Строительство исаакиевского собора. внешний вид

Собор-музей

В1963 году историко-художественный собор-музей «Исаакиевский собор» был открыт для широкой публики. После реставрации открылись великолепные интерьеры храма, вновь мозаики и росписи мастеров девятнадцатого века предстали перед посетителями в своем неповторимом великолепии.

Особое место среди экспонатов музея занимал маятник Фуко, свисавший с купола собора. В определенное время маятник запускали, при колебании можно было увидеть его отклонение относительно нанесенных меток на полу – это подтверждало, что земля вертится.

В стенах храма стоит великолепный бюст – скульптурный портрет архитектора Огюста Монферрана, изготовленный скульптором А.Фолетти, из тех же сортов мрамора, что были применены при отделке собора. В экспозиции музея выставлены макеты рассказывающие о строительстве здания и макет уменьшенной копии Исаакиевского собора, стенды с подробным описанием и гравюрами, архитектурными чертежами, документами того времени, связанные со строительством и личностью зодчего Огюста Монферрана.

Исаакиевский собор одновременно является музеем, где наиболее полно освещена жизнь и творчество великого зодчего Огюста Рикара де Монферрана. Здесь можно узнать не только о строительстве самого большого храма России, но и о другом не менее значимом и известном памятнике, воздвигнутым гением неподалеку на Дворцовой площади — Александровской колонне.

В процессе экскурсий проводимых в музее, посетители знакомятся с историей возведения собора, способами строительства того времени, инженерными изобретениями, которые впервые были применены при сооружении грандиозного здания. Особый интерес и восхищение у экскурсантов вызывают интерьеры собора, поражающие великолепием и богатством убранства — флорентийские мозаики, росписи, скульптурные композиции, элементы декора.

История жизни и творчества великого зодчего Огюста Монферрана и тех великих мастеров, которые создали этот шедевр архитектуры, будут не мене интересны в повествовании гидов, проводящих экскурсии.

С 1991 года в храме четыре раза в год совершаются церковные богослужения.

Сегодня Исаакиевский собор один из главных культурных центров Санкт-Петербурга, кроме культурно-просветительской и экскурсионной деятельности, здесь ведется большая научная работа в сфере изучения исторического, художественного, декоративно-прикладного и архитектурного наследия, постоянно проводятся и совершенствуются реставрационные работы с применением самых передовых технологий.

Строительство и история Исаакиевского собора неразрывно связаны с историей и жизнью нашего великого города с первых дней его существования по сию пору.

С недавнего времени Исаакиевский собор приобрел совершенно новый художественный облик, который создает подсветка фасадов и купола, рисуя его торжественный силуэт в светящейся панораме ночного города.

Гордость и восторг перед величием человеческого духа охватывают людей, когда они поднимаются на подкупольную колоннаду, где находиться смотровая площадка. С этой высокой точки перед взором гостей открывается прекрасная панорама Санкт-Петербурга и все основные архитектурные достопримечательности исторического центра. Колоннада собора является одной из самых удачных мест для фото и видео съемок парадных видов Петербурга с высоты птичьего полета.

Внешнее и внутреннее убранство храма

Краткое описание Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и его убранства можно обозначить так: собор по форме представлен в виде четырехугольника с грандиозным куполом посередине. В каждом углу возведена колокольня. Стены со всех сторон инкрустированы колоннадами и портиками, которые изготовлены из цельного гранита — все это установлено на террасах. В здании 112 колонн. Самый большой колокол украшен не только обликом Исаакия, но и пятью медальонами с изображениями государей — от Петра I до Николая I.

Облицовка Исаакиевского собора в кратком описании может быть представлена так: вся отделка изготовлена из мрамора. На полу изображен шахматный рисунок из мрамора разных цветов. На стены нанесены живописные рисунки. Абсолютно все иконы изготовлены в мозаичной технике. Самым грандиозным считается запрестольный лик Спасителя. Иконостас алтаря инкрустирован малахитом.

В краткое описание Исаакиевского собора для детей можно включить информацию о том, что это настоящая сокровищница цветного камня. Пожалуй, ни один собор страны не может похвастаться таким разнообразием и количеством камней: это и малахит (16 тонн), и лазурит (500 кг), и шокшинский порфир, и мрамор из разных карьеров (желтый, розовый, красный), и черный сланец. На инкрустацию собора ушло 400 килограмм золота.

Архитектурно-художественный декор

Сохраняя традиции классицизма, ведущий архитектор решил вопрос касательно архитектурно-художественного убранства здания несколько по-своему. В итоге, Исаакиевский собор – замечательный образец не только монументального, но и декоративного искусства.

В девятнадцатом веке для украшения зданий широко использовалась скульптура, и Исаакий не стал исключением. Грамотное расположение скульптурных композиций сглаживает переходы от одних частей сооружения к другим, усиливая при этом впечатление от отдельных элементов. 

Устройство собора стандартно для православных церквей восемнадцатого столетия: входы расположены с южной, западной и северной сторон; восточная часть отведена под алтарь и иконостас. Все внутреннее пространство делится на три нефа с помощью внушительных пилонов. Высота центральной части составляет шестьдесят девять метров, крайних – двадцать восемь метров.

В иконостасе сделаны три арки. Центральная украшена двумя лазуритовыми колоннами, через нее осуществляется вход в главный алтарь святого Исаакия Далматского. Алтарное окно украшено одним крупнейших европейских витражей: его площадь составляет двадцать восемь квадратных метров. Он создан немецким мастером Айнмиллером, и характеризуется тщательным подбором цветов, их яркостью и глубиной.

Витражи крайне редко используются в православных сооружениях, однако в данном случае они не только отлично вписываются в окружающую обстановку, но придают ей особенно торжественный вид. Боковые арки ведут в приделы с малыми иконостасами святого Александра Невского и святой Екатерины.

Богато украшен и барабан центрального купола: золоченые скульптуры двенадцати ангелов-кариатид чередуются с живописными изображениями двенадцати апостолов. Свет из многочисленных окон отражается от позолоченных скульптур, и в сочетании с богатой живописью они производят на посетителя потрясающий эффект.

К внутреннему оформлению собора приложил руку живописец Карл Брюллов – он расписал плафон площадью восемьсот шестнадцать квадратных метров. Рисунок идет по кругу, центр художник оставил свободным – это придает ощущение легкости и бесконечности небесного пространства. Нижний край плафона оформлен таким образом, чтобы смягчить переход от строгих архитектурных форм к пышным и торжественным художественным изображениям.

Под самим куполом парит запечатленный в скульптуре голубь, символизирующий собой Святой Дух

Важное значение имеют позолоченные люстры-паникадила, весом по три тонны каждая – они удачно поддерживают ощущение торжественности и величия

В целом собор являет собой яркий образец эклектики: в его убранстве сливаются воедино строгость форм и холодность гранита и мрамора, округлость куполов и богатство позолоты, яркость витражей, сверкание люстр и насыщенность красок росписи.

Полезная информация об Исаакиевском соборе

Исаакиевский собор – это четвёртый из петербургских храмов, посвящённых святому Исаакию Далматскому, византийскому монаху, с днём памяти которого совпал день рождения Петра I (30 мая). Предыдущий храм, стоявший на этом месте, не гармонировал с парадным обликом столицы и имел конструктивные недостатки. Дважды проводили конкурс на создание проекта перестройки Исаакиевского собора. Но конкурс не дал практических результатов. В 1866 году Александр I поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ А. Бетанкуру подготовить предложение по перестройке собора и подобрать архитектора.

Бетанкур предложил доверить эту работу Огюсту де Монферрану, молодому зодчему, приехавшему из Франции. Он предложил 24 архитектурных проекта в самых разных стилях. Александру I работы понравились. Этому архитектору и было поручено построить храм, однако вскоре ему понадобилась помощь более опытных коллег. Постройка собора заняла целых 40 лет. С 1818 по 1842 год возводили здание, а с 1842 по 1858 год занимались внутренней отделкой. По Петербургу ходили слухи, что стройку намеренно затягивают из-за распространившегося предрассудка, что, когда храм будет окончательно построен, династия Романовых прекратит своё существование.

Фрагмент ворот собора

В 1931 году в здании Исаакиевского собора был открыт антирелигиозный музей. В пасхальную ночь с 11 на 12 апреля в музее был показан опыт с маятником Фуко, убедительно свидетельствовавший о вращении Земли. Сейчас в соборе опять проходят церковные службы, однако он по-прежнему считается музеем. Билеты продаются внутри собора (вход со стороны южного портика). Поэтому, прежде чем заплатить за вход, вы можете оценить, стоит ли осмотр интерьера таких денег. Для прохода на колоннаду и купол нужен отдельный билет. Вход туда закрывается на час раньше самого собора.

Внутреннее убранство собора

Интерьер Исаакиевского собора

Внутри собор отделан мрамором четырнадцати сортов, а также яшмой, малахитом, золоченой лепниной, фресками и мозаикой. Плафон большого купола – самая крупная роспись собора – создан К. Брюлловым. Её площадь более 800 квадратных метров. На ней изображена Дева Мария в окружении святых и ангелов. Огромные двери из бронзы и дерева покрыты барельефами Ивана Витали на библейские темы. Этот же мастер создал многочисленные мозаики храма. Малахитовые и лазуритовые колонны обрамляют иконостас из белого мрамора.

Над созданием иконостаса трудились живописцы Т. Нефф, К. Брюллов и С. Живаго. По бокам от него находятся две двери, ведущие в алтарь. Главный алтарь украшает витраж, изображающий воскресшего Христа. Это элемент католического убранства, едва ли не единственный в католической церкви. В задней части нефа находится модель собора, выполненная крепостным крестьянином М. Салиным. На левой стороне западного портика стоит бюст Монферрана. Архитектор посвятил созданию собора 40 лет и умер прямо на работе.

Красочный интерьер собора

Купол и колоннада собора

Чтобы в полной мере оценить высоту Исаакиевского собора и красоту украшающих его скульптур, нужно подняться на колоннаду. Это третий по величине купол в Европе. Он состоит из трёх взаимосвязанных конструктивных частей: нижней – сферической, средней – конической и наружной – параболической. Диаметр наружного купола – 25,8 метра, внутреннего сферического – 22,15 метра.

Для утепления купола между его чугунными фермами заложили гончарные горшки. Наружная часть купола покрыта плотно пригнанными друг к другу медными позолоченными листами. Золочение главного купола, куполов колоколен и крестов велось огневым способом: листья меди покрывали расплавленным составом золота и ртути, затем их медленно нагревали над жаровнями, выпаривали ртуть. Золочение было трёхкратным.

Купол собора

Дешёвая аренда авто
Известные компании проката
различные предложения

Тинькофф ALL Airlines
Кредитная карта для туризма
бесплатные путешествия

На каждом листе ставилось клеймо мастера, отвечавшего за качество позолоты. Над колоссальной колоннадой, увенчанной 24 статуями, находится открытая галерея. Оттуда открывается потрясающий вид на Санкт-Петербург. На колоннаду ведёт отдельный вход под южным портиком. Чтобы попасть туда, вам придётся выйти из собора в сторону Невы, а затем обойти здание.

Колоннада собора

Купола и колокольня

Исаакиевский собор построен в классическом стиле и как большинство православных храмов — пятиглавый. Главный купол изготовлен из металла, что позволило уменьшить его вес без потери прочности. Конструктивно он состоит из трех частей: сферической нижней, конической средней и параболической наружной. В диаметре наружный свод купола имеет 25,8 м, внутренний — чуть более 22 метров.

Интересный факт: для заполнения пространства между фермами использовались вместо кирпича пустые гончарные горшки конической формы. Они значительно легче кирпича, дают большую теплоизоляцию и существенно улучшили акустику храма.

Наружное покрытие куполов выполнено из хорошо подогнанной листовой меди, покрытой золотом. На золочение всех пяти куполов ушло около 100 кг червонного золота. Венчает главный купол и весь храм фонарь с установленным на нем золотым греческим крестом.

Главный колокол, весом около 30 тонн, установлен на северо-западной колокольне. При изготовлении колоколов использовался сплав меди, серебра и олова, на главном из них можно видеть изображение государей России.

Великолепие отделки

Внутренне убранство Исаакиевского собора поражает красотой, размахом и необычностью. Основная идея отделки внутренних помещений сохранилась еще со времен Петра Великого. В первом соборе невозможно было установить высокий алтарь с несколькими ярусами. И тогда зодчие установили в иконостас лишь главные иконы нижнего ряда. А изображения двунадесятых праздников разместили по стенам храма. Этой идеи придерживались и при последующих перестройках. Хотя в современном соборе высота иконостаса позволяла обустроить много ярусов, но этого делать не стали. Иконы, не вошедшие в иконостас, размещены в нишах, в резных мраморных рамах. Под ними размещены филенки из бордового мрамора, на которых золочеными буквами написаны поясняющие надписи.

Интересные факты

  1. Из — за того, что грунт, на котором был построен собор, болотистый, потребовалось вбить больше 10 000 свай.
  2. Они держат собор и сейчас. И для того, чтобы они по всему периметру были одинаковой высоты, архитектор придумал затопить карьер водой. Когда вода поднялась, сваи обрезали по уровню водной зеркальной поверхности.
  3. Существует легенда, что собор строился так долго не из-за сложности проводимых работ, а потому, что некий провидец предсказал Огюсту Монферрану смерть после окончания строительства. Так и произошло. Именитый архитектор скончался через месяц после освящения храма.
  4. Лишь в 1990 году в Исаакие впервые была проведена церковная служба после перерыва с 1922 года.
  5. Сейчас собор имеет статус музея, но в нём по расписанию проводятся и богослужения.
  6. При украшении внутренней части Исаакиевского собора было задействовано 400 кг золота.
  7. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после полного окончания строительства Исаакия, которое было закончено в 1916 году. Что примечательно, Николай II отрёкся от престола через год — в 1917.
  8. В 1930х годах в соборе находился музей антирелигиозной направленности.
  9. Строительство храма было сфотографировано, данная фотография является одной из первых, сделанных в нашей стране.
  10. Во время революции в 1922 году из храма было изъято 22 кг золота и более 22 тонн серебра на нужды голодающих Повольжья

Особенность колоннады

Описание колоннады Исаакиевского собора заслуживает отдельного внимания. Впервые в истории гранитные монолитные блоки были подняты на высоту более 40 метров.

«Но как изготавливались колонны Исаакиевского собора?» — вопрос интересный. Удивительно то, что строительство полностью велось крепостными рабочими, но с использованием механизма, специально построенного для поднятия колонн на высоту, ведь вес каждой колонны варьировался от 64 до 114 тонн.

Сейчас колоннада Исаакия является самой известной смотровой площадкой г. Санкт — Петербурга. Подняться на неё можно только пешком по винтовой лестнице, но, поднявшись, вы не забудете эти впечатляющие виды на центр города и реку Неву никогда.

Холсты и мозаика

К оформлению внутреннего убранства храма были привлечены двадцать два известных художника того времени: Шебуев, Брюллов, Бруни, Басин, Плюшар и многие другие. В храме работает музей, в котором можно увидеть коллекцию религиозно-исторической живописи 1840-1850 годов. В нее входят 103 стенные росписи и 52 картины, выполненные на холсте.

Во время работы оформители понимали, что полотна невозможно будет сохранить в условиях сырого петербургского климата. Художникам приходилось по несколько раз переделывать свои шедевры из-за неустойчивости красок. Лишь за четыре года до окончания строительства был найден стойкий состав красителей, который мог выдержать такие условия.

Но уже в 1851 году начались работы по переводу живописных полотен в мозаичные произведения. Эта кропотливая работа продолжалась вплоть до 1917 года. Сейчас в соборе 62 мозаичных полотна, общая площадь которых превышает 600 квадратных метров. Для придания живости и яркости произведениям было использовано свыше двенадцати тысяч оттенков смальты. Исследователи подсчитали, что на выполнение 1 квадратного метра мозаичной картины уходило около года напряженной работы.

На выставке в Лондоне в 1862–ом году были представлены мозаичные работы из Исаакия. Они получили наивысшую оценку. Весь мир признал, что изготовление смальты доведено в России до совершенства.

Дело всей жизни Огюста Монферрана

В начале XIX века было решено построить новый собор — на это раз такой, который простоял бы века. Конкурс выиграл проект зодчего Огюста Монферрана. Строительство началось в 1818 году и затянулось на 40 лет. По легенде, Монферрану предсказали, что его жизнь закончится, как только он достроит храм.

На позолоту купола Исаакия ушло больше 100 килограммов золота

Совпадение или нет, но спустя месяц после освящения Исаакия архитектор умер. Но строительство замедляли не только суеверия французского зодчего. Как оказалось, в Петербурге непросто найти место, подходящее для возведения такого тяжелого здания. Фундамент укладывали почти на болоте — пришлось забить в землю 11 тысяч свай и укрепить их гранитными блоками.

Внутреннее убранство собора.

Исаакиевский собор строился как домовой храм семьи Романовых, все работы по внутреннему убранству проводились при живейшем участии императора Николая I. На отделку и украшение интерьеров ушло 17 лет.

Главные иконописные сюжеты при оформлении иконостаса и внутреннего убранства посвящены небесным покровителям всех венценосных особ, в период царствования которых строились все четыре религиозных сооружения.

Все детали интерьера подчеркивают единение земной императорской власти с властью небесной, освященной самим господом богом. Иконостас сооружен в виде триумфальной арки, имперский стиль подчеркивают шесть десятиметровых малахитовых колонн, расположенных по обеим сторонам от царских врат.

Все иконы в соборе выполнены в технике флорентийской мозаики по живописным оригиналам художников Т. Неффа и Ф. Брюллова.

Поражает своей монументальностью расположенная над царскими вратами скульптурная композиция «Христос во славе», созданная скульптором П. Клодтом и художником Т. Неффом.

Роспись «Страшный суд», над иконостасом, написанная художником Ф. Бруни, наполнена трагизмом, ее колористическое и композиционное решение несут идею о всемогуществе Бога.

В соответствии с европейскими традициями выполнено грандиозное алтарное окно площадью 28 квадратных метров с витражным изображением Иисуса Христа в полный рост работы немецких мастеров. Внутренние поверхности стен и пилонов облицованы мрамором высотой в 43 метра до аттика. Выше аттика стены отделаны искусственным мрамором.

Площадь купольного плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во Славе», созданная художником Карлом Брюлловым. Росписи на барабане купола, парусных подкупольных сводах и аттике по эскизам К. Брюллова выполнил художник П. Басин. Купол в его основании украшен монументальными статуями двенадцати апостолов.

Освещался собор с помощью семи бронзовых золоченых люстр и канделябров. В 1908 году была произведена электрификация внутреннего пространства. Интерьер Исаакиевского собора поражает своим величием и праздничностью, на отделку декора было потрачено 300 килограммов золота.

Архитектурные особенности

Храм построен в традициях позднего классицизма и увенчан строгим пятиглавием. Большой купол имеет восьмиугольную форму. Фасады здания украшают выразительные портики коринфского ордера.

Исаакий знаменит не только безупречными классическими формами, которыми с удовольствием любуются жители города и туристы. Это самая высокая из всех построек, которые стоят на главных площадях города – Адмиралтейской, Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской. Высота здания с куполом 101,5 м. Собор достигает длины 111,3 м и ширины 97,6 м.

Вокруг храмового комплекса установлено 112 монументальных колонн из монолитного гранита, материал для которых добыли под Выборгом. На некоторых из них можно увидеть выбоины от разрывов снарядов, оставшиеся со времен войны.

Архитектурные особенности

Храм построен в традициях позднего классицизма и увенчан строгим пятиглавием. Большой купол имеет восьмиугольную форму. Фасады здания украшают выразительные портики коринфского ордера.

Исаакий знаменит не только безупречными классическими формами, которыми с удовольствием любуются жители города и туристы. Это самая высокая из всех построек, которые стоят на главных площадях города – Адмиралтейской, Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской. Высота здания с куполом 101,5 м. Собор достигает длины 111,3 м и ширины 97,6 м.

Вокруг храмового комплекса установлено 112 монументальных колонн из монолитного гранита, материал для которых добыли под Выборгом. На некоторых из них можно увидеть выбоины от разрывов снарядов, оставшиеся со времен войны.

Инженерное чудо

В 1809 году Александр I объявил конкурс проектов на строительство нового храма – красивого, монументального, величественного. Проект Исаакиевского собора одобрили только в 1818 году. Должность «императорского архитектора» получил француз Огюст Рикар де Монферран, который изготовил и передал Николаю I, лично курирующему строительство, 24 проекта будущей церкви. Царь одобрил план пятиглавого храма с колоннами и портиками, который строили 1818-1858 годы.

Исаакиевский собор – образец позднего классицизма, в котором проявились новые направления: неоренессанс, эклектика и византийский стиль. Архитектурный вид храма не характерен для русского храмостроения. Вес собора 300 тысяч тонн, самое тяжелое здание в Петербурге. Высота 101,5метра, ширина 100 метров, диаметр купола 28,5 метра. Внутренняя площадь 4000 квадратных метра, храм вмещает 12000 человек.

Особенности строительства

При строительстве собора использовали оригинальные и дерзкие для своего времени технологии. Для болотистого грунта здание было необычайно тяжелым: потребовалось вбить в основание фундамента 12 000 просмоленных сосновых свай. Здесь покоится 7-метровый гранитно-каменный фундамент сплошной кладки.

В каменоломнях финского побережья, у Выборга, строители вырубали гранитные колонны. Каменотесы изобрели способ извлечения монолитных глыб: сверлили в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина.

В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь которые продевали канаты. Затем 40 человек тянули за них, постепенно выламывая гранитные блоки. Доставляли камни к месту строительства по рельсовым путям, хотя железных дорог в России тогда не было.

Монферран установил 17-метровые колонны до сооружения храмовых стен, что раньше не делалось. С помощью спроектированных лесов 114-тонные колонны, завернутые в войлок, за 45 минут ставились вертикально. На подъем первой колонны с портретом Александра I приехала императорская семья, собрались жители города и иностранцы. Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году.

Храмовые стены толщиной 5 метров покрывали мрамором с внутренней и внешней стороны. Мрамором закрывали и перекрытия кирпичных сводов с железными каркасами. В стенах собора создавались ходы вентиляции, для естественного освещения предназначались световые галереи.

Работа с куполом храма

Купол храма отлили из смеси металлов: чугуна, железа и бронзы с медью, что облегчило вес, и обшили листами позолоченной меди. Внутри купола для улучшения акустики поместили 10000 керамических горшков. В 1841 году на смонтированное купольное основание подняли 24 колонны весом 64 тонны каждая, для того чтобы установить вокруг купола.

Каждую колонну поднимали вверх по специально разработанной схеме. На золочение колонн потратили 100 кг червонного золота. Колоннада собора – самая высокая обзорная площадка в центре города. Купол собора виден с Финского залива.

400 тысяч крепостных по 16 часов в день в будни, праздники и воскресенья работали на стройке века. Четверть крепостных строителей погибла при несчастных случаях и болезнях. К 1842 году собор возвели, потратив 32 миллиона серебряных рублей. Впереди – отделка сроком на 16 лет. Освятили собор 30 мая 1858 года и открыли для служб.

Долгострой XIX века

Долгострой создавался Монферраном 40 лет. По легенде, прорицатель предсказал архитектору смерть после возведения храма, якобы поэтому зодчий не спешил со строительством. Действительно, Монферран не прожил и месяца после окончания работ.

Легенда гласит, что Александр II, осматривая храм, заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Далматского, самого Монферрана с поднятой головой. Отметив гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего зодчий расстроился, слег и умер.

Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император не дал согласия. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, и вдова похоронила мужа в Париже. Так никому не известный на родине француз архитектор Огюст Рикар де Монферран создал шедевр мировой архитектуры, ставший символом Санкт-Петербурга.

Исаакиевский собор сегодня

Храм числится как государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». Во второй половине прошлого века были проведены реставрационные работы, оборудованная смотровая площадка на центральном куполе. Отсюда, с высоты 43 метра, открывается прекрасная панорама города.

В 1990 году была проведена первая церковная служба, после передачи храма в исключительное использование в качестве архитектурного памятника и историко-художественного музея. В 1991 первом было принято решение предоставить храм в пользование христианской общине и теперь в нем регулярно проводятся службы по праздничным и воскресным дням.

Строительство

Краткое описание Исаакиевского собора можно продолжить тем, что в 1809 году объявляется конкурс на проект по реконструкции храма. В дальнейшем было проведено еще несколько конкурсов. Александр I отвергал все предложения, так как он не хотел реконструировать здание, он хотел возвести совершенно новое сооружение. Но в 1816 году на стол государя попадают рисунки начинающего архитектора Монферрану. Несмотря на то, что наброски не были никак подтверждены технически, государь поручает строительство этому архитектору. В 1819 году закладывается первый камень. Однако на протяжении нескольких лет проект постоянно перерабатывается, а стройка не сдвигается с места.

В итоге к оформлению интерьера приступают только в 1841 году. Краткое описание Исаакиевского собора тяжело представить без имен великих живописцев и скульпторов того времени. Это был Брюллов, Бруни, Рисс, Пименов и другие. В итоге все работы заканчиваются в 1858 году, а церемония торжественного освящения проходит 30 мая того же года.

История создания Исаакиевского собора

Исаакиевский собор практически ровесник Петербурга. Первый храм с таким названием был построен при Петре I, через 4 года после основания города. У собора, которым гордится Петербург, было три предшественника, познакомимся с историей самого большого российского храма более подробно.

Три первых собора

Петр I родился 30 мая – это день святого Исаакия Далматского, к которому российский царь относился с большим почтением и считал своим покровителем. Именно 30 мая в 1706 года Петр распорядился построить церковь для рабочих. За год построили и освятили деревянный храм, названный в честь Исаакия. В этой церкви прошло венчание Петра с Екатериной Алексеевной.

Место с повышенной влажностью не очень подошло для деревянного сооружения, храм постоянно приходилось ремонтировать. В 1717 году Петром был заложен первый камень, и началось строительство второй Исаакиевской церкви. Но и это сооружение простояло недолго. В 1735 году от удара молнии начался пожар, храм сильно пострадал.

Третью Исаакиевскую церковь начали возводить при Екатерине II. Автором проекта и руководителем строительства был Антонио Ринальди. Архитектор успел построить основание, облицованное мрамором, и вынужден был вернуться на родину.

Закончить храм поручили Винченцо Бренну. По отзывам современников, построенный храм не нравился никому. На роскошном основании из мрамора низкие стены из кирпича смотрелись нелепо. Жители Петербурга называли сооружение «архитектурной нелепостью», сочиняли эпиграммы. В 1802 году храм был освящен. Не прошло и 10 лет, как было принято решение построить новый, четвертый собор, который должен был украшать столицу, а не вызывать смех.

Предсказание

По преданию, один ясновидец предсказал Монферрану, что тот умрет вскоре после окончания строительства, поэтому зодчий не торопился. На самом деле масштабный проект был настолько уникален, что требован нестандартных решений. Архитектор никуда не спешил и несколько раз исправлял собственные ошибки.

Каким бы ни абсурдным казалось мистическое предсказание, но оно сбылось. Буквально через месяц после освящения собора зодчий умер. Причиной смерти стал острый приступ хронической болезни, который случился после сильного воспаления легких.

Внутри Исаакиевского собора

По завещанию архитектора должны были похоронить в новом соборе. Но это так и не сделали. Дело в том, что Монферран исповедовал католическую веру, а Исаакий построили, как православный храм. Гроб трижды обнесли вокруг церкви, отслужили литургию, и вдова увезла тело покойного на родину – во Францию. Зодчего, столько лет отдавшего России, похоронили на парижском кладбище в районе Монмартр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector