Базилика санта-мария-маджоре в риме
Содержание:
- Как добраться к Санта-Мария-Маджоре
- Архипресвитеры базилики
- О месте Базилика Санта Мария Маджоре
- Интерьер
- Интерьер
- История строительства церкви
- Что посмотреть
- Все интересное о соборе Санта-Мария-Маджоре в Риме
- Время работы, стоимость билетов
- Базилика Санта Мария Маджоре в Риме и ее история
- Интерьер базилики
- Капеллы и святыни
- Интерьер
- Интерьер базилики
- Капеллы
- Интерьер
- Баптистерий
Как добраться к Санта-Мария-Маджоре
Собор находится в Риме по адресу: Piazza di Santa Maria Maggiore, 42.
ЗАКАЗАТЬ ТАКСИ
Дойти до храма возможно от железнодорожного вокзала Термини. Лишь 10 минут шагом по улице Via Cavour придется пройти путешественникам, чтоб попасть со станции метро Termini (линия А или В) в базилику Santa Maria Maggiore.
Режим работы: каждый день, с 7.00 до 19.00. Исповедоваться возможно на английском, испанском, немецком, польском и прочих языках.
Телефон: +39 06 698 86800
Наши советы по Риму:
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
- Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
- Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
- Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
- City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
- Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
- Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
- Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.
Архипресвитеры базилики
…
Паоло Сколари (1176 — ?);
…
Франческо Наполеоне Орсини (1297—1312);
…
- Марино Вулькано (—);
- Стефано Палости де Верайнерис ( — 24 апреля );
…
- Франческо Ландо (октябрь — 26 декабря );
- Антонио Казини (март — 2 апреля );
- Джованни Вителлески ( — 2 апреля );
- Блаженный Николо Альбергати (—);
- Джулиано делла Ровере (август — 11 августа );
- Родриго де Борха-и-Борха ( — 11 августа );
- Джованни Баттиста Савелли (сентябрь — 19 сентября );
- Джованни Баттиста Орсини, великий магистр Ордена госпитальеров (сентябрь — 22 февраля );
- Джулиано Чезарини (5 марта — 1 мая );
- Робер Гибе (4 октября — декабрь );
- Франсиско де Ремолинс ( — 5 февраля );
- Леонардо Гроссо делла Ровере (февраль — 17 сентября );
- Андреа делла Валле (—);
- Алессандро Фарнезе (—);
-
Джованни Доменико Де Купис ( — 10 декабря 1553
вакантно (1553—1564);
);
- Карло Борромео (октябрь — 3 ноября );
- Филиппо Бонкомпаньи (ноябрь — 9 июня );
- Дечо Аццолини старший (июнь — 9 октября );
- Доминико Пинелли (октябрь — 9 августа );
- Микеланджело Тонти (август — 21 апреля );
- Джанбаттиста Лени (апрель — 3 ноября );
- Джованни Гарция Миллини (ноябрь — 2 октября );
- Франческо Барберини Старший (октябрь —);
- Антонио Барберини ( — 3 августа );
- Джакомо Роспильози (август — 2 февраля );
- Феличе Роспильози (1686—1688);
- Филипп Томас Говард O.P. (1 января — 17 июня );
- Бенедетто Памфили, великий приор ордена Святого Иоанна Иерусалимского (1 ноября — 20 апреля );
- Якопо Антонио Мориджа (20 апреля — 28 октября );
- Пьетро Оттобони (1702—1730);
-
Лодовико Пико делла Мирандола
вакантно (1731—1743);
(1730—1731);
- Джироламо Колонна ди Шарра (1743—1763);
- Маркантонио Колонна младший (1763—1793);
- Джованни Франческо Альбани (1793—1803);
- Антонио Деспуг-и-Дамето (28 декабря 1803 — 2 мая 1813);
- Джованни Филиппо Галларати Скотти ( — 6 октября );
- Антонио Дориа Памфили (10 октября — 31 января );
- Аннибале делла Дженга (10 февраля — 28 сентября );
- Бенедетто Наро (1 января 1824 — 6 октября 1832);
-
Карло Одескальки
вакантно (1834—1838);
(22 декабря 1832 — 21 ноября 1834);
- Джузеппе Антонио Сала (11 декабря — 23 июня );
- Луиджи дель Драго (29 августа — 18 апреля );
- Константино Патрици Наро (24 апреля — 21 сентября );
- Луиджи Амат ди Сан Филиппо и Сорсо (21 сентября — 30 марта );
- Густав Адольф фон Гогенлоэ-Шиллингсфюрст (15 июля — 30 октября );
- Винченцо Ваннутелли (16 декабря — 9 июля );
- Бонавентура Черретти (16 июля — 8 мая );
- Анджело Мария Дольчи (22 мая — 13 сентября );
- Алессандро Верде (11 октября — 29 марта );
- Карло Конфалоньери (16 ноября — 1 августа );
- Луиджи Дадальо (15 декабря — 22 августа );
- Уго Полетти (17 января — 25 февраля );
- Карло Фурно (29 сентября — 27 мая );
- Бернард Лоу (27 мая — 21 ноября );
- Сантос Абриль-и-Кастельо (21 ноября — 28 декабря );
- Станислав Рылко (с 28 декабря 2016).
О месте Базилика Санта Мария Маджоре
Великолепным храмом Санта Мария Маджоре гордится всё католическое сообщество Рима, ведь это не простая церковь, которых великое множество в столице Италии, а папская базилика, которых насчитывается всего четыре. Такие храмы, особо отмеченные главой Римской церкви, окутаны легендами и тайной, что ежегодно привлекает к ним паломников и туристов со всего света. Необыкновенна и история возведения. Однажды архиепископу Либерию приснилась Дева Мария, повелела построить в её часть церковь на том месте, где назавтра выпадет снег. Проснувшись, служитель начал спрашивать у изумленных горожан, не выпал ли снег, что очень удивляло римлян, учитывая, что летний снегопад в столице – редчайшее явление. Однако один зажиточный купец, Джованни Патрицио, сообщил епископу, что ему приснился такой же сон. Вместе они обнаружили, что снегом засыпан весь холм Эсквилия, и, в 352, заложили первый камень в основание здания. Благодаря этой истории, церковь получила второе имя «Божьей Матери на снегу». Интересно, что эта удивительная базилика не давала покоя ни одному папе. Каждый пытался внести нечто свое в её внешний вид. Со временем это стало доброй традицией. В 440 Сикст реконструировал здание, сделав его более укрепленным, а в 1377 здесь появилась высочайшая колокольня города, чья высота составляет 75 м. В 1740 достроили парадный фасад с балконом, где удалось сохранить фрески 14 века. Украшением экстерьера являются колонны, пилястры и мозаика, изображающая подробности сна Либерия. Войдя внутрь, путешественник окунется в атмосферу раннехристианской церкви: интерьер и фрески сохранились в отличном состоянии. Они датируются 5 веком, как и красочные мозаики, считающиеся самыми древними в Риме. На них изображены картины, иллюстрирующие жизнь Иисуса Христа и евангелистов, ветхозаветные сцены и апостолы. Здесь находятся почитаемые святыни: мощи святого Матфея и часть яслей Спасителя. А 15 августа сам папа проводит богослужение, приуроченное ко Дню Успения Богородицы.Как добраться? Собор расположен напротив вокзала «Термини», рядом с одноименной станцией метро и остановкой «Ковур».Сколько стоит? Базилика Санта Мария Маджоре открыта ежедневно с 7 утра до 19 вечера. Её посещение бесплатно. Также все желающие могут посетить мессу, однако прибыть нужно заранее.
Интерьер
Интерьер церкви, несмотря на позднейшие переделки, даёт представление об огромной раннехристианской базилике, отличающейся совершенством пропорций, гармонией и торжественностью. Исключительный интерес представляют мозаики центрального нефа и триумфальной арки, выполненные при римском папе Сиксте III (432—440). Мозаики центрального нефа представляют сюжеты из Ветхого Завета, поражающие своей свежестью, яркостью красок и красотой. Сюжеты мозаик триумфальной арки — Благовещение и благовестие Иосифу, Сретение, поклонение волхвов, эти же волхвы у царя Ирода, избиение вифлеемских младенцев, бегство в Египет (апокрифическая сцена встречи Святого Семейства правителем египетского города Сотина). Внизу арки изображены два города: Вифлеем слева и Иерусалим справа. В мозаике апсиды изображена сцена Коронования Девы Марии и под ней по периметру апсиды изображены самые важные события Её жизни. Эта мозаика была создана Якопо Торрити в конце XIII века, когда он по указанию папы Николая IV перестраивал апсиду V века. В средокрестии над престолом возвышается огромный балдахин (киворий) на четырёх порфировых колоннах с деталями из позолоченной бронзы (проект Ф. Фуга, 1750—1825).
Внимание привлекает деревянный кессонированный потолок, считающийся работой Джулиано да Сангалло. Согласно традиции, для позолоты потолка использовали золото из первой партии, привезённой из Нового Света, которое папа Александр VI получил в дар от испанского королевского дома — Фердинанда и Изабеллы
Пол — работа Косматов XIII века — значительно изменен реставрацией, произведенной в XVIII столетии. В глубине правого нефа находится надгробие кардинала Консальво Родригеса конца XIII века.
В базилике имеется мемориальная доска святых Кирилла и Мефодия.
Интерьер
Санта-Мария-ин-Арачели имеет внушительные размеры (40 м в ширину и 85 м в дину) и классическую структуру романской базилики с невероятно красивым интерьером.
Латинский крест в плане образуют три длинных нефа и немного выступающий вправо трансепт (старая церковь), за которым находится прямоугольная апсида с главным алтарём и хором, а также четыре часовни (по две от алтаря) и ризница.
Ряды великолепных изолированных часовен расположены вдоль боковых проходов — девять слева и восемь справа.
На стыке главного нефа и трансепта, вход в который предваряет высокая арка, от ранней церкви сохранился амвон из полихромного мрамора, созданный в XII в. мастером из Ананьи Лоренцо Космати (Lorenzo Cosmati) и его сыном Якопо.
В центральном проходе слева находится ещё один амвон, вырезанный из дерева в XVII в., предположительно, по эскизу Джованни Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).
Колонны
Центральный неф отделён от боковых 22 римскими колоннами, среди которых нет ни одной одинаковой. Они были извлечены из руин античных храмов и отличаются по цвету, стилю и даже по высоте, что объясняет разный уровень баз у основания колонн.
Античные элементы архитектуры придают христианскому храму особенную изюминку и отсылают к легендарной истории основания Санта-Мария-ин-Арачели. Возможно среди древних колонн, есть те, что находились в храмах Юноны Монеты или Юпитера Капитолийского.
Латинская надпись на третьей колонне левого нефа указывает на то, что она «из комнаты Августа», в которой императору явилась Дева Мария. Более того, отверстие в этой колонне, как утверждает легенда, – это след от божественного луча, в озарении которого предстала Богородица.
Четвёртая колонна слева стала частью небольшой часовни, построенной в XVIII в. по проекту архитектора Джероламо Фаби (Gerolamo Fabi)
Так получилось, что фреска XV в., украшавшая колонну, привлекала к себе внимание большого количества верующих, которые хотели помолиться изображению Мадонны с Младенцем
Алтарная роспись, относящаяся к школе Витербо, известна как Мадонна дель Рифуджио (Madonna del Rifugio).
Пол
В Базилике сохранился мозаичный пол из белого мрамора и цветного камня, выполненный во второй половине XIII в. в стиле косматеско. Его рисунок, напоминающий ковёр, в XIV – XV вв. был разбавлен многочисленными надгробными плитами, что внесло некоторый беспорядок в общий орнамент.
Явные повреждения были нанесены напольному покрытию храма и копытами лошадей, которые находились здесь во время французской оккупации в XVIII в. Не стоит забывать, что за более чем семь веков по старинным плитам прошли миллионы людей, оставив свой вполне зримый след.
Потолок
В XVI в. базилику Санта-Мария-ин-Арачели украсил деревянный кессонный потолок – шедевр, созданный в 1572–1575 гг. группой мастеров во главе со знаменитым французским резчиком по дереву Фламинио Буланже. Потолок был заказан городским сенатом и папой Пием V в ознаменование победы Рима над турками в битве при Лепанто в 1571 году.
В стенах базилики прошла торжественная месса в день триумфального шествия адмирала папского флота Маркантонио II Колонна (Marcantonio II Colonna) – главного героя военных событий.
Сложная резьба по дереву, щедро припудренная золотом и кое-где тронутая сочным цветом, представляет сплетение исторических и мифологических повествований.
В центре потолка, в оболочке огромного медальона, предстаёт Мадонна с младенцем на руках. Именно в таком образе по замыслу художника увидел её во время пророчества сивиллы Август. На одной оси с изображением Богородицы находятся гербы Римского сената, а также папы Пия V, при котором началось строительство потолка, и папы Григория XIII, при котором оно завершилось.
Нетипичным для христианской церкви стали барельефы с военными трофеями и перевёрнутым полумесяцем, которые символизировали победу христианства над террором экспансионизма Османской империи. Аналогичный по оформлению потолок имеет и трансепт базилики, на который посетители почему-то обращают чуть меньше внимания.
Своеобразным квестом для туристов становится поиск в деревянном барельефе потолка изображения Римской волчицы, вскармливающей близнецов Ромула и Рема. Этот великолепный мотив существует!
История строительства церкви
Сама история строительства Basilica di Santa Maria Maggiore окружена флером легенд. Когда выбирали участок для строительства церкви, Либерию (одному из римских епископов) приснился сон: явилась ему во сне Пресвятая Дева Мария, повела за руку к месту на холме и сказала строить храм на том месте, где наутро ляжет снег.
Мистика состояла в том, что точно такой же сон, повторенный до мельчайших деталей, приснился еще одному человеку – богатому римлянину Джованни Патрицио (храм был выстроен позже на его деньги).
Проснувшись, Либерий стал спрашивать – не выпал ли где снег? Вопрос показался несколько странным для окружающих – в Вечном городе и зимой-то снег редкость, а сейчас на дворе стояло лето. Но вскоре люди с удивлением выяснили, что снегом укутан весь Эсквилинский холм. Там в 352 году, а именно 5 августа, и был заложен первый камень в фундамент новой церкви.
Первоначальное название церкви – «Церковь Божьей Матери на снегу», после своего строительства она получила название «Санта-Мария Либериана» (по имени епископа Либерия, построившего сию церковь); позднее,когда в храм была привезена реликвия – кусочки яслей, — ее стали называть «Санта Мария Пресепе» (Мадонна с яслями), а при подготовке к Эфесскому собору в Риме в 431 году церковь была переименована в «Санта-Мария-Маджоре» – и уже окончательно.
С тех пор появилась традиция – ежегодно в этот день прихожан осыпают лепестками белых роз на входе в базилику – в память о том дне, когда в жаркий августовский день на Эсквилинском холме лег снежный покров (правда, в последние годы используются лепестки белых георгин). Мозаика на полу у входа в базилику Санта Мария Маджоре сохранила на века эту удивительную историю.
В 440 году папа Сикст перестроил базилику, укрепив ее, и назвал именем Пресвятой Девы. С тех пор каждый Папа, приходящий к власти, по-своему перестраивал базилику, привнося в нее новые элементы и украшения. Это стало уже традицией, когда каждый правитель вносил какие-то изменения в архитектурный облик города. Правда, не всем зданиям подобные изменения шли на пользу. Но базилика Санта-Мария-Маджоре, к счастью, не особо пострадала от чужих амбиций.
В 1740 году был достроен фасад с высоким портиком и лоджией (автор – архитектор Фердинандо Фуга). В этой лоджии на одной из стен сохранился декор, который датируется началом XIV века. Выстроив лоджию и портик, Фуга тем самым уберег ценнейшие фрески от разрушения.
А вы слышали о существовании такой достопримечательности в Риме, как Термы Каракаллы? Все о так называемых «античных банях», сохранившихся до наших дней, читайте вот тут.
А еще в Риме вы сможете взглянуть на величественную Испанскую лестницу! В нашем специальном обзоре расскажем о том, почему о ней говорят «138 ступеней к успеху».
Что посмотреть
Фото золотого потолка и мраморного пола в церкви Санта-Мария-Маджоре
Главные святыни церкви придется поискать. Если обратить свой взор чуть ниже папского алтаря, можно заметить ясли, которые якобы принадлежали самому младенцу Иисусу.
Ясли, якобы принадлежавшие младенцу Иисусу
Также в церкви хранится икона «Спасение народа римского». Она считается самой почитаемой в городе.
В церкви хранится очень почитаемая икона «Спасение народа римского»
При входе в базилику Санта-Мария-Маджоре можно увидеть мозаику «Чудо со снегом», посвященную легенде о возникновении храма.
При входе в базилику Санта-Мария-Маджоре можно увидеть мозаику «Чудо со снегом», посвященную легенде о возникновении храма
Три капеллы церкви – это еще одна местная гордость. Сикстинская была создана по заказу папы Сикста V. В соответствии с его замыслом стены расписаны сценами на тематику Рождества Христова. В капелле похоронен сам папа, а также Пий V и известный скульптор Бернини.
Сикстинская капелла, в которой похоронены папа Сикст V, Пий V и скульптор Бернини
Паолинская капелла (или Боргезе) зеркально отражает Сикстинскую. Она появилась в 18 веке по инициативе Павла V, урожденного Камилио Боргезе. Кроме него здесь упокоился Климент VIII. Украшает капеллу икона Мадонны Солюс Популли Романи.
Паолинская капелла (или Боргезе), в которой похоронены Павел V (урожденный Камилио Боргезе) и Климент VIII
Наименее роскошной выглядит капелла Сфорца, однако первое впечатление обманчиво. Есть версия, что она создавалась в соответствии с эскизами великого Микеланджело Буонарроти.
Капелла Сфорца возможно создавалась по эскизам Микеланджело Буонарроти
Стоит обратить внимание и на орган, который папа Пий XII заказал в 1952 году. Инструмент рук мастеров Машони заменил старый аналог 18 века
Примечательно, что его предшественник «жив» и по сей день. Он находится в церкви Алифорни.
Орган в церкви Санта-Мария-Маджре — работа мастеров Машони
В подвальном помещении церкви также расположен музей, посвященный папскому собору. В нем собраны предметы, имеющие связь с самой базиликой и ее святыми покровителями. Частью экспозиции являются и атрибуты власти Папы, предметы изобразительного искусства, статуи.
Все интересное о соборе Санта-Мария-Маджоре в Риме
Начнем с названия: Санта-Мария – это в честь Богородицы, а вот Маджоре – означает «большая», ведь она не только является одной из самых больших по величине, но и не уступает по важности и посещаемости. Интерьер базилики Санта-Мария-Маджоре позволяет представить, какими были раннехристиянские церкви и соборы
В то же время она обладает совершенными пропорциями, торжественностью и гармониею. Особого внимания заслуживают мозаики, которые являются главным украшением церкви. У входа вы увидите мозаику «Чудо со снегом», которая датируется 13 столетием и повествует об истории, которая подвигла на сооружение храма. В центральном нефе можно увидеть целые сюжеты из Ветхого Завета. Всего их 36 и все они сохранились в первозданном виде
Интерьер базилики Санта-Мария-Маджоре позволяет представить, какими были раннехристиянские церкви и соборы. В то же время она обладает совершенными пропорциями, торжественностью и гармониею. Особого внимания заслуживают мозаики, которые являются главным украшением церкви. У входа вы увидите мозаику «Чудо со снегом», которая датируется 13 столетием и повествует об истории, которая подвигла на сооружение храма. В центральном нефе можно увидеть целые сюжеты из Ветхого Завета. Всего их 36 и все они сохранились в первозданном виде.
Триумфальная арка украшена мозаиками, сюжет которых брался из Нового завета. Алтарь папы оформлен балдахином, а его стойки сооружены из старинных колон. Если вы поднимете голову вверх, вы будете пленены потолком, который соорудил да Сангалло. Он выполнен из дерева, а украшен золотом первой партии, которое специально привезли с Перу. Пол сделан из мрамора разных цветов, который выложен таким образом, что можно увидеть разные геометрические фигуры.
Отдельно стоит остановиться на капеллах, которых в церкви Санта-Мария-Маджоре три.
- Первая и самая известная – это Сикстинская капелла, которая отличается изысканным декором и богатым оформлением. Здесь находится статуя Сикста V работы Вальсольдо, а также захоронен Бернини.
- Вторая капелла – Паолинская — еще более роскошная. Здесь покоятся Павел V и Климент VIII. Также здесь находится икона Мадонны, которую, за легендами, начал рисовать апостол Лука, а «закончили ангелы».
- Третья капелла, возможно работы Микеланджело – это капелла Сфорца.
Орган собора — это произведение семьи Машони, которое было создано в 1955 году. В то же время старый орган перенесли в церковь Алифорни, а новый поместили на его место. Обязательно сверните в правый неф, где хранится надгробие кардинала Родригеса. С 13 столетия его тело и душа покоятся в этом месте.
Реликвией этой церкви является часть яслей, где родился Иисус. Они представляют собой пять частей кормушки, где после рождения лежал Иисус. Только 25 декабря можно зайти в этот реликварий и увидеть их собственными глазами.
Перед входом в собор стоит 15-метровая колонна со скульптурой Девы Марии. Ее соорудили в 1614 году в знак благодарности за избавление от чумы. Над проектом колоны трудился француз Бертло. Также в церкви есть свой музей, который расположен с правой стороны от алтаря. Вы можете зайти туда и увидеть много интересного из истории этой базилики, к примеру, развалины, тротуары в мозаике, скважины, проходы и арки.
Единственное, что отличает эту церковь от традиционных, так это то, что восковые свечки заменили электрическими. Поэтому чтобы зажечь такую свечку, надо бросить монетку в специальный проем около выбранной иконы.
Время работы, стоимость билетов
Открыта базилика для посетителей с 7 утра и до 19 часов, в 18.45 совершается последний обход, и всех посетителей предупреждают о скором закрытии церкви.
.
У главного входа висит табличка с расписанием всех месс. Если кто-то желает побывать на самой службе, следует прибыть сюда за 10-15 минут, чтобы насладиться торжественным и красивым зрелищем.
Перед входом находится палатка для досмотра посетителей. Это обычная мера безопасности в Риме, стандартная процедура, так что пугаться и препятствовать не стоит.
Из этого видеоролике вы узнаете еще больше о базилике Санта-Мария-маджоре, и сможете заглянуть внутрь:
Базилика Санта Мария Маджоре в Риме и ее история
История этой церкви основывается на легенде, которая передается из поколения в поколение. Эта легенда гласит, что летом 352 года Папе Либерию и местному аристократу Патрицио приснился одинаковый сон: будто к ним явилась Дева Мария и сказала построить церковь на том месте, где завтра выпадет снег. Наутро 5 августа в летнюю пор
Спустя столетие Папа Сикст III на этом месте церковь перестроил в базилику и посвятил ее Богоматери. В 1377 году к базилике достроили колокольню, высота которой составляет 75 метров и она является самой высокой в городе. А через несколько веков в 1740-х годах здесь сделали лоджию и фасад.
С каждым годом новые папы все больше расстраивали и украшали Санту-Марию-Маджоре, и уже в 18 столетии она приобрела современный облик. Сегодня эта церковь – одна из самых старинных, которая почти целиком сохранила первичный облик.
С 352 года каждый год 5 августа существует традиция осыпать прихожан белыми лепестками цветов в память о сне или видении, которое стало стимулом для сооружения этого собора. Кроме того, его часто называют «Божья Матерь в снегах», поэтому не удивляйтесь, если услышите это название.
Интерьер базилики
Интерьер Санта-Мария-Маджоре поражает своим богатством и роскошью. В основном все убранства относятся к более позднему времени, однако кое-что сохранилось и со времен основания храма.
Своды центрального нефа (или, проще говоря, главного зала) поддерживают античные колонны. Также с V в. сохранились мозаики над колоннами, иллюстрирующие сцены из Ветхого завета.
С одной стороны – сюжеты из жизни патриархов Авраама, Исаака и Иакова, с другой – история о странствиях Моисея. А если поднять взгляд еще выше, над мозаиками увидите фрески со сценами из жизни Девы Марии.
Интерьер базилики поражает своим богатством и роскошью
Пространство над апсидой тоже заполняет мозаичное панно на библейские темы. Оно датировано XIII в. за авторством монаха-францисканца Джакопо Торрити. Ему же принадлежит и мозаика на полукуполе апсиды, которая изображает коронацию Мадонны.
Довершает все это великолепие резной деревянный потолок центрального нефа с кессонами (прямоугольными углублениями). Говорят, что в его отделке изначально использовали перуанское золото, привезенное Колумбом.
Увы, но того золота сейчас не осталось и в помине. Потолок неоднократно был реставрирован, а потому и золото на нем теперь самое обычное.
Резной деревянный потолок базилики украшен золотом
А теперь снова опустим глаза вниз и полюбуемся на удивительной красоты пол, напоминающий мозаику. Когда-то здесь лежали простые мраморные плиты, но в XII в. поверх них выложили узоры из маленьких разноцветных кусочков мрамора.
Такая техника получила название «косматеско» от фамилии семьи Космати – основателей этого декоративного направления.
Капеллы и святыни
Главная святыня базилики Санта-Мария-Маджоре – частицы яслей, в которых лежал новорожденный Иисус. Они хранятся в серебряном ларце-реликварии с хрустальными окошками в помещении под главным алтарем – крипте.
В крипту ведут две лестницы, спустившись по одной из которых, вы увидите папу Пия IX, склонившего колено в молитве перед Святыми яслями.
Святыня содержит частицы яслей, в которых лежал новорожденный Иисус
Каким образом эта реликвия попала в храм и является ли она подлинной, на сегодняшний день неизвестно. По одной версии в 638 г. ее привез из Иерусалима папа Теодор I.
Однако в церковной книге, датированной VI в., содержится запись о подаренной «ad Praesepem» (детской кроватке) женщиной по имени Флавия Ксантиппа. Вполне может быть и такое, что это кусочки колыбели, оставшиеся от первого вертепа, устроенного в базилике в честь Рождества.
На самом же алтаре находится порфировая урна, содержащая мощи апостола Матфия, а также мощи еще пяти христианских святых, почитаемых как католиками, так и православными (Святой Лаврентий, Стефан Первомученик, римские мученики Симплиций, Фаустин и Беатриса).
Вторая по значимости реликвия базилики – древняя икона, которой, предположительно, около 1000 лет, хранится в капелле Боргезе. В Санта-Мария-Маджоре капелл несколько, но наиболее интересны три из них:
Сикстинская капелла или капелла Блаженного причастия. Была заложена папой Сикстом V в 1584 г. Убранство ее ничуть не уступает самой базилике: великолепные мозаики, фрески, лепнина, позолоченные своды и скульптуры. Здесь хранятся мощи папы Пия V и мощи пяти Невинных младенцев (предполагаемо). Тут же покоится и сам основатель капеллы.
Бронзовый алтарь в Сикстинской капелле базилики
- Паолинская капелла или капелла Боргезе. Построена чуть позже Сикстинской (в 1611 г.) по аналогии с ней под покровительством папы Павла V, происходившего из семьи Боргезе. Впоследствии капелла стала усыпальницей этого рода. Как говорилось выше, здесь хранится очень значимая для римлян икона – Богоматерь Спасение народа римского. Считается, что она спасла Рим от чумы в VI в., откуда и пошло такое ее название.
- Капелла Сфорца. В сравнении с капеллами Боргезе и Сикстинской, она выглядит довольно скромно. Но эта простая торжественность и естественность импонирует даже больше. Внутри все отделано светлым мрамором, выделяются лишь стена алтаря и две апсиды по бокам, украшенные фресками и скульптурами. Есть сведения, что над проектом часовни трудился Микеланджело, однако непосредственно в возведении сооружения он участия не принимал.
Считается, что эта икона спасла Рим от чумы в VI веке
Интерьер
Самые дорогие, священные для верующих объекты базилики, на которые следует обратить внимание: несколько фрагментов ясель, колыбели младенца Христа, икона “Спасение римского народа” и мощи Левия Матфея. Базилика является местом захоронения архитектора Джованни Бернини, пап Пия Y, Клемента YIII, Клемента Y, Павла Y, Сикста Y и Полины Бонапарт
О внутреннем помещении можно сказать – великолепно, грандиозно, торжественно! Интерьер базилики, в отличие от внешней его части, изменился мало со дня строительства. При возведении здания использовались разные стили, не идущие в диссонанс друг с другом. В глубине помещения расположена арка с оригинальной мозаикой, изображающая сцены из жизни Христа и апостолов Петра и Павла, сохранилась с Y века.
Фрески сохранили яркость и чистоту красок. Далее можно увидеть Папский алтарь – именно здесь Папа проводит службу в День Успения 15 августа. Под алтарем Вифлеемская крипта, в ней хранится ларец с фрагментами ясель Иисуса. В течение года паломник может издали посмотреть на реликвию, а открывается доступ в сочельник и день Рождества.
Чтобы посетители смогли увидеть реликвию и поклониться ей, одна стенка изготовлена из хрусталя. Мозаики нефа изготовлена при правлении понтифика Сикста III, считается, что она выполнена местными мастерами. В центральном нефе картины изображают сцены из Ветхого Завета. Свод нефа поддерживают 36 колонн, четыре колонны держат громадный балдахин, где находится саркофаг с мощами Матфея – священной реликвий католиков.
Стена лоджии украшает мозаика XIII столетия, на которой изображен сон Папы Либерия – появление Девы Марии. Лоджия называется “Ложа Благословения”, с этого места Папа благословляет верующих в праздничные дни. Потолок украшен прямоугольными углублениями, отделанные золотом, которые называются кессонами, создается впечатление золотистых сот.
Старинные мозаики сохранились не везде, некоторые пострадали, их заменили в XIII веке. Великолепен пол базилики, выложенный сложным геометрическим рисунком. Для него использовали разноцветный мрамор ценных сортов. Техника называется “косматеко”. Названа так по имени создателей техники – Космати. Некоторые искусствоведы считают, что именно представители этой семьи складывали рисунок пола.
Интерьер базилики
Интерьер Санта-Мария-Маджоре поражает своим богатством и роскошью. В основном все убранства относятся к более позднему времени, однако кое-что сохранилось и со времен основания храма.
Своды центрального нефа (или, проще говоря, главного зала) поддерживают античные колонны. Также с V в. сохранились мозаики над колоннами, иллюстрирующие сцены из Ветхого завета.
С одной стороны – сюжеты из жизни патриархов Авраама, Исаака и Иакова, с другой – история о странствиях Моисея. А если поднять взгляд еще выше, над мозаиками увидите фрески со сценами из жизни Девы Марии.
Интерьер базилики поражает своим богатством и роскошью
Пространство над апсидой тоже заполняет мозаичное панно на библейские темы. Оно датировано XIII в. за авторством монаха-францисканца Джакопо Торрити. Ему же принадлежит и мозаика на полукуполе апсиды, которая изображает коронацию Мадонны.
Довершает все это великолепие резной деревянный потолок центрального нефа с кессонами (прямоугольными углублениями). Говорят, что в его отделке изначально использовали перуанское золото, привезенное Колумбом.
Увы, но того золота сейчас не осталось и в помине. Потолок неоднократно был реставрирован, а потому и золото на нем теперь самое обычное.
Резной деревянный потолок базилики украшен золотом
А теперь снова опустим глаза вниз и полюбуемся на удивительной красоты пол, напоминающий мозаику. Когда-то здесь лежали простые мраморные плиты, но в XII в. поверх них выложили узоры из маленьких разноцветных кусочков мрамора.
Такая техника получила название «косматеско» от фамилии семьи Космати – основателей этого декоративного направления.
Капеллы
Большой интерес представляют три капеллы.
Расположенная справа Сикстинская капелла построена по поручению папы Сикста V Доменико Фонтана. Капеллу увенчивает купол, она отличается богатством декора. Здесь похоронены Сикст V и Пий V. Их надгробные памятники украшены барельефами. Статую коленопреклонённого Сикста V выполнил скульптор Джованни Паракка, прозванный Вальсольдо.
Пройдя из этой капеллы в левый неф, можно попасть в Капеллу Паолина — капеллу папы Павла V, происходившего из семейства Боргезе, отсюда второе название: Капелла Боргезе. Строительство было поручено Павлом V архитектору Фламинио Понцио вскоре после избрания папы 16 мая 1605 года. Её план идентичен плану расположенной напротив капеллы Сикста V работы Доменико Фонтана. Капелла была построена для размещения знаменитой иконы Мадонны «Спасение римского народа» (Salus Populi Romani) и с расчётом на захоронение самого папы. Икона — один из наиболее почитаемых в Риме образов Девы Марии — написана в XII веке (с последующими прописями XIII века) римским мастером по византийскому оригиналу VIII века, одному из «списков» иконы, написанным, по преданию, самим евангелистом Лукой. Икону в пышной барочной раме «поддерживают» золочёные фигуры ангелов работы скульптора Стефано Мадерно. Росписи в 1612 году осуществил Чиголи (Лодовико Карди). В капелле похоронены римские папы Климент VIII и Павел V.
Находящаяся на этой же стороне, но ближе к выходу капелла Сфорца построена Джакомо делла Порта, возможно, по проекту Микеланджело.
Интерьер
Особое внимание посетителей привлекают элементы мозаики Санта-Мария-Маджоре, дошедшие до современности из V века н.э. Главный неф церкви и триумфальная арка были инкрустированы мозаичными картинами еще при папе Сиксте III
Яркие картины Ветхого завета смотрятся торжественно на фоне богато отделанного алтаря храма.
Вход в базилику украшен мозаичным полотном «Чудо со снегом», он отсылает посетителей к легендарному прошлому храма. В XIII столетии на апсиду базилики была также нанесена мозаика, иллюстрирующая коронование Мадонны, матери Иисуса. Впечатляющая картина была выполнена приором ордена францисканцев Якопо Торрити (Jacopo Torriti) по заказу папы Николая IV.
Церковь Санта-Мария-Маджоре также сохранила потрясающие напольные орнаменты в стиле косматеско датированные XIII веком.
Геометрические узоры пола перекликаются с вычурным потолком работы Джулиано Сангалло (Giuliano Sangallo). Деревянные потолочные панели покрыты золотом, добытым в Перу испанскими первооткрывателями.
Драгоценная хрустальная урна, расписанная серебром, скрывает в себе фрагменты деревянных яслей, в которых некогда лежал младенец Иисус.
Продолжает тематику Рождества одноименная статуя Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio).
Баптистерий
Проект помещения для свершения ритуальных обрядов крещения был разработан Фламинио Понцио в 1606 году. По центру баптистерия находится отделенная балюстрадой чаша крестильной купели из красного порфира. Ее украшает бронзовая статуя Святого Иоанна Крестителя, изготовленная в 1800 году архитектором и ювелиром Джузеппе Валадье (1762-1839).
На заалтарной стене баптистерия размещен большой барельеф «Успение» работы Пьетро Бернини (1610).
В завершение нашего краткого и далеко не полного обзора об одной из самых красивых базилик Рима, предлагаем вашему вниманию небольшой 4-х минутный ролик.