10 причин посетить версальский дворец
Содержание:
- Дворцово-парковый ансамбль в Версале, история сооружения
- Интересные факты
- Поезд RER линия «C»
- Парк версальского дворца
- Версальский дворец
- Строительство дворца
- Сады и парк
- Первые реформы: от хижины до дворца
- Церковь Богородицы
- Известные люди
- Сады Версаля
- Хитрые фонтаны
- Зеркальная галерея
- Версальский дворец
- Строительство Версальского Дворца под руководством Людовика XV
- Большой дворец
- Рекомендуем для туристов:
- Большой Трианон
- Режим работы в 2019 г.
Дворцово-парковый ансамбль в Версале, история сооружения
Еще в 1624 г. королем Людовиком XIII здесь, рядом со старинной деревушкой Версаль, был заложен небольшой охотничий замок. В ту пору на месте будущего дворца стояла ветряная мельница, а вокруг расстилались поля и болота. В 1632—1638 гг. полюбившаяся королю загородная резиденция была коренным образом перестроена малоизвестным архитектором Филибером ле Руа (новый, П-образный в плане, дворец из кирпича и камня позже стал ядром огромного дворцового ансамбля). Наряду с постройкой замка началась разбивка большого парка.
После смерти Людовика XIII замок долгое время пустовал. Лишь в 1661 г. Версаль и его окрестности ожили вновь: по распоряжению короля Людовика XIV здесь началось сооружение новой королевской резиденции, которой предстояло затмить своим великолепием все дворцы Франции. Строительство велось на протяжении почти сорока лет, в несколько этапов; в нем приняли участие ведущие французские архитекторы той поры — Луи Лево, Франсуа Д’Орбе, Андре Ленотр, Жюль Ардуэн-Мансар, Робер де Котт. При этом каждый из них стремился к сохранению единого замысла. В результате в ближайших окрестностях Парижа вырос огромный дворцово-парковый ансамбль, на многие десятилетия ставший образцом для подражания. По образцу Версаля строились резиденции монархов и вельможных особ во многих странах Европы, включая Россию.
Вторая половина XVII в. — период развития классицизма во французской архитектуре. Версальский дворец стал наиболее характерным и ярким произведением этого стиля. Вдохновляясь творчеством Палладио и Виньолы, французские мастера создали истинный шедевр, являющий собой замечательный пример синтеза архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства.
Строительство Версаля началось в 1661 г. Перестройкой старого замка занимался Л. Лево (1612-1670), А. Ленотр (1613-1700) сооружал целый город из жилых и вспомогательных построек, где должны были разместиться многочисленный штат дворцовой прислуги и охрана. Население этого города должно было составить тридцать тысяч человек. Три его главных улицы-луча, идущих от Со, Сен-Клу и Парижа, сходились в одной точке: у стен королевского дворца. Эта планировочная идея родилась на сто лет раньше при перепланировке Рима архитектором Доменико Фонтана. Еще более грандиозное использование идеи «трезубца» нашло место в планировке Петербурга в первой половине XVIII в.
В 1668—1671 гг. неузнаваемо преобразившийся замок окружили новые корпуса. Двор старого замка, получивший название Мраморного (он действительно вымощен плитами мрамора), сохранился до сегодняшнего дня. Весь ансамбль был перестроен таким образом, что стены корпусов, образующих Мраморный двор, сохранялись; стены же внешних фасадов замка в значительной степени были уничтожены. В результате этого западный, обращенный к парку фасад дворца увеличился почти втрое (сейчас его протяженность составляет 680 м). Южный и северный фасады тоже удлинились за счет пристройки двух изысканных по формам корпусов. В северной части была устроена парадная лестница Послов, а в южной — лестница Королевы.
Интересные факты
Волшебный дворец Версаль — воплощение роскоши и удовольствия. Столь совершенным его сделали таланты художников и архитекторов, которые занимались строительством дворцом.
Среди самых важных фактов следует выделить следующие:
- Людовик XIV опасался различных заговоров против него. Он приказал архитекторам провести по всему замку потайные ходы, о которых знал и добраться мог только он.
- В Версальском дворце не было туалетов. Для королевской семьи использовались передвижные кабинки. А вот придворные дамы и господа ходили по нужде куда придется. Частым местом общественных туалетов становились лестницы. Но когда запах, становился слишком сильным, то королевская семья переезжала в другое место. А прислуга оставалась отмывать резиденцию.
- В версальских садах было множество фонтанов. Но из-за дороговизны воды их все никогда не включали. Работали только те фонтаны, которые были в видимости короля. За этим следили специальные люди, которые вовремя переключали воду в фонтанах, чтобы он ни о чем не догадался.
- Одной из причин постройки Версаля стало то, что когда король побывал в гостях у своего министра по финансам Фуке, он увидел его роскошный дворец в стиле барокко, превосходящий по красоте его резиденции в Лувре. Это сильно задело достоинство монарха, и он решил построить самый роскошный и большой дом в Европе. В тот же вечер король призвал лучших архитекторов Европы и поручил строительство дворцового комплекса. А министр финансов Фуке по неизвестным причинам был арестован.
- Из-за быстрого строительства и недостатка средств в строительстве дворца были совершены ошибки. Например, множество каминов не функционировали, а являлись частью виртуальных декораций комнат. А установка оконных и дверных рам, была произведена с большими зазорами, из-за чего во дворец очень холодно в зимнее время года.
Версальский дворец в Париже пользуется популярностью среди туристов, приезжающих на экскурсию. Ежедневно его посещают более 5 000 человек, а купить входной билет совсем несложно.
Поезд RER линия «C»
Маршрут поезда RER C проходит через центр Парижа, где есть несколько остановок RER (Champ de Mars Tour Eiffel, Pont de l’Alma, Invalides, Musée d’Orsay, St Michel Notre Dame, Gare d’Austerlitz, Bibliothèque François Mitterrand), до которых легко доехать для пересадки с линий метро и других видов транспорта. Схему линии RER C и информацию о пересадках можно посмотреть здесь. На схеме видно, что RER C имеет довольно сложную разветвленную конфигурацию, и неопытный турист легко может уехать в неправильном направлении. Поэтому перед поездкой на поезде RER C полезно будет ознакомиться со схемой и найти правильную станцию для пересадки. При посадке в поезд убедитесь, что он едет до нужной станции — Versailles Château Rive Gauche.
Время в пути от центра Парижа — примерно полчаса, цена билетов до Версаля (2017 год) — 7,10 евро (туда — обратно). Поездку лучше оплачивать сразу туда и обратно, чтобы не терять время в очереди на обратном пути. Отдельно покупать билеты на метро не требуется. По этим же билетам можно ехать в метро до пересадки на RER и после пересадки.
От станции Rive Gauche до Дворца надо будет пройти пешком (схема 1) около одного километра (10 минут ходьбы).
В 2017 году на линии RER C проводятся ремонтные работы, поэтому перед поездкой надо проверять на сайте www.transilien.com, как работает линия.
Парк версальского дворца
Рекомендовать место
6
3
Королевский город Версаль находится в 20 километрах к юго-западу от Парижа. Город больше известен как Версальский дворец, потому что представляет собой огромный дворцовый комплекс, возведенный Людовиком XIV. Еще с конца XVII века Версальский дворцово-парковый ансамбль является показательным образцом для резиденций европейской аристократии. Также парк и дворец в 1979 году были включены в список ЮНЕСКО. Это одно из самых популярных туристических мест во Франции.
Очень интересен парк Версальского дворца. Он является регулярным парком, потому что имеет геометрически правильную, симметричную планировку. Регулярный парк Версальского дворца считается одним из наиболее значимых в Европе. Состоит он из большого количества террас, которые постепенно снижаются по мере удаленности от Версальского дворца. Все в парке – газоны, бассейны, клумбы, фонтаны, является логическим продолжением архитектурного стиля самого дворца. Помимо оранжерей и аллей, в парке находится несколько дворцеобразных построек. Версальский парк отражает целостность замысла и гармонии архитектуры и ландшафта Версальского дворца.
Версальский дворец
Рекомендовать место
11
1
Версаль строили под руководством Людовика XVI c XVIII века. Позже ансамбль становится художественно-архитектурным памятником царизма. Он является крупнейшим в Европе и выделяется уникальной полнотой замысла, единством архитектурных форм и измененным ландшафтом.
Начиная с конца XVII века, Версаль являлся идеальной резиденцией для торжественных загородных приемов европейских монархов и аристократии.
До Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. Открылся для публики и признался музеем в 1801 году, а в 1830 году в музейную территорию вошел весь архитектурный комплекс Версаля, также, в скором времени, всего через 7 лет в ансамбле открыли музей истории Франции.
В Конце XX века Версаль с прилегающей территорией был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно в Версале произошло множество важнейших событий французской и мировой истории. Здесь в XVII веке подписывали немало международных договоров, даже договор, заканчивающий Войну за независимость США. Также здесь Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина. А в XIX веке, после падения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, захваченном германскими войсками, было объявлено создание Германской империи. В 1919 году заключили мирный договор, который завершил Первую мировую войну и положил начало Версальской системе послевоенных международных отношений.
Строительство дворца
Строительство дворца началось в 1661 г. и в работах было задействовано более 30 тыс. строителей (чтобы увеличить количество рабочих, Людовик запретил всё частное строительство в окрестностях города, а в мирное время на стройку отправляли солдат и матросов). Несмотря на то, что во время строительства экономили буквально на всём в итоге была потрачена огромная сумма денег – 25 млн. лир или 19,5 тонны серебра (почти 260 млрд. евро). И это, притом, что строительные материалы королю продавали по самым низким расценкам, а расходы исполнителей, если те превышали смету, не оплачивались.
Несмотря на то, что официально он был открыт в 1682 году, строительные работы на этом не остановились, и дворцовый комплекс постоянно разрастался за счёт возведения новых зданий вплоть до французской революции 1789 года. Первым архитектором этого уникального памятника архитектуры стиля барокко являлся Луи Лево, которого впоследствии сменил Жюль Ардуэн-Монсар. За оформление парков, которое проводилось одновременно с возведением дворца, отвечал Андре Ленотр, а за внутреннюю отделку – королевский живописец Лебрен.
Параллельно с этим шли работы в садах. Учитывая, что Людовика XIV называли «королём-солнце», Ленотр так спланировал парк Версаля, чтобы его аллеи, если смотреть на них с верхних этажей дворца, расходились из центра, подобно солнечным лучам. На начальном этапе работ нужно было вырыть каналы и построить водопровод, который изначально предназначался для подведения воды к фонтанам и искусственным водопадам.
Учитывая, что обеспечить водой нужно было более пятидесяти фонтанов и прудов, работа эта была непроста – и акведука, который изначально был построен, оказалось недостаточно. В конце концов, после многочисленных проб и попыток была создана гидравлическая система, в которую вода поступала из протекающей неподалёку Сены.
Людовик XIV умер, не достроив своё строение, в 1715 году, а после его смерти Людовик XV, которому исполнилось тогда лишь пять лет, а с ним и весь двор на какое-то время уехал в город Париж. Правда, пробыл он там недолго, через семь лет возвратился в Версаль и через некоторое время приказал продолжить строительные работы.
Одним из существенных изменений, которые он внес в планировку, являлся снос Лестницы послов, единственной церемониальной дороги, ведущей в Большие Королевские покои – это он сделал для того, чтобы соорудить комнаты для своих дочерей. Он завершил работы над оперным залом и по настоянию своей фаворитки мадам Помпадур построил Малый Трианон.
В последние годы жизни Людовик XV занялся реконструкцией фасадов: по одному проекту это должны были быть работы со стороны внутренних дворов замка, по-другому – предполагалось создать фасады в классическом стиле со стороны города. Надо заметить, что этот проект длился чрезвычайно долго и был завершён лишь в конце прошлого века.
Сады и парк
Сады и парк.
К западу от дворцового комплекса раскинулись королевские сады в изящном французском стиле, они появились тут в период с 1661 и 1700 года.
Сады прославились на весь мир благодаря своим аккуратным террасам и цветникам, дорожкам с высаженными вдоль них деревьями, а также многочисленным прудам и фонтанам.
Четыреста с лишним статуй из мрамора, бронзы и свинца были изготовлены самыми талантливыми скульпторами эпохи. Сады «Малого Трианона» (Jardins du Petit Trianon), оформленные в английском стиле, выглядят более провинциально. Тут когда-то любила проводить время сама Мария-Антуанетта.
Адрес: Parterre de Latone, Версаль, Франция.
Первые реформы: от хижины до дворца
Поскольку монархи всегда отличались непостоянством, жаждой перемен, а стремление к роскоши у них в крови, уже в 1632 г. к территории короля присоединяются земли Гонди, что позволяет значительно расширить охотничье поместье. К зданию присоединяется 4 башни, 2 дополнительных крыла и закрывающая вход стена. В качестве оборонительных мер вокруг вырастает стена и появляется ров, и теперь это не просто домик для отдыха, а настоящий укрепленный замок, готовый вскоре превратиться в королевскую резиденцию.
Дворец Версаль в Париже
Людовик XIV – сын предыдущего монарха, оказался более честолюбивым, и в 1661 г. приступает к реконструкции своего наследия, а затем окончательно переезжает в него. Его стремление проявить себя понятно, ведь слишком долго бразды управления государством находились в цепких руках его матери Анны Австрийской и министра – кардинала Мазарини.
Другая причина, почему король-солнце решает сделать Версальский дворец центром правления страной, это фронда 1648-1653 г.г., после которой монарх почувствовал себя в Париже не слишком комфортно.
Вдохновением на строительство прекрасного королевского дворца послужила шикарная резиденция министра финансов Фуке – Во-ле-Виконт. В 1661 году министра арестовали, его имущество конфисковали, а троица зодчих, работавших над его шато, была нанята Людовиком XIV с условием, чтобы его хоромы стали в сто раз лучше.
Церковь Богородицы
Нотр-Дам Версаль – приходская церковь, которая одновременно служила и домой церковью владельцев дворца. В ней венчались Людовик 14, Людовик 15 и Людовик 16, причащались и отпевались. Записи о венчании, рождении и смерти членов королевской фамилии делались в приходских книгах собора. Автор проекта – Жюль Ардуэн-Мансар. Он разработал здание в модном (по тем временам) стиле французского классицизма. Строительство шло быстро: от закладки первого камня до освящения собора прошло около 2-х лет.
Но при взгляде на Нотр-Дам Версаль остается странное впечатление: собор выглядит слишком прижатым к земле. Это не ошибка архитектора: Людовик 14 ввел запрет на высоту окрестных зданий, чтобы не портить панораму, открывающуюся из окон своей резиденции. В 18, 19 и 20 веках проводились реставрационные работы, добавлялись новые детали фасадов и интерьеров. Последняя переделка касалась главного алтаря: его заменили в 1999 году.
Известные люди
- Филипп V Испании (1683–1746), король Испании
- Шарль-Мишель де л’Эпе (1712–1789), филантропический педагог
- Луи-Огюстен Рише (1740–1819), певец и композитор
- Лазар Оче (1768–1797), генерал
- Жорж Пфайффер (1835–1908), композитор и пианист
- Леони Яне (1867–1950), актриса
- Ив Брайер (1907–1990), художник
- Элен Буше (1908–1934), пилот
- Альберт Мальбуа (1915–2017), римско-католический епископ
- Жан-Франсуа Лиотар (1924–1998), философ
- Стефан Одран (1932–2018), актриса
- Жоэль Мелин (1950 г.р.), политик
- Марин Джахан (1959 г.р.), танцовщица
- Бруно Подалидес (1961 г.р.), писатель, режиссер и актер
- Мишель Гондри (1963 г.р.), режиссер фильмов и видеоклипов
- Стефан Франке (1964–2011), франко-немецкий спортсмен
- Жан-Бенуа Дункель (1965 г.р.), музыкант
- Мабрук Эль Мехри (1976 г.р.), режиссер, сценарист и актер
- Томас Марс (1977 г.р.), рок-музыкант
Сады Версаля
Версальские сады спроектировал ландшафтный дизайнер Андре Ленотр. Его центральная ось – Большой канал протяжённостью 1,6 км, в котором отражается заходящее вечернее солнце. Он пересекается Малым каналом длиной 1 км. Вдоль каналов расположены деревья, цветочные композиции, статуи, клумбы, озёра. Регулярный парк состоит из многих террас, понижающихся с удалением от дворца. Парковая часть садов получила название «маленькой Венеции».
Панорама парка
В рощах и аллеях летом проходили балы на свежем воздухе. Зимой часть растений переносили в оранжерею. Многие из 1400 фонтанов – настоящие произведения искусства. Самые известные фонтаны – Латона и Нептун.
Фонтан Латона
В специальные дни, именуемые Grandes Eaux Musicales, 99 водных струй Bassin de Neptune участвуют в 10-минутном представлении, начинающемся в 17 часов 20 минут.
Фонтан Нептуна
Попытки копирования великолепных версальских садов начались ещё на стадии их строительства. Но они не удались никому из европейских монархов.
Версальский дворец можно посетить ежедневно, кроме понедельника, с 9 до 17:30–18:30 часов. А парк открыт с 8–9 до 17:30–20:30 в зависимости от месяца.
Хитрые фонтаны
Экономили не только на постройке дворца, но и на содержании фонтанов. В архиве королевского дома хранится записка мастера Дени, который дает советы мальчишкам-подмастерьям, как действовать, когда в саду прогуливается король. Воды всегда не хватало, но хитрый Дени смог устроить все так, чтобы монарх думал, что фонтаны работают бесперебойно: «Если Его Величество появится со стороны пруда, воду следует подать в Пирамиду, на Водяную аллею и в Дракона.
Необходимо принять все меры, чтобы они били наилучшим образом, доколе находятся в поле зрения короля. Убедившись, что Его Величество скрылся из виду, мальчик, что дежурит у Пирамиды, должен оставить здесь лишь столько воды, чтобы ее хватило на «водяное полотнище». Именно сады Версаля вдохновили Петра I построить собственный дворцовый комплекс в Петергофе.
Зеркальная галерея
Зеркальная галерея является настоящей изюминкой Королевского дворца в Версале. Она была обустроена во временна Короля Солнце. Тогда она называлась просто Большой галереей. Функцией этой галереи было соединение покоев короля и королевы, но позже здесь также происходили важные дипломатические события. Король часто принимал в галерее послов, чтобы продемонстрировать им на примере одного места всю роскошь Версальского дворца.
Нужно заметить, что несмотря на нынешнее пышное убранство галереи, способное поразить своим богатством всех и каждого, раньше галерея была еще более роскошной. Но когда наступили тяжелые времена, король вынужден был переплавить много серебряных элементов интерьера на монеты, чтобы у страны была возможность содержать армию.
Версальский дворец
Большой Château de Versailles был построен во второй половине XVII в. по проекту архитекторов Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара и художника Шарля Лебрена.
Вид на Версальский дворец из парка
Первое строение на месте нынешнего Мраморного двора Версальского дворца – небольшой охотничий домик Людовика XIII, сооружённый в 1623 г. После покупки версальского поместья у парижского архиепископа прилегающая к домику королевская территория существенно расширилась.
Мраморный двор Версальского дворца
Несколько лет Фронды в середине XVII в. побудили короля Людовика XIV инициировать превращение скромного охотничьего домика в великолепный королевский Дворец в стиле классицизма. Более основательной причиной современники называли зависть короля к увиденному им роскошному дворцу Во-ле-Виконт своего министра финансов Николя Фуке. Арестовав министра, король тут же нанял его архитекторов и художника, упомянутых выше. Правда, официальной причиной ареста были финансовые злоупотребления Фуке.
Постройка версальского дворца велась в промежутках между войнами, в которых участвовал Людовик XIV. В результате во дворце появились 3,5 тысячи комнат и залов, занявших 6 га. На прилегающей территории в 800 га были осушены болота и основан красивый сад.
Король перенёс свою резиденцию из небезопасного Лувра, после чего Версальский дворец стал политическим центром Франции. В нём постоянно проживало шесть тысяч приближённых к королю дворян, причём покидавшие дворец лишались своих должностей и привилегий. Так король контролировал своих высокопоставленных подданных.
Масштабные проекты короля потребовали огромных затрат – физических и финансовых. Райскую жизнь для аристократов создавали 30 тысяч строителей, большую часть которых составляли вчерашние крестьяне. Истраченные за полвека строительства средства оцениваются в современные 260 миллиардов евро! Такая расточительность стала одной из причин падения французской монархии столетие спустя. Ещё через полтора века Версальский дворец, благодаря огромному туристическому потоку, станет серьёзным источником национального дохода.
Для сокращения огромных расходов при строительстве пришлось жертвовать функциональностью. Внешне роскошный дворец был малопригодным для жизни, особенно в холодное время года. Половина дворцовых каминов не работала, в дверях и окнах были зазоры, а залы насквозь продувались сквозняками. Во время прогулок короля по парку вода подавалась только в те фонтаны, мимо которых он проходил. Трудно поверить, но во дворце вообще не было туалетов. Король и королева пользовались передвижными кабинками, а придворные выполняли долг перед природой, где придётся. Возможно, поэтому придворных обязали обильно пользоваться духами.
В Шато находятся залы, салоны и спальни, потолок и стены которых украшены фресками, картинами, скульптурами, коврами, золочёной бронзой и тонированным стеклом. Названия салонов носят имена греческих богов. В качестве своего тронного зала «король-солнце» выбрал салон Аполлона (бога солнца). Здесь принимались иностранные делегации, а по вечерам устраивались танцы и представления.
Тронный зал
Самым известным помещением является Зеркальный зал (галерея) площадью 803 м2, занимающий существенную часть фасада, выходящего в сад. Он отражается в 357 зеркалах зала, расположенных напротив 17 окон, создавая иллюзию их наличия с обеих сторон. Кроме зеркал, в зале множество золочёных светильников, хрустальных люстр, ваз и торшеров. На потолке изображены 30 сюжетов, относящихся к первым 18 годам правления Людовика XIV.
Зеркальный зал
Зеркальная галерея вошла в историю франко-немецких отношений. Именно в ней разместился штаб армии, победившей во франко-прусской войне, и было провозглашено создание Германской империи. Но времена переменились: по окончании Первой мировой войны в Зеркальной галерее был подписан Версальский договор с побеждённой Германией.
В настоящее время в Зеркальном зале в высокий сезон воссоздаются средневековые балы.
Бал в Зеркальной галерее
Другие известные помещения – салоны Дианы и Войны, Оперный зал, спальни короля и королевы.
Многие европейские дворцы были сооружены под несомненным версальским влиянием. Речь, в частности, идёт о потсдамском Сан-Суси, венском Шёнбрунне, петергофских, гатчинских и других дворцах.
Строительство Версальского Дворца под руководством Людовика XV
К моменту, когда после смерти короля-солнце в 1715 г. на трон взошел пятилетний Людовик XV (по прозвищу Возлюбленный), Версальский дворец уже впечатлял величественной архитектурой, обширными площадями и царским внутренним убранством. Посетивший в 1717 г. Францию Петр I не скрывает восторга от увиденного и, рассматривая особняк с прилегающим к нему парком, загорается идеей построить нечто подобное в Петербурге.
Версаль
При Возлюбленном с архитектурным комплексом тоже происходят значительные перемены, хотя и не столь колоссальные, как при его родителе.
Первое, что он сделал, это завершил салон Геркулеса. При нем также появились Покои Мадам, Дофина и его жены, а еще Малые Покои Короля на нижнем, втором и третьем уровнях.
Примечательными его достижениями были признаны завершенные Малый Трианон, зал Оперы и демонтаж Лестницы Послов, ведущей в Большие Королевские Покои, ради обустройства на ее месте комнат принцесс.
Что касается парка, то в отличие от Людовика XIV, его сын немного уделял внимания парку, и единственным существенным его элементом стал бассейн Нептуна, построенный в 1738-1741 годах. Радикальные перемены в парковой зоне произошли уже при Людовике XVI, поскольку за сотню лет деревья успели засохнуть, а необходимость в омоложении зеленых насаждений потянула за собой новые грандиозные дизайнерские идеи.
Кульминацией новаторских идей в последние годы его правления стало переоборудование помещений по совету ведущего зодчего Габриэля – со стороны города фасад должен был принять классический вид. Работы по этому проекту продолжались вплоть до ХХ столетия.
Большой дворец
После смерти Людовика XIII маленький замок долго пустовал. За его сына Людовика XIV, ещё совсем ребёнка, долгое время правили его мать Анна Австрийская и первый министр — кардинал Мазарини
Подросший будущий «король-солнце», чудом переживший гражданскую войну — Фронду, хорошо понимал, что должен сконцентрировать власть в своих руках, но предпочитал действовать с предельной осторожностью. Дождавшись смерти Мазарини в 1661 году, Людовик XIV объявил, что начинает править лично, без первого «министра
В том же году был арестован министр финансов Николя Фуке, наживший себе на этой должности колоссальное состояние. Как раз к этому времени Фуке завершил строительство личной резиденции Воле-Виконт. Восхитительной красоты дворец был конфискован, а находившийся под впечатлением Воле-Виконта король решил привлечь его создателей к строительству и своего нового дворца. Это были первый королевский архитектор Луи Лево, специалист по планировке и посадке садов и парков Андре Ленотр, а также известный художник по интерьерам и теоретик искусства Шарль Лебрен. Осталось лишь выбрать место для строительства резиденции. После долгих раздумий и сомнений выбор Людовика XIV, казалось, пал на Венсен, но затем неожиданно он сделал выбор в пользу Версаля с его охотничьим домиком. При этом Людовик-сын решил, что маленький замок строители должны сохранить. Лево учёл все пожелания короля и приготовил проект, согласно которому старый охотничий замок с одной стороны оставался неприкосновенным, а с трёх других обрастал современными для той эпохи корпусами, как бы оказываясь заключённым в каменный конверт. Королю идея понравилась, и Лево руководил строительством Версаля до самой своей смерти, последовавшей в 1670 году. Одновременно он работал в парке над сооружением Зверинца и Оранжереи, которые для короля были и прихотью, и радостью. В главном Шато находились приёмные залы Больших королевских покоев, убранство которых было посвящено античным богам. Символический смысл этого заключался в прославлении добродетелей «короля-солнца» и его семейства, а расчёт был сделан на быструю смену впечатлений при движении. Самый продолжительный путь — к королевской спальне — вёл через залы Венеры, Дианы, Марса, Меркурия, Аполлона и дальше в зал Войны, Зеркальную галерею и зал «Бычьего глаза». По этой анфиладе нарядных помещений можно было пройти и в капеллу. В этих покоях королевская семья и придворные три раза в неделю собирались вечерами для развлечений. В такие вечера правила придворного этикета смягчались, и король, находясь среди гостей, стремился быть радушным хозяином. Наиболее впечатляющим помещением в Большом Версальском дворце является Зеркальная галерея. Это целый проспект длиной 73 метра и шириной 10,5 метра. Здесь отмечались дни рождения короля, совершались бракосочетания, устраивались балы, здесь принимали иностранных послов. Зеркальная галерея ошеломляет и размерами, и пропорциями, и колоритом, и расточительной роскошью убранства, а в ясные солнечные дни ещё и переизбытком света и воздуха. При её украшении расчёт сознательно был сделан на то, чтобы именно ошеломить роскошью и великолепием. Стену галереи со стороны парка по всей высоте прорезают 17 окон, а 15 ниш напротив них заполнены зеркалами, которые отражают парк, небо и водоёмы, расширяя пространство зала. Роспись Зеркальной галереи была поручена Шарлю Лебрену, который сумел в монументальном стиле воздать славу королю. В дни праздников здесь в сверкающих серебряных и хрустальных люстрах зажигались мириады свечей, которые множились на глазах, отражаясь, как и все остальное, в зеркалах. Когда-то галерею украшали ещё и апельсиновые деревья, посаженные в огромных серебряных вазах. Здесь же стояла массивная серебряная мебель, изготовленная по эскизам Лебрена. Столы из литого серебра украшала столь тонкая чеканка, что стоимость её во много раз превышала стоимость самого материала.
Знаете ли вы что…
В дворце Большой Трианон помимо Петра I останавливался ещё целый ряд российских лидеров. В 1971 году это был Леонид Ильич Брежнев, в 1986-м — Михаил Сергеевич Горбачёв, в 1992-м — Борис Николаевич Ельцин.
Рекомендуем для туристов:
✓Tripster — крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.
✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.
✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.
✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.
✓Airbnb.ru — самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.
✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.
✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.
Большой Трианон
Как уже говорилось ранее, главной достопримечательностью Версаля является его Королевский дворец. И многие туристы приезжают в город именно из-за него, при этом упуская из виду еще один дворец, который достоин внимания не меньше. Большой Трианон находится всего в двух километрах от Версальского дворца и сюда легко можно добраться пешком или же на специальном туристическом поезде.
Парково-архитектурный ансамбль этого дворца составляют ухоженные аллеи, фонтанчики, многовековой сад и многое другое, что делает этот дворец идеальным местом для прогулок в знойный день и не только.
Режим работы в 2019 г.
Все стремятся в Версаль чтобы посмотреть фонтаны. Но в отличие от Петергофа, фонтаны Версаля работают только в определенные дни и часы в летний период (). В эти же дни наблюдается особенно большое количество туристов во дворце. Поэтому если Вы уже видели фонтаны и хотите посетить только дворец, то лучше выбирать дни когда фонтаны не работают.
Если Вы хотите посмотреть в один день фонтаны и дворец, то лучше покупать билет «Passport» на заранее. Иначе Вам надо будет отстоять две очереди — в кассу и непосредственно во дворец, что займет не менее двух часов.
Обратите внимание, что большинство фонтанов работают только один час утром и 2,5 часа вечером. Чтобы успеть осмотреть их все (пока их не выключили) надо иметь довольно хорошую физическую форму, поскольку они находятся довольно далеко друг от друга
Также рекомендуем запастись заранее электронной оффлайн картой на смартфон, чтобы быстро передвигаться между фонтанами, а также выбрать те, которые Вам наиболее интересны. Билет «Passport» дает право только на один проход в парк. То есть посмотреть фонтаны с утра, потом дворец, а потом вернуться в парк не получится (без доплаты).
Наиболее безумные толпы народу в субботу и воскресенье между 12:00 и 15:30. В это время дворец наполнен туристами из Азии, которые ведут себя очень нагло. Плотность посетителей близка к московскому метро в час пик. Поэтому дворец лучше смотреть утром или вечером, а еще лучше — в будние дни.
Посещение парадных залов дворца займёт около двух часов. Прослушивание всего аудиогида по дворцу может растянуться на день. На осмотр самых красивых фонтанов Версаля можно отвести 3 часа, а чтобы обойти все уголки парка, включая Трианон и музей карет — целый день.
- В летний период (с 1 апреля по 31 октября)
- Дворец
- С 9:00 до 18:30, касса закрывается в 17:50
- Выходной день понедельник
- 1 мая музей не работает
- Парк (главный вход)
-
Фонтаны Версаля летом 2019 года включают:
- с 6 апреля по 27 октября по субботам и воскресеньям 11:00–12:00 и 15:30–17:00
- с 21 мая по 25 июня по вторникам, а также: 19 апреля, 8 мая, 30 мая и 15 августа 11:00–12:00 и 14:00–16:00
- Дворец
- В зимний период (с 1 ноября по 31 марта)
- Дворец
- С 9:00 до 17:30, касса закрывается в 16:50
- Выходной день понедельник
- 1 января и 25 декабря музей не работает
- Парк (главный вход)
- Ежедневно с 8:00 до 18:00. Последний вход в 17:30. Может быть закрыт во время снегопадов и сильных ветров
- Фонтаны в зимний период не работают!
- Дворец