Зимний дворец. страницы истории зимний дворец

Пожар в Зимнем дворце

В декабре 1837 года здание дворца охватило пламя. Огонь был такой силы, что его оказалось невозможным потушить трое суток – строение превратилось в пылающий факел. Со временем появилась версия причины этого жаркого события.

В интерьере зала он использовал в основном деревянные конструкции. Также из дерева был сделан душник-дымоход отводящий дым из отапливаемого нижнего помещения. В условиях узкого пространства отсутствие должной вентиляции сделало свое дело.

От попавшей в душник искры загорелась деревянная перегородка и Фельдмаршальский зал заполыхал. Пламя перекинулось на другие помещения и огненным ураганом прокатилось по всем этажам до самой кровли.

Когда стало понятно, что потушить огонь нет никакой возможности, Николай I приказал выносить ценности, которые еще можно было спасти. Из дворца выносили хрусталь и посуду, ковры и картины, мебель и предметы интерьера.

Все «сокровища» складывали прямо на снег возле Александровской колонны. Говорят, ничего не пропало. Чтобы огонь не перекинулся на здания Эрмитажа, были сломаны все переходы между ними и Зимним дворцом и стены Эрмитажа постоянно поливали водой из брандспойтов. Через три дня, 19 декабря на месте роскошного дворца дымился закопченный остов. Казалось, восстановить этот шедевр архитектуры практически невозможно. Однако, как говорится, глаза боятся – руки делают.

Дом цвета солнца

В наши дни трудно себе представить, что по оригинальному проекту итальянского архитектора Ф.Б. Растрелли главный дворец русских правителей был желтого цвета. Точнее, окрасили его теплой охристой краской – примерно в той же гамме, что и возведенный в Северной столице ранее Петропавловский собор. А вот декор здания сразу стал белым, что характерно для стиля барокко. В протоколах Канцелярии от строений указывалось, что на работы по возведению Зимнего императрица Елизавета Петровна приказала отпустить известь, мел и пигмент «под цвет дикого камня».

Так выглядел Зимний дворец в 1840-х годах. Художник В. Садовников

Рассматривая изображения Зимнего дворца XVIII века, можно заметить, что он будто бы отличался куда более скромными размерами по сравнению с нынешним зданием. На самом деле ощущение компактности и воздушности создавали светлые оттенки, поэтому резиденция правителей и казалась столь легкой и относительно небольшой. Однако это цветовое решение порождало массу проблем. В условиях непредсказуемого петербургского климата нарядные фасады Зимнего дворца надолго не сохранялись, и ремонтировать их приходилось с завидной регулярностью. Стены местами перекрашивали, правда, пока в соответствии с первоначальной гаммой. Полностью обновить оттенок дворца пришлось в 1786 году, в период правления Екатерины Великой. По словам современников, к тому времени Зимний настолько был измучен капризами столичной погоды, что принял «безобразный вид». От летней пыли и дождей краска на верхних этажах повредилась, повсюду виднелись пятна. Стало ясно, что на сей раз косметическим ремонтом отделаться не выйдет, и весь Зимний дворец снова выкрасили в золотисто-охристый цвет, а колонны – в белый.

До пожара 1837 года здание существовало в привычном обличии. Единственное затронувшее его изменение – это красная крыша вместо светло-серой. А уже после катастрофы внешний вид фасада решили несколько изменить. Теперь для создания нового оттенка использовались гашеная тосненская известь, плотная охра и олонецкая земля цвета слоновой кости. В начале 1860-х годов, при Александре II, фасады стали еще более темными и насыщенными, а Александр III в 1888 году распорядился изменить окраску оконных переплетов, выкрасив их «под дуб».

Зимний дворец в конце XIX столетия. Художник Франц Коралик

Трагические страницы

Дворец не только многократно перестраивался и реконструировался, он пережил и немало других потрясений. Так, в декабре 1837 года в нем случился грандиозный пожар из-за недочетов в печном отоплении. Из пламени удалось вынести ценные картины, ковры, часть мебели и ценностей. Но само здание вместе с отделкой выгорело до основания — огонь полыхал трое суток.

Благодаря усилиям архитекторов Стасова, Брюллова и Штауберту буквально за год были проведены восстановительные работы, и Зимний вновь стал главным дворцом страны. Зодчим удалось не только вернуть былое величие строению, но и внести изменения в проект, чтобы он соответствовал требованиям времени. Так, было введено аммосовое отопление, а перекрытия впервые в истории делались из металла.

Здесь произошло покушение на Александра Первого, при котором погибли солдаты караула, но сам император не пострадал. Во время Первой мировой в здании был устроен госпиталь для раненых.

После февральской революции в Зимнем расположилось Временное правительство. Его министры были арестованы большевиками при Октябрьском перевороте в стенах дворца. Новая власть переименовала его во Дворец искусств. Но это название не прижилось в народе. Через две недели после переворота дворец был объявлен музеем, а оставшиеся ценности национализированы.

Еще одной сложной страницей в истории стала Великая Отечественная война. Экспозиция была вывезена, но само здание стало прекрасной мишенью для вражеской артиллерии. В подвалах были устроены бомбоубежища. Во избежание возгорания часть окон была заложена кирпичом, а полы из драгоценной древесины засыпаны песком. Было зафиксировано два прямых попадания авиабомб и семнадцати снарядов, выпущенных артиллерией. Но даже в годы войны энтузиасты вели восстановление музея. Уже осенью победоносного 45-го года он встретил первых посетителей.

Описание Зимнего дворца

Фотография. Зимний дворец с Петропавловской крепости.

Строительство Зимнего дворца в Петербурге началось в 1754 году и продолжалось до 1762 года под руководством архитектора из Италии Бартоломео Франческо Растрелли.

Зимний дворец — старейший памятник архитектуры в стиле Петербургского барокко.
До окончания строительства зимней резиденции царский двор менял своё местоположение пять раз. Первый и второй зимние дома Петра Первого примыкали к Зимней канавке, третий дворец принадлежал Анне Иоанновне, четвёртый дворец находился на Невском проспекте. В новом дворце императрица Елизавета Петровна, младшая дочь императора Петра I и императрицы Екатерины I, хотела видеть роскошь и величие апартаментов и хозяйственных помещений. Зимний дворец строился, словно великий и могущественный город в городе со своими кухнями, конюшнями, прачечными и своей личной армией – дворцовыми гренадёрами и караулом из гвардейских полков. Все здания Зимнего дворца связывались между собой висячими переходами и залами, украшенными золоченой резьбой и бессчётным количеством зеркал.

В 1837 году в Зимнем дворце в Петербурге проживало около четырёх тысяч служащих. 17 декабря 1837 года случился грандиозный пожар, который считался самым масштабным по причинённому ущербу внешнему и внутреннему убранству дворца. Во время пожара полностью выгорели 2 и 3 этажи Зимнего дворца вместе с интерьерами, оформленными Б.Ф. Растрелли, Д. Кваренги, О. Монферран и К.И. Росси. Воссозданием дворца занимались русские архитекторы В.П. Стасов и А.П. Брюллов, справились они со своей работой за 2 года.

Фотография. Вид на Зимний дворец с Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

На этом в Зимнем дворце не закончились происшествия. Так, спустя 43 года в 1880 году народоволец С.Н. Халтурин произвёл взрыв с целью убийства Александра II. Впрочем, задуманное не было исполнено: император и не один член его семьи не пострадал, погибло 11 солдат из караула и около 50 человек получили ранения. 9 января 1905 года во время шествия была расстреляна мирная демонстрация рабочих. События 1905 года послужили стартом Революции, продлившейся с 1905 по 1907 год. Октябрьская Революция 1917 года для Зимнего дворца завершилась пушечной атакой из Петропавловской крепости и свержением Временного правительства.

30 октября 1917 года народный комиссар А.В. Луначарский объявил Зимний Дворец — Эрмитаж государственным музеем.

Эрмитаж

Императорский Эрмитаж, сегодня его статус изменился на Государственный, это музейный комплекс из 5 зданий. Он входит в число двадцати самых посещаемых музеев в мире. Представим лишь несколько фактов о богатейшей музейной экспозиции: в залах представлено более 3 миллионов единиц произведений искусства и прикладного творчества высокой художественной ценности, нумизматических шедевров, оружия и архитектурных памятников.

История музея, получившего мировую славу, началась с коллекции Екатерины Великой. Частное собрание шедевров искусства размещалось в «уединенном месте» и в дань моде той эпохи, в 1764 году, именовалось Эрмитажем. Сегодня обширная коллекция размещена в Главном здании и филиалах, где представлены шедевры мирового искусства, история императорского рода Романовых, коллекции отдельных исторических периодов, стран, и мастеров, талант которых признан во всем мире.

Любопытный факт: на службе Эрмитажа находятся 50 эрмитажных котов, охраняющих залы музея от главной беды северной Пальмиры – нашествий грызунов. Существует даже специальный праздник «День эрмитажных котов», который входит в официоз праздничных дат музея.

16 интересных фактов о Зимнем Дворце

  1. В Санкт-Петербурге было построено 5 зимних дворцов, которые возводили для себя русские цари. Сооружение на Дворцовой площади стало последним из 5 подобных проектов
  2. За всю историю Зимний Дворец использовался в самых разных целях: он был царской резиденцией, военным госпиталем, местом работы Временного правительства и музеем революции.
  3. Долгое время Зимний Дворец был самым высоким зданием в Петербурге.
  4. Интересен факт, что до 1905 г. согласно указу императора запрещалось возводить дома выше Зимнего Дворца.

  5. Инициатором строительства дворца была Елизавета Петровна. Примечательно, что императрица умерла до того, как он был полностью построен.
  6. Изначально в Зимнем Дворце, площадью в 60 000 м², было 1500 комнат.
  7. Знаете ли вы, что начало Эрмитажу положила Екатерина 2, получившая от Германии более 300 картин? После этого императрица повесила полотна в дальних комнатах Зимнего Дворца, назвав это место «Эрмитажем» (в переводе с французского – «уединенное место»).
  8. В постройке дворца было задействовано около 4000 российских мастеров.
  9. Интересен факт, что Зимний Дворец имеет 1084 комнат, 1476 оконных проемов и 117 лестниц.
  10. По окончании строительства на Дворцовой площади скопилось большое количество мусора. Чиновники долго не могли найти способ, как от него избавиться ценой минимальных затрат. Найти решение этой проблему удалось Петру 3, который заявил, что гражданам разрешается забирать с площади все, что они увидят. В результате, уже в считанные часы от мусора не осталось и следа.
  11. В середине 19 века в Зимнем Дворце случился пожар. На его восстановление было привлечено около 6000 рабочих, которые воссоздали сооружение за 15 месяцев.
  12. Обычные люди смогли посетить Зимний Дворец только в 1851 г., когда на его территории был открыт музей. При этом цена билетов была очень высокой.
  13. Когда к власти пришли большевики, они переименовали Зимний Дворец в «Дворец искусств». Однако новое название в народе так и не прижилось.
  14. Во дворце был снят первый в истории российский фильм, режиссером которого был Александр Сурков. Интересен факт, что съемки длились менее 2 часов.
  15. В период Великой Отечественной войны (1941-1945) под Зимним Дворцом было обустроено 12 бомбоубежищ. За все время войны немцы сбросили на здание 2 авиабомбы и 17 снарядов.
  16. Ежегодно Зимний Дворец посещает более 2 млн. человек!

Это были самые интересные факты о Зимнем дворце. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею с друзьями. Если вы вообще любите интересные факты о городах и странах – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Зимний дворец Санкт-Петербурга: что посмотреть

Даже если вы не особенно любите искусство, Зимний дворец в Санкт-Петербурге будет интересно посмотреть. Уникальность его состоит в том, что именно это здание использовалось как резиденция царей и место для приема гостей, официальных лиц. Тут сохранились интерьер и быт, какими они были 100-200 лет назад. Посетители могут посмотреть будуары и гостиные, где жили монаршие особы и их приближенные, полюбоваться на их наряды, мебель, коллекцию украшений.

Зимний дворец, который мы знаем, был заложен в Санкт-Петербурге Анной Иоанновной в 1732 году. До этого на его месте были деревянный, а затем каменный дом Петра Первого. Окончательно завершила строительство Екатерина Вторая, именно при ней Зимний обрел нынешнее великолепие. Кроме того, она является основательницей Эрмитажа, так как впервые начала собирать во дворце предметы искусства. А вот открыл резиденцию для посетителей Николай Первый, хотя до революции музей могли посещать только очень состоятельные люди.

Экспозиции и выставки Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

В залах и хранилищах Эрмитажа собрана коллекция из более, чем 3 миллионов экземпляров предметов искусства, в основном – картин. Список актуальных выставок можно посмотреть на официальном сайте Эрмитажа hermitagemuseum.org. Основные экспозиции музея Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге расположены следующим образом:

  • на первом этаже – античность и древности (Средняя Азия, античный мир, древности Европы). Справа от входа – дворцовые интерьеры, затем – Древний Египет;

  • на втором этаже – русская и европейская культуры, в том числе декоративно-прикладное искусство Франции, выставка оружия, экспонаты культуры Средневековья, коллекции картин, зал Рафаэля, коллекция европейской скульптуры 19 века, итальянские художники, искусство Фландрии, голландская живопись, Зал Рубенса, Рембрандта, Леонардо Да Винчи и др. Кроме того, здесь расположены личные апартаменты императрицы Марии Александровны (золотая гостиная и будуар), библиотека Николая Второго, Большой тронный зал и портретная галерея династии Романовых, которые будут интересны поклонникам истории;

  • на третье этаже демонстрируются культура Византии, Дальнего Востока и Центральной Азии, а также Западной Европы 20 века.

Выставка на третьем этаже

Знатоки советуют начинать осмотр со второго этажа.

Жемчужины коллекции искусств

За один день однозначно не обойти коллекцию, которая хранится в Зимнем. Как утверждают знатоки, чтобы уделить каждому экспонату хотя бы минуту, придется потратить 8 лет жизни. Но хотя бы известные предметы искусства, «звезды» музея, посмотреть вы обязаны.

Итак, как их найти:

  • Иорданская лестница – шедевр архитектурного искусства. Ее не надо искать: именно отсюда начинаются все туристические маршруты. Вы ее точно не пропустите;

  • коллекция импрессионистов. Зимний дворец в Санкт-Петербурге известен своими коллекциями картин, и, в частности, импрессионистов. Моне, Ренуар, Дега, Гоген и другие художники ждут туристов на третьем этаже, в залах 316-350. Здесь же хранится знаменитая «Дама в саду Сент-Адресс» Клода Моне;
  • «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» – картины Леонардо Да Винчи, две из 14 сохранившихся. К слову, Эрмитаж в этом смысле держит твердое первенство после Лувра, где можно увидеть 5 картин мэтра. Обе картины можно посмотреть в зале 214.

Шестой зимний дворец (Санкт-Петербург): краткое изложение истории

На месте строительства в 1754 году развернулись грандиозные работы. Растрелли пытался уложиться в заданные императрицей сроки, а потому работы шли круглогодично, а не только в теплый сезон. Архитектор понимал, что, даже наняв тысячи литейщиков, каменщиков, штукатуров и плотников, он не сможет выстроить дворец за два года. Он неустанно вел с императрицей переговоры, но она уступила Растрелли лишь год.

Как мы уже упоминали, Елизавета не увидела здание завершенным. При Петре Третьем завершалась отделка интерьеров. Свергшая его Екатерина Вторая, взошедши на престол, отстранила архитектора от работ «по рассуждению слабого здоровья и старости». Так тот, кто создал Зимний дворец в Санкт-Петербурге, получив небольшую пенсию, вынужден был уехать в Италию.

История Дворцовой площади кратко

Возникновение и формирование площади напрямую завязано на истории возведения Адмиралтейства, которое создавалось по законам военного времени как крепость-верфь. А это значит, что территория Адмиралтейской верфи была окружена валами и рвами, перед которыми была организована открытая эспланада (ровное пространство) для лучшего наблюдения за наступающим врагом. 

Но адмиралтейская крепость вскоре утратила свою военную актуальность, и часть ровного пространства стала использоваться для складывания адмиралтейского оборудования, часть же постепенно зарастала травой, превращаясь в Адмиралтейский луг.

Во времена Анны Иоанновны на луговых землях иногда проводились праздники для простого народа – строились временные павильоны для развлечений, организовывались распития вин и скармливание зажаренных быков народу. Затем, во время строительства третьего и пятого Зимних Дворцов, луговое пространство использовалось для складирования строительного материала. Здесь также проводились иногда военные учения, и пасся императорский скот.

Идея организации площади перед достраивающимся пятым Зимним дворцом принадлежит Ф.Растрелли. Он создал первый проект  замкнутой придворцовой территории, с колоннадой, окружающей памятник Петру Первому, в центре ее. В 60-е годы 18 века проводится архитектурный конкурс генерального плана застройки города, по итогам которого утверждается архитектурное проектирование А.Квасова по благоустройству Дворцовой площади.

Дворцовая площадь в конце 18 века

Отталкиваясь от доминанты Зимнего Дворца, в котором прорезаются арочные выходы на площадь, Квасов дал основную геометрическую границу площадного пространства на западе, закруглив ее на северном направлении.  Постепенно околодворцовое пространство оформляется строениями Южного павильона Малого Эрмитажа (арх.Фельтена) и Вольного экономического общества (арх. Валлен-Деламота), а также Глазовским домом и особняками А. Ланского и Я. Брюса. 

Арки Зимнего дворца

Все эти сооружения распределяются по дугообразной линии намеченной А.Квасовым, окружая Зимний дворец подобием амфитеатра. На образовавшемся площадном пространстве в конце 18 века проходили смены гвардейских караулов и народные гуляния, аналогичные гуляниям при Анне Иоанновне.

В начале 19 века происходит последняя перепланировка площади (арх.А.Модюи), которая сохранилась до наших дней. Здания напротив Зимнего сносятся и заменяются Главным штабом, состоящим из двух корпусов (арх.К.Росси), связанных между собой Триумфальной аркой. Это фундаментальное строение — торжественное и монументальное —  придало площади логическую завершенность.

Здание Главного штаба на Дворцовой площади

Позже строение Экономического общества будет стилизовано под Главный Штаб, а восточную сторону придворцового пространства замкнет Штаб Гвардейского корпуса (арх.А.Брюллов). Довершит общую картину установленная в центре площади Александрийская колонна(арх.О.Монферран). После окончательного оформления, придворцовая площадь стала местом проведения войсковых смотров и парадных военных шествий.

Дворцовая площадь в 19 веке

Эта площадь помнит день Кровавого воскресенья 1905 годаи ночь 1917 года, когда вооруженными матросами был захвачен Зимний дворец. Помнит она и проводимые в советский период парадные и демонстрационные шествия, многотысячные театрализованные представления на социалистическую и другие тематики. Например, в 1924 году бойцы Красной армии выступали здесь в роли шахмат. 

Живые шахматы — фото 1924 года

После октябрьских событий 1918 года, когда в залах Главного штаба был убит Урицкий, площадь получила его имя. В том же году в Зимнем садике устанавливается памятник А.Радищеву из гипса, однако, он простоял недолго – опрокинутый ветром, разбился.

В последний период Великой Отечественной войны площадь, как и многие другие петербургские объекты, получает назад свое историческое название. В конце 70-х была проведена реконструкция площади, на которую уложили диабазовую брусчатку. Также установили воссозданные фонарные столбы.

Сегодня территория площади не только место проведения парадных торжеств. Здесь проходят различные городские события – День города, спортивные марафоны, музыкальные концерты, Дни бардовской песни и прочее.

Описание достопримечательности

Сохранившийся до настоящего времени Зимний Дворец — яркий образец архитектуры в стиле елизаветинского барокко. Выдающимся представителем этого направления стал Растрелли, поэтому иногда стиль называют растреллиевским.

Для него характерны:

  • большие масштабы строительства;
  • пышное убранство интерьеров;
  • роскошная отделка фасадов с применением позолоты;
  • праздничный характер строений.

Архитектурные особенности

Высота трехэтажного здания – 23,5 м, длина фасада со стороны Невы – 210 м, со стороны Адмиралтейства – 175 м.

С высоты птичьего полета четко видно, что императорский дворец – это комплекс из нескольких построек, замкнутых в прямоугольник, приближенный к квадрату. Пространство между ними занимает Большой внутренний двор.

С фасадами корпусов Растрелли будто поиграл, меняя расстояние между многочисленными колоннами. Они то собираются в живописные группы, то расступаются, открывая украшенные оригинальными наличниками окна и плоскости стен.

Наиболее интересным с точки зрения архитектуры является Южный фасад со стороны Дворцовой площади. Вход здесь оформлен в виде трехпролетной Триумфальной арки. Еще более высокой и значимой ее делают расположенные по бокам парные колонны.

Северный фасад при этом кажется более спокойным. Череда окон перемежается все с теми же колоннами на протяжении всей длины здания. Всего здесь 1476 окон.

Декоративные элементы и цветовая гамма

Елизаветинское барокко – это роскошь и обилие лепного декора. Последний резчики делали вручную на строительной площадке. Так, на фасадах можно увидеть:

  • львиные головы и маски;
  • причудливый растительный орнамент;
  • рокайли – лепной декор в виде морских раковин;
  • картуши.

Все эти элементы входят в композиционное украшение окон. Специалисты насчитывают 22 варианта их оформления.

По периметру крыши расположено 176 античных ваз и статуй. Они призваны скрыть печные трубы и усложнить рельеф здания.

Фасады санкт-петербургской достопримечательности 10 раз меняли цвет. Свой нынешний вид они приобрели лишь в середине XX века. Их первоначальный цвет — теплая охра, разбавленная белоснежными лепными элементами.

В середине XIX века охра становится плотнее, а декор приобретает светлый оттенок. Чуть позднее гамма меняется на красноватую охру и светлый терракот. Такими фасады сохраняются до 1920 года.

После этого здание ожидает череда экспериментов. Серая, коричнево-серая, оранжево-белая — цветовые гаммы сменяли друг друга с удивительной скоростью. Лишь в 1947 году принимается решение об использовании трех основных цветов:

  • изумрудный — для стен;
  • белый — для колонн, карнизов и оконных наличников;
  • охра — для капителей, картушей и лепных декоративных элементов.

Интересно, что некоторые сотрудники Эрмитажа считают, что современный облик Зимнего дворца не соответствует его художественному образу, созданному Растрелли.

Оформление интерьеров

Пожар 1837 года уничтожил интерьеры, созданные при Елизавете Петровне. Уцелели лишь некоторые несущие стены. Реставрация, которой руководил В. П. Стасов, заняла около двух лет. Были заменены перекрытия, в большом количестве использованы металлические элементы. Художественное убранство проектировал А. П. Брюллов.

Каждый зал Зимнего дворца имеет определенное назначение и уникален по оформлению. Объединяет их роскошный декор, в котором главная роль отдана кружеву лепнины и позолоте.

Особенный интерес вызывают интерьеры нескольких залов.

  1. Входная (Иорданская) галерея и парадная лестница. Поражает большим количеством белоснежных колонн и пилястров. Однако большая часть роскоши досталась именно лестнице. Это позолоченная лепнина ручной работы, мрамор и прекрасное естественное освещение от множества окон.
  2. Зал искусства Италии (XIII-XV вв.). Оригинальность оформлению придает сочетание лепнины, позолоты, натуральной древесины ценных пород и ручной росписи.
  3. Малый тронный зал. Посвящен Петру I. Барельефы на потолке изображают его успехи в Северной войне, помещение украшено гербами и вензелями императора, коронами, двуглавыми орлами.
  4. Золотая гостиная императрицы Марии Александровны. Ее отличает обилие позолоты, ручная роспись, дорогие шелковые ткани с вплетенной металлической нитью, сложные лепные орнаменты. Эта роскошь производит сильное впечатление на современников.

Зимний дворец — удивительная достопримечательность Санкт-Петербурга, которую невозможно осмотреть «на бегу». Величие этого здания складывается из множества уникальных деталей, которые нужно увидеть, понять, прочувствовать. Только в этом случае можно по-настоящему прикоснуться к истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector