От кого произошли азербайджанцы?

1.6. Религия Бахаи – вера в Бога, которого невозможно познать

Религия Бахаи – возникла в середине 19 века в Персии. Сначала учение было ответвлением шиитского ислама, однако вскоре стала отдельной религией. По крайней мере, в 1925 году, суд Египта признал бахаизм самостоятельной отдельной религией.

  • Какие постулаты провозглашает учение Бахаи?

Бог объясняется им как единое существо, которого невозможно познать. По этой причине, ни одна мировая религия не может дать полноценного объяснения концепции Бога, утверждают адепты религии Бахаи. Ни одна мировая конфессия не в силах в одиночку нарисовать полноценную, исчерпывающую картину мира, но все вместе, они дополняют рисунки друг друга.

Как это объясняется?

Откровения о Себе Бог давал человечеству через нескольких Своих Посланников. Каждый из них основал собственный культ, однако на самом деле, они описывают одного и того же Бога и их следует рассматривать вместе, не отделяя друг от друга.

Кем основано и развито учение?

Учение было сформировано человеком, по имени Сайид Аль Мухаммед (называл себя «Баби»), в начале 19 века, который провозгласил себя Пророком Божиим. Популяризовал же его идеи другой человек, по имени Бахаулла. В сегодняшнем бахаизме он почитается как реинкарнация Кришны, и как последний Посланник Бога на земле. Именно в его честь и была названа данная религия.

Население Азербайджана

Рождаемость 18,44‰, смертность 9,55‰ (2001). Средняя продолжительность жизни 63 года (58,6 года для мужчин и 67,5 года для женщин). Детская смертность 83,08 чел. на 1000 новорождённых. По оценкам, в 2001 дети и подростки в возрасте до 15 лет составляли 32%. Женщин в республике больше, чем мужчин (4,4 млн и 3,9 млн чел. соответственно). Преобладание женского населения объясняется высокой смертностью среди мужчин и их более интенсивной миграционной способностью. В городах живет 51% населения. Динамика прироста сельского населения превышает городские показатели почти в 2 раза.

Численность экономически активного населения — 3,776 млн чел. (2002). За 1991—2001 примерно 1,5 млн. человек выехали в Россию на заработки. Численность пенсионеров 1215 тыс. чел. (кон. 2001). Возраст выхода на пенсию: для мужчин 62 года, для женщин 57 лет.

Образовательный уровень населения достаточно высок. Среднее образование имеют 98% взрослого населения страны. Азербайджанцы составляют 91% населения страны, дагестанцы 3,2%, русские 2,5%, другие (украинцы, татары, таты, курды, аварцы, турки, грузины) 3,3%. Несмотря на то, что государственным языком является азербайджанский, в обиходе нередко используется русский язык. К 2000 русское население уменьшилось более чем в 2,5 раза, составив в 2002 150 тыс. чел. Численность армян, живущих преимущественно в Нагорном Карабахе, к 2001 составляла примерно 130 тыс. чел. Основная религия — ислам. Большинство мусульман являются приверженцами джафаритской школы (мазхаба) в шиизме. Примерно 70% всех мусульман — шииты, 30% — сунниты. В Азербайджане имеются также православная и иудейская общины.

Антропология об азербайджанцах

Одни из антропологических типов Азербайджана

Азербайджанцы — европеоиды средиземноморского и понтийского типов, почти тотальным преобладанием темных глаз и волос.

  • форма головы-длинная,
  • рост средний и выше среднего,
  • преобладает астеническое сложение и ускоренный обмен веществ.

Удлиненная голова у азербайджанцев, едва ли не главный отличительный признак, так как прочие кавказские народы широкоголовы. Это связывается с мнением о длинноголовости индоевропейцев Ирана, однако генетики отрицают их весомый вклад.

Словарь Брокгауза и Эфрона называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе

Торговаться по-азербайджански

В Азербайджане торг уже давно не подразумевает возможность сэкономить, скорее, эта та особенная восточная черта всего народа, которая передаётся с молоком матери.

Здесь попросить скидку можно абсолютно по разным поводам: потому что ты первый покупатель («сифтя» — первая выручка) или последний («ахшам базары», что дословно — «вечерний базар»); потому что ты местный или с того же региона, что и продавец, потому что… Да и вообще — нужно лишь желание устроить торг, причина всегда найдётся. Основное правило: торгуйся как в последний раз. Продавцы в большинстве случаев идут на уступки, которые порадуют не только тебя, но и твой кошелёк.

В искусстве торговаться азербайджанец, скорее всего, тебя обойдёт, но в обиде не оставит!

Попрактиковаться в новом умении можно на базарах — самых известных в Баку шесть. Поближе к центру — «Зелёный» (Yaşıl Bazarı), «Новый» (Təzə Bazarı), «Восточный» (Şərq Bazarı), «Насиминский» (Nasimi Bazarı). Однако, учитывая многолетний опыт, победа, скорее всего, будет за азербайджанецем, но и тебя как гостя он не обидит.

Помимо этого, на базарах ты сможешь прочувствовать весь национальный колорит, поболтать с продавцами (которые с радостью не только расскажут о своей жизни, но и угостят свежими фруктами), купить настоящий лянкоранский чай (выбирай чай по аромату и обязательно на развес), туршу-лаваш (кислую пастилу), наршараб (или же подобный соус-приправу из алычы или кизила), варенье любого вида, специи, сухофрукты и даже чёрную и красную икру. Кстати, обойдётся такое удовольствие не так уж и дорого: от 80 ₼ до 150 ₼ (≈ 3100-6000 руб.) в зависимости от вида.

Главное, отправляясь на базар (и не только туда, ведь торговаться можно и в сувенирных лавочках в Старом Городе), выучи заветную фразу «Бираз ашагы верин гётюряй!» («Если дешевле дашь — возьму»), не соглашайся сразу на предложенную цену и посмотри расценки у других продавцов.

Компоненты азербайджанского народа

Огузы в Азерйбаджане

Огнепоклонники-зороастрийцы стали основным населением этих земель, ассимилировав автохтонные племена Кавказа, близких в древним европейцам. До сих пор, Азербайджан зовется «страной огня», хотя уже давно исповедует ислам, а не культ Ахура-Мазды.Благодатные земли притягивали желающих легкой наживы, скоро здесь появятся скифы, массагеты и родственные им парфяне, а затем и тюрки: огузы, гунны, хазары.

Последние и переломили этническую историю региона, сделав доминирующим тюркский, а не иранский элемент, как было ранее.Арабское завоевание, принудительная исламизация страны еще более укрепила связь Азербайджана с миром ислама.И тюрки, и арабы, а позднее и монголы будут исповедовать ислам, а значит азербайджанские народы будут постоянно сражаться под флагами разных халифатов, неся веру или просто борясь за чужие интересы.

Битва Ирана и тюрок

Иранское население и его культурная парадигма, все более растворялась и исчезала в тюркском мире, окончательно это закрепилось во время расцвета империи Османов, где один из турецких родов — сельджуки, прямо происходит от потомков смешанного населения тюрок, остатков массагетов и населения современного Азербайджана.

Долгое время, зона границы между Ираном и Оттоманской портой, была и зоной границы тюркского и иранского частей азербайджанского народа.Но в 19 веку, она стала уже окончательно размытой.

Особенности жизни в стране

Полный ответ можно дать, лишь задействовав ряд критериев. С одной стороны, это общество традиций, с другой – инноваций. Сохранено сильное расслоение по сословиям и материальному благополучию. поэтому представить,  как живут в Азербайджане простые люди, можно изучив средний класс населения.

Менталитет местных жителей

Первое, что бросается в глаза путешественнику, это эмоциональность азербайджанцев, их любознательность, приветливость и щедрость. Наверное, именно эти черты позволили им избежать конфликта между верностью исламским традициям и новыми веяниями, модой, искусством и наукой. Самобытность и открытость сделали республику интересной и в качестве цивилизационного моста между Европой и Востоком, и привлекли туристов со всего мира.

Традиции

Чувствовать себя в стране свободно приезжим позволит понимание базовой культуры поведения. Пожалуй, самая интересная для них часть – посещение закусочных, покупка сувениров, фото достопримечательностей

Здесь важно: 1. Заранее обменять достаточное количество местной валюты

Кое-где принимают доллары, а вот с рублями ситуация сложнее. 2. Не фотографировать людей противоположного пола – это может быть неправильно истолковано

Не стоит также хватать руками и касаться  малознакомых людей, пытаясь привлечь их внимание, особенно если они другого пола. 3

Появление на улицах в откровенном костюме или в состоянии подпития даже в столице, Баку, может повлечь за собой штраф. 4. Девушкам лучше путешествовать парами или в сопровождении мужчин. Им ничего не угрожает в одиночестве, но так будет понятно, что туристка – приличный и достойный уважения человек. 5. Никогда не отказывайтесь от приглашения на чашку чая – это и вкусно, и интересно. 6. Не стесняйтесь торговаться – это и общение, и традиция. 7. В дорогие ночные клубы помогут попасть рекомендации местных знакомых.

Будьте внимательны, доброжелательны и уважительно относитесь к другим. Тогда и ваше пребывание в стране будет легким и приятным.

Система образования

Азербайджан сохранил традиционную школьную структуру, представленную ступенями начального, общего и полного обучения. Успешно развивается и система среднего профессионального образования – это колледжи, техникумы. Подготовка специалистов в ВУЗах уже идет по европейской схеме. Это:

  • бакалаврат;
  • магистратура;
  • докторантура.

Обучение ведется на азербайджанском языке. И с обретением страной независимости открылись образовательные учреждения, преподающие на наречиях малых народов – цахурском, лезгинском, талышском и т. д. Русских школ нет, но факультативно курс читается по желанию родителей и учащихся.

Религия

В основном азербайджанский народ исповедуют Ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), распространённый среди иранских и большей части кавказских азербайджанцев. Всего около 90 % всех азербайджанцев являются шиитами. Религиозное меньшинство составляют мусульмане-сунниты (в основном ханафиты). Сунниты преобладают в северной и западной части Азербайджана. Среди азербайджанцев существует небольшое число последователей накшбандийского тариката суфизма. По данным на 2007 год в Азербайджане также проживали 5 тыс. азербайджанцев-христиан, состоящие в основном из новообращённых. Среди иранских азербайджанцев есть небольшое количество бахаи.

Согласно Энциклопедического словарю Брокгаузу и Евфрону, наибольшим фанатизмом из народов Кавказского края, исповедующих Ислам, отличались таты, адербейджанские татары (азербайджанцы) и горцы Дагестана, но относительно азербайджанцев ЭСБЭ также отмечает, что «в религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны». Несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ веке, в Азербайджане влияние Ислама значительное и в стране сохранились традиции арабоязычной исламской культуры.

Традиционные занятия городского населения — ковроткачество (подробнее см. статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность; сельского — земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татары Карабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни (в 1845 году более 80 %) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной — на горные пастбища, а осенью — к зимовникам, в более низменные места).

Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич. В настоящее время условия жизни азербайджанцев в Иране сходны с условиями жизни персов.

Использованы материалы Википедии

Традиционные угощения

На пороге дома азербайджанской семьи следует оставить обувь и следовать всем указаниям хозяина. Первыми на стол подаются стаканы, из которых принято пить чай. Своеобразным символом азербайджанского стола стали стаканы “Армуду”, которые по своей форме напоминают фигуру восточной женщины.

Правда, в переводе с местного языка их название значит “груша”, что, хочу заметить, соответствует внешнему виду посуды. Из-за оригинальной формы чай в стаканах достаточно быстро охлаждается, однако долгое время остаётся свежим.

“Армуду” – неотъемлемая часть азербайджанского чаепития, у которого есть свои принципы и особенности. Кстати, чай азербайджанцы предлагают всем, подчёркивая своё уважительное отношение к человеку. Исключением станет только враг, которого не желают видеть в своём доме.

За чаем следуют вторые блюда, которые также следует есть по-особенному. Например, брать что-либо левой рукой не позволяется (эта рука у мусульман считается “нечистой”). А вот рис и ряд других схожих блюд вполне можно есть, набирая в щепотку (без столового прибора) или с помощью кусочка хлеба.

Чай в Азербайджанских чашках армуду

Территориальные вопросы эноса

Поскольку азербайджанцы – это очень разноплановый этнос, представители народа встречаются не только в данном регионе, но и в других странах мира. Более того, разделение их земель между Россией и Персией привело к тому, что сегодня их, проживающих в Иране, насчитывается от 15 до 20 млн человек. Это гораздо больше, чем население самого Азербайджана – там, по данным государственной статистики, проживает около 10 млн жителей.

Именно они оказали серьезное влияние на развитие здорового национализма в современном Иране. После Второй Мировой войны жители Азербайджанской республики в СССР и азербайджанцы Ирана получили возможность тесно общаться. Это внутреннее единение можно увидеть и сегодня.

Имеются тесные связи у азербайджанцев и дагестанцев в России. В 2000 году дагестанские власти включили азербайджанцев в число коренных народов Республики Дагестан, хотя этот этнос здесь и отнесен к категории малочисленных. В основном, они проживают в южных частях республики, а именно в Дербенте и его районе их проживает больше всего. В республике составляют не более 5% (а то и меньше) от всего дагестанского населения.

Серьезный конфликт возник в свое время у азербайджанцев с армянами, он касался территории Нагорного Карабаха, расположенного на востоке Армянского нагорья. Исторически эта территория относилась к Армении, однако Парижская Мирная Конференция в 1920 году отнесла этот регион к Азербайджану.

С тех пор азербайджанцы Карабах считают своим, что и привело после распада СССР к территориальному конфликту, вылившемуся в полноценные военные действия обеих сторон.

Лишь в 1994 году Армения и Азербайджан заключили перемирие, хотя напряженная ситуация в данном регионе наблюдается и сегодня. Сколько бы азербайджанцы ни утверждали, что являются законными обладателями Нагорного Карабаха, армяне не собираются признавать это.

Сравнение

По второму параметру также различие принципиальное: армяне были первым народом в мире, принявшим христианство в качестве государственной религии. Это случилось в 301 году нашей эры. Второй была Грузия – 324 год, а в Римской империи окончательное становление христианства как государственной религии произошло лишь в конце 4 века при правлении Феодосия Великого. Вот уже больше 18 веков, несмотря на все исторические передряги, Армения исповедует христианство.

Азербайджанцы же придерживаются ислама шиитского толка. Этим они отличаются от своих близких родственников турок, которые исповедуют суннизм. Разница объясняется тем, что территория Азербайджана продолжительное время находилась в политической зависимости от Ирана, где шиитская разновидность ислама укоренилась очень давно. Конкретной даты принятия азербайджанцами ислама не существует, так как они долго не имели единой государственности, да и становление их этноса, в отличие от армянского, продолжалось все позднее Средневековье и даже в Новое время.

Этническое разнообразие населения Азербайджана

В Азербайджане проживают представители многих национальностей и этносов. Первая их десятка по численности выглядит следующим образом:

  • азербайджанцы (91%);
  • лезгины (2%);
  • армяне (1,4%);
  • русские (1,3%);
  • талыши (1,3%);
  • аварцы (0,6%);
  • турки (0,4%);
  • татары (0,3%);
  • украинцы (0,2%);
  • грузины (0,1%).

Абсолютное большинство в этнической структуре страны принадлежит азербайджанцам. Этот народ доминирует во всех регионах и городах государства (за исключением Нагорного Карабаха). В начале 1990-х годов доля этого этноса в структуре населения страны существенно возросла за счет активного переселения азербайджанцев из соседней Армении (вследствие Карабахского конфликта).

Отдых и развлечения

Главными источниками радости для туриста в стране являются достопримечательности, природа и кулинария. Целые блоги и дневники посвящены этим направлениям. Но вот ночная жизнь Азербайджана не так насыщена. Во-первых, потому что исламское общество более консервативно, и женщины по вечерам одни не развлекаются. Из-за этого клубы ночные больше похожи на мужские. Во-вторых, поскольку дискотек как таковых в привычном нам формате там практически нет. Зато очень популярны караоке-бары и кафе.

Цены в ресторанах Баку вполне сносны:

1.Ланчи или обед на одну персону стоит так же, как и бигмак меню в Макдоналдс – 230-280 руб. (от 7 до 25 манат).

  1. Ужин на двоих с алкоголем составит от 1500 до 1700 руб.
  2. Кофе с десертом обойдется в 160-200 рублей.
  3. Перекусить в бистро местного питания, с шашлыком, кебабом, или настоящей шаурмой можно от 68 RUB = 2 AZN.

Не забудьте, что чаевые здесь – не ниже 10% и целесообразнее дать их во время заказа, чтобы улучшить обслуживание и сократить ожидание.

Налоговая система

Она в стране трехступенчатая и  взимается на правительственном, местном и автономном (Нахчыванская АР) уровнях. Подоходный налог относится к государственным и взимается с физических лиц в размере 14 %. Если доходы превышают 2500 AZN – то ставка 25%. От суммы более 30000 взимается дополнительно 250 манат.

Кроме этого, на государственном уровне действуют еще:

акцизный сбор, налог на имущество (недвижимость, транспорт, предметы роскоши), земельный, дорожный и упрощенный налоги.

Система довольно прозрачна и работает надежно. По крайней мере, состояние дорог показывает: этот сбор введен не зря.

Современность

После распада Российской империи во время Первой мировой войны была объявлена ​​недолгосрочная Закавказская Демократическая Федеративная Республика, составляющая то, что представляют собой сегодняшние республики Азербайджан, Грузия и Армения. За этим последовало массовое убийство, которое состоялось между 30 марта и 2 апреля 1918 года в городе Баку и прилегающих районах Бакинской губернии Российской империи, а также появление азербайджанцев как политического субъекта.

Когда республика распалась в мае 1918 года, ведущая партия «Мусават» приняла название «Азербайджан» для вновь созданной Азербайджанской Демократической Республики, которая была провозглашена 27 мая 1918 года по политическим причинам, хотя название «Азербайджан» всегда использовалось для обозначения соседнего региона современного северо-западного Ирана. Она была первой современной парламентской республикой в ​​тюркском и мусульманском мире. Среди важных достижений парламента было расширение избирательного права для женщин, что сделало Азербайджан первой мусульманской страной, которая предоставила женщинам равные с мужчинами политические права. Другим важным достижением было создание Бакинского государственного университета, который был первым университетом современного типа, основанным на мусульманском Востоке. Происхождение азербайджанцев как нации коренится в тех суровых годах антикоммунистической борьбы.

К марту 1920 года было очевидно, что Советская Россия нападет на столь необходимый ей Баку. Владимир Ленин сказал, что вторжение было оправдано, поскольку Советская Россия не могла обойтись без нефти. Независимый Азербайджан просуществовал всего 23 месяца до вторжения большевистской 11 Красной Армии, создавшей АзССР 28 апреля 1920 года. Хотя основная часть новообразованной азербайджанской армии занималась подавлением восстания армян, которое тогда вспыхнуло в Карабахе, азербайджанцы не сдавали свою независимость быстро и легко. Около 20 000 солдат погибли, сопротивляясь атаке большевиков.

Краткая независимость, полученная недолгой Азербайджанской Демократической Республикой в ​​1918-1920 годах, сменилась более чем 70-летней советской властью. После восстановления независимости в октябре 1991 года страна была втянута в войну с соседней Арменией (Карабахский конфликт).

Происхождение и история народа

Что только не рассказывают про азербайджанцев! Иногда можно даже услышать мнение о том, что этот народ не может считаться кавказским, ведь у них имеется нечто общее с народами Азии. Тем не менее, это досужие вымыслы. Они являются коренным народом Кавказа, как и другие этносы, населяющие этот регион.

Историки пришли к выводу, что происхождение народа связано с выходцами из Кавказской Албании – большого государства, располагавшегося в восточной части Кавказа во II-I веках до новой эры. Затем население этой страны начало смешиваться гуннами, киммерийцами и прочими кочевыми племенами.

Существенное влияние на становление этнической нации азербайджанцев оказала и Персия. В первые века нашей эры в Персии правила династия Сасанидов, которая расширила свое влияние на восточные регионы Закавказья.

Нельзя забывать и о более позднем воздействии турок-сельджуков, которые пришли на эти земли в XI веке. В результате, местное население подверглось сначала влиянию персидской культуры, а затем процессу тюркизации. Таким образом, азербайджанский народ имеет богатую историю и она тесно связано с историей соседних государств.

Тюркские племена постоянно мигрировали по всему региону Малой Азии, начиная от раннего Средневековья и заканчивая XV-XVI веками. Все это не могло не отразиться на местном населении, которое лишь позже начало осознавать свою этническую идентичность. Некоторые исследователи полагают, что современные азербайджанцы – это потомки какого-то конкретного племени, имеющего тюркские корни.

Такая гипотеза разбивается другими доказательствами, в том числе, культурным наследием, а также письменными источниками. Поэтому на сегодняшний день можно говорить о том, что на внешность азербайджанцев оказали воздействие самые разные племена – арабские, тюркские, иранские.

И при этом они все же остаются коренным этносом Закавказья, поскольку их история имеет именно кавказские корни. Это доказывают многочисленные традиции и разнообразные обычаи азербайджанцев, которые находят свои истоки как в иранской, так и в общекавказской культуре.

В XVIII веке закончила свое существование могущественная персидская династия Сефевидов, в результате чего образовался целый ряд ханств, имеющих полунезависимый статус. Во главе этих маленьких закавказских княжеств стояли представители азербайджанских местных династий. Однако сформироваться в единое государство они так и не смогли, поскольку по-прежнему находились под сильным влиянием персов.

А позднее, уже в XIX столетии, начались русско-персидские военные конфликты, которые привели к тому, что они были разграничены по регионам своего проживания. Граница эта пролегала вдоль реки Аракс, вследствие чего северные части Азербайджана попали под влияние России, а южные отошли к персам. И если ранее азербайджанские элиты имели сильное влияние на происходящие в Персии процессы, то после такого деления это влияние исчезло.

Историки признают, что их государственность сформировалась лишь после того, как в России произошла Октябрьская революция и начали создаваться национальные республики. Советская власть дала современному Азербайджану границы и государственно-правовую базу.

Когда же СССР распался, все советские республики получили независимость, в том числе и Азербайджан. Датой обретения независимости является 18 октября.

Кавказский менталитет

Национальные особенности армян и азербайджанцев
сформировались историей, религией и географией. Считается, что армян отличает
воинственность и вспыльчивость, сформированная тысячелетней борьбой с агрессивными
соседями. Подтверждает это огромное количество армян, которые прославились
своей военной карьерой — в царской России и СССР.

Что касается менталитета азербайджанцев, то они выделяются традиционализмом,
удивительной даже для Кавказа гостеприимностью, беспрекословным почитанием
старших. Есть и общие негативные черты — любовь к внешней роскоши, стремление
показать себя любой ценой с лучшей стороны.

Откуда появилась азербайджанская нация: генетические исследования

Генетические исследования показывают, что северные азербайджанцы более тесно связаны с другими кавказскими народами, такими как грузины и армяне, нежели с иранцами или турками. Иранские азербайджанцы генетически более похожи на северных азербайджанцев и соседнее тюркское население, чем на географически отдаленные тюркские народы Средней Азии

Однако также немаловажно, что показатели среднеазиатской генетической примеси (в частности, гаплогруппа H12), особенно туркмен, у азербайджанцев все-таки выше, чем у их грузинских и армянских соседей. Ираноязычные популяции из Азербайджана (талыш и тац) генетически ближе к азербайджанцам, чем собственно к населению Ирана

Такие генетические данные подтверждают мнение о том, что эта нация происходит от коренного населения, проживающего в этом районе, которое приняло тюркский язык в процессе «элитарного доминирования». Ограниченное число тюркских иммигрантов имело существенное культурное воздействие, но оставило лишь незначительный патрилинейный генетический след.

История происхождения нации азербайджанцев довольно запутанная даже на генетическом уровне. Анализ МтДНК показывает, что персы, анатолийцы и кавказцы являются частью большой западной евразийской группы, которая вторична по сравнению с кавказской. Хотя генетический анализ мтДНК указывает на то, что кавказские популяции генетически ближе к европейцам, чем к жителям Ближнего Востока, результаты Y-хромосомы указывают на более тесную связь с ближневосточными группами.

Иранцы имеют относительно широкий диапазон гаплотипов Y-хромосомы. Население из центрального Ирана (Исфахан) показывает более близкое сходство в отношении распределения гаплогрупп между кавказцами и азербайджанцами, чем с населением Южного и Северного Ирана. Диапазон гаплогрупп по всему региону может отражать исторически сложившуюся генетическую примесь, возможно, в результате инвазивных мужских миграций.

Последнее сравнительное исследование (2013 год) о полном разнообразии митохондриальных ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии, нежели с другими иранцами, а также с армянами. Однако один и тот же многомерный масштабный график показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, сближаются с другими иранцами (например, персами и т. д.), чем собственно с иранскими азербайджанцами.

Кавказский субстрат

Кавказская происхождение азербайджанцев определяет связь между азербайджанцами и их пре-отуречивания кавказской прошлом и в основном относится к азербайджанцам Кавказа, большинство из которых в настоящее время жители , что в настоящее время Азербайджанская Республика . Есть свидетельства того, что из-за неоднократных вторжений и миграций аборигенные кавказцы могли быть культурно ассимилированы сначала иранцами , такими как аланы , а затем турками-огузами . Был получен значительный объем информации об кавказских албанцах, включая их язык, историю, раннее обращение в христианство и тесные связи с армянами . Многие ученые считают, что удинский язык , на котором до сих пор говорят в Азербайджане, является пережитком языка албанцев.

Это кавказское влияние распространилось дальше на юг, в Иранский Азербайджан . В течение 1 — го тысячелетия до нашей эры, еще кавказский народ, то Mannaeans ( Mannai ) заселена большая часть этой области. Эта древняя страна находилась на северо-западе Ирана, к югу от озера Урмия . В период своего существования в начале I тысячелетия до н. Э. Маннай был окружен тремя крупными державами: Ассирией, Урарту и Мидией. С вторжением скифов и возвышением мидян в 7 веке маннеяне потеряли свою идентичность и были объединены под термином мидяне.

Генетическое тестирование

Хотя генетическое тестирование демонстрирует в первую очередь тюркизацию региона, а не тот факт, что азербайджанские турки являются потомками мигрантов из Центральной Азии, тем не менее оно показывает, что этот регион является генетически смешанным. Хотя население Азербайджана культурно разнообразно, генетическое тестирование выявило общие генетические маркеры, которые подтверждают автохтонное происхождение большинства азербайджанских турок. Есть свидетельства генетической примеси, происходящей от жителей Центральной Азии (в частности, гаплогруппы H12 ), особенно туркмен , что выше, чем у их соседей, грузин и армян . Анализ MtDNA показывает, что основные отношения с иранцами проходят через более крупную западно-евразийскую группу, которая является вторичной по отношению к кавказской, согласно исследованию, в которое вошли не азербайджанские турки, а грузины, которые в других исследованиях объединились с азербайджанскими турками. Заключение по результатам тестирования показывает, что азербайджанские турки в республике представляют собой смешанное население с отношениями, в порядке наибольшего сходства, с кавказцами, иранцами и ближневосточниками, европейцами и туркменами. Другой генетический анализ мтДНК и Y-хромосом показывает, что европеоидное население генетически занимает промежуточное положение между европейцами и жителями Ближнего Востока, но в целом они более тесно связаны с жителями Ближнего Востока. Другое исследование, проведенное в 2003 году Российским журналом генетики , сравнивало носителей иранского языка в Азербайджанской Республике ( талыши и таты ) с тюркскими азербайджанцами и обнаружило, что генетическая структура этих популяций по сравнению с другими ираноязычными популяциями (Персы из Ирана, осетины и таджики) были ближе к тюркским азербайджанцам, чем к ираноязычному населению в других местах.

В 2006 г. М. Регейро и А. М. Каденас из Стэнфордского университета показали, что население центрального Ирана ( Исфахан ) было ближе к кавказскому азербайджанскому народу, чем население Турции с точки зрения распределения гаплогрупп и генетической однородности.

Последнее сравнительное исследование (2013 г.) полного разнообразия митохондриальной ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии , чем с другими иранцами , а также с армянами . Однако тот же многомерный масштабный график показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, ближе к другим иранцам (например, персам и т. Д.), Чем к иранским азербайджанцам. Северные азербайджанцы ближе к анатолийским туркам, чем азербайджанцы из Ирана.

Огуз прибытие

Ибн аль-Асир , арабский историк, заявил, что турки-огузы пришли в Мешавию в период правления халифа Аль-Махди между 775 и 785 годами. В период правления аббасидского халифа Аль-Мамуна (813 — н. 833), имя Огуз начинает появляться в произведениях исламских писателей. К 780 году восточные части Сырдарьи находились под властью тюрков-карлуков, а западная область (Огузская степь) — турками-огузами.

Доминирование огузов в Юго-Западной Азии начинается в 11 веке, с империи сельджуков . Юго — Западная Тюркские диалекты постепенно вытеснил Tat , Азарь и среднеперсидские диалекты на севере Ирана, а также множество кавказских языков на Кавказе, в частности , Удите , и стали доминирующим во время высокого до позднего средневековья, по правилу White Sheep туркмены и Black Sheep туркмены ( с 14 по 15 вв), процесс отуречивания быть в основном завершена в Сефевидов период (16 век).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector