Эрмитаж и зимний дворец: как посетить, стоимость билетов, расписание и что посмотреть

Содержание:

Иорданская лестница Зимнего дворца

http://www.hermitagemuseum.org

Так же, как Иорданская галерея Зимнего дворца, эта лестница в XVIII веке носила более торжественное название – Посольская. Как явствует из названия, именно по этой лестнице поднимались императорские гости и иностранные делегации, послы разных стран начинали по ней путь к различным парадным залам для аудиенций с российскими царями.

В XIX веке название лестницы было изменено – она стала называться «Иорданской». По ней спускались участники крестного хода на праздник Крещения к скованной льдом Неве с прорубью для водосвятия – «иорданью». В этих торжественных «походах на иордань», начинавшихся от Большой церкви, традиционно принимали участие члены царской семьи.

В 1837 году страшный пожар, уничтоживший внутреннее убранство Зимнего дворца практически целиком, не пощадил и Иорданскую лестницу. На протяжении полутора лет после этого бедствия архитектор Владимир Стасов «по горячим следам» полностью восстановил ее интерьер, сохранив изначальный замысел и художественный принцип Франческо Растрелли. Сегодня лестница предстает перед нами практически в первозданном своем виде – в стиле «русского барокко». Она украшена белым мрамором и декорирована скульптурными композициями. Восстановлена была и растреллиевская позолота.

«Ступени истории» – так несколько метафорично называют Иорданскую лестницу некоторые искусствоведы. Будучи кратчайшим путем в покои императрицы, она помнит и осторожную поступь Екатерининских фаворитов, и крестные ходы к святой воде, а во время «Зимних балов» на ее площадках накрывались столы, за которыми ужинали высокие гости. Тяжелые шаги революционных матросов, немецкие снаряды во время Великой Отечественной войны… Их тоже помнят эти ступени. 

Посольская лестница по-прежнему является главной парадной лестницей дворца, и сегодня по ней поднимаются посетители Эрмитажа.  Которые, к слову сказать, тоже способны наносить урон. В 80-х годах прошлого века на перилах появилось несколько надписей образца «здесь был Вася», в результате чего в 2011 году была проведена очередная реставрация. 

Пять историй о центральных лестницах Эрмитажа

Найти нужный зал в Эрмитаже — это целое искусство, а ещё сложнее суметь отыскать подходящую лестницу, чтобы перебраться с этажа на этаж. Рассказываем пять историй о центральных лестницах Эрмитажа для того, чтобы лучше запомнить их названия и умело использовать в разговоре со смотрителем при составлении маршрута.

Величественная и прекрасная Главная лестница Зимнего дворца в XVIII веке играла очень важную представительскую роль, включаясь в анфиладу парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества. По ней послы иностранных государств поднимались в центральные залы для аудиенций, поэтому она называлась Посольской. После революции, когда дворец стал музеем, экскурсоводы дали ей имя Иорданская, поскольку на праздник Крещения по ней спускалась царская семья и другие участники крестного хода, начинавшегося от Большой церкви и выходившего к иордани — специальной проруби в замёрзшей Неве, где проводился обряд водосвятия.

Эта лестница связана со строительством Нового Эрмитажа — здания, созданного специально под музей для разросшихся коллекций предметов искусства. Оно было построено в 1850 году архитектором Н. E. Ефимовым под руководством В. П. Стасова по проекту Л. фон Кленце. Лестница стала главным входом в здание Нового Эрмитажа и была подобна той, что вела на афинский Акрополь. Её подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А. И. Теребеневым, отсюда и другое название — Теребеневская лестница. Если смотреть на лестницу с площадки первого этажа вверх, то можно заметить одно любопытное архитектурное решение: в каждом следующем пролёте количество ступенек уменьшается на одну, что создаёт иллюзию бесконечной дороги ввысь.

По Главной лестнице Нового Эрмитажа поднимались первые посетители музея. Однако публичным, рассчитанным на широкого посетителя, музей не был. Первоначально для того, чтобы попасть в Эрмитаж, требовалось специальное разрешение, которое выдавали только избранным. Так, например, великий поэт А. С. Пушкин смог получить постоянный музейный пропуск только по рекомендации В. А. Жуковского, своего учителя. Даже известные русские художники, которым нужно было работать в залах, не всегда могли добиться такого разрешения.

Никакого отношения к Советскому Союзу эта лестница не имеет. Советская лестница, построенная в середине XIX века архитектором А. И. Штакеншнейдером, получила своё название в связи с тем, что через её подъезд проходили члены Государственного совета, направлявшиеся на заседания, происходившие под председательством царя. Лестница уникальна также и тем, что связывает сразу три здания музейного комплекса: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, с противоположной стороны вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (напротив окон) ведут в залы Нового Эрмитажа.

Название «Октябрьская» лестница получила в память о революционных событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По Октябрьской же лестнице в ночь с 25-го на 26 октября 1917 года выводили захваченных министров Временного правительства. 

Ни в одном путеводителе не найти точной даты появления этого имени, и знаменитая мемориальная доска была установлена на ней уже после того, как новое название прижилось. До того лестница именовалась «ея императорского величества», поскольку примыкала непосредственно к апартаментам императриц — супруги (впоследствии вдовы) Павла I Марии Фёдоровны и супруги Александра II Марии Александровны.

Церковная лестница расположена в непосредственной близости к Малой церкви Зимнего дворца, где проходили службы с участием членов царской семьи. Несколько лет назад в Эрмитаже произошёл удивительный случай: во время проведения плановых электротехнических работ на площадке второго этажа Церковной лестницы была обнаружена гипсовая скульптура, замурованная в стену. 

Скульптура изображает раба в ошейнике и носит название «Белый раб». В процессе реставрации находки выяснилось, что создал её знаменитый скульптор Владимир Беклемишев в конце XIX века. А в 1893 году она представляла Россию на Всемирной выставке в Чикаго. Как и почему она попала в «заточение» — неизвестно, но провела она там более 60 лет. Таких открытий в музее не было больше века.

Краткое описание и экскурс в прошлое

Сегодня Дворцовая занимает площадь размером около 5,4 гектара. Наименование «Дворцовая площадь» известно с 1766 года, хотя её история берёт начало в 1704 году, когда в городе заложили Адмиралтейскую верфь.

Внешний вид и формирование площади напрямую связаны с историей строительства Адмиралтейства, которое возводилось по законам военного времени как крепость-верфь.

Но Адмиралтейская крепость вскоре утратила свою военную значимость, и часть пространства стала использоваться для складирования адмиралтейского снаряжения, в то время как другая часть постепенно заросла травой, превратившись в Адмиралтейский луг.

Во времена Анны Иоанновны на луговых землях иногда устраивались праздники для простого народа – строились временные павильоны для развлечений, организовывали распитие вина и кормление людей жареными быками.

Во время строительства 3-го и 5-го Зимних дворцов, пространство луга использовалось для хранения стройматериалов. Здесь также проводились военные учения и пасли царский скот.

Дворцовая площадь за всё время своего существования неоднократно выступала свидетельницей эпохальных событий, которые имели место и продолжает его занимать в истории страны.

В ансамбль площади входят Зимний дворец – главный корпус Государственного Эрмитажа, здание штаба Гвардейского корпуса, Главный штаб с триумфальной аркой, в котором восточное крыло также занимает музей Эрмитаж, Александровская колонна и Адмиралтейство.

Границей Дворцовый площади является Дворцовый проезд, где находятся остановки наземного транспорта. Проезд соединяет Дворцовый мост через Неву с главной магистралью Санкт-Петербурга – Невским проспектом.

График разводки мостов в Санкт-Петербурге в 2021 году

Какие здания находятся на Дворцовой площади?

  • Зимний дворец,
  • Здание штаба Гвардейского корпуса
  • Александровская колонна
  • Здание Главного штаба
  • Триумфальная арка Главного штаба
  • Адмиралтейство

Расположение и как добраться

  • Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская», «Невский проспект»
  • Карта-схема метро Санкт-Петербурга 2021

Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская»

Расположена между станциями «Садовая» и «Спортивная», с выходом на угол Малой Морской улицы и Кирпичного переулка. Расстояние от выхода из вестибюля метро до центра Дворцовой площади по прямой составляет не более 300 метров, но с учётом особенностей расположения выхода из метро путь от одной точки до другой составляет 500 метров.

От станции метро — «Невский проспект»

От станции метро «Невский проспект» нужно идти собственно по Невскому проспекту до его пересечения с Большой Морской улицей; далее свернуть направо, на Большую Морскую, нужно следовать по этой улице, пройти под знаменитой Триумфальной аркой, после чего предстанет Дворцовая площадь.

Где расположена остановка наземного транспорта?

Остановка наземного общественного транспорта «Дворцовая площадь» находится на Дворцовом проезде.

Что посмотреть рядом

  • Александровский сад любимое место горожан, туристы тоже с удовольствием прогуливаются по тенистым аллеям. Во время приятного променада есть возможность увидеть основные достопримечательности, такие как Зимний дворец, Исаакиевский собор. Парк занимает площадь 10 га. Кроме старых деревьев в парке есть фонтаны, памятники, клумбы.
  • Музей шоколада работает 10 лет, находится в Строгановском дворце. В двух уютных залах огромное количество искусно выполненных скульптурных композиций и отдельных фигур из шоколада. В старинных шкафах размещены фигуры зверей, кукол, людей. Есть даже шоколадные достопримечательности Петербурга. В отличие от других музеев, где можно только смотреть, здесь любой понравившийся экспонат можно купить. По отзывам туристов, шоколадная фигура Исаакиевского собора или Александровской колонны – прекрасный сувенир для друзей.
  • Музей купечества знакомит с экспонатами, связанными с купеческими семьями, которые сыграли видную роль в развитии экономики России. Среди экспонатов – семейные фотографии, образцы товаров, предметы быта.

Сегодня сложно представить Санкт-Петербург без Дворцовой площади – величественной и строгой. Карл Росси создал, без преувеличения, шедевр градостроительства, который две сотни лет восхищает петербуржцев и гостей города.

Маршрут пешеходной экскурсии Петербург за 1 день. Часть 2: Дворцовая площадь и Зимний дворец

Зимний дворец

Дворцовая площадь


Дворцовая площадь — одна из красивейших площадей мира, поражающая своим величием и строгим совершенством, уникальный архитектурный ансамбль и свидетель многих эпохальных событий в истории России. Дворцовая площадь – свидетель пышных торжеств, и драматических событий, именно здесь в ночь на 25 октября 1917 г. закончилась история Петербурга имперского. В советское время Дворцовая площадь – место проведения военных парадов и демонстраций. В наши дни Дворцовая площадь остается главным местом проведения городским праздников, митингов и концертов. В Новый год, День города, во время школьных выпускных вечеров и по другим знаменательным поводам именно сюда стекаются толпы веселящейся публики. А в обычные дни здесь собираются туристы, любители скейтбординга и молодежь.

Апартаменты Александра II и царицы Марии Александровны

Мемориальный бюст Александру II установлен на месте его смерти в 1881 году.

Багровый кабинет, кабинет Марии Александровны

Царь Александр II умер на шезлонге у колонн

Этот люкс номеров находится в центре и в южной части частного крыла с видом на Адмиралтейство и Дворцовую площадь . В квартире Царицы, первоначально перестроенной Брюлловым, видна рука Андрея Штакеншнейдера. Его главным отличием было умение сочетать эклектичное сочетание архитектурных стилей, часто объединяя в одной схеме классические, готические и восточные мотивы. Это как никогда очевидно, чем в сюите, созданной для царицы Марии Александровны , где Золотая гостиная объединяет все эти мотивы. Мария Александровна использовала Золотую гостиную как свою гостиную, за которой располагались более личные комнаты: Багровая гостиная, затем ее Будуар, а затем самая уединенная из ее комнат — спальня. Ее кабинет в углу дворца, в отличие от предыдущей «Золотой гостиной», был просто оформлен: простые белые стены, украшенные только позолоченными бра, и сводчатый потолок, разбитый на дворцы позолоченной лепниной. Напротив, небольшой будуар за его пределами был выполнен в изысканном стиле возрождения рококо, созданном архитектором Харальдом Боссе в 1853 году.

Царский кабинет (14)

До убийства Александра II эта комната традиционно была кабинетом царя, которую использовали для этой цели и Александр I, и Николай I. Первоначально спроектированный Джакомо Кваренги в 1791 году, комната содержит нишу в стиле барокко. спальня, свидетельствующая о ее первоначальном использовании. После пожара 1837 года его переделал Александр Брюллов.

Именно сюда в марте 1881 года перенесли умирать смертельно раненного Александра II (на шезлонге справа от картины). После его смерти на том месте, где он умер, был установлен мемориальный бюст; это остается в силе и сегодня. В эту комнату, как и во многие отдельные комнаты, можно попасть из метко названного «темного коридора». Именно по этому длинному коридору Мария Федоровна в своих мемуарах рассказывала о том, как проследить за большими каплями застывшей крови, чтобы найти умирающего царя в его кабинете.

Зимний дворец

Надо сказать, современное здание Зимнего дворца — пятое по счету. Первая царская резиденция появилась еще при Петре Великом. Она располагается недалеко от Петропавловской крепости на Петровской набережной. Каким-то чудом эта постройка сохранилась до наших дней. Правда ее трудно назвать дворцом. Она скорее напоминает добротный деревенский дом. На сегодняшний день домик Петра обнесен забором. По всей видимости, там идут ремонтные работы

Позже Петр I выстроил для себя другой, более респектабельный дворец уже на противоположном берегу Невы. Вступившая на престол позже Анна Иоанновна любила роскошь и посчитала петровский дворец слишком маленьким для себя. Она возвела новую царскую резиденцию.

А дальше, уже императрица Елизавета решила построить дворец еще «круче» предыдущего. Для нее строится временный дворец, а вместе с ним в 1754 году начинается возведение ныне существующего здания. Однако сама Елизавета до окончания строительства не дожила.  После ее смерти всеми работами руководила уже Екатерина II. Строительство Зимнего дворца завершилось в 1762 году.

В Зимнем дворце Екатерина II прожила много лет. Сюда она привезла свои первые картины, с которых началось формирование коллекции Эрмитажа. Надо сказать, сначала картин было немного. Они занимали только несколько помещений дворца. По мере того, как коллекция разрасталась, для нее строились новые здания.

На сегодняшний день в Эрмитаж, кроме Зимнего дворца, входит целый комплекс зданий.

Только на Дворцовой набережной ему принадлежат Малый Эрмитаж, Большой(Старый) Эрмитаж, Эрмитажный театр, построенные еще Екатериной II, и Новый Эрмитаж, возведенный  уже Николаем I.

Но, конечно же, среди всех зданий Эрмитажа особо выделяется Зимний дворец. Именно здесь, начиная с Екатерины Великой, и жили все российские цари. Правда последний Николай II все больше уединялся со своей семьей в Царском селе.

Кстати, Зимний дворец за свою долгую историю неоднократно менял свой цвет. Он был и желтым, и кирпичным, и других цветов, только после Великой Отечественной войны он стал наконец-то изумрудным.

Здание дворца четырехугольное, а внутри него вот такой уютный дворик с фонтаном.

Появление Зимнего дворца, конечно же,  сразу потребовало и оформления территории вокруг него. Поэтому одновременно с возведением царской резиденции оформляется и Дворцовая площадь.

История строительства

Идея создания особого здания, выполняющего роль царской резиденции, зародилась в первые годы после закладки северной столицы. Строительство Зимнего дворца осуществлялось в несколько этапов с 1711 по 1764 гг. Современный облик, в стиле русского барокко, дворец приобрел по проекту Б.Растрелли. До 1904 г. в помещениях проживала в зимнее время императорская семья, и размещались дворцовые службы.

Николай II распорядился перебазировать резиденцию в Царское Село. Во время 1-ой мировой войны дворец переоборудовали под нужды госпиталя, находившегося под патронатом цесаревича Алексея. После февральского переворота 1917 г. комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советская власть передала Зимний дворец в ведение музея революции, а позже Государственного Эрмитажа.

Свадебные палаты Петра Великого

По приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой в 1708 г. был построен дом в 2 этажа из дерева. Своей черепичной крышей и высоким крыльцом здание напоминало голландскую архитектуру. В качестве подарка к бракосочетанию царя с Екатериной Алексеевной, Александр Меньшиков преподнес так называемые Свадебные палаты. Они были сооружены из камня в 1712 г. на месте прежней резиденции.

Зимний дворец Петра I

За возведение нового здания, по распоряжению Петра I, взялся архитектор Г.Маттарнови. Место было выбрано в излучине Зимней канавки и Невы. Работы продолжались 4 года (1716 -20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания царской семьи в зимнее время года, откуда и произошло его наименование. В апартаментах Зимнего дворца скончался Петр Великий в 1725 году.

Зимний дворец Анны Иоанновны

В 30-х гг. 18 в. Растрелли спланировал переустройство резиденции, согласно пожеланиям императрицы Анны Иоанновны. Площадь участка для стройки была увеличена. Новое сооружение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны:

  • на Адмиралтейство
  • на Дворцовую площадь
  • на Неву

Дом был завершен в 1735 г. Новый дворец отличался масштабами. В нем имелись:

  • 70 парадных залов
  • 100 спален
  • комнаты дворцовой канцелярии
  • караульные помещения
  • галерея
  • капелла
  • театр
  • лестницы

Вплотную к главному корпусу примыкали служебные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитектор настаивал на выборе другого участка для строительства. Императрица не захотела переезжать в иное место, потому приняла решение возводить корпус заново.

Четвёртый (временный) Зимний дворец

В 1754-55 гг. сооружен временный дворец по проекту Растрелли. Его возвели у пересечения набережной Мойки и Невского проспекта. Комплекс просуществовал 7 лет, до 1762 г. Параллельно в этот период строилось основное здание современного Зимнего дворца.

Пятый (существующий) Зимний дворец

Постройка нынешнего Зимнего дворца началась при Елизавете Петровне и завершилась после воцарения Екатерины II. К созданию архитектурного ансамбля были привлечены:

  • Б. Растрелли
  • Ю. Фельтен
  • Ж. Валлен-Деламот
  • А. Ринальди
  • И.И.Бецкой

Площадь всех внутренних помещений дворца составила 60 тыс. кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась обустроить часть помещений для размещения коллекции живописных полотен, включающую 317 картин европейских художников. Для них выделили отдаленные апартаменты, которые стали именовать «Местом уединения» (по фр. Эрмитаж). Отделкой апартаментов занимались Д. Кваренги и И. Старов.

В первой половине 19 вв. были оборудованы новые залы:

  • Аполлонов
  • Георгиевский
  • Фельдмаршальский
  • Петровский
  • Гербовый

Кроме того, оформлены 2 галереи – Мраморную и Военную.

Пожар

Грандиозный пожар, бушевавший в течение трех дней в декабре 1837 г., практически полностью уничтожил внутреннее убранство дворца. Кроме того, сильно пострадали мебель, утварь, картины.

Работы по восстановлению здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством сооружение укрепили, перекрыли новой кровлей, воссоздали дизайн апартаментов. Реконструкция продолжалась 2 года.

История строительства

Идея создания особого здания, выполняющего роль царской резиденции, зародилась в первые годы после закладки северной столицы. Строительство Зимнего дворца осуществлялось в несколько этапов с 1711 по 1764 гг. Современный облик, в стиле русского барокко, дворец приобрел по проекту Б.Растрелли. До 1904 г. в помещениях проживала в зимнее время императорская семья, и размещались дворцовые службы.

Николай II распорядился перебазировать резиденцию в Царское Село. Во время 1-ой мировой войны дворец переоборудовали под нужды госпиталя, находившегося под патронатом цесаревича Алексея. После февральского переворота 1917 г. комплекс стал основным местом пребывания Временного правительства. Советская власть передала Зимний дворец в ведение музея революции, а позже Государственного Эрмитажа.

Свадебные палаты Петра Великого

По приказу Петра I на территории между Миллионной улицей и Невой в 1708 г. был построен дом в 2 этажа из дерева. Своей черепичной крышей и высоким крыльцом здание напоминало голландскую архитектуру. В качестве подарка к бракосочетанию царя с Екатериной Алексеевной, Александр Меньшиков преподнес так называемые Свадебные палаты. Они были сооружены из камня в 1712 г. на месте прежней резиденции.

Зимний дворец Петра I

За возведение нового здания, по распоряжению Петра I, взялся архитектор Г.Маттарнови. Место было выбрано в излучине Зимней канавки и Невы. Работы продолжались 4 года (1716 -20). Дворец был приспособлен для комфортного проживания царской семьи в зимнее время года, откуда и произошло его наименование. В апартаментах Зимнего дворца скончался Петр Великий в 1725 году.

Зимний дворец Анны Иоанновны

В 30-х гг. 18 в. Растрелли спланировал переустройство резиденции, согласно пожеланиям императрицы Анны Иоанновны. Площадь участка для стройки была увеличена. Новое сооружение имело сразу несколько фасадов, обращенных в разные стороны:

  • на Адмиралтейство
  • на Дворцовую площадь
  • на Неву

Дом был завершен в 1735 г. Новый дворец отличался масштабами. В нем имелись:

  • 70 парадных залов
  • 100 спален
  • комнаты дворцовой канцелярии
  • караульные помещения
  • галерея
  • капелла
  • театр
  • лестницы

Вплотную к главному корпусу примыкали служебные помещения, конюшни и другие служебные пристройки. При Елизавете Петровне расширение Зимнего дворца продолжилось. Архитектор настаивал на выборе другого участка для строительства. Императрица не захотела переезжать в иное место, потому приняла решение возводить корпус заново.

Четвёртый (временный) Зимний дворец

В 1754-55 гг. сооружен временный дворец по проекту Растрелли. Его возвели у пересечения набережной Мойки и Невского проспекта. Комплекс просуществовал 7 лет, до 1762 г. Параллельно в этот период строилось основное здание современного Зимнего дворца.

Пятый (существующий) Зимний дворец

Постройка нынешнего Зимнего дворца началась при Елизавете Петровне и завершилась после воцарения Екатерины II. К созданию архитектурного ансамбля были привлечены:

  • Б. Растрелли
  • Ю. Фельтен
  • Ж. Валлен-Деламот
  • А. Ринальди
  • И.И.Бецкой

Площадь всех внутренних помещений дворца составила 60 тыс. кв. м. Кроме того, это было самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Екатерина II распорядилась обустроить часть помещений для размещения коллекции живописных полотен, включающую 317 картин европейских художников. Для них выделили отдаленные апартаменты, которые стали именовать «Местом уединения» (по фр. Эрмитаж). Отделкой апартаментов занимались Д. Кваренги и И. Старов.

В первой половине 19 вв. были оборудованы новые залы:

  • Аполлонов
  • Георгиевский
  • Фельдмаршальский
  • Петровский
  • Гербовый

Кроме того, оформлены 2 галереи – Мраморную и Военную.

Пожар

Грандиозный пожар, бушевавший в течение трех дней в декабре 1837 г., практически полностью уничтожил внутреннее убранство дворца. Кроме того, сильно пострадали мебель, утварь, картины.

Работы по восстановлению здания были поручены В. П. Стасову. Под его руководством сооружение укрепили, перекрыли новой кровлей, воссоздали дизайн апартаментов. Реконструкция продолжалась 2 года.

Светлое настоящее Зимнего

Дворец получился поистине шедевральным. Крылья здания, обращенные к Адмиралтейству, образуют парадный вход. Фасад, выходящий на Неву, украшен белыми колоннами, составляющими два яруса, чтобы подчеркнуть высоту здания и придать массивному сооружению легкость. Расстояние между колоннами различно, этот прием создает игру света и тени. Наличники окон украшены элементами, присущими барокко.

Масштабы здания весьма впечатляют:

  • высота — 23,5 метра;
  • длина со стороны Невы — 210 метров, со стороны Адмиралтейства — 175;
  • общее количество залов — 1050;
  • окон — 1945;
  • больших и малых лестниц — 117;
  • дымовых труб — 329;
  • крышу украшают 176 скульптур, которые чередуясь с вазами, оживляют строение.

Николай Первый издал указ, регулирующий высоту столичных жилых домов, которая не должна была превышать 11 саженей (23,47 метра). Хотя это не говорилось прямо, но каждый знал, что царь не желает, чтобы в столице появились дома, выше его резиденции.

Каждый император, восходивший на престол, вносил свои коррективы в облик Зимнего дворца или в его внутреннее убранство. При Николае Первом он стал поистине символом могущества Империи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector