Музей-корабль васа в стокгольме

Общие сведения

В XVII столетии для дальних плаваний на Восток создаётся новый тип судна предназначенный для перевозки грузов. Суда эти не имеют в истории кораблестроения отдельного наименования. Их можно считать развитыми и модернизированными галеонами. Кормовые и носовые надстройки уменьшаются по высоте. Украшения, скульптуры и орнаменты, ранее перегружавшие высокую корму, борта и нос, становятся проще и больше гармонируют с общим обликом судна. Водоизмещение достигает 600 тонн. Суда несут три основные мачты и на конце бушприта дополнительную маленькую мачту с прямым парусом. В своих основных чертах эти корабли не менялись на протяжении более ста лет. Отношение длины корпуса к ширине этих судов становится ещё большим, чем у галеонов. Их шпангоуты изготовляют составными и располагают на небольшом расстоянии друг от друга, особенно в местах больших нагрузок.

В районе установки мачт они изготавливаются двойными. Набор подкреплялся горизонтальным и вертикальными кницами. Как и набор, так и обшивка корпуса выполняются из дуба, причём так, чтобы форма древесины соответствовала форме детали и следовательно, изгиб волокон соответствовал её изгибу.

В результате уменьшается отход древесины и получаются чрезвычайно прочные детали. К шпангоутам дубовые доски крепят при помощи деревянных шипов, стараясь не применять железные гвозди, которые быстро ржавели. Внешняя обшивка корпусов имела толщину 100—150 мм., внутренняя — до 100 мм., поэтому общая толщина, включая шпангоуты, была более полуметра. Швы обшивки проконопачивали паклей, пропитанной смолой. Для защиты от древоточцев, разрушающих подводную часть корпуса, дуб покрывали досками из вяза, предварительно их просмолив. Доски вяза прибивали железными гвоздями так, чтобы их шляпки, касаясь друг друга, создали сплошную металлическую полосу. Всего для постройки требовалось около двух тысяч хорошо высушенных дубов. В зависимости от размеров судна, его внутреннюю часть делили так, чтобы получаемые объёмы можно было использовать наиболее целесообразно .

Для XVII века возможности корабля Vasa и его параметры были впечатляющими. Длина парусника превышала 56 метров, а общая площадь парусов была более 1200 кв.м. Судно главным образом предназначалось для торговых целей (транспортировка различных продуктов из стран Восточной Азии). Но так как пиратство и разбой были очень развиты на морских просторах, для обороны судно было оснащено 24 пушками.

История: Музей Лада может показать множество интересных прототипов

Среди мировых автоконцернов, отечественный автопроизводитель «Лада» имеет не самую лучшую репутацию. Lada – это недорогой автомобиль «без излишеств». Классическая Lada конца 80-х, 90-х и начала 00-х годов XXI века вызывала какие угодно чувства, только не симпатии (не берем в оборот тюнингованные частным образом модели, некоторые из которых действительно выглядели очень даже ничего).

Но на самом деле, история нашего автозавода гораздо многогранее, интереснее и разнообразнее, чем может показаться на первый взгляд. Подтверждением тому служит заводской музей. Где навечно законсервированы десятки и десятки серийных моделей и прототипов, уникальных спортивных и унифицированных автомоделей. Некоторым из них не представилось возможности раскрыть свой потенциал, другим удалось достичь высот в большом спорте, а третьи стали «рабочими лошадками» в миллионах семей не только в СНГ, но и за рубежом.

Использование музея

Военный корабль XVII века Vasa на выставке в музее Vasa

Обычно посетитель входит по сходням , бродит по палубе, затем спускается вниз, обычно используя оригинальные лестницы, что дает представление о том, как перемещалась команда. Интерьер включает восстановленное, но неактивное оборудование, дополненное памятными вещами, включая старые фотографии, пояснительные дисплеи, страницы из судовых журналов, меню и тому подобное. Некоторые добавляют записанные звуковые эффекты, аудиотуры или видеодисплеи для улучшения впечатлений.

В некоторых случаях судовая радиорубка была возвращена в эксплуатацию, и добровольцы использовали радиолюбительское оборудование. Часто присвоенный позывной является вариацией оригинального опознавателя судна. Например, подводная лодка USS  Cobia , носившая название NBQV, сейчас находится в эфире как NB9QV. Подводная лодка времен Второй мировой войны USS  Pampanito , пришвартованная в Морском национальном историческом парке Сан-Франциско , во время войны называлась NJVT и сейчас находится в эфире под позывным NJ6VT. В других случаях, таких как USS  Missouri , используется отличительный вызов (в данном случае KH6BB). Эта радиоработа не только помогает восстановить часть судна, но и обеспечивает всемирную известность кораблю-музею.

Ряд более крупных кораблей-музеев начали предлагать услуги для проведения свадеб, встреч, других мероприятий и ночевок, а на некоторых кораблях, все еще пригодных для плавания, — круизы. В Соединенных Штатах это включает в себя ежегодный «оборот» военного корабля США »  Конституция » , когда старый корабль буксируют в гавань и возвращают в обратном направлении, чтобы выдержать равномерные погодные условия. Место в колоде предоставляется только по приглашению или лотерее и высоко ценится.

Многие считают, что интересное старое судно на набережной города привлекает туристов , и в любом портовом городе можно увидеть одно или несколько кораблей-музеев. Это может даже включать постройку копии корабля за большие деньги.

Состав экспозиции

Музей включает несколько уровней для наружного осмотра корабля, а также экспозиционные залы. Экспонаты и художественные произведения рассказывают о корабельном распорядке и жизни членов экипажа, о приемах войны на море и воинских приспособлениях для захвата вражеских кораблей. Отдельная выставка повествует о подготовке подъема судна и самой подъемной операции. Имеется отдельный зал для просмотра специально снятого фильма по истории корабля.


Отличительной особенностью королевского флагманского корабля была деревянная резьба, в изобилии украшающая корпус корабля и детали его отделки. Выполняли затейливые украшения лучшие резчики европейских стран, привлеченные к этим работам по казенным контрактам. Сюжетами украшений были герои античности и варяги Скандинавии, дикие животные и другие персонажи. Особое место занимали изображения львов – любимых животных короля, его личный символ.


Кроме реального корабля Васа, восстановленного усилиями реставраторов, в музее представлены наглядные разрезы судовых палуб и помещений. Видно размещение балласта из каменных глыб в нижних отсеках, склады вооружений и боеприпасов, каюты для членов экипажа. Схематические макеты выполнены очень реалистично; изображаемое на них понятно без комментариев экскурсоводов и пояснительных табличек.

Корабли более поздней постройки, нежели галеон Васа, могут принимать посетителей до сих пор. Российский Крузенштерн и американская Конституция до сих пор под парусами совершают дальние походы; принимает посетителей и способна к передвижению Аврора, участвовавшая в военных действиях и революционных событиях. Доступны для туристов суда полярных исследователей и знаменитых путешественников; однако самый древний сохранившийся парусник популярнее большинства прочих судов – музеев.

История создания

Предпосылки к созданию

Герб Швеции во времена правления династии Васа. Находился на корме кораблей.

В начале XVII века Швеция значительно упрочила свое положение в Европе. Основатель новой королевской династии Густав I Васа много сделал для того, чтобы вывести страну из средневековой отсталости. Он избавил Швецию от датского владычества, провел реформацию, подчинив государству ранее всесильную церковь. Швеция, которая претендовала на роль одной из главенствующих стран Европы, стремилась окончательно закрепить свое господствующее положение на Балтике. Однако Густав II Адольф (анг. Gustav II Adolf) — новый король династии Васа (1611—1632 гг.) хотел достичь полного господства Швеции в восточной части Балтийского моря и начал создавать сильный военно-морской флот.

Густав II Адольф стал королем в семнадцать лет. Он получил печальное наследие от своего отца Карла IX: Швеция вела войну на два фронта. На востоке — с Россией и Польшей, на юге — с Данией, вечным соперником за овладение бассейном Балтийского моря. Распри с соседями способствовали тому, что шведский военный флот не только оказался устаревшим, но и очень нуждался в ремонте. Лишь после заключения мира с Данией (1613 год) и с Россией (1617) Густав II Адольф наконец приступил к строительству нового флота. В 1625 году шведский флот усилили 25 вновь построенных и несколько купленных за границей судов «Величие и сила Швеции зависит от её флота и Бога», — так любил говорить Густав II Адольф.

Шведскому королю Густаву II Адольфу показывали модель французского военного корабля St. Louis и он захотел, чтобы подобное судно было построено и у него.

В том же году шведский король заключил договор с голландским частным судостроителем Хенриком Хюбертссоном де Гроотом и его братом Арентом де Гроотом. Братья должны были построить на стокгольмской верфи два крупных и два малых военных корабля. Двумя большими парусными кораблями были Tre Kronor и Vasa. Последнему, с его очень сильным артиллерийским вооружением, отводилась роль флагмана шведского блокирующего флота в Тридцатилетней войне.

Проектирование

Общий вид корабля Vasa.

16 января 1625 года король Швеции Густав II Адольф подписал с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном контракт на постройку нового боевого корабля для шведского флота. По замыслу короля, новый корабль должен был стать флагманом Шведского королевского флота, самым крупным и самым тяжеловооружённым кораблем из всех, имевшихся в распоряжении стран, располагавших выходом к Балтике. В том же году для постройки корабля было срублено около 16 гектаров дубового леса, то есть более тысячи деревьев из королевского леса.

История

Музей-заповедник Скансен был создан более 120 лет назад — осенью 1891 года. Его основал Артур Хазелиус, который мечтал показать все разнообразие исторических построек, культуры и традиций Швеции. В течение нескольких лет после открытия он собрал на территории острова Юргорден более 150 домов и дворянских усадеб периода 18-20 веков.

Артур Хазелиус — шведский филолог, этнограф, коллекционер, основатель Музея Скансен и Музея Северных стран

А началась история с того, что на острове в 1810 году шведский торговец Йон Бургман разбил красивый сад и возвел летний домик со смотровой площадкой, назвав его Скансен. Артур Хазелиус, будучи руководителем Музея Северных стран и вынашивая планы по созданию этнографического парка, приобрел это имение. Первым экспонатом заповедника стал деревенский домик из старинного города Мура, но в течение 20 лет к нему добавились многие другие постройки, открылись ремесленные мастерские — музей под открытым небом приобрел почти современный вид.

Семья саами в лагере саами в музее Скансен, около 1900 год

В настоящее время кроме этнографического парка здесь открыт зоопарк, где звери живут практически в природной среде, а также Биологический музей и Аквариум.

Вид на Скансен с высоты птичьего полета Биологический музей был построен в 1893 году по проекту архитектора Аги Линдегрена Аквариум Скансен — один из первых зоопарков в стране с самым большим количеством животных, хотя его площадь составляет всего 3000 квадратных метров

Королевские разборки

И вот самый великолепный корабль шведского флота отправляется в свой первый рейс. Дальше известно, что произошло. Гнев короля был ужасен. Пошли разборки. Адмирал сказал, что все парусные суда до некоторой степени нестабильны, но это дело капитана соответствующим количеством балласта отрегулировать этот момент. Капитан в свою очередь заявил, что балласт был полностью загружен, и что здесь скорее всего какая-то недоработка судостроителя. Ну а тот заявил, что в точности следовал королевским указаниям. И что удивительно, не стали искать стрелочника в этом деле. Все тихо сошло на нет.

Но символ мощи королевского флота, несостоявшаяся морская гордость короля Густава II Адольфа, опрокинутый ветром словно игрушка и проделавший огромную дыру в бюджете, лежал на дне в прозрачной воде гавани.

Прошло время, и люди забыли и место, где находился затопленный Васа, да и саму эту катастрофу, и корабль остался на дне океана на 333 года.

Несколько цифр:

  • Корпус вес: 1200 т;
  • Балласт вес: 120 т;
  • Длина полная: 69 м;
  • Ширина максимальная: 11,7 м;
  • Расстояние от верхушки грот-мачты до киля: 52,5 м;
  • Осадка: около 5 м;
  • Количество парусов: 10 шт;
  • Количество пушек :64 шт.

Посещение галереи в Стокгольме

Экспозиции рассказывают о коротком периоде плаванья корабля и военно-морском деле от 17 века до настоящего периода.

Сюда организуют экскурсии, самостоятельным туристам предлагают воспользоваться аудиогидом.

Кроме того, посетителям показывают документальные фильмы, повествующие о судьбе Васа.

Эти услуги уже включены в стоимость билета, дополнительных трат не потребуется.

Соотечественникам рекомендовано воспользоваться услугами русскоязычного экскурсовода. Это удобно, так как позволяет узнать всю информацию на родном языке.

Время работы экспозиции

Летом музейный объект открыт с 8.30 утра до 6 вечера.

В зимнее время часы работы сокращены. Осмотреть легендарный корабль удастся с 10 утра до 5 вечера. Но каждую среду часы работы продлевают до 20 часов. Поэтому, если предпочитаете вечерние прогулки, выберете этот день недели.

Входная плата

Билет стоит 150 крон. Дети до 18 лет проходят бесплатно. Дополнительные предлагаемые услуги уже включены в стоимость.

Как работает ресторан?

Внутри сооружения работает ресторан. Посетителям предлагают местные блюда и выпечку. Цены умеренные.

Ресторан открыт в те же часы, что и музейный объект. Поэтому, если совмещаете осмотр Васа со знакомством с другими достопримечательностями, с питанием проблем не возникнет.

Достопримечательности поблизости

На острове Юргорден, на котором расположен музей-корабль, есть и другие достопримечательные места. В первую очередь, такая прогулка понравится детям. Обязательно загляните в:

  1. Музей Юнибакен. Это настоящий сказочный мир. Здесь живут герои сказок, знакомых многим с детства: Пеппи Длинный Чулок, крошка Нильсон, Муми-тролли и другие персонажи. Удастся прокатиться на волшебном поезде, побывать на крыше Карлсона, увидеть театральные постановки.
  2. Скансен. Это этнографическая экспозиция. Экспонаты собраны со всей страны. Здесь увидите избушки на курьих ножках, этнографические постройки, побываете в зоопарке.
  3. Музей ABBA. Экспозиции рассказывают о легендарной музыкальной группе.

Кроме того, с острова просто добраться до центра Стокгольма и уже оттуда продолжить знакомство с другими объектами. Удастся посетить Королевский дворец, Национальный музей, побывать на главной площади.

Визит в музей Васа Трагическая красота

Не часто беда, случившая на море становится темой музея. Но Музей Васа именно такой, в нем воссоздается самым захватывающим образом история создания, гибели и поднятия со дна одного единственного корабля.

Если говорить о первом впечатлении, то, пожалуй, никакой из музеев не сможет сравниться с Музеем Васа по его силе. Необычен даже внешний вид самого здания музея, его медная крыша со стилизованными мачтами, высота которых равна мачтам галеона.


Проходишь через сильно тонированные двери и видишь скудно освещенный огромный выставочный зал и внушительную фигуру корабля, которому много веков. Просто кожей чувствуешь некую жуткую ауру. Часть здания покрыта деревянными панелями окрашенными в темно-красный, синий, дегтярно-черный, желто-охряный и темно-зеленый цвета. Но большая часть стен голая, это неокрашенный бетон, таков и весь потолок.

И видишь, и это главное впечатление, невероятная огромность парусного корабля. Это понимаешь в полной мере, только тогда, когда стоишь рядом с ним, ни цифры, ни слова описания, не дают такого ощущения колоссальных размеров судна, как собственные глаза.

Музей Васа в Стокгольме продержал нас в плену несколько часов, но это было время, которого не жалко, оно быстро и без скуки пролетело, среди интересных экспозиций за получением новых знаний и новых впечатлений.

Красота Васа, сохраненная спустя столетия после давней трагедии морем, словно своеобразной машиной времени, просто потрясает: корабль украшен более чем 700 деревянными фигурами и скульптурами. Это библейские персонажи, изображения морских чудовищ, герои греческой мифологии и т.д. Сейчас они потеряли свои яркие цвета, стали просто деревянными, но некогда они были красными, золотыми, синими.  Но макеты показывают их былую красоту.

Посетители могут увидеть, как жили люди на таком корабле 17 века. Медицинское оборудование, деревянные ложки, оловянная посуда, изделия из стекла, личные вещи моряков… Экипаж спал рядом с пушками, прямо на палубе, у них не было и в помине никаких одеял или там матрацев, гамак был еще не изобретен. Ели они хлеб, горох, каши, сушеное мясо, рыбу. Запивали пивом. Оно было 3-х сортов: лучшее для высших офицеров, похуже для низших офицеров, ну и так далее для матросов. Еда была, в общем, плохая, гигиена напрочь отсутствовала, поэтому люди часто болели. Их лечил цирюльник, совмещавший свою основную специальность с медицинским обслуживанием.

Можно воочию увидеть и матросов этого корабля. Были обнаружены при подъеме судна скелеты людей, и по ним была проведена реконструкция, их одели так, как тогда одевались моряки.

Внутри музей состоит из шести уровней, с которых можно видеть Васа, начиная от киля до самой верхней части кормы корабля. А вокруг расположены многочисленные модели и экспонаты, по которым можно проследить этапы строительства и гибели галеона. Много экспонатов, касающихся вообще истории Швеции 17 века. А в музейном кинотеатре можно посмотреть фильм на своем родном языке о восстановлении Васа.

В музее рассказывается не только о том, как строили корабль, почему и как он затонул, но и можно узнать интереснейшую историю того, как его нашли и как его подняли из темных глубин, каких трудов и усилий стоило его законсервировать, чтобы им теперь могли полюбоваться мы и будущие поколения.

Музей корабля Васа в Стокгольме – это великолепный музей, по данным газеты “Таймс” – это один из двенадцати самых лучших музеев в мире. А о галеоне, находящимся в нем, можно привести один такой забавный факт. Он произвел на создателей фильма “Пираты Карибского моря” такое сильное впечатление, что в их фильме “Летучий Голландец” приобрел облик именно этого покрытого романтикой корабля Васа. Не упустите возможности самим увидеть этот прекрасный Васа корабль!

Рубрика: Скандинавия

Значимость

Русская Аврора , один из немногих сохранившихся охраняемых крейсеров , является одним из самых посещаемых судов в мире.

Бывшие члены экипажа USS  Missouri позируют фотографам после церемонии годовщины окончания Второй мировой войны.

Относительно немногие корабли сохранились после истечения срока их полезного использования из-за высокой стоимости содержания их против разрушительных воздействий стихий. Большинство из них разбивают и продают на металлолом, а небольшая часть затоплена для целей морской стрельбы, затоплена для создания искусственных рифов и так далее. Некоторые выживают благодаря исторической значимости, но чаще всего благодаря удаче и обстоятельствам. Поскольку старый корабль, пришвартованный у пристани, без внимания, все еще разлагается и, в конце концов, тонет, в последние годы практикой было сформировать своего рода охранное общество, собирать пожертвования от правительств или частных лиц, организовывать добровольческий труд энтузиастов и открывать восстановленный корабль для посетителей, обычно за определенную плату.

Восстановление и обслуживание музейных судов создает проблемы для историков , которые просят за советом, и результаты периодически порождают некоторые противоречия. Например, такелаж парусных кораблей почти не сохранился, поэтому план такелажа необходимо восстанавливать из различных источников. Изучение кораблей также позволяет историкам анализировать, как происходила жизнь и функционирование кораблей. Написано множество научных работ по восстановлению и обслуживанию судов, проводятся международные конференции, на которых обсуждаются новейшие разработки. Несколько лет назад Барселонская хартия была подписана различными международными организациями владельцев традиционных судов и устанавливает определенные принятые минимальные критерии для восстановления и эксплуатации традиционных плавсредств, все еще находящихся в эксплуатации.

Еще одно соображение — это различие между «настоящим» кораблем-музеем и его копией . Как ремонт накапливаются с течением времени, все меньше и меньше из корабля исходных материалов, а также отсутствие старых частей (или даже «соответствующие» рабочие инструменты) может привести к использованию современных «коротких путей» (например, сварка а металлическую пластину, а не клепать ее, как это было в исторический период кораблей). Посетители без исторического фона также часто не могут отличить исторический корабль-музей от (более или менее исторически актуальной) копии корабля, которая может служить исключительно туристической достопримечательностью.

История Vasa

Музей Васа в Стокгольме появился не сразу. Дело в том, что судно долгое время пролежало на дне. Рассказ, связанный с кораблекрушением, входит в экскурсионную программу. Эта история, действительно, поражает.

Зачем был построен Васа?

Судно, превратившееся, спустя столетия в Vasa Museum, построили по указу Густава II (правителя Швеции). Дело происходило в 1626 году. Махину смастерили за 2 года и уже в 1628 году спустили на воду. Размеры боевого судна впечатляют:

  • длина – 69 м;
  • высота – 52 м.

Судно оборудовали тремя мачтами, оснастили 64 пушками, снабдили 3 парусами.

Делали его для командующего флотом (короля), который должен был вести за собой остальные суда и отдавать указания по поводу военных действий.

Что было сделано не так?

К сожалению, в те времена опыта в кораблестроении было немного. Расчеты произвели неправильно, и центр тяжести оказался смещенным.

Новшество, которое применили при строительстве (возвели две пушечных палубы), послужило причиной кораблекрушения. Из-за порыва ветра судно накренилось, а выпрямиться не смогло.

Гибель

10 августа 1628 года Васа отчалил в свое первое боевое плаванье. В честь торжественного события палили пушки, давали салюты. Но гордый красавец не выдержал порывов ветра и сильно накренился. На палубу хлынула вода. Вернуться в устойчивое положение флагман не смог и пошел ко дну.

При катастрофе спаслись не все, более 30 человек разделили участь Васы.

После поднятия

333 года пролежало судно на морском дне. Его судьбу изменил Андерш Франзен. Мужчина, еще ребенком, мечтал отыскать затонувший флагман. Став взрослым, он воплотил задуманное в реальность. Изучив все сохранившиеся документы, Франзен стал исследовать морские глубины в поисках судна.

Два года труды не приносили успеха, но в августе 1956-го Андерш и его единомышленник наткнулись на остатки бревен возле острова Бекхольмен. Это был корпус затонувшего боевого корабля.

Только через год начались работы по подъему. Это был адский труд. Части гиганта доставали и складировали для просушки. Работа напоминала сбор конструктора. Каждую недостающую часть долго искали, в конце концов, паззл был собран.

Каково сегодняшнее состояние?

Теперь корабль открыт для туристов в качестве музейного экспоната. Для этого выстроили специальное музейное помещение, в котором и установлен этот гигант. Внешне здание также схоже с кораблем. Узнать объект просто, не перепутаете.

На 98 % судно собрано из оригинальных деталей, удалось поднять практически все части.

Более того, внутри судна размещены экспозиции, позволяющие познакомиться с историей 17 века.

По-прежнему ведутся работы по сохранности достопримечательности. Власти страны хотят сохранить уникальную находку для потомков.

Расследование

На следующий день после потери корабля совет отправил письмо королю, с сообщением о гибели «Васа». Письмо шло в Польшу две недели. «Безответственность и халатность» — писал король в ответном письме в недвусмысленных выражениях требуя наказать виновных. Капитан Сёрфинг Хансон, который выжил во время катастрофы, был немедленно вызван на допрос, где он клялся, что пушки были надёжно закреплены, а экипаж трезв. Каждый из выживших офицеров был допрошен. В ходе расследования создалось впечатление, что комиссия больше хочет найти «козла отпущения» нежели установить истинные причины гибели «Васа».

Так же были опрошены все члены экипажа: Правильно-ли было поставлено парусное вооружение? Был-ли экипаж трезв? Правильно ли был уложен балласт? Надежно ли были закреплены пушки? Однако никто не был готов взять вину на себя. Члены экипажа и подрядчики разделились на два лагеря, обвиняющих друг друга.

Немало вопросов было и к судостроителям, основным из которых был: «Почему корабль был настолько узким?» Якобсон, который достраивал «Васа» после смерти Хенрика Хабертсона говорил, что следовал спецификациям утвержденным самим королем. По факту он увеличил ширину корабля на 42 сантиметра, чего оказалось не достаточно, так как строительство слишком сильно продвинулось к тому времени как Якобсон взялся достраивать королевский линкор.

В конце концов, виновные так и не были найдены. На суде Арендт де Гроот на вопрос, почему судно затонуло дал ответ: «Только Бог знает». Король Густав Адольф одобрил размеры корабля, парусное вооружение и количество орудий. В итоге вина, фактически, упала на Хенрика Хабертсона, который к тому времени давно покоился в могиле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector