Как добраться до эрмитажа и что там смотреть в первую очередь

Содержание:

История

Своей красотой Екатерининский дворец обязан трём российским императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, уделявшим большое внимание загородной резиденции в Царском селе. В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат

В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат.

Его строительство началось в 1717 году под руководством архитектора Иоганна Браунштейна. Одновременно на склоне с восточной стороны был разбит Верхний сад, состоящий из трех террас, и Нижний сад. К западу был построен Зверинец, позже преобразованный в Александровский сад.

В 1744 году по плану молодого архитектора Квасова здание было надстроено и связано галереями с пристроенными двухэтажными флигелями. В дальнейшем каждый новый Российский правитель также перестраивал Екатерининский дворец.

Коренное преобразование прошло при императрице Елизавете Петровне в 1752 году. Четыре года Франческо Растрелли, известный специалист стиля барокко, руководил работами по реконструкции здания и парка.

Во время Великой Отечественной войны территория Царского села была оккупирована и дворец практически полностью был разрушен, 80% его интерьеров было утрачены. Янтарная комната была вывезена фашистами из Пушкина и бесследно исчезла в Кенигсберге перед вступлением в него советских войск.

Кроме того, многие экспонаты музея были потеряны еще до начала войны, в 1930-е годы, когда началась распродажа многих ценных предметов живописи, скульптуры и прикладного искусства. Сотрудники комплекса, как могли, защищали экспонаты, намеченные к продаже. Хранители пытались спасти произведения искусства, снижая ценность картины, например, вместо итальянской школы указывали испанскую.

Кроме того, многие ценные работы уходили в Эрмитаж: когда там появлялась «брешь», произведения искусства отбирали из музея в Царском селе.

Полностью были утрачены ценные экспонаты детской половины дворца, в том числе учебники, диапозитивы и гербарии, карандаши и тетради. Это всё было отдано в детские колонии, куда привозили всех детей Петрограда, лишившихся родителей.

В 1959 году, благодаря кропотливой работе реставраторов, историков и архитекторов были открыты шесть залов музея. В 2003 году посетители смогли увидеть и жемчужину Екатерининского дворца — Янтарную комнату, на восстановление которой ушло около 6 тонн янтаря.

Екатерининский дворец до 1910 года назывался Большим Царскосельским. В настоящее время это объект культурного наследия Федерального значения, входящий в состав Государственного Музея-заповедника «Царское село».

Русский музей

Русский музей включает в себя:

  • Михайловский дворец (Инженерная ул., 4) и корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2).
  • Михайловский замок (Садовая ул., 2)
  • Строгановский дворец (Невский пр., 17).
  • Мраморный дворец (Миллионная ул., 5/1).
  • Домик Петра I (Петровская наб., 6).
  • Летний сад.
  • Михайловский сад.

Время работы Русского музея и его филиалов:

  • Понедельник: 10.00 – 18.00 (Корпус Бенуа и Михайловский дворец 10.00 – 20.00).
  • Среда, пятница, суббота, воскресенье: 10.00 –18.00.
  • Четверг:  13.00 – 21.00.
  • Выходной день — вторник.

Цена билета в Михайловский дворец:

  • Взрослые — 400 руб.
  • Школьники и студенты старше 16 лет, пенсионеры — 200 руб.
  • Лица до 16 лет — бесплатно.

Цена билета в корпус Бенуа:

  • Взрослые — 300 руб.
  • Школьники и студенты старше 16 лет, пенсионеры — 150 руб.
  • Лица до 16 лет — бесплатно.

Цена билета в Мраморный дворец и Строгановский дворец:

  • Взрослые 350 руб.
  • Школьники и студенты, пенсионеры 170 руб.
  • Лица до 16 лет — бесплатно.

Цена билета в Михайловский замок:

  • Взрослые 400 руб.
  • Школьники и студенты старше 16 лет, пенсионеры 200 руб.
  • Лица до 16 лет — бесплатно.

Комплексный билет на 3 дня:

  • 1000 руб. при покупке на сайте,
  • 1200 руб. при покупке в кассе,
  • 600 руб. — льготный.

По этому билету можно посетить все филиалы кроме Домика Петра I и Летнего дворца Петра I.

Дней бесплатного посещения в Русском музее нет.

Домик Петра I открывается 1 мая 2021 года.Время работы:

  • Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье: 10.00 –18.00.
  • Четверг:  13.00 – 21.00.
  • Выходной день — вторник.

Цена билета 300 руб. Льготные категории 150 руб. (бронирование входных билетов данной категории на Сайте музея не предусмотрено. Приобретение входных билетов осуществляется в день посещения музея в кассах Михайловского дворца, корпуса Бенуа, Мраморного, Строгановского дворцов и Михайловского замка).

Летний дворец Петра I открывается 1 мая 2021 года.Время работы: Понедельник, среда,четверг, пятница, суббота: 11.00 –19.00.Выходной день — вторник. Сеансы для одиночных посетителей: 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, 18:00.Цена билета: 700 руб.

Летний сад и Михайловский сад открыты:

  • С 10.00 до 22.00 с 1 мая по 30 сентября,
  • С 10.00 до 20.00 с 1 октября по 31 марта.
  • В апреле оба сада закрыты на просушку.
  • По вторникам Летний сад закрыт,
  • Михайловский сад открыт ежедневно.
  • Вход свободный.

Экскурсии, которые могут быть Вам интересны:

  • Экскурсия-квест для детей по Летнему саду.
  • Игра-квест «Вокруг Михайловского замка».

Сайт музея: rusmuseum.ru Тел. для справок: 595-42-48, 314-34-48.

Доблестное прошлое Зимнего

За всю историю в граде Петровом было возведено 5 зимних дворцов. Поначалу “отец” Северной столицы со дня основания своего “детища” в течение пяти лет проживал в одноэтажной деревянной избе, построенной всего за трехдневный срок.

В дальнейшем Петру Первому потребовалась достойная зимняя резиденция. К тому времени он издал указ, согласно которому на берегах Невы запрещалось выделять наделы тем, кто не имел морского чина. Сам император, желая выстроить в центре города резиденцию, получил разрешение как мастер корабельных дел Петр Алексеев. Он выстроил деревянный “Зимний дом” в два этажа, который сложно было назвать царскими хоромами.

В 1712 году тогдашний губернатор стольного града Александр Данилович Меншиков решил сделать подарок императору к его свадьбе с Екатериной Алексеевной, и пригласил архитектора Георга Маттарнови, который перестроил деревянный дом в каменный. Спустя восемь лет монаршее семейство перебралось в новые Зимние покои. Однако пожить в каменных “Свадебных палатах” счастливому мужу довелось только 5 лет.

Впоследствии на престол взошла Анна Иоанновна, сестра и соправительница Петра Великого, так как приходилась четвертой дочерью царя Ивана Пятого. Она слыла женщиной, живущей с размахом, и неудивительно, что ей было тесно в петровских палатах.

У новой императрицы были свои видения настоящей царской резиденции. Для ее кардинальной реконструкции она пригласила гениального архитектора Франческо Растрелли. Для реализации целей потребовался снос близлежащих строений. Все произошло удачным образом, и в 1735 году Анна Иоанновна отмечала пышное новоселье.

Зимний уже состоял из семидесяти парадных залов, из более сотни спален. Нашлось пространство для галереи, театра и большой капеллы. Были тут помещения для канцелярии, караульной службы, прочие. Увы, данных просторов оказалось мало для императрицы. Поэтому буквально сразу стали вестись новые работы по усовершенствованию дворца.

Взошедшая на престол в 1741 году младшая дочь Петра Первого — Елизавета Первая пристроила к Зимнему служебные помещения. Как писали очевидцы того времени, дворец “представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого…”.

Через пару лет императрица решила его расширить. Продолжилась скупка ближайших усадеб, и Растрелли возводил добавочные корпуса. Затем Елизавете пришло на ум поднять потолок с четырнадцати до двадцати двух метров. Архитектор, произведя расчеты, пришел к выводу, что для этого потребуется переделка проекта, а это нелегкое дело, и он предложил выстроить дворец в иной местности, но хозяйка Зимнего и слышать не хотела о такой затее.

Тогда пришлось выстроить абсолютно новое дворцовое строение. Возведение 4-ого Зимнего осуществлялось в рекордные сроки, в 1755 году работы уже были завершены. Простояло строение лишь до 1762-го года. Елизавете оно было не по душе. Она желала, чтобы резиденция русских царей роскошью и свежестью как внешнего, так и внутреннего убранства в разы затмевала европейские замки.

Честь воплотить мечту русской царицы в жизнь вновь выпала Растрелли. Архитектор старался изо всех сил угодить венценосной особе. Восемь лет длилось строительство. Новое роскошное творение Растрелли включало полторы тысячи комнат, а общая площадь достигала шестидесяти тысяч квадратных метров. Более того, дворец возвышался над всеми городскими зданиями.

Елизавете не суждено было пожить в чертоге собственной мечты. Работы принял Петр Третий. По завершению отделки фасадов, новоявленный император уже думал о расчистке окрестностей. Его изобретательности нужно отдать должное. Он нашел весьма оригинальный способ уборки места. Тонны остатков стройматериалов пришлось бы вывозить месяцами. Он издал указ, в котором разрешил всем желающим взять с дворцовой площади то, что понравится. К утру в округе и щепки нельзя было найти.

После свержения Петра Третьего окончательное возведение Зимнего легло на плечи Екатерины Второй. Она тут же отказалась от услуг Растрелли и привлекла других архитекторов, работавших под неусыпном контролем ее личного секретаря Ивана Ивановича Бецкого.

Любителям котиков

За воротами, расположенными в правой части Зимнего дворца (если стоять к нему лицом) есть уже ставший известный дорожный знак с изображением кошки.

Это не прикол, а самое настоящее предупреждение. Фонды музея охраняются от крыс специальной бригадой семейства кошачьих. В залы музея их не пускают, но они туда иногда, конечно же, пролезают. Пару раз представители редакции сайта «Окно в Петербург» видели их у касс. Посмотрите в интернете материалы по запросу «коты Эрмитажа», оно того стоит. Иногда, кстати, Эрмитаж раздает котят. Об этом у нас был материал, читайте здесь.

P.S. Чтобы получить более цельное представление об Эрмитаже, можно заказать индивидуальную экскурсию с искусствоведом. Посмотреть такую экскурсию можно, кликнув по баннеру ниже:

Зимний дворец Санкт-Петербурга: что посмотреть

Даже если вы не особенно любите искусство, Зимний дворец в Санкт-Петербурге будет интересно посмотреть. Уникальность его состоит в том, что именно это здание использовалось как резиденция царей и место для приема гостей, официальных лиц. Тут сохранились интерьер и быт, какими они были 100-200 лет назад. Посетители могут посмотреть будуары и гостиные, где жили монаршие особы и их приближенные, полюбоваться на их наряды, мебель, коллекцию украшений.

Зимний дворец, который мы знаем, был заложен в Санкт-Петербурге Анной Иоанновной в 1732 году. До этого на его месте были деревянный, а затем каменный дом Петра Первого. Окончательно завершила строительство Екатерина Вторая, именно при ней Зимний обрел нынешнее великолепие. Кроме того, она является основательницей Эрмитажа, так как впервые начала собирать во дворце предметы искусства. А вот открыл резиденцию для посетителей Николай Первый, хотя до революции музей могли посещать только очень состоятельные люди.

Экспозиции и выставки Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

В залах и хранилищах Эрмитажа собрана коллекция из более, чем 3 миллионов экземпляров предметов искусства, в основном – картин. Список актуальных выставок можно посмотреть на официальном сайте Эрмитажа hermitagemuseum.org. Основные экспозиции музея Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге расположены следующим образом:

  • на первом этаже – античность и древности (Средняя Азия, античный мир, древности Европы). Справа от входа – дворцовые интерьеры, затем – Древний Египет;

  • на втором этаже – русская и европейская культуры, в том числе декоративно-прикладное искусство Франции, выставка оружия, экспонаты культуры Средневековья, коллекции картин, зал Рафаэля, коллекция европейской скульптуры 19 века, итальянские художники, искусство Фландрии, голландская живопись, Зал Рубенса, Рембрандта, Леонардо Да Винчи и др. Кроме того, здесь расположены личные апартаменты императрицы Марии Александровны (золотая гостиная и будуар), библиотека Николая Второго, Большой тронный зал и портретная галерея династии Романовых, которые будут интересны поклонникам истории;

  • на третье этаже демонстрируются культура Византии, Дальнего Востока и Центральной Азии, а также Западной Европы 20 века.

Выставка на третьем этаже

Знатоки советуют начинать осмотр со второго этажа.

Жемчужины коллекции искусств

За один день однозначно не обойти коллекцию, которая хранится в Зимнем. Как утверждают знатоки, чтобы уделить каждому экспонату хотя бы минуту, придется потратить 8 лет жизни. Но хотя бы известные предметы искусства, «звезды» музея, посмотреть вы обязаны.

Итак, как их найти:

  • Иорданская лестница – шедевр архитектурного искусства. Ее не надо искать: именно отсюда начинаются все туристические маршруты. Вы ее точно не пропустите;

  • коллекция импрессионистов. Зимний дворец в Санкт-Петербурге известен своими коллекциями картин, и, в частности, импрессионистов. Моне, Ренуар, Дега, Гоген и другие художники ждут туристов на третьем этаже, в залах 316-350. Здесь же хранится знаменитая «Дама в саду Сент-Адресс» Клода Моне;
  • «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» – картины Леонардо Да Винчи, две из 14 сохранившихся. К слову, Эрмитаж в этом смысле держит твердое первенство после Лувра, где можно увидеть 5 картин мэтра. Обе картины можно посмотреть в зале 214.

Примечания[ | ]

  1. Москва // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Штаден Г. О Москве Ивана Грозного // Источники истории. Р. Гейденштейн, А. Шлихтинг, Г. Штаден. — Рязань: Александрия, 2005. — С. 509. ISBN 5-94460-012-8
  3. История Москвы. T.1. Изд-во Академии наук СССР, 1952. С. 242.
  4. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVI/1540-1560/Pozhary_1547/text.htm В летописи под 1547 г. при описании большого пожара говорится «и прииде огнь на пожар (то есть на Красную площадь) к ямскому двору»
  5. Акты, относящиеся до юридического быта древней России, изданные Археографической комиссией. Т. 1. СПб. 1857. С. 703—706. Название Троицкой площади происходит от Троицкого собора, что на Рву (храм Василия Блаженного); одно из бытовавших в XVII в. названий современной Красной площади, именовавшейся также Пожаром или Торгом
  6. Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф. пол. наук Санжаревский И. И.. 2010 год.

Руководители ведомства в XVI—XVII веках[ | ]

Земский двор

  • середина 1560-х гг. — Грязной Григорий (Меньшой) Борисович
  • начало 1570-х гг. — Долгоруков Иван (Григорьевич ?), Мятлев Иван
  • май (?) 1572 г. — Мятлев Иван, Нагой Семён, Гоской Михаил
  • июль 1578 г. — князь Гагарин Иван Данилович Гусь, Наумов (Наересов ?) Яков Гаврилович

Старый земский двор/ Новый земский двор

  • 1597 г. — Образцов Григорий Фёдорович / Гундоров Андрей Иванович
  • 1598 г. — (?) Васильчиков, Григорий Борисович, боярин / ?
  • 1599/1600 г. — князь Елецкий Андрей, Милюков Иван Гусь / Волынский Меньшой Григорьевич
  • 1606/07 г. — Образцов Григорий Фёдорович, Пушечников Дмитрий / Гундоров Андрей Иванович, Зиновьев Афанасий
  • 1610/11 г. — Совин Тимофей Петрович, Зубатый Иван Фёдорович / Кологривов Григорий Александрович, Хрипунов Фёдор Юдин

Земский приказ

  • 1612/13-1614/15 гг. — Ласкирев Иван Михайлович, Зиновьев Афанасий Ф.
  • 1616/17 г. — Зиновьев Афанасий Ф.
  • 1618/19-1626/27 гг. — Проестев Степан Матвеевич, Урусов Иван Васильевич
  • 1627/28 г. — Проестев Степан Матвеевич
  • 1628/29 — январь 1634 г. — Проестев Степан Матвеевич, Сьянов Василий Васильевич
  • май 1634 г. — Наумов Василий Петрович
  • с 24 августа 1634 — 1 февраля 1644 г. — Наумов Василий Петрович, Беглецов Никита Наумович
  • 1644/45 г. — Беглецов Никита Наумович
  • 1645/46-1646/47 гг. — Волынский Семён Васильевич, Нарбеков Савва Потапович
  • 1647 — до 2 июня 1648 г. — Плещеев, Леонтий Степанович, Соковнин Иван Фёдорович
  • после 2 июня — до 2 декабря 1648 г. — Волынский Михаил Петрович, Соковнин Иван Фёдорович
  • 1648/49 −1649/50 — князь Приимков-Ростовский Иван Наумович, Соковнин Иван Фёдорович
  • с мая 1650 — по апрель 1651 г. — князь Приимков-Ростовский Иван Наумович, Загряжский Яков Иванович
  • с июля 1651 по март 1655 г. — Хитрово Богдан Матвеевич (окольничий)[источник не указан 3491 день ], , Сонин Андрей Васильевич
  • март — декабрь 1655 г. — Хитрово Богдан Матвеевич, Жуков Роман Васильевич
  • с апреля 1656 по 11 июля 1672 г. — Елизаров Прокофий Кузьмич (думный дворянин), при котором в товарищах в разные годы состояли: Жуков Роман Васильевич (1658—1659 гг.), Ларионов Семён Васильевич (1662—1672 гг.)
  • 11 июля — 6 ноября 1672 г. — Ржевский Иван Иванович (думный дворянин)
  • 9 декабря — 31 мая 1672 г. — Чаадаев Иван Иванович (думный дворянин)
  • 31 мая 1672—1676 г. — Елизаров Андрей Прокофьевич (стольник)
  • 4 августа — сентябрь 1676 г. — Нарбеков Фёдор Саввич
  • 23 сентября 1676 — 31 января 1677 г. — Головин Михаил Петрович (стольник), Нарбеков Фёдор Саввич
  • с 2 февраля 1677 — до 3 января 1678 г. — Головин Михаил Петрович, Лопухин Леонтий Ларионович (стольник) — до мая 1677 г.
  • с 3 января 1678 — 1679 г. — Хлопов Кирилл Осипович (думный дворянин); с мая по октябрь 1678 г. в товарищах при нём состоял Пятого Иван Яковлевич (стольник)
  • 5 декабря 1679 — до ноября (?) 1680 г. — Караулов Григорий Степанович (думный дворянин)
  • с 7 ноября 1680 — до 26 октября 1681 г. — князь Приимков-Ростовский Никита Иванович (стольник), Аничков Иван Александрович
  • с 26 октября 1681 — до 17 мая 1682 г. — Поливанов Иван Андреевич (стольник)
  • с 17 мая 1682 — до 7 февраля 1688 г. — Головин Михаил Петрович (боярин); с 1686 по 1688 г. в товарищах при нём состоял Полянский Данила (думный дьяк)
  • с 7 февраля — до 26 сентября 1688 г. — Полянский Данила (думный дьяк)
  • с 26 сентября 1688 — до 3 ноября 1699 г. — князь Львов Михаил Никитич (окольничий, с 1693/94 г. — боярин); с 1693 по 1699 г. в товарищах при нём состоял Борняков Иван Никитич (стольник)

Названия до появления, при основании, после революции

Адмиралтейский луг

Первоначально это место, где сейчас находится Дворцовая площадь, называли Адмиралтейским лугом, в который также входила территория современного Александровского сада. Имя дали по Адмиралтейской верфи, оно было известно с 1736 года и просуществовало до 1772 года.

Дворцовая площадь

Современное название Дворцовая площадь получила в 1766 году по расположенному неподалёку Зимнему дворцу, южный фасад которого выходит на площадь.

Площадь Урицкого

В октябре 1918 года площадь переименовали в площадь Урицкого, в честь Моисея Соломоновича Урицкого, одного из организаторов штурма Зимнего дворца в 1917 году, председателя Петроградской ЧК. Его убили 30 августа 1918 года у входа в здание Главного штаба.

Историческое и современное имя

Историческое название вернули согласно указу от 13 января 1944 году о возвращении 20 исторических названий, в том числе Дворцовой площади.

Интересные факты

Здание и его внутренние помещения неоднократно становились декорациями для съемок художественных фильмов и сериалов. Среди них:

  • «Бедная Настя»
  • «Русский ковчег»
  • «Распутин»
  • «Октябрь»
  • «Красные колокола»

Во дворце сложилась отдельная популяция домашних котов. Их родоначальниками стали голландский кот, завезенный в Россию Петром I и несколько кошек из Казани, доставленные в Петербург по распоряжению Елизаветы. Во время блокады кошачья «дворцовая гвардия» полностью исчезла и была восстановлена заново. Коты находятся на полном довольствии. В их прямые обязанности входит уничтожение грызунов в здании.

История

Территория, где сейчас располагается Дворцовая площадь, ранее представляла собой обширное открытое пространство – гласис. Образовалось оно после закладки в 1704 году Адмиралтейской верфи, и по законам военного времени было необходимо для действий артиллерии. Когда Адмиралтейство утратило функцию военной крепости, первоначальное значение гласиса тоже было забыто.Постепенно территория заросла травой и превратилась в Адмиралтейский луг.

Формирование ансамбля Дворцовой площади началось в 1753 году, когда архитектор Франческо Бартоломео Растрелли одновременно с окончательным вариантом Зимнего дворца представил проект площади перед ним.

Основные исторические этапы формирования площади, которые протекали в течение почти века и затронули время правления нескольких российских правителей:

  • 1754 – 1762: возведение Зимнего дворца по проекту Растрелли
  • 1819 – 1829: строительство здания Главного штаба
  • 1830 – 1834: установка Александровской колонны
  • 1837 – 1843: строительство Гвардейского корпуса
  • 1977: масштабная реконструкция площади, в ходе которой заменили старое асфальтовое покрытие брусчаткой, выполнив декоративное мощение. Также были воссозданы в историческом виде 4 фонаря по углам площади
  • 2001: очередная реставрация площади и археологические исследования. В ходе них был обнаружен фундамент флигеля времен императрицы Анны Иоанновны. Флигель представлял собой трехэтажный дворец, возведенный по проекту Растрелли. Фундамент был изучен, сфотографирован и вновь засыпан землей

Описание Зимнего дворца

Фотография. Зимний дворец с Петропавловской крепости.

Строительство Зимнего дворца в Петербурге началось в 1754 году и продолжалось до 1762 года под руководством архитектора из Италии Бартоломео Франческо Растрелли.

Зимний дворец — старейший памятник архитектуры в стиле Петербургского барокко.
До окончания строительства зимней резиденции царский двор менял своё местоположение пять раз. Первый и второй зимние дома Петра Первого примыкали к Зимней канавке, третий дворец принадлежал Анне Иоанновне, четвёртый дворец находился на Невском проспекте. В новом дворце императрица Елизавета Петровна, младшая дочь императора Петра I и императрицы Екатерины I, хотела видеть роскошь и величие апартаментов и хозяйственных помещений. Зимний дворец строился, словно великий и могущественный город в городе со своими кухнями, конюшнями, прачечными и своей личной армией – дворцовыми гренадёрами и караулом из гвардейских полков. Все здания Зимнего дворца связывались между собой висячими переходами и залами, украшенными золоченой резьбой и бессчётным количеством зеркал.

В 1837 году в Зимнем дворце в Петербурге проживало около четырёх тысяч служащих. 17 декабря 1837 года случился грандиозный пожар, который считался самым масштабным по причинённому ущербу внешнему и внутреннему убранству дворца. Во время пожара полностью выгорели 2 и 3 этажи Зимнего дворца вместе с интерьерами, оформленными Б.Ф. Растрелли, Д. Кваренги, О. Монферран и К.И. Росси. Воссозданием дворца занимались русские архитекторы В.П. Стасов и А.П. Брюллов, справились они со своей работой за 2 года.

Фотография. Вид на Зимний дворец с Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

На этом в Зимнем дворце не закончились происшествия. Так, спустя 43 года в 1880 году народоволец С.Н. Халтурин произвёл взрыв с целью убийства Александра II. Впрочем, задуманное не было исполнено: император и не один член его семьи не пострадал, погибло 11 солдат из караула и около 50 человек получили ранения. 9 января 1905 года во время шествия была расстреляна мирная демонстрация рабочих. События 1905 года послужили стартом Революции, продлившейся с 1905 по 1907 год. Октябрьская Революция 1917 года для Зимнего дворца завершилась пушечной атакой из Петропавловской крепости и свержением Временного правительства.

30 октября 1917 года народный комиссар А.В. Луначарский объявил Зимний Дворец — Эрмитаж государственным музеем.

Экскурс в прошлое

Дворец построен в середине XVIII века (1754-1762 годы). Императрица Елизавета Петровна, любительница роскоши, приказала русскому архитектору итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли возвести в центре Петербурга дворец, способный восхитить европейских монархов изяществом и богатством.

В царствование Елизаветы дворец достроить не удалось, поэтому полновластной хозяйкой величественного сооружения чувствовала себя Екатерина II.

Отголоски событий в Зимнем дворце:

  • 8 апреля 1762 года на Пасху во дворце прошла служба по освещению здания, и в него въехал императорский двор.
  • 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце народоволец С. Халтурин совершил теракт, решив убить Александра II. Императорская семья не пострадала, в результате нападения убито 11 солдат из личного караула царя, 56 – ранено.
  • 9 января 1905 года перед Зимним дворцом расстреляна мирная демонстрация рабочих, что послужило началом революции 1905-1907 годов.
  • В октябре 1915 года здесь разместился военный госпиталь.
  • В феврале 1917 дворец заняли войска, перешедшие на сторону восставших.
  • В июле 1917 года Зимний дворец – резиденция Временного правительства, объявившего национализацию царских дворцов.
  • В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 солдаты и матросы штурмом взяли дворец и арестовали Временное правительство.
  • 30 октября (12 ноября) народный комиссар Луначарский объявил Зимний и Эрмитаж государственными музеями.
  • В 1919 году открылась выставка живописи.
  • 22 июня 1941 года в подвалах оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых постоянно укрывались 2 тысячи человек.
  • В годы Великой Отечественной войны в дворцовые здания попало 12 артиллерийских снарядов и 2 авиационных бомбы.

Предыстория

До того, как было выстроено барочное здание, являющееся сегодня украшением Дворцовой площади, существовали другие зимние императорские резиденции. Таких зданий было четыре (или даже пять, если считать одноэтажный дом Петра I).

Первые два были выстроены в начале XVIII столетия, в петровскую эпоху. Третье здание было построено для Анны Иоанновны, которой петровская резиденция показалась слишком тесной. Точнее, это было не строительство нового здания, а перестройка и значительное расширение старого. В перестроенном дворце было около сотни спален, примерно семь десятков залов, театр и множество других помещений. Что интересно, практически сразу после окончания строительства это здание решено было перестроить (расширить), что вскоре и было осуществлено.

При Елизавете Петровне расширение здания было продолжено. К нему пристраивались все новые и новые служебные помещения, что отнюдь не шло на пользу архитектурному облику дворца. В итоге сооружение выглядело настолько странно, что это вызывало неудовольствие императрицы и негативные отзывы ее современников. Здание вновь было расширено (на этот раз с таким расчетом, чтобы его внешний вид радовал глаз). Но когда императрица решила увеличить дворец не только в длину и ширину, но и в высоту, архитектор принял решение просто выстроить его заново. Это решение было одобрено императрицей. А пока шли строительные работы, императрица находилась во временном дворце (четвертом). Он был разобран в 60-е годы XVIII века.

Что входит в состав музея «Государственный Эрмитаж», цены и режим работы

Крупнейшие музеи Санкт-Петербурга принадлежат государству и для удобства управления они объединены в комплексы. За основу берется главная достопримечательность и к ней относят несколько других, в той или иной степени относящейся по смысловому содержанию объектов. Достопримечательности иногда объединяют в один музейных комплекс в связи с размещением там не поместившихся экспонатов в главном здании. Поэтому к Эрмитажу также относится, в частности, дворец Меншикова и Главный штаб.

Для обычного туриста это означает только одно, покупать билеты в рамках музейного комплекса можно в одном месте, а иногда и со скидкой, если брать абонемент на несколько экспозиций сразу.

Рассмотрим, вкратце, что же входит в музейный комплекс «Эрмитаж».

Зимний дворец и главный музейный комплекс

Зимний дворец — это и есть то самое всем известное здание на Дворцовой площади напротив Главного штаба. Бывшая зимняя резиденция царей.

Помимо Зимнего дворца в Главный музейный комплекс входят рядом стоящие здания:

  • Большой (Старый) Эрмитаж
  • Малый Эрмитаж
  • Новый Эрмитаж
  • Эрмитажный театр
  • Запасной дом Зимнего дворца – Лабораторно-хранительский и административный корпус.

Время работы с 11:00 и до 19:00 во вторник, четверг и воскресенье, и до 20:00 в среду, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.

Стоимость билета — 500 рублей. Есть льготы. Имеется два маршрута. Об этом подробнее далее в статье.

Главный штаб

Второй по величине музейный комплекс, входящий в состав Эрмитажа. Находится на Дворцовой площади, 6/8, напротив Зимнего дворца. Вход в музей с Дворцовой площади левее арки Главного штаба (если стоять лицом к арке).

Главный штаб

График работы такой же как и у комплекса Зимний дворец: с 11:00 и до 19:00 во вторник, четверг и воскресенье, и до 20:00 в среду, пятницу и субботу. Понедельник — санитарный день.

Билет стоит 500 рублей.

Посещение по сеансам, рассчитанным на 2 часа: 11.00, 11.30, 12.00, 12.30, 13.00, 13.30, 14.00, 14.30,15.00, 16.00, 16.30, 17.00. Вечерние сеансы по средам, пятницам и субботам в 17.30 и 18.00.

Дворец Меншикова

Дворец Меншикова находится по адресу Университетская набережная, 15. Метро Василеостровская, автобусы 7 и 24, троллейбусы 1, 10 и 11.

Здание построено в 1710–1727, архитекторы Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель.

Работает во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Цена билета — 600 рулей.

Зимний дворец Петра I

Находится рядом с Зимним дворцом (Дворцовая набережная, 34) в здании Эрмитажного театра.

График работы: во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Билет стоит 600 рублей.

Музей Императорского фарфорового завода

Находится по адресу проспект Обуховской обороны, дом 153 на территории бывшего Императорского фарфорового завода. 500 метров от метро Ломоносовская.

Открыт во все дни, кроме понедельника с 12:00 до 19.00.

Билет стоит 300 рублей.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»

Находится по адресу Заусадебная улица, д. 37А.

Время работы: все дни кроме понедельника с 10:30 до 18.00.

Билет стоит 600 рублей.

Биржа

Известное здание Биржи на стрелке Васльевского острова также относится к Государственному Эрмитажу. Адрес: Биржевая площадь, 4. Здание построено в 1805-1810, архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон.

Центры и представительства Государственного Эрмитажа

У Эрмитажа есть свои представительства в других городах России и за рубежом:

  • «Эрмитаж-Амстердам», Нидерланды;
  • «Эрмитаж- Италия», Венеция, Италия;
  • «Эрмитаж-Выборг»;
  • «Эрмитаж-Казань».

Масштаб коллекции Эрмитажа — цифры говорят сами за себя

По данным на лето 2021 года Эрмитаж может похвастаться следующими цифрами:

  • Общая площадь помещений Эрмитажа — 233 345 кв.м., из них для выставок 100 000 кв.м.
  • Количество предметов изобразительного и прикладного искусства — 1 014 806 штук.
  • Количество памятников нумизматики — 1 125 975 штук.
  • Количество археологических памятников — 808 695 штук.
  • Количество образцов оружия — 14 016 штук.
  • Другие исторические экспонаты — 214 771 штук. 

Лучшие советы перед посещением

Для начала надо решить, как вы видите своё путешествие в Царское Село: самостоятельно или при помощи тур-оператора. Ниже вы найдёте информацию относительно того, как добраться самостоятельно до музея и парка, а сейчас поговорим об организованном посещении музея.

Организованное посещения музея

Этот вариант предусматривает возможность воспользоваться услугами тур-фирм, которые с удовольствием предоставят вам и автобус, и профессионального гида. Кого-то конкретно можно не искать, т.к. экскурсии организуются ежедневно у Гостиного двора. Придя туда, вы можете в живую пообщаться с организаторами и выбрать оптимальный вариант для себя. Преимущество здесь одно и оно неоспоримо: вы экономите деньги.

Преимущества второго варианта очевидны. Ваша экскурсия начинается задолго до намеченного пункта назначения. Это действительно интересно и очень познавательно. Ведь кроме ожидаемой информации, вы получите ещё и занимательную вводную лекцию о местах, где будет проезжать ваш автобус.

Решение проблем с билетами. Да-да, есть такие нюансы, о них расскажем немного позже. Так вот, организаторы экскурсий имеют некоторый блат в отношении покупки билетов. А вам это будет выгоднее, как минимум, сохраните силы на осмотр достопримечательностей.

В любой момент по своему желанию вы можете «отколоться» от общей экскурсии, заранее предупредив гида, и продолжить осмотр достопримечательностей самостоятельно.

Но и есть недостатки этого варианта. Естественно, что за это мероприятие вам придётся несколько потратиться деньгами. Как бы вы ни были очарованы вашим гидом, во дворце у вас будет «штатный» экскурсовод, который и проведёт экскурсию.

  • Большой плюс для туристов с детьми: посещение дворца и парка для детей до 16 лет — бесплатное.
  • Стоит учесть, что билеты в Екатерининский дворец продаются при предъявлении входного билета в парк.

Некоторые тонкости при посещении музея

  • Для посещения Екатерининского дворца в период летнего сезона необходимо предварительно приобрести билет в Екатерининский парк.
  • Если вы купили льготный билет, но документа на права льготы у вас нет, то в Музей вас не пропустят, а билет сдать уже не удастся.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector