Дом инвалидов в париже

История строительства Дома Инвалидов

Война ассоциируется с храбростью, доблестью, лихостью и молодостью. Но мало кто задумывается над ее другой стороной – увечьем, страданием, старостью и потерей ориентиров в жизни ее участников за переделами поля боя.

Дом Инвалидов с высоты

Чем больше проходило военных кампаний, тем стремительней росло число ветеранов, ставших инвалидами. Проведя лучшие годы в обнимку с ружьем, мужчины уже не умели жить по-другому, и в мирное время оказались беспомощны. Без работы и жилья они превращались в бродяг, попрошаек, воришек и склонных к насилию преступников.

Когда армия несчастных стала слишком многочисленной, Людовик начал получать жалобы, что в городе небезопасно, и решил построить дом призрения, в котором бы содержались одинокие ветераны войны.

Таким образом, он достигал нескольких целей одновременно – повышал собственный авторитет в глазах солдат, стимулировал молодых к военной карьере, предлагая им гарантию на безбедную старость, и облагораживал лицо города.

Выбранный пригород Грёнель возле Сены был наиболее подходящим местом, поскольку завозить материалы на строительную площадку удобнее всего по воде, да и территория у побережья оказалась достаточно просторной.

Музей Дом Инвалидов в Париже

Проектом руководил зодчий Либераль Брюан. По его плану сооружение имело 5 дворов с центральным (королевским), имевшим обширную площадь. Общее пространство Les Invalides составляет 400х450 метров с коридорами, в сумме имеющими протяженность 16 км.

По задумкам здание должно было вмещать до 6 000 пенсионеров, но по ходу событий стало ясно, что реально разместить только 4 000 человек. В 1674 году тут появились первые жители, но строительные работы продолжались.

Чтобы ветераны могли в любой момент обратиться с благодарностью к Всевышнему и помолиться за своего короля, чьей милостью они нашли пищу и кров, при Доме Инвалидов строили церковь. Проектировал ее все тот же Брюан, но монарх остался недоволен его идеей, и привлек к планам Жюля Ардуэна-Мансару, поручив также оформить госпиталь и павильоны у входа. Ключи от законченной церкви Людовику XIV вручили в конце лета 1706 г. через 30 лет после начала ее возведения.

Примечательные вехи истории

К началу XIX столетия Дом Инвалидов начинает играть более важную роль, нежели обычная богадельня.

Учрежденные им ордена вручались только лицам за особые заслуги перед Францией, что напоминало посвящение в рыцари.

В это же время святилище превращается в собор и теперь тут проходят ритуалы, проводимые армейским католическим епископом.

Еще раньше – в 1777 г., здание обретает первые признаки музея, и из Лувра привозят секретные модели городов и замков.

В период Второй мировой войны дом стал пунктом сбора и тайным штабом членов французского Сопротивления, но сейчас он работает как Музей Инвалид, хотя продолжает служить приютом для сотни французских ветеранов.

Центральным местом Государственного Дома Ннвалидов, где располагается самая большая коллекция артиллерийского орудия, является парадный двор.

Взору посетителей открывается великолепный ряд из 60 бронзовых пушек, являющиеся гордостью музея Армии. Все экспонаты двора, включающие в себя также мортиры и гаубицы, несут на себе отпечаток двухсотлетней истории французской артиллерии.

В 1666 году братья Келлеры создали самые первые модели пушек. Эти уникальные экспонаты можно встретить в начале экскурсионного пути.

Крупнокалиберное орудие достаточно успешно участвовало при осаде гарнизонов, при короле Людовике XIV. Данное орудие также снискало славу маршалу Вобану (южная площадь носит название в его честь). С тех пор классические пушки немного видоизменились.

Далее можно созерцать тридцать старинных пушек, украшенных символами мифологическими и геральдическими. Созданные специальным указом короля, пушки являются истинным произведением искусства.

Уже XVIII веке классические пушки были вытеснены системой Грибоваля. Удобство в обращении и лучшее оснащение пушек по достоинству оценил Наполеон Бонапарт.

Множество блестящих побед принесло его армии новое орудие. Особенно успешно показало себя в двух итальянских походах.

Начиная с начала 19 века система Грибовале сменилась более усовершенствованной системой Валя. В отличии от старых орудий, помпезно украшенных, данные системы имели большую практичность и функциональность.

Не менее значительную роль в революционных и имперских движениях французской армии играли мортиры и гаубицы.

Экспонаты представлены в количестве восьми мортир, участвовавших в осадах.

В углах двора можно увидеть две гаубицы, высшее достижение военной науки. Это уникальное орудие, созданное для бомбардировки города Кадиса в 1810 году, выпускало ядра на расстоянии 6 км.

Архитектура Дома Инвалидов и собора Дома Инвалидов

Над северным фасадом комплекса возвышается позолоченный купол церкви Мансара с высоким шпилем. Эта церковь является сочетанием французского барокко и классицизма. Это очень пластичное и пышное здание, вертикальное в своей основе и укрытое великолепным золотым куполом. Внутри собор разделяется на королевскую и солдатскую части при помощи витража. Стены и потолок собора внутри украшены фресками, в некоторых элементах также присутствует позолота.

Вход в комплекс представляет из себя портал в форме арки, украшенный барельефом, изображающим Людовика XIV на коне. Сам внутренний двор состоит из пяти дворов. В северной части двор переходит в широкую Эспланаду Инвалидов, а ниже ее располагается Мост Инвалидов. Перед фасадом комплекса установлены пушки, как французские, так и трофейные.

Основное здание построено в достаточно строгом классическом стиле. Оно представляет из себя двухуровневую растянувшуюся на сотни метров постройки. Единственным украшением здания является ряд аркад на обоих его этажа.

На первом этаже комплекса находились столовые, мастерские и некоторые комнаты, а основное количество комнат располагалось на втором этаже.

Сергей Архипкин

Музеи в Государственном Доме Инвалидов

В наше время в Государственном Доме Инвалидов расположилось немало необычных музеев. Основа для первого из них была заложена еще в 1777 году, когда сюда перевезли модели городов и замков. Впоследствии здесь открылся Музей планов и рельефов. Примечательно, что до сих пор в музее выставляются экспонаты, которые начал собирать министр военных дел еще при Людовике.

В 1872 году в здании Дома Инвалидов открыли Музей артиллерии, а в 1897 — Музей истории армии. Однако в 1905 году руководством комплекса было принято решение объединить эти два музея в Музей армии. Многие экспонаты этого музея выставлены во внутреннем дворе Дома Инвалидов, например, перед фасадом стоят боевые пушки и выставлены трофейные флаги.

Thesupermat

Два последних музея, расположившихся в здании, — Музей ордена Освобождения и Музей современной истории. Первый из них изначально был пунктом сбора и штаб-квартирой участников французского Сопротивления во время Второй мировой войны. Эту историю и многие другие события XX века описывает экспозиция Музея современной истории, официально образованный в 1987 году.

Архитектура

Собор Дома Инвалидов с его знаменитым куполом со стороны авеню Брётёй

От набережной Сены и моста Александра III к Дому инвалидов ведёт эспланада Инвалидов — огромная площадь 500 × 250 м, созданная в начале XVIII века Робером де Котом, с обширными газонами и рядами деревьев. Благодаря эспланаде открывается вид на протяжённый (196 м) фасад Дома инвалидов. Перед ним установлен ряд старинных французских и трофейных пушек из коллекции Музея армии. Портал украшает барельеф с Людовиком XIV на коне. Центральный двор состоит из пяти дворов. Прямо напротив главного входа расположен собор Святого Людовика (cathédrale Saint-Louis-des-Invalides), пример архитектуры так называемого «большого стиля» эпохи Людовика XIV, соединяющего элементы классицизма и барокко.

Купол собора

Церковь (позднее собор) Дома инвалидов в истории архитектуры занимает особое место. Его композиция представляет собой пример так называемой «французской схемы», изобретённой Ж. Ардуэном-Мансаром: крестовый план, колонные портики, барабан с «римским куполом», лантерна (световой фонарик) и шпиль на одной вертикальной оси. Такая схема соединяет многие элементы, но не имеет конкретных прототипов в классической архитектуре. Портики и купол напоминают о Греции и Италии, но шпиль и фонарь относят эту композицию к традициям зодчества Северной Европы. Со временем «французская схема» Ардуэн-Мансара стала образцовой для архитектуры неоклассицизма, например церкви Св. Женевьевы (Пантеона) Ж.-Ж. Суфло.

Фасад собора симметричен и сочетает в себе квадрат и круг. Центральная часть фасада выступает вперёд и акцентирована дорическими колоннами в первом ярусе и коринфскими во втором, а также портиком-фронтоном и статуями Людовика IX Святого и Карла Великого работы Кусту и Куазево. Колоннаду двойного ордера заканчивает высокий барабан в окружении парных колонн на первом этаже и больших окон на втором, откуда, поддерживаемый консолями, расположен купол диаметром в 27 метров с декором из военных трофеев. Барабан купола имеет два ряда окон, а всё сооружение венчает купольный фонарь со шпилем. Высота собора — 107 метров. Сверкающие на солнце вызолоченные трофеи купола и шпиль церкви Дома Инвалидов являются одним из высотных ориентиров панорамы Парижа.

Использованная конструкция купола создаёт проблему освещения купольной росписи, для решения которой Жюль Ардуэн-Мансар использовал конструкцию, состоящую из двух куполов, вложенных друг в друга. Внутренний купол освещается нижним рядом окон, а в его центре сделано отверстие, через которое видна центральная часть внешнего купола, на которую падает свет из невидимых изнутри окон второго ряда.

Андре Моруа писал, что, по его мнению, Дом инвалидов представляет собой «самую сущность французского искусства»: «Его длинный фасад так же великолепен, как колоннада Лувра. Таинственно отступающий вглубь купол, соединение в нём зеленоватой бронзы и золота, очарование украшающих его трофеев — всё это объединяется, чтобы придать зданию и своеобразие, и классическое совершенство».

В 1989 году купол был заново позолочен, на что ушло 12 килограммов золота. Подкупольная фреска художника Шарля де ла Фосо также была недавно отреставрирована.

Музеи Дома инвалидов

На территории строения расположены музеи, которые рассказывают о Франции различных эпох. Например, есть сборник карт рельефов и планов, который раскрывает многие тайны построения французской столицы. Топография – это важная наука, которая позволяла в разные периоды истории оберегать спокойствие граждан и реализовывать их интересы. Около 100 макетов представлены широкой общественности в качестве экспозиции.

В музее армии собраны различные военные экспонаты разных лет. Ретро-оружие, одежда французских солдат, письма, стихи, написанные на фронте, – все это способно погрузить в самую невероятную атмосферу.

Музей армии Дома инвалидов

В музее современной истории путешественники могут открыть несколько новую для себя Францию, которая способна покорить не только своими архитектурными сооружениями древности, но и современными произведениями искусства.

Поиски зодчих

О дате проведения Всемирной выставке в Париже было известно заранее, и у города было время на подготовку. Но действовать пришлось решительно и быстро, ведь построить нечто монументальное и полностью готовое к работе – задача трудоемкая и непростая.

Большой Дворец в Париже

Прежде всего, в 1896 г. был объявлен конкурс архитекторов, способных предложить оригинальную идею, но при этом победителем мог стать только француз. Желающих принять участие в столь грандиозном событии нашлось много, и не удивительно, ведь это возможность оставить след своих деяний в истории.

Однако никто так и не смог предложить что-то настолько интересное, чтобы ему вручили безраздельные бразды правления. И все же внимания заслуживали идеи трех зодчих, вот им и было решено поручить совместный проект, за который они впоследствии получили Французскую премию в области архитектуры.

Парадную часть Гран Пале, смотрящую на авеню Уинстона Черчилля, доверили Анри Деглану. Средней зоной и Почетным салоном (Salon d’Honneur) занимался Альбер Луве. Над тыльной стороной (теперь там Дворец открытий – Palais de la Decouverte) работал Альбер Тома. Руководил же «тремя мушкетерами» Шарль Жиро, который одновременно курировал и строительство Пти Пале.

Архитектура Дома и Собора Инвалидов

Как и все достопримечательности, Дом Инвалидов представляет интерес с архитектурной точки зрения. Перед его строгим фасадом выстроились 60 древних трофейных пушек – настоящая ценность и гордость Музея армии, а напротив центрального входа в жанре классицизма стоит собор Святого Людовика.

Пушки при входе в Дом Инвалидов

Основная черта стиля – уход от случайностей и следование ясным, строгим и лаконичным формам, взяв за эталон античное искусство градостроения. Хотя при короле-солнце это направление только начало развиваться, данное сооружение выдержано в сдержанных мотивах декоративного оформления, симметрии и простоте.

Это хорошо видно в дизайне фасада святилища, уходящего ввысь на 107 м и сочетающего геометрию круга с квадратом. Выступающая зона имеет два яруса, украшенных колоннами, барельефами, геральдическими лилиями Бурбонов и статуями Карла великого и Людовика XIX авторства Куазево и Кусту.

Но особенно впечатляет купол со сложной конструкцией, вдохновивший в свое время зодчих, создававших свод Капитолия Соединенных Штатов. Он словно состоит из двух слоев, где в центре внутреннего крова проделано окно, сквозь которое просматривается верхний, а также в нем есть ряд окон, и через них проникает свет, освещая купольную роспись. Свод имеет 27 м в диаметре, а его верхушку украшает высокий шпиль.

Строительство церкви длилось гораздо дольше основного здания, и свою роль сыграло то, что Людовику не по вкусу пришлась идея Брюана. В чем заключалась проблема, неизвестно, но, тем не менее, дальше правил балом Жюль Ардуэн-Мансар, который и придумал столь сложную систему куполов.

Сегодня собор Дома Инвалидов в Париже – один из наиболее привлекательных достопримечательностей столицы, прекрасно вписывающийся в городской ансамбль идеальным сочетанием строгих пропорций снаружи и роскошным оформлением внутри.

Собор в Доме Инвалидов

Фрески на потолке и стенах, природный камень и позолота делает помещение нарядным, а купол, на который в 1989 г. ушло почти 12 кг золота – настоящее произведение искусства.

При строительстве церкви не скупились на лучшие материалы, и с момента ее возведения реставрационные работы были незначительными, что свидетельствует о хорошо продуманной и собранной конструкции.

Внутри расписной стеклянный витраж делит помещение с алтарями на две части – солдатскую и королевскую, что позволяло присутствовать на службе одновременно венценосной фамилии и служивым.

Именно королевская часть превращена в пантеон, где отдыхает от земных тревог великий Наполеон Бонапарт I, его братья, сын и приближенные генералы, прославившие свои имена в боях.

Хотя солдатский приход не может тягаться в богатом убранстве с королевским, он никогда не пустовал. В свое время его заполняли ветераны, обязанные посещать все церковные мероприятия, а сегодня это место для экскурсий. Особенностью интерьера солдатской церкви является огромный орган XVII столетия.

Войти в здание можно со стороны Парадной площади, пройдясь мимо сотен массивных орудий и трофейных флагов на карнизе.

«Рай» для постояльцев

Домом инвалидов заведовал губернатор, которого назначал сам король. Им мог стать только человек заслуженный и имеющий высший офицерский чин. Первым, кто занял столь завидный пост, стал шевалье Франсуа Д’Ормуа.

Инвалиды, которых жизнь заставила нести нищенский образ жизни после кровопролития на войне, зарабатывали на кусок хлеба кто чем мог: бродяжничеством, попрошайничеством, воровством. Попадая в Дом инвалидов, сочетающий в себе и казарму, и госпиталь, и мануфактуру, раненые и бездомные военные ветераны считали себя «везунчиками». И действительно, условия проживания в Приюте были комфортными, но каждый должен был подчиняться строгому режиму дня и уставу. Например, трапезничать можно было лишь в полном молчании, курить – только в строго отведенных помещениях, обязательно являться на утреннее и вечернее богослужение. Впрочем, бывшим «воякам» это было лишь на пользу, чтобы раз и навсегда отбить желание воровать и не забыть воинских уставов. За непослушание можно было «вылететь» из заведения или угодить в карцер. Кому же хотелось вновь очутиться на улице, чтобы умирать от холода и голода?

А во Дворце инвалидов каждому отпускалась солидная порция мяса, хлеба, овощей, сыра, вина, поставляемых с королевской кухни. Вдобавок, постояльцы получали:

  • форменную одежду;
  • обувь;
  • белье;
  • добротный матрас;
  • шерстяное одеяло.

Для больных был предусмотрен лазарет, который «обслуживали» военные врачи, лекари, фармацевты и монахи. Вообще же в Приюте функционировал целый штат служащих, включая священнослужителей и поваров.

Предоставляемые «блага» нужно было заслужить! Изначально постояльцы были заняты на работах, связанных с починкой оружия. Затем появились мастерские по раскраске гравюр, производству солдатской обуви. К общему делу приобщились и люди, тяготеющие к искусству — художники, граверы, истории и географии — картографы. В часы досуга постояльцы могли свободно пользоваться комплексной библиотекой, постоянно пополнявшейся новыми книгами.

Для «обитателей» Дома Милосердия устраивали праздничные и пышные обеды, на которых, кстати, бывал лично Король-солнце. Вообще, он и его приемники всячески демонстрировали королевскую милость к ветеранам: дотации из королевской казны в пользу Приюта поистине были громадными, например, к концу правления Людовика XVI они составляли более 1,5 миллионов ливров.

Внутренний дворик Малого Дворца

Внутренний дворик, который раньше был закрыт для посещения публикой, сейчас превращен в зимний сад с тремя бассейнами, экзотическими растениями и травами. В этом райском уголке приятно посидеть за столиком с чашечкой кофе и свежим круассаном, любуясь сводом, украшенным фресками, выполненными в манере времен Ренессанса. Эта техника была забыта, но Пол Бодуэн изобрел ее заново.

Дворик Малого Дворца

Заслуживают восхищения также оконные витражи и мозаичный пол галереи, павильона и ротонды на первом этаже, созданные в мастерской Giandomenico Facchina (1826-1923).

Стиль Petit Palais перекликается с Grand Palais, что естественно, поскольку оба здания стоят друг напротив друга, и взаимодополняют оформлением. Ар-нуво читается во всем – использовании стекла и металла, эмали, мотивах флористики, смелом способе самовыражения и стремлении создать то, что будет гармонично смотреться сейчас и через многие десятилетия.

Строительство и реконструкции Малого дворца

Как уже упоминалось, Малый дворец обдумывался и создавался Шарлем Жиро одновременно с Большим в 1897 г., чтобы открыться к началу Всемирной выставки. Он изначально предназначался под выставочный павильон, где бы демонстрировались работы художников, скульпторов и людей прочих творческих направлений.

Малый Дворец в Париже

В 1902 г. тут открывается Музеем изящных искусств, а спустя год живописец Альберт Бенар начинает оформлять его фойе фресками. Через 8 лет 4 прекрасные картины украсили свод, наполненные идеями мистики, пластики, основных вопросов и их осмысления.

Как и Большой дворец, Малый имел стеклянный купол крыши, чтобы естественный свет легко проникал в здание. Эффект получился действительно волшебным, но оказалось, что избыток солнечных лучей негативно сказывается на экспонатах, и это привело к перепланировке кровли. Результат – внутри стало мрачно и неприветливо.

В таком виде сооружение простояло до начала XXI столетия, пока в 2005 году реставрация не преобразила его. Снаружи не видно никаких изменений, но внутри талантливые зодчие Жан-Поль Морель и Филипп Шекс сотворили настоящее чудо. В Пти Пале вновь вернулось солнце через просторный застекленный купол, а пол восхищает изумительной итальянской мозаикой.

Малый Дворец внутри (фото)

Ныне длина фасада – 150 м, под постоянные композиции отведено 5 000 кв. м, и 2 000 под периодически меняющиеся. У входа в галерею стражами стоят скульптурные композиции, а от застекленного портика разбегаются витые колонны.

Большую северную галерею украшают изображения, рассказывающие историю Парижа – битвы, революции; южную – картины современной столицы, а также 16 гипсовых бюстов именитых художников: Леско, Делакруа, Мансара и прочих.

Архитектурные особенности

Фасад Дома инвалидов весьма протяженный и составляет 196 метров. Смотрится он, конечно же, величественно и строго. Одну из его стен украшает барельеф – король-солнце Людовик XIV восседает на коне. Перед фасадом можно увидеть уникальную коллекцию старинных пушек. Благодаря эспланаде Инвалидов – величественной площади, которая ведет к пансионату со стороны набережной Сены – открывается ну просто потрясающий вид на его фасад. С которым очень хорошо гармонируют находящиеся здесь ряды деревьев и огромные газоны. А прямо напротив главного входа в Дом инвалидов разместился собор Святого Людовика, которые есть типичное воплощение классического архитектурного стиля.

Собор Дома инвалидов в Париже

История церквей в Доме инвалидов весьма интересна. Первоначально, по поручению монарха, строительством занялся архитектор Брюан. Именно он выполнил весь основной проект постройки. На это потребовалось всего 6 лет, что по тем временам считалось настоящим достижением. Вся загвоздка оставалась в соборе. Исторические данные не дают отчетливого ответа на вопрос: почему он строился почти на 30 лет дольше, чем основные строения. Факты лишь говорят о том, что Брюан лишился права выполнять строительство по своему проекту. Скорее всего, идеи придворного архитектора не впечатлили монарха, хотя основательных доводов этому так и не нашлось. Как бы там ни было, в марте 1676 года к возведению собора приступил Жюль Ардуэн-Мансар. В итоге на новый проект и его реализацию время было затрачено немалое. Сказать, что собор стал настоящим украшением не только Парижа, но и всей Франции, это даже приуменьшить результат!

Сегодня функционирует сразу две церкви, которые практически разделены между собой: это простая военная, в которую всегда открыты врата, и так называемая купольная церковь, которая расположена в здании с куполом.

Собор Дома инвалидов в Париже- настоящее произведение искусства

Купол собора считается одной из наиболее известных архитектурных творений своего времени. Общий дизайн выполнен в стиле классицизма, кроме того, здесь поразительная симметрия, которая заставляет удивляться даже сегодняшних специалистов и архитектурных творцов, имеющих все необходимое оборудование для создания самых современных строений.

На строительство собора шли исключительно дорогостоящие материалы. Например, лишь на позолоту купола ушло 12 килограммов чистого золота. За несколько веков собор и другие постройки лишь несколько раз подвергались процедуре реставрации, что, несомненно, говорит о высоком качестве выполненных работ.

Церковь Дома инвалидов

Примечательные вехи истории

К началу XIX столетия Дом Инвалидов начинает играть более важную роль, нежели обычная богадельня. В середине лета 1804 г. в местной церквушке проходит торжественный церемониал вручения офицерам первых орденов Почетного легиона самим Наполеоном I. Учрежденные им ордена вручались только лицам за особые заслуги перед Францией, что напоминало посвящение в рыцари.

Наполеон I

В это же время святилище превращается в собор и теперь тут проходят ритуалы, проводимые армейским католическим епископом.

Еще раньше – в 1777 г., здание обретает первые признаки музея, и из Лувра привозят секретные модели городов и замков. Музей артиллерии открылся в 1872 г., а четверть века спустя – Музей истории армии. В таком виде они просуществовали вплоть до 1905 г., дабы затем объединиться в Музей армии.

В период Второй мировой дом стал пунктом сбора и тайным штабом членов французского Сопротивления, но сейчас он работает как Музей Инвалид, хотя продолжает служить приютом для сотни французских ветеранов.

Что посмотреть рядом

  • Эйфелева башня – узнаваемый символ Франции. Все кто совершает путешествие в Париж, обязательно посещают эту достопримечательность. Интересно, что сооружение возводилось как временное, к Всемирной выставке. Парижанам башня не понравилась, в ее адрес было много критики. И только популярность этого сооружения у туристов, примирила горожан с новой достопримечательностью.
  • Марсово поле получило название в честь бога войны. В XVIII столетии на этом месте был военный плац. Здесь проводили массовые празднования, парады. Именно здесь запустили первый воздушный шар.
  • Мост Александра III являлся символом дружбы между двумя странами – Францией и Россией. Первый камень заложил Николай II. Одновременно в Петербурге начинают строить мост, и при закладке первого камня присутствует руководитель Французской Республики Ф. Фор. Оба моста строились синхронно.

Дом Инвалидов, построенный в XVII столетии для ветеранов, и сегодня выполняет свою основную функцию. Здесь проживают и проходят лечение военные. Одновременно, это сооружение является музеем, все экспозиции которого посвящены военной истории различных эпох.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector