптироваться на новом месте достаточно сложно. Особенно непросто семьям с детьми, когда человек разрывается между необходимостью приспосабливаться к жизни в новой стране и заботой о близких, которым тоже необходимо адаптироваться. Именно для таких репатриантов в свое время и была создана программа «Первый Дом на Родине».
Особый настрой жителей кибуцев и специфическая форма общественной организации этих поселений помогают репатриантам значительно легче пройти адаптационный период. В последнее время в программу принимают и не семейных людей в возрасте от 28 до 45 лет.
Программа предлагает проживание в кибуцах в течение полугода с правом остаться там еще на такой же срок. В этот период все основные расходы несет государство. Дети посещают детские учреждения кибуцев, славящиеся высочайшим качеством образования даже внутри Израиля.
По окончании первого года можно остаться еще на один в качестве жителя на правах арендатора жилья. Кибуцы по программе в Израиле предлагают прекрасные условия. В частности, дети заняты в детских садах и школах до 16.00 даже во время каникул. В это время они занимаются в различных кружках и секциях. Более подробно читайте об этой программе .
Что такое репатриация
Обычно термином «репатриация» обозначают процесс возвращения пленных, эмигрантов, беженцев и ссыльных на родину. В Израиле репатриация называется «алия» и имеет отличительную черту – большинство евреев, возвращающихся в обетованную землю, там не родились и не воспитывались, многие из них недостаточно хорошо владеют ивритом. Государство заботится о таких переселенцах и всячески помогает им освоиться на новом месте жительства. До сих пор кибуцы играют важную и заметную роль в этом процессе.
Участие кибуцев в программе «Первый Дом на Родине»
Кибуцы Израиля для репатриантов делают многое. Значительная часть этих переселенцев сначала переезжает именно в такие коммуны. Людям, привыкшим к иному образу жизни и другому окружению, адаптироваться на новом месте достаточно сложно. Особенно непросто семьям с детьми, когда человек разрывается между необходимостью приспосабливаться к жизни в новой стране и заботой о близких, которым тоже необходимо адаптироваться. Именно для таких репатриантов в свое время и была создана программа «Первый Дом на Родине».
Особый настрой жителей кибуцев и специфическая форма общественной организации этих поселений помогают репатриантам значительно легче пройти адаптационный период. В последнее время в программу принимают и несемейных людей в возрасте от 28 до 45 лет.
Программа предлагает проживание в кибуцах в течение полугода с правом остаться там еще на такой же срок. В этот период все основные расходы несет государство. Дети посещают детские учреждения кибуцев, славящиеся высочайшим качеством образования даже внутри Израиля.
По окончании первого года можно остаться еще на один в качестве жителя на правах арендатора жилья. Кибуцы по программе в Израиле предлагают прекрасные условия. В частности, дети заняты в детских садах и школах до 16.00 даже во время каникул. В это время они занимаются в различных кружках и секциях. Более подробно читайте об этой программе на сайте «Еврейского агентства».
Развитие кибуцного движения
Для содействия массовой иммиграции и обеспечения еврейского большинства в государстве Палестины была привлечена израильская профсоюзная организация Гистадрут, которой кибуцы стали подчиняться. Постепенно движение росло, производства расширялись, их хозяйственная база становилась крупнее и мощнее.
В концу Первой мировой войны количество сельскохозяйственных коммун достигло в Палестине 8 с общим населением в 250-300 чел. В 1920 г. в стране установилась власть Британской империи, и начался следующий этап строительства кибуцев Израиля (фото ниже). Из Польши и России в большом количестве прибывали переселенцы, члены халуцианских движений. Они активно включались в организацию новых поселений и рабочих коммун с сельскохозяйственным направлением труда. Самое крупное из них — Гдуд ха-авода.
В начале 1920-х были основаны как крупные, так и небольшие кибуцы, общее количество их достигло 176 с населением около 47,5 тыс. чел.: Бет-Альфа и Гева (1921), Дгания-Бет (1920), Эйн-Харод и Ягур, Хеци-Ба (1922) и др.
До 1937-го прошла волна прибывающих евреев, которые спасались от нацистских преследований, а затем иммиграция была запрещена до 1948 г. За эти годы количество населения кибуцев выросло до 84 тыс.
Кибуцы в движении кибуцев
- Адамит (1958)
- Афек (1939)
- Афик (1967)
- Афиким (1932)
- Альмог (1977)
- Аллоним (1938)
- Алумот (1947)
- Амиад (1946)
- Амир (1939)
- Ашдот Яаков Ихуд (1953), из Ашдот Яакова (1924, 1933)
- Ашдот Яаков Меухад (1953), из Ашдот Яакова (1924, 1933)
- Айелет ха-Шахар (1918)
- Бахан (1953)
- Барам (1949)
- Баркай (1949)
- Беэри (1946)
- Бейт Альфа (1922)
- Бейт Гуврин (1949)
- Бейт-ха-Арава (1939)
- Бейт ха-Эмек (1949)
- Бейт ха-Шита (1928)
- Бейт Кама (1949)
- Бейт Кешет (1944)
- Бейт Нир (1955)
- Бейт Зера (1921)
- Бет-Эль (1970)
- Брор Хаил (1948)
- Дафна (1939)
- Далия (1939)
- Дэн (1939)
- Дегания Алеф (1910)
- Дегания Бет (1920)
- Дорот (1941)
- Доврат (1948)
- Двир (1951)
- Эйлон (1938)
- Эйлот (1962)
- Эйн Кармель (1947)
- Эйн Дор (1948)
- Эйн Геди (1953)
- Эйн Гев (1937)
- Эйн Ха-Хореш (1931)
- Эйн ха-Мифрац (1938)
- Эйн-Харод (Ихуд) (1952), из Эйн-Харод (1921-1952)
- Эйн-Харод (Меухад) (1952), из Эйн-Харод (1921-1952)
- Эйн ха-Шлоша (1950)
- Эйн-ха-Шофет (1937)
- Эйн Шемер (1927)
- Эйн Зиван (1968)
- Эйнат (1925)
- Эль-Ром (1971)
- Элифаз (1982)
- Эрез (1950)
- Эшбал (1998)
- Эврон (1937)
- Эяль (1949)
- Гаатон (1948)
- Гааш (1951)
- Гадот (1949)
- Гал Он (1946)
- Галед (1945)
- Ган Шмуэль (1920)
- Гат (1941)
- Газит (1948)
- Гешер (1939)
- Гешер ГаЗив (1949)
- Гешур (1971)
- Гева (1921)
- Гевим (1947)
- Гезер (1945)
- Гевим (1947)
- Гилгал (1972)
- Гинегар (1922), от Дегании Гимел (1920-1922)
- Гиносар (1937)
- Гиват Бреннер (1928)
- Гиват Хаим (Ихуд) (1953)
- Гиват Хаим (Меухад) (1953)
- Гиват а-Шлоша (1925)
- Гиват Оз (1949)
- Глиль Ям (1943)
- Гонен (1951)
- Грофит (1966)
- Геват (1926)
- Гвулот (1943)
- ХаГошрим (1948)
- Хахотерим (1952)
- Хамадия (1939)
- Ханатон (1984)
- Ханита (1938)
- HaOgen (1947)
- Хардуф (1982)
- Харель (1948)
- Ха-Солелим (1949)
- Хацерим (1946)
- Хацор (1946)
- Хазорея (1936)
- Хефциба (1922)
- Холит (1982)
- Хокук (1946)
- Хоршим (1955)
- Хульда (1930)
- Кабри (1949)
- Калия (1974)
- Кармиа (1950)
- Кетура (1970)
- Кфар Блюм (1943)
- Кфар Гилади (1916)
- Кфар ха-Хореш (1933)
- Кфар ха-Маккаби (1936)
- Кфар ха-Наси (1948)
- Кфар Харув (1973)
- Кфар Масарик (1933)
- Кфар Менахем (1937)
- Кфар Руппин (1938)
- Кфар Сольд (1942)
- Кфар Иегошуа (1927)
- Кинерет (1913)
- Кирьят-Анавим (1920)
- Киссуфим (1951)
- Крамим (1980)
- Лахав (1952)
- Лехавот ха-Башан (1945)
- Лехавот Хавива (1949)
- Лохамей ха-Гета’от (1949)
- Лотан (1983)
- Маабарот (1925)
- Мааган Майкл (1949)
- Маале ха-Хамиша (1938)
- Маанит (1942)
- Малкия (1949)
- Манара (1943)
- Маоз Хаим (1937)
- Машабей Садех (1947)
- Мацуба (1940)
- Мааян Барух (1947)
- Мааян Цви (1938)
- Магал (1953)
- Маген (1949)
- Мефальсим (1949)
- Мегиддо (1949)
- Мерхавиа (1929)
- Мезилот (1938)
- Метцер (1953)
- Мево Хама (1968)
- Мисгав Ам (1946)
- Мигван (1987)
- Мишмар ха-Эмек (1922)
- Мишмар Ха-Негев (1946)
- Мишмар ха-Шарон (1924)
- Мизра (1923)
- Наан (1930)
- Нахаль Оз (1951)
- Неот Мордехай (1946)
- Неот Смадар (1989)
- Нетив ХаЛамед-Хе (1949)
- Нетцер Серени (1948)
- Неве Эйтан (1938)
- Неве Хариф (1987)
- Неве Илан (1978)
- Неве Ур (1948)
- Неве Ям (1939)
- Нир Ам (1949)
- Нир Давид (1936)
- Нир Элиягу (1950)
- Нир Оз (1955)
- Нир Ицхак (1949)
- Нирим (1946)
- Ницаним (1951)
- Ор Ханер (1957)
- Ортал (1978)
- Пальмахим (1949)
- Парод (1949)
- Пелех (1982)
- Рамат Давид (1926)
- Рамат ха-Ковеш (1932)
- Рамат ха-Шофет (1941)
- Рамат Рэйчел (1925)
- Рамат Йоханан (1931)
- Рамот Менаше (1948)
- Равид (1981)
- Рейм (1949)
- Регавим (1948)
- Решафим (1948)
- Ретамим (1988)
- Ревадим (1947)
- Ревивим (1943)
- Рош а-Никра (1949)
- Рухама (1944)
- Саар (1948)
- Самар (1976)
- Сарид (1926)
- Саша (1949)
- Сде Бокер (1952)
- Сде Нахум (1937)
- Сде Нехемия (1940)
- Сде Йоав (1956)
- Сдот Ям (1940)
- Шаар ха-Амаким (1935)
- Шаар ха-Голан (1937)
- Шамир (1944)
- Шефаим (1935)
- Шиллер (1927)
- Шомрат (1948)
- Шоваль (1946)
- Снир (1967)
- Суфа (1975)
- Тамуз (1987)
- Тель Кацир (1949)
- Тель-Ицхак (1938)
- Тель-Йосеф (1921)
- Тлалим (1980)
- Тувал (1981)
- Цеэлим (1947)
- Цивон (1980)
- Цора (1948)
- Цова (1948)
- Урим (1946)
- Уша (1937)
- Яд Ханна (1950)
- Яд Мордехай (1943)
- Ягур (1922)
- Yahad (1984)
- Яхель (1976)
- Ясур (1949)
- Йехиам (1946)
- Ифат (1954)
- Йифтах (1948)
- Йирон (1949)
- Изреэль (1948)
- Йотвата (1957)
- Зиким (1949)
История[править | править код]
До создания государстваправить | править код
Молодёжь, прибывшая в Землю Израильскую со второй алиёй 1904—1914 годов, была воодушевлена как идеей национального возрождения еврейского народа на его исторической родине, так и социальными идеями, сочетавшими идеи европейского социализма с социально-этическими идеалами библейских пророков. Осуществление этих стремлений (которые в новое время проповедовали Ф. Оппенгеймер, Н. Сыркин и другие) казалось простым ещё и потому, что в Палестине периода турецкого владычества фактически ещё не сложилось общество, которое следовало бы перестраивать, так что вновь возникающее можно было строить на основе идеологии репатриантов. Эта идеология испытала сильное влияние взглядов А. Гордона, видевшего в продуктивном, в первую очередь, сельскохозяйственном труде залог возрождения еврейского народа. Однако реализация этих стремлений натолкнулась на отсутствие земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного использования, климатические и природные трудности, скудость средств, враждебность турецкой администрации и соседей-арабов[источник не указан 3941 день], а также на недоброжелательное отношение чиновников барона Э. Дж. Ротшильда[источник не указан 1773 дня]. Чтобы преодолеть эти тяжёлые условия, необходимо было создать новый образ жизни, а для выполнения идеологических задач требовалось коренным образом изменить структуру экономической деятельности. Кибуц, основанный на принципе коллективного владения имуществом и средствами производства, равенства в работе, потреблении и социальных услугах, на отказе от наёмного труда, был ответом как на экономические и политические препятствия, так и на идеологические запросы поселенцев, главными выразителями которых стали И. Трумпельдор и Маня Шохат.
Первое основанное на коллективных началах сельскохозяйственное поселение, квуца Дгания, было создано в 1909 году. К концу 1-й мировой войны в стране уже было восемь сельскохозяйственных коммун, в которых состояло, в общей сложности, 250—300 человек.
Панорамный вид кибуца Баркай в районе Вади Ара
С установлением британской власти в подмандатной Палестине () и началом третьей репатриации в Израиль кибуцное движение стало интенсивно развиваться. Многочисленные активисты заселения, прибывшие из России и Польши, включались в существующие или организовывались в новые сельскохозяйственные, а также рабочие коммуны, крупнейшей из которых была Гдуд ха-‘авода. Наряду с небольшими, в начале 1920-х годов были основаны и крупные сельскохозяйственные коммуны: Бет-Альфа, Гева (1921), Дгания-Бет (1920), Кирьят-‘Анавим, Тель-Иосеф (1921), Хефци-Ба (1922), Эйн-Харод, Ягур и другие. За годы британского правления в Земле Израильской число сельхозкоммун и коллективно купленного жилья, возросло до 176, а их население в конце мандатного периода насчитывало 47,4 тыс. человек (около 23 тыс. членов).
После создания государстваправить | править код
С 1948 года основание новых кибуцев несколько замедлилось. Основной людской резерв общин — активисты заселения из Европы — был уничтожен во время 2-й мировой войны. Волна репатриантов, хлынувшая в Эрец-Исраэль после 1948 года, состояла главным образом из евреев Азии и Африки и европейских евреев, переживших Холокост, которые не были склонны к жизни в коммунах, и, обращаясь к сельскому хозяйству, предпочитали им создававшиеся в то время многочисленные мошавы (сельскохозяйственная община, действующая на кооперативных началах).
Тем не менее, число кибуцев продолжало расти за счёт молодёжной алии из Европы и Америки, а также притока уроженцев страны. По переписи 1983 года в Израиле насчитывалось 267 кибуцев, в которых жили около 116 тыс. человек — 69 тыс. трудоспособных членов и 47 тыс. детей и стариков. В еврейском населении Израиля жители кибуцев составляли в указанном году около 3 процентов (до основания государства — 7 процентов).
Образование, обучение и общественная жизнь
Хотя у всех детей коллективного образования были одинаковые условия жизни, и хотя общественное мнение было высоко оценено, педагоги с гордостью подчеркнули тот факт, что индивидуальность оставалась кристально чистой; они очень охотно поддерживали художественное творчество (письмо, рисование и музыка), ведение журналов и чтение книг.
Социальная применимость обучения считалась более важной, чем знания как таковые. Прилагаемые усилия, моральное поведение и социальная вовлеченность рассматривались как эквивалент академических достижений, как и лидерство молодежного движения.
Никакого различия между формальным обучением и другими формами обучения не существовало, и оба они находились под руководством группы образования
Хотя коллективное образование было неизбирательным и все дети имели право на одинаковые условия обучения, не требовалось равных достижений. Детские и молодежные общества считались «живыми организмами, состоящими из разнородных личностей, каждая из которых требует индивидуального внимания».
Никакого различия между формальным обучением и другими формами обучения не существовало, и оба они находились под руководством группы образования. Хотя коллективное образование было неизбирательным и все дети имели право на одинаковые условия обучения, не требовалось равных достижений. Детские и молодежные общества считались «живыми организмами, состоящими из разнородных личностей, каждая из которых требует индивидуального внимания».
Междисциплинарное обучение
Кибуц Ган Шмуэль — междисциплинарное обучение — все о хлебе
Чтобы оставаться верными жизни, как они ее понимали, в кибуцном образовании использовался междисциплинарный метод обучения.
В начальной школе обучение основывалось на повседневной жизни детей: «Пчела и цветок», «Муравей», «Почта» и т. Д. Один междисциплинарный предмет длился от двух до шести недель, в зависимости от возраста.
Учебная программа средней школы была разделена на две части: гуманистическая ( литература , география , общество и экономика ) и реалистическая ( физика , химия и биология ). Кроме того, в программу обучения входили языки: иврит , английский и арабский , математика , гимнастика , рисование, музыка.
Литературные инсценировки
Молодежное общество собиралось раз в год для проведения литературного судебного процесса . Все в школе, включая учеников и команду образования, читали книгу, а затем обсуждали возникшую дилемму, например, о противоречивом персонаже. Школа создаст суд, в который войдут представители всех групп молодежного общества: обвиняемый, судьи, прокурор, защита и свидетели. Судьи и адвокаты были одеты в черные мантии, а остальные участники были одеты в соответствии со своими персонажами. Судебный процесс прошел перед общим собранием школы.
Примеры литературных инсценировок:
- Повелитель Мух от Уильяма Голдинга
- Враг от Pearl S. Buck
- Убить пересмешника , Харпер Ли
Работа
Работа была важным строительным блоком коллективного образования. Маленькие дети работали в непосредственной близости, помогали убирать дом, ухаживали за школьным зоологическим садом и ухаживали за огородом. Старшеклассники работали в сельскохозяйственных отраслях и отраслях, принадлежащих кибуцу. Многие старшеклассницы работали нянями в детских домах младшего возраста.
Такие навыки, как ткачество, шитье, вязание, слесарные и плотницкие работы, преподавались в качестве промежуточного звена между работой и учебой в рамках учебной программы, поэтому прилежные студенты могли стать полупрофессионалами.
Кибуцы на карте Израиля
Сегодня в Республике Израиль насчитывается больше 270 кибуцев. На первый взгляд это впечатляющая цифра, если забыть о небольшой численности основанных на добровольных началах общин. Среднестатистический кибуц объединяет меньше тысячи человек, а всего в них проживает около 2-3% всего населения Израиля.
Примечательно, что население этих сообществ активно росло до начала 1990-х — времени, когда была разрешена свободная иммиграция евреев из Советского Союза. И все же численность этих поселений активно пополняется за счет иммигрантов, привлеченных как атмосферой братства и взаимопомощи, так и изобилием бесплатных благ, включая образование и медицинские услуги.
Как возникали и развивались кибуцы
Наиболее передовыми идеями начала ХХ века считались учения социалистического и даже коммунистического толка. В еврейской среде они совмещались с сионизмом, и в первых потоках переселенцев в обетованную землю было очень много носителей новых социальных теорий. Нужно сказать, что, применяя их на практике, израильтяне сумели добиться прекрасных результатов, заметно отличающихся от достижений других стран, которые встали на путь перестройки общества, основанный на той же идеологии.
В 1909 году переселенцами из Российской империи была основана первая в Израиле сельскохозяйственная община – кибуц. Поселение, которое тогда и назвать так было невозможно, вошло в историю как Дания.
Забегая вперед, скажем, что этот кибуц до сих пор процветает.
Тогда же на землях, с точки зрения агрономов совершенно непригодных для сельского хозяйства, группа молодежи решила организовать поселение и заняться выращиванием пшеницы. Но главным была организация этого общества.
В кибуце изначально отсутствовала частная собственность на средства производства, труд являлся общественным, решения принимались всем коллективом, доходы делились поровну, а точнее, поступали в общественное управление и распределялись по принципу равноправия.
Фактически это коммунистические принципы, но в сочетании с идеологией сионизма они дали прекрасные результаты. Пустыня зацвела, а ее жители смогли обеспечить себе достойный уровень жизни.
Коммуна со своими правилами – вот что такое кибуц в Израиле. Изначально такие поселения были только сельскохозяйственными, но потом правила изменились.
В первой половине ХХ века количество кибуцев стало стремительно расти. В подмандатную Великобритании Палестину массово иммигрировали евреи с территории бывшей Российской империи и из Польши. Британские власти ограничивали приток евреев, и нелегалы находили прибежища в этих коммунах. К окончанию британского мандата на Палестину кибуцев в Израиле было 176.
Жизнь в кибуцах в то время была небогатой. Бедные необработанные земли давали небольшой урожай. Кроме того, жителям постоянно приходилось защищаться от жителей арабских поселений. До сих пор почти все члены кибуцев входят в отряды самообороны, и в офицерском составе израильской армии выходцы из кибуцев занимают доминирующее положение.
С провозглашением независимости еврейского государства в 1948 году интенсивность создания кибуцев существенно снизилась. Причиной этого было уничтожение фашистами огромного количества потенциальных репатриантов на территории Восточной Европы.
Основные переселенцы в это время переселялись в Израиль из Азии и Африки. Переезжали и пережившие холокост евреи Европы. Но никто из них не желал жить по принципам коммуны. В настоящее время в Израиле насчитывается всего лишь около трехсот кибуцев.
Современные кибуцы юга Израиля
Для большинства обывателей понятие кибуц в Израиле отождествляется с понятием колхоза в СССР. На самом деле сходство лишь частичное.
Само слово «кибуц» происходит от слова «квуца» — группа.
Все имущество коммуны принадлежит ее членам, а не государству. И хотя для большинства кибуцев основная сфера деятельности связана с сельским хозяйством, современный кибуц это группа энтузиастов, членов которой объединяет желание жить по своим, особым правилам, отличным от устоявшихся канонов городской жизни. Выбор направления производства товаров или услуг тоже определяется самостоятельно.
Помимо кибуцников в общине могут проживать и работать волонтеры и наемные рабочие из разных стран. Им есть чему поучится у израильтян. По прошествии какого то времени волонтеры увозят с собой на родину
israel experience, израильский опыт.
Часто население кибуца составляет всего 50 – 100 человек. В Элифазе проживают всего 20 семей. Но возможность самим определять свой жизненный уклад в быту и направление в работе, многократно умножают потенциал коммуны. А общность, близких каждому из кибуцников целей и интересов, самореализация позволяют добиться впечатляющих успехов. Примеров тому множество.
Новым репатриантам, приезжающим в Израиль по программе «Первый дом на Родине», кибуцы помогают адаптироваться в новой, незнакомой стране. Для них открыты курсы по начальному изученю иврита — ульпаны.
Многие известные в Израиле люди провели детство и юность в кибуце. Среди них много высокопоставленных военных.
Актриса Сигурни Уивер (х/ф «Чужие») , легендарный гитарист Боб Дилан (Аллен Цимерман), вокалист Duran Duran, Саймон Ле Бон в различные периоды своей жизни тоже жили в кибуцах.
На современном рынке товаров и услуг трудно найти свою нишу, а тем более составить достойную конкуренцию всемирно известным производителям. Однако многие кибуцы, даже пережив не раз трудные времена, сегодня лидируют в своей сфере. Так, овощи и фрукты, выращенные в жарком и засушливом климате пустыни Израиля без применения вредных химических удобрений, можно найти в супермаркетах многих стран мира.
В начале кибуцного движения члены коммун страдали от болезней и тяжелого труда. При этом они находились в тяжелом материальном положении. Не хватало даже еды и одежды. Для поездки в город на складе хранились всего несколько комплектов приличной одежды и обуви.
Но трудности были не только в быту. Кибуц
Хацерим 50 лет назад, оказавшись в тяжелом экономическом положении из-за неплодородной почвы, не сдался. Положение было настолько серьезным, что поднимался вопрос о перенесении всего поселения в другое место. Благодаря упорству кибуцников Хацерим сегодня имеет птицеферму, плантации, разводит скот и производит оборудование для полива. Населяют коммуну около 1000 человек. Именно Хацерим стал полигоном для испытаний первых разработок капельного орошения компании «Нетафим».
По оценкам журнала Forbesего его сегодняшний капитал составляет 1,25 млрд шекелей!
И это далеко не единственный преуспевающий кибуц в Израиле.
Состояние кибуца Сдот-Ям, занимающегося производством мраморных плит, — 3,4 млрд шеек.
Мааган-Михаэль – 835 млн. шекелей. Владеет заводом Пальсан, работает в сфере водных технологий.
Йотвата – 700 млн шекелей. Выпускает молочные продукты.
Изреэль – 480 млн шек.
Рамат – Йоханан – 250 млн шек.
Мааварот – 240 млн шек.
Ревивим – 230 млн шек.
Шамир – 227 млн шек.
Саса – 220 млн шек.
Объединение кибуцев Израиля владеет частью активов компании «Тнува», монополиста на рынке молочных продуктов Израиля.
Всего за несколько десятилетий упорного труда энтузиастов и применения передовых технологий пустынные земли превратились в процветающие хозяйства с миллионным оборотом.
Известно, что около 60% территории страны Израиль занимают каменистые безжизненные земли пустыни Негев. Раскаленный воздух в течении 5 — 6 месяцев в году, нехватка воды, низкая влажность воздуха вот примерное описание климата юга Израиля. Не редки случаи вторжения полчищ саранчи с Синайского полуострова.
Тем не менее, на карте Вы легко найдете кибуцы в долине Арава, у самой границы с Иорданией, вдоль шоссе № 90, связывающего центр страны с курортным городом Эйлат.
Основная стратегия кибуцев юга Израиля — повышение урожайности при снижении затрат на электроэнергию, орошение и расход воды, производство электроэнергии альтернативными методами, сокращение ее расходования.
Эйлот, Элифаз, Йотвата, Грофит, Кетура, Яель, Лотан, Самар, Неот Смадар представляют собой зеленые оазисы посреди безжизненной горной пустыни.
Общий
В 2014 году таких поселений по-прежнему оставалось 272 с численностью населения до 2000 человек. С 1999 года почти не было никаких стартапов. На момент основания Государства Израиль около 8% израильтян жили в кибуцах; в 2014 году это было около 1,8%. Эмиграция началась с 1990-х годов, особенно среди молодежи, которая могла лишь частично быть поглощена иммиграцией из-за границы, например из США, Канады и Европы. Таким образом, общая тенденция к снижению сохраняется с 2010 года, поскольку большинство молодых людей, самое позднее после прохождения осознают, что их жизненные интересы сосредоточены за пределами кибуцев, и больше не возвращаются.
На данный момент членами светского движения кибуцев ( Kibbutz Movement ) являются 256 кибуцев , еще 16 против него в религиозном движении кибуцев ( Religious Kibbutz Movement ).
Член кибуца называется чавер («товарищ», множественное число хаверим ) или в женской форме чавера (множественное число чаверот ) или как кибуцник (множественное число kibbutznikim ).
Другими формами сельскохозяйственных поселений являются более многочисленные (около 400) мошавы , которые организованы в виде кооперативов , а также различные смешанные формы кибуцев и мошав. Другой вариант — мошавот (значительно меньше 100) , которые сопоставимы с европейскими деревнями и с самого начала были созданы благодаря частной инициативе.