Путеводитель по правительству и политической системе швейцарии
Содержание:
Референдумы
Референдумы можно назвать гордостью Швейцарии и её визитной карточкой, ведь с 6 июня 1848 года (когда была принята первая Конституция, сделавшая Швейцарию де-факто федерацией) по 22 февраля 2020 года было проведено более 656 референдумов. Они делятся на следующие типы:
- Факультативный референдум позволяет гражданам требовать вынесения на всенародное голосование закона, одобренного Федеральным собранием. Для его проведения необходимо собрать 50 000 подписей в течение 100 дней с момента публикации закона;
- Народная инициатива позволяет гражданам выступать с предложениями о внесении поправок в Конституцию или расширении её действия. Сила народной инициативы заключается в том, что граждане могут предложить к обсуждению соответствующим органам конкретную тему или призвать к её повторному рассмотрению. Для того, чтобы инициатива была вынесена на народное голосование, требуется собрать 100 000 подписей в течение 18 месяцев. В ответ на народную инициативу власти могут предложить свой собственный проект в надежде, что народ и кантоны отдадут ему предпочтение;
- Обязательный референдум. Проведение референдума является обязательным в случае внесения парламентом любых изменений в Конституцию. Это означает, что мнение народа по этому вопросу должно быть учтено в обязательном порядке. Вопрос о присоединении Швейцарии к некоторым международным организациям также решается путём проведения обязательного референдума.
При этом в Швейцарии действует необычная система референдума на уровне Федерации, в которой, помимо голосов самих избирателей, считаются и голоса кантонов – то есть, если жители кантона проголосовали против, то это считается голосом кантона против. И тут есть ещё одно отличие кантонов от полукантонов – их голос считается не как голос кантона, а как ½ голоса кантона.
Пример агитации по референдуму в кантоне Берн против получения гражданства лицами, совершившими уголовное правонарушение; получателями социальной помощи; плохо владеющими официальным языком; и другими, плохо интегрированными в швейцарское общество
Но появляется вопрос: если народ проголосовал «за» или «против», но по кантонам результат иной, то что делать? Согласно 139 статье Конституции, если так произойдёт, то проект в силу не вступает. Помимо федеральных, также проводятся референдумы как кантональные, так и муниципальные.
Подытожив, можно отметить, что в системе политического устройства Швейцарии есть некоторое количество интересных идей (коллективный глава страны, более широкая автономия регионов и так далее), которые можно использовать при разработке политического устройства других стран, в том числе и России.
Телевидение
Телевизионный рынок Швейцарии контролируется созданным в 1931 году «Швейцарским обществом радиовещания и телевидения» («ШОРТ»). Радио- и телевещание ведется на немецком (в действительности практически 80 % «немецкоязычного» телевидения производится на диалектах, очень сильно отличающихся от «литературного» немецкого языка), французском и итальянском (в кантоне Граубюнден — также на романшском) языках. Являясь по форме акционерным обществом, «ШОРТ», тем не менее, как и многие швейцарские акционерные образования в других отраслях экономики, по сути, является государственной структурой, получающей дотации от государства.
Такого рода дотирование официально обосновывается необходимостью поддерживать «заведомо убыточную систему „четырёхъязычного“ национального телевещания», особенно с учетом того, что на территории Швейцарии свободно принимаются телеканалы соседних с ней стран, прежде всего Германии, а также Франции и Италии. Если в 2000 году «ШОРТ» своими силами заработало прибыль в 24,5 млн шв. франков, то уже в 2002 году его убытки составили 4,4 млн шв. франков. К такому результату привели как неблагоприятная экономическая ситуация в стране и отсутствие рекламы, так и рост количества освобожденных от абонементной платы категорий потребителей телесигнала. В связи с этим в 2004 году государство вынуждено было выделить на поддержку «ШОРТ» более 30 млн шв. франков.
Швейцарские телеканалы «СФ-1» и «СФ-2» (выпускаются входящей в «ШОРТ» государственной ТРК «СФ-ДРС») уделяют «прайм-тайм» в основном передачам спортивного и общественно-политического характера, поэтому свои «развлекательные потребности» швейцарский телезритель удовлетворяет, как правило, при помощи зарубежных телевещателей. Что касается частного телевещания, то оно, в отличие от частного радиовещания, так пока и не смогло закрепиться в Швейцарии в качестве реальной альтернативы государственному телевидению.
Частные телеканалы «ТВ-3» и «Теле-24», завоевавшие было почти 3 % швейцарской телеаудитории, не сумели выйти на уровень рыночной самоокупаемости и их работа было в 2002 году прекращена. В начале ноября 2003 года в Швейцарии стартовала ещё одна попытка наладить частное телевидение. Федеральный совет (правительство страны) выдал соответствующую лицензию телеканалу «У-1». Лицензия выдана на 10 лет и даёт право на общенациональную трансляцию «немецкоязычных» программ. К началу 2005 года завоевать сколько-нибудь заметную нишу на рынке швейцарских электронных СМИ каналу так и не удалось.
Причина того, что Швейцария до сих пор остаётся очень сложным для частных телевещателей рынком, заключается, прежде всего, в неблагоприятных рамочных законодательных условиях. Другой причиной является относительно небольшой процент рекламы, размещаемой на телевидении Швейцарии. Если в Германии на ТВ размещается почти 45 % всей рекламы в стране, то в Швейцарии эта цифра составляет всего 18,1 % (на газеты приходится 43 % от всего объёма рекламы в Конфедерации).
Спорт
Лыжный спорт и альпинизм очень популярны в Швейцарии. Такие места, как Давос, Санкт-Мориц и Церматт являются одними из лучших лыжных центров в мире. Отличные условия, снег, широкие склоны, захватывающие дух пейзажи и, прежде всего, швейцарское качество обслуживания являются лишь небольшой частью из списка причин, которые делают Швейцарию одним из лучших направлений зимнего отдыха в мире. Швейцарец Симон Амман является четырёхкратным олимпийским чемпионом по прыжкам на лыжах с трамплина.
Швейцария является страной, в которой идеально совершать походы. Разнообразный ландшафт гарантирует, что каждый найдет себе пешеходные тропы в зависимости от его способностей и желания. Существует обширная сеть из более чем 180 маршрутов.
Швейцария является страной велосипедов. Здесь это больше, чем просто вид деятельности, это здоровый способ насладиться волшебством природы. В стране имеется 3300 километров велосипедных маршрутов, идеальных для всех уровней сложности. Проект «Veloland Schweiz», который был начат в 1998 году, представляет собой сеть из девяти национальных велосипедных маршрутов. В некоторых городах Швейцарии действует программа, по которой велосипед можно взять напрокат бесплатно под некоторый денежный залог или документ.
Ландшафт Швейцарии безупречно подходит для скалолазания.
Вооружённые силы Швейцарии
Вооруженные силы состоят из сухопутных войск и военно-воздушных сил. Сухопутные войска состоят из 9 боевых бригад (2 танковых, 4 пехотных и 3 альпийских (горно-пехотных)), а также из вспомогательных бригад и соединений, учебных соединений. ВВС Швейцарии включают в себя эскадрильи истребителей, вертолетные соединения, соединения наземного ПВО, авиационные базы и обслуживающий персонал.
Вооруженные силы Швейцарии организованы на основе смешанного армейско-ополченческого принципа. Служба в вооружённых силах обязательна для всех граждан мужского пола и обычно составляет 260 дней, распределенных на 10 лет.
Военный бюджет 2,7 миллиарда долларов (2001).
Регулярные ВС около 5000 человек (только кадровый состав).
Резерв около 240 200 человек.
Военизированные формирования: силы гражданской обороны — 280 000 человек. По традиции швейцарцы имеют право хранить боевое оружие дома.
Комплектование: по призыву и на профессиональной основе.
Срок службы: 18-21 неделя (в возрасте 19-20 лет), затем 10 курсов переподготовки по 3 недели (20 — 42).
Моб. ресурсы 2,1 миллиона человек, в том числе годных к военной службе 1,7 миллиона.
Сухопутные войска
При отмобилизовании 320 600 человек, 9 бригад (танковые — 2, горно-пехотные (альпийские) — 3, пехотные — 4).
Вооружение сухопутных войск:
370 танков «Леопард-2»,
319 БРМ,
435 БМП,
1180 БТР,
558 155-мм самоходных гаубиц,
1758 минометов калибров 81 и 120 мм,
3063 ПУ ПТУР (из них 303 СПУТОУ-2),
ПЗРК «Стингер»,
12 512 гранатомётов,
60 вертолётов «Алуэтт-3»,
11 ПКА.
Средства массовой информации Швейцарии
Швейцария, несмотря на чрезвычайную ограниченность её национального рынка, обладает хорошо развитой сетью электронных и «бумажных» средств массовой информации.
Внутренние проблемы
Бешеные цены
При довольно-таки высоких зарплатах местного населения Швейцария способна легко поглотить их бешеными ценами. Стоимость недвижимости в глухих деревушках примерно такая же, как в спальных районах Москвы, причём для того, чтобы снять квартиру надо не только дать денег, но и предоставить гарантии того, что в случае каких-то проблем кто-то оплатит восстановление этой квартиры по тем же заоблачным ценам. Стоимость проезда в местной электричке за зону в цифрах практически такая же как в России, но не в рублях, а в Швейцарских франках, то есть в несколько десятков(!) раз дороже. Стоимость самых простых продуктов питания раза в три дороже, чем в России, и только деликатесы местного производства немного дешевле.
Рёштиграбен
Термином «рёштиграбен» (буквально — ров рёшти) принято обозначать границу между наиболее крупной немецкоговорящей частью Швейцарии, исключительно в пределах которой было ранее распространено картофельное блюдо «рёшти», и франкоговорящей частью страны, являющейся второй по населению и заметно отличающейся по менталитету.
Наличие культурно-языковой границы с XIV века служит причиной вялотекущего внутреннего конфликта, который во второй половине XX века доходил до возникновения террористических организаций, боровшихся за отделение нынешнего франкоязычного кантона Юра от немецкого Берна, в составе которого тот находился с пятилетним перерывом ещё со времён войн с Бургундским герцогством.
В настоящее время культурные различия также видны невооружённым взглядом, в частности, французская часть страны традиционно значительно более открыта связям с внешним миром, чем немецкая.
Verdingkinder
Verdingkinder — Контрактные дети или кабальные дети. До 60 годов, детей могли изъять из семей и передать в другие семьи, где использовали как бесплатную рабочую силу.
Причина — бедность, развод родителей, расизм (цыганская кровь одного из родителей) и т. д.
Историк Марко Леуэнбергер доказал, что в 1930-е годы в Швейцарии проживало около 35 000 вердингкиндеров. Марко полагает, что реальная цифра была куда выше — в промежутке с 1920 по 1970 годы вердингкиндерами были не менее 100 000 детей.
В Швейцарии даже существовали специализированные аукционы, на которых фермеры за символическую плату приобретали вердингкиндеров, чтобы использовать их в качестве бесплатной рабочей силы. В некоторых кантонах 20 % всех работ, связанных с сельским хозяйством, выполняли дети-рабы.
В 2013 году правительство Швейцарии принесло официальные извинения. Компенсации платить не стали.
Конец банковской тайны
Очень долгое время швейцарские банки зарабатывали большие деньги на том, что практически никогда не сотрудничали с иностранными правоохранительными органами, вследствие чего вклады в швейцарских банках считались предельно надёжными. Однако в 1998 году США сумели так выкрутить руки местным властям, что местный парламент принял закон, суть которого сводилась к тому, что «в этот единственный раз мы дадим сведения налоговикам из США и больше ни-ни никогда этого не повторится». Само собой, через некоторое время США снова сделали запрос, и в этот раз получили доступ к банковской информации уже без оговорок о «последнем разе». Как результат, на данный момент надёжность вкладов в швейцарских банках перестала быть какой-то выдающейся, что отрицательно сказалось на их работе.
Экономические проблемы
Швейцария отвязала свой франк от евро, после чего франк моментально вспух на 30 % вверх — если в начале дня за франк давали 0,83 евро, то вскоре после начала торгов он подскочил до уровня в 1,18 евро. Потом, правда, франк отыграл часть роста обратно, до отметки в 1,04. Однако было уже поздно.
Ник Хайек прав, так как укрепление национальной валюты крайне опасно для бизнеса. Швейцарцы практически не производят уникальных товаров. Если швейцарский шоколад подорожает на 15 %, покупатели массово начнут переходить на бельгийский и французский. По качеству он ничуть не хуже.
Швейцария форма государственного устройства
Что же касается Совета кантонов, то он состоит из 46 депутатов, которые также избираются населением, однако в соответствии с мажоритарной системой в большинстве округов по два человека на четырехлетний срок.
3 Органом исполнительной власти является Федеральный совет, состоящий из семи советников федерализации, где каждый из них представляет собой главу одного из министерств. Два советника из этого количества исполняют президентские права конфедерации и, соответственно, права вице-президента.
В Федеральном совете имеется и должность канцлера, который руководит его аппаратом и наделен правом совещательного голоса. 4 Канцлера и членов Федерального совета избирают на общем заседании двухпарламентской палаты на четырехлетний срок.
Ежегодно парламентом из числа членов Совета назначается глава и Вице-президент без передачи правовых полномочий на следующий период.
Основные политические партии (правящая, оппозиция)
Партия — это объединение граждан, которые по основным моментам имеют общее для них представление о том, как должно выглядеть государство и какими правилами должна регулироваться жизнь людей в обществе.
Партия имеет целью посылать своих делегатов в парламент и правительство, влиять на законодательство и принимать участие в формировании политической воли в целом. Для этого составляется программа.
В Швейцарии осуществлять свое влияние пытается большое количество партий. Примечателен тот факт, что членами какой-либо партии вообще являются всего лишь около 10% избирателей. Однако количество членов ни в коей мере не идентично числу сторонников партии.
В Швейцарии нет никаких политически мотивированных ограничений для партий, так что формирование и активность партий ограничиваются единственно общим правопорядком.
В Швейцарии сложилась многопартийная система. На правом крыле стоит Христианско-демократическая народная партия (в прошлом – Консервативная социально-христианская или Консервативно-католическая). Свою основную задачу она видит в защите учения и институтов Римско-католической церкви и в отстаивании прав кантонов, выступает за социально защищённую рыночную экономику.
Левый фланг занимает Социал-демократическая (или Социалистическая) партия, которая выступает за широкие социальные реформы, включая более широкое участие государства в экономической жизни страны, но при соблюдении партнерства между государством и частным предпринимательством.
В центре политического спектра находится Радикально-демократичес- кая партия Швейцарии. Она была действительно радикальной по стандартам XIX в., когда определяла политику страны. В современных условиях эта партия стала относительно консервативной. Выступает за рыночную экономику и политическую и духовную свободу личности.
От этой партии, объединявшей первоначально в своих рядах почти всё городское население, откололась сначала Демократическая партия, а в 1919 г. Партия крестьян, ремесленников и горожан. Первая из них исчезла, а вторая называет себя Швейцарской народной партией. Обе партии представляют интересы среднего сословия крестьян и ремесленников.
Каждая из трёх партий (Христианско-демократическая народная партия, Социал-демократическая партия, Радикально-демократическая партия) удерживает примерно пятую часть всех мест в национальном совете. Такое соотношение сил сохраняется от выборов к выборам, что обеспечивает Швейцарии политическое согласие и стабильность. С 1959 каждая из этих партий имеет по два из семи мест в Федеральном совете, а оставшееся место занимает представитель самой крупной из прочих партий – Швейцарской народной партии (в прошлом – Партии крестьян, ремесленников и бюргеров).
Основанная в 1919 г. протестантская Евангелическая народная партия Швейцарии отвергает любой церковный и государственный абсолютизм, выступает за социально ориентированную рыночную экономику и старается смотреть на все политические вопросы с точки зрения христианского евангелизма.
Основанная в 1944 г. Швейцарская партия труда— коммунистическая партия, борющаяся за национализацию экономики и ликвидацию обороны страны. Она стремится к такой социальной и финансовой политике, которая ориентировала бы все свои интересы на так называемом “маленьком человеке”.
Социалистическая рабочая партия борется против того, чтобы Швейцария являлась правовым государством, которое она намерена ликвидировать революционным путём.
Союз независимых возник в 1935 г. как фракция беспартийных сторонников основателя треста, располагающего крупной сетью распределения потребительских товаров и услуг. Партия выступает за защиту потребителей и социальную ангажированность свободного предпринимательства и одновременно борется с государственным управлением экономикой и односторонней политикой союзов.
Среди других небольших партий: «Зелёные», Союз независимых, Либеральная партия и Партия свободы (бывшая Партия автомобилистов). Последняя, образованная в 1985, защищает права водителей автомашин и выступает за ограничение иммиграции.
Энергетическая политика
Кнопка аварийного отключения Безнауской АЭС . В 2011 году федеральные власти решили постепенно отказаться от ядерной энергетики в Швейцарии.
Энергия генерируется в Швейцарии содержит 55,2% гидроэлектричества , 39,9% от ядерной энергетики , около 4% от обычных источников и около 1% других.
18 мая 2003 года были проведены два референдума относительно будущего ядерной энергетики в Швейцарии. На референдуме « Электричество без ядерной энергии» было предложено принять решение о поэтапном отказе от атомной энергетики, а в Moratorium Plus спросили о продлении действующего закона, запрещающего строительство новых атомных электростанций . Оба были отклонены: Moratorium Plus с разницей в 41,6% за и 58,4% против, а «Электричество без ядерной энергии» с разницей в 33,7% за и 66,3% против. Прежний десятилетний мораторий на строительство новых атомных электростанций стал результатом федеральной народной инициативы, по которой проголосовали в 1990 году, которая была принята 54,5% голосов за против 45,5% голосов против (подробности см. В разделе « Атомная энергетика в Швейцарии» ).
В мае 2011 года из-за аварии на Фукусиме в Японии правительство Швейцарии решило отказаться от планов строительства новых ядерных реакторов. Пять существующих реакторов в стране будут допущены к эксплуатации, но не будут заменены по истечении срока их службы. Последний выйдет в автономный режим в 2034 году.
Общие сведения[править | править код]
Основы швейцарской федеративной парламентской системы были заложены в 1869 году с принятием конституции. Действующая конституция Швейцарии была принята на референдуме 18 апреля 1999 года,
Демократия Швейцарской конфедерации не является парламентской или президентской в чистом виде, а представляет собой форму правления своего собственного образца. Это заключается в наличии двухпалатного парламента и Федерального Совета (правительства), состоящего из 7 членов, выбираемых парламентом. Особенность швейцарского правительства заключается в том, что члены правительства по очереди назначаются на пост президента на срок в один год.
Благодаря сложившейся практике прямой демократии, граждане Швейцарии могут непосредственно влиять на принятие политических решений в стране. Референдумы в Швейцарии проводятся очень часто по самым разным вопросам.
Швейцария имеет очень давние гуманитарные традиции, а ориентация во внешней политике на нейтралитет позволила стране избежать многих опустошительных войн.
CH (Confoederatio Helvetica)править | править код
До 1848 года, когда Швейцария, по сути, превратилась в современное федеративное государство, она представляла собой непрочный союз суверенных кантонов, сотрудничество между которыми в разные периоды истории то усиливалось, то ослаблялось. Несмотря на то, что официальное название страны — Швейцарская Конфедерация, Швейцария является федеративным государством, то есть объединением суверенных кантонов с единым федеральным центром, в отличие от конфедерации — союза независимых государств, имеющих свои собственные властные структуры и объединённых для совместного решения некоторых внутри- или внешнеполитических вопросов. Дело в историческом латинском названии Швейцарии — «Confoederatio Helvetica» (отсюда и буквенное обозначение страны — CH). Слово «Helvetic» восходит к названию древних племен гельветов, ранее заселявших территорию современной Швейцарии.
Кантоныправить | править код
В состав Швейцарии входят 26 кантонов. Некоторые кантоны только немецкоязычные, некоторые — франкоязычные и один кантон, Тичино, — италоязычный. Также есть и двуязычные кантоны, Фрибург, а в кантоне Граубюнден говорят на трёх языках, включая ретороманский.
Кантоны Ури, Швиц и Унтервальден стоят у истоков образования Швейцарского государства. Именно эти три кантона в 1291 году заключили «Союз трех кантонов». С тех пор, к этому союзу присоединялись другие кантоны. Самый молодой кантон — кантон Юра, отделившийся от кантона Берн в 1979 году.
Три швейцарских кантона разделены на полукантоны. Это кантоны Унтервальден (Обвальден и Нидвальден), Базель (Базель сельский и Базель городской) и Аппенцелль (Аппенцелль-Ауссерроден и Аппенцелль-Иннерроден).
Кантон Гларус и полукантон Аппенцелль-Иннерроден уникальны тем, что в них действует прямая демократия. Высшим органом власти в них является ежегодное народное собрание, на котором принимаются важнейшие решения местного уровня.
Общиныправить | править код
Сход граждан общины Зарнен
Низший уровень территориально-административного деления в Швейцарии — община (нем. гемайнде, общее число: 2212). Каждый кантон состоит из нескольких общин, и швейцарец идентифицирует себя в первую очередь с общиной, к которой он принадлежит. Общины, как и кантоны, имеют свои сферу компетенции, которые включают в себя:
- учёт населения;
- взимание налогов (федеральных, кантональных и местных коммунальных);
- социальное обеспечение;
- служба местной полиции;
- здравоохранение;
- организация школ.
Число общин постоянно уменьшается: происходят частые слияния маленьких общин между собой для более лёгкого исполнения своих обязанностей.
Милиционная системаправить | править код
В Швейцарии укоренилась традиция заниматься общественной деятельностью по совместительству. Один из таких примеров — вооруженные силы Швейцарии, организованные по милиционной системе. За небольшим исключением в Швейцарии нет профессиональных солдат. Военнообязанные швейцарцы ежегодно приглашаются на прохождение повторных курсов, совмещая, таким образом, профессиональную деятельность со службой в армии.
Политические функционеры выполняют свои обязанности также по совместительству, и даже члены парламента не являются профессиональными политиками. У такой системы, однако, есть и оборотная сторона: в силу дополнительной нагрузки по времени и сравнительно небольшой денежной компенсации, маленьким общинам становится всё труднее найти людей, согласных представлять их интересы на кантональном уровне и заниматься политической деятельностью по совместительству.