Версальский дворец

Стоимость строительства

Один из самых интересных вопросов, касающихся Версальского дворца, это стоимость его строительства. При этом дать однозначный ответ очень сложно, хотя сохранилось большинство финансовых документов.

Первоначальная перестройка охотничьего домика финансировалась на личные средства Людовика XIV, король в то время являлся феодалом, имел личные земельные наделы с которых получал прямой доход. Но потом строительство начало финансироваться, в том числе, из государственного бюджета.

Определенную часть предметов интерьера сложно выразить в какой-либо стоимости, так как они являются уникальными произведениями искусства. Но, исходя из общего количества затраченных денег, все же можно вывести несколько методик подсчета:

  • Самая простая и наименее точная – простой пересчет количества серебра по современным ценам на этот металл, она дает сумму около 2,6 миллиардов евро, что явно далеко от реальности.
  • Другая методика предполагает подсчет данных о покупательской способности тогдашней валюты и расчет сметы Версаля уже на основе этих данных, по ней общая затраченная на дворец сумма – 37 миллиардов. Вероятно, это наиболее точная сумма, так как можно предположить, что в современном мире за 37 миллиардов евро возможно построить похожий дворец.
  • Третья методика более спекулятивна, она предполагает сравнение затрат с государственным бюджетом и дает сумму в почти 260 миллиардов евро, что, несмотря на богатство дворца, все же выглядит
    завышенным. При всем этом стоит учитывать, что затраты не были одномоментными, а растянулись на 50 лет строительства.

Людовик XV

Следующим королем Франции стал Людовик XV. Он был правнуком Короля-Солнца, который пережил и сына и внука.

Семь лет дворцовый комплекс стоял пустой, потом двор вернулся в Версаль. Пришлось вложить немало средств, чтобы вернуть ему былой блеск. Обустроили салон Геркулеса, оперу, переоборудовали покои короля. В последующие годы провели ряд других изменений:

  • 1736 год – завершен салон Геркулеса. Потолок украшает роспись Ф. Лемуана, стену картина Веронеза. Салон стал местом проведения торжеств и праздников, здесь принимали иностранных послов.
  • 1737 год – реконструируют второй этаж.
  • 1750 год – обустраивают новую королевскую столовую для трапезы после охоты.
  • 1752 год – построили покои для дочери короля, для этого разрушили несколько помещений.
  • 1755 год – обустраивают салон Совета. Стены отделывают позолоченным деревом, украшают старинными панно.

1761 год – начинают строительство Малого Трианона.
1770 год – закончено строительство Королевской оперы.

В этот период Версаль оставался самым роскошным двором Европы. Проводимое строительство не мешало блестящей жизни двора. Проводились балы и праздники, спектакли и маскарады.

Версальский парково-дворцовый комплекс

Администрация дворца делит весь комплекс на ряд основных зон: само Шато, Большой и Малый Трианоны, ферма Марии-Антуанетты, а также сад и парковая часть. Все эти части Версаля доступны для осмотра, а прогуляться в парке, за некоторыми исключениями, можно даже бесплатно.

Шато

Шато на французском это просто «дворец», но одновременно и официальное название главного здания Версаля. Ехать на экскурсию в комплекс и не посетить королевский дворец нет никакого смысла, потому чаще всего он и становится первым объектом, который посещает турист.

Внешний вид центрального здания — шато

Пройдя через центральный вход в Версаль, посетитель попадает во внутренний двор Шато и может пройти как непосредственно во дворец, так и попасть в парк, а королевскую резиденцию осмотреть позже.

Внутри Шато главной достопримечательностью считается Зеркальный зал ­­- центральная галерея, соединяющая два крыла, украшенная очень богатой отделкой и большим количеством зеркал. Кроме него, демонстрируются королевские покои, частные комнаты дочерей короля, спальня королевы.

Также в Шато расположен музей истории Версальского дворца, несколько картинных галерей, самая известная из которых – Зал Битв, в ней полотна рассказывают про основные сражения в истории Франции. Иногда можно осмотреть интерьер Королевской Оперы, это зависит от графика подготовки к концертам.

Большой Трианон

На территории Версальского комплекса находится два отдельных дворца, которые называются Трианонами. Большой Трианон уступает размерам Шато, но далеко не каждый европейский монарх обладал основным дворцом похожего размера, так как само здание Трианона насчитывает почти три десятка комнат, обладает отдельным внутренним двором и садом с водоемами.

Большой Трианон

Большой Трианон использовался как место проживания короля и его родственников вне строгого дворцового этикета, в некотором уединении. Также тут традиционно селили всех правителей, приезжавших с визитами во Францию, среди гостей Большого Трианона были: Петр I, Елизавета II, Горбачев, Ельцин и т.д. И в нем проживали все французские правители после революции, так как Шато выполняло другие функции и использовать его в качестве основной резиденции не захотел даже Наполеон.

Внутри Большого Трианона посетителей ждет несколько комнат, полностью сохранивших интерьеры прошлых веков, спальня императрицы, несколько картинных галерей. Также довольно интересно выглядят бильярдный зал и Зеркальный салон.

Малый Трианон

А вот Малый Трианон это действительно небольшой двухэтажный особняк, который все время занимали женщины. Изначально это были фаворитки Людовика XV – мадам Помпадур и, после нее,
Дюбарри, а потом это здание получила юная Мария-Антуанетта. Особняк отличается некоторой скромностью даже в интерьерах, хотя внутренние салоны и спальня королевы, куда сейчас пускают посетителей, декорированы достаточно богато.

Здание Малого Трианона

Малый Трианон выполняет функции музея Марии-Антуанетты, значительная часть предметов быта и интерьеры оригинальные, другие были восстановлены реставраторами. Также туристам показывают технические помещения, где работала прислуга – при строительстве пытались максимально изолировать обслуживающий персонал, предполагалось, что даже сервированный стол будет подниматься в столовую специальным механизмом, но эту идею так и не реализовали. Также в Малом Трианоне находится небольшой личный театр королевы, там ставили ее постановки, в которых Мария-Антуанетта сама играла на сцене.

Ферма Марии-Антуанетты

Мария-Антуанетта, у которой было много свободного времени, построила небольшую деревню возле своего особняка. Конечно это не настоящая деревня, а небольшое и даже карикатурное поселение, отражающее идеализированное представление о крестьянской жизни.

Но ферма была полностью функциональной, насчитывала 12 жилых домов, также тут жили козы, коровы, голуби, курицы и другие сельскохозяйственные животные, были сады и грядки. Королева лично доила коров и полола, хотя животных ежедневно купали, украшали бантиками, а живущим тут «крестьянкам» было приказано все время соблюдать пасторальный вид.

Часть фермы Марии-Антуанетты

Ферма сохранилась в практически неизменном виде, тут все еще проживают различные животные и, по сути, сейчас это небольшой контактный зоопарк. В целом же место выглядит очень мило, так как многие дома строились в том виде, в каком их изображали художники XVIII века на пасторальных пейзажах.

Краткая история Версаля

Версаль находится примерно в 20 километрах от Парижа. Первое упоминание о городе и имении было в 1038 году, когда название появилось в уставе аббатстве Сен-Пере-де-Шартре. По состоянию на конец 11-го века, Версаль был провинциальной деревней,  охватывающей замок и церковь Сен-Жюльен, которая оставалась процветающей вплоть до начала 13 века. После Столетней войны, однако, там проживала только горстка людей.

Королевское присутствие

В 16 веке, семья Гонди стали правителями Версаля, и город стал пользоваться популярностью, когда будущий король Людовик XIII посетил эти места и был очарован их красотой. В 1622 году он купил землю в этом районе и приступил к строительству небольшого домика из камня и кирпича.
Статуя Людовика XIV
Десять лет спустя он стал хозяином Версаля и начал расширение своего домика. Вскоре он приобрел больше земли, а также имущество Гонди  Людовик XIII умер в 1643 году.

Король-Солнце

В 1662 году царь новый — Людовик XIV — оказался сильно заинтересован в Версале. Людовик XIV, также известный как Король-Солнце, не доверял парижанам и хотел перенести свою королевскую резиденцию прочь из Лувра, который был постоянно в центре политической возни. Король-Солнце был в значительной степени ответственен за расширение Версаля, в результате которого было построено здание, стоящее до сих пор. Он нанял архитектора Луи Ле Вау (Louis Le Vau) и художника Шарля Лебрена для выполнения работ по постройке этого шедевра барокко, который стал типичным образцом для всех дворцов в Европе. Известный садовник Андре Ле Нотр был ответственным за непревзойденный сад Версаля.

Королевская часовня

После смерти архитектора Ле Вау, заказали Жюлю Ардуэн-Мансару утроить размер дворца. Под его бдительным оком были построены северное и южное крылья, Orangerie, Большой Трианон (замок) и королевская часовня. Позже была добавлены опера и Малый Трианон (небольшой замок), который был построен в период 1761 — 1764 для Людовика XV и мадам де Помпадур.

Французская революция

Во время французской революции, невероятная коллекция картин, антиквариата и других произведений искусства, которые были накоплены в Версале, были переданы в Лувр, а другие важные предметы были отправлены в Национальную библиотеку и консерваторию искусств и ремесел. Большая часть мебели, как считают историки, была распродана на аукционе.

Королевский дворец

После революции, Наполеон проводил лето в Версале, пока он не отрекся от престола. Позднее здесь жил Луи-Филипп, который в 1830 году превратил замок в гранд-музей, посвященный «Славе Франции». Часовня, Опера, и Зеркальный зал были сохранены, но многие небольшие комнаты были разрушены, чтобы освободить место для просторных выставочных залов. Однако в 1960-х годах куратор Пьер Верле сумел получить часть мебели назад и восстановить ряд королевских апартаментов.

Сегодня, посетители могут посетить Версаль, посмотреть большую часть интерьера этого великолепного дворца, а также всемирно известный сад.

Собор Святого Людовика

Этот собор имеет необычную историю. Еще до постройки анамбля, на месте, где сегодня стоит собор, была небольшая церковь Иулиана Бриудского. Но для обслуживания грандиозного проекта требовались все новые здания, поэтому церквушку снесли. Через некоторое время для жителей этой части города все-таки построили деревянную часовню, которая просуществовала недолго. И на этом же месте снова началось строительство храма.

На этот раз его проектировал Жак Ардуэн-Мансар. Работы по возведению собора велись целых 12 лет. Зато результат превзошел все ожидания. Храм построен в традиционном католическом (латинском) стиле: он имеет форму креста. Центральный неф окружен боковыми, которые соединяются с несколькими капеллами. Стены выложены из желтоватого известняка. Его не стали красить: так собор выглядел более величественным.

Гордость Собора Святого Людовика – массивный орган. Его заказал (и оплатил тоже) Людовик 15. Орган весит более 50-ти тонн, звук выходит из 131 трубы. Инструмент находится в рабочем состоянии, его звучание можно услышать во время службы.

Непростое разминирование – Версаль спасен!

Разминировать бомбу военных лет не так уж просто, несмотря на знания саперов и технику. Причиной является сложный часовой механизм, встроенный в бомбу с целью создать препятствие для быстрой нейтрализации взрывного устройства. Обычная попытка, знакомая саперам XXI века, грозила привести бомбу в действие и нанести колоссальный урон городу. 

По этой причине потребовалось оцепить площадку на целых 300 метров. Дальше организаторы спецоперации вызвали несколько карет «Скорой помощи» и единиц пожарной техники. Железнодорожным составам запретили курсировать. Кроме того, автомашинам также было запрещено движение по ближайшей магистрали, проложенной до Версаля. Рядом с местом обнаружения пугающей военной находки вырыли глубокий котлован на случай необходимости ликвидировать бомбу на участке и невозможности транспортировки устройства. Саперы предупредили о возможной операции длительностью до шести часов. Но специалисты справились с трудной задачей, обезвредив средство за два часа. После операции бомбу отвезли в безопасное место.

Королевские апартаменты

Это часть Версальского замка из 6-ти, принадлежавшая лично Королю Солнце. Ценность апартаментов в том, что интерьеры сохранились практически полностью. И сегодня туристы охотно осматривают помещения, где некогда жил великий монарх.

Все комнаты связаны между собой, одна сменяет другую:

Первый зал – лоджия. Собственно, это подобие помещения, придворяющего покои Людовика 14. Но даже эта маленькая комната роскошно отделана мрамором.
Сразу попасть в личные помещения Короля Солнца невозможно: придется преодолеть комнату стражи. Личная охрана монарха находилась в ней круглосуточно. Этот зал очень скромный, стены выкрашены в белый цвет.
Следующая комната – начало апартаментов. В ней король ужинал, отдыхал. На стенах можно увидеть картины знаменитых батальных сцен. Авторы полотен – Куртуа и Парросель.
Зал Бычий глаз – самое красивое помещение апартаментов. Комната называется так из-за окна на южной стороне, которое по форме напоминает глаз копытного. Здесь много огромных зеркал (огромная редкость во времена Короля Солнца), по стенам развешаны полотна Веронезе

Зал украшен решеткой, на которой изображены танцующие мальчики.
Спальня – важное помещение монархов. Здесь не только спали, но и вели частные переговоры, принимали послов

Неудивительно, что помещение богато украшено: портьеры и гобелены, картины великих Ван Дейка, Караваджо, Доменикино, Рени. В этой комнате умер Король Солнце.
Последняя комната – зал Королевского Совета. Интерьеры отражают назначение помещения. Здесь установлен бюст Александра Македонского, вазы с изображениями Венеры и Марса. На стенах элементы резьбы из дерева.

Для осмотра апартаментов стоит приобрести единый билет: это часть экскурсионной программы.

Версальский дворец

Большой Château de Versailles был построен во второй половине XVII в. по проекту архитекторов Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара и художника Шарля Лебрена.

Вид на Версальский дворец из парка

Первое строение на месте нынешнего Мраморного двора Версальского дворца – небольшой охотничий домик Людовика XIII, сооружённый в 1623 г. После покупки версальского поместья у парижского архиепископа прилегающая к домику королевская территория существенно расширилась.

Мраморный двор Версальского дворца

Несколько лет Фронды в середине XVII в. побудили короля Людовика XIV инициировать превращение скромного охотничьего домика в великолепный королевский Дворец в стиле классицизма. Более основательной причиной современники называли зависть короля к увиденному им роскошному дворцу Во-ле-Виконт своего министра финансов Николя Фуке. Арестовав министра, король тут же нанял его архитекторов и художника, упомянутых выше. Правда, официальной причиной ареста были финансовые злоупотребления Фуке.

Постройка версальского дворца велась в промежутках между войнами, в которых участвовал Людовик XIV. В результате во дворце появились 3,5 тысячи комнат и залов, занявших 6 га. На прилегающей территории в 800 га были осушены болота и основан красивый сад.

Король перенёс свою резиденцию из небезопасного Лувра, после чего Версальский дворец стал политическим центром Франции. В нём постоянно проживало шесть тысяч приближённых к королю дворян, причём покидавшие дворец лишались своих должностей и привилегий. Так король контролировал своих высокопоставленных подданных.

Масштабные проекты короля потребовали огромных затрат – физических и финансовых. Райскую жизнь для аристократов создавали 30 тысяч строителей, большую часть которых составляли вчерашние крестьяне. Истраченные за полвека строительства средства оцениваются в современные 260 миллиардов евро! Такая расточительность стала одной из причин падения французской монархии столетие спустя. Ещё через полтора века Версальский дворец, благодаря огромному туристическому потоку, станет серьёзным источником национального дохода.

Для сокращения огромных расходов при строительстве пришлось жертвовать функциональностью. Внешне роскошный дворец был малопригодным для жизни, особенно в холодное время года. Половина дворцовых каминов не работала, в дверях и окнах были зазоры, а залы насквозь продувались сквозняками. Во время прогулок короля по парку вода подавалась только в те фонтаны, мимо которых он проходил. Трудно поверить, но во дворце вообще не было туалетов. Король и королева пользовались передвижными кабинками, а придворные выполняли долг перед природой, где придётся. Возможно, поэтому придворных обязали обильно пользоваться духами.

В Шато находятся залы, салоны и спальни, потолок и стены которых украшены фресками, картинами, скульптурами, коврами, золочёной бронзой и тонированным стеклом. Названия салонов носят имена греческих богов. В качестве своего тронного зала «король-солнце» выбрал салон Аполлона (бога солнца). Здесь принимались иностранные делегации, а по вечерам устраивались танцы и представления.

Тронный зал

Самым известным помещением является Зеркальный зал (галерея) площадью 803 м2, занимающий существенную часть фасада, выходящего в сад. Он отражается в 357 зеркалах зала, расположенных напротив 17 окон, создавая иллюзию их наличия с обеих сторон. Кроме зеркал, в зале множество золочёных светильников, хрустальных люстр, ваз и торшеров. На потолке изображены 30 сюжетов, относящихся к первым 18 годам правления Людовика XIV.

Зеркальный зал

Зеркальная галерея вошла в историю франко-немецких отношений. Именно в ней разместился штаб армии, победившей во франко-прусской войне, и было провозглашено создание Германской империи. Но времена переменились: по окончании Первой мировой войны в Зеркальной галерее был подписан Версальский договор с побеждённой Германией.

В настоящее время в Зеркальном зале в высокий сезон воссоздаются средневековые балы.

Бал в Зеркальной галерее

Другие известные помещения – салоны Дианы и Войны, Оперный зал, спальни короля и королевы.

Многие европейские дворцы были сооружены под несомненным версальским влиянием. Речь, в частности, идёт о потсдамском Сан-Суси, венском Шёнбрунне, петергофских, гатчинских и других дворцах.

Описание Версаля

Специалисты утверждают, что замок Версаль являл собой место, где монархи, а с ними и королевский двор, отдыхали с большим размахом, плели интриги, заговоры и создавали многочисленные тайны Версаля. Традицию эту основал Людовик XIV – и она успешно была продолжена его потомками, а особых размахов достигла при Марии-Антуанетте, которая очень любила развлекаться с придворными и творить историю Франции, интригуя и создавая тайны Версаля.

Версальский дворец

Это основное здание, в котором обитало несколько поколений французских правителей. Официально попасть в замок можно было через парадный вход – чугунные решётчатые, украшенные золотом ворота с королевским гербом и короной. Перед основным фасадом замка, со стороны Зеркальной галереи, были установлены два одинаково вытянутых бассейна, облицованных гранитными плитами.

С правой стороны от входа была обустроена двухэтажная королевская капелла (второй ярус был предназначен для монарха и членов его семьи, внизу находились придворные). В северной части находились Большие апартаменты короля, состоящие из семи салонов, в южной – покои первых дам.

Одним из наиболее известных помещений является Зеркальная галерея, которая всегда играла в жизни дворца важную роль: здесь проводили значимые приёмы, для чего устанавливали серебряный трон, а также происходили балы и пышные празднества (например, королевское бракосочетание). Здесь же толпились придворные в ожидании короля, когда он направлялся в часовню – это был великолепный случай подать ему прошение.

Зеркальная галерея всегда выглядела примечательно: её семнадцать оконных проёмов, выполненных в форме арки, выходят в сад, между ними находятся огромные зеркала, визуально увеличивающие пространство (всего галерея насчитывает 357 зеркал). Потолок чрезвычайно высок, около 10,5 метра, а само помещение имеет 73 метр в длину и 11 в ширину. Поскольку многие зеркала установлены напротив окон, то создаётся впечатление, будто галерея по обе стороны имеет окна. Интересно, что до 1689 года мебель здесь была сделана из чистого серебра, но потом была переплавлена на монеты, которыми покрыли военные расходы.

Большой Трианон

Замок в классическом стиле, облицованный розовым мрамором. Монархи использовали для самых разнообразных целей: начиная от встреч с фаворитками и заканчивая охотой.

Малый Трианон

Дворец являет собой переход от стиля рококо к классицизму и был построен по инициативе одной из фавориток Людовика XV, маркизы де Помпадур. Правда, она умерла за несколько лет до окончания строительства, а потому в нём обитала другая фаворитка, графиня Дюбарри. Когда королём стал Людовик XVI, он передал замок Марии-Антуанетте, где она отдыхала от дворцовой жизни (даже король не имел права прийти сюда без её разрешения).

Через некоторое время рядом с этим дворцом королева построила небольшую деревню с домиками из соломенной крыши, ветряной мельницей – словом, так как она себе представляла жизнь крестьян.

Парк и сады

Версальский дворец и парк – два неотделимых друг от друга понятия. Сады Версаля состоят из огромного числа террас, которые постепенно понижаются по мере удаления от замка. Занимают они площадь около ста гектаров, причём вся эта территория абсолютно ровная и найти на ней какой-нибудь небольшой холмик невозможно.

Здесь находится несколько дворцовых построек, среди них – Большой и Малый Трианон, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, французский павильон, грот, а также предусмотрены смотровые площадки, аллеи, скульптуры, система фонтанов и каналов, из-за которой сады Версаля прозвали «маленькой Венецией».

Сады и фонтаны Версаля

Неотъемлемая часть загородной резиденции короля – сады Версаля. Каждый монарх пересаживал их по своему вкусу, желая отразить свое эстетическое видение.

Огромный парк Версаля начинается у главного двора в виде множества ухоженных террас. Особенность версальских садов – это прекрасные бассейны и фонтаны, статуи и гроты, каскады и водоемы, призванные поразить представителей знати XVII века.

Версальский парк – это «сад разума» с четко спланированными аллеями и оранжереями. Все от травинки до каналов подвластно математической логике, определяющей точные координаты их расположения.

Вместо изгородей в парке – чарующие рощи с идеально подстриженными вековыми липами и дубами, кленами и каштанами, тополями, ясенем и буками. Площадь территории, где растет 350 000 деревьев, поистине королевская – 100 га.

Сады Версаля – это буйство красок круглый год. Король-Солнце не желал видеть увядающие цветы, поэтому им на смену всегда были подготовлены 2 миллиона горшечных свежих цветов. В крытых оранжереях выращивали круглый год вечнозеленые цитрусовые деревья и цветы.

Среди витиеватых дорожек, прудов и озер – бассейны и фонтаны. Версальские фонтаны никогда не включали все из-за дороговизны воды. Работали только те из 1400 фонтанов, которые видел король во время прогулок. Слуги вовремя переключали воду, чтобы король ни о чем не догадывался.

Самый грандиозный «Фонтан Латона», в центре которого Юная богиня Латона, родившая от Юпитера близнецов Аполлона и Диану. Из воды высовываются головы и спинки лягушек.

Бассейн «Аполлон» прославляет блистательного Аполлона, который в колеснице совершает вояж по небосводу. Фигура бога красоты покрыта позолотой, чтобы подчеркнуть солнечность Аполлона, с которым придворные поэты сравнивали Короля-Солнце.

Фонтан «Пирамида» представлен четырьмя мраморными чашами, стоящими друг на друге. Вода бьет из верхней чаши, стекая все ниже по очереди в каждую чашу.

По центру парка проходит водный канал – Гран Каналь длиной 150 и шириной 63 метра выполнен в виде бассейна крестообразной формы. Канал служил местом прогулок знати, здесь стояли яхты, каравеллы и венецианские гондолы.

Сады и парки Версаля, образующие единый комплекс, внесены в список всемирной организации ЮНЕСКО.

Дворцово-парковый ансамбль в Версале, история сооружения

Еще в 1624 г. королем Людовиком XIII здесь, рядом со старинной деревушкой Версаль, был заложен небольшой охотничий замок. В ту пору на месте будущего дворца стояла ветряная мельница, а вокруг расстилались поля и болота. В 1632—1638 гг. полюбившаяся королю загородная резиденция была коренным образом перестроена малоизвестным архитектором Филибером ле Руа (новый, П-образный в плане, дворец из кирпича и камня позже стал ядром огромного дворцового ансамбля). Наряду с постройкой замка началась разбивка большого парка.

После смерти Людовика XIII замок долгое время пустовал. Лишь в 1661 г. Версаль и его окрестности ожили вновь: по распоряжению короля Людовика XIV здесь началось сооружение новой королевской резиденции, которой предстояло затмить своим великолепием все дворцы Франции. Строительство велось на протяжении почти сорока лет, в несколько этапов; в нем приняли участие ведущие французские архитекторы той поры — Луи Лево, Франсуа Д’Орбе, Андре Ленотр, Жюль Ардуэн-Мансар, Робер де Котт. При этом каждый из них стремился к сохранению единого замысла. В результате в ближайших окрестностях Парижа вырос огромный дворцово-парковый ансамбль, на многие десятилетия ставший образцом для подражания. По образцу Версаля строились резиденции монархов и вельможных особ во многих странах Европы, включая Россию.

Вторая половина XVII в. — период развития классицизма во французской архитектуре. Версальский дворец стал наиболее характерным и ярким произведением этого стиля. Вдохновляясь творчеством Палладио и Виньолы, французские мастера создали истинный шедевр, являющий собой замечательный пример синтеза архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства.

Строительство Версаля началось в 1661 г. Перестройкой старого замка занимался Л. Лево (1612-1670), А. Ленотр (1613-1700) сооружал целый город из жилых и вспомогательных построек, где должны были разместиться многочисленный штат дворцовой прислуги и охрана. Население этого города должно было составить тридцать тысяч человек. Три его главных улицы-луча, идущих от Со, Сен-Клу и Парижа, сходились в одной точке: у стен королевского дворца. Эта планировочная идея родилась на сто лет раньше при перепланировке Рима архитектором Доменико Фонтана. Еще более грандиозное использование идеи «трезубца» нашло место в планировке Петербурга в первой половине XVIII в.

 В 1668—1671 гг. неузнаваемо преобразившийся замок окружили новые корпуса. Двор старого замка, получивший название Мраморного (он действительно вымощен плитами мрамора), сохранился до сегодняшнего дня. Весь ансамбль был перестроен таким образом, что стены корпусов, образующих Мраморный двор, сохранялись; стены же внешних фасадов замка в значительной степени были уничтожены. В результате этого западный, обращенный к парку фасад дворца увеличился почти втрое (сейчас его протяженность составляет 680 м). Южный и северный фасады тоже удлинились за счет пристройки двух изысканных по формам корпусов. В северной части была устроена парадная лестница Послов, а в южной — лестница Королевы.

Как купить билеты в Версаль?

Билет во дворец для взрослых стоит 18 €, детям до 18 лет и студентам ЕС до 26 лет — бесплатно. Вход в будние дни в сады бесплатный для всех. Каждый посетитель может совершенно бесплатно скачать приложение дворца с аудиогидом. Часть экскурсии доступна даже на русском языке.

Посещение отдельных зданий на территории парка и вход в сады в выходные дни, когда там проводятся шоу фонтанов, оплачиваются дополнительно. Можно приобрести билет с интересным вам комплексом развлечений. Билеты только на шоу фонтанов можно купить за 8-9 евро в кассах дворца, но в летний период к ним часто выстраиваются большие очереди. Кроме того, к оплате не принимаются наличные, а только карты и ваучеры.

Чтобы избежать стояния в очереди и отказа в визите из-за переполненности дворца, покупайте билеты онлайн из дома. Мы с радостью вам в этом поможем. Варианты наполнения билета ниже.

Простой билет в Версаль

В этот билет у вас будет включен только вход в Версальский дворец (в определенный день и время) и все бесплатные предложения, то есть аудиогид и сады в будние дни.

Версаль с посещением музыкальных садов и фонтанов

Многие путешественники едут в Версаль, чтобы посмотреть в большей степени фонтаны, нежели дворцы

Но важно знать, что работают фонтаны не круглосуточно и даже не каждый день. Точно будут работать все фонтаны по выходным, в июле и августе выходной в понедельник, в сентябре-октябре в понедельник и среду

Точное расписание включений фонтанов можно посмотреть на официальном сайте и в приложении.

Включено посещение дворца и усадьбы Трианон, посещение садов и аудиогид (не включено вечернее шоу). Выберите дату посещения в календаре ниже:

Фонтан Аполлона

На месте бассейна, где расположен фонтан, при первом строителе резиденции (Людовике 13) был выкопан пруд. Назывался он лебяжьим. Водились здесь лебеди, или нет, неизвестно. Но для сюжета фонтана прежнее название пришлось кстати: эти крылатые создания входили в свиту матери Аполлона. Бог едет на колеснице по небу, повторяя путь небесного светила: ведь именно Аполлон освещает землю. Но в угоду удачному построению композиции, движение повозки проходит совсем в другую сторону.

Зато рябь на воде, солнечный свет создают полное ощущение движения. Аполлон ведет колесницу вдоль большого канала, поэтому и движение бога бесконечно. Струи фонтана образуют лилию: геральдический символ монархов Франции. Центральный поток вырывается на 20 м, а боковые – всего на 15. Но и это впечатляет. Фонтан Аполлон описывал Лафонтен. Литератора потрясло одновременное сочетание огня и дыма, которые создают обычные струи воды.

Королевская часовня


Королевская часовня.

Королевская часовня Версальского дворца была построена в 1689 году. Благодаря яркому полу из разноцветного мрамора, гигантским скульптурам и великолепным картинам, она стала эталоном, на который ориентировались многие европейские церкви.

Согласно старинным религиозным поверьям, король Франции считался избранником Бога, поэтому монументальные колонны и изысканные алтари его часовни должны были отражать все божественное великолепие, которым Всевышний наградил монарха.

Сегодня часовня часто используется в качестве места проведения музыкальных концертов или частных мероприятий.

Адрес: Chapelle royale, Place Léon Gambetta, Версаль, Франция.

Конструктивные хитрости Версальского дворца

Основной сюжет барокканского классицизма прослеживается во всей архитектуре Версальского дворца. Причем заметно это не только во внешнем облике, но и в оформлении близлежащих парков и интерьера.

Масштабы строительной эпопеи впечатляют: строители работали на 67 000 кв.м., и это лишь одно помещение дворца! Пришлось установить 25 000 окон, соорудить 372 статуи, построить 67 лестниц. В парке версальского дворца работало 1 400 фонтанов.

Основное здание Версаля, получившее название «шато» в переводе означающее «дворец», великолепно. Во двор открывают вид уникальные врата, декорированные золотыми компонентами с изображением монаршей атрибутики. Очутившись во внутреннем дворе, туристы попадают в шато и затем роскошь удивительного парка. Целых семьсот комнат открывают окно в мир жизни монархов. 

Ключевой и самой грандиозной фигурой среди достопримечательностей постройки является Зеркальная галерея, представляющая собой просторный зал, сконструированный в формах барокко. В этом месте знать проводила приемы, устраивала великолепные балы. Королевская зала впечатляет богатством позолоченных элементов лепнины. Стены украшены величественной росписью. 

Но основной изюминкой галереи считается невероятно большое количество зеркал, специально созданных венецианскими мастерами.

Барокканский дизайн характеризуется иллюзорными, воздушными и легкими деталями. Особенно заметными эти детали становятся в Зеркальной галерее с семнадцатью панорамными окнами, против коих размещены зеркала-гиганты. Благодаря такой конструкции проекта лучи, игриво отскакивающие от зеркальной поверхности, окунают помещение в благодатный свет. Границы пространства визуально размываются, и человек оказывается в бесконечности огромного пространства.

Невозможно проигнорировать и другие не менее уникальные постройки Версальского ансамбля. Туристов поражает великолепием ферма Марии-Антуанетты. Невероятно красиво в Большом и Малом Трианоне. Ценителям живописного мастерства удается сполна насладиться роскошеством сотен произведений искусства, бережно хранимых в аристократических залах с их помпезностью. Гигантские полотна, написанные маслом, филигранно выполненные каменные статуи и искусно созданные  мебельные предметы буквально погружают в сказку. Некоторые дворцовые залы именуются в честь богинь, к примеру, зал Венеры, Марса или Меркурия.

Фантастический вид дарят окна Версальского дворца на парковые композиции. Туристы ежегодно могут любоваться необычными садами, простирающимися на многие километры. Кроме того, добавляет ярких впечатлений гамма красивых террас, созвучных с тишиной искусственных водоемов и журчащей мелодией фонтанов. Геометрический абсолют, созданный в рамках паркового ландшафта, дарит невероятные ощущения. Помимо традиционной для страны растительности, на территории уютно чувствуют себя и тропические плодовые деревца. 

Чудеса на прелестях сада не заканчиваются. Далее туристам предлагают полюбоваться густыми парковыми насаждениями, среди которых можно отдохнуть на уютных скамейках. Лесопарковая территория содержит фонтаны, образующие единую гармонию. Среди них самый известный «Фонтан Латона», популярный у путешественников благодаря орнаменту позолоченных деталей, поблескивающих на солнце. Композиция действительно выглядит завораживающе особенно в солнечный день, когда солнце говорит с водой, оформляя фонтанные пространства прозрачностью водных дуг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector