Исаакиевский собор (35 фото)
Содержание:
- Практическая информация
- Собор-музей
- “Исаакiевскiй собор до 1817 года”?
- Эль Греко посвящается. Рельефные картины Никоса Флороса (Греция)
- Интересные факты об Исаакиевском соборе
- Полезная информация об Исаакиевском соборе
- Колонны и купол
- Собор в наши дни
- Мозаика в Исаакиевском соборе
- Купол Исаакиевского собора
- Интерьеры храма
- Обустройство собора
- Архитектурные и культурные достопримечательности
- Храмы-предшественники
Практическая информация
Адрес: СПб, Исаакиевская площадь, 4
Время работы собора: 10.30 – 18, по средам он закрыт. Колоннада работает ежедневно с 10 до 22.30 с 1 мая по 30 сентября. В остальное время – с 10 до 18, и каждую третью среду месяца она закрыта.
В период “Белых ночей” на колоннаду Исаакиевского собора поднимаются и ночью:с 22.30 до 4.30 утра (1 июня – 20 августа).
Цены на билеты смотрим на официальном сайте: .
Кстати! Имейте в виду что в ведении музея находятся еще три питерских церкви: Смольный собор, Храм Спаса-на-Крови и Сампсониевский собор на Выборгской стороне.
Ближайшая станция метро – “Адмиралтейская”.
Eurotraveler.ru
Собор-музей
В1963 году историко-художественный собор-музей «Исаакиевский собор» был открыт для широкой публики. После реставрации открылись великолепные интерьеры храма, вновь мозаики и росписи мастеров девятнадцатого века предстали перед посетителями в своем неповторимом великолепии.
Особое место среди экспонатов музея занимал маятник Фуко, свисавший с купола собора. В определенное время маятник запускали, при колебании можно было увидеть его отклонение относительно нанесенных меток на полу – это подтверждало, что земля вертится.
В стенах храма стоит великолепный бюст – скульптурный портрет архитектора Огюста Монферрана, изготовленный скульптором А.Фолетти, из тех же сортов мрамора, что были применены при отделке собора. В экспозиции музея выставлены макеты рассказывающие о строительстве здания и макет уменьшенной копии Исаакиевского собора, стенды с подробным описанием и гравюрами, архитектурными чертежами, документами того времени, связанные со строительством и личностью зодчего Огюста Монферрана.
Исаакиевский собор одновременно является музеем, где наиболее полно освещена жизнь и творчество великого зодчего Огюста Рикара де Монферрана. Здесь можно узнать не только о строительстве самого большого храма России, но и о другом не менее значимом и известном памятнике, воздвигнутым гением неподалеку на Дворцовой площади — Александровской колонне.
В процессе экскурсий проводимых в музее, посетители знакомятся с историей возведения собора, способами строительства того времени, инженерными изобретениями, которые впервые были применены при сооружении грандиозного здания. Особый интерес и восхищение у экскурсантов вызывают интерьеры собора, поражающие великолепием и богатством убранства — флорентийские мозаики, росписи, скульптурные композиции, элементы декора.
История жизни и творчества великого зодчего Огюста Монферрана и тех великих мастеров, которые создали этот шедевр архитектуры, будут не мене интересны в повествовании гидов, проводящих экскурсии.
С 1991 года в храме четыре раза в год совершаются церковные богослужения.
Сегодня Исаакиевский собор один из главных культурных центров Санкт-Петербурга, кроме культурно-просветительской и экскурсионной деятельности, здесь ведется большая научная работа в сфере изучения исторического, художественного, декоративно-прикладного и архитектурного наследия, постоянно проводятся и совершенствуются реставрационные работы с применением самых передовых технологий.
Строительство и история Исаакиевского собора неразрывно связаны с историей и жизнью нашего великого города с первых дней его существования по сию пору.
С недавнего времени Исаакиевский собор приобрел совершенно новый художественный облик, который создает подсветка фасадов и купола, рисуя его торжественный силуэт в светящейся панораме ночного города.
Гордость и восторг перед величием человеческого духа охватывают людей, когда они поднимаются на подкупольную колоннаду, где находиться смотровая площадка. С этой высокой точки перед взором гостей открывается прекрасная панорама Санкт-Петербурга и все основные архитектурные достопримечательности исторического центра. Колоннада собора является одной из самых удачных мест для фото и видео съемок парадных видов Петербурга с высоты птичьего полета.
“Исаакiевскiй собор до 1817 года”?
Исаакiевскiй собор до 1817 года
Откуда это? Вообще. Кто ответственный редактор этого иллюстрированного журнала литературы и современной жизни, от 1918-го года?
Иллюстрированный журнал литературы и современной жизни, от 1918-го года
Который в своем издании, на странице 156, публикует вот такую сенсацию? Именно ту, что не дает покоя массам альтернативно-думающих плести свою паутину заговора, в отдельно взятом ютубе, ЖЖ, Дзене и других “Большевистский темпах” нашей действительности?
“Исаакiевскiй собор до 1817 года”?
Тем более размещая её вот в этой посмертной повести некоего Вл. А. Тихонова, бальзаме на их душу, судя по заголовку?:-)))
Бальзам на их душу
Хотя по логике, она должна стоять вот здесь, выше, на странице 145?
Исаакiевскiй собор до 1817 года
И что там говорит П. П. Гнедич про своё детство, вспоминая Исаакий?
Я помню Старый Петербург с начала 60-годов.
Отец мой занимал хлопотливую должность по хозяйственному департаменту министерства путей сообщения и короткие зимние дни сплошь проводил в разъездах по городу, в посещениях других министерств, сената, складов, магазинов. Когда я подрос, он часто брал меня с собою, и я подолгу сидел в санях, ожидая его выхода и наблюдая уличную жизнь. И всегда каждая поездка ознаменовывалась для меня каким-нибудь выпуклым событием. То покормит меня отец какими-то пирогами с капустой у пирожника в Гостином дворе; то покатает на оленях по льду Невы, возле эскимосскаго чума; то покажет паровозы на Царскосельском вокзале. Едем мы через Исаакиевскую площадь, он скажет:
1858 год – освещение вот этого Исаакиевского собора, пятого по проекту, четвертого по завершенности. Нереализованный до конца проект Ринальди не считаем.
Именно таким видел его маленький Павел Петрович Гнедич, проезжая с отцом через Иссакиевскую площадь в саночках.
Исаакiевскiй собор после 1858 года
Что он и отразил в своей книге на 480 странице, вот в этой.
https://dlib.rsl.ru/viewer/01003599017#?page=1
Но ни в коем случае не то что поставил БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ редактор журнала “Нива” в 1918 году.
Исаакiевскiй собор до 1817 года
А вот что написано на литографии Александра Брюллова – “Brulo del et sculpsit d’après le dessin original de Mr. Aug. de Montferrant 1821”.
Что имел ввиду Брюллов под оригинальным дизайном Mr. Aug. de Montferrant 1821 года?
Н. П. Никитин “Огюст Монферран: проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны”
Вот это. Первоначальный ПРОЕКТ Mr. Aug. de Montferrant 1821 года, рис. 14.
Н. П. Никитин “Огюст Монферран: проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны”
Или вот так.
Н. П. Никитин “Огюст Монферран: проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны”
А в 1817 году, там стояло вот это, третий вариант Исаакiевского собора, который доделал не Бренке из журнала “Нива”, привет БЕЗОТВЕТСТВЕННОМУ редактору, а Винченцо БРЕННА.
Третий Исаакиевский собор на гравюре И. А. Иванова. 1816 год
Вот этот проект А. Ринальди по-своему и закончил Винченцо БРЕННА.
Исаакиевский собор, нереализованный проект А. Ринальди. Литография по рисунку О. Монферрана
То что мы сейчас видим, это ВТОРОЙ вариант проекта Монферрана, который он изменил по известным причинам.
ПЕРВЫЙ и ВТОРОЙ вариант проекта Монферрана
Ну что не понятно? Ермолкины???
Так может МЕРИН стать человеком?
Эль Греко посвящается. Рельефные картины Никоса Флороса (Греция)
Греческий скульптор Никос Флорос в год 400-летия со дня смерти Доменико Феотокопулоса, известного как Эль Греко (1541, Кандия – 1614, Толедо), желая отдать должное замечательному художнику греческого происхождения, создал две превосходные монументальные работы в уникальной технике. Скульптор был вдохновлен работами Эль Греко, маньеризмом художника венецианской школы, следующего византийской традиции, в которой цвет преобладает над линиями.
В 1563 Эль Греко в возрасте 22 лет уже имел титул «маэстро», то есть официально занимался профессией художника, будучи популярным и дорогостоящим. В 26-летнем возрасте критянин посетил Венецию, где был принят на обучение в мастерскую Тициана, некоторое время жил в Риме, и в 1577 году на 36-м году жизни переехал в Толедо. Расцвет его творчества приходится в основном на годы его жизни в Испании, в течение которых он сумел объединить всю полученную информацию и все впитанные им художественные влияния в свой собственный убедительный стиль, с внутренним смыслом и ритмом. Его стиль – сознательно ненатуралистичный, с долговязыми и острыми фигурами, серьезными и отстранёнными лицами, которые относят нас к подвижникам византийской иконописи. Анатомическая эластичность фигур, особая работа со светом (каждая фигура будто излучает свет), их спиральные движения и их иррациональная интерпретация подчеркивают духовный и мистический характер его творчества.
Известный греческий скульптор Никос Флорос, имеющий многочисленные награды и экспонирующий свои работы в музеях всего мира, воспроизводит две работы Эль Греко, используя редкое для произведений искусства современное сырье – цветной алюминий. Результат впечатляет: работы демонстрируют взрывную драматическую плотность, выразительность и излучение. Скульптор аккуратно следует геометрической и цветовой стилизации Эль Греко. Так диалектически развиваются отношения между работами обоих художников, а также между работами и зрителем. Скульптор создал две несравнимых по красоте мозаично-рельефных картины (для создания монументальных пропорций понадобилось более 10 тысяч кусочков цветного алюминия), повторяя потусторонний, трансцендентный и таинственный характер работ Эль Греко и добившись эффекта нарисованной картины. Впервые в мировой практике картины Эль Греко «Снятие одежд с Христа» и «Воскресение Христа» были воспроизведены в такой уникальной скульптурной технике вручную из мельчайших кусочков цветного алюминия. Через работу с алюминием Флорос выражает свою душу, превращая обыденный материал, символизирующий современную культуру, в нечто, превосходящее воображение и возвышенное, совсем не похожее на его первоначальное применение.
Произведения скульптора ранее были представлены в крупных музеях мира: в Национальном музее женщин в искусстве в Вашингтоне, во дворце Hofburg в Вене, в музее американского искусства Whitney, а также в музее Metropolitan в Нью-Йорке, в Археологическом музее в г. Салоники, дворце Мела Национального банка Греции в Афинах, во Дворце Великого Магистра на Родосе.
Никос Флорос награжден за вклад в искусство Первой премией музея костюмов Metropolitan за костюм RedQueen Elizabeth, Первой премией общества «Французское наследие» (костюм Silver Elizabeth I), Золотой медалью искусств и наук Фонда Альберта Швейцера в Вене. Образовательная система Бразилии включила работы скульптора в школьные учебники.
После успешных выставок Никоса Флороса в России, прошедших под эгидой Департамента культуры Правительства Москвы и Министерства культуры Греции, скульптор получил приглашение от Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» в Санкт-Петербурге и Министерства культуры Греции представить две уникальные работы в этом величественном православном храме.
Это предложение явилось для скульптора настоящим вызовом, потому что его скульптуры должны были выразить уважение и трепет не только перед Эль Греко, но и перед именем Иисуса Христа.
Быть представленным в залах такого музея как Исаакиевский собор – огромная честь для скульптора, тем более что это первая в истории выставка греческого автора в данном соборе, являющемся одним из самых важных религиозных музеев России и крупнейших исторических государственных музеев-памятников, который посещает огромное количество туристов.
Мараи Георгус,
историк искусств
Master I & II SORBONNE-Paris IV, по теме «История искусств»
Образование в Лувре по гравюре и музееведению
Доктор наук по истории искусств
Член Греческой организации истории искусств
Интересные факты об Исаакиевском соборе
- На кафедре собора впервые в Санкт-Петербурге основали Общество проповедников.
- В процессе золочения куполов храма от отравления ртутными испарениями погибло шестьдесят мастеров, а всего в сооружении собора приняло участие около четырехсот тысяч человек.
- По одной из местных легенд, строительство длилось так долго, поскольку Монферрану предсказали смерть после возведения собора. Архитектор умер в течение месяца после завершения главного проекта своей жизни.
- Фотографии возведения собора были одними из первых кадров, сделанных в России.
- При строительстве применили одну из инновационных технологий – гальванопластику. Таким образом, впервые в мировой архитектуре удалось разместить статуи из меди на значительной высоте от земли.
- В советские времена открыли антирелигиозный музей в Исаакиевском соборе – это был один из первых музеев такого рода в стране.
Полезная информация об Исаакиевском соборе
Исаакиевский собор – это четвёртый из петербургских храмов, посвящённых святому Исаакию Далматскому, византийскому монаху, с днём памяти которого совпал день рождения Петра I (30 мая). Предыдущий храм, стоявший на этом месте, не гармонировал с парадным обликом столицы и имел конструктивные недостатки. Дважды проводили конкурс на создание проекта перестройки Исаакиевского собора. Но конкурс не дал практических результатов. В 1866 году Александр I поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ А. Бетанкуру подготовить предложение по перестройке собора и подобрать архитектора.
Бетанкур предложил доверить эту работу Огюсту де Монферрану, молодому зодчему, приехавшему из Франции. Он предложил 24 архитектурных проекта в самых разных стилях. Александру I работы понравились. Этому архитектору и было поручено построить храм, однако вскоре ему понадобилась помощь более опытных коллег. Постройка собора заняла целых 40 лет. С 1818 по 1842 год возводили здание, а с 1842 по 1858 год занимались внутренней отделкой. По Петербургу ходили слухи, что стройку намеренно затягивают из-за распространившегося предрассудка, что, когда храм будет окончательно построен, династия Романовых прекратит своё существование.
Фрагмент ворот собора
В 1931 году в здании Исаакиевского собора был открыт антирелигиозный музей. В пасхальную ночь с 11 на 12 апреля в музее был показан опыт с маятником Фуко, убедительно свидетельствовавший о вращении Земли. Сейчас в соборе опять проходят церковные службы, однако он по-прежнему считается музеем. Билеты продаются внутри собора (вход со стороны южного портика). Поэтому, прежде чем заплатить за вход, вы можете оценить, стоит ли осмотр интерьера таких денег. Для прохода на колоннаду и купол нужен отдельный билет. Вход туда закрывается на час раньше самого собора.
Внутреннее убранство собора
Интерьер Исаакиевского собора
Внутри собор отделан мрамором четырнадцати сортов, а также яшмой, малахитом, золоченой лепниной, фресками и мозаикой. Плафон большого купола – самая крупная роспись собора – создан К. Брюлловым. Её площадь более 800 квадратных метров. На ней изображена Дева Мария в окружении святых и ангелов. Огромные двери из бронзы и дерева покрыты барельефами Ивана Витали на библейские темы. Этот же мастер создал многочисленные мозаики храма. Малахитовые и лазуритовые колонны обрамляют иконостас из белого мрамора.
Над созданием иконостаса трудились живописцы Т. Нефф, К. Брюллов и С. Живаго. По бокам от него находятся две двери, ведущие в алтарь. Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа. Это элемент католического убранства, едва ли не единственный в католической церкви. В задней части нефа находится модель собора, выполненная крепостным крестьянином М. Салиным. На левой стороне западного портика стоит бюст Монферрана. Архитектор посвятил созданию собора 40 лет и умер прямо на работе.
Красочный интерьер собора
Купол и колоннада собора
Чтобы в полной мере оценить высоту Исаакиевского собора и красоту украшающих его скульптур, нужно подняться на колоннаду. Это третий по величине купол в Европе. Он состоит из трёх взаимосвязанных конструктивных частей: нижней – сферической, средней – конической и наружной – параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра, внутреннего сферического – 22,15 метра.
Для утепления купола между его чугунными фермами заложили гончарные горшки. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось огневым способом: листья меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, затем их медленно нагревали над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение было трёхкратным.
Купол собора
Дешёвая аренда авто
Известные компании проката
различные предложения
Тинькофф ALL Airlines
Кредитная карта для туризма
бесплатные путешествия
На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. Над колоссальной колоннадой, увенчанной 24 статуями, находится открытая галерея. Оттуда открывается потрясающий вид на Санкт-Петербург. На колоннаду ведёт отдельный вход под южным портиком. Чтобы попасть туда, вам придётся выйти из собора в сторону Невы, а затем обойти здание.
Колоннада собора
Колонны и купол
Первое, чем привлекает Исаакиевский собор – гранитные колонны. На нижнем ярусе установили 48 штук (по 12 на портик): каждая весит 114 тонн и имеет высоту 17 метров. Колонны ставили на основание с помощью специально выстроенных лесов. И никак не закрепили – они держатся только силой тяготения. Большая часть колонн ставилась до возведения стен. Поскольку технологий, позволяющих их ставить после, тогда не существовало.
Гигантские цилиндры выбили из карельского гранита в каменоломне под Выборгом. И затем на баржах доставляли в Санкт-Петербург
На верхнем ярусе собора установлено 24 гранитные колонн существенно меньшего веса: “всего” по 64 тонны!
Сегодня для посещения доступна лишь одна колоннада – ее высота 42 метра. Некогда посетители поднимались и выше – винтовую лестницу на открытую анфиладу можно увидеть.
Купол Исаакиевского собора, видимый из множества мест Старого города Санкт-Петербурга, позолотили лишь раз. И с тех пор он не требовал подновления. Причина кроется в технологии – покрытие осуществлялось амальгамированием, то есть растворением золота в ртути и затем выпариванием последней. Способ стоил жизни нескольким десяткам позолотчиков. Их не спасли даже стеклянные шары, надевавшиеся на голову.
Вся позолота внутри собора выполнялось куда более безопасным методом гальванопластики
Собор в наши дни
Новым заказчиком строительства выступил император Александр I. По его указу, подрядчиком работ назначен малоизвестный архитектор О. Монферран. У зодчего не оказалось должного опыта и знаний, поэтому процесс создания новой базилики растянулся на 40 лет. Монферран внес поправки в проект, задуманный при Екатерине. Он увеличил площадь корпуса и размеры куполов. Завершающие штрихи в разработку эскиза добавил император Николай I. Он распорядился воздвигнуть башенки по углам здания, оборудовать портики, а также распорядился завезти мрамор для декора.
Исаакиевский собор приобрел характерные черты благородства и величия. Его освящение прошло в мае 1858 г.
Мозаика в Исаакиевском соборе
Мысль об использовании мозаики для оформления интерьера пришла Монферрану, когда он понял, что в храме невозможно создать температуру и влажность, подходящие для живописи. В 1845 году решили заменить живопись мозаикой.
Мозаика производилась из смальты — сплава стекла с металлическими красителями, от которых зависел цвет. При соединении золота получаются розовые и фиолетовые оттенки, меди — красный и зеленый цвета, кобальт используется для создания синих тонов.
Для воспроизведения красок живописного оригинала применялись смальты 12 тысяч оттенков.
Копирование икон начали с главного иконостаса, и первым мозаичным исполнением стал образ Христа Спасителя в нижнем ряду. За ним выполнили копии других икон нижнего и среднего чинов. В верхнем скопировали в мозаику «Тайную вечерю».
Золоченные бронзовые Царские врата Исаакиевского собора украшены орнаментом, мозаикой «Благовещение» и мозаичным изображением евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Парадную арку венчает скульптурная группа «Христос во славе» Петра Клодта, воплощающая канонический образ Иисуса Христа.
Главный иконостас восхищает декоративным убранством. Когда же открываются Златые ворота, на фоне голубого неба предстанет одетый в пурпурный плащ с золотым шитьем, украшенный изумрудами и аметистами, Воскресший Христос.
Это один из самых больших цветных витражей в Европе, площадь составляет 28,5 кв. метров. Витраж выполнен на мюнхенской витражной фабрике по эскизу немецкого художника Лео фон Кленце.
Витраж «Воскресение Христа» — композиционная доминанта внутреннего оформления Храма. Он занимает почти все пространство алтарного окна, и кажется, что через мгновение Господь войдет в храм.
Малые иконостасы также оформлены живописью, мозаикой и скульптурой.
Иконостас алтаря святой Великомученице Екатерине (расположен справа) венчает скульптурная группа «Воскресение». Иконостас, посвященный Святому благоверному князю Александру Невскому (слева), венчает композиция «Преображение». Обе работы выполнены Н. С. Пименовым.
На отделку интерьера Исаакиевского собора ушло 400 кг золота и 1000 кг бронзы. При ближайшем рассмотрении каждая деталь в храме поражает совершенством формы и исполнением. Но интерьер перегружен декором. Пышность и сложность элементов, сверкающая отделка и прихотливые узоры, многоярусные украшения и золоченые орнаменты — все это с трудом воспринимается как единое целое.
С 1931 по 1986 год в храме был установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.
Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По легенде, ценности из музеев города (скульптуры, мебель, книги, фарфор) хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.
Многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда, с высоты 43 метров, можно увидеть панораму города.
В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Расписание богослужений можно узнать на официальном сайте.
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — символ Северной столицы. Его золоченый купол виден ещё с Финского залива. Обилие, разнообразие и красочность отделки придают сооружению парадный вид.
Купол Исаакиевского собора
Основание купола было возведено в 1837 году. Затем вокруг него установили 24 колонны весом 60 тонн каждая. Впервые в строительной практике колонны такого размера подняли на высоту 43-х метров. Для этого использовался деревянный настил, построенный внутри здания.
Исаакиевский собор, как и большинство православных церквей, пятиглавый. Главный купол состоит из трех связанных между собой частей: внутренней, средней и наружной. Диаметр наружного купола — 25 метров, внутреннего — 22,15 метра.
При строительстве купола применены металлоконструкции вместо кирпичной кладки. Это позволило сократить сроки работы по возведению с шести до трех лет, снизить стоимость работ на два миллиона рублей, а также уменьшить вес купола без потери прочности. При отливке металлоконструкций купола было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакия стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек.
На позолоту главного купола и куполов четырех колоколен ушло около 100 килограмм червонного золота. Золочение меди для Исаакиевского собора производилось с 1835 по 1843 год «огневым золочением». Листы меди покрывали амальгамой и нагревали над жаровнями, выпаривая ртуть. Золочение каждого листа делали трижды. Этот метод позволил позолоте купола сохраняться без повреждения полтора века. Венчает купол фонарик с греческим золотым крестом.
Применение «огневого золочения» стоило жизни 60-и рабочим, которые отравились парами ртути.
Интерьеры храма
Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.
Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.
Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.
Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.
Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.
Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:
- Тайная вечеря;
- Бичевание;
- Поцелуй Иуды;
- Несение креста.
Иконы
Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».
Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:
- Рождение Богоматери;
- Сошествие Святого Духа на апостолов;
- Вознесенье Господне;
- Введение Богоматери в храм;
- Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
- Иисус посылает свой образ Авгарию;
- Покров Пресвятой Богородицы.
Стены и окна
Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.
Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.
Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.
Алтарь и иконостас
В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.
Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.
Обустройство собора
Строительством и отделкой интерьеров Исаакия занимались выдающиеся и лучшие архитекторы, художники и скульпторы, мастера каменных дел, зодчие и строители, собранные со всех уголков Российской империи. Работы велись круглыми сутками при любых погодных условиях. Исходные достижения продемонстрировали высочайшее мастерство русских умельцев. Не зря Монферран восторгался смелостью, стойкостью и искусностью русских людей.
Ради создания роскошной обители добра и света не поскупилась Русь матушка. С этой целью использовались ценнейшие материалы —14 разнообразных оттенков мрамора, в том числе рускеальский и тивдийский, огромное число цветных камней различных пород: гранит, яшма, шокшинский порфир, бадахшанский лазурит, уральский малахит, соломенская брекчия, шунгитовый аспидный сланец и другие. На декор потребовалось четыреста килограммов золота, тысячи тонн серебра и бронзы. На его возведение, в целом, ушло 23 миллиона золотых царских рублей.
Архитектурные и культурные достопримечательности
Храм выстроен в стиле классицизма, однако в его архитектуре наблюдаются и элементы других течений. Высота и ширина храма превышают сто метров, а наружный диаметр купола составляет почти 26 метров. Общее число колонн Исаакиевского собора – 112, причем их размеры различаются.
Знаете ли вы? На одном из портиков есть изображение архитектора храма.Собор является пятиглавым, причем все купола позолочены. Для этого использовали около ста килограмм драгоценного металла.
Главный купол Исаакиевского собора имеет три части – нижнюю, наружную и среднюю, а все его элементы выполнены из металла. Крест, установленный сверху, является греческим и сделан из золота. По углам главного строения установлены звонницы, в которых висят колокола, сделанные с добавлением серебра и меди в олово. При строительстве этого собора использовано более сорока минеральных пород, включая гранит, серый мрамор, малахит, порфир, яшму.
На портиках колонн изображены фигуры апостолов, над крышей есть изображения ангелов, а на всех фронтонах (они украшают каждую сторону здания) есть горельефы евангельской тематики. Портики украшают и строение снаружи, причем на каждом из них установлены горельефы и статуи
Посетители Исаакиевского собора отмечают и его пышное внутреннее убранство: для облицовки использовались редкие породы мрамора, а купола расписаны лучшими художниками своего времени.
Стоит подчеркнуть, что в храме есть как живописные, так и мозаичные картины (их больше шести десятков), а также огромное количество статуй, рельефов и скульптурных групп.
Привлекает внимание и голубь, покрытый серебром, который размещается на тросе под куполом и символизирует Дух Святой.
В соборе установлено три алтаря, которые облицованы мрамором. Колонны у главного алтаря покрыты малахитом
Возле каждого из них установлены скульптуры. Отдельно стоит упомянуть витраж Исаакиевского собора, который является одним из крупнейших в Европе. Он изображает воскресение Христа и выполнен из элементов более ста оттенков.
Колоннада Исаакиевского собора является частью комплекса. Высота ее составляет 43 метра, а подняться на нее можно исключительно пешком – наверх ведет винтовая лестница. Здесь размещена смотровая площадка.
Храмы-предшественники
Первая церковь в честь Исаакия Далматского появилась в 1710 году. Для сооружения одноэтажного здания с колокольней и шпилем пригласили зодчего из Нидерландов Германа ван Болеса.
Зимой 1712 года именно здесь прошло венчание государя Петра I и Екатерины I. Позже царь собственноручно разобрал пропитанный корабельной смолой храм, так как он оказался слишком маленьким.
Модели первого, второго и третьего Исаакиевского собора (справа налево)
Через 5 лет была заложена вторая церковь в стиле «петровского барокко», но ее достроили уже после кончины государя. Новый храм стоял примерно там же, где сегодня красуется Медный всадник. По архитектуре он походил на Петропавловский собор, а по высоте шпиля равнялся Адмиралтейству. Стройную церковь украшали часы, которые царь привез из путешествия в Амстердам.
Нева отличалась сильными наводнениями, и вода часто подмывала храмовый фундамент. Такое соседство было разрушительным, поэтому было принято решение разобрать здание и сложить его на новом месте. Летом 1761 года специальным указом Сената архитектором нового храма стал Савва Чевакинский. Однако, по ряду причин этот проект так и не был осуществлен. Единственное, что удалось зодчему, так это выбрать место под будущий собор.
Через несколько лет императрица Екатерина II распорядилась начать стройку и выбрала архитектора Антонио Ринальди. Старательный зодчий построил церковь до карниза, но, когда государыня скончалась, покинул Россию. Так проект Исаакия стал напоминать классический долгострой.
Занявший престол Павел I нанял итальянского зодчего Винченцо Бренну. Весной 1798 года тот взялся за дело, однако, из-за урезания финансирования был вынужден изменить первоначальный проект. В результате на роскошном фундаменте из мрамора выросли стены из простого кирпича. Массивное здание имело приземистые формы и искаженные пропорции. Проект завершили в 1802 году. Несоответствий было так много, что вскоре стало понятно — собор придется капитально реконструировать.