История японии в 20 пунктах

Восстановление с помощью американской модели

Победа США была воспринята японской элитой как доказательство эффективности американской модели устройства общества и экономики. Вчерашний воинственный самурай в мгновение ока сменил «меч на орало». Император публично отрёкся от божественного происхождения, женщины получили избирательное право, возродились профсоюзы, появилась директива о политических и религиозных свободах, была разрешена деятельность оппозиционных партий, включая социалистов и коммунистов.

В 1947 году одна из самых воинственных стран в истории приняла новую конституцию, в которой определила для себя курс на пацифизм и либеральною демократию. Одновременно с этим в 1946-1949 годах по плану экономиста Вольфа Ладежинского была проведена земельная реформа. Крупное землевладение было уничтожено, крестьяне перестали брать землю в аренду – они стали её собственниками.

Вслед за тем в 1949-1950 годах американский банкир Джозеф Додж разработал план стабилизации японской экономики (так называемая «линия Доджа») посредством «шоковой терапии». Для преодоления инфляции была проведена жёсткая налоговая реформа, в основу которой лёг принцип прогрессивного подоходного налога. Вместо субсидирования промышленников правительство направило помощь банкам, которые стали выдавать компаниям кредиты под свою ответственность.

На многих крупных предприятиях была заморожена выплата и без того мизерной зарплаты, прошла волна массовых увольнений, японцы туго затянули пояса. Был установлен жёсткий курс йены к доллару (360 к 1). Результатом проведения реформ в русле «линии Доджа» стало принятие бездефицитного госбюджета, стабилизация йены и постепенное налаживание внешней торговли.

Климат

Согласно википедии, в Японии сразу шесть климатических зон. На архипелаге Рюкю, например, наблюдается субтропический климат, характерными особенностями которого являются мягкая зима (можно сказать, что она тут отсутствует) и наличие сезона дождей.

Остров Хоккайдо в свою очередь удивляет беспрецедентно малым количеством полных солнечных дней (их в году примерно 17-20) и среднегодовой температурой в +8 градусов по Цельсию.

Таким образом, можно поселиться как в городах с «вечным летом», так и в регионах, где не обойтись без теплой одежды. Однако от осадков нигде не спрятаться, их в Японии выпадает очень и очень много.

Интересный факт: Многие считают, что лучшим моментом для посещения Японии является начало апреля – именно в это время весна вступает в свои права и повсюду начинает цвести сакура.

«Закрытые двери» Японии

После Испании вход в порты Страны Восходящего Солнца был полностью закрыт Португалии. Голландии удалось избежать подобной участи, поскольку она предоставила военную помощь (флот) для подавления восстания христиан на Симабара. Только голландцам было предоставлено правило эксклюзивной торговли с Японией. Торговую факторию Голландии с Хирадо переместили на остров-резервацию искусственного происхождения Дедзима.

Подобные действия самурайского правительства в историографии называются политикой Сакоку, т.е. закрытых дверей. Сегунат преследовал такие цели:

  • Избавиться от христианства.
  • Стабилизировать власть самураев.
  • Частично изолировать страну от негативного влияния Западной Европы.

Торговля с Голландией осталась, как и со многими азиатскими странами. Но вся монополия на торговлю принадлежала государству.

Голландия была нужна Стране Восходящего Солнца, чтобы постоянно привозить сюда шелка, ткани, китайские книги, европейские часы, учебники. На экспорт японцы отправляли керамику, медь, серебро. В голландскую торговую факторию часто приезжали европейские и китайские торговцы.

Еще при первом сегуне режима Эдо Япония стала налаживать отношения с Кореей. Между странами начался активный обмен посольствами, чтобы японцы знакомились с культурой и историей Кореи. Были созданы торговые фактории – на острове Цусима существовала общая колония, а в городе Пусан (Корея) существовала японская фактория.

Внешняя политика Эдо касалась не только торговли и дипломатических отношений. Успешно проводились и завоевания. В частности, было захвачено королевство Рюкю, которое признало вассалитет Токугава. Государство стало посредническим центром в торговле Японии и Китая. Захватили японцы и остров Хоккайдо, где находились владения Мацумаэ-хана. Здесь проживали коренные айны, участвовавшие в торговле с северо-восточными регионами Китая. Айны поставляли японцам китайские товары – ткани, одежду, морепродукты, кожи животных.

Итак, основными торговыми партнерами Японии во времена режима Эдо были следующие страны:

  • Корея.
  • Китай.
  • Рюкю.
  • Голландия.

Торговые отношения осуществлялись в колониях-факториях, расположенных на юге острова Хоккайдо, Сацуме, Цусиме, Дедзиме. Такое положение дел сложилось в начале 17 века и сохранялось до второй половине 19 в., когда режим Эдо был ликвидирован

Для сегуната было важно, чтобы Япония находилась в изоляции во внешней политике, но при этом могла выбирать государства, которые способствовали наполнению казны и стабильному развитию экономики. Поэтому из портов и факторий были убраны Португалия и Испания, которые способствовали распространению христианства в Японии

Этот факт, по мнению сегуната, мешал идентичности японцев и приносил элементы нестабильности в японское общество. Поэтому и была разработана политика «закрытых дверей», которая превратила Страну Восходящего Солнца в изолированное государство. Тем не менее, сегуны делали все, чтобы оставаться активным игроком международной политики. Основные внешнеполитические связи были налажены с государствами Юго-Восточной Азии, из европейских контактов сохранились только голландские связи.

Культурная и социальная история

  • Крейг, Альберт М .; Шивли, Дональд Х. Личность в японской истории (1995)
  • Дор, Р.П. Аспекты социальных изменений в современной Японии (1971)
  • Дюмулен, Генрих. Дзен-буддизм: история. Vol. 2. Япония. (1989). 509 с.
  • Дуус, Питер, изд. Японское открытие Америки: краткая история с документами. (1997). 226 стр.
  • Эрхарт, Х. Байрон . Японская религия: единство и разнообразие (1974).
  • Гуттманн, Аллен и Томпсон, Ли. Японский спорт: история. (2001). 368 с.
  • Хэнли, Сьюзен Б. и Козо Ямамура. Экономические и демографические изменения в доиндустриальной Японии, 1600-1868 (1977)
  • Харотуниан, Гарри . Беспокойство истории: современность, культурная практика и вопрос повседневной жизни. (2000). 182 стр.
  • Кин, Дональд. Японская литература: введение для западных читателей (1955)
  • Моррис, Иван. Мир сияющего принца: придворная жизнь в древней Японии (1964)
  • Китагава Джозеф М. Религия в истории Японии. 1966 г.
  • Kuitert, Wybe. Темы истории японского садового искусства (2002). 283 с.
  • Лейтер, Сэмюэл Л. Читатель Кабуки: история и производительность. (2002). 430 стр.
  • Мейсон, Пенелопа. История японского искусства. (1993). 431 с.
  • Мюнстерберг, Хьюго. Искусство Японии: иллюстрированная история (1957)
  • Робертс, Laurance PA Словарь японских художников. Токио: 1976.
  • Сивер, Шэрон Цветы в соли: Начало женского сознания в современной Японии (1983)
  • Стэндиш, Изольда. Новая история японского кино: век повествовательного фильма. (2005). 452 стр.
  • Тономура, Хитоми; Уолтхолл, Энн; и Харуко, Вакита. Женщины и класс в японской истории (1999).
  • Варлей, Пол Герберт. Японская культура: 4-е издание. Гонолулу, 2000 год.

Период Эдо (1603 – 1867)

Токугава Иэясу, сподвижник Тоётоми Хидэёси и Оды Нобунаги, взял власть в свои руки как наиболее влиятельный человек в Японии. Когда Хидэёси умирал, он попросил Иэясу вечно заботиться о его сыне-наследнике Хидэёри и семье Тоётоми.

Разумеется, Токугава нарушил свое обещание и не поддержал наследника Хидэёси, так как хотел править Японией сам. В битве при Сэкигахара в 1600 году Иэясу разбил сторонников Хидэёри и других своих противников с запада. Таким образом он получил неограниченную власть над страной. В 1603 году властью императора Иэясу был провозглашен сёгуном. Он основал свое правительство в Эдо (ныне – Токио). Сёгунат Токугава правил Японией на протяжении 250 лет.

Иэясу строго контролировал всю страну. Он умело распределил землю между даймё: наиболее верные вассалы (те, кто поддерживал его еще до битвы при Сэкигахара) получили стратегически более важные участки.

Для полного контроля над обществом в период Эдо была создана система из 5-ти классов: на вершине социальной пирамиды стояли самураи, затем шли крестьяне, ремесленники и купцы. Парии-“эта”, занимавшиеся “грязной” по буддийским канонам работой, образовывали самый дискриминированный, пятый класс. Гражданам страны запрещалось менять свой социальный статус.

Сёгун Иэясу продолжал развивать международные торговые отношения. Он установил торговые связи с Англией и Германией. В то же время в 1614 году он добился полного запрещения христианства, чтобы предотвратить опасное влияние извне.

После уничтожения клана Тоётоми в 1615 году и взятия Осаки Иэясу и его наследники практически не имели противников, и период Эдо можно назвать временем мира. Воины (самураи) обучались не только боевым искусствам, но и литературе, философии, искусству. Дзэн-буддизм и неоконфуцианство распространяли среди них принципы самодисциплины, морали и преданности.

В 1633 году сёгун Иэмицу запретил дальние плавания и почти полностью изолировал Японию в 1639 году, ограничив связи с внешним миром торговлей с Китаем и Голландией через порт города Нагасаки. Были запрещены все иностранные книги.

Благодаря изоляции улучшалось качество местной сельскохозяйственной продукции, развивался внутренний рынок, процветала культура. Среди городского населения набирали популярность такие формы искусства, как театр кабуки и укиё-э – картинки на бытовые темы.

Правительство Токугава оставалось стабильным на протяжении веков, однако со временем его положение становилось все более шатким. Купечество развивалось настолько быстро, что вскоре многие самураи стали от него финансово зависеть. В результате классовые различия между купцами и самураями сглаживались, а могущество последних постепенно приходило в упадок. К тому же, высокие налоги и голод послужили причиной роста числа восстаний крестьян.

В 1720 году был снят запрет на иностранную литературу, и в Японии распространились новые философские учения из Китая и Европы (Германия).

В конце XVIII века начало нарастать давление со стороны остального мира. Сначала Россия безуспешно попыталась установить торговые отношения с Японией. Ее примеру в XIX веке последовали европейские государства и США.

Американскому офицеру, коммодору Пэрри, в 1853 и 1854 годах силой удалось заставить японское правительство открыть несколько портов для морской торговли, однако внешние торговые отношения все равно оставались незначительными до Реставрации Мэйдзи в 1868 году.

Действия Перри породили волну антизападных настроений и критики в отношении сёгуната Токугава, а так же рост движения в поддержку реставрации императорской власти.

Антизападное и проимперское движение “Сонно Дзёи” (“Да здравствует император! Смерть варварам!”) широко распространилось среди самураев провинций Тёсю и Сацума. Более сдержанные политики, впрочем, поняли значение достижений науки и военного искусства Запада и предпочли открыть Японию внешнему миру. Вскоре и консерваторы, приняв участие в нескольких битвах с европейским и американским флотами, также осознали преимущества новых технологий.

Развитие «правового государства»

Период Хэйан и правление Фудзивара

В 8 веке борьба за контроль над центральным правительством между аристократией и буддистскими монахами обострилась.

Роль монаршего дома постепенно приходила в упадок. В связи с этим, стремясь избавиться от влияния буддистов столичного района Нара, император Камму в 794 году перенес столицу страны в город Хэйан – «столицу мира и спокойствия», которое со временем стала называться Киото.

Период с начала основания этого города и до образования первого сёгуната именуют периодом Хэйан (794–1185).

С началом 10 века начала проявляться нехватка земель государственного фонда, из-за чего выполнение «Закона о выдаче земельных наделов» затормозилось. Императорский двор изменил курс и перевел сбор налогов на плечи провинциалов кокуси. Последние получили источник обогащения и назначили своих управляющих в регионах. Вместе с тем, зажиточные крестьяне стали покидать государственные наделы и поднимать целинные земли, чтобы превратить их в частные имения.

Государство брало высокий налог с таких имений, поэтому их владельцы дарили свою собственность влиятельным аристократам и монастырям, чтобы платить меньше. В обмен за это новые хозяева назначали дарителей управителями в своих владениях. Таким образом формировался слой новой региональной знати из крестьян.

Появление самураев и института инсэй

В период Хэйан, из-за отсутствия внутренней или внешней угрозы для центрального правительства, Япония не имела регулярной армии.

В целом уровень безопасности в стране, особенно в отдаленных регионах, был невысок. В целях защиты своих земель от грабителей местная знать начала формировать вооруженные отряды из «служилых людей» – самураев. Лидером таких отрядов становились преимущественно столичные аристократы, которые находились с подчиненными воинами в отношениях господина и слуги. Самыми известными среди отрядов были выходцы из родов Тайра и Минамото.

Культура периода Хэйан

Появилась новая оригинальная аристократическая культура Кокуфу, которая расцвела во времена правления рода Фудзивара.

Появился новый светский архитектурный стиль дворцов-усадеб с галереями и садами. Одежда знати и горожан приобрела оригинальные японские формы. В изобразительном искусстве возник новый жанр «японских картин» ямато-э, основными темами которого стали повседневная жизнь вельмож и местные пейзажи.

Одновременно получила распространение японская азбука кана, на которой в первый раз начали составлять литературные произведения.

Частые природные катаклизмы, эпидемии и нестабильность в японском обществе середины 10 века породили в нём эсхатологические представления. На этой волне в стране распространилось новое буддистское учение Чистой Земли, по которому любой, кто молился будде Амида, мог после смерти попасть в рай – «Чистую Землю невероятной радости».

История самурайства

Первые самураи появились в Японии в начале 12 столетия. В тот период государством правил отважный сегун Минамото. Это были достаточно мирные времена, поэтому численность самураев была сравнительно небольшой. Воины принимали активное участие в мирной жизни – выращивали рис, воспитывали детей, обучали боевым искусствам.

В период правления великого японского клана сегунов Токугава, число самураев увеличилось почти втрое. Они, верно, служили своему сегуну, владели немалыми земельными участками. При Токугаве, эти воины считались самыми зажиточными людьми.

Во времена Токугавы бил издан большой свод самурайских законов. Главным из них считался закон «Бусидо». В нем говорилось о том, что воин должен безоговорочно подчиняться своему господину и смело глядеть смерти в лицо. Кроме того, самурай наделялся правом безнаказанно убивать обычного крестьянина, который непозволительно грубо относился к воинам. В мирные времена самураи, верно, служили своему сегуну, а иногда принимали участие в подавлении крестьянских мятежей.

Были и такие самураи, которые со временем перешли в класс ронинов. Ронины – это бывшие воины, которые избавились от вассальной зависимости. Такие самураи жили как обычные люди: вели торговую, ремесленную и земледельческую деятельность.

Многие самураи становились синоби. Синоби – это убийцы по найму, своего рода ниндзя.

В середине 18 столетия, начался распад самурайского сословия. В этот период стала активно прогрессировать японская буржуазия. Процветала торговля, ремесло и мануфактура. Многие самураи были вынуждены брать в долг у ростовщиков. Положение самураев становилось невыносимым. Их роль для страны стала непонятной даже им самим. Некоторые старались приспособиться к мирной жизни, многие ударились в религию. Другие превратились в торговцев, ремесленников и земледельцев. А самураев — бунтовщиков, просто убивали, окончательно подрывая их волю и дух.

Период Ямато (300 – 710)

В основном страна была объединена под властью императора к 300 году н.э. От него отсчитывается период Ямато (300 – 710). Этот период также называют периодом Кофун, так как в те времена для захоронения правителей строились большие курганы (яп. “кофун”).

Император правил, живя в столице. Она, в свою очередь, переезжала вместе с каждым новым правителем – обычай запрещал императору жить там, где находилась могила его предшественника.

Со временем реальная политическая власть оказалась в руках могущественного клана Сога, а императору осталась только роль верховного жреца синтоизма. Такая ситуация сохраняется в Японии по сей день – император исполняет важнейшие религиозные обряды, а политическая власть находится в руках министров, сёгунов, парламента и так далее.

В период Ямато Япония простиралась от острова Кюсю до полей Киная, но еще не включала районы Канто и Тохоку. Она также контролировала небольшую часть юга Кореи. Благодаря этому обстоятельству и дружеским отношениям с корейским государством Пэкчё влияние Китая и Кореи в стране росло. Даже когда в 662 году Япония полностью потеряла свои позиции на Корейском полуострове, влияние материковых государств осталось достаточно сильным.

Буддизм был привезен в Японию между 538 и 552 годами. Новая религия приветствовалась частью правящего класса. Однако жреческая синтоистская аристократия всячески препятствовала распространению учения Дхармы. Поэтому введение буддизма сопровождалась конфликтами и даже несколькими войнами.

Огромную роль в распространении буддизма сыграл принц Сётоку-тайси, регент в период правления императрицы Суйко. В 604 году он он написал “Уложение семнадцати статей”, в котором проповедовал буддизм и китайские идеалы государственности. В последнее время, впрочем, авторство принца рядом ученых отрицается.

В конце концов буддизм обрел большое количество последователей в высших слоях общества и стал государственной религией. Однако простые крестьяне долго не могли усвоить его сложных догм.

В 645 году Накатоми-но-Каматари привел к власти аристократический клан Фудзивара, который фактически правил Японией вплоть до прихода к власти в XI веке военных (самурайских) кланов. В том же году были проведены реформы Тайка: внедрены китайские схемы устройства государственного аппарата и администрации, все земли были выкуплены государством и поровну разделены между крестьянами, введена новая (по китайскому образцу) система налогообложения.

Тогда же из Китая и Кореи в Японию пришли даосизм, конфуцианство и иероглифика – кандзи.

В 622 году император Тэнти принял “Кодекс Тэнти” – первое известное нам по хроникам законодательное уложение в Японии.

Образование государства

О Японии тех времён можно судить только по китайским хроникам, так как своей письменности японцы не имели. Китайцы называли их «ва» и упоминали, что жили они примерно в ста государствах, треть которых поддерживала контакты с их страной. В V столетии сельское хозяйство японцев обогатилось выращиванием:

  • крапивы для изготовления ткани – рами,
  • злаковых культур,
  • пряностей,
  • каннабиса,
  • мандаринов.


Возделывание риса в Японии. Гравюра Развивалось разведение шелкопряда и изготовление шёлковых и холщовых тканей, добыча жемчуга, киновари и лазурита.

Самым сильным древним японским государством был Яматай. Эта страна вписалась в систему азиатских политических отношений на условиях Китая: платила ему дань и соглашалась с главенством китайского императора. Он, в свою очередь, содействовал в политике правителям, выполняющим эти условия, и разрешал им иметь торговые отношения с Поднебесной.

Китай в IV столетии втянулся в междоусобицы, на Корейском полуострове появились Силла, Когурё и Пекчэ, выразившие желание объединить Корею, а государственное образование Ямато начало борьбу за объединение Ниппона. С III по VI столетие здесь было принято погребать зажиточных граждан в кофунах – курганах из земли, поэтому этот период именуется также Кофун.


Курган периода Кофун

В Ямато сложилась система родов и титулов в исполнительной власти, так как государство было федерацией. Главы родов получали титулы от вождя в соответствии со своим статусом. Государством проводилась активная внешняя политика. Корейцы и китайцы селились здесь и привозили с собой новую информацию умения, которые способствовали развитию:

  • ювелирного дела,
  • инженерии,
  • иероглифической письменности,
  • медицинских навыков,
  • новой технологии в изготовлении керамической посуды.

Средневековье

В средние века в Ниппоне наступает пора самураев. Между их родами начинается борьба за власть, и в ней побеждают Тайра. Побеждённый род Минамото составил им оппозицию. Борьба не утихала, и позже Минамото свергли правление Тайра.

В XII столетии формируется институт сёгуната, и в средневековой Японии развивается двоевластие: киотского императора и сёгуна – в Камакуре, представлявшего интересы самураев. Буддизмом начинают интересоваться самураи и простые люди. Среди них популярна секта Дзёдо, проповедовавшая амидаизм. Также известными становятся следующие школы японского буддизма:

  • Дзёдо-синсю,
  • Нитирэн-сю,
  • Сото-Сю,
  • Риндзай.

Если первая школа уделяла большое внимание грешникам, то последователи второй сосредоточились на Сутре Лотоса, а последние две проповедовали дзэн-буддизм. Сёгунат пришёл со временем в упадок, а правителем Го-Дайгу осуществилась попытка восстановить монархию (реставрация Кэмму)


Период сегунат в Японии

Попытка была неудачной и закончилась расколом императорской власти и войной между кланами. В XIV веке возникает следующий сёгунат – Муромати, а затем третий – Ёсимицу.

В экономике, социальной сфере и культуре происходят такие изменения:

  • появление водяных колёс,
  • использование животных в качестве тягловой силы,
  • высаживание новых культур в садоводстве,
  • разведение хлопка,
  • совершенствование кузнечной и литейной металлургии,
  • проведение торговых ярмарок,
  • создание сообществ перевозчиков и ростовщиков,
  • формирование сообществ мещан для защиты от самураев,
  • эволюция самоуправления,
  • развитие театра но,
  • оформление садов камней,
  • использование татами,
  • развитие искусств икебаны и чайной церемонии и др.

Периоды без названий эпох

Система названий эпох, введенная императором Котоку, была оставлена ​​после его смерти; между 654 и 686 не было названий эпох. Система была ненадолго восстановлена императором Тэнму в 686 году, но была снова заброшена после его смерти примерно два месяца спустя. В 701 году император Монму снова восстановил систему названий эпох, и она действует без перебоев до сих пор.

Хотя использование григорианского календаря для исторических дат становится все более распространенным в Японии, традиционная японская система требует, чтобы даты записывались со ссылкой на названия эпох. Очевидная проблема, возникшая из-за отсутствия названий эпох, была решена путем обозначения лет имперского правления как периода.

Хотя в современной Японии посмертные имперские имена соответствуют эпохам их правления, это относительно недавняя концепция, введенная на практике в период Мэйдзи и введенная законом в 1979 году. Таким образом, посмертные имена императоров и императриц, правивших до н. 1868 год не может рассматриваться как название эпохи. Например, 572 год — год, когда император Бидацу вступил на престол из хризантем — правильно записывается как « 敏達 天皇 元年 » ( Бидацу-Тэнно Ганнен , «первый год правления императора Бидацу»), а не « 敏達»元年 »( Бидацу Ганнен ,« первый год Бидацу »), хотя это может быть сокращено как таковое. Включая таким образом имена собственных эпох и имена посмертных императоров, можно расширить систему нэнго, чтобы охватить все даты с 660 г. до н.э. до наших дней.

Эпоха Муромати (1333-1573 гг.)

Императору Годайго в 1333 году удалось восстановить былую власть благодаря ослаблению регентов Ходзе и смещению сегуната. Однако удержать власть в своих руках надолго ему не удалось. Устаревший государственный аппарат, отсутствие поддержки землевладельцев и представителей аристократии — все это привело к восстанию против двора в 1336 году. Предводителем этого движения стал Асикага Такаудзи. Годайго бежал, а на трон взошел другой император.

В 1338 году Такаудзи провозгласил себя сегуном и стал основателем нового правительства в Киото.

Ожесточенная борьба между двумя императорскими дворами велась на протяжении более 50 лет — это были нескончаемые противостояния, стычки и войны. История Японии в этот период считается напряженной: Северный двор чаще всего одерживал победу, в результате Южный двор полностью сдался в 1392 году, и Япония вновь оказалась под властью сегунов и императора.

Во время правления сегуна Есимицу страна сумела установить выгодные торговые связи с династией Мин в Китае. В это время усиленно развивалось сельское хозяйство, возводились новые города. В то же время в 15-м веке усиливается влияние крупных воинов-земледельцев, называемых “дзи-самураи”. Им удалось разделить всю страну на отдельные части, что привело к постоянным междоусобным войнам.

К середине 16-го века в Японию стали наведываться миссионеры-иезуиты и купцы из Португалии, основным товаром которых являлось огнестрельное оружие. В 1550 году сюда прибыл и иезуит Франциск Ксавье, распространяющий христианство. Многие жители Японии приняли эту религию, так как были заинтересованы в тесных торговых отношениях.

В эпоху Муромати крестьяне стали пользоваться такими новшествами, как водяное колесо, природные удобрения, тяговые животные — это позволило получать 2 урожая в год.

Ремесленники освоили производство хлопка, шелка, красок, лака и масел, металлургия получила 2 направления: кузнечное и литейное. В больших поселениях часто проводились ярмарки, население Японии наладило торговлю с другими странами.

Благодаря стараниям столичного сегуната произошло смешение культуры самураев и знати. Возникшая новая культура Японии имела яркие черты эстетических образов Китая и элементы дзен-буддизма. Именно в эту эпоху зародилось многое из того, чем культура Японии известна и по сей день. Это кабинетный стиль интерьера, татами, икебана, японская чайная церемония, сад камней, монохромные картины суми-э.

Предпочтение в еде и напитках

Японцы любят вкусно и сытно поесть. Европейцы и американцы уверены, что в Японии люди едят только суши, роллы, сукийаки и другие экзотические блюда, которые есть в ресторанах разных стран мира. На самом деле, это не так. В разных типах ресторанов подают практически одинаковые блюда. Существуют несколько видов мест, где можно покушать:

  • Шокудо – все посетители должны рассаживаться по кругу.
  • Изакайя – паб.
  • Окономийяки – посетителям разрешается принимать участие в приготовление блюд. Здесь можно заказать мясо, овощи, морепродукты, которые заворачивают в тесто, смешанное с овощами и капустой, и жарят.
  • Роботайки – вид деревенского ресторана, где всю еды готовят на углях и гриле.
  • Рестораны, где блюда готовят за столом посетителей. Подают говядину, овощи, которые варятся в бульоне (блюдо сукийаки) или набемоно (это суп, в котором все элементы для него выбирают посетители. Для этого рядом с ними ставят подносы с сырыми продуктами).
  • Заведения, где подают походные ланчи (так называемый бентос или шокудо).
  • Кафе и недорогие рестораны – можно попробовать тейшоки.

Японцы довольно пьющая нация. Спиртные напитки употребляют и мужчины, и женщины, и подростки. Популярностью пользуется, в первую очередь, пиво. Оно продается везде – с киосках, уличных ларьках, супермаркетах, магазинах, храмах. На втором месте по популярности находится рисовая водка или саке, которую нужно пить либо холодной, либо теплой (в голову бьет очень быстро). Также японцы много пьют зеленый чай, в котором много кофеина и витамина С. Его используют для утоления жажды, для восстановления сил, для насыщения организма полезными минералами, для профилактики онкологических заболеваний.

Знаете ли вы, что…[править]

  • Суровый нрав нижних чинов японской полиции (городовых) вошёл в поговорку во многих языках мира, включая русский и албанский.
  • Из бумажных салфеток, потребляемых японцами за год для изготовления оригами, можно было бы изготовить более 75000 тонн варёной колбасы.
  • Самое дорогое в мире вино — «Сакэ д’Икэм» (яп. コカコーラ), бутылка которого была продана с аукциона Сотбис за 90000 убитых енотов — изготовлено из риса, выращенного на личной плантации Императора Японии.
  • Горные лыжи были изобретены жителями предгорий горы Фудзияма. Этот вид спорта так популярен среди японцев, что даже английское слово «ski» («лыжи») произошло от искажённого японского «суки» (яп. 好き; букв. «любовь», «симпатия» ).
  • В древности, как подтверждение невинности невесты перед свадьбой, мужья после первой брачной ночи должны были гордо вывешивать на крыше государственный японский флаг.
  • Раньше около Японии не было моря, но японские повара настолько суровы, что сделали его из суши.
  • Японцы умирают только ото двух вещей — от харакири и от умиления.

Послевоенный период

После Второй мировой войны Япония была полностью разорена. Все крупные города (исключая Киото), промышленность, транспортные и информационные сети были разрушены. Оккупация Японии силами союзников началась в августе 1945 года и закончилась в апреле 1952 года. Операция преимущественно была разработана и проведена силами армии США под командованием генерала Мак-Артура.

Территория Японии после войны напоминала 1868 год – без Курильских островов, оккупированных Советским Союзом, и островов Рюкю, включая остров Окинава, находящихся под контролем США.

Остатки японской военной машины были уничтожены. В 1948 году был проведен Токийский процесс – аналог Нюрнбергского. Свыше 500 военных офицеров совершили самоубийство сразу после капитуляции Японии, сотни других были приговорены к смерти решениями международного трибунала. Однако император Хирохито не был объявлен военным преступником.

Целью Мак-Артура было создание стабильной демократии. Поэтому в 1947 году вступила в силу новая Конституция. Император утрачивал всю свою политическую и военную власть и становился как бы “символом” государства. Гарантировались всеобщее избирательное право и права человека.

Мак-Артур децентрализовал экономику, раздробив финансовые группы и другие крупные компании, реформировал систему образования и полицию. Земельная реформа устранила крупное землевладение. Кроме того, государство было полностью отделено от синтоизма. Также Японии было запрещено начинать войны и даже иметь свою армию.

Военное сотрудничество Японии и союзников было выгодным обеим сторонам. Поток критики начал нарастать только после того, как США усилили действия по защите своих интересов в холодной войне: пересмотрев свое отношение к коммунизму, они расположили дополнительные военные базы на островах Японии и принуждали Японию создать собственные силы обороны страны в нарушении Конституции. С другой стороны, многие консервативно мыслящие японцы поддерживали инициативу пересмотра Конституции.

Оккупация закончилась с вступлением в силу в 1952 году мирного договора. Вскоре правящая партия консерваторов под руководством премьер-министра Ёсиды провела через парламент закон о предотвращении подрывной деятельности против государства. Десять тысяч человек, обвиненных в симпатии к коммунизму, были смещены с занимаемых ими постов в правительстве, промышленности и прессе. В 1954 г. были созданы Японские силы самообороны, в том же году прошел масштабный показательный военный парад.

После Корейской войны экономика Японии быстро восстанавливалась. Объем экспорта неуклонно рос. Возникший дисбаланс в торговых отношениях с другими странами, особенно с США, стал в дальнейшем поводом для многочисленных конфликтов.

Подъем экономики укрепил позиции правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) и повысил уровень жизни населения. Однако, за все эти достижения пришлось заплатить загрязнением окружающей среды.

Отношения между Японией и Советским Союзом нормализовались в 1956 году, между Японией и Китаем – в 1972 году. В том же году остров Окинава был возвращен Японии (ранее он был оккупирован США).

Топливный кризис 1973 года больно ударил по экономике Японии, зависящей от внешних поставок нефти. Япония отреагировала на это бурным развитием рынка высоких технологий.

В 1980-х Япония продемонстрировала чудеса экономического процветания. Однако в начале 1990-х в Японии начался экономический и политический кризис, продолжающийся по сей день. Впрочем, это не мешает Японии входить в Большую Восьмерку (семь самых развитых стран мира плюс Россия). Schauwecker’s Guide to Japan, перевод – Сергей Колчин под редакцией Бориса Иванова

Язык и культура

Выучить за год-два в совершенстве японский язык не получиться. Это не английский и не немецкий языки. Язык жителей японских островов формировался под влиянием философии, религиозных течений, политической системы

В современной письменности присутствуют три разных шрифта, хотя некоторые лингвисты говорят, что их четыре, если брать во внимание использование римского шрифта. Из-за такой неоднородности в использовании шрифтов японский язык считается одним из самых сложных в мире

При этом уловить отдельные звуки и выучить слова на слух это совсем не мешает. Язык не тоновый, произносятся слова понятно. Туристам из европейских стран выучить несколько слов, чтобы ориентироваться в том или ином городе, не составляет труда. Так можно и узнать, где поменять деньги, где находится остановка общественного транспорта или как добраться до аэропорта/вокзала.

На развитие и формирование культуры японцев огромное значение оказала религия. С древних времен население страны исповедовало синтоизм, который стал вытесняться буддизмом и конфуцианством. Буддизм пришел из Индии, сумевший быстро проникнуть даже в очень замкнутое японское общество. После него пришло конфуцианство, который стал понятным и доступным для жителей островов, благодаря наличию особой системы этических правил и философских норм. Они настолько соответствовали мировоззрению японцев, что синтоизм стал быстро отступать под натиском конфуцианских идей, которые в этой части Азии не стали религией. Это был способ жизни и сборник правил, которых нужно придерживаться в повседневной жизни.

Распространение в Японии получили и таоизм, и христианство, которое в государство проникло вместе с европейскими торговцами. Гонения христианских общин, а потом и верования началось в 17 в., когда был установлен режим Эдо. Собственно, именно из-за христианства сегун решил изолировать Японию от другой части мира, закрыв торговые фактории и порты для многих европейских стран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector