Языки афганистана

Лингвогеография языка пушту

3.1 Географическое распространение пушту

В Исламской Республике Афганистан язык пушту встречается обычно в восточной, южной и юго-западной части страны. Исходя из различных источников, носителями пушту являются 35-60% населения страны.

В Пакистане пушту считается региональным языком, на нем говорят около 15% людей проживающих в стране. Основная масса сконцентрирована в провинции Хайбер-Пахтунхва, Зоне Племен, и в северной части Белуджистана. Вместе с тем, пушту употребляют в Пенджабе и некоторых диаспорах в Индии.

Общины пуштун есть во всем мире, в том числе в России и США.

3.2 Диалекты языка пушту

Чаще всего диалекты пашто делят на: пешаварский (северо-западный), кабульский (северо-восточный), кандагарский (юго-восточный), кветтинский (юго-западный).

Несмотря на то, что географически диалекты южной ветви более распространены, для преобладающей части носителей пашто родным является один из северных диалектов.

3.2.1 Северная ветвь (или Восточная, Северо-восточная, «жёсткий» пахто)

В северную ветвь входят: хароти, центральный пушту (или северо-западный, диалект Кабула), северный (или восточный, диалект Джалал-Абада), юсуфзаи (или северо-восточный, диалект Пешавара)

Это интересно! Центральный пушту (диалект Кабула) – является базой литературного языка пушту в стране. Именно этот диалект употребляют в СМИ, литературе, науке и т.д. Считается, что большая часть пуштунов понимает написанное или сказанное на этом наречии.

Современные имена

Современные термины для Афганистана и Афганистана на соответствующих современных языках:

Язык Афганистан Афганец
Пушту افغانستان ( Afġānistān ) افغان ( афǧан )
Дари персидский افغانستان ( Афанестан ) افغان ( афğан )
Узбекский Афгонистон Афгон
туркменский Owganystan Owganystanda
Урду افغانستان ( Afġānistān ) افغان ( афġан )
Белуджи افغانستان
Брахуи Aoģánistán
Киргизский Ооганстан ( Ooganstan ) ооган ( oogan )
арабский أفغانستان ( ʾAfḡānistān ) أفغاني afḡāniyy m. أفغانية afḡāniyya ф.
китайский язык 阿富汗( Āfùhàn ) 阿富汗人( Āfùhànrén )
хинди अफ़ग़ानिस्तान ( Afġānistān ) अफ़्ग़ान ( афġан )
Пенджаби ਅਫ਼ਗ਼ਾਨਿਸਤਾਨ / افغانستان ( Афаганистан )
русский Афганистан ( Афганистан ) афганец ( афганец ) м. афганка ( афганка ) ф.
Таджикский Афғонистон ( Afġoniston ) афғон ( афġон )
Уйгурский ئافغانىستان ( Афганистан )

Ссылки [ править ]

  1. ^
  2. . Sil.org. 18 января 2010 . Проверено 5 декабря 2014 года .
  3. . Cia.gov . Проверено 20 июля 2020 года .
  4. Вахаб, Шайста; Янгерман, Барри (2007). Краткая история Афганистана . Публикация информационной базы. п. 18. ISBN . Афганские индуисты и сикхи говорят на хинди или пенджаби в дополнение к пушту и дари.
  5. Harald Haarmann Sprachen-Almanach — Zahlen und Fakten zu allen Sprachen der Welt. Campus-Verl., Франкфурт-на-Майне 2002, ISBN 3-593-36572-3 , S.273–274; Афганистан 
  6. . Encyclopdia Britannica .
  7. . BBC News . Проверено 7 июня 2013 года . Пуштуны. По оценкам, пуштуны составляют более 45% населения и являются наиболее доминирующей этнической группой в Афганистане.
  8. О’Тул, Pam (6 октября 2004). . BBC News . Проверено 16 сентября 2010 .
  9. ^
  10. Хакала, Уолтер Н. (2012). . National Geographic . Проверено 13 марта 2018 . В 1980-х и 90-х годах по крайней мере три миллиона афганцев, в основном пуштуны, бежали в Пакистан, где значительное их число в течение нескольких лет подвергалось воздействию средств массовой информации на языках хинди и урду, особенно фильмов и песен Болливуда, а бенг получил образование в Школы с урду, обе способствовали упадку дари даже среди городских пуштунов.
  11. Кришнамурти, Раджешвари (28 июня 2013 г.). . Gateway House: Индийский совет по глобальным отношениям . Проверено 13 марта 2018 . Большинство афганцев в Кабуле понимают и / или говорят на хинди благодаря популярности индийского кино в стране.
  12. . Гл. М. Киффер . Encyclopdia Iranica . Проверено 8 апреля 2012 . А. Официальные языки. Пашту (1) является родным языком от 50 до 55 процентов афганцев … Персидский (2) — это язык, на котором больше всего говорят в Афганистане. Родной язык двадцати пяти процентов населения, он разделен на множество диалектов.

Чего же хотят талибы

Если очень коротко и образно, талибы хотят, чтобы в Афганистан (ну, и вообще везде) вернулось Средневековье.

И это не оборот речи, не сарказм. Талибы осознанно и целенаправлено проводят политику, согласно которой общество должно жить также, как оно жило во времена появления Ислама.

То есть они считают, что весь этот прогресс, наука, образование, светские отношения – это все против бога и подлежит демонтажу. Люди должны жить в селах и заниматься сельским хозяйством.

Под строгим запретом:

  • Музыка и музыкальные инструменты
  • Компьютеры, гаджеты, интернет
  • Шахматы
  • Живопись, кино, скульптура
  • Обсуждение секса, публичное проявление интимности (вроде поцелуев) и т.д.
  • Практически к нулю сведено женское образование. Также женщинам запрещено работать, появляться на улице без мужа или родственника-мужчины, лечиться у врачей-мужчин и т.д.

Короче говоря, талибы – это наиболее ортодоксальная часть мусульман, стремящаяся к максимальному откату в прошлое.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ (2004). — «From among the languages of Pashto, Dari, Uzbeki, Turkmani, Baluchi, Pashai, Nuristani, Pamiri (alsana), Arab and other languages spoken in the country, Pashto and Dari are the official languages of the state.». Дата обращения: 10 мая 2021.
  2. ↑ . Ch. M. Kieffer. Encyclopædia Iranica. — «A. Official languages. Paṧtō (1) is the native tongue of 50 to 55 percent of Afghans… Persian (2) is the language most spoken in Afghanistan. The native tongue of twenty five percent of the population, it is split into numerous dialects.». Дата обращения: 8 апреля 2012.
  3. . Encyclopaedia Britannica.
  4. . BBC News. — «Pashtun: Estimated to be in excess of 45% of the population, the Pashtuns have been the most dominant ethnic group in Afghanistan.». Дата обращения: 7 июня 2013.
  5. . SIL International. Ethnologue: Languages of the World. Дата обращения: 8 апреля 2012.
  6. (PDF). Kabul, Afghanistan: The Asia Foundation (2006). Дата обращения: 29 октября 2010.
  7. Pashto, which is mainly spoken south of the mountain range of the Hindu Kush, is reportedly the mother tongue of 60 % of the Afghan population

Внешние ссылки [ править ]

  • Карта распространения языков от Колумбийского университета
  • Лингвистическая карта Афганистана
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеЯзыки Афганистана
Официальные языки
  • Дари
  • Пушту
Региональные языки
  • Белуджи
  • Кыргызский
  • Нуристани
  • Пашайи
  • Таджики
  • туркменский
  • Узбекский
Языки меньшинств
  • Ашкуну
  • Брахуи
  • Камката-вари
  • Ховар
  • Кыргызский
  • Памир
    • Ишкашим
    • Munji
    • Шугни
    • Иджа
  • Трегами
  • Вайгали
  • Wakhi
  • Васи-вари
  • Земяки
Жестовые языки
vтеЯзыки Азии
Суверенные государства
  • Афганистан
  • Армения
  • Азербайджан
  • Бахрейн
  • Бангладеш
  • Бутан
  • Бруней
  • Камбоджа
  • Китай
  • Кипр
  • Восточный Тимор (Тимор-Лешти)
  • Египет
  • Грузия
  • Индия
  • Индонезия
  • Иран
  • Ирак
  • Израиль
  • Япония
  • Иордания
  • Казахстан
  • Северная Корея
  • Южная Корея
  • Кувейт
  • Кыргызстан
  • Лаос
  • Ливан
  • Малайзия
  • Мальдивы
  • Монголия
  • Мьянма
  • Непал
  • Оман
  • Пакистан
  • Филиппины
  • Катар
  • Россия
  • Саудовская Аравия
  • Сингапур
  • Шри-Ланка
  • Сирия
  • Таджикистан
  • Таиланд
  • индюк
  • Туркменистан
  • Объединенные Арабские Эмираты
  • Узбекистан
  • Вьетнам
  • Йемен
Государства с ограниченным признанием
  • Абхазия
  • Арцах
  • Северный Кипр
  • Палестина
  • Южная Осетия
  • Тайвань
Зависимости и другие территории
  • Британская территория Индийского океана
  • Остров Рождества
  • Кокосовые (Килинг) острова
  • Гонконг
  • Макао
  • Книга
  • Категория
  • Портал азии
vтеОсновные языки Южной Азии
Основные статьи Языки:

  • Афганистан
  • Бангладеш
  • Бутан
  • Индия
    • список по количеству выступающих
    • по расписанию
  • Мальдивы
  • Непал
  • Пакистан
  • Шри-Ланка
Современные языки
Большой андаманский Ака-Джеру
Ака-Бо
Дравидийский
  • Брахуи
  • Каннада
  • Малаялам
  • Тамильский
  • телугу
  • Тулу
Германский
  • английский
    • Бангладешский английский
    • Индийский английский
    • Непальский английский
    • Пакистанский английский
    • Шриланкийский английский
Индоарийский
  • Angika
  • Ассамский
  • Бходжпури
  • Бенгальский
  • Чакма
  • Читтагонский
  • Дивехи
  • Догри
  • Гуджарати
  • хинди
  • Хиндко
  • Кашмири
  • Конкани
  • Кумаони
  • Магахи
  • Махал
  • Майтхили
  • Маратхи
  • Непальский
  • Одиа
  • Пенджаби
  • Раджастхани
  • Рангпури
  • санскрит
  • Сараики
  • Синдхи
  • Сингальский
  • Силхети
  • Урду
Иранский
  • Белуджи
  • Дари
  • Пушту
  • Wakhi
Изолирует
  • Бурушаски
  • Нихали
  • Кусунда
Хасич
  • Хаси
  • Lyngngam
  • Пнар
  • Война
Малайские креолы
Мунда
  • Хо
  • Корку
  • Мундари
  • Сантали
  • Сора
Никобарический
  • Машина
  • Центральный никобарский
  • Чаура
  • Южный никобарец
  • Тересса
Онган
  • Онге
  • Джарава
Романтика
  • Французский
  • португальский
Китайско-тибетский
  • АО
  • Бельцы
  • Бодо
  • Дзонгка
  • Гаро
  • Хаджонг
  • Ладакхи
  • Лимбу
  • Meitei
  • Mizo
  • Непал Бхаса
  • Сиккимский
  • Tenyidie
  • тибетский
  • Трипури
Тюркский
  • туркменский
  • Узбекский
Скрипты
Исторический
  • Брахми (Абугида)
  • Греческий
  • Инд (неразборчиво)
  • Харости
арабский
  • Араби малаялам
  • Арви
  • Насталик
  • Шахмухи
Брахмический
  • Деванагари
  • Бенгальский
  • Гуджарати
  • Гурмукхи
  • Малаялам
  • Каннада
  • Одиа
  • Ранджана
  • Сингальский
  • Тамильский
  • телугу
Старый курсив
Языковой активизм
  • Движение бенгальского языка
  • Хела Хавула
  • Непальское движение бхаса
  • Движение пенджабского языка
  • Чисто тамильское движение
  • Возрождение санскрита
  • Движение урду

История

Саурская революция в апреле 1978 года привела к советско-афганской войне 1980 х годов . Эти события вынудили миллионы афганцев мигрировать в соседние Пакистан и Иран на временной основе, то есть до тех пор, пока в Афганистане не исчезнут угрозы пыток , преследований и жестокого обращения .

После советского вторжения в Афганистан в 1979 году афганские мирные жители начали бежать в соседние Пакистан и Иран, где их приветствовали правительства этих стран. Оттуда многие иммигрировали в Северную Америку, Европу и Океанию. Меньшее количество уехало на север и стало жить в разных городах тогдашнего Советского Союза . Некоторые отправились в Индию , Саудовскую Аравию и другие регионы азиатского континента.

После вывода советских войск в феврале 1989 года большое количество афганцев начало возвращаться на родину, но после того, как моджахеды взяли страну под контроль в 1992 году, они снова мигрировали в соседние страны. Оттуда некоторые отправились в Европу, Северную Америку и Океанию.

С марта 2002 года около 4,4 миллиона афганских беженцев были репатриированы в Афганистан при содействии Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН). Немногим более 1,4 миллиона все еще остаются в Пакистане и около 3 миллионов в Иране. Несколько стран, которые были частью Международных сил содействия безопасности (ISAF), предоставили постоянное место жительства тысячам афганцев, имеющих на это право. Это создает легальные возможности для афганцев стать гражданами этих стран. Уроженцы Афганистана сейчас проживают примерно в 92 странах мира.

Некоторые афганцы, возвращающиеся из Пакистана, жаловались, что «их били и били, и им сказали, что они больше никому в Пакистане не нужны». Другие считают Пакистан своим домом, потому что они там родились. Те, кто вернулся из Ирана, подвергаются аналогичным или худшим наказаниям. Ряд репатриантов в Афганистан совершают новые поездки в Европейский Союз (ЕС) в поисках убежища там. Во избежание нарушения статьи 3 Конвенции ООН против пыток правительство Пакистана вновь заявило, что ни один из афганских беженцев или лиц, ищущих убежища, не будет насильственно выслан в Афганистан. В соответствии с новым соглашением между Афганистаном, Пакистаном и УВКБ ООН афганцам в Пакистане было разрешено оставаться в стране до конца 2017 года. Позже кабинет Пакистана решил продлить срок действия их регистрационных карточек до 30 июня 2020 года. изменена на неизвестную дату. 780 000 зарегистрированных афганских беженцев в Иране также получили продленный срок.

Исторические и устаревшие предложения

Исторически существует ряд других гипотез, связанных с названием, но все они устарели.

  • «Maḫzan-е Афган» по Nimat Аллах аль-Harawi , написанные в 1612 году в суде Моголов , прослеживает имя афганского к одноименному предку, в Afghana , идентифицированный как внук Саула . Афганец предположительно был сыном Ирмии (Иеремии), который, в свою очередь, был сыном Саула ( Талута ). Афгана осиротела в молодом возрасте и воспитывалась Дэвидом . Когда Соломон стал королем, Афгану назначили главнокомандующим армией. Ни Афгана, ни Иеремия, сын Саула, не фигурируют в еврейской Библии . Примерно через четыре столетия после Афганы, в VI веке до нашей эры, Бахтуннасар, или Навуходоносор , царь Бабиль , напал на Иудейское царство и изгнал потомков Афганы, некоторые из которых отправились в горы Гор на территории современного Афганистана, а некоторые в окрестности Мекки в Аравии . До времен Мухаммеда количество депортированных Детей Израиля с востока постоянно увеличивалось в странах вокруг Гора, включая Кабул , Кандагар и Газни , и воевали с неверными вокруг них. Говорят, что Халид бин Валид принадлежит к племени потомков Афганцев, живущих в окрестностях Мекки, хотя на самом деле он был из племени курайшитов . После обращения в ислам Халид пригласил своих родственников, сынов Израиля Гора, в ислам. Делегация во главе с Кайсом направилась в Медину для встречи с Мухаммедом и приняла ислам. Мухаммед щедро благословил их и дал имя Абдур Рашид Кайсу, который успешно вернулся в Гор, чтобы распространять ислам. У Каиса было три сына: Сарбан , Беттан и Гургушт, которые являются прародителями различных пуштунских племен .
  • Самуэль Г. Бенджамин (1887) получил название «афганец» от термина «плач», который, как говорят, персы презрительно использовали для своих жалобных восточных соседей.
  • Х. У. Беллью в своем «Исследовании этнографии Афганистана 1891 года» полагает, что название « Афганистан» происходит от слова « Албан», которое происходит от латинского слова albus , что означает «белый» или «гора», поскольку горы часто покрыты снегом. ср. Альпы ); используемый армянами как Алван или Алван , что относится к горцам, и в случае транслитерации армянских иероглифов, будет произноситься как Агван или Агван . Для персов это в дальнейшем будет изменено на Аоган , Авган и Афган как указание на восточных горцев или «горцев».
  • Михановский предполагает, что название « Афган» происходит от санскрита « Авагана» , которое, в свою очередь, происходит от древнего шумерского слова, обозначающего Бадахшан — Аб-бар-Ган , или «высокая страна».
  • Такие ученые, как Ю. Ганьковский, пытались связать слово « афганец» с узбекским словом « аваган », которое, как говорят, означает «оригинальный».

Ранние ссылки на Афганистан

Слово « афганец» упоминается в форме Абган в третьем веке нашей эры у сасанидов и как Авагана ( Афгана ) в VI веке нашей эры индийским астрономом Варахамихирой . А люди , называемые афганцы упоминаются несколько раз в десятом веке география книги , Худуд ал-Алам , особенно там , где сделана ссылка в деревню: «Сауле, приятная деревня на горе В нем живут афганцы

Аль-Бируни называл их в XI веке различными племенами, живущими на западных приграничных горах реки Инд . Ибн Баттута , известный марокканский ученый, посетивший этот регион в 1333 году, пишет: «Мы отправились в Кабул , когда-то огромный город, на месте которого сейчас находится деревня, населенная племенем персов, называемых афганцами . Они держат горы и оскверняет и обладает значительной силой, и в основном они разбойники. Их главная гора называется Кух Сулейман ».

Самое раннее упоминание термина « Афганистан » появляется в 13 веке в Тарих нама-и-Герат Сайфа ибн Мухаммада ибн Якуба аль-Херави, где он упоминается как страна между Хорасаном и Хиндом , отдавая дань уважения стране Шамсуддина .

Кроме того, название «Афганистан» упоминается в письменной форме правителем Великих Моголов 16-го века Бабуром , имея в виду территорию к югу от Кабулистана .

Название «Афганистан» также много раз упоминается в трудах историка 16 века Мухаммада Касима Хинду Шаха (Феришта) и многих других.

Афганские династии

Афганская династия Лоди в Северной Индии

По Ta’rikh-я Ямини (автор будучи секретарем Махмуда Газни ), афганцы поступил в Себуке-Тегин «s Газневид империи в 10 — м веке, а также в более позднем Гуридове Королевстве (1148-1215). С начала тюрко-афганской династии Хальджи в 1290 году , афганцы становятся все более признается в истории среди Делийского султаната в Индии . Позже правления династии Лоди и Сур династия из Дели оба из афганцев, чье правление растягивается до того , что теперь Бангладеш на востоке. Другие афганские династии возникли в 18 веке, а именно династия Хотак и империя Дуррани, охватившая огромные территории Центральной и Южной Азии.

Письменность языка пушту

5.1 Алфавит пушту

Алфавит пушту — алфавит, который употребляют для записи языка пушту. Алфавит содержит 44 буквы, слова записываются справа налево, как и в арабском. Является разновидностью персидского алфавита.

Это интересно! Для обозначения афганской валюты (афгани) существует специальный знак ؋.

5.2 Грамматика языка пушту

Непривычная для европейца грамматика языка пушту требует особого подхода к изучению.

Действуют такие грамматические правила: прилагательное ставят впереди существительного, а общая схема предложения — субъект-объект-глагол. Личные местоимения имеют формы прямого и косвенного падежа, а существительные и прилагательные могут склонятся только для двух родов (муж. / жен. множественного и единственного числа. Но падежей всего четыре они делятся на: прямой, косой I, наклонный II и звательный.

Конструкция глаголов наиболее сложная и разветвленная, в нее входят времена: настоящее, простое прошедшее, прогрессивное прошедшее, совершенное настоящее и совершенное прошедшее время. Помимо этого, глаголы могут быть переходными и непереходными, а также применим и глагол-связка, в основном в именных предложениях.

В стандартных вариантах глагол согласуется с подлежащим и в переходных, и в непереходных предложениях, но если действие, завершенное в любом из прошедших времен, то возможны исключения. Около 40 глаголов, являясь по смысловому значению переходными, несут эргативную структуру и употребляются в прошедшем времени в инфинитиве. Простые предлоги и послелоги употребляются как в словосочетаниях, так и самостоятельно. Есть и сложные предлоги,-устойчивые сочетания послелогов и простых предлогов с именами.

Различные диалекты пушту также имеют различия и в грамматике, и в произношении.

Языки Афганистана

культура образование общество

Афганистан – многоязычная страна, в которой два языка – пушту и дари – являются официальными и наиболее широко распространенными. Дари – официальное название персидского языка в Афганистане. Его часто называют афганским персом. Как пушту, так и персидские языки являются индоевропейскими языками из подгруппы иранских языков. Другие региональные языки, такие как узбекский, туркменский, белуджинский, пашайский и нуристанский, говорят меньшинствами по всей стране.

Незначительные языки могут включать хинди-урду, панджаби, ашкуну, камката-вири, васи-вариа, трегами и калаша-ала, памири (Шюгни, Мунджи, Ишкашими и Вахи), Брахуи, Кызылбаш, Аймак, Пашай и кыргызы. Лингвист Харальд Хаарманн считает, что в Афганистане проживает более 40 второстепенных языков с примерно 200 различными диалектами.

Языковая политика
Дари является самым разговорным языком официальных языков Афганистана и выступает в качестве лингва-франка для страны. В 1980 году другие региональные языки получили официальный статус в тех регионах, где они являются языком большинства. В статье 16 Конституции Афганистана 2004 года говорится, что узбекские, туркменские, балочы, пашайи, нуристани и памири – помимо Пашто и Дари – третий официальный язык в тех областях, где большинство говорит им. Практические условия осуществления этого положения определяются законом ».

Политика именования
Дари – это термин, давно рекомендованный афганскими властями для обозначения персидских диалектов, произнесенных в Афганистане, в отличие от диалектов, произнесенных в соседнем Иране. Хотя он еще широко известен как «фарси» («персидский») для носителей языка, имя было официально изменено на Дари в 1964 году. Дари не следует путать с диалектом Кабула, который является доминирующим персидским диалектом в Афганистане. Помимо нескольких основ словаря, однако (и более индо-персидских каллиграфических стилей в персо-арабском шрифте), между официальным письменным персом Афганистана и Ираном мало различий. Термин Дари часто свободно используется для характерного говорящего персидского Афганистана – вообще говоря, на диалекте Кабула, но лучше всего ограничивается официальными речевыми реестрами (поэзия, речи, выпуски новостей и другие широковещательные сообщения).

обзор
Дари функционирует как лингва-франка нации и является родным языком различных афганских этнических групп, включая таджиков, хазарей и аймаков. Пушту является родным языком пуштунов, доминирующей этнической группы в Афганистане. Из-за многоэтнического характера Афганистана, разнообразие языков, а также двуязычие и многоязычие являются обычными явлениями.

Точные данные о численности и составе различных этнолингвистических групп недоступны, поскольку в Афганистане в течение десятилетий не проводилось систематической переписи. Оценки предполагают следующие основные языки:

Согласно опросу общественного мнения 2006 года, в котором приняли участие 2626 случайно выбранных афганских граждан Азиатским фондом, Дари был первым языком в 49%, а еще 37% указали на способность говорить на Дари в качестве второго языка; 42% смогли прочитать Дари. Во-вторых, пушту был первым языком 40% опрошенных, в то время как еще 28% говорили на нем как на втором языке; 33% смогли прочитать «Пушту». Узбекский язык был первым языком в 9%, а второй – 6%. Туркменский язык был первым языком 2% и вторым языком для 3%. На английском языке говорили 8%, а урду – 7%.

В более позднем исследовании было установлено, что Дари был, по большому счету, самым распространенным языком в городском Афганистане, причем 93% афганцев заявляют, что они говорят на нем, но только 75% сельских афганцев заявляют об этом.

Значительное население Афганистана, особенно в Кабуле, может также говорить и понимать хинди-урду из-за популярности и влияния фильмов и песен Болливуда в регионе.

Tags: Languages of Afghanistan Languages of Asia

История пуштунов и языка пушту

На сегодняшний день не известно точное происхождении народа пуштунов, как и языка пушту.

В Средние века языком афганской знати являлся дари, или фарси-кабули, однако в среде пуштунской элиты создавались многие художественные и исторические произведения, например «Кадастровая книга шейха Мали» XV века.

В средние века языком, на котором говорили высшие афганские сословия был дари, или фарси-кабули.

С начала XVIII в. Афганистаном правят выходцы из пуштунских племен (кроме Хабибулы Калакани), однако при дворе продолжают использовать персидский (дари).

В начале XX века начинается движение по распространению использования языка пушту в различных областях жизни афганцев, следствие которого становится основания кабульского университета в 1932 году.

В 1933 году выходит постановление об употреблении дари и пушту официальными лицами, а уже спустя три года язык пушту становится государственным.

Позднее, в 1964 году, был официально признан в качестве национального языка, а афганский персидский получи название дари. Гимн страны переводится на пушту.

4.1. История языка пушту

Современный лингвистический мир до сих пор не пришел к единому мнению о происхождении языка пушту. Выдвигается несколько версий, в том числе и прямое происхождение от авестийского языка, но большинство востоковедов придерживаются мнения восточноиранского происхождения, аргументировано сходство с хорезмийским и согдийским языками.

Исторические исследования подтверждают, что территория, населенная пуштунами, находилась под властью Греко-Бактрийского царства, а уже с III века н.э.,есть упоминания в летописях под именем афганец (Абган). Видный афганский историк Абдул Хай Хабиби в своих трудах отмечал, что первые пуштунские произведения относятся к Амир Крор Сури из начала периода Гуридов восьмого века.

С другой стороны, современные лингвисты такие как Дэвид Нил Маккензи и Люсия Серена Лой, которые перевели пушту на современный язык, нашли не состыковки с изложением и алфавитом.

Открытие рукописи на языке пушту –Пата Хазана — произвело сенсацию в 1944 году и споры о ее подлинности ведутся до сих пор. Рукопись датируется ранним гуридским периодом до Хотакского времени восемнадцатого века и содержит сборник произведений неизвестных поэтов. Исследования относят издание данного сборника под патронажем пуштунского императора Хуссейна Хотака в Кандагаре.

4.2. Писатели и поэты, писавшие на пушту

В данный период поэзия была популярной среди пуштунов, многие известные исторические личности писали на языке пушту такие как: Баязид Пир Рошан (создатель пуштуского алфавита), Хушал Хан Хаттак, Рахман Баба, Назо Тохи и Ахмад Шах Дуррани, основатель современного государства Афганистан.

Но оригинальная рукопись недоступна для исследования, и единого мнения о сроках ее возникновения нет. Современный язык пушту подвергается слиянию с персидским и арабским, но многие народности используют старый словарный запас, хотя диалект отличается территориально.

Это интересно! Старейшая датированная книга на языке пушту это Хайруль-Байян (خیرالبیان — «Преблагая весть») суфия Баязида Ансари, отмеченная датой 6.09.1651 года. Это собрание стихов, которое содержит также и религиозные стихи на фарси, арабском и панджаби.

4.3. Пуштуны на карте народов Пакистана

В пуштунских областях Пакистана, на пушту обучаются дети 1-2 классов, однако в дальнейшем дети обучаются на урду (одном из государственных языков Пакистана). Зачастую в частных школах пушту не преподается. Отдельные ученые высказывают мнение, что установление урду, как языка для обучения в школах, является причиной кризиса множества языков коренных народов Пакистана, считая и пушту.

Эффект

Вооруженные конфликты могут способствовать укреплению этнической идентичности — и это находит отражение в политике. Анализ выборов в послевоенной Боснии, например, показал, что общины, больше пострадавшие от войны, активнее голосовали за партии этнического характера. «В таких условиях связи внутри этнических групп могут усиливаться, а недоверие между группами — расти, — заключали авторы. — Все это способствует политизации этнического фактора, и партии этим пользуются».

Подобное происходило и в Афганистане. На президентских выборах, прошедших в 2009 году, пуштуны в основном голосовали за кандидатов-пуштунов (включая победившего Хамида Карзая), таджики — за таджика Абдуллу Абдуллу, хазарейцы — за хазарейца Рамазана Башардоста. На более ранних выборах в 2004 году подавляющее большинство пуштунов также поддержало Карзая, большинство узбеков — Рашида Дустума, и на парламентских выборах в 2005 году голосование шло по такому же принципу.

Хотя названия основных партий подчеркивают религиозную, то есть исламскую, принадлежность, а не тот или иной этнос, отношение к ним, отмечалось в исследовании середины 2000-х годов, формировалось в зависимости от их связей с этническими группами — как к «узбекской», «таджикской» или «хазарейской» партиям. Так произошло в случае с «Исламским обществом Афганистана», которое в основном объединило таджиков.

С другой стороны, ситуация может быть сложнее, чем просто поддержка «своих». Экспериментальный анализ Международного центра роста, опубликованный в 2019 году, показал, что хотя жители северных провинций Афганистана действительно склонны поддерживать кандидатов-соплеменников, их выбор может определяться не столько лояльностью к «своим», сколько недоверием и негативным отношением к «чужим».

Президентские выборы 2014 года, хотя и сопровождались значительными нарушениями, стали примером того, как политики, представляющие одну из этнических групп, могут апеллировать к другим. В них участвовали всего два кандидата — пуштун Ашраф Гани и таджик Абдулла Абдулла. Результаты показали, что за первого проголосовало большинство узбекской общины, за второго — большинство хазарейцев. В итоге выборы завершились разделом власти — Гани стал президентом, его соперник получил пост премьер-министра.

Все это, отмечают социологи из Сиднейского университета, может служить подтверждением роли этнического фактора. Исследователи указывали, что при отсутствии собственного кандидата группы в основном голосуют солидарно, рассчитывая на поддержку элит, представляющих претендента на власть, — но также и связанных с этим ограничений.

«Этническая идентификация учитывается при политическом торге между элитами, она может использоваться ими для мобилизации людей, — констатируют они. — Но в повседневной жизни существенную роль по-прежнему играют местные и родственные связи, а также механизмы покровительства, на которые люди полагаются в условиях слабости государственных институтов».

Статистика населения

Анатол Ливен из Джорджтаунского университета в Катаре писал в 2021 году, что «можно отметить, что за всю современную историю Афганистана никогда не было переписи, которая могла бы считаться хоть отдаленно надежной».

Исторический

Любители спорта на стадионе Гази в столице Кабула , который является многонациональным и крупнейшим городом Афганистана.

Первая общенациональная перепись населения Афганистана была проведена только в 1979 году, но ранее предпринимались разрозненные попытки провести перепись в отдельных городах. По переписи 1876 года в Кабуле проживало 140 700 человек. В Кандагаре в 1891 году была проведена перепись населения, согласно которой в городе проживало 31 514 человек, из которых 16 064 мужчины и 15 450 женщин.

В 1979 году общая численность населения составляла около 15,5 миллионов человек. С 1979 до конца 1983 года около 5 миллионов человек покинули страну, чтобы укрыться в соседних северо-западных районах Пакистана и восточных территориях Ирана. Этот исход практически не сдерживался никаким правительством. Правительство Афганистана в 1983 году сообщило, что население составляет 15,96 миллиона человек, включая исход.

Предполагается, что от 600 000 до 2 миллионов афганцев могли быть убиты в ходе различных войн 1979–2001 годов. Эти цифры сомнительны, и никогда не предпринималось попыток проверить, действительно ли они были убиты или переехали в соседние страны в качестве беженцев.

Текущие и новейшие

По состоянию на 2021 год общая численность населения Афганистана составляет около 37 466 414 человек, включая 3 миллиона граждан Афганистана, проживающих как в Пакистане, так и в Иране . Около 26% населения составляют горожане, а остальные 74% проживают в сельской местности.

Центральная статистическая организация (ЦСУ) Афганистана заявила в 2011 году, что общее количество афганцев, проживающих в Афганистане, составляло около 26 миллионов, а к 2017 году оно достигло 29,2 миллиона. Из них 15 миллионов мужчин и 14,2 миллиона женщин. Ожидается, что к 2050 году население страны достигнет 82 миллионов человек.

В городских районах за последнее десятилетие наблюдался быстрый рост населения, что связано с возвращением более 5 миллионов эмигрантов . Единственный город в Афганистане с населением более миллиона человек — это его столица Кабул . Остальные крупнейшие города страны показаны на диаграмме ниже.

Крупнейшие города или поселки в АфганистанеОценка на 2019 год

Классифицировать Имя Провинция Поп.
Кабул Кандагар 1 Кабул Кабул 4 273 200 Герат Мазари-Шариф
2 Кандагар Провинция Кандагар 614 300
3 Герат Провинция Герат 556 200
4 Мазари-Шариф Провинция Балх 469 200
5 Джалал-Абад Провинция Нангархар 356 500
6 Кундуз Провинция Кундуз 263 200
7 Талокан Тахарская область 253 700
8 Пули Хумри Провинция Баглан 237 900
9 Газни Провинция Газни 183 000
10 Хост Хостская область 153 300

Возрастная структура

Пирамида населения 2016 г.

0–14 лет: 40,62% (7 562 703 мужчин / 7 321 646 женщин)
15-24 года: 21,26% (3 960 044 мужчин / 3828 670 женщин)
25-54 года: 31,44% (5 858 675 мужчин / 5661887 женщин)
55-64 года: 4,01% ( 724 597 мужчин / 744 910 женщин)
65 лет и старше: 2,68% (451 852 мужчин / 528831 женщина) (оценка на 2020 г.)

Урбанизация

Молодые афганцы на музыкальном фестивале в Садах Бабура в Кабуле.

урбанизация Население: 26% от общей численности населения (2020 г.)
Темпы урбанизации: 3,37% годовых изменений (2015–2020 гг.)

Соотношение полов

при рождении: 1,05 мужчин / женщин
0-14 лет: 1,03 мужчин / женщин
15-24 лет: 1,03 мужчин / женщин
25-54 года: 1,03 мужчин / женщин
55-64 лет : 0,97 мужчин / женщин
65 лет и старше: 0,85 мужчин / женщин
общая численность населения: 1,05 мужчин / женщину (2020)

Талибы – это… студенты

В арабском языке есть слово «Талиб», которое так и переводится – «ученик», «студент», «учащийся медресе» (религиозной школы).

Из арабского это слово перекочевало в язык пушту (один из народов Афганистана). В их языке к слову «талиб» прибавили окончание -АН, которое означает множественное число.

Таким образом, «Талибан» – это «ученики, студенты». А «талиб» – один из представителей Талибана. Естественно, студентами они себя считают не потому, что учатся в ВУЗах, а потому, что следуют идеалам ислама.

Исламистское движение Талибан зародилось именно среди народа пушту в 1994 году, а в 1996 году оно захватил власть во всем Афганистане.

Кто такие исламисты

Если говорить просто, то исламисты (веткой которых являются Талибан) – это та часть мусульманства, которая стремится установить законы шариата как основные в государстве и обществе.

Про законы шариата объяснять не буду, думаю вы имеете о них примерное представление

Здесь важно понять, что не любой мусульманин – исламист

Например, в Турции, Казахстане или Башкирии тоже живут мусульмане, но они живут по светским законам, а не пропагандируют шариат. Таким образом, они исламистами не являются.

Наиболее известными течениями исламизма, кроме талибана, считают:

  • ХАМАС в Палестине (который воюют с Израилем)
  • Хезболлу в Ливане
  • ИГИЛ в Сирии и Ираке
  • Братьев-мусульман в Египте
  • Аль-Каиду

Всего таких течений – десятки. И практически все запрещены в России, как террористические.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector