История великого княжества литовского

Миндовг — объединитель жемайтов, земгалов и куршей

Балтские племена издревле проживали на территориях современных Латвии, Литвы, Эстонии и Беларуси. Ещё до образования Древнерусского государства они активно взаимодействовали со славянскими племенами, зачастую участвуя в складывании отдельных племён на западных окраинах славянского ареала расселения — так, например, появились радимичи и вятичи. Во времена централизованной Киевской Руси литва, земгалы и курши попали в данническую зависимость от восточного соседа, которая затем частично «передалась по наследству» Полоцкому княжеству в эпоху раздробленности.


Западные русские княжества и балтские племена в 12 веке. (bigenc.ru)

В начале 13 века литовские племена (жемайты, земгалы, курши) начинают движение к объединению и проводят самостоятельные походы против западных русских земель: прежде всего, Новгородской республики. Ослабленные междоусобной борьбой, славянские княжества были сладкой добычей для балтских племён — средства, полученные в результате грабежей, они могли использовать в борьбе с другим серьёзным противником, немецкими крестоносцами. В столкновениях с воинами Христа литовцы зачастую выступали союзниками русских князей.


Продвижение крестоносцев в Прибалтике. (ru.wikipedia.org)

Примерно в это время на страницах древнерусских летописей появляется имя Миндовга — ещё в качестве одного из вождей балтских племён он заключает договор с Галицко-Волынским княжеством. Именно он спустя несколько десятилетий сможет объединить рыхлый племенной союз в Литовское княжество и даже согласится принять католичество, однако верным новой религии останется ненадолго. При первой же возможности поддержать соплеменников в борьбе с крестоносцами Миндовг порывает связи со Святым Престолом.

География Великого Княжества Литовского

Литовское племя было расселено на Балтийском поморье между устьями Вислы и Западной Двины; позже оно заняло половину бассейна Западной Двины и почти весь бассейн Немана, на Западе доходя до низовьев Вислы, на Юге — до середины Западного Буга. Литовцы распадались на несколько народов:

  • летыгола (латыши) — по правой стороне нижнего течения Западной Двины;
  • жемгала (семигаллы) — по левому берегу ее от середины до моря;
  • куроны (корсь) — на полуострове Рижского залива;
  • жмудь — по нижнему течению Немана и его притокам, Дубисе и Невяже;
  • литва — по среднему течению Немана и по Вилии;
  • ятвяги — южнее литвы, до Западног Буга и северных пределов Волыни

Что такое Уния?

Фото: fb.ru

Уния – это сообщество, союз, общность государств, политических организаций, религиозных конфессий. Чаще всего употребляется в смысле монархического единения нескольких держав под началом одного правителя.

Реальная уния – союз, который заключают монархии, одновременно принимая единый порядок наследования престола. Наследник является будущим монархом для всех стран-участников соглашения. Подобная уния – крепкая, надежная – может быть расторгнута только в случае, когда один из участников меняет форму правления на республиканскую. Отмена монархической власти в одном или во всех государствах-членах влечёт за собой распад союза или уменьшение его количественного состава.

Изображение: images.myshared.ru

Часто такую форму объединения приравнивают к конфедерации. Стоит отметить, что такое отождествление не является правильным.

Во-первых, уния может возникать только с участием монархических государств. В этом её главная особенность. Что же до конфедерации, то в такой союз могут вступать и республиканские государственные образования.

Существование унии не требует тесного политического или экономического сотрудничества. Не обязательными являются союзные договорённости. Иначе обстоят дела с конфедерацией. Подписывая соглашение, её члены имеют друг перед другом определенные обязательства. Участники унии не теряют государственный суверенитет. Единый правитель-монарх приумножает свою власть. После подписания унии он является носителем суверенных прав каждой страны, входящей в союз. Важная деталь юридического аспекта подписания договора о конфедерации – наличие соглашения с прописанными взаимными обязательствами. Это гарантирует политическое единение.

А уния – это сообщество, которое может быть заключено без договора. Важная особенность касается и ведения военных действий между участниками соглашения. Государства-члены унии не могут воевать друг с другом, поскольку правитель – единый, поэтому, объявляя войну внутри союза, он обязуется напасть сам на себя.

Профессура и «геноцид балтов» VI-XIII вв.

Краткие комментарии профессоров (антропологов, археологов, историков и лингвистов)
к забавному тезису о «вытеснении литовцев белорусами» в V-XIII веках с территории Беларуси.

Живет и кочует по публикациям забавный тезис: «Раньше литовцы жили почти до Припяти, а потом с Полесья пришли славяне и вытеснили их за Вилейку».

Учитывая площадь РБ (целиком лежащей в ареале балтских гидронимов — названий водоемов), геноцид «литовцев» был в 20 раз масштабнее истребления индейцев на Ямайке (площади как 200/10 тыс.км2).
А Полесье до XVI в. на картах изображали морем Геродота.

А если опрерировать терминами архелогии и этнографии, тезис выглядит еще забавнее.

Для начала — о каком времени идет речь?

До V в.н.э. — «культура штрихованной керамики». Соответсвтуют термины «анты», «венеды», «будины» «невры», «андрофаги» и т.п.

В IV-VI в.н.э. — «банцеровская (тушемлинская) культура». Соответсвуют термины «кривичи», «дреговичи» и т.д.


«Конечная стадия пшеворской и черняховской культур по времени соответствует крушению Римской империи и началу «великого переселения народов».
…Миграция в основном затронула зарождающееся княжеско-дружинное сословие. Таким образом, славянские
культуры V—VII вв. следует рассматривать не как прямое генетическое развитие пшеворской и черняховской культур,
а как эволюцию культуры населения.»

Седов В.В. «Проблема этногенеза славян в археологической литературе 1979-1985 гг.»

* Для справки — «прото-славянская страна» Ойум (Черняховская культура), лежавшая от Черного моря до Полесья, основана в результате миграции германских готов
в ирано-язычную Скифию. Гуды (gudai), от искаженного готы (Gothi, Gutans, Gytos) — в Летуве архаичное название беларусов.

Черняховская культура IV в.

Штрихованная керамика IV в.н.э.

Банцеровская культура V-VI в.н.э.

Кривичи и курганы V-VI в.н.э.


«Вычленить в составе населения банцеровской (тушемлинской) культуры местный балтский и пришлый славянский этнические компоненты не представляется возможным.
По всей вероятности, в ареале этой культуры сформировался культурный славяно-балтский симбиоз с общим домостроительством, керамическим материалом
и погребальной обрядностью. Можно полагать, что время тушемлинской культуры было начальным этапом славянизации местного населения.»

Седов В. В. «Славяне. Историко-археологическое исследование»

Антропологи считают, что автохтонное население в пределах РБ осталось постоянным в пределах 100-140 поколний (2000-3000 лет).
В советской антропологии существовал такой очень нейтральный термин — «валдайско-верхнедвинский антропологический комплекс», практически совпадающий с
картой М. Довнар-Запольского.

* Для справки — термину «славянизированные литовцы» уже более ста лет. И да, в XIX-XX вв. пошел обратный процесс — и «Козловские» стали «Kazlauskas» (самая распространенная фамилия в Летуве).

Антропология и этнография РБ

«Валдайско-верхнедвинский комплекс»

Границы белорусского этноса

Литовцы и белорусы, 1906

«Важнейшие этнографические признаки славянских культур V—VII вв.— лепная керамика, погребальный обряд и домостроительство…
Жизнь на городищах раннего железного века полностью затухает, все население теперь концентрируется на открытых поселениях,
возникают убежища с мощными фортификационными сооружениями.»
(с) В.В. Седов.

Т. е. «славянство» — это переход из землянки в подобие городов и развитые ремесла.
Вероятно, к IX-X веку — началу формирования Полоцкого княжества
на «пути из варяг в греки», — сложился общий язык-«койне».
Про миграцию, сравнимую с походом венгров с Урала на Дунай,
речь не идет.

«Принятие славянства» и вытеснение местных диалектов общим языком-койне могло растянуться на столетия.
Еще в XVI в. Герберштейн в «Записках о Московии» описывал современных ему самогитов (не принявших «славянства») так —

«Самогиты носят плохую одежду… Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах… У них в обычае держать скот, без всякой перегородки,
под той же кровлей, под которой живут сами… Землю взрывают они не железом, а деревом.»

Литвины (кто бы они ни были в родо-племенном отношении) строили свое общество вокруг городов, использовали общий «славянский» язык и называли своего управляющего
в Самогитии «starosta».

Т.о. «славяне» и «древние племена» — это немного из разных категорий понятия.
И претензии нашего северного соседа на все «дославянское наследие» слегка преувеличены и немного беспочвенны.

Мирский замок

Как уже упоминалось выше, ВКЛ было вынуждено много воевать. Поэтому княжество было покрыто сетью крепостей. Одна из визитных карточек Беларуси — Мирский замок, 

Это одна из самых известных достопримечательностей Беларуси. Он был возведен в 1395 году и стал первым «частным» замком на территории Беларуси. Замок участвовал практически во всех войнах, проходивших на беларусских землях.

Мирский замок был очень мощным укреплением. При его строительстве использовались практически все известные на то время средства укрепления. Своего расцвета замок достиг в XVII веке, когда его владельцами были одни из богатейших людей ВКЛ семья Радзивиллов.

Здесь постоянно проходят экскурсии, проводятся рыцарские фестивали и фестивали реконструкции. До 2015 года замок был изображен на купюре 50 тысяч белорусских рублей.

Между Минском и Миром нет железнодорожного сообщения. Однако каждый час от автовокзала отправляются маршрутки и автобусы. Национальный аэропорт «Минск» оказывает услуги трансфера к Мирскому замку прямо из аэропорта. На личном автомобиле из Минска добирайтесь к замку по трассе М1/Е30 до поворота на Мир, а потом сверните на Р64. 

Если позволяют финансы, то переночевать можно прямо в замке. Также рекомендуем гостиницу «Мир».

У замка есть кафе «Мирум», а возле гостиницы «Мир» можно поесть в ресторане «Рогнеда».


Мирский замок

Лида и Лидский замок

Лида — второй по величине город Гродненской области. Она была основана великим князем Гедимином. Вначале кроме замка здесь ничего не было — из-за своего географического положения Лида и окрестности страдали от нападений крестоносцев. Но потом город начал активно развиваться и расти.

Лида находилась на пересечении торговых путей, недалеко от столицы ВКЛ Вильно и Минска. Поэтому город вскоре стал одним из важнейших населенных пунктов исторической Виленщины. А в XVI веке Лида получила Магдебургское право — право на самоуправление, что поспособствовало активному развитию города.

Главная достопримечательность Лиды — это замок. Он был построен еще в 1330-е годы, напомним — для защиты от крестоносцев. Однако им удалось захватить его только раз. Сокрушительное поражение Лиде нанесли русские войска в войне 1654–1667 годов — они сожгли и разрушили замок. Его начали восстанавливать только в начале XX века. Сейчас в замке отреставрированы башни, можно попасть внутрь и пройтись по нему с экскурсией.

А ещё в Лиде варят отличное пиво. Оно так и называется — Лидское. Сотрудники пизавода проводят экскурсию, во время которой вы можете узнать, как оно готовится. Ну и, конечно, продегустировать напиток.  

Где перекусить: Обязательно посетите бар при заводе «Лидского пива». Кроме алкоголя там подают очень вкусные блюда беларусской кухни.

Две лучшие гостиницы Лиды: «Экватор» и «Континет». Однако самый выгодный вариант — снять квартиру посуточно. Благо, предложений достаточно и условия проживания будут лучше, чем в местных отелях.

Доехать до Лиды из Минска очень просто. Между городами налажено хорошее железнодорожное и автобусное сообщение. Практически каждый час отправляется или маршрутка, или поезд, которые связывает столицу Беларуси с древним городом.

Если же вы едете на автомобиле, выбирайтесь на трассу М6. Два часа дороги — и вот он, Лидский замок.

Лидский замок

[править] Источники

  1. R. Bideleux. A History of Eastern Europe: Crisis and Change. Routledge, 1998. стар.122
  2. Rowell, Lithuania Ascending, стар.289.
  3. Z. Kiaupa. «Algirdas ir LDK rytų politika.» Gimtoji istorija 2: Nuo 7 iki 12 klasės (Lietuvos istorijos vadovėlis). CD. (2003). Elektroninės leidybos namai: Vilnius.
  4. N. Davies. Europe: A History. Оксфард, 1996, стар.392.
  5. ↑ ВЕЛИ́КОЕ КНЯ́ЖЕСТВО ЛИТО́ВСКОЕ
  6. МИНДО́ВГ
  7. Дэвис, Норман (1939—).История Европы : / Норман Дэвис. — Москва : АСТ : Транзиткнига, 2004. — 943 с., л. ил. ; 23 см. Библиография

    с. 849—870. — Индикаторы изменений, географические: б. 879—943. — 5000 экз. ISBN 5-17-024749-4 (АСТ в переплете). — ISBN 5-9578-1011-8 (Транзиткнига).
  8. http://student.belreferatov.net/lib/bh/044/044003.shtml
  9. http://web.archive.org/20030724084421/albaruthenia.by.ru/vkl.htm
  10. Грицкевич, А. П. Частновладельческие города Белорусии в XVI—XVIII вв.: (социально-экономическое исследование истории городов) / А. П. Грицкевич; АН БССР, Ин-т истории. — Мн.: Наука и техника, 1975. — 248 с., 1 л. карт. — С. 64.

Политическое единение и династические соглашения

История знает множество случаев заключения подобных союзов. Один из наиболее ранних, известных и значительных – Кревская уния. Литва и Польша выступили сторонами договора. Как и многие другие союзы, этот был скреплен династическим браком, который заключили королева польская Ядвига и великий литовский князь Ягайло.

Уния 1385 года, подписанная в замке Крево, вносила определённые изменения в устройство обеих стран-участниц. Причины заключения союза – ослабление обоих государств и давление, которое оказывалось на них извне: со стороны Тевтонского ордена, Московии, Золотой Орды. Ещё до Кревской унии Литва подписала несколько договоров и с московским князем, и с тевтонцами, которые должны были существенно повлиять на ход событий, но реализованы не были со стороны ВКЛ.

Прежде чем остановиться на сути Кревской унии, стоит рассказать о местечке Крево.

Расцвет: Правление Ольгерда и Витовта[править | править код]

При Ольгерде (правил в 1345—1377) княжество фактически стало доминирующей державой в регионе. Особенно позиции государства укрепились после того, как в г. Ольгерд разбил татар в битве при Синих водах. Во время его правления в состав государства входили современная Литва, вся территория современной Беларуси со Смоленской области, частьУкраины. Для всех жителей западной Руси Литва стала естественным центром сопротивления традиционным противникам — Орде и крестоносцам. Кроме того, в Великом княжестве Литовском в середине XIV века численно преобладало православное население, с которыми язычники литовцы уживались довольно мирно, а иногда случавшиеся волнения быстро подавляли (например, в Смоленске).

Земли княжества при Ольгерде простирались от Балтики до Причерноморских степей, восточная граница проходила примерно по нынешней границе Смоленской и Московской областей.

Литовские князья самым серьёзным образом претендовали на объединение под своей властью других восточнославянских княжеств (и в частности, Тверского, Московского, Псковской земли). В — гг. Ольгерд, который был женат на сестре великого князя тверского Михаила, поддержал Тверь в её соперничестве с Москвой. Литовские войска подступили к Москве, но в это время на западных рубежах Ольгерд воевал с крестоносцами, а потому не мог долго осаждать город. Крестоносцы, в отличие от призрачных надежд на все русские земли, виделись Ольгерду более серьёзной угрозой, и в г. он, уже подступив к Москве, развязал себе руки, неожиданно предложив Дмитрию Донскому «вечный мир».

В г. великий князь Ягайло (правил в 1377—1434) заключил союз (т. н. Кревская уния) с Польским королевством — принял католичество, женился на наследнице польского престола и стал королём Польши, оставаясь при этом великим князем литовским. Это усилило позиции обоих государств в противостоянии с Тевтонским орденом. В 1387 г. Ягайло официально крестил Литву.
Ягайло передал великокняжеский престол своему брату Скиргайло. Двоюродный брат Ягайло — Витовт, при поддержке Тевтонского ордена, привлекая на свою сторону антипольски настроенных князей и бояр ВКЛ вёл долгую войну за престол. Только в 1392 г. между Ягайло и Витовтом было заключено Островское соглашение по которому великим князем литовским становился Витовт, а Ягайло оставлял себе титул «верховный князь Литвы». В 1399 году Витовт (правил в 1392—1430 гг.) поддержавший ордынского хана Тохтамыша против ставленника Тамерлана Тимур-Кутлука, потерпел от последнего тяжелое поражение в битве на Ворскле. Это поражение ослабило ВКЛ, и в г. оно было вынуждено заключить новый союз с Польшей (т. н. Виленско-Радомская уния).

В г. Витовт начал военные действия против Пскова, и тот обратился за помощью к Москве. Однако Москва объявила войну ВКЛ только в г., крупные военные действия фактически не велись и после нескольких перемирий и стояния на р. Угре в 1408 г., Витовт и великий князь московский Василий I заключили вечный мир. В это время на западе ВКЛ вело борьбу с Тевтонским орденом, в г. соединённые войска Польшы и ВКЛ нанесли поражение Тевтонскому ордену в Грюнвальдской битве. Следствием этой победы, и после ещё нескольких войн, стал окончательный отказ Тевтонского ордена в г. от Жемайтии и окончательная ликвидация Ордена по Второму Торуньскому миру в г.

Витовт вмешался в дела Великого княжества Московского, когда там в началась династическая распря между внуком Витовта Василием II Тёмным и дядей Василия Юрием Звенигородским. Витовт, опираясь на то, что великая княгиня московская, его дочь, Софья вместе с сыном, людьми и землями, приняла его защиту, претендовал на господстсво над всей Русью. Витовт вмешивался и в политику европейских стран и имел значительный вес в глазах европейских государей. Император Священной Римской империи дважды предлагал ему королевскую корону, но Витовт отказывался и принял только третье предложение императора. Коронация была намечена на г. и должна была состояться в Вильне, куда собрались многочисленные гости. Признание Витовта королём и, соответственно, ВКЛ королевством не устраивало польских магнатов которые надеялись на инкорпорацию ВКЛ. Ягайло был согласен на коронацию Витовта, но польские магнаты перехватили королевскую корону на территории Польши. Витовт в то время болел, по легенде он не вынес известия о утрате короны и умер в 1430 г. в своём Трокском (Тракайском) замке на руках у Ягайло.

Миф 5. Москва ни с того ни с сего стала нападать на исконно литовские земли

На закуску — особо трогательный пример готтентотской морали. Напомню, этодобро — когда я угнал у соседа корову, а зло — если сосед у меня».

Некоторые особо ярые патриоты ВКЛ страшно обижаются на Москву. Дескать, она агрессивно покушалась на исконно литовские земли, они же белорусские. Фу такими быть. Доля здравого в этих претензиях, признаю, имеется. Великие князья Московские, а затем цари всея Руси, претендовали на земли ВКЛ, которые никогда в состав именно их владений не входили.

Вот только какое отношение имели, скажем, Киев или Смоленск к литовской языческой династии Гедиминовичей? Да и Полоцк с Гродно, если копнуть чуть дальше? С какого перепуга исконно литовским или хотя бы литвинским стал Смоленск, взятый на меч Витовтом в 1404 году не с первой попытки? И затем учинивший крупнейшее городское восстание в истории ВКЛ?

Все эти старые русские земли, некогда находившиеся во владении бесчисленных ветвей Рюриковичей, Гедиминовичи покорили. Коговзяли на меч», кого удобным браком, кого по доброму взаимовыгодному или не очень соглашению. Кого, как Киев, и вовсе натурально спасли от злых татаровей.

Когда государственной религией ВКЛ стал католицизм — на дыбы встали и Рюриковичи, и православные Гедиминовичи. Весь восток и юг державы, все русские земли, кроме успевших войти в ядро государства, пошли за Свидригайло и сражались в тяжелейшей гражданской войне. А потерпев поражение, принялись смотреть на единоверный восток и то и делоотъезжать» вместе с землямив Москву».

Литва расширялась, пока была сильна, и имела на это полное право. Ольгерд трижды водил литовские полки к Москве. А затем она стала слаба. Зато Москва, в конце правления Витовта успевшая даже признать литовскую гегемонию, возвысилась и окрепла.

И имела полное право на это — точно так же, как Гедиминовичи ранее. Ведь времена стояли наглухо феодальные. Есть формальный повод и силы — значит, у соседей проблемы, и вопросов ни у кого не возникнет. Дело житейское, все так делают.

Тем более, чтохраня старину» там, где не надо, Ягеллоны принялись дискриминировать собственную православную аристократию, отодвинув её от высших должностей и рычагов власти — пока не примутединственно правильную веру». И тем самым дали Москве повод объявить русскую Реконкисту.

Ничего личного, просто в семье народов времён развитого феодализма слабеть, отставать и раскалывать собственные элиты категорически противопоказано.

Как, впрочем, и в любые другие времена.

Причины превращения Литвы в центр притяжения для русских земель

К поиску сильного сюзерена русские княжества подталкивал опыт войны с монголами. Литва же, значительно укрепившаяся к началу XIV века, обладала несколькими притягательными особенностями.

  1. В этом молодом государстве нелитовская знать пользовалась довольно широкими правами. Русские князья рассчитывали на сохранение значительной части своих полномочий при подчинении литовскому правителю.
  2. Литва изначально была многонациональным и многоконфессиональным государством. На уровне государственного управления там установилась религиозная свобода, и православные русичи могли не бояться ущемлений по религиозному признаку.
  3. Не было и языкового барьера. Историческое соседство со славянами привело к смешению народов, и русский язык был в ходу на литовских землях. Он был официальным языком литовской «бюрократии», то есть документов, изданных великим князем.

Также Литва показала себя государством, способным справляться с внешними угрозами. Татары совершали нападения на его территорию, но Литву не покорили. Атаки крестоносцев тоже получалось отражать.

Русские земли в составе Великого княжества Литовского

Великое княжество Литовское сложилось в XIII в. и существенно расширило свою территорию в XIV в. за счет земель, входивших ранее в состав Киевской Руси. В борьбе против немецких рыцарей оно начало сближение с Польшей.

В соответствии с Кревской унией 1385 г. начался процесс объединения двух государств. Он был обусловлен прежде всего угрозой со стороны Тевтонского ордена. Кроме того, Великое княжество Литовское пыталось устранить таким образом какую-либо опасность со стороны уже слабевшей Золотой Орды и укреплявшегося Московского государства, а также упрочить свое господство над захваченными им западнорусскими княжествами.

В начале XV в. в состав Великого княжества Литовского уже входили: Галицко-Волынское, Полоцкое, Смоленское, Черниговское княжества и др. русские земли и города.

Класс феодалов делился на следующие категории: 1) магнаты; 2) шляхта; 3) бояре; 4) «панцирные слуги». Магнаты являлись литовские князья и потомки удельных князей Киевской Руси. Они обладали крупными земельными угодьями. Однако высшие государственные посты имели право занимать только представители литовской аристократии, к которой относились такие известные роды, как Острожские, Слуцкие и Радзивиллы.

Представители шляхты несли военную службу, за что получали земельные владения. Они освобождались от налогов, от подчинения местным властям и т.п. За заслуги перед государством получить шляхетство могли священнослужители, мещане и даже крестьяне.

Бояре составляли нижестоящую социальную группу, представители которой должны были выполнять различные государственные обязанности. Низшую социальную группу класса феодалов представляли «панцирные слуги», которые должны были лично нести службу в армии, получая за это земельные наделы.

Крестьяне подразделялись на свободных, полузависимых и зависимых. Свободные крестьяне обрабатывали собственные земельные угодья и платили налоги в государственную казну. Они имели право переходить с одной территории на другую.

Полузависимыми считались крестьяне, бравшие в заем купу. Они оставались таковыми до полного погашения долга.

К категории зависимых крестьян относились холопы и челядь. Правовой статус холопов сохранялся прежним, а представители челяди, служившие феодалам, могли иметь и свое имущество.

Правовое положение мещан зависело от того, в каком городе они проживали. Города в то время делились на великокняжеские (королевские), частнособственнические и церковные. Население великокняжеских городов несло общегосударственные повинности, а также повинности, устанавливавшиеся старостами городов.

Население частнособственнических городов находилось в наиболее тяжелом положении. Оно должно было нести общегосударственные повинности, а также отбывать панщину, платить денежные, натуральные и другие налоги, устанавливавшиеся владельцем города. Кроме того, мещане таких городов не имели право без разрешения владельца покинуть его или перейти в другое сословие.

Население церковных городов было прикреплено к церквям и монастырям и выполняло повинности в пользу духовенства.

В целом система органов государственной власти и управления Великого княжества Литовского в XIII — первой половине XVI в. заметно отличалась от Московского государства. На нее большое влияние оказывала западноевропейская модель государственного устройства.

Главой Великого княжества Литовского являлся великий князь, обладавший высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. Особое место в системе органов государственной власти занимали удельные князья, управлявшие своими уделами.

На первом этапе совещательным органом был Совет при князе, получивший затем название «Паны-Рада». После Кревской унии 1385 г. в его состав стали входить католические епископы, а также высшие государственные чиновники (канцлер, подканцлер, гетман, маршалки и др.).

В начале XVI в. был учрежден Великий вальный сейм как сословно-представительный орган. Он состоял из двух палат: Сената и палаты депутатов. Органы местного управления формировались на основе «магдебургского права».

Процесс вхождения Великого княжества Литовского в состав Польши завершился после принятия в 1569 г. Люблинской унии, когда оно стало частью единого государства — Речи Посполитой.

Основными источниками права Великого княжества Литовского были обычное право, Русская Правда, каноническое право, международные договоры, великокняжеское законодательство, грамоты, постановления сейма, Судебник Казимира IV 1468 г. и статуты (1529, 1566 и 1588 гг.).

Суть договора в Крево

Изображение: delaemvmeste.by

Итак, 14 августа 1385 года посольства Польши и Литвы, встретившиеся в литовском замке Крево (ныне Беларусь), заключили договор о брачном союзе польской королевы Ядвиги (последней представительницы династии Пястов) и Великого князя литовского Ягайло.

Литовский князь Ягайло Изображение: fb.ru

Последний, при этом, становился полновластным польским королем.

Согласно договору, Ягайло становился королем Польши.

Это налагало на него ряд обязательств:

  • Новый правитель обязался распространить в Литве латиницу,
  • Ягайло должен был выплатить герцогу Австрии Вильгельму компенсацию за нарушенный брачный договор, согласно которому последний должен был взять в жены Ядвигу,
  • В Литве необходимо было ввести католицизм,
  • Ягайло должен был вернуть Польше земли бывшей Руси, литовские и русские ( современные белорусские и часть украинские) и наращивать территории королевства,
  • Уния литовская и польская обязала его увеличить количество пленных,
  • использование казны на потребности Польши.

Проще говоря, Ягайло становился единым правителем для Литвы и Польши, но при этом раздельными оставались денежная система и казна, законодательство, таможенные правила, существовала граница, были отдельные армии для каждого государства-члена соглашения. Кревская уния вызвала несогласие со стороны знати Литвы и бывшей Руси, но послужила базой для союза в Люблине. Территория Польши увеличилась.

ВКЛ после смерти Витовта[править | править код]

Литовская метрика. 1511—1518 гг.

Герб Ягеллонов

После смерти Витовта князья и бояре ВКЛ, собравшись на сейм, выбрали великим князем Свидригайло — младшего брата Ягайлы. Это было сделано без согласования с польским королём, магнатами и панами, хотя это было предусмотрено униями между ВКЛ и Польшей. Таким образом, уния между ВКЛ и Польшей была разорвана, более того, вскоре между ними начался военный конфликт из-за Волыни. Однако в г. группа пропольски настроенных князей совершила переворот и возвела на престол брата Витовта — Сигизмунда. Это привело к феодальной войне в ВКЛ между сторонниками Сигизмунда и Свидригайло. В ходе войны Ягайле и Сигизмунду пришлось пойти на ряд уступок, чтобы привлечь на свою сторону сторонников Свидригайло. Однако исход войны решился в г. в битве под Вилькомиром (ныне Укмерге), в которой войска Свидригайло понесли очень большие потери.

Правление Сигизмунда длилось недолго — недовольные его политикой, подозрительностью и необоснованными репрессиями князья и бояре составили против него заговор, и он был убит в Трокском замке. Следующим великим князем, опять без согласования с Польшей, на сейме был выбран Казимир Ягайлович. Через некоторое время Казимиру предложили и польскую корону — он долго колебался, но всё-таки принял её, обещая при этом князьям и боярам ВКЛ сохранить независимость великого княжества.

В г. Казимир заключил с московским великим князем Василием II мирный договор, который соблюдался до конца XV века. В конце XV — нач. XVI век началась серия войн Московского государства против ВКЛ, на службу к московскому великому князю стали переходить князья восточных земель ВКЛ, в результате чего к Московскому государству отошли так называемые Северские княжества и Смоленск.

Казимир Ягайлович расширил международное влияние династии Ягеллонов — подчинил Польше Пруссию, посадил своего сына на чешский и венгерский троны. В 1492—1526 политическая система Ягеллонов охватывала Польшу (с вассалами Пруссией и Молдавским княжеством), Литву, Чехию и Венгрию.

Княжество было многонациональным (литовцы(аукштайты и жемайты), русины(предки современных украинцев и белоруссов), а также поляки(горожане и отчасти мелкая шляхта), немцы(в основном в городах), евреи, татары, караимы) и многоконфессиональным (католики, православные, позже протестанты и униаты, так же мусульмане, иудеи и язычники сохранившиеся с до христианских времён). В XV—XVI веках усиливалась роль знати русинского происхождения, одновременно намечалась полонизация знати как литовского, так и русинского происхождения, что позволило в XVII веке правящему сословию государства(шляхте) превратится в народ с литовским самосознанием, однако с польским родным языком (вне зависимости от вероисповедания).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector