Живопись исаакиевского собора
Содержание:
- Особенность колоннады
- Смотровая площадка на колоннаде Исаакиевского собора
- Предсказание
- Интерьеры храма
- Фундамент
- Южная сторона
- Главные достопримечательности
- Интерьер Исаакиевского собора
- Интерьер собора
- Святыни
- Эль Греко посвящается. Рельефные картины Никоса Флороса (Греция)
- Наружное убранство Исаакиевского собора
- Колоннада
- Исаакиевский собор сегодня
- Полезная информация об Исаакиевском соборе
- Триумф русских иконописцев
- История собора
- Предсказание
- Советский период
Особенность колоннады
Описание колоннады Исаакиевского собора заслуживает отдельного внимания. Впервые в истории гранитные монолитные блоки были подняты на высоту более 40 метров.
«Но как изготавливались колонны Исаакиевского собора?» — вопрос интересный. Удивительно то, что строительство полностью велось крепостными рабочими, но с использованием механизма, специально построенного для поднятия колонн на высоту, ведь вес каждой колонны варьировался от 64 до 114 тонн.
Сейчас колоннада Исаакия является самой известной смотровой площадкой г. Санкт — Петербурга. Подняться на неё можно только пешком по винтовой лестнице, но, поднявшись, вы не забудете эти впечатляющие виды на центр города и реку Неву никогда.
Смотровая площадка на колоннаде Исаакиевского собора
Самая высокая смотровая площадка в Петербурге, но подниматься приходится пешком. Стоит ли оно того и насколько это тяжело? Я скажу свое мнение, по поводу того — стоит ли подниматься.
В Санкт-Петербурге был запрет на строительство зданий выше Эрмитажа, поэтому он весь построен примерно одного уровня и каких-то ярких доминант в нем нет.
Поэтому, когда вы смотрите на него с высоты, то перед вами просто плотная череда одинаковых крыш и где-то вдалеке видны торчащие одинокие купола.
Здесь нет вида, от которого захватывает дух, или хотя бы можно было хорошо рассмотреть какую-то старинную архитектуру.
Но при этом разочарованы вы не будете. Поэтому все просто — хотите подниматься — вперед, не хотите — не много потеряете.
Добавлю, что я еще раз приезжал специально ночью, посмотреть огни с обзорной площадки и вид мне не понравился совсем. Днем лучше.
все фото без обработки, просто снимал в движениивот в такую дверь нужно протиснутьсяРаньше чаши в руках ангелов зажигали в ночное время
Предсказание
По преданию, один ясновидец предсказал Монферрану, что тот умрет вскоре после окончания строительства, поэтому зодчий не торопился. На самом деле масштабный проект был настолько уникален, что требован нестандартных решений. Архитектор никуда не спешил и несколько раз исправлял собственные ошибки.
Каким бы ни абсурдным казалось мистическое предсказание, но оно сбылось. Буквально через месяц после освящения собора зодчий умер. Причиной смерти стал острый приступ хронической болезни, который случился после сильного воспаления легких.
Внутри Исаакиевского собора
По завещанию архитектора должны были похоронить в новом соборе. Но это так и не сделали. Дело в том, что Монферран исповедовал католическую веру, а Исаакий построили, как православный храм. Гроб трижды обнесли вокруг церкви, отслужили литургию, и вдова увезла тело покойного на родину – во Францию. Зодчего, столько лет отдавшего России, похоронили на парижском кладбище в районе Монмартр.
Интерьеры храма
Исаакиевский собор – единственный собор, в отделке которого использовано много природного цветного камня. Камнерезные работы выполнены с величайшим мастерством. Стены и пол выложены плитами из русского, французского, итальянского мрамора. Стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. При отделке использовано 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, 400 кг золота, 1000 тонн бронзы.
Собор изнутри расписывали маслом, но высокая влажность мешала работе. Масляную роспись заменили мозаичными панно из смальты. Живописные и мозаичные картины лучших художников, посвященные библейским и евангельским сюжетам, украсили храм. Коллекция состоит из 103 стенных росписей и 52 картин на холсте, созданных русскими мастерами: Огюст Монферран был против привлечения к работе иностранных художников.
Над северными дверями – роспись «Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч голодающих». Главный купол украшен росписью «Богоматерь во славе» работы Карла Павловича Брюллова.
Сюжет росписи площадью 816 квадратных метров – молящаяся Богоматерь с предстоящими Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом. Рядом с ними – святые покровители дома Романовых. Композицию плафона венчает посеребренная скульптура голубя – символа Святого Духа. Под куполом на стальном тросе на 80-метровой высоте парит полутораметровая фигура голубя.
Карл Брюллов, расписывавший купол, поплатился жизнью. Во время работы на лесах простудился, заболел – лечение за границей не помогло, художник умер.
Восхищает мастерство мозаичистов: издали мозаика смотрится, как живопись, структура полотна видна лишь вблизи. 62 мозаики украшают храм, в том числе:
- Тайная вечеря;
- Бичевание;
- Поцелуй Иуды;
- Несение креста.
Иконы
Иконы расположены в богато орнаментированных мраморных рамах в 20 нишах. Под ними – на бордовом мраморе поясняющие надписи золоченой бронзой. Работа профессора Флорентийской академии художеств Чезаре Муссони «Крещение Господа», В. Сазонова «Блудный сын» и «Милосердие самарянина», работы кисти К. Штейбена «Святые праведные Иоаким и Анна», «Распятие».
Кисти известного художника Т.А.Неффа принадлежат полотна:
- Рождение Богоматери;
- Сошествие Святого Духа на апостолов;
- Вознесенье Господне;
- Введение Богоматери в храм;
- Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня;
- Иисус посылает свой образ Авгарию;
- Покров Пресвятой Богородицы.
Стены и окна
Стены, из плоскости которых выступали 12 статуй ангелов, облицованы белым мрамором. Все скульптуры в храме выполнены из меди. Через высокие арочные окна в собор льется умиротворяющий свет, отражаясь в меди, играет, создавая торжественную и праздничную обстановку.
Между фигурами ангелов – живописное изображение 12 апостолов кисти художника Басина. Окно главного алтаря украшено изготовленным в Германии витражом воскресшего Спасителя.
Витраж – нетипичный элемент русской церковной архитектуры. Во время богослужений, когда открываются царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Торжественность и трепет явлению придавало освещение витража газовыми горелками: на фоне языков пламени фигура Иисуса Христа оживала.
Алтарь и иконостас
В храме три алтаря. Главный посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой великомученице Екатерине, левый – святому благоверному князю Александру Невскому. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен колоннами из уральского малахита в стиле русской мозаики.
Царские врата украшены двумя колоннами из афганского лазурита и скульптурной группой «Христос во славе». В таком количестве лазурит не использован нигде в мире. В храме установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.
Фундамент
При возведении Исаакиевского собора было внедрено в жизнь множество новаторских идей, разработаны и применены технологии, передовые для своего времени. Монферрану предстояла сложнейшая задача – объединить старый и новый фундамент. Рабочие рыли траншеи, откачивали воду. Далее в грунт забивались сваи, толщина каждой была около 28 сантиметров, а длина 6,5 метров. Шаг между сваями был равен их диаметру. Всего их было вбито 10672. Промежутки между сваями заполнили утрамбованным древесным углем, Дальше в траншеи залили воду, после замерзания которой срезали все бревна по уровню ледяной кромки. Сооружение фундамента продолжалось почти пять лет.
Южная сторона
Надпись на фризе: «Храм мой храм молитвы наречется». Фронтон украшен барельефом «Поклонение волхвов», который создал Витали. Центральная фигура — восседающая на престоле Богородица с Младенцем на руках. Рядом стоит Иосиф. Волхвы пришли из дальних стран, чтобы поклонится Царю мира и принести дары.
Угол фронтона украшает фигура Апостола Андрея, который принес веру православную в землю русскую. Он также является покровителем флота. В другом конце апостол Филипп. В центре евангелист Матфей. Он словно продолжает работу над главным трудом своей жизни. Рядом с ним стоит ангел, символизирующий чистоту мыслей и деяний. Ниши украшены скульптурами «Благовещение» и «Избиение младенцев», автор которых Логановский.
Главные достопримечательности
Со старинных времен сохранились дивные строения, такие как «дом Исаакия» и «дом Мятлевых». Имя автора не дошло до наших дней, но доподлинно известно, кто-то искусно их создал для средоточия культурной жизни столицы.
Северную границу уличной доминанты очерчивает Адмиралтейский проспект, а южную – Мариинский дворец. Теперь тут находится городское Законодательное собрание. Поэтому она и значится главной административной площадью города.
Также к достопримечательностям относится Германское посольство, дом князя Лобанова-Ростовского, гостиница «Астория» и Синий мост. Центром архитектурной композиции площади, ее наиценнейшей жемчужиной, безусловно, является величественный и прекрасный Исаакиевский собор.
Интерьер Исаакиевского собора
Интерьер Исаакиевского собора выполнен в стиле эклектики. Имеет богато украшенное убранство, в том числе мозаикой, живописью и камнем.
Стены облицованы белым итальянским мрамором, низ стен — чёрным сланцем, колонны и пилястры — светло-розовым и вишнёвым тивдийским. Всего на облицовку собора пошло около 14 сортов мрамора.
Внутреннее пространство собора разделено на три нефа массивными перекрытиями с арочными проемами (проходами).
В соборе находятся алтари: главный посвящен Исаакию Далматскому, другие два — Великомученице Екатерине и благоверному Александру Невскому.
Собор освещают семь больших люстр. Вес каждой люстры — 3 тонны.
Своды собора расписаны лучшими из лучших мастерами своего дела.
Росписи в соборе посвящены святым писаниям и идут от начала собора (западная дверь) к иконостасу — от сотворения мира (Адама и Евы) до пришествия Иисуса Христа и страшного суда.
Такая система оформления храмов позволяет наиболее полно раскрыть суть христианского учения в ярких зрительных образах.
Некоторые работы в соборе заменены с традиционной живописи, которая при климате Петербурга быстро портится, на вечную живопись — мозаику, которая не стареет, не портится и не тускнеет.
Всего в соборе 62 мозаики.
Мозаику набирали прямым набором из маленьких кусочков смальт — сплав стекла и окиси металла. В то время было известно 12 тысяч оттенков смальты, что позволяло создавать непревзойденные по красоте и глубине работы. Швы тонировали цветным воском.
Лучшем примером мозаичной церковной живописи в Петербурге является Спас на Крови (храм Воскресения Христова), который считается одним из крупнейших собраний монументальной мозаики в Европе.
Самая большая мозаика в Исаакиевском соборе — «Тайная вечеря», расположенная над царскими вратами иконостаса. Её размер составляет более 18 квадратных метров.
— Вознесение Господне. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. С оригинала Т. Неффа;
— Рождество Богородицы. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. По оригиналу Т. Неффа;
— Тайная вечеря. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-1902. С оригинала Н. Майкова;
— Святой Петр. Мозаичная мастерская Академии художеств. Первое десятилетие 20 века. С оригинала П. Басина.
В барабане центрального купола видна живопись, изображающая 12-ть учеников-апостолов и Богоматерь во славе, которая в голубом облачении восседает на троне. Рядом с Богоматерью изображен Иоанн Креститель с поднятой рукой.
Поднятая рука от локтя до пальцев — 2,5 метра.
Выше в куполе находится голубь — христианский символ Святого Духа. Голубь, как и окружающие ангелы скульптуры, выполнен в гальванопластики и внутри полый (пустотелый).
Вся скульптура золоченая, голубь медный и покрыт серебром. Размах крыльев голубя равен 2-м метрам 6-ти сантиметрам.
Диаметр купола собора составляет 22 метра.
Внимание в соборе привлекают и большие «скульптурные» бронзовые двери. Самой большой является главная дверь — западная, её площадь составляет 42 квадратных метров, а вес — более 20 тонн
Встроенный зубчатый механизм позволял и позволяет сегодня легко открывать и закрывать дверь двум человекам.
В Исаакиевском соборе, как в полу, так и на стенах, находятся вентиляционные решетки — это так называемая калориферная система Амосова, которая отапливала собор путем проникания горячего воздуха.
В подвалах стояли печи, их топили дровами и углем. Мощности для обогрева не хватало, и даже летом в соборе было +8 градусов.
Потом собор подключили к городской сети центрального отопления. Сейчас зимой в соборе + 19-+18 градусов, влажность — 50-60%.
Интерьер собора
Внутри собор отличается шикарным убранством. В храме установлено 3 алтаря, главный – для св. Исаакия, левый –мученице Катерине, правый – А.Невскому.Отделка храма – из малахита, шунгита, лазурита и других ценных пород.
В некоторых сюжетах использована позолоченная бронза, мозаика из камня и стекла. Картины для собора писали известные художники – Бруни, Брюллов и др., из скульпторов работали Пименов, Клод, Витали. Окно центрального алтаря – витражное с изображением воскрешения Спасителя. Картина занимает свыше 28 м2.
Внутри храма находится 150 картин русских художников. Роспись храма была трудной – из-за климатических условий классические фрески не подходили и были использованы масляные краски. Однако и эта идея не увенчалась успехом – грунт не высыхал, отслаивался от основы.
В результате художники заново переписывали многие картины. Пригодный для росписи состав был создан лишь в 1855 г. Стены были украшены мозаикой, наборные панно получили высокую международную оценку.
Святыни
В дореволюционное время храм Исаакия Далматского служил хранилищем для почитаемых православных святынь. В их число входили:
- крест с частичками от животворящего древа Господнего
- иконы – Тихвинской Пресвятой Богородицы, Корсунской Богоматери, Спаса Нерукотворного, св. Пантелеймона с частицами его мощей
- рака с мощами Андрея Первозванного
Помимо религиозных атрибутов, в церкви сберегались воинские реликвии:
- знамя ополченцев Отечественной войны 1812 г.
- 4 стяга петербургского ополчения 1855-1856 гг.
Лик Тихвинской Богоматери, по преданию, был создан св.Лукой. Он представляет деву Марию в образе Путеводительницы. На руках матери изображен младенец Иисус, держащий свиток в руке. Чудотворная икона служила одним из главных оберегов русских земель. Ежегодно ее обносили во время крестного хода по всем территориям государства Российского. Тихвинским образом был благословлен на царствование первый монарх из династии Романовых- Михаил Федорович. Икону высоко ценил Иван Грозный.
По его повелению она была перенесена из города Тихвин в Москву. Иван Грозный считал Богородицу своей заступницей и приказал сделать копии иконы, которые передавались в разные храмы. Подлинное изображение было вывезено из СССР в годы войны. С 1950 по 1995 гг. она находилась в США и была торжественно возвращена Русской Православной Церкви.
Эль Греко посвящается. Рельефные картины Никоса Флороса (Греция)
Греческий скульптор Никос Флорос в год 400-летия со дня смерти Доменико Феотокопулоса, известного как Эль Греко (1541, Кандия – 1614, Толедо), желая отдать должное замечательному художнику греческого происхождения, создал две превосходные монументальные работы в уникальной технике. Скульптор был вдохновлен работами Эль Греко, маньеризмом художника венецианской школы, следующего византийской традиции, в которой цвет преобладает над линиями.
В 1563 Эль Греко в возрасте 22 лет уже имел титул «маэстро», то есть официально занимался профессией художника, будучи популярным и дорогостоящим. В 26-летнем возрасте критянин посетил Венецию, где был принят на обучение в мастерскую Тициана, некоторое время жил в Риме, и в 1577 году на 36-м году жизни переехал в Толедо. Расцвет его творчества приходится в основном на годы его жизни в Испании, в течение которых он сумел объединить всю полученную информацию и все впитанные им художественные влияния в свой собственный убедительный стиль, с внутренним смыслом и ритмом. Его стиль – сознательно ненатуралистичный, с долговязыми и острыми фигурами, серьезными и отстранёнными лицами, которые относят нас к подвижникам византийской иконописи. Анатомическая эластичность фигур, особая работа со светом (каждая фигура будто излучает свет), их спиральные движения и их иррациональная интерпретация подчеркивают духовный и мистический характер его творчества.
Известный греческий скульптор Никос Флорос, имеющий многочисленные награды и экспонирующий свои работы в музеях всего мира, воспроизводит две работы Эль Греко, используя редкое для произведений искусства современное сырье – цветной алюминий. Результат впечатляет: работы демонстрируют взрывную драматическую плотность, выразительность и излучение. Скульптор аккуратно следует геометрической и цветовой стилизации Эль Греко. Так диалектически развиваются отношения между работами обоих художников, а также между работами и зрителем. Скульптор создал две несравнимых по красоте мозаично-рельефных картины (для создания монументальных пропорций понадобилось более 10 тысяч кусочков цветного алюминия), повторяя потусторонний, трансцендентный и таинственный характер работ Эль Греко и добившись эффекта нарисованной картины. Впервые в мировой практике картины Эль Греко «Снятие одежд с Христа» и «Воскресение Христа» были воспроизведены в такой уникальной скульптурной технике вручную из мельчайших кусочков цветного алюминия. Через работу с алюминием Флорос выражает свою душу, превращая обыденный материал, символизирующий современную культуру, в нечто, превосходящее воображение и возвышенное, совсем не похожее на его первоначальное применение.
Произведения скульптора ранее были представлены в крупных музеях мира: в Национальном музее женщин в искусстве в Вашингтоне, во дворце Hofburg в Вене, в музее американского искусства Whitney, а также в музее Metropolitan в Нью-Йорке, в Археологическом музее в г. Салоники, дворце Мела Национального банка Греции в Афинах, во Дворце Великого Магистра на Родосе.
Никос Флорос награжден за вклад в искусство Первой премией музея костюмов Metropolitan за костюм RedQueen Elizabeth, Первой премией общества «Французское наследие» (костюм Silver Elizabeth I), Золотой медалью искусств и наук Фонда Альберта Швейцера в Вене. Образовательная система Бразилии включила работы скульптора в школьные учебники.
После успешных выставок Никоса Флороса в России, прошедших под эгидой Департамента культуры Правительства Москвы и Министерства культуры Греции, скульптор получил приглашение от Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» в Санкт-Петербурге и Министерства культуры Греции представить две уникальные работы в этом величественном православном храме.
Это предложение явилось для скульптора настоящим вызовом, потому что его скульптуры должны были выразить уважение и трепет не только перед Эль Греко, но и перед именем Иисуса Христа.
Быть представленным в залах такого музея как Исаакиевский собор – огромная честь для скульптора, тем более что это первая в истории выставка греческого автора в данном соборе, являющемся одним из самых важных религиозных музеев России и крупнейших исторических государственных музеев-памятников, который посещает огромное количество туристов.
Мараи Георгус,
историк искусств
Master I & II SORBONNE-Paris IV, по теме «История искусств»
Образование в Лувре по гравюре и музееведению
Доктор наук по истории искусств
Член Греческой организации истории искусств
Наружное убранство Исаакиевского собора
Архитектура здания непосредственно взаимосвязана со скульптурой. За 14 лет было создано более 300 статуй и рельефов, композиции фронтонов, сводов и барабана главного купола, а также убранство наружных и внутренних дверей собора.
Над скульптурным оформлением храма работали П. Клодт и А. Пименов, Ф. Лемер и И. Герман. Но большую часть скульптур в 1841 году Монферран поручил выполнить Джованни Витали.
Статуи и рельефы Исаакиевского собора не только придают пышность его облику, но и объединяют отдельные части здания, зрительно смягчают переход от одной части строения к другой. А кроме того, наружное убранство призвано подчеркнуть мысль о консолидации православной церкви и российской монархии, почитании русских царей как помазанников Божьих.
Скульптурный декор чрезвычайно эффектен, но надо признать, что несколько перегружает фасады здания.
При строительстве было использовано сорок три породы минералов. Цоколь храма облицован гранитом, а стены — серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов.
Скульптуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма.
Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами.
Часть декора Исаакиевского собора, в том числе композиции фронтонов создана методом гальванопластики, который впервые использовался в таком масштабе. Технологию этого метода разработал русский физик Борис Якоби.
С южной стороны мы видим горельеф «Поклонение волхвов», созданный Иваном Петровичем Витали. В центре — дева Мария с младенцем, по сторонам — волхвы с дарами.
Горельеф «Воскресение Христа», созданный Филиппом Лемером, расположен на северном фронтоне.
Предоставление этого заказа французскому зодчему Лемеру вызвало недовольство русских мастеров. Так, скульптор Петр Свинцов предложил выполнить совместно с художником Василием Демут-Малиновским горельеф «Воскресение Христа» бесплатно, доказав, что творение русских мастеров может спорить со славой иностранцев, лишенных чувства патриотизма к России. Но Комиссия по строительству в его просьбе отказала.
На восточной стороне фронтон оформлен горельефом «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом».
Представлена сцена из жития св. Исаакия. Изображен момент, когда игумен Далматского монастыря в окрестностях Константинополя Исаакий обращается к императору Валенту, стороннику арианской ереси, предсказывая скорую гибель, если тот не прекратит гонения на православных христиан. Композиция выполнена скульптором Лемером.
На западном фронтоне горельеф «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия», созданный И.П. Витали.
Выполненная скульптором композиция содержит несколько реалистических типажей. Так, в образах Виктора и Сатурнина, приближенных императора, можно увидеть сходство с председателем Комиссии по строительству здания П.М. Волконским и президентом Академии художеств А.Н. Олениным. В углу горельефа изображен Монферран в античной тоге с моделью Исаакиевского собора в руках.
По легенде, на торжественном освещении собора присутствовал Александр II. Кто-то из недоброжелателей Монферрана указал монарху на странную сцену в углу фронтона. Все святые пришли к святому Исаакию Далматскому с поклоном, но одна фигура головы не склонила. Напротив, она гордо протягивала Исаакию макет своего творения. В этой фигуре все узнали скульптурный портрет самого Монферрана. «Экий гордец! Смутьян!» – прошептал императору недоброжелатель.
Александр II не любил смутьянов, и когда к нему подвели архитектора, не только не поблагодарил его за труды, но и сделал вид, что не узнал создателя главного собора страны и даже руки не подал.
Во время строительства храма Монферран предлагал Николаю I придать образам императора Феодосия и императрицы Флаксиппы в западном фронтоне портретное сходство с ним и супругой Александрой Федоровной. Но Николай I посчитал это откровенной лестью и отказался.
Колоннада
В архитектуре здания важным элементом являются колонны. Они опоясывают корпус внизу, образуя портики по 8-16 столбов в каждом. Второй пояс из монолитных колонн протянулся вдоль купола.
Верхняя колоннада
При строительстве храма впервые в России была опробована технология подъема крупногабаритных тяжестей на значительную высоту (до 40м). Столбы вырезались из гранитных монолитов вблизи г. Пютерлак (Финляндия). Их габариты составляют:
- высота – 14 м;
- вес – 64 – 114 т.
Колонны отвечают характеристикам коринфского ордена:
- основание (база)
- длинный каннелированный (с вертикальными желобками) ствол
- капитель (венец в виде растительного орнамента)
Верхняя колоннада используется в качестве смотровой площадки. Попасть на нее можно с помощью двух винтовых лестниц, по 200 ступеней в каждой:
- южная – для входа
- северная – для выхода
Нижняя колоннада
Громоздкие колонны в нижнем ярусе здания возводились до начала основного строительства. Постамент и столб сделаны из гранита. В фундамент каждой колонный вмурована монета – рубль из серебра, отчеканенный в 1837 году. Под центральным столбом заложена медаль с изображением императора Николая I, выполненная из платины.
Исаакиевский собор сегодня
Сегодня Исаакиевский собор – одна из основных достопримечательностей не только Санкт-Петербурга, но и России. Собор работает как музей, который посещают миллионы туристов каждый год. Сотрудники проводят экскурсии, организовывают различные культурные мероприятия, конференции и выставки, разрабатывают программы для школьников.
Хотелось бы упомянуть о колоннаде собора. С колоннады, высота которой 43 метра, открывается панорама на центр Петербурга и Неву. Поднимаются на смотровую площадку по винтовой лестнице. Осмотр колоннады не входит в экскурсию по собору и оплачивается отдельно. Популярностью пользуются вечерние и ночные подъемы на колоннаду.
Полезная информация об Исаакиевском соборе
Исаакиевский собор – это четвёртый из петербургских храмов, посвящённых святому Исаакию Далматскому, византийскому монаху, с днём памяти которого совпал день рождения Петра I (30 мая). Предыдущий храм, стоявший на этом месте, не гармонировал с парадным обликом столицы и имел конструктивные недостатки. Дважды проводили конкурс на создание проекта перестройки Исаакиевского собора. Но конкурс не дал практических результатов. В 1866 году Александр I поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ А. Бетанкуру подготовить предложение по перестройке собора и подобрать архитектора.
Бетанкур предложил доверить эту работу Огюсту де Монферрану, молодому зодчему, приехавшему из Франции. Он предложил 24 архитектурных проекта в самых разных стилях. Александру I работы понравились. Этому архитектору и было поручено построить храм, однако вскоре ему понадобилась помощь более опытных коллег. Постройка собора заняла целых 40 лет. С 1818 по 1842 год возводили здание, а с 1842 по 1858 год занимались внутренней отделкой. По Петербургу ходили слухи, что стройку намеренно затягивают из-за распространившегося предрассудка, что, когда храм будет окончательно построен, династия Романовых прекратит своё существование.
Фрагмент ворот собора
В 1931 году в здании Исаакиевского собора был открыт антирелигиозный музей. В пасхальную ночь с 11 на 12 апреля в музее был показан опыт с маятником Фуко, убедительно свидетельствовавший о вращении Земли. Сейчас в соборе опять проходят церковные службы, однако он по-прежнему считается музеем. Билеты продаются внутри собора (вход со стороны южного портика). Поэтому, прежде чем заплатить за вход, вы можете оценить, стоит ли осмотр интерьера таких денег. Для прохода на колоннаду и купол нужен отдельный билет. Вход туда закрывается на час раньше самого собора.
Внутреннее убранство собора
Интерьер Исаакиевского собора
Внутри собор отделан мрамором четырнадцати сортов, а также яшмой, малахитом, золоченой лепниной, фресками и мозаикой. Плафон большого купола – самая крупная роспись собора – создан К. Брюлловым. Её площадь более 800 квадратных метров. На ней изображена Дева Мария в окружении святых и ангелов. Огромные двери из бронзы и дерева покрыты барельефами Ивана Витали на библейские темы. Этот же мастер создал многочисленные мозаики храма. Малахитовые и лазуритовые колонны обрамляют иконостас из белого мрамора.
Над созданием иконостаса трудились живописцы Т. Нефф, К. Брюллов и С. Живаго. По бокам от него находятся две двери, ведущие в алтарь. Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа. Это элемент католического убранства, едва ли не единственный в католической церкви. В задней части нефа находится модель собора, выполненная крепостным крестьянином М. Салиным. На левой стороне западного портика стоит бюст Монферрана. Архитектор посвятил созданию собора 40 лет и умер прямо на работе.
Красочный интерьер собора
Купол и колоннада собора
Чтобы в полной мере оценить высоту Исаакиевского собора и красоту украшающих его скульптур, нужно подняться на колоннаду. Это третий по величине купол в Европе. Он состоит из трёх взаимосвязанных конструктивных частей: нижней – сферической, средней – конической и наружной – параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра, внутреннего сферического – 22,15 метра.
Для утепления купола между его чугунными фермами заложили гончарные горшки. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось огневым способом: листья меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, затем их медленно нагревали над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение было трёхкратным.
Купол собора
Дешёвая аренда авто
Известные компании проката
различные предложения
Тинькофф ALL Airlines
Кредитная карта для туризма
бесплатные путешествия
На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. Над колоссальной колоннадой, увенчанной 24 статуями, находится открытая галерея. Оттуда открывается потрясающий вид на Санкт-Петербург. На колоннаду ведёт отдельный вход под южным портиком. Чтобы попасть туда, вам придётся выйти из собора в сторону Невы, а затем обойти здание.
Колоннада собора
Триумф русских иконописцев
Семен Живаго – сын купца из Рязани, самоучка. Втроем с Тимофеем Неффом и Федором Брюлловым они создали главный иконостас Исаакиевского собора. 30 ликов святых, 12 из них кисти Живаго, смотрятся единым духом.
Выделяются скульптурный образ “Христос во славе”, “Тайная вечеря”, “Моление о чаше” над алтарем работы Живаго, а также Царские врата в обрамлении “Христа-Спасителя” и “Богородицы с младенцем” Неффа. За роспись Исаакия Нефф, незаконнорожденный сын гувернантки, был пожалован чином профессора.
Свои 25 картонов Федор Бруни создал в Италии. Ныне хранятся в Русском музее. Вместе с учениками он перенес 12 сюжетов на своды аттика и плафоны. Все им созданное проникнуто подлинным чувством, бьет по нерву. “Шестидневное сотворение мира” перетекает в трагический “Всемирный потоп” и обнадеживающее “Жертвоприношение Ноя после потопа”.
Любопытно, что “Страшный суд” мэстро итальянского происхождения помещен в восточной части собора, отданной под Новый Завет, где алтарь и иконостас. Тогда как должен бы, по традиции, быть в западной, среди ветхозаветных историй… К сожалению, произведения Бруни пострадали с течением времени больше других.
История собора
Государь Петр Первый родился в канун памяти св. Исаакия, 30 мая. Император с уважением относился к монаху и в 1710 г. выдал указ о возведении собора в честь монаха. Сначала это была небольшая деревянная церквушка вблизи Адмиралтейства. Под небольшой храм была перестроена чертежная, которая относилась к морскому ведомству. В 1712 г. в церквушке венчался сам Петр Первый.
В 1717 г. город стал «обрастать» каменными зданиями. Было решено заодно модернизировать и Исаакиевскую церковь. Первый камень был заложен лично императором. Начальная постройка была очень простой, вторая – в стиле барокко. На возведение храма ушло 10 лет. Работы велись тремя архитекторами.
Храм в то время располагался на месте современного «Медного всадника». Однако место было выбрано очень неудачно, Нева регулярно размывала фундамент. Требовались дорогие и постоянные ремонты. Это вынудило администрацию города поискать другое место для переноса храма. Указ об этом был подписан в 1761 г. Однако третья закладка пришлась только на 1768 г., когда на трон взошла Екатерина Вторая.
Третий собор планировалось построить большим, с высокой колокольней и 5 сложными куполами. После смерти Екатерины Второй произошла замена архитекторов, и собор достраивался очень быстро, по упрощенному варианту. В результате до карниза здание отличалось роскошью, с отделкой из мрамора, а выше шел простой кирпич. Архитектор оставил единственный купол, а колокольню сделал намного меньше, чем планировалось изначально.
В 1802 г. храм наконец, был освящен. Он сильно отличался от общего вида Петербурга. В 1809 г. был создан другой проект перестройки собора, автором которого являлся французский архитектор О. Монферран. Одобрение он получил в 1818 г. Новый император пожелал сохранить роскошную алтарную часть и подкупольные пилоны.
Собор получился больше, чем прежний и приобрел новые очертания. Главный купол был дополнен еще четырьмя небольшими и высокой колоннадой. Постепенно проект менялся, но главная часть оставалась прежней. Новый собор освятили в 1858 г.
Предсказание
По преданию, один ясновидец предсказал Монферрану, что тот умрет вскоре после окончания строительства, поэтому зодчий не торопился. На самом деле масштабный проект был настолько уникален, что требован нестандартных решений. Архитектор никуда не спешил и несколько раз исправлял собственные ошибки.
Каким бы ни абсурдным казалось мистическое предсказание, но оно сбылось. Буквально через месяц после освящения собора зодчий умер. Причиной смерти стал острый приступ хронической болезни, который случился после сильного воспаления легких.
Внутри Исаакиевского собора
По завещанию архитектора должны были похоронить в новом соборе. Но это так и не сделали. Дело в том, что Монферран исповедовал католическую веру, а Исаакий построили, как православный храм. Гроб трижды обнесли вокруг церкви, отслужили литургию, и вдова увезла тело покойного на родину – во Францию. Зодчего, столько лет отдавшего России, похоронили на парижском кладбище в районе Монмартр.
Советский период
Краткое описание Исаакиевского собора, как и других церквей, невозможно представить без Советского периода, когда были гонения верующих, массово закрывались и даже разрушались церкви.
В 1918 году собор переходит в ведение народного комиссариата. Однако в 1919 году храм и его имущество передается прихожанам, которые в свою очередь обязаны оплачивать все расходы по содержанию здания. В 1922 году происходит изъятие ценностей: из собора вывозится 48 килограмм золота и около 2 тонн серебра. В апреле этого же года происходит арест протоиерея. Через 6 лет договор с прихожанами расторгается, и здание переходит в ведение Главнауки. Уже в 1931 году здесь открывается антирелигиозный музей.
Краткое описание Исаакиевского собора в период второй мировой войны можно начать тем, что здание сильно страдает от бомбежек. По сегодняшний день на стенах остались следы от артобстрелов. В блокадный период в соборе хранили экспонаты из пригородных музеев.
В 1948 году в здании открывается музей «Исаакиевский собор», через два года начинается реставрация — на куполе устанавливается смотровая площадка.
С 1990 года в церкви возобновляются богослужения, а с 2021 года они проходят ежедневно.