Исаакиевский собор. внутреннее убранство

Как возникли росписи

Интерьеры Исаакиевского собора занимают четыре тысячи квадратных метров. Стены и своды сохранили 103 росписи и 52 картины на холсте. Цикл религиозно-исторической живописи выполнен 22 художниками. Среди них знаменитые Карл и Федор Брюлловы, Федор Бруни, Петр Басин, ряд других академиков. И маститые, и малоизвестные живописцы подчинялись единому алгоритму в работе:

  • готовили эскиз картины;
  • если его одобряла высокопоставленная комиссия из императора, Синода, Монферрана и Академии художеств, выполняли картину в натуральную величину – на картоне;
  • лишь затем приступали к созданию полотна или росписи.

При раскрытии библейских тем художники были обязаны соблюдать каноны отечественной академической школы:

  • главенство одного героя;
  • уравновешенная композиция;
  • традиционное цветовое решение: красный, синий, белый тона.

При этом храмовый заказ апеллировал не к ремеслу, а мастерству. Авторы писали душой, а не рукой. А душа, как известно, не знает границ. Если вглядеться, библейским героям Федора Бруни свойствен трагизм, а сюжетам — мистика. Николай Алексеев, напротив, упростил вознесенных до небес персонажей. Другие художники, компенсируя строгость мотивов, не пожалели сил, выписывая детали.

Над Исаакиевским собором трудились тысячи безвестных живописцев, скульпторов и архитекторов, искавших не славы. Благодаря им Петербург получил образцовый собор — эталон единства стиля и содержания; архитектуры, живописи и скульптуры.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор — крупнейший на сегодняшний день православный храма Санкт-Петербурга и одно из высочайших купольных сооружений в мире. Его история началась в 1710 г., когда была построена деревянная церковь в честь Исаакия Далматского — византийского святого, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого. В ней в 1712 г. Петр обвенчался с Екатериной Алексеевной, своей второй супругой. Позже деревянную церковь заменили каменной. Третий храм был возведен во второй половине 18 в., однако сразу по окончании работ его объявили несоответствующим парадной застройке центра города. Император Александр I объявил конкурс на лучший проект по его перестройке. Через 9 лет получил одобрение проект молодого французского архитектора Огюста Монферрана, и началась работа.

Сооружение собора длилось 40 лет и потребовало приложить огромное количество усилий. Однако результат превзошел все ожидания. Монументальность собора подчеркнута его квадратным построением. При строительстве было использовано 43 породы минералов. Цоколь облицован гранитом, а стены — серыми мраморными блоками толщиной около 40-50 см. С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. Над громадой собора высится грандиозных размеров золоченый купол на барабане, окруженном гранитными колоннами. Сам купол сделан из металла, а на его позолоту ушло около 100 кг червонного золота.

Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня. Внутренние стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри расписывал Карл Брюллов, также над внутренним убранство храма работали Василий Шебуев, Федора Бруни, Иван Витали и многие другие известные художники и скульпторы.

Высота собора 101,5 м, в храме могут одновременно находиться 12 000 человек. Однако сам архитектор Монферран считал, что собор рассчитан на 7000 человек, учитывая пышные юбки дам, каждой из которых нужно не менее 1 кв. м. пространства.

После революции храм был разорен, из него вынесли около 45 кг золота и более 2 т серебра. В 1928 г. службы были прекращены, и здесь открылся один из первых антирелигиозных соборов в стране. В годы Великой Отечественной войны подвалы храма служили хранилищем для произведений искусства, которые везли сюда со всех дворцов и музеев. Для маскировки купол перекрасили в серый цвет, но избежать бомбежек все же не удалось — по сей день на стенах и колоннах храма видны следы артобстрела. По самому куполу не стреляли, согласно легенде, немцы использовали его как ориентир на местности.

Музейный статус был присвоен храму в 1948 г., а церковные службы по воскресениям и праздникам возобновлены в 1990 г., и эта традиция жива по сей день. Кроме того, в соборе регулярно проходят концерты, экскурсии и другие мероприятия

Колоннада Исаакиевского собора

Колоннада Исаакиевского собора стоит отдельного внимания. Это самая известная смотровая площадка Санкт-Петербурга. С высоты 43 м открываются виды на Неву и центральные районы города. Особенно красиво здесь в белые ночи — есть что-то мистическое в этом призрачном свете. Подняться на колоннаду можно только пешком по винтовой лестнице.

Строительство колоннады началось в 1837 г., сразу после того, как был возведен купол. Храм строился по технологиям начала 19 в., гранитные монолитные блоки доставлялись с Финского залива, и для подъема их на высоту был построен специальный механизм. В основном же строительство велось вручную крепостными рабочими.

Практическая информация

Адрес: Исаакиевская площадь, 4.

Время работы: с 10:00 до 17:30.

Вход: 250 RUB (вход в музей), 150 RUB (вход на колоннаду, включена аудиоэкскурсия).

Цены на странице указаны на сентябрь 2021 г.

Где остановиться

Туристам стоит заранее задуматься, а где же они будут жить в Санкт-Петербурге в период знакомства с его достопримечательностями. Рядом с Исаакиевским собором находится три гостиницы – «Англетер», «Астория», «Ренессанс балтик».

  • «Ренессанс балтик» – это пятизвездочный отель, который предлагает гостям города на Неве поселиться в уютных одно- или двухместных номерах.
  • «Англетер» – гостиница, известная прежде всего тем, что именно здесь свел счеты с жизнью Сергей Есенин. Сегодня это современный комплекс, где гости найдут все необходимое.
  • «Астория» – одна из знаменитых питерских гостиниц, в которой останавливались многие известнейшие люди.

Советский период

Краткое описание Исаакиевского собора, как и других церквей, невозможно представить без Советского периода, когда были гонения верующих, массово закрывались и даже разрушались церкви.

В 1918 году собор переходит в ведение народного комиссариата. Однако в 1919 году храм и его имущество передается прихожанам, которые в свою очередь обязаны оплачивать все расходы по содержанию здания. В 1922 году происходит изъятие ценностей: из собора вывозится 48 килограмм золота и около 2 тонн серебра. В апреле этого же года происходит арест протоиерея. Через 6 лет договор с прихожанами расторгается, и здание переходит в ведение Главнауки. Уже в 1931 году здесь открывается антирелигиозный музей.

Краткое описание Исаакиевского собора в период второй мировой войны можно начать тем, что здание сильно страдает от бомбежек. По сегодняшний день на стенах остались следы от артобстрелов. В блокадный период в соборе хранили экспонаты из пригородных музеев.

В 1948 году в здании открывается музей «Исаакиевский собор», через два года начинается реставрация — на куполе устанавливается смотровая площадка.

С 1990 года в церкви возобновляются богослужения, а с 2021 года они проходят ежедневно.

Интерьер Исаакиевского собора

Интерьер Исаакиевского собора выполнен в стиле эклектики. Имеет богато украшенное убранство, в том числе мозаикой, живописью и камнем.

Стены облицованы белым итальянским мрамором, низ стен — чёрным сланцем, колонны и пилястры — светло-розовым и вишнёвым тивдийским. Всего на облицовку собора пошло около 14 сортов мрамора.

Внутреннее пространство собора разделено на три нефа массивными перекрытиями с арочными проемами (проходами).

В соборе находятся алтари: главный посвящен Исаакию Далматскому, другие два — Великомученице Екатерине и благоверному Александру Невскому.

Собор освещают семь больших люстр. Вес каждой люстры — 3 тонны.

Своды собора расписаны лучшими из лучших мастерами своего дела.

Росписи в соборе посвящены святым писаниям и идут от начала собора (западная дверь) к иконостасу — от сотворения мира (Адама и Евы) до пришествия Иисуса Христа и страшного суда.

Такая система оформления храмов позволяет наиболее полно раскрыть суть христианского учения в ярких зрительных образах.

Некоторые работы в соборе заменены с традиционной живописи, которая при климате Петербурга быстро портится, на вечную живопись — мозаику, которая не стареет, не портится и не тускнеет.

Всего в соборе 62 мозаики.

Мозаику набирали прямым набором из маленьких кусочков смальт — сплав стекла и окиси металла. В то время было известно 12 тысяч оттенков смальты, что позволяло создавать непревзойденные по красоте и глубине работы. Швы тонировали цветным воском.

Лучшем примером мозаичной церковной живописи в Петербурге является Спас на Крови (храм Воскресения Христова), который считается одним из крупнейших собраний монументальной мозаики в Европе.

Самая большая мозаика в Исаакиевском соборе — «Тайная вечеря», расположенная над царскими вратами иконостаса. Её размер составляет более 18 квадратных метров.

— Вознесение Господне. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. С оригинала Т. Неффа;

— Рождество Богородицы. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. По оригиналу Т. Неффа;

— Тайная вечеря. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-1902. С оригинала Н. Майкова;

— Святой Петр. Мозаичная мастерская Академии художеств. Первое десятилетие 20 века. С оригинала П. Басина.

В барабане центрального купола видна живопись, изображающая 12-ть учеников-апостолов и Богоматерь во славе, которая в голубом облачении восседает на троне. Рядом с Богоматерью изображен Иоанн Креститель с поднятой рукой.

Поднятая рука от локтя до пальцев — 2,5 метра.

Выше в куполе находится голубь — христианский символ Святого Духа. Голубь, как и окружающие ангелы скульптуры, выполнен в гальванопластики и внутри полый (пустотелый).

Вся скульптура золоченая, голубь медный и покрыт серебром. Размах крыльев голубя равен 2-м метрам 6-ти сантиметрам.

Диаметр купола собора составляет 22 метра.

Внимание в соборе привлекают и большие «скульптурные» бронзовые двери. Самой большой является главная дверь — западная, её площадь составляет 42 квадратных метров, а вес — более 20 тонн

Встроенный зубчатый механизм позволял и позволяет сегодня легко открывать и закрывать дверь двум человекам.

В Исаакиевском соборе, как в полу, так и на стенах, находятся вентиляционные решетки — это так называемая калориферная система Амосова, которая отапливала собор путем проникания горячего воздуха.

В подвалах стояли печи, их топили дровами и углем. Мощности для обогрева не хватало, и даже летом в соборе было +8 градусов.

Потом собор подключили к городской сети центрального отопления. Сейчас зимой в соборе + 19-+18 градусов, влажность — 50-60%.

Колонны Исаакиевского собора

Одновременно с сооружением фундамента в каменоломнях Пютерлакса под Выборгом заготавливали гранитные монолиты для колонн собора. Перевозка и установка огромных гранитных блоков стоила неимоверного труда рабочих и была связана с опасностью.

На специальных баржах монолиты буксировали к Сенатской площади, откуда доставляли на стройплощадку по первому в России рельсовому пути. Здесь блокам придавали нужную форму, шлифовали и полировали. В Исаакиевском соборе 112 колонн, самые высокие и массивные 48 колонн высотой 17 метров и весом 114 тонн установлены на четырёх портиках.

Вопреки практике колонны ставили на портики до возведения стен самого здания, иначе это сделать было невозможно. Установить их вертикально удалось с помощью специальных лесов высотой 22 метра, придуманных инженером Августином Бетанкуром и выполненных мастерами Д. Билингом и братьями Столяровыми.

20 марта 1828 года установлена первая колонна. За зрелищем наблюдал Николай I c семьей, а также многочисленные иностранные гости. Установку одной колонны с помощью вращения чугунных воротов выполняли 128 человек в течение 45 минут. Последняя колонна установлена 11 августа 1830 года.

Таким образом, по проекту Монферрана на четырех портиках было установлено 48 колонн:

  • 16 колонн на портике, обращенном к Неве (северный портик)
  • 16 колонн на противоположном южном портике
  • 8 колонн на западном портике
  • 8 колонн на восточном.

История собора

Регистрация церковной общины была проведена в 1991 году, и после этого было получено разрешение проводить в здании богослужения. Строительство храма велось с 1818 по 1858 годы, а автором проекта к зданию стал архитектор Монферран. Сам император Николай I был куратором процесса строительства. Торжественное освящение нового кафедрального собора состоялось 11 июня 1858 года, а осуществил его Митрополит Григорий Постников.

Интересно, что этот храм – четвёртый по счёту, построенный в честь Исаакия Далматского в городе Санкт-Петербурге. Площадь его внутренних помещений составляет около 4000 кв.м. Одна из самых красивых и необычных купольных сооружений не только на территории России, но и во всём мире. В этом можно убедиться, посмотрев фото и видео в статье. Размеры храма огромны, больше него лишь соборы Святого Павла (Лондон), Святого Петра (Рим), Святой Марии (Флоренция). Общий вес постройки составляет 300 тысяч тонн. Вместительность храма составляет около 12000 человек. Перед революцией 1917 года Исаакиевский собор Санкт-Петербурга обладал статусом кафедрального собора, а историко-художественным музеем он стал называться лишь в 1937 году.

Исаакиевский собор

во всей красе Исаакиевский собор

Исаакиевский собор летом

главный зал

Предшественники современного храма

Первый храм был возведен в 1706 году на Адмиралтейском лугу. Именно здесь в 1712 году венчался Петр I. Однако строение быстро разобрали, так как стало ясно, что малые габариты храма не подходят для стремительно развивающегося города.

Второе строительство началось в 1717 году в 20 метрах от речки Нева. И первый камень заложил сам государь. Архитектором выступал Николай Гербель, но он оказался не самым лучшим «ваятелем», так как в ходе строительства церковные своды треснули и архитектурную часть передали Гаэтано Киавери. Через несколько лет стало ясно, что храм долго не выстоит: фундамент постоянно подтапливался водами Невы. В 1760 году его решили разобрать.

В 1761 году началось проектирование нового храма. В 1766 году началась стройка, но архитектору Ринальди не удалось ее завершить, потому как умерла Екатерина II.

Павел I начинает дальнейшее возведение только в 1798 году. Но из-за нехватки средств строение лишается своего величия и даже вызывает насмешки со стороны современников.

Внешний вид собора

При одном только взгляде на Исаакиевский собор сразу становится понятно, что храм отличается от себе подобных. И не только своей монументальностью, но и богатой отделкой как снаружи, так и внутри.

На строительство храма было выделена колоссальная по тем временам сумма — 23 000 000 рублей. К сведению, дом в те времена можно было построить за 130-140 рублей.

При строительстве использовались 43 породы минералов, для цоколя — гранит, для стен — серый рускеальский мрамор. Гранит для Исаакия привозили с берегов Финского залива на специальных судах в виде огромных гранитных блоков.

Исаакий украшают 112 колонн, выполненных из цельного камня. Со всех сторон собор декорирован колонными портиками, на них красуются фигуры 12 апостолов и фронтоны, украшенные горельефами скульптора Ивана Витали на библейский манер. Благодаря идее этого же скульптора в оформление собора удачно вписались дубово — бронзовые двери. На них изображены сцены из жизни Иисуса Христа и фигуры святых.

Внешнее и внутреннее убранство храма

Краткое описание Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и его убранства можно обозначить так: собор по форме представлен в виде четырехугольника с грандиозным куполом посередине. В каждом углу возведена колокольня. Стены со всех сторон инкрустированы колоннадами и портиками, которые изготовлены из цельного гранита — все это установлено на террасах. В здании 112 колонн. Самый большой колокол украшен не только обликом Исаакия, но и пятью медальонами с изображениями государей — от Петра I до Николая I.

Облицовка Исаакиевского собора в кратком описании может быть представлена так: вся отделка изготовлена из мрамора. На полу изображен шахматный рисунок из мрамора разных цветов. На стены нанесены живописные рисунки. Абсолютно все иконы изготовлены в мозаичной технике. Самым грандиозным считается запрестольный лик Спасителя. Иконостас алтаря инкрустирован малахитом.

В краткое описание Исаакиевского собора для детей можно включить информацию о том, что это настоящая сокровищница цветного камня. Пожалуй, ни один собор страны не может похвастаться таким разнообразием и количеством камней: это и малахит (16 тонн), и лазурит (500 кг), и шокшинский порфир, и мрамор из разных карьеров (желтый, розовый, красный), и черный сланец. На инкрустацию собора ушло 400 килограмм золота.

Эль Греко посвящается. Рельефные картины Никоса Флороса (Греция)

Греческий скульптор Никос Флорос в год 400-летия со дня смерти Доменико Феотокопулоса, известного как Эль Греко (1541, Кандия – 1614, Толедо), желая отдать должное замечательному художнику греческого происхождения, создал две превосходные монументальные работы в уникальной технике. Скульптор был вдохновлен работами Эль Греко, маньеризмом художника венецианской школы, следующего византийской традиции, в которой цвет преобладает над линиями.

В 1563 Эль Греко в возрасте 22 лет уже имел титул «маэстро», то есть официально занимался профессией художника, будучи популярным и дорогостоящим. В 26-летнем возрасте критянин посетил Венецию, где был принят на обучение в мастерскую Тициана, некоторое время жил в Риме, и в 1577 году на 36-м году жизни переехал в Толедо. Расцвет его творчества приходится в основном на годы его жизни в Испании, в течение которых он сумел объединить всю полученную информацию и все впитанные им художественные влияния в свой собственный убедительный стиль, с внутренним смыслом и ритмом. Его стиль – сознательно ненатуралистичный, с долговязыми и острыми фигурами, серьезными и отстранёнными лицами, которые относят нас к подвижникам византийской иконописи. Анатомическая эластичность фигур, особая работа со светом (каждая фигура будто излучает свет), их спиральные движения и их иррациональная интерпретация подчеркивают духовный и мистический характер его творчества.

Известный греческий скульптор Никос Флорос, имеющий многочисленные награды и экспонирующий свои работы в музеях всего мира, воспроизводит две работы Эль Греко, используя редкое для произведений искусства современное сырье – цветной алюминий. Результат впечатляет: работы демонстрируют взрывную драматическую плотность, выразительность и излучение. Скульптор аккуратно следует геометрической и цветовой стилизации Эль Греко. Так диалектически развиваются отношения между работами обоих художников, а также  между работами и зрителем. Скульптор создал две несравнимых по красоте мозаично-рельефных картины (для создания монументальных пропорций понадобилось более 10 тысяч кусочков цветного алюминия), повторяя потусторонний, трансцендентный и таинственный характер работ Эль Греко и добившись эффекта нарисованной картины. Впервые в мировой практике картины Эль Греко «Снятие одежд с Христа» и «Воскресение  Христа» были воспроизведены в такой уникальной скульптурной технике вручную из мельчайших кусочков цветного алюминия.  Через работу с алюминием Флорос выражает свою душу, превращая обыденный материал, символизирующий современную культуру, в нечто, превосходящее воображение и  возвышенное, совсем не похожее на его первоначальное применение.

Произведения скульптора ранее были представлены в крупных музеях мира: в Национальном музее женщин в искусстве в Вашингтоне, во дворце Hofburg в Вене, в музее американского искусства Whitney, а также в музее Metropolitan в Нью-Йорке, в Археологическом музее в г. Салоники, дворце Мела Национального банка Греции в Афинах, во Дворце Великого Магистра на Родосе. 

Никос Флорос награжден за вклад в искусство  Первой премией музея костюмов Metropolitan за костюм RedQueen Elizabeth, Первой премией общества «Французское наследие» (костюм Silver Elizabeth I), Золотой медалью искусств и наук Фонда Альберта Швейцера в Вене. Образовательная система Бразилии включила работы скульптора в школьные учебники. 

После успешных выставок Никоса Флороса в России, прошедших под эгидой Департамента культуры Правительства Москвы и Министерства культуры Греции, скульптор получил приглашение от Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» в Санкт-Петербурге и Министерства культуры Греции представить  две уникальные работы в этом величественном  православном храме.

Это предложение явилось для скульптора настоящим вызовом, потому что его скульптуры должны были выразить уважение и трепет не только перед Эль Греко, но и перед именем Иисуса Христа.

Быть представленным в залах такого музея как Исаакиевский собор – огромная честь для скульптора, тем более что это первая в истории выставка греческого автора в данном соборе, являющемся одним из самых важных религиозных музеев России и крупнейших исторических государственных музеев-памятников, который посещает огромное количество туристов.

Мараи Георгус,
историк искусств

Master I & II SORBONNE-Paris IV, по теме «История искусств»
Образование в Лувре по гравюре и музееведению
Доктор наук по истории искусств
Член Греческой организации истории искусств

Предшественники современного храма

Назван храм в честь византийского монаха, жившего в IV веке н.э. – Исаакия Далматского, почитаемого церковью за дар предвидения. День его памяти, 30 мая, совпадает с днем рождения Петра Великого, который почитал святого небесным покровителем.

Первая церковь

По указанию императора для 10 тысяч человек, работающих на Адмиралтейских верфях, к 1710 году соорудили деревянную церковь. На Адмиралтейском лугу под храм приспособили чертежный амбар – одноэтажное деревянное здание, на крыше которого возвели колокольню со шпилем и маленьким куполом с крестом.

Для обустройства храма в честь почитаемого святого царь пожертвовал личные иконы, и с 1710 года велись службы. 19 февраля (1 марта) 1712 года в наспех построенной и пропитанной корабельной смолой церкви при залпах с бастионов Петропавловской крепости Петр I обвенчался с женой Мартой Скавронской (Екатериной Алексеевной – Екатериной I). Церковь, оказавшуюся тесной для развивающегося города, вскоре разобрали.

Вторая церковь

Каменную постройку начали в 1817 году в 20 метрах от берега Невы. Петр лично заложил первый камень нового собора. Строили церковь в стиле «петровского барокко» по проекту знаменитого зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови.

Штукатурные фасады без декора, окна с ямбургским стеклом, сводчатые кирпичные перекрытия и восьмигранный купол, а также стройная колокольня с часами-курантами – все сближало церковь с Петропавловским собором. Лукообразный шпиль с флюгером – позолоченным ангелом, держащим крест, дополнял сходство.

Возведение завершилось через 10 лет. Архитекторы менялись, работы приостанавливались. Богослужения в новом храме, несмотря на недоделки, начались в 1722 году. В 1723 году по указу Петра в храме торжественно принимали присягу чины адмиралтейства и флота.

До окончания строительства Петр Великий не дожил. Фундамент церкви размывался Невой, дорогостоящие ремонты вынудили городской Сенат искать новое место для храма, признав предыдущее неудачным.

Третья церковь

Третий собор решили строить подальше от коварной Невы. Место для храма утвердила императрица Екатерина II. Строительство доверили архитектору императорского двора Антонио Ринальди, который разработал проект пятикупольного храма сложной конструкции, облицованного мрамором. Собор заложили 8 августа 1768 года, но строительство остановилось. Императрица умерла, а придворный архитектор отбыл на родину.

Достраивали храм при Павле I. Проект в корне изменили: на роскошном мраморном основании, построенном Ринальди, соорудили надстройку из кирпича с одной главкой. Убогое сооружение выглядело нелепо и не соответствовало статусу города. В 1802 году собор освятили, но всем было ясно, что храм не украшает Петербург.

Внешнее и внутреннее убранство храма

Краткое описание Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и его убранства можно обозначить так: собор по форме представлен в виде четырехугольника с грандиозным куполом посередине. В каждом углу возведена колокольня. Стены со всех сторон инкрустированы колоннадами и портиками, которые изготовлены из цельного гранита — все это установлено на террасах. В здании 112 колонн. Самый большой колокол украшен не только обликом Исаакия, но и пятью медальонами с изображениями государей — от Петра I до Николая I.

Облицовка Исаакиевского собора в кратком описании может быть представлена так: вся отделка изготовлена из мрамора. На полу изображен шахматный рисунок из мрамора разных цветов. На стены нанесены живописные рисунки. Абсолютно все иконы изготовлены в мозаичной технике. Самым грандиозным считается запрестольный лик Спасителя. Иконостас алтаря инкрустирован малахитом.

В краткое описание Исаакиевского собора для детей можно включить информацию о том, что это настоящая сокровищница цветного камня. Пожалуй, ни один собор страны не может похвастаться таким разнообразием и количеством камней: это и малахит (16 тонн), и лазурит (500 кг), и шокшинский порфир, и мрамор из разных карьеров (желтый, розовый, красный), и черный сланец. На инкрустацию собора ушло 400 килограмм золота.

История собора после строительства.

Торжественное освящение собора преподобного Исаакия Далматского проходило 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II, членов Августейшего семейства, свиты их двора, почетных гостей иностранных посольств, высокопоставленных сановников и вельмож, дворянства и горожан разных сословий. На заполненной народом площади перед собором были построены полки в парадном строе, которые объехал Государь со свитой, приветствуя их. Вся Августейшая семья и их свита во главе с Императором вошла в Исаакиевский собор, где представителями высшего духовенства был совершен обряд освящения храма. Хроники того времени описывают это событие, как величайший праздник государственного значения. Образ мощи и величия государства и незыблемости престола был воплощен в архитектуре и монументальном убранстве собора.

Величественный силуэт Исаакиевского собора завершил парадный облик столицы Российской империи, став главной архитектурной доминантой наравне с Петропавловским собором.

В 1871 году грандиозное здание, требовавшее немалых ежегодных финансовых вложений, было передано государственному ведомству – Министерству внутренних дел. Так Исаакиевский собор стал нести одновременно две функции: как домовый храм царской семьи и как православный центр для проведения общегородских праздников.

При советской власти в1931 году Исаакиевский собор приобрел статус общедоступного музея.

Экспозиция состояла из трех разделов: история строительства собора, антирелигиозная работа музея и естественно-научная часть.

Во время Великой Отечественной войны в период вражеской фашистской блокады Исаакиевский собор выполнил свою важную миссию – стал главным хранилищем для наиболее ценных музейных экспонатов, вывезенных из пригородных дворцов и городских музеев.

После войны были проведены беспрецедентные по своим масштабам работы по реставрации собора.

Как напоминание об артиллерийских обстрелах города фашистами во время блокады, при которых пострадал Исаакиевский собор, на колоннаде западного портика, реставраторы оставили пробоины от вражеских снарядов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector