Церкви в риме
Содержание:
Комсомо тосканцеврядно гомеоморфен аномалии шушар рабочего духа
Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом.
Апостол Павел. Первое послание к Коринфянам.
Павел(Савл) – один из наиболее почитаемых апостолов в православии и в католичестве. Вместе с апостолом Петром их называют первоверховными святыми апостолами за активное распространение христианства.
Одной из многих заслуг Павла является идея о наднациональном статусе христианства. Павел проповедовал преимущественно среди язычников, сделав попытку трансформировать учение Христа в мировую религию. Будучи в первые годы своей просветительской деятельности активным противником христианства, Павел пережил душевный перелом по дороге в Дамаск и, в дальнейшем, стал «апостолом язычников» от Азии до Испании и Британии. Павел – автор 14 посланий. Им были введены в широкий оборот на основе разработок стоиков и представителей иудейско-эллинистической философии такие термины, как закон и благодать; жизнь и смерть; дух и тело; справедливость, данная Богом и заслуженная своим трудом и многое другое.
В Иерусалиме Павла взяли под стражу по обвинению в том, что он вводил язычников в Храм Соломона. Иудеи не могли его казнить из-за римского гражданства, поэтому было решено отправить апостола в Италию на суд. Павел в качестве пленника отправляется в свое последнее путешествие. Но корабль терпит крушение близ острова Мелит. Спустя продолжительное время Павел оказывается в Риме. Свой главный труд, а именно Послание к Римлянам, Павел написал в 58 году в Коринфе и адресовал христианской общине Рима. В Риме же Павел написал послание к Филиппийцам, к Колоссянам, к Ефесянам, к Филимону и некоторые другие послания.
В Риме Павел встречает свою смерть. Апостол перенёс много страданий и был как гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне в шестидесятые годы. На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.
Главное об архитектуре
Церковь проектировалась с учетом широко распространенного в Риме на тот момент стиля маньеризма, который характеризуется отказом от ренессансного восприятия картины мира – гармонии между человеком и природой. При осмотре фасада Иль-Джезу искусствоведы отмечают микс сдающей позиции эпохи Возрождения и приходящего ей на смену в Риме и Европе барочного направления.
Внешний вид церкви Иль-Джезу придумал Джакомо Делла Порто. Фасад получился весьма скромным и даже аскетичным, что было в духе Ордена иезуитов.
Внутри Иль-Джезу обратная картина – множество вызывающих восторг деталей от мастеров своего дела из Рима
К примеру, на потолке церкви обращает на себя внимание роспись Джованни Гаулли, посвятившего элементу многие годы. Он начинал работу 22-летним энтузиастом, а завершал матерым 40-летним специалистом
Старания оправдались целиком и полностью, ведь даже сегодня гости Рима остаются шокированными при виде перехода двухмерного сюжета в трехмерную плоскость. Декор и лепнина Иль-Джезу – дело рук Антонио Рагги.
Пьедестал в неоготическом стиле – основа для главного алтаря церкви. Последние работы по его реставрации датированы XIX веком. Любопытная особенность этой части Иль-Джезу заключается в том, что полотно «Обрезание» скрывает от туристов и жителей Рима скульптуру святого Сердца. Церковь хранит работы художников, следовавших заветам флорентийской школы живописи.
Странный музей
В ризнице церкви находится уникальный музей — тема, которой он посвящён, удивит и заинтригует любого. Мистическая связь между миром живых и мёртвых волнует человека давно. В наш материальный век сложно поверить, что существует какая-либо сопричастность усопших душ к настоящему. И вдруг появляются реальные, даже материальные доказательства потустороннего мира, которые можно увидеть в музее Душ в Чистилище (Museo delle Anime del Purgatorio) при церкви Святого Сердца Иисуса в Прати.
Ещё это собрание артефактов загробной жизни называют «Музей святых душ» или «Музей душ усопших». Такой странный и немного жуткий музей считается единственным в мире.
Санта-Мария-ин-Космедин
По другую сторону от античных храмов стоит Санта-Мария-ин-Космедин, еще одна титульная церковь Рима со своим кардиналом. Считается, что она построена в VI веке нашей эры греческими монахами во времена византийского папства (т.е. Папу одобрял Византийский император). Церковь построена на фундаментах бывшего храма Геркулесу. На Бычьем форуме был центр поклонения именно Геркулесу. Колокольня построена намного позже — в XII веке. Здание красного кирпича, такого же, как и кирпич Колизея и Пантеона и многих других древних и не очень зданий Рима.
Санта-Мария-ин-Космедин
Главным сокровищем церкви Санта-Мария-ин-Космедин является древняя мозаика ранее украшавшая старый собор Святого Петра в Ватикане и несколько старинных фресок, выполненных в духе «Христос — добрый пастырь». Роспись под потолком уже практически не видно, она очень блеклая и освещение не очень хорошее.
Полы в технике в технике Косматеско
Главным же аттракционом этого места является фотографирование у античного люка, сейчас укрепленного вертикально. После выхода в свет фильма «Римские каникулы» в 1953 году церковь Санта-Мария-ин-Космедин стала одной из самых посещаемых церквей столицы Италии. Все хотят увезти из Рима фотку с собой на фоне Уст Истины.
Уста истинны в Санта-Мария-ин-Космедин
С утра до вечера перед церковью стоит очередь жаждущих сделать фотографии. Мы не стали стоять, сфотографировали Уста сквозь прутья решетки, улучив короткий момент , когда рядом не было китайца. Странно, что фильм «Римские каникулы» так популярен в Азии.
Санта-Мария-ин-Космедин и очередь к Устам Истины
Я уже упоминала, что весь ансамбль площади находится на берегу Тибра, рядом расположен и бывший выход в реку старинной канализационной системы — Большой Клоаки, якобы построенной в V веке до нашей эры. Сейчас античная канализационная система работает, как ливневый сток.
Мост Эмилио тоже очень древний, его якобы построили в III веке до нашей эры и он благополучно простоял 17 веков, перед тем, как его разрушило наводнением.
Остров Тиберина и развалины моста Эмилио
За мостом начинается очень живописный средневековый квартал Рима Трастевере. Мы прошлись по нему совсем чуть-чуть, поэтому про Трастевере я вам рассказывать не буду. В следующей статье я расскажу вам про виллу Боргезе. Это будет уже не про средневековый или античный Рим, а про Рим эпохи Возрождения.
Возможно вам будет интересно почитать статью-обзор районов Рима для проживания — Как выбрать отель в Риме или где лучше жить в Риме. Там я даю краткое описание районов Рима и ориентирую по ценам на отели в каждом районе.
Рим | 2 | 1 725, сегодня 1 | (1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка.
Как сэкономить на отеле до 20%
Подбирайте себе отель на привычном сайте Booking.com, внимательно читая отзывы. Букинг собрал с клиентов самую большую базу отзывов. Потом проверяйте этот же отель на сайте roomguru.com, быстрее всего найдутся места, где этот же отель можно забронировать дешевле.
6.
Санта Мария дель Пополо
Легенда гласит, что эта церковь возле Садов Пинчио была построена на основе часовни, созданной для изгнания злого духа Неро. Санта Мария дель Пополо — церковь августинских канонов с прекрасным ренессансным фасадом, куполом и колокольней. Здание было расширено Браманте в 1505, и позже восстановлено Бернини. Мартин Лютер жил в доме при церкви во время его визита в Рим в 1510-11, отслужив мессу у алтаря. Три прохода и часовни собора содержат множество могил, включая две в хоре Андреа Сансовино. На хоре выделяются фрески Пинтуриккио, изображающие Коронацию Девы. Часовни по сторонам особенно прекрасны: вторая часовня слева была создана Рафаэлем для семьи Киги в 1515, а Часовня Чезари в северном трансепте содержит две известных картины Караваджо — Преобразование Св. Павла и Распятие на кресте Св. Петра.
Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано
Базилика Святого Иоанна Крестителя
Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано или Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano) — кафедральный собор Рима, в котором находится римская епископская кафедра и трон римского папы.
В католической иерархии эта церковь носит титул «Basilica maior» и стоит выше всех остальных храмов мира.
Ранее на этом месте находился древнеримский храм, построенный по указу Константина в 324 году, где состоялось пять вселенских соборов Католической Церкви, называемых Латеранскими.
После того, как базилика дважды горела и пришла в упадок, папа Сикст V приказал снести её и построить гораздо более крупный и богато украшенный храм.
Новый собор, который был сооружен, неоднократно перестраивался, и в настоящее время представляет собой пёстрое смешение различных архитектурно-художественных стилей: романского стиля, классицизма и барокко.
В реконструкции Латеранской базилики существенное участие принял итальянский архитектор Доменико Фонтане, который в 1586 году установил большие статуи апостолов в нишах собора.
В середине XVII века великий итальянский архитектор Франческо Борромини провел полномасштабное восстановление базилики, придав её элементы барочной архитектуры.
Нынешний знаменитый монументальный фасад с гигантскими скульптурами Иоанна Крестителя, Евангелиста Иоанна, главными отцами церкви и Иисусом в центре композиции в 1735 году воздвиг итальянский архитектор Алессандро Галилеи.
В собор ведут пять врат и крайние правые из них называются Юбилейные из-за того, что открываются они только в Святой юбилейный год, как правило раз в 25 лет.
Бронзовые центральные врата из курии Юлия сохранились от первой базилики, и были реконструированы Борромини. Они ведут в главный неф, который ослепляет белизной стен, стройностью колонн и мраморных статуй. Контраст им составляют массивные золотые своды работы Джакомо Делла Порта и мозаичные полы школы мастеров Космати.
Убранство базилики поражает грандиозностью. В плане она представляет христианский крест с пятью нефами, а в глубине храма находится хранилище реликвий, украшенное изящными фресками.
Над папским алтарем в двух серебряных реликвариях, выполненных в форме бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.
В храме похоронены шесть пап — Александр III, Сергий IV, Климент XII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII.
В интерьере собора сохранилось средневековое
наследие. Во
время реконструкции архитекторы сумели сохранить античную структуру базилики, и
многие ее элементы относят к ранним историческим периодам.
В храме можно заметить гранитные колонны IV века, а в северном трансепте расположен величественный орган XVI века.
Время работы Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано
Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано открыта ежедневно с 7-00 до 18-30. Ризница – с 8-00 до 12-00 и с 16-00 до 18-00. Баптистерий открыт с 7-00 до 12-30 и 16-00 до 19-00. Музей открыт с 10-00 до 17-30.
Стоимость посещения Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано
Вход в Базилику Сан-Джованни-ин-Латерано свободный
Как добраться до Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано Добраться до Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано можно на метро линии А до станции San Giovanni.
9.
Санта Мария ин Травестере
Санта-Мария ин Трастевере (плотно населенный район на правом берегу Тибра) является первым местом в Риме, где христиане смогли проводить свои службы на публике. Здание было начато в 221 и достроено в 340, затем восстановлено в 12-м веке и реставрировано в период Барокко. У церкви есть романская колокольня, фасад, украшенный мозаиками и ранние христианские саркофаги. Внутри посетителя ждет множество чудес, включая красивую мраморную инкрустацию на полу, позолоченный деревянный потолок, или мозаики в апсиде — настоящие шедевры средневекового искусства. Они изображают Христа, Деву Марию и многочисленных святых.
Кесарево
Храм Императорский культ в Вена
А кесарево был храм, посвященный Императорский культ. Кесарии располагались на всей территории Римская империя, и часто финансируется имперским правительством, стремясь заменить государственные расходы на новые храмы другим богам и становясь главным или единственным большим храмом в новых римских городах в провинциях. Так было в Эвора, Вена и Ним, которые все были расширены римлянами как coloniae из кельтского оппида вскоре после их завоевания. Имперские храмы, оплачиваемые государством, обычно использовали традиционные римские стили по всей империи, независимо от местных стилей, которые можно увидеть в небольших храмах. В недавно запланированных римских городах храм обычно располагался в центре на одном конце форума, часто напротив базилики на другом.
В городе Риме кесарево находился в религиозной зоне Братья Арваль. В 1570 году в нем было зарегистрировано девять статуй Римские императоры в архитектурных нишах. У большинства ранних императоров были свои очень большие храмы в Риме, но нестабильная экономика означала, что строительство новых императорских храмов в основном прекратилось после правления Марк Аврелий (d. 180), хотя Храм Ромула на Римском форуме был построен и освящен императором Максентиус своему сыну Валерий Ромул, умерший в детстве в 309 г. и обожествленный.
Один из первых и наиболее известных Кесария был Кезарий Александрийский, расположенный в гавани. Это было начато Клеопатра VII из Династия птолемеев, последний фараон из Древний Египет, чтобы почтить память своего мертвого любовника Юлий Цезарь, а затем обратил Августа в свой культ. В 4 веке, после того как Империя попала под христианское правление, она была преобразована в церковь.
Святыни из Иерусалима
Многие святыни попали в Рим благодаря активной деятельности святой царицы Елены, матери императора Константина. Уже в очень преклонном возрасте Елена предприняла долгое и трудное путешествие на Святую Землю, в Иерусалим, чтобы обрести святыни, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. В те времена это было невероятно трудной задачей, ведь Иерусалим был полностью разрушен в I веке. Тем не менее, Елена смогла найти и привезла в Рим немало важных реликвий.
Среди них – святыни, связанные с крестными страданиями Иисуса Христа. Это часть Креста, на котором был распят Спаситель, шип от тернового венца, гвоздь, который использовался при казни, табличка с надписанием вины, крепившаяся на Кресте. Специально для хранения этих святынь, привезенных царицей Еленой, была построена базилика «Святого Креста в Иерусалиме» (Santa Croce in Gerusalemme). Кроме того, в соборе хранится палец святого апостола Фомы, крест «благоразумного разбойника», а также полноразмерная копия Туринской плащаницы.
Из Иерусалима в Рим была также лестница, находившаяся когда-то во дворце Понтия Пилата. По ней несколько раз поднимался и спускался Иисус Христос, осужденный Пилатом на казнь. Святая Лестница (Scala Santa) – так называют ее в Риме. По этим ступеням разрешено подниматься только на коленях. Реликвия хранится в специальном здании рядом с Латеранской базиликой Сан Джованни, о которой мы упоминали выше. Там же находился капелла «Святая святых» (Sancta Sanctorum), получившая свое название из-за множества находившихся в ней реликвий.
Мощи самой царицы Елены покоятся в базилике Санта Мария ин Аракоэли на Капитолийском холме. Ее мы посещаем с аудиоэкскурсией «Имперский Рим». Кстати, эта базилика интересна и сама по себе – суровый внешний облик перенесет Вас в Средние века, а внутреннее убранство поразит богатством и красотой.
В церкви Санта Прасседе также хранится так называемая «Колонна бичевания» – часть столба, к которому был привязан Христос во время бичевания.
А в базилике Сан Джованни ин Латерано, высоко под потолком можно увидеть столешницу, на которой совершалась легендарная «Тайная Вечеря».
Большинство святынь, привезенных в Рим из Иерусалима, мы увидим в экскурсии “Шедевры и реликвии” с аудиогидом Travelry. В этой аудиоэкскурсии мы посетим уникальные старинные церкви Рима и узнаем о них много интересного.
Сан-Паоло-фуори-ле-Мура
Базилика Святого Павла за городскими стенами
Сан-Паоло-фуори-ле-Мура или Базилика Святого Павла за городскими стенами (Basilica di San Paolo fuori le Mura) является одной из четырёх великих базилик Рима, которая в отличие от остальных церквей, расположена за стенами, построенными при императоре Аврелиане вокруг Древнего Рима.
Первая базилика была сооружена в начале IV века римским императором Константином на месте предполагаемого захоронения святого Павла.
В 386 году император Феодосий I начал строительство более внушительного храма, которое было закончено только в середине V века при папе Льве I.
В 590-604 годах, при папе Григории Великом, церковь снова перестраивалась, при этом была значительно улучшена вся храмовая архитектура. Был построен новый алтарь, двор украсили более сотни колонн. В центре двора установили памятник Сан Паоло, держащий в руках большую книгу и меч.
В 846 году базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура была разграблена и частично разрушена пиратами, а в 1823 году почти полностью сгорела.
Восстановление храма длилось почти 20 лет, и в 1840 года, он был заново отстроен, причем в совершенно новом классицистическом фасаде.
После восстановления размеры храма
составили 132 метров в длину, 65 метров в ширину и 30 метров в
высоту.
В 1890 -1928 годах была построена колоннада из 146 гранитных колонн, окружающая западный двор храма. В центре двора была поставлена статуя апостола Павла работы Пьетро Каноника.
Внутри собора находится пять залов,
центральный из которых разделен на части при помощи восьмидесяти гранитных
колонн, а потолок украшают резные позолоченные панели.
Несмотря на многочисленные
разрушения, собор сохранил часть постройки V века — фрагменты мозаик и арку.
Одной из характерных особенностей базилики является галерея портретов всех 236-ти понтификов, размещённых в медальонах по внутреннему периметру здания.
Главная достопримечательность базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура — саркофаг с мощами святого апостола Павла, хранящийся в крипте храма. Над ним возвышается табернакль-шатер 1285 года, а рядом стоит подсвечник XIII века, высотой более пяти метров.
Орган церкви работы Фаринати был подарен базилике римским папой Львом XIII в 1885 году и установлен в левой апсиде.
Время работы Базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура
Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура открыта ежедневно с 7-00 до 18-30
Стоимость посещения Базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура
Вход в Базилику Сан-Паоло-фуори-ле-Мура свободный
Виртуальный тур по Базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура
Как добраться до Базилики Сан-Паоло-фуори-ле-МураДобраться до Базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура можно на метро линии B до станции Garbatella или Marconi, на автобусах 23, 769 до остановки Via Ostiense-San Paolo или на трамвае 2 до остановки Basilica S. Paolo.
Интерьер и убранство
Именно в интерьере наиболее ярко проявляется художественная выразительность стиля барокко. Архитектура, скульптура и живопись Сант-Андреа-аль-Квиринале стали роскошными декорациями для проведения религиозных обрядов католической церкви.
Материал
В качестве материала для интерьера Sant’Andrea al Quirinale Бернини применил помимо белого каррарского мрамора и другие редкие оттенки благородного камня — розовый, серый, светло-зелёный и жёлтый с естественными белыми прожилками.
Архитектор не хотел использовать античные колонны разрушенных памятников древности, как это делали многие мастера. Для украшения церкви он брал новый и качественный мрамор, который добывали в заброшенном с древнеримских времён руднике в Апеннинах вблизи Касперии (Casperia).
Алтарь
При входе в церковь алтарь сразу же притягивает взор — уникальная игра света и тени в интерьере выделяет маленькую центральную апсиду, оформленную позолоченной бронзой.
На контрастном фоне синих стен предстаёт сцена мученичества святого Андрея, которую изображает картина, написанная в 1668 г. французским художником Гийомом Куртуа (Guillaume Courtois).
Его взгляд, устремлённый вверх, соединяет две части — алтарь и купол, олицетворяющие небесный свет и земные страдания.
Считается, что предварительный макет этой работы был выполнен Бернини.
Купол
Купол Сант-Андреа-аль-Квиринале, незаметный снаружи, при входе в церковь поражает воображение. Магический свет, льющийся из окулоса (центрального фонаря) буквально заливает позолоченный свод.
Ощущение лёгкости и бесконечности придают куполу убывающие по размеру мотивы розеток в шестиугольном обрамлении (кессоны). Десять лучей-рёбер, идущих от центра и стилизованных под пальмовые ветви, поддерживают купол и являются символом мученичества.
«Небесный свод» украшен 138 скульптурами рыбаков, святых и херувимов, выполненных гениальным Рагги.
Часовни и гробницы
В церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале находятся четыре часовни, посвящённые основателям ордена иезуитов святым Франциску Ксаверия и Игнатию де Лойола, молодому послушнику Станиславу Костке и Страданиям Христовым. Пол с цветной мозаикой и инкрустацией является надгробием для кардиналов Джулио Спинола, Пьетро Сфорца Паллавичино и Камилло Мельци.
Слева от главного алтаря, где находится большое распятие, помещена гробница непростого иезуитского послушника – короля Сардинии и Пьемонта Карла Эммануила IV (Carlo Emanuele IV di Savoia), который отрёкся от престола и жил в монастыре рядом с церковью до своей смерти в 1819 г.
Ризница и комната Станислава Костки
Правая дверь от главного алтаря ведёт в небольшую ризницу, где можно полюбоваться великолепной потолочной фреской «Апофеоз Святого Андрея» работы Джованни Броссе (Giovanni II di Brosse) и чашей для омовения рук, выполненной из цветного мрамора, возможно, самим Бернини.
Лестница, идущая из ризницы, поднимается в комнату святого Станислава Костки, где хранятся его нетленные мощи и необычная цветная мраморная статуя работы французского скульптора Пьера Ле Гро Младшего, запечатлевшая в натуральный рост умирающего на кровати монаха. Иезуиты очень почитают Станислава Костку за силу и чистоту веры.
Благочестивый юноша из польской богатой семьи, вопреки воле родителей, пешком добирался в Рим из Вены, чтобы в день своего 17-летия в 1567 г. вступить в ряды послушников. Но трудная и долгая дорога подорвала его здоровье, и через 10 месяцев он умер.
При выходе из церкви о её основателе из рода Памфили, вложившем немалые средства в строительство Sant’Andrea al Quirinale, напоминает памятная табличка и великолепная композиция из двух крылатых женщин – символов судьбы, выполненная Джованни Ринальди (Giovanni Rinaldi) по эскизам Бернини.
Влияние
Сен-Мартен-в-полях, Лондон (1720 г.), Джеймс Гиббс
Этрусско-римская адаптация модели греческого храма, чтобы сделать основной акцент на переднем фасаде и позволить другим сторонам здания гармонировать с ним только в той степени, в какой позволяют обстоятельства и бюджет, как правило, была принята в Неоклассическая архитектураи другие классические стили. В этих храмах фасады с колоннами и фронтоном очень обычны для главного входа в величественные здания, но часто они окружены большими крыльями или установлены во дворах. Эта гибкость позволила использовать фасад римского храма в зданиях, предназначенных для самых разных целей. Колоннада больше не может быть выдвинута вперед вместе с крыльцом, и она не может быть поднята над землей, но основная форма остается той же. Среди тысяч примеров есть белый дом, Букингемский дворец, и Санкт-Петербург, Рим; В последние годы фасад храма стал модным в Китае.
эпоха Возрождения а позже архитекторы разработали способы гармоничного добавления высоких куполов, башен и шпилей над портиком храма с колоннадой, что римляне сочли бы странным. Фасад римского храма остается знакомой чертой последующих Ранний модерн архитектура в западной традиции, но, хотя очень часто используется для церквей, она потеряла специфическую связь с религией, которая была у римлян. Как правило, более поздним изменениям не хватает цвета оригинала, и, хотя в величественных образцах фронтона может быть скульптура, полная римская скульптура над линией крыши редко копируется.
Вариации на эту тему, в основном итальянские по происхождению, включают: Сан-Андреа, Мантуя, 1462 г. Леон Баттиста Альберти, который взял четырехколонный римский Триумфальная арка а сверху добавил фронтон; Сан-Джорджо Маджоре, Венеция, начат в 1566 г. Андреа Палладиос двумя наложенными друг на друга фасадами храмов: низким и широким, а другим — высоким и узким; то Вилла Капра «Ла Ротонда», 1567 г., также Палладио, с четырьмя изолированными фасадами храма с каждой стороны прямоугольника с большим центральным куполом. В Архитектура барокко два фасада храмов, часто разного порядка, наложенные друг на друга, стали чрезвычайно распространенными для католических церквей, часто с самым верхним, поддерживаемым огромными завитки в каждую сторону. Это можно увидеть в Джезу, Рим (1584), Санта Сусанна, Рим (1597 г.), Санти Винченцо и Анастасио в Треви (1646) и Валь-де-Грас, Париж (1645 г.). В Палладианские виллы Венето включают в себя многочисленные оригинальные и влиятельные вариации на тему фасада римского храма.
Архетипический образец для церквей в Грузинская архитектура был установлен Сен-Мартен-в-полях в Лондоне (1720 г.) Джеймс Гиббс, который смело добавил к классическому фасаду храма в западной части большой шпиль на вершине башни, немного отодвинутой от главного фасада. Эта формула шокировала пуристов и иностранцев, но стала общепринятой и очень широко копировалась как дома, так и в колониях. например в Церковь Святого Андрея, Ченнаи в Индии и Часовня Святого Павла в Нью-Йорке (1766 г.).
Ла Мадлен, Париж (1807 г.), ныне церковь
Примеры современных зданий, которые более точно повторяют форму древнего прямоугольного храма, можно найти только с 18 века. Версии римского храма как дискретного блока включают Ла Мадлен, Париж (1807 г.), ныне церковь, но построенная Наполеоном как Temple de la Gloire de la Grande Armée («Храм во славу Великой армии»), Капитолий штата Вирджиния как первоначально построенный в 1785–88, и Бирмингемская ратуша (1832–34).
Маленькие римские круглые храмы с колоннадами часто использовались в качестве моделей либо для отдельных зданий, больших или малых, либо таких элементов, как купола, поднятые на барабанах, в зданиях на другом плане, таких как Санкт-Петербург, Рим, Собор Святого Павла в Лондоне и Капитолий США. Великий прародитель их — из Донато Браманте во дворе Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме, c. 1502, который с тех пор вызывает всеобщее восхищение.
Хотя большая круглая куполообразная целла Пантеона с традиционным портиком является «уникальной» в римской архитектуре, ее много раз копировали современные архитекторы. Версии включают церковь Санта-Мария-Ассунта в Аричча к Джан Лоренцо Бернини (1664 г.), последовавшая за его работой по восстановлению римского оригинала,Belle Isle House (1774 г.) в Англии, и Томас Джеферсонбиблиотека в Университет Вирджинии, Ротонда (1817–26). Пантеон был самым большим и наиболее доступным завершенным фасадом классического храма, известным в эпоху итальянского Возрождения, и был стандартным образцом, когда они были возрождены.
5.
Санта-Мария-сопра-Минерва
Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва основана на месте бывшего храма Минервы, что объясняет её имя. Она является крупнейшей готической церковью в Риме. Строительство началось в 1280 году и закончилось в 1453. Расположение в центре города сделало церковь популярной среди римлян — Санта-Мария-сопра-Минерва играла важную роль в религиозной жизни города. Самой известной из погребальных часовен в этой базилике является Часовня Карафа в конце южного трансепта, также известная как Часовня Возвещения Св. Фомы. В ней можно увидеть известные фрески Филиппо Липпи (1489), прославляющие Деву Марию и Св. Фому Аквинского со сценами из его жизни. Главный престол содержит реликвии Св. Екатерины Сиенской, а слева перед алтарем установлена статуя Христа Микеланджело. Эта статуя была подвергнута критике, так как Иисус здесь более походит на языческого бога, чем на основателя христианства (набедренная повязка была добавлена позже). Но с точки зрения умения и мастерства — это одна из самых идеальных скульптур.
Церковь дель Джезу (Chiesa del Gesù)
By Livioandronico2013 [CC BY-SA 4.0 (http://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)], via Wikimedia Commons
Церковь ордена иезуитов, называемая дель Джезу, являет собой блестящий образец маньеризма и пышного римского барокко. Нарядная церковь с роскошным убранством построена в XVI веке архитекторами Виньола и делла Порта. Любопытно, что проект, предложенный для этого здания Микеланджело, был отклонен кардиналом. Архитектура Иль Джезу стала канонической для иезуитских храмов по всему миру. По её образцу строятся костёлы так называемого «Общества Иисуса» в Польше, Литве, Португалии, Латинской Америке. В храме похоронен основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола.
Адрес: Piazza del Gesù
Режим работы: 7.00-12.30 / 16.00-19.45
Круговые планы
«Храм Венеры», Баальбек, сзади
Романо-кельтские храмы часто были круглыми, а круглые храмы различных типов строили римляне. Греческие модели были доступны в толос святыни и некоторые другие здания, как актовые залы и различные другие функции. Храмы богини Веста, которые обычно были небольшими, обычно имели такую форму, как в Риме и Тиволи (см. список), которые частично сохранились. Словно Храм Геркулеса Виктора в Риме, который, возможно, был построен греческим архитектором, у этих выживших была сплошная колоннада, окружающая здание, и низкий подиум в греческом стиле.
Различные формулы использовались в Пантеон, Рим и небольшой храм в Баальбек (обычно называемый «Храмом Венеры»), где дверь находится за полным портиком, хотя используются очень разные способы сделать это. В Пантеоне только портик имеет колонны, и «совершенно неудобная» внешняя встреча портика и круговой целла часто критикуют. В Баальбеке широкий портик с сломанный фронтон соответствует четырем другим колоннам вокруг здания, с архитрав в черпаках изогнутых секций, каждая из которых заканчивается выступом, поддерживаемым колонной.
В Praeneste (современная Палестрина) недалеко от Рима, огромный паломнический комплекс I века до н.э. привел посетителей на несколько уровней с большими зданиями на крутом склоне холма, прежде чем они в конечном итоге достигли самого святилища, гораздо меньшего круглого здания.
12.
Сант-Андреа-аль-Квиринале
В любом другом городе этот шедевр Бернини был бы заполнен туристами, но в Риме его часто пропускают среди изобилия церквей. Интерьер являет собой обильное выражение стиля барокко, где искусство, архитектура и дизайн беспрепятственно объединяются воедино. Неудивительно, что церковь была фаворитом Бернини среди всех его работ, даже при том, что кардинал никогда не платил ему за работу. Овальный план здания с восемью боковыми часовнями создает ощущение пространства и движения, плавно переходя от эллиптического плана к круглому золотому куполу наверху. Структурный дизайн барокко прослеживается буквально везде — от щедрого художественного оформления пилястров и бордюров к аркам, карнизам и окнам.
8.
Санта-Мария-ин-Космедин
В южной части площади Бокка делла Верита расположена Санта-Мария ин Космедин — один из самых прекрасных примеров средневековой церковной архитектуры в Риме. Церковь была начата в 772 и закончена в 1124. У этого архитектурного драгоценного камня особая семиэтажная колокольня и широкий двухэтажный подъезд с навесом. Интерьер украшен созданной семьей Романа Космати мраморной инкрустацией, включая пол, мраморные стены святилища, мраморные кафедры проповедника и трон епископа. Проходы украшены фресками, а несколько колонн доставлены от древних достопримечательностей Рима. В склепе находятся ранние христианские могилы и фундамент языческого храма.
Но известность этой римской церкви обеспечена не её великолепной внутренней отделкой, или гармоничной архитектурой. Причиной всему стала большая мраморная плита в подъезде, известная как Бокка делла Верита, или Уста Правды. Туристические автобусы занимают всю прилегающую улицу, а многочисленные посетители выстраиваются в очередь к церкви. Гиды утверждают, что именно в этом месте римляне давали клятвы (по легенде, рот откусывал руку любого, кто говорит неправду). Намного более вероятно, что это был стенной фонтан, или плита, скрывающая оракула. Площадь Бокка делла Верита открывает один из самых прекрасных видов Рима, с её комплексом древних зданий и барочного фонтана.