Нарвские ворота в санкт-петербурге

Реставрационные работы

Еще во второй половине 19 века (с 1877 г.) начались реставрационные работы, связанные с заменой медных листов на железные из-за сильной коррозии. Через несколько лет сюда переехала часть городского архива, содержащая документы по истории Петербурга.

Затем, в 1920 годах, был начат длительный ремонт ворот, который продолжался до начала Великой Отечественной войны.

Следующая реставрация началась в 1949 г. по проекту архитектора И. Бенуа. За 3 года были заменены кровля, чугунные лестницы, созданы по оставшимся рисунками пострадавшие во время войны декоративные фрагменты статуй: сделан ремонт колесницы, части статуи Ники, лошадей, оружия).

Очередные работы в 1978-1980 гг. были проведены, в основном, на окружающей ворота территории: проложены новые подземные коммуникации и подземный переход, выложена камнем площадь вокруг ворот, построен гранитный поребрик.

Самая последняя реставрация была посвящена 300-летию города: были почищены и обновлены медные листы, обновлены и отреставрированы капители и колонны, внутренние лестницы, заменена крыша. Воротам придали их первоначальный цвет (ярко-зеленый).

Петр I — ворота в Европу

Традиция возводить триумфальные ворота относится ещё к римским временам: через арку в город вступал полководец-триумфатор и его войско, вернувшееся из дальнего похода. Во времена империи возводятся каменные арки, некоторые из которых сохранились по сей день. Эти величественные сооружения прославляли гений того, кому они были посвящены будь то Тит, Траян, Адриан или Константин. Стремясь подражать античным образцам триумфальные ворота появляются и в европейских столицах, а после восшествия на престол царя Петра Алексеевича и в России. Справедливости ради стоит сказать, что триумфальным воротами отчасти можно считать «Золотые ворота» в Киеве и Владимире, построенные при Ярославе Мудром и Андрее Боголюбском соответственно, однако при Петре I возникает совершенно новая традиция строительства многочисленных триумфальных арок для встречи победоносных войск царя на европейский и античный манер.

Великолепные деревянные ворота, украшенные резьбой и золотом, строятся в Москве после взятия Азова: царь с армией подобно античному принцепсу проходит через ворота. В 1705 году Доменико Трезини возводит триумфальные ворота в только что взятой Нарве, затем по просьбе царя повторяет их в Петербурге, а после переводит в камень — сейчас это Петровские ворота Петропавловской крепости. После Полтавской баталии в Москве и Петербурге устанавливается сразу несколько триумфальных арок, для празднования Гангутской победы строится большая трёхпролётная арка на Троицкой площади и отдельная морская арка в устье Невы. Несмотря на такой размах строительства от петровских времён нам достались лишь одни «праздничные» ворота — каменные Петровские, в то время как остальные обветшали и со временем были разобраны. Та же участь постигла арки анненского и елизаветинского времени, что десятки лет украшали Невский проспект, напоминая о победах над турками и шведами.

Вторыми каменными триумфальными воротами Петербурга стали Лифляндские или Екатерингофские ворота, находившиеся по любопытному совпадению на Нарвской дороге. Помимо прославления успехов русского государства при Екатерине Великой и в частности побед над турками во время войны 1768−1774 годов, ворота ещё и функционировали как въездные, так как в то время было принято решение оградить от проникновения в столицу разных нежелательных элементов, для чего начали рыть Обводный канал и насыпать вал рядом с ним. Лифляндские ворота были самыми парадными, именно с них начинался путь императрицы в Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум и Кронштадт. Завершённые в 1784 году ворота простояли почти полвека и были разобраны лишь в конце 1820-х, что связано с историей ещё одних триумфальных ворот.

Иоанновские ворота

Рекомендовать место

5

Иоанновские ворота находятся в Иоанновском равелине Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Цель возведения этой брамы — обеспечить проход с Иоанновского моста через Петровские ворота внутрь крепости.

Проект Иоанновских ворот разработал военный инженер Б. Х. фон Миних, строительство шло с 1738 по 1740 год под руководством Х. Де Марина. Дата окончания строительства – 1740 год – была запечатлена над самим проёмом ворот. Интересно, что во время перестройки из камня Петропавловской крепости, Иоанновские ворота были последним возведенным сооружением — завершением всей работы. Тимпан ворот имеет картуш, украшенную императорской короной в ореоле воинских атрибутов – барабанов, знамён и алебардов.

Парадный фасад был декорирован двумя парами колонн. Внутренний фасад ворот декорирован рустом и розетками.

Памятник Ивану Крылову

Переместимся в Летний сад. Здесь на гранитном пьедестале, с тетрадью и пером в руке восседает Иван Андреевич Крылов. Сам пьедестал украшен персонажами басен Крылова, отлитыми в бронзе.

Кончина великого баснописца в 1844 году стала большой потерей для литературы в целом и Петербурга в частности. В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на создание памятника Ивану Крылову. Победил проект Петра Клодта.

Бронзовая фигура установлена недалеко от главной аллеи Летнего сада. Место выбрано не случайно. По первоначальному замыслу Петра I, в этом месте располагалась статуя Эзопа – древнегреческого поэта, которого Крылов весьма уважал и многократно пересказывал на русский язык.

Памятник Ивану Крылову занял почётное место не только в Летнему саду, но и в литературе. Он неоднократно упоминался в стихотворениях и мемуарах. Вот так описал его поэт Иван Майков:«С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,Он, точно с старческой неспешностью речей,Рассказывает нам с своих высоких креселПро нравы странные и глупости зверей.И все смеются вкруг, и сам он тихо-весел».

Конногвардейский манеж

Где: ул. Якубовича, д. 1

Джакомо Кваренги спроектировал монументальное здание в стиле классицизма для зимней и летней выучки, а также парадных конных выездок Лейб-гвардии Конного полка. 

Парад у Конногвардейского манежа
Фото К. Буллы, 1903 г.Источник фото

В 1804−1807 годах, в эпоху Наполеоновских войн, манеж были вынуждены строить очень быстро – нужно было успеть к возвращению конногвардейского полка из Европы. Так как  Исаакиевская площадь уже тогда задумывалась как важная архитектурная доминанта Санкт-Петербурга, на оформление нового здания были отпущены большие деньги.

Д. Кваренги. Проект манежа лейб-гвардии Конного полка
Главный фасад. 1800-е гг.
Источник фото

Архитектура лаконична для того времени, только торцевой фасад на площадь разработан более богато – украшен восьмиколонным портиком дорического ордера с фронтоном. По углам здание оформлено пилястрами и завершено антаблементом. Стены и колонны кирпичные, но оштукатуренные. 

Фронтон был изначально украшен терракотовыми барельефами работы скульптора Давида Иенсена, но они были демонтированы в советское время. Тогда же в освободившемся пространстве вместо императорского орла разместили серп и молот. После развала СССР их убрали. В ходе реставрации было решено не восстанавливать дореволюционные барельефы и оставить фронтон пустым.

К концу строительства в Италии были заказаны уменьшенные копии Кастора и Поллукса, украшающих известный Фонтан диоскуров перед римским Квиринальским дворцом.  Этих братьев-близнецов в Древнем Риме считали олицетворением воинской доблести и покровителями военной кавалерии. Каждая скульптурная композиция представляет собой юношу, укрощающего коня. Однако итальянскому скульптору Паоло Трискорни понадобилось три года для их изготовления и еще шесть лет для доставки статуй в Санкт-Петербург. Лишь в 1816 году скульптуры установили по обеим сторонам портика. Они были хороши: перед созданием знаменитых скульптурных групп Аничкова мост П. К. Клодт изучал эти статуи. Впрочем, простояли они здесь недолго: после строительства Исаакиевского собора духовенство потребовало удаления скульптур, и их перенесли к Конногвардейским казармам. 

Конногвардейский манеж в 1912 году.Источник фото

Скромный облик Конногвардейского манежа постепенно переставал соответствовать зданию Сената и Синода и перестроенному зданию Адмиралтейства. В 1872–1873 годах фасад частично скорректировал архитектор Д. И. Гримм, который опирался на первоначальные нереализованные задумки Кваренги. Тогда боковые фасады манежа украсили парными трехчетвертными колоннами, а на фронтоне появились статуи.

В 1977 году после капитальной реконструкции в здании был открыт центральный выставочный зал. Сегодня здесь находится центральный выставочный зал «Манеж».

Очередь на выставку И. Глазунова в Манеже
Ленинград, 1979 г. «Город, которого нет»Источник фото

Памятник Николаю I

Между Мариинским и Исаакиевским дворцом стоит один из самых знаменитых петербургских памятников – император Николай I на прекрасном коне. Над ним трудилась команда мастеров:

  • проект принадлежал Огюсту Монферрану;
  • Пётр Клодт выполнил фигуру императора на коне;
  • три барельефа, украшающие пьедестал, выполнил Николай Рамазанов;
  • Роберт Залеман создал четыре женские фигуры – Силу, Мудрость, Правосудие, Веру.

На первом эскизе Клодта император возвышался на спокойно стоящем коне. Монферран отмёл идею – по его задумке, памятник должен был гармонично соединить ансамбли Мариинского и Исаакия. Архитектору хотелось большей экспрессии и динамики. Тогда Клодт предложил новый эскиз: на нём конь, вздыбившись, стремится вперёд, опираясь лишь на задние ноги, а император – в парадном костюме – спокойно и прямо сидит в седле.

Техническое воплощение статуи – виртуозное мастерство скульптора. Пётр Клодт произвёл точнейшие расчёты, чтобы вес фигур императора и коня равномерно распределился и держался всего на двух точках опоры. Чтобы воплотить задумку в жизнь, Клодт заказал специальные подпоры весов 60 пудов. Они были призваны увеличить прочность памятника, его монументальность.

Кстати, именно эта «изюминка» спасла памятник от гибели после Октябрьской революции. В годы, когда было принято уничтожать всё, напоминающее о монархическом режиме, памятник императору Николаю I уцелел лишь потому, что был признан уникальным с точки зрения технического воплощения.

Берёзовые ворота

Рекомендовать место

3

В городе Гатчине, который находится в Ленинградской области, в Дворцовом парке, расположены Берёзовые ворота. Они были построены по проекту Винченцо Бренны еще в XVIII веке. Ни в одном из пригородов Санкт-Петербурга не найти подобных по архитектонике дворцово-парковых сооружений. Это одно из самых великолепных творений архитектора.

Ворота строились в период с 1795 по 1798 год. Верхние площадки кордегардий использовались как обзорная точка Дворцового парка. По окончанию Великой Отечественной войны, сооружение было отреставрировано и консервировано. Объект состоит из 3 частей. Основной массив – это две симметричные прямоугольные кордегардии, которые поддерживают верхнюю часть ворот, возвышающуюся над высоким арочным проездом. Верхушку павильонов украшают карнизы с каменными балясинами. Конструкция напоминает свод, расположенный на карнизах пилонов.

С внутренней стороны ворот есть входы в помещения, освещающиеся через окна торцевых фасадов. Высота ворот составляет 12, 7 метра. Нижняя часть павильонов выделена небольшим цоколем. На фасадных сторонах кордегардий можно увидеть ниши, над ними находится фигурный край очень рельефного панно. А еще выше виднеется антаблемент классического стиля, охватывающий 4 стороны всех кордегардий.

Это триумфальное монументальное сооружение, имеющее равную высоту и ширину, и идеальные пропорции и соотношения. Оно является культурно-историческим памятником государственного значения.

Координаты: 59.56961100,30.11369400

Адрес и режим график работы музея Нарвские ворота в СПб

Адрес музея Нарвские ворота: пл. Стачек (метро «Нарвская»)

Телефон: (812) 786 97 82

Так как Нарвские ворота
являются памятником , то точного адреса у музея нет, но это не значит, что вам
трудно его будет найти. Его хорошо видно с любой точки площади Стачек.

Режим  график работы музея Нарвские ворота в 2019 г.:

День недели Время работы
Понедельник Выходной
Вторник Выходной
Среда с 14:00 до 20:00, касса до 19:00
Четверг с 11:00 до 17:00, касса до 16:30
Пятница с 11:00 до 17:00, касса до 16:30
Суббота с 11:00 до 17:00, касса до 16:30
Воскресенье с 11:00 до 17:00, касса до 16:30

Стоимость билетов  музея  Нарвские  ворота в 2019 г. в Санкт-Петербурге

Билеты: полный — 100 руб.,
льготный — 50 руб.

В настоящий момент Нарвские
триумфальные ворота входят в состав Государственного музея городской скульптуры
Санкт-Петербурга.

Ассигнационный банк

Где: Садовая ул., д. 21

В XVIII веке Российская империя постоянно вела военные действия, которые значительно били по государственной казне. Особенно было в ходу серебряные монеты, так как они ценились на европейских рынках и были средством международных расчетов. Из-за этого казна стала испытывать дефицит серебра, а использование монет в таком количестве доставляло физические неудобства. По примеру Германии было решено наладить выпуск бумажных денег – ассигнаций, которые по замыслу могли свободно обмениваться на звонкую монету и приниматься в качестве законного платежного средства.

Так в 1769 году был основан Ассигнационный банк, а в 1782 году императрица Екатерина II повелела построить дня него специальное здание. 5 мая 1783 года был утвержден проект Кваренги, но первоначальный замысел менялся во время строительства несколько раз. 

Для банка выделили весь освободившийся после сгоревшего Морского рынка участок между Садовой улицей, Екатерининским каналом и поперечными переулками.

Главный центральный корпус был предназначен для непосредственной работы учреждения.  Одноэтажные открытые галереи соединяли его с боковыми корпусами-кладовыми для хранения денег. Позже галереи надстроили и застеклили.

Центральная часть фасада здания со стороны Садовой ул.Источник фото
 

Художественную чугунную ограду со стороны Садовой улицы установили в 1791 году. Она выполнена в Петрозаводске по рисунку Кваренги. Считается, что за основу была взята ограда Летнего сада. Копия, выполненная Кваренги, хранится в собрании Национального музея в Варшаве. 

Чертежи оградыИсточник фото

С 1799 по 1805 год здесь находился Банковский монетный двор. До 1817 года в здании выпускали ассигнации, а в 1843-м банк закрыли за ненадобностью – как раз тогда в обиход ввели государственные кредитные билеты. В 1860-х годах в железных павильонах-беседках во дворе со стороны Садовой публично сжигали износившиеся бумажные деньги. Это событие привлекало много зрителей.

3 июня 1930 года здесь открылся Ленинградский Финансово-Экономический Институт (ныне – Университет Экономики и Финансов), который занимает здание и сейчас.  

В 1967-м году в связи со 150-летием со дня смерти зодчего перед бывшим Ассигнационным банком установили памятник-бюст Кваренги скульптора Л. К. Лазарева. И это вполне логично. По мнению ряда исследователей, работа над зданием Ассигнационного банка стала первой для Кваренги в Санкт-Петербурге.
 

Открытие каменных Нарвских ворот

Торжественные мероприятия, посвященные открытию Нарвских ворот, прошли 17 августа 1834 г. и были приурочены к годовщине Кульмской битвы (одного из знаменитых сражений, состоявшегося в 1813 г. в Богемии). Все полки, названия которых были выгравированы на воротах, почетным и торжественным маршем в присутствии императора России прошли под аркой.

Такое красивое шествие вызвало бурю восторга среди нескольких тысяч зрителей, собравшихся на площади. Все они приветствовали героев Бородинского и многих других сражений Отечественной войны 1812 г.

Была выпущена памятная медаль из бронзы, посвященная открытию Нарвских ворот в Петербурге. На ее лицевой стороне расположены цифры с датами русско-французской войны, на оборотной — вырезаны изображение ворот и памятная надпись. Такие медали были вручены 55 генералам-гвардейцам (служившим в 1812-1815 гг.), 10 членам Комитета по сооружению ворот (в т. ч. Стасову) и 5 наследникам генерала Уварова. Одна медаль была передана на хранение в Эрмитаж, где и находится сейчас.

Стиль и творчество

Кваренги известен как самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре

В основе этого течения – следование композиционным принципам классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима, а также внимание к достижениям искусства римского классицизма начала XVI века. Его успешному распространению способствовал трактат венецианца Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре», впервые появившееся на свет в 1570 и выдержавшее множество переизданий. 

Современник архитектора аббат Тропп писал:

«Его зовут Кваренги, но он лучше известен как «Тень Палладио» – прозвище, данное ему за его страсть к этому великому архитектору, и он обычно так подписывается на визитных карточках, оставляемых друзьям».  

В творчестве Палладио его последователи ценили прежде всего:

  • симметричность, компактность и завершенность планировки;
  • строгую упорядоченность и отказ от избыточной декорации, редуцированной до элементов классических архитектурных ордеров;
  • фасады с фронтонным портиком, похожим на портик античного храма, расчленение их  полуколоннами или пилястрами;
  • окна без обрамлений;
  • органическую связь архитектурного сооружения с окружающей средой;
  • композиционные схемы: группировка помещений вокруг внутреннего двора, 3-частная композиция из главного корпуса и крыльев, соединенных галереями, купол на главной оси фасада позади фронтонного.

Кваренги трудился в столице Российской империи, в Москве, Харькове, Курске,
Новгороде-Северском… За свою долгую архитектурную жизнь в Петербурге мастер построил: 

  • 1781–1794: Английский дворец в Петергофе (разрушен в 1942);
  • 1783–1784: усадьба «Кирьяново», дача Е. Р. Дашковой – пр. Стачек, 45;
  • 1782–1784: Смоленская церковь в Пулкове (разрушена в 1944);
  • 1782–1783: Коллегия иностранных дел – Английская наб., 32 A;
  • 1782–1788: концертный зал в Царском Селе;
  • 1783–1785: Академия наук – Университетская набережная, 5;
  • 1783–1787: Эрмитажный театр – Дворцовая набережная, 32;
  • 1783–1799: Ассигнационный банк – Садовая улица, 21;
  • 1788: Дом Салтыкова – Дворцовая набережная, 4;
  • 1789–1793: дворец Юсуповых на Садовой улице – Садовая улица, 50А;
  • 1790-е: Малый гостиный двор – улица Ломоносова, 2;
  • 1792–1796: Александровский дворец в Царском Селе;
  • 1798–1800: Доходный дом Жеребцовой – Дворцовая набережная, 10;
  • 1798–1800: Мальтийская капелла и церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи в составе архитектурного комплекса Воронцовского дворца;
  • 1800–1801: Павловский дворец: жилые покои императрицы Марии Федоровны;
  • 1804–1807: Екатерининский институт – набережная реки Фонтанки, 36;
  • 1804–1807: Конногвардейский манеж – улица Якубовича, 1;
  • 1806–1808: Смольный институт – Смольный проезд, 1;
  • 1814: деревянные Нарвские триумфальные ворота (позднее перестроены в камне и металле В. П. Стасовым).

Как много пришлось работать Кваренги, видно из его письма своему другу римскому граверу Вольпато:

«У меня так много-много работы, что я едва нахожу время есть и спать. Без преувеличения могу сказать Вам, что среди многочисленных зданий, относительно которых императрица пожелала, чтобы их проекты были составлены мною и чтобы я руководил их постройкой, нет ни одного, которое не требовало бы для этого всего человека».

Архитектор был неутомим: он строил дворцы, загородные усадьбы, театры, гостиные дворы, частные дома, церкви, банк, биржу… Обо всем упомянуть невозможно. О деятельности Кваренги в России пишут целые монографии, поэтому в нашей небольшой статье мы остановимся только на некоторых его работах. 
 

Арка Главного штаба

Построен Главный штаб в 1819-1829 годах. Главный зодчий арки был К. И . Росси, декор фасада, внутренних помещений и скульптуры были разработаны и выполнены С. Пименовым и В.И. Демут-Малиновским. На сегодняшний день Главный штаб – это одно из зданий принадлежащих Эрмитажу. Ранее там были расположены различные министерства.

Смысловым центром всей архитектурной композиции является арка Главного штаба. Она была возведена как завершающий элемент, смысловой центр архитектурной композиции и посвящена военным событиям 1812 года. Она была открыта 4 октября 1828 года.

Украшена арка большим колицеством декоративных элементов. Можно выделить различные барельефы и скульптуры, а также часы, механизм которых сохранился до наших дней и отлично функционирует.

Главная и самая масштабная композиция расположена на самом верху – это колесница, запряженная шестью лошадьми. В колеснице находится Ника – крылатая богиня победы. В одной руке у нее лавровый венец, а в другой штандарт.

История строительства

Весной 1814 года стало известно о победоносном возвращении из заграничного похода русских героев-воинов. Все жители с воодушевлением начали готовиться к их торжественной встрече. На экстренном заседании Сената, созванном по инициативе генерала Вязмитинова, было решено возвести Триумфальную арку на пути следования гвардейских полков.

Деревянные Триумфальные ворота

Так как времени для создания монументального строения из камня или другого долговечного материала оставалось очень мало, из алебастра и дерева построили временное. Автором проекта стал архитектор Кваренги. Арку для торжественного прохода войск возвели на Нарвской заставе, находящейся на самой окраине города (отсюда и название монумента), недалеко от Обводного канала. На строительство ушло немного более 30 дней.

Сооружение венчал скульптурный ансамбль – фигура древнегреческой богини Славы на колеснице, запряженной шестью лошадьми. Выполнена композиция по проекту скульптора И. Теребенева. На стенах золотистой краской выведены надписи, где указаны названия полков, участвующих в боях, и благодарственные слова от русского народа. В нижней части строения установлены статуи римских легионеров.

По обеим сторонам колоннады строители соорудили трибуны для встречающих и амфитеатр для военного оркестра. Александр I, его семья и влиятельные гости должны были расположиться в специально построенных крытых галереях. Все жители, как простые люди, так и высокопоставленные, с ликованием встречали победоносные полки, среди которых Семеновский, Преображенский, Егерский и другие. В этом году русские войска еще четыре раза с июля по октябрь с триумфом проходили через них в город.

После проведения торжественных мероприятий территория вокруг монумента стала популярным местом, местной достопримечательностью – горожане встречались здесь в праздничные и выходные дни. Но материал, из которого возвели арку, был недолговечным (дерево и алебастр), и через 10 лет постройка начала постепенно разрушаться. Власти Санкт-Петербурга подняли вопрос о демонтаже сооружения, но большинство жителей, среди которых были участники боевых действий 1812 года, выступили за его реконструкцию. На престоле в это время был император Николай I, он приказал построить новое, каменное сооружение.

Строительство каменных ворот и обшивка медными листами

Вторично арку в память об участниках Отечественной войны возвели в 1827—1834 годах по проекту В. П. Стасова. Авторы скульптор С.С. Пименов П. К., Клодт, В. И. Демут-Малиновский. В отличие от первой постройки, сделанной из дерева, для строительства новой использовали прочный кирпич, при этом архитектура конструкции в основном осталась без изменения. Из медных листов были созданы детали, украшающие фасад. Кроме того, здесь установили фигуры древнерусских витязей. Строение имеет много отличий от объектов, которые возводились в то время – это отсутствие многочисленных деталей, строгость конструкции.

Этапы реставрации

Медные листы, которые использовали при строительстве, через несколько лет начали покрываться коррозией, в этом немаловажную роль сыграл влажный климат Северной столицы. В конце 70-х началась первая реставрация под руководством архитектора М. И. Рылло. После окончания работ в помещении разместили архив городской Думы, но он сгорел во время Февральской революции – бастующие солдаты и рабочие подожгли памятник. Кроме того, повредились бронзовые украшения.

В 1925 г. приступили к надолго затянувшемуся очередному ремонту арки, закончить реставрационные работы не дала начавшаяся Вторая Мировая война. Во время военных действий строению был нанесен значительный урон во время авианалетов, так как недалеко проходила линия фронта. Еще раз через нее с триумфом прошли советские солдаты, победившие в кровопролитной войне. Послевоенную реставрацию продолжили в 1949 году по проекту И. Бенуа. Работы шли почти три года, в результате были заменены кровля, винтовые лестницы и покрытие пола. Восстановлены элементы декора и повреждённые части памятника.

Во время ремонта в 1978-1980 годах оборудовали площадку вокруг памятника, заменили устаревшие инженерные коммуникации. Оборудовали подземный переход – теперь добраться до арки можно удобно и безопасно. Отремонтировали крышу и вычистили медные листы, часть их, как и детали орнамента, заменили на новые. Отреставрировали нижнюю часть колонн, внутренние винтовые лестницы, восстановили оригинальный цвет. Не удалось лишь привести в порядок лицо Богини Славы, которое, предположительно, пострадало от вибрации городского транспорта.

Арка Победы в Красном Селе

Бытовала легенда, что для того чтобы достойно встретить наши войска после Второй Мировой войны на территории Ленинграда была спроектирована серия триумфальных ворот и арок. Строительство шло быстро, за неделю, на скорую руку был осуществлен весь проект. Самая известная арка расположилась вблизи метро «Автово».

Ворота возводились из досок и раствора гипса. Декорированы они были надписями «Слава победителям», барельефами вождей.

Буквально через несколько недель ворота начали разрушаться. А спустя год поле окончания Великой Отечественной войны был проведен конкурс на лучший проект для создания полноценных долговечных арок. Но проекту не суждено было быть воплощенным в жизнь.

В 2015 году, к очередному юбилею Дня Победы была открыта Триумфальная арка в Красном Селе.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 643 times, 1 visits today)

Василий Стасов — архитектор-новатор

В том же году успели заложить фундамент будущих ворот: в землю было вбито почти 1100 восьмиметровых свай, на которые были положены плиты из разных материалов общей толщиной более 5 метров. Первоначально ворота были задуманы мраморными, однако Стасов внёс неожиданное предложение: выстроить арку из кирпича и облицевать медными листами. Это застопорило строительство на долгих три года и лишь в 1830 году были окончательно согласованы все нюансы и сметы новой арки (а год до этого ворота 1814 года были разобраны), и строительство развернулось с новой силой, не прекращаясь ни зимой, ни даже во время знаменитой эпидемии холеры в 1831 году.

За полтора года удалось целиком возвести кирпичную арку, на которую ушло более полумиллиона кирпичей, и уже в октябре 1831 года приступили к её облицовке медью. «Обшивку» изготавливали на Александровском (совр. Пролетарском) заводе в Петербурге, для чего рядом с цехами была изготовлена деревянная модель в натуральную величину, а для изготовления медных листов использовалась специальная «чеканная» медь, взятая из запасов Монетного двора — всего более 5,5 тысяч пудов (90 тонн). Высота самой арки составила 30 метров, ширина — 28.

Не обошлось без происшествий: 2 января 1832 года у ворот вспыхнул пожар, уничтоживший леса, построенные вокруг арки для установки медных листов, и повредивший гранитный цоколь постройки, что потребовало ремонта и некоторых переделок и серьёзно отдалило завершение строительства. И всё же к сентябрю 1833 года арку удалось «одеть в медь», что было несомненным успехом самого Стасова и его горячего сторонника Алексея Николаевича Оленина — президента Академии Художеств, стараниями которого необычная идея по обшивке кирпичных ворот медью была претворена в жизнь.

Основание арки было украшено фигурами воинов, на аттике разместилась скульптурная группа: колесница, запряжённая шестью лошадьми, выполненных малоизвестным тогда скульптором Петром Клодтом, управляемая Славой, работы прославленного Пименова. На самой арке нанесена надпись на русском и латыни: «Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное отечество в 17 д. августа 1834», причём на латыни вместо слова «преторианцы» было использовано слово «легион», чтобы лишний раз не напоминать императору Николаю об обстоятельствах его восшествия на престол.

Ворота были открыты на двадцатилетнюю годовщину Кульмского сражения, где гвардейские полки сражались героически, сумев спасти союзную армию от уничтожения, а русского и австрийского императоров от плена. На открытие ворот была выбита памятная медаль на аверсе которой изображены сами ворота и выгравирована дата открытия, а на реверсе Всевидящее Око в лучах славы и годы Отечественной войны и Заграничного похода. На церемонии присутствовал сам государь, а под аркой прошли гвардейские полки, названия которых выгравированы на пилонах ворот, возглавляли шествие дворцовые гренадёры, рота которых была учреждена несколькими годами ранее из наиболее отличившихся и заслуженных ветеранов войн с Наполеоном.

Любопытно, что изначально архитектор планировал разместить в помещениях ворот залы особого музея, посвящённого Отечественной войне и гвардии, однако его желание сбылось лишь спустя два века: сейчас там размещена экспозиция мемориального музея «Нарвская застава». А сами ворота ещё немало повидали на своём веку: 9 января 1905 года они стали немыми свидетелями расстрела рабочей манифестации, вошедшей в историю под названием «Кровавое воскресенье», осенью 1941 года через ворота проходили полки Ленинградского фронта, отправлявшиеся на передовую, летом 1945 — части Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса, вернувшиеся из Прибалтики и принявшие участие в Ленинградском Параде Победы

Александровский дворец в Царском Селе

Где: Пушкин, Дворцовая ул., д. 2

Александровский дворец в Пушкине, или по-старому Новый Царскосельский дворец, считается одной из важнейших работ Кваренги. Архитектор возводил его по распоряжению императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию ее внука, великого князя Александра Павловича в 1792–1796 годах. Сначала планировали строить дворец в Петербурге, но потом перенесли в Царское Село. 

Вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам, центр главного северного фасада украшают две колоннады коринфского ордера. Образованный ими внутренний дворик владельцы использовали летнюю столовую, поскольку отсюда открывался чудесный вид на парк. В этом видна связь дворца как летней резиденции с виллами севера Италии. Такой открытый зал – смелое для дождливого климата архитектурное решение, и отчасти его можно объяснить сильной тягой зодчего к искусству родной Италии. 

Две статуи, изготовленные на Александровском чугунолитейном заводе, перед колоннадой дворца появились намного позже – в 1838 году:

  • «Юноша, играющий в бабки» отлит по модели Н. С. Пименова;
  • «Юноша, играющий в свайку» – по модели А. В. Логановского.

Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания более скромен и украшен полуротондой со сферическим куполом.

В начале XX века, при императоре Николае II, Александровский дворец стал основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни: здесь принимались дипломаты и почетные гости, праздновались 300-летие дома Романовых и 200-летие Царского Села. Утром 1 (14) августа 1917 года из Полукруглого зала этого дворца царскую семью Романовых отправили на станцию Александровская в сибирскую ссылку. Оттуда они были переправлены в Екатеринбург, где летом 1918 года расстреляны.

После 1918 года дворец успел послужить музеем, домом отдыха сотрудников НКВД, детским приютом имени Юных Коммунаров, немецким штабом, гестапо с тюрьмой, депозитарием Института русской литературы и военно-морским училищем. Во время Великой Отечественной войны и оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещался немецкий штаб и гестапо, в подвалах – тюрьма; площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС. В середине 2009 году Министерство Обороны Российской Федерации полностью передало дворец в пользование ГМЗ «Царское Село». В июне 2010 года, в дни празднования 300-летия Царского Села, в Александровском дворце были торжественно открыты после реставрации три парадных зала – Полукруглый зал, Портретный зал и Мраморная гостиная.

Дворец Юсуповых на Садовой улице

Где: Садовая ул., д. 50А / Наб. р. Фонтанки, д. 115

Усадьба князя Бориса Григорьевича Юсупова, петербургского губернатора в 1749–1750 годы, на реке Фонтанке в середине XVIII века считалась одной из богатейших в городе. Тогда здесь располагался роскошный дворец в стиле барокко, в плане представлявший собой букву Н. Из-за прокладки сквозной набережной и завершения благоустройства берегов Фонтанки в 1790-х Джакомо Кваренги перестраивает дворец для князя Николая Борисовича Юсупова, занимавшего много постов, в том числе директора Императорских театров (1791–1796) и директора Эрмитажа (1797). 

Следы барокко в этой работе зодчего сегодня совсем незаметны. Кваренги сохранил объем и стены существующего здания, но полностью изменил интерьеры и фасад в соответствии с требованиями классицизма. 

Обновленный дворец переместился вглубь сада, а место на набережной заняли жилые корпуса и хозяйственные помещения, возведенные в форме полукруга. По центру фасада появился открытый тамбур с ведущим к нему пандусом. Боковые флигели украшены лоджиями с тосканскими колоннами, которые отличаются от дорических гладким фризом и отсутствием желобков. Противоположный садовый фасад украшен шестиколонным портиком ионического ордера на террасе, с ведущей к нему широкой лестницей.  

Решетка, ограждающая дворец и прилегающий к нему сад со стороны Садовой улицы, появилась позднее. Ее создали в 1836–1840 годах инженеры К. Кольман и В. Р. Трофимович.

Сегодня в здании находится Петербургский государственный университет путей сообщения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector