Дом инвалидов и могила наполеона

Музеи

В начале XX столетия Место призрения отставных солдат приобрело статус музейного объекта. Его коллекции включают в себя более пятисот тысяч экспонатов, связанных с важными эпохами истории Франции, а также с политической, общественной и военной жизнью государства.

Музей армии

Мировую славу этот музей, созданный в 1905 году, снискал тем, что на сегодняшний день является владельцем третьей в мире по количеству экспонатов коллекции доспехов и оружия. Экспозиции разделены на оружейную и историческую части, залы также разбиты по категориям.

Галереи Оружейного помещения представляют собой выставку рыцарского обмундирования. Многие доспехи выглядят так, словно их обладатели только вчера вернулись из боя. В вестибюле выставлены предметы вражеского арсенала, в том числе образцы российского оружия. Здесь же экспонируются знамена и флаги, самые древние из которых воспроизведены по сохранившимся картинам. Особое место отведено вооружению стран Востока: Персии, Японии, Китая и Индии.

Исторический зал вызывает восхищение интерьером — потолок задрапирован шатром, до 1900 года принадлежавшим китайской императрице. Витрины хранят личные вещи Наполеона: его мундиры, мебель, походную шкатулку, чучела любимой лошади и собаки. Здесь выставлен один из самых ценных экспонатов — посмертный слепок лица великого полководца.

Музей Ордена освобождения

Орден освобождения — это одна из важнейших государственных медалей. В ноябре 1940 года генерал Шарль де Голль наградил сторонников движения за независимость Франции, добровольно вставших на защиту страны, отличительным знаком — прямоугольным бронзовым щитом (30х33 мм) с выгравированным лотарингским крестом. Высочайшей награды удостоилось 1061 человек, среди них — шесть женщин.

История ордена и его кавалеров стала основой создания Музея, расположенного на площади 1 тыс. м2. Экспозиции знакомят посетителей с оружием, знаменами, документами, рациями и обмундированием членов братства. В шести залах и трех галереях собрано 4 тыс. оригинальных предметов.

Музей Шарля де Голля

Музей Шарля де Голля является самым молодым в Доме — его открытие датируется 2008 годом. Коллекция экспонатов, размещенных на площади 2 500 м2, полностью интерактивна. Экскурсантов встречает зал, стены которого украшены 80 портретами первого президента Пятой республики, далее, в сферической комнате, гостям предлагается просмотр фильма об этом выдающемся политическом деятеле. Картина демонстрируется на восьми языках.

Личные вещи де Голля, рукописи и награды, анимированные архивы и исторические документы, полиэкраны, видеоматериалы, общая продолжительность которых превышает 20 часов, — все это захватывает туристов с первых минут знакомства. Помещения выстроены здесь по кругу, посетители сами выбирают наиболее интересующий их маршрут.

Музеи Большого дворца

На фронтоне Гран Пале можно прочитать: «Здание посвящается Республикой славе французского искусства». Но что сразу бросается в глаза, это венчающие оба хода медные квадриги, придуманные Жоржем Ресипоном. Та, что обращена к Елисейским полям, называется «Бессмертие, обгоняющее время», а на Сену смотрит «Гармония, побеждающая раздор».

Музей Большого Дворца

Внутри посетители могут побывать в двух музеях. Отправившись в западное крыло, попадете в Музей изобретений и новаторских находок. В северной части здания удивительные экспонаты представляет Художественная галерея. Еще есть южное крыло, отданное под русскоязычный факультет Сорбонны, где помимо семинаров и лекций по искусствоведению организовываются разные выставки.

В залах радуют взор восхитительные скульптуры, редкие гравюры, фотографии, зарисовки, полотна знаменитых художников, причем как старой школы, так и современников. Сюда принимают только достойные работы, поэтому попасть на экспозицию в Большой дворец очень сложно.

Кроме этого в салоне представлены потрясающие в своей чистоте и красоте драгоценные камни и бесподобные украшения. Посетителям покажут эволюцию ювелирного искусства, начиная от великих монголов до махараджей, собранных в коллекции Аль Тани, составленной из предметов престижных учреждений и частных владений.

Насладившись блеском игривых самоцветов в обрамлении благородных металлов, отправляйтесь в Музей изобретений, где собраны сокровища совсем иного рода. В нем любопытно посмотреть на последние достижения французской науки, посетить планетарий и познакомиться с редкими артефактами Земли и вселенной. Экспозиции покажут, что точные науки могут быть интересными, а школьникам в увлекательной форме продемонстрируют на практике теорию, усвоенной ими на уроках.

Особое время начинается в декабре и январе, когда на площадке под стеклянным куполом заливают огромный каток, и желающие могут попасть на ночное представление, которое проходит три раза в неделю и длится до 2-х ночи.

Также тут постоянно устраиваются модные показы известных модельеров, книжные ярмарки, концерты и даже конные шоу.

Немного истории

В 1670 году король Франции издал указ о строительстве дома инвалидов. Это сооружение должно было стать домом для военных, которые в силу разных причин не могли себя содержать. В то время войны длились долго, и солдаты теряли связь с родными практически полностью. У них не было своего дома, не было мирной профессии, и государство в лице своего короля считало необходимым помочь им.

По закону ветеранам, даже по старости, бездельничать было запрещено и зачастую многие отряды, охранявшие порядок в городе состояли именно из ветеранов. Даже охрана в Бастилии частично включала в себя команду отставных военных.

5.

Наполеон в 1806 году. Фрагмент(XIX век).
Брюс Гимельсон также решил продать свои владения и выставил их на аукцион Кристи, однако наотрез отказался продавать свою коллекцию по частям, запросив за все баснословные деньги. Аукцион не пошел на такую сделку, и Гимельсон попытался самостоятельно найти покупателя для всего этого добра. Увы, тщетно. Даже правительство Франции отказалось покупать у него личные вещи Наполеона – то ли доказательства их происхождения были недостаточно убедительными, то ли цена была не очень адекватной. Так или иначе, почти десять лет безуспешных попыток продать коллекцию привели Гимельсона все же к решению поделить ее на части и продать экспонаты отдельно. За всё про всё он получил 100 тысяч долларов.

Гений военного искусства

Париж, который по замыслу Бонапарта должен быть стать столицей его Великой Империи, вмещает в себя множество памятников, посвященных грандиозным победам наполеоновской армии:

  • Арка Каррузель,
  • Триумфальная Арка,
  • Мост Аустерлиц,
  • Улица Риволи,
  • «Пальмовый фонтан».

Всех объектов даже больше, чем посвященных непосредственно самому императору: памятник Наполеону в Париже на Вандомской площади и скульптура «Маленький капрал» во Дворе почета Дворца Инвалидов.

Прах Великого полководца, государственного деятеля и Француза покоится в Париже, согласно его завещанию: «Я желаю, чтобы мои останки покоились на берегах Сены, среди французского народа, который я так любил!» Разве мог так сказать человек, которого история представляет, как абсолютно деспотичного, властного и безжалостного человека? Кстати, с «легкой» руки Льва Толстого, который описал в романе «Война и Мир» персонаж Бонапарта, как агрессора, отрицательную историческую фигуру, «актера», воображающего себя Властелином Мира, многие считали его именно таковым.

Увы, но историческая память часто делает акценты лишь на угодные ей события, нарочно игнорируя другие. Разве в годы правления Наполеона Франция не была самым могущественным государством в Европе? Разве не увеличил он владения французской Империи за счет зависимых государств и стран-союзников? Разве «Кодекс Наполеона» не предполагал защиту прав граждан? Ведь при его правлении Франция переживала небывалый подъем в экономике, культуре, образовании, предпринимательской деятельности: стали строиться дороги, каналы, мосты; крестьяне получили право на собственность земли. Трофеи Наполеона – огромное наследие, которое хранится во Франции.

Этот человек познал в жизни многое: лишения, нужду, ответственность за огромную семью, когда умер его отец. Еще в Королевской кадетской школе он обнаружил недюжинные способности к математике, а из исторических персонажей ему больше всего нравилось читать об Александре Великом и Юлии Цезаре. Он блестяще учился в Военной школе Парижа. В 1785 году Наполеон закончил ее в чине младшего лейтенанта, а затем за 10 лет дослужился до высшего чина Французского военного чинопроизводства. Кстати, если бы не указ российской императрицы о принятии в русскую армию иноземцев чином ниже, Наполеон бы воевал на русской стороне. Однако тщеславному корсиканцу был не по нраву указ императрицы.

Благодаря своим амбициям и блестящей тактике в сражениях, корсиканский аристократ стал Императором французов, и французский народ поддерживал своего правителя. Был ли на свете хоть один монарх, которого простые люди добровольно, ликуя и радуясь, несли на императорский пьедестал, выказывая этим свое глубокое уважение к его волеизъявлению?!

Внутренний дворик Малого Дворца

Внутренний дворик, который раньше был закрыт для посещения публикой, сейчас превращен в зимний сад с тремя бассейнами, экзотическими растениями и травами. В этом райском уголке приятно посидеть за столиком с чашечкой кофе и свежим круассаном, любуясь сводом, украшенным фресками, выполненными в манере времен Ренессанса. Эта техника была забыта, но Пол Бодуэн изобрел ее заново.

Дворик Малого Дворца

Заслуживают восхищения также оконные витражи и мозаичный пол галереи, павильона и ротонды на первом этаже, созданные в мастерской Giandomenico Facchina (1826-1923).

Стиль Petit Palais перекликается с Grand Palais, что естественно, поскольку оба здания стоят друг напротив друга, и взаимодополняют оформлением. Ар-нуво читается во всем – использовании стекла и металла, эмали, мотивах флористики, смелом способе самовыражения и стремлении создать то, что будет гармонично смотреться сейчас и через многие десятилетия.

Собор Дома инвалидов в Париже

История церквей в Доме инвалидов весьма интересна. Первоначально, по поручению монарха, строительством занялся архитектор Брюан. Именно он выполнил весь основной проект постройки. На это потребовалось всего 6 лет, что по тем временам считалось настоящим достижением. Вся загвоздка оставалась в соборе. Исторические данные не дают отчетливого ответа на вопрос: почему он строился почти на 30 лет дольше, чем основные строения. Факты лишь говорят о том, что Брюан лишился права выполнять строительство по своему проекту. Скорее всего, идеи придворного архитектора не впечатлили монарха, хотя основательных доводов этому так и не нашлось. Как бы там ни было, в марте 1676 года к возведению собора приступил Жюль Ардуэн-Мансар. В итоге на новый проект и его реализацию время было затрачено немалое. Сказать, что собор стал настоящим украшением не только Парижа, но и всей Франции, это даже приуменьшить результат!

Сегодня функционирует сразу две церкви, которые практически разделены между собой: это простая военная, в которую всегда открыты врата, и так называемая купольная церковь, которая расположена в здании с куполом.

Собор Дома инвалидов в Париже- настоящее произведение искусства

Купол собора считается одной из наиболее известных архитектурных творений своего времени. Общий дизайн выполнен в стиле классицизма, кроме того, здесь поразительная симметрия, которая заставляет удивляться даже сегодняшних специалистов и архитектурных творцов, имеющих все необходимое оборудование для создания самых современных строений.

На строительство собора шли исключительно дорогостоящие материалы. Например, лишь на позолоту купола ушло 12 килограммов чистого золота. За несколько веков собор и другие постройки лишь несколько раз подвергались процедуре реставрации, что, несомненно, говорит о высоком качестве выполненных работ.

Церковь Дома инвалидов

Сервис Большого и Малого дворцов

Помимо экскурсии по выставочным залам гостей приглашают посетить магазины, где множество товаров, связанных с экспозициями: книги и альбомы с репродукциями, статуэтки и пресс-папье, подсвечники, украшения, сумки, штопоры, посуда и другие сувениры, с которыми экскурсия останется в памяти навсегда.

Чтобы познакомиться с хранящимися в библиотеке Малого дворца документами, надо подать предварительный запрос на допуск в читальный зал, после чего выдается временный пропуск. Еще можно записаться на участие в одном из проводимых семинаров или литературную экскурсию, а с их программой легко ознакомиться на официальном сайте.

Кафе Le Jardin Du Petit Palais

В центре Пти Пале находится прекрасное, уютно кафе «Le Jardin Du Petit Palais», где в тишине приятно посидеть подальше от суеты большого города. Изысканная обстановка располагает к отдыху – экзотические растения, колонны, а мозаичный рисунок присутствует даже на посуде. Стоимость блюда дня с десертом – 15,90 евро.

Открыто заведение ежедневно 10:00-17:00, в пятницу до 19:00. Понедельник – выходной.

В Grand Palais есть собственный ресторан, в котором предлагают дегустацию меда, собранного непосредственно на территории дворца. Открыт он в часы работы Пале.

Архитектура

Собор Дома Инвалидов с его знаменитым куполом со стороны авеню Брётёй

От набережной Сены и моста Александра III к Дому инвалидов ведёт эспланада Инвалидов — огромная площадь 500 × 250 м, созданная в начале XVIII века Робером де Котом, с обширными газонами и рядами деревьев. Благодаря эспланаде открывается вид на протяжённый (196 м) фасад Дома инвалидов. Перед ним установлен ряд старинных французских и трофейных пушек из коллекции Музея армии. Портал украшает барельеф с Людовиком XIV на коне. Центральный двор состоит из пяти дворов. Прямо напротив главного входа расположен собор Святого Людовика (cathédrale Saint-Louis-des-Invalides), пример архитектуры так называемого «большого стиля» эпохи Людовика XIV, соединяющего элементы классицизма и барокко.

Купол собора

Церковь (позднее собор) Дома инвалидов в истории архитектуры занимает особое место. Его композиция представляет собой пример так называемой «французской схемы», изобретённой Ж. Ардуэном-Мансаром: крестовый план, колонные портики, барабан с «римским куполом», лантерна (световой фонарик) и шпиль на одной вертикальной оси. Такая схема соединяет многие элементы, но не имеет конкретных прототипов в классической архитектуре. Портики и купол напоминают о Греции и Италии, но шпиль и фонарь относят эту композицию к традициям зодчества Северной Европы. Со временем «французская схема» Ардуэн-Мансара стала образцовой для архитектуры неоклассицизма, например церкви Св. Женевьевы (Пантеона) Ж.-Ж. Суфло.

Фасад собора симметричен и сочетает в себе квадрат и круг. Центральная часть фасада выступает вперёд и акцентирована дорическими колоннами в первом ярусе и коринфскими во втором, а также портиком-фронтоном и статуями Людовика IX Святого и Карла Великого работы Кусту и Куазево. Колоннаду двойного ордера заканчивает высокий барабан в окружении парных колонн на первом этаже и больших окон на втором, откуда, поддерживаемый консолями, расположен купол диаметром в 27 метров с декором из военных трофеев. Барабан купола имеет два ряда окон, а всё сооружение венчает купольный фонарь со шпилем. Высота собора — 107 метров. Сверкающие на солнце вызолоченные трофеи купола и шпиль церкви Дома Инвалидов являются одним из высотных ориентиров панорамы Парижа.

Использованная конструкция купола создаёт проблему освещения купольной росписи, для решения которой Жюль Ардуэн-Мансар использовал конструкцию, состоящую из двух куполов, вложенных друг в друга. Внутренний купол освещается нижним рядом окон, а в его центре сделано отверстие, через которое видна центральная часть внешнего купола, на которую падает свет из невидимых изнутри окон второго ряда.

Андре Моруа писал, что, по его мнению, Дом инвалидов представляет собой «самую сущность французского искусства»: «Его длинный фасад так же великолепен, как колоннада Лувра. Таинственно отступающий вглубь купол, соединение в нём зеленоватой бронзы и золота, очарование украшающих его трофеев — всё это объединяется, чтобы придать зданию и своеобразие, и классическое совершенство».

В 1989 году купол был заново позолочен, на что ушло 12 килограммов золота. Подкупольная фреска художника Шарля де ла Фосо также была недавно отреставрирована.

Музеи Дома инвалидов

На территории строения расположены музеи, которые рассказывают о Франции различных эпох. Например, есть сборник карт рельефов и планов, который раскрывает многие тайны построения французской столицы. Топография – это важная наука, которая позволяла в разные периоды истории оберегать спокойствие граждан и реализовывать их интересы. Около 100 макетов представлены широкой общественности в качестве экспозиции.

В музее армии собраны различные военные экспонаты разных лет. Ретро-оружие, одежда французских солдат, письма, стихи, написанные на фронте, – все это способно погрузить в самую невероятную атмосферу.

Музей армии Дома инвалидов

В музее современной истории путешественники могут открыть несколько новую для себя Францию, которая способна покорить не только своими архитектурными сооружениями древности, но и современными произведениями искусства.

Строительство и реконструкции Малого дворца

Как уже упоминалось, Малый дворец обдумывался и создавался Шарлем Жиро одновременно с Большим в 1897 г., чтобы открыться к началу Всемирной выставки. Он изначально предназначался под выставочный павильон, где бы демонстрировались работы художников, скульпторов и людей прочих творческих направлений.

Малый Дворец в Париже

В 1902 г. тут открывается Музеем изящных искусств, а спустя год живописец Альберт Бенар начинает оформлять его фойе фресками. Через 8 лет 4 прекрасные картины украсили свод, наполненные идеями мистики, пластики, основных вопросов и их осмысления.

Как и Большой дворец, Малый имел стеклянный купол крыши, чтобы естественный свет легко проникал в здание. Эффект получился действительно волшебным, но оказалось, что избыток солнечных лучей негативно сказывается на экспонатах, и это привело к перепланировке кровли. Результат – внутри стало мрачно и неприветливо.

В таком виде сооружение простояло до начала XXI столетия, пока в 2005 году реставрация не преобразила его. Снаружи не видно никаких изменений, но внутри талантливые зодчие Жан-Поль Морель и Филипп Шекс сотворили настоящее чудо. В Пти Пале вновь вернулось солнце через просторный застекленный купол, а пол восхищает изумительной итальянской мозаикой.

Малый Дворец внутри (фото)

Ныне длина фасада – 150 м, под постоянные композиции отведено 5 000 кв. м, и 2 000 под периодически меняющиеся. У входа в галерею стражами стоят скульптурные композиции, а от застекленного портика разбегаются витые колонны.

Большую северную галерею украшают изображения, рассказывающие историю Парижа – битвы, революции; южную – картины современной столицы, а также 16 гипсовых бюстов именитых художников: Леско, Делакруа, Мансара и прочих.

Могила Наполеона- саркофаг

Гробница Наполеона находится в нижнем ярусе собора. Для того, чтобы попасть в нее, необходимо спуститься по лестнице. У самого входа в крипту вас встретят две монументальные бронзовые фигуры, держащие символы высшей государственной власти: императорскую корону; державу, представляющую собой небольшой шар, увенчанный крестом; и посох монарха, который называется скипетр. Непосредственно над входом высечены слова, написанные Наполеоном в его завещании: «Я желаю, чтобы мой прах покоился на берегах Сены среди французского народа, который я так горячо любил».

Могила Наполеона- бронзовая фигура

В самом центре крипты установлен огромный саркофаг, где захоронен великий полководец, облаченный в военную форму, украшенную широкой лентой Ордена Почетного Легиона. Сам саркофаг изготовлен из цельных блоков карельского малинового кварцита, подаренного императором Всероссийским Николаем I французскому правительству. На полу крипты можно увидеть названия крупнейших победоносных сражений наполеоновской армии, а также лавровый венец, символизирующий триумф великого полководца. Вокруг гробницы расположено двенадцать аллегорических статуй, выполненных французским скульптором Жаном Жаком Прадье. Они посвященные самым значимым победам Бонапарта. В галерее вокруг крипты можно увидеть серию барельефов, рассказывающих о достижениях императора в его государственных делах.

Помимо того, что в храме находится могила Наполеона Бонапарта, в соборе Святого Людовика обрели покой и другие знаменитые личности прошлого, среди которых родные братья великого полководца – Жозеф и Жером Бонапарты, а также его сын Наполеон II, провозглашенный королем Священной Римской империи.

Имя Наполеона Бонапарта вошло в историю как имя Великого человека, несмотря на то, что свои последние дни он провел в изгнании. Его жизнь связана с грандиозными сражениями и завоеваниями, а смерть окутана тайнами и загадками.

Гробница Наполеона Бонапарта

Дом инвалидов в Париже стал последним пристанищем французского императора, который скончался 5 мая 1821 года на острове Святой Елены. Только спустя два десятилетия прах Наполеона Бонапарта перевезли на родину. Его решено было перезахоронить именно здесь, в соборе при этом пансионате, и 15 декабря 1840 года кортеж с останками бывшего монарха, сопровождаемый неожиданно налетевшей на город пургой, направился сюда.

Гробницу Наполеона изготовили из красного порфира. Его привезли из так и не завоеванной императором России. Пьедестал сделан из темно-зеленого графита. Саркофаг закрыт тяжелой крышкой, которую поднимают совсем редко. Когда это случается, то можно увидеть через стекло потемневшее лицо Наполеона, грозы Европы своего времени. Сам прах заключен шесть помещенных друг в друга гробов, изготовленные, соответственно, из жести, красного дерева, свинца, дуба и эбенового дерева. Рядом с Бонапартом покоится и прах его сына Наполеона II, который умер в Вене в 1832 году.

Задний план

Открытый склеп, вид с первого этажа Дома Инвалидов

Вид с пола склепа на купол

В начале 1840 года правительство во главе с Адольфом Тьером назначило комитет из двенадцати членов ( Commission des douze ), чтобы принять решение о месте и очертании погребального памятника и выбрать его архитектора. Комитет возглавил политик Шарль де Ремюза и включал писателей и художников, таких как Теофиль Готье , Давид д’Анжер и Жан-Огюст-Доминик Энгр .

В апреле 1840 года Комиссия по духу организовала конкурс, в котором участвовал 81 архитектор, чьи проекты были выставлены в недавно построенном Дворце изящных искусств . После длительного процесса Луи Висконти был выбран архитектором проекта в 1842 году и завершил свой проект примерно в середине 1843 года.

Вандомская колонна

На Вандомской площади в Париже, в самом ее центре установлена колонна, которую венчает фигура мраморного Наполеона Бонапарта. Прежнее название колонны – «Колонна Побед», которая была воздвигнута в 1810 году по указу Императора Наполеона I в честь победы 1805 года под Аустерлицем.

Колонну возводили ровно четыре года, начиная с августа 1806. За основу взяли Траяновую колонну в Риме. Парижская была изготовлена из русских и австрийских пушек – трофея Аустерлицкого сражения. Высота винтообразной колонны 44 метра. Ее украшают барельефы, изображающие сцены из военной кампании 1805 года.

Главным достоинством колонны является фигура Наполеона на вершине. Кстати, это уже третья скульптура Императора. Вторая была снята в 1863 году и перенесена в Дом инвалидов в Париже. А первая статуя Бонапарта вообще была заменена на белый флаг Бурбонов. Убрать статую Наполеона потребовали сами парижане, взбешенные взятием Парижа в 1814 году войсками союзников. Эту статую в конечном счете распилили и расплавили под другой объект.

В 1833 году король Франции Луи-Филипп I посчитал, что на колонне, как и прежде, должна стоять статуя Наполеона I. Новую (вторую по счету) фигуру выполнил скульптор Серр. «Его» Наполеон был в длинном распахнутом сюртуке, в двухуголке на голове, стоя во весь рост, с согнутой и спрятанной в бортах жилета левой рукой и зрительной трубой в правой руке. Она получила название «Маленький капрал».

Почему скульптуру решили снять? Так повелел Наполеон III, посчитав, что оригинал должен храниться в Доме инвалидов, а для колонны «достаточно» копии. Очередную скульптуру выполнил Огюст Дюмон. На Вандомской колонне стоит Наполеон в образе древнеримского Цезаря в короткой тунике и задрапированном плаще-лацерне, с лавровым венком на голове и фигуркой крылатой богини Победы в правой согнутой руке.

Шарль де Голль и его роль в истории Франции

Выдающийся генерал, государственный и общественный деятель неразрывно связан с историей Франции XX века.

Его патриотизм невозможно переоценить. Во время второй мировой войны возглавил французское Сопротивление. Стал основателем и президентом Пятой Республики.

Конституция, одним из соавторов которой был Шарль де Голь, используется и в нынешнее время.

Музей Шарля де Голля в Доме Инвалидов был основан 2008 году.

Вся жизнь и деятельность этого великого человека представлена по средствам новейших технологий.

Компьютеризированное пространство полностью интерактивно. Аудио и видео файлы на многих языках дают возможность погрузиться в страницы истории, посвященные знаменитому деятелю.

Каждый посетитель прокладывает маршрут сам, выбираю нужную информацию. С помощью аудиогида, с инфракрасным датчиком возможно свободно перемещаться по залу. Разнообразие источников впечатляет.

Архивные неподвижные изображения, а также изменяющиеся кадры представлены фотографиями, афишами. Наряду с этим — документальные хроники с интервью историков, карты, книги, спектакли, полиэкраны и многое другое в интерактивной реализации.

Захватывающая экскурсия начинается с 80 различных фотопортретов президента расположенных у входа в музей.

Затем посетителям предоставляется возможность окунуться в биографическую киноленту, продолжительностью в 25 минут. Впечатляющие кадры показывают в сферическом зале на пяти экранах.

На стеклянном кольце, окружающем пространство, переплетается история конца XIX и XX веков с выдающейся фигурой Шарля де Голля.

Здесь показывают события первых десятилетий Третьей Республики, золотой век Франции, до свободных веяний шестидесятых годов XX столетия. Хронология важнейших событий военной эпохи, культурного наследия того времени впечатляет масштабами восприятия.

Далее можно окунуться в интерактивную реальность с помощью трех «аудиовизуальных дверей».

Данная сфера вещает о трех образах француза: Шарль де Голь и его знаменитая речь 18 июня 1940 года, давшая толчок движению Сопротивления; генерал – освободитель; первый президент Пятой республики.

Музей располагает 400 документами и видео файлами продолжительностью более 20 часов, что в полной мере раскрывает личность Шарля де Голля. А также дает возможность оценить его неоспоримый вклад в дальнейшее процветание современной Франции.

Собор Святого Людовика

Церковь, как и сам пансионат для инвалидов, спроектировал Либераль Брюан. Но, видимо, предложенный проект не пришелся по душе королю, и Людовик в 1676 году перепоручил строительство Жюлю Ардуэн-Мансару. Говоря современным языком, собор стал настоящим долгостроем. Его возведение длилось почти три десятилетия! Строительство закончилось только в августе 1706 года и монарху торжественно вручили ключи от него.

Де-факто здание является двойным: в нефе (так называют здания типа базилик) находится так называемая солдатская церковь, а в той его части, где купол – купольная церковь. Хотя с архитектурной точки зрения собор представляет собой единый комплекс. Но в то же время его в 1873 году таки окончательно поделили на две половины посредством большой стеклянной перегородки. Еще раньше, 15 июля 1804 года, здесь имело место знаменательное событие – император Наполеон I на специально организованной пышной церемонии пожаловал офицерам ордена Почетного легиона. Это было первое такого рода вручение после учреждения награды в 1802 году. Сама же церковь выросла в статусе и стала собором, где богослужения проводил ни кто иной, как сам армейский епископ. Его фасад сочетает в себе квадрат и круг, став настоящим образцом архитектурного изящества и бесподобной симметричности. Что же касается купола, то уже в наше время, в 1989 году, его вновь позолотили, на что израсходовали 12 кг золота. Отреставрировали и фреску под куполом, автор которой художник Шарль де ла Фосо.

Гробница Наполеона

В полукруглой крипте собора под куполом установлен саркофаг из тёмно-красного гранита с останками Наполеона I. Гробницу окружают двенадцать статуй, символизирующих победы императора, выполненных скульптором Жаном Жаком Прадье. Названия мест сражений, окруженные мозаичным венком, можно прочитать на мраморном полу.

Прах Наполеона перевезен сюда в 1840 году во времена Луи Филиппа с острова Святой Елены. Если хорошо поискать, то в музейном коридоре найдёте тот самый лермонтовский «камень тяжелый, чтоб встать он из гроба не смог», то есть надгробную плиту, привезенную с острова Святой Елены.

Рядом с императором покоятся останки его сына — «Орлёнка», единственного законнорожденного сына Наполеона I, умершего в Австрии в 1832 году в возрасте 21 года от туберкулеза.

Когда-то гробница Наполеона была местом паломничества французов, сейчас же, большая часть посетителей — это иностранные туристы.

График работы и стоимость билетов

Государственный Дом инвалидов принимает гостей ежедневно с 7:30 до 19:00 (во вторник — с 7:30 до 21:00). Двери музеев открыты для посещений каждый день:

  • с 01.04 по 31.10 — с 10:00 до 18:00
  • с 01.11 по 31.03 — с 10:00 до 17:00 (до 17:30 во время рождественских праздников)

Выходные дни: 01.01, 01.05 и 25.12. Ежемесячно в первый понедельник туристы допускаются только в собор. В июле и августе время посещения могилы Наполеона продлено до 19:00. Маленькая хитрость: если вы придете к кассам не утром, а после полудня, то время ожидания в очереди сократится до 10—15 минут. Билеты можно купить за 30 минут до закрытия.

Полный тариф — 12 евро, льготный — 10 евро. Право бесплатного входа предоставляется детям до 18 лет, безработным гражданам Евросоюза и журналистам (при предъявлении соответствующего удостоверения), нетрудоспособным и их сопровождающим, военнослужащим в униформе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector