Санта мария дель фьоре

Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420—1436)

К концу XIII века благодаря деятельности флорентийских торговцев шерстью и банкиров город разбогател и небольшой собор Санта-Репарата
построенный в честь святой, которую особенно почитали во Флоренции, так как в ее день была одержана победа над варварами, рядом с Баптистерием Сан Джованни,
уже не отражал нового статуса города и стал слишком тесной для быстро растущего торгового города;
раскопки остатков зтой церкви можно увидеть внутри собора.
Влиятельные купцы Флоренции решили построить новый кафедральный собор
и посвятить Богородице, а назвали – «Собор Святой Марии с цветком» (Santa Maria del Fiore), ведь и имя самой Флоренции означает «цветущая».

Собор Санта Мария дель Фьоре был заложен в 1296 г.
Проект нового собора был весьма дорогостоящим, но все же городские власти и процветающие гильдии суконщиков и ткачей решили взять на себя расходы,
но строительство оказалось не только дорогим, но и очень долгим.

Строительство Собора поручили Арнольфо ди Камбио, крупнейшему тосканскому архитектору рубежа XIII—XIV столетий Арнольфо ди Камбио (около 1240—1302),
который годом раньше уже начал работу над церковью Санта Кроче (1295-1383), а в 1298 году он же приступил к проектированию Палаццо Веккьо.
В архитектуре этой францисканской церкви сказались новые строительные идеи, наиболее ярко проявившиеся в зодчестве Флоренции.
Необычным для готики является единство залитого светом пространства основного корпуса храма, благодаря ширине пролетов и легкости опор, в противоположность традиционно готическим формам хоров.
Еще более смелые новшества ввел Арнольфо в проект собора Санта Мария дель Фьоре,
используя в своем проекте элементы как норманнской, так и готической архитектуры.

Первыми были построены широкий центральный неф, боковые нефы и восьмиугольный барабан в восточной части собора.
Но в 1302 году Арнольфо ди Камбио скончался.
После смерти главного архитектора Дуомо Арнольфо ди Камбио работы были приостановлены почти на тридцать лет.
Строительство возобновилось лишь в 1334 году с назначением на должность главного архитектора собора великого флорентийского художника Проторенессанса Джотто ди Бондоне.
Но Джотто сосредоточил все свои силы на колокольне — кампанилле. Он скончался в 1337 году, так и не завершив строительство колокольни, вошедшей в историю под названием Кампанила Джотто,
она была окончательно завершена около 1359 года одним из крупнейших флорентийских архитекторов XIV века Франческо Таленти.
Вновь возобновленное в 1355 году строительство сбора за десять лет позволило дорасти зданию до сводов.
Вскоре главный архитектор снова сменился, и собор более чем через сто лет с момента основания был почти достроен.

Когда дело дошло до самой сложной части строительства — купола, венчающего восьмигранник, выяснились ошибки в расчетах, ведь разные части здания возводились в разное время разными поколениями мастеров.
Предлагалось частично разобрать старое здание и построить заново, собирались компетентыне комиссии, был проведен референдум, в котором мог принять участие каждый флорнетиец.
Положение осложнялось еще и тем, что городские власти отказались финансировать возведение деревянных лесов и подмостков для работы строителей.

Колуччо Салутати описал вид Флоренции конца треченто: «Поднимемся на гору, с которой можно хорошо видеть каждую щель нашего города Флоренции. Поднимемся и взглянем вниз на городские стены, вздымающиеся к небесам, на величественные башни, на обширные церкви, на великолепные дворцы… Наш Собор удивительной работы; если он когда-нибудь будет закончен, то ни одно здание, созданное человеческими руками, не сможет с ним сравниться: строительство его стоило больших денег и большого труда, сейчас оно доведено уже до четвертого яруса: красоту собора увеличивает прекрасная колокольня. Ничто не может быть более нарядно выложено мрамором, более искусно расписано и украшено орнаментом. Но собор строится слишком долго и, кажется, в конце концов превратится в безобразные руины: скоро придется не только достраивать его, но и ремонтировать».

Музей собора Санта Мария дель Фьоре

Museo dell’Opera del Duomo Sailko / Wikimedia Commons

Здание нынешнего музея, расположенное с тыльной стороны собора, использовалось для размещения Оперы дель Дуомо – светского учреждения, основанного Флорентийской Республикой в 1296 году. Оно занималось управлением возведения главного церковного храма города. После завершения его строительства в 1436 году и на протяжении всех последующих столетий основной задачей Оперы являлось поддержание сохранности всего комплекса зданий на Пьяцца дель Дуомо, включающего в себя собор Санта Мария дель Фьоре, баптистерий Сан Джованни и колокольню Джотто.

Интересный факт

Здание Оперы дель Дуомо использовалось, также, художниками и скульпторами в качестве мастерской. В 1501-1504 гг. Микеланджело Буонарроти изваял здесь свою знаменитую статую Давида. Скульптура высотой более 5 метров, изображающая библейского героя перед встречей с Голиафом, первоначально была размещена на Пьяцца делла Синьория как символ Флорентийской Республики, победившей врагов. Считающаяся мировым шедевром и одним из символов Флоренции, сегодня она хранится в Галерее Академии.

С 1891 года для публики была открыта часть помещений, в которых демонстрировалась коллекция экспонатов, представлявшая историю возведения собора: различные модели проектов фасада XVII века, средневековые механизмы и приспособления, использовавшиеся при строительстве, а также древние оригинальные скульптуры Арнольфо ди Камбио, украшавшие первоначальный фасад собора.

Воссозданная в натуральную величину модель фасада собора до 1587 г. Sailko / Wikimedia Commons

Сегодня в Museo dell’Opera del Duomo, занимающего три этажа древнего здания, представлено большое количество шедевров, демонстрирующих развитие флорентийской скульптуры с XIV по XVI век. Среди наиболее важных экспонатов, которые обязательно стоит увидеть – одна из последних незаконченных работ Микеланджело «Пьета Бандини» (1555 г.), деревянная скульптура Донателло «Кающаяся Магдолина» (1453 г.), оригинальные бронзовые панели со сценами из Ветхого Завета, отлитые в 1452 г. скульптором Лоренцо Гиберти для дверей баптистерия и известные как «Porta del Paradiso» (Врата Рая). Кроме того, в музее хранятся многочисленные древнеримские артефакты, использовавшиеся при строительстве флорентийских храмов и находившиеся в них ранее. Особую значимость имеют некоторые оригинальные украшения собора, которые по причинам сохранности были удалены из их первоначального местоположения и заменены копиями.

Главный портал

Три огромных бронзовых двери датируются 1899-1903 годами. Они украшены сценами из жизни Мадонны. Мозаики люнетов над дверями были разработаны Никколо Барабино . Они представляют (слева направо): благотворительность среди основателей флорентийских благотворительных организаций ; Христос на троне с Марией и Иоанном Крестителем ; и флорентийские ремесленники, купцы и гуманисты . Фронтон над центральным порталом содержит полурельефом по Тито Саррокчи от Марии ENTHRONED проведение цветковые скипетр . Джузеппе Кассиоли вылепил правую дверь.

В верхней части фасада находится серия ниш с изображением двенадцати апостолов, а в центре — Мадонна с младенцем. Между окном-розой и тимпаном находится галерея с бюстами великих флорентийских художников.

История и этапы строительства

Собор был возведен на месте церкви Санта Репарта. К концу 13-го века старый собор обветшал и стал слишком мал для стремительно развивающегося города. Влиятельные купцы города приняли решение построить на месте старого собора новый, величественный храм, который бы превосходил в своем великолепии храмы в Сиене и Пизе, — соперничающих с Флоренцией городах. В результате собор стал самым крупным в Европе, на момент завершения он мог вместить всех жителей города.

Для строительства был приглашен видный архитектор Арнольфо ди Камбио. Постройка собора продолжалось в целом около шести веков. Арнольфо ди Камбио создал проект собора, после него строительство продолжилось под руководством Джотто, Франческо Таленти, Джованни д’Амброджо, Орканья и других архитекторов. Джотто стал автором проекта колокольни.

Возведение купола, самой примечательной части собора было доверено выдающемуся мастеру эпохи Ренессанса Филиппо Брунеллески, он спроектировал и предложил наиболее дешевый и эффективный способ возведения купола. Технология, которая была использована в строительстве, держалась в секрете до самого воплощения замысла.

Для мастеров раннего Возрождения большое значение имели знания по астрономии, их учитывали и применяли в строительстве. Так проект Дуомо предполагал, чтобы 21-го июня, в самый долгий день в году ровно в 12 часов дня луч солнца проходил через купол храма и падал на вписанный в пол собора мраморный медальон. Если луч не попадал на медальон, то это означало, что центр тяжести постройки сместился и требуется срочный ремонт.

В конце 16-го века был разрушен фасад собора. Завершение его постройки относится к 1887 году. Автор существующего ныне фасада, определяющего весь облик собора — Эмилио де Фабрис. Его оригинальным решением стал полихромный облицовочный мрамор, из-за которого собор «играет» цветами итальянского флага.

Именно здесь, в этом соборе, читал свои проповеди легендарный Савонарола, здесь же состоялось покушение папы Сикста IV на братьев Медичи.

Проходы и апсиды

В двух проходах по обе стороны расположились скульптуры, уникальные картины и фрески. В северном проходе (слева от основного алтаря) изображен Джон Хоквуд на коне. Это командир флорентийской армии наемников. Здесь же вы увидите портрет знаменитого поэта Данте.

Всего здесь три апсиды. Это округлые участки, образованные короткими рукавами романского креста в архитектурном плане собора. В апсидах приютились несколько часовен.

Обратите внимание на пол. Здесь вы увидите неприметный гномон Тосканелли 1468 года

Это древний астрономический прибор, который использовали для научных расчетов. 21 июня (в день летнего солнцестояния) солнечные лучи попадают сквозь специальное отверстие в куполе на металлическую пластину гномона.

гномон Тосканелли в соборе

В южной апсиде вы найдете старинную фреску «Мадонна-дель-Пополо» работы Джотто.

Баптистерий

Нет, это не все, не уходите с соборной площади, не заглянув в баптистерий. Пятый век, товарищи! Пятый! Это когда у нас на Руси бегали в звериных шкурах и строили из дерева. Наружная облицовка поновее, 11–12 век. Новострой практически. Да…

Обратите внимание на золотые врата баптистерия (восточные). Вторая половина 15 века, 10 золоченых панелей со сценами из Нового завета работы Лоренцо Гиберти

Копии.

Позже, увидев врата Гиберти, Микеланджело был настолько впечатлен творением своего предшественника, что назвал их вратами Рая. Интересно, что в начале 19 века на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге установили копию врат Рая.

Две колонны из черного порфира по обе стороны от врат Рая – дар города Пизы за помощь, оказанную Флоренцией в войне с Луккой в 1117 году. Таким образом, колонны стоят здесь уже 9 веков! Вот что значит «стабильность».

Самое интересное – это как органично баптистерий вписывается в общий ансамбль. Есть ощущение какого-то единства, правильности нахождения его тут, «к месту». Основной вопрос, который приходит в голову при виде такого огромного баптистерия – зачем? Зачем такой огромный?

Все просто: обряд крещения в те ранние времена проводился лишь дважды в год, в строго установленные дни. Соответственно, баптистерий должен был оказаться достаточно просторным для того, чтобы вместить всех желающих принять новую веру.

Баптистерий внутри как будто наполнен мощью веков. Именно здесь ощущается возраст этого строения, его энергетика. Рисунок пола навевает мысли об исламском мире,

а между Порталом Рая и центром баптистерия причудливой вязью бегут зодиакальные знаки.

Величественный купол золотым блеском мозаик несет на себе отпечаток византийского влияния.

Сложенные вместе, эти элементы представляют собой удивительный, поразительный сплав величайших культур европейского средневековья.

Ну вот, пожалуй, и все кратко про Дуомо. Бесплатный аудиогид на русском языке по Флоренции можно скачать тут. Там еще больше всякого-разного интересного, неожиданного, подробного про Дуомо, колокольню, купол, баптистерий.

Время работы и цены на билеты

Ознакомиться с интерьером Дуомо получится:

  • в летний период: с понедельника по среду и пятницу с 10.30 до 17.00. По четвергам – до 15.30, по субботам до 16.45 и по воскресным дням с 13.30 до 18.00.
  • в осенне-зимний период – с 10.00 до 16.00.

Вход в собор свободный.

Остальные достопримечательности соборного комплекса удобно посещать, купив Единый билет за 18 €, действительный 72 часа. Пройти в любую достопримечательность по комплексному билету можно только 1 раз.

На смотровую площадку колокольни можно подняться каждый день с 10.30 до 19.00 и только в субботу до 16.45 – летом и с 8.15 до 19.00 в осенне-зимнее время. Билет стоит 6 €.

Подъем к куполу стоимостью 8 Є открывается с 8.30 и длится до 17.30.

Посмотреть раритеты и реликвии музея можно ежедневно с 9.00 до 20.00 летом и до 19.00 осенью и зимой, а по воскресным дням до 13.45. Музей не работает только по первым вторникам каждого месяца. Стоимость билета совмещенного с посещением баптистерия – 11€.

Пройти отдельно в баптистерий можно всего за 3€. С 8.15 до 18.30. Билеты удобно покупать на официальном сайте Дуомо, распечатав его. На месте приобретают билет в Centro Arte e Cultura, расположенном напротив баптистерия.

Ранее существовавшие здания

В конце XIII — го  века , то Platea Episcopalis , Флоренция Епископский ансамбль представил три здания , которые до сих пор составляют настоящие , но с совершенно разными пропорциями. Нынешняя площадь Сан-Джованни представляла собой не что иное, как расширенную улицу, огибающую Баптистерий Святого Иоанна , который в то время был настоящим сердцем всего. Его только что завершили чердак и мраморная крыша в форме восьмиугольной пирамиды .

На востоке, как только врата Рая , которые еще не были украшены бронзовыми дверями, сделанными Лоренцо Гиберти , показались порогом церкви Санта-Репарата, на восточном конце которой находился настоящий гармонический хор. С двумя колоколами. башни .

Венцом этой епископальной плато также стояла древняя церковь Сан-Микеле Висдомини , позже перемещенная дальше на север, которая стояла на той же оси баптистерия / купола, а также старейшая флорентийская больница. К югу стояли жилища каноников, организованные вокруг центрального монастыря .

Собор Санта-Репарата, хотя и древний и почитаемый, больше не подходил в качестве церкви быстро расширяющегося, богатого и могущественного города, который только что свел счеты со своим соперником Сиеной и установил свою гегемонию на хаотичной тосканской земле. шахматная доска.

Санта Репарата описывается Джованни Виллани как «слишком грубый и слишком маленький для такого устоявшегося города», а в муниципальных документах — как «приходящий в упадок». Кроме того, это религиозное здание служило резиденцией правительства Флорентийской республики, которое в году решило заказать реконструкцию церкви с такими размерами, чтобы она затмила соборы противостоящих городов, в том числе Нотр-Дам-де-л. ‘Успение Пизы и Успение Богоматери Сиены .

Поэтому особое внимание было уделено богатству его застройки, чтобы продемонстрировать мощь города.

История

Здание построено на месте другой, менее знаменитой церкви, она называлась Санта-Репарат. А до нее здесь было другое религиозное сооружение – неизвестный храм, возведенный древними римлянами.
Сооружение, которое можно увидеть сегодня, начали возводить в девяносто шестом году тринадцатого века. Тогда работами по возведению этого прекрасного сооружения руководил Арнольфо ди Камбио, выдающийся мастер своего дела. К семьдесят пятому году следующего столетия основные работы по строительству храма почти завершились.

Филиппо Брунеллески

Купол, украшающий храм, был построен за четырнадцать лет, работы по его сооружению закончились в тридцать четвертом году пятнадцатого века. Данными работами руководил никто иной, как великий Филиппо Брунеллески. Согласно его задумке, нужно было использовать технологии, которые не были рассчитаны на присутствие лесов. Результат работы был ошеломительным: невероятной красоты купол, имеющий восемь граней парил над стенами. Это великолепное сооружение венчал интереснейший фонарь.

Филиппо задумывал купол как главное украшение собора, не требующее никаких других украшений, однако, два поколения спустя было принято решение о нанесении на него фресок. В настоящее время рассматривается возможность возвращения купола в исходное состояние. Изначально он был белым и без фресок.

История Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре была построена в 13 веке во время расцвета Флоренции, соперничавшей в могуществе с Пизой и Сиеной.

Старый кафедральный собор Санта-Репарата во Флоренции уже не мог вместить необходимое количество людей, а в Пизе в это время началось строительство нового храма. Поэтому власти Флоренции пригласили сиенского архитектора Арнольфо ди Камбио, и в 1296 году был заложен первый камень в основание будущего кафедрального собора.

Строительство шло чуть больше столетия и над ним работало не менее 6 архитекторов, из которых наибольший вклад сделали Арнольфо ди Камбио, Джотто ди Бондоне, Франческо Таленти, Филиппо Брунеллески. К слову, Брунеллески и Джотто были похоронены на территории Санта-Мария-дель-Фьоре.

Колокольня Джотто

К 1359 году была закончена колокольня Джотто (кампанила). Она построена отдельно от собора и является одним из самых ярких представителей готической архитектуры. Закончил строительство колокольни Франческо Таленти. Преодолев 414 ступеней, вы попадете на смотровую площадку колокольни, откуда открывается панорама Флоренции. Помимо всего прочего, отсюда можно максимально близко рассмотреть купол Санта-Мария-дель-Фьоре. К слову, на сам купол тоже можно подняться.

Интерьер собора

Интерьер Санта-Мария-дель-Фьоре впечатляет не меньше, чем экстерьер.

Внутри собора обратите внимание на часы, стрелки которых идут в обратную сторону. Они были созданы Паоло Уччелло в 1443 году и работают по сей день.
Паоло Уччелло создал еще одну любопытную работу – стенописный памятник Джону Хоквуду, английскому кондотьеру, который воевал на стороне Флоренции

Также на стенах собора обратите внимание на изображение Данте и его «Божественной комедии».
Примечателен барельеф, на котором изображен художник и архитектор Джотто в работе над мозаикой.
Не менее прекрасен пол из цветного полихромного мрамора, витражные окна из цветного стекла.

Баптистерий Сан-Джованни

Баптистерий – это сооружение, предназначенное для крещения. Названный в честь Иоанна Крестителя, Баптистерий Сан-Джованни датируется 5 веком и является старейшим зданием площади Дуомо во Флоренции. Мраморная облицовка датируется 12 веком.

В баптистерии есть несколько входов. Самыми известными можно назвать восточные ворота, созданные в середине 15 века Лоренцо Гиберти. На них изображены сцены из Нового Завета. Около 50 лет спустя Микеланджело восхищенно назвал восточные ворота «Вратами рая». Сегодня их панели можно увидеть в Музее Дуомо, а на вратах – копии.

Музей Дуомо

В Музее Дуомо можно познакомиться с шедеврами Донателло, Микеланджело, Нанни ди Банко и других мастеров эпохи Возрождения. Как было сказано ранее, оригинальные панели «Врат рая» Лоренцо Гиберти хранятся в музее.

Музей еще называют Опера-дель-Дуомо. Он был открыт в 1891 году и хранит оригиналы многих шедевров, изначально присутствующих в Санта-Мария-дель-Фьоре. Также здесь есть различная религиозная утварь, некоторые незаконченные работы великих художников и много другого. Музей находится в помещении, которое ранее служило мастерской для Брунеллески и Донателло, позади апсиды Санта-Мария-дель-Фьоре. К слову, сегодня здесь тоже есть реставрационные мастерские.

Купол Брунеллески

Его величественность захватывает дух.

Купол Брунеллески

Но не менее захватывающая лестница ведет к его вершине. После осмотра купола изнутри и снаружи, отправляйтесь прямо внутрь купола. И это не метафора. Конструкция купола состоит из внешней и внутренней оболочек. Таким образом, можно побывать непосредственно между ними.

Путь к вершине пройдет через 463 ступени. В ходе подъема вы осмотрите этот шедевр, созданный без несущего каркаса. Метод архитектора Брунеллески, был в том, чтобы возводить кольца, используя кирпичную кладку в форме елочки. Каждое кольцо фактически держало себя, а последующее кольцо строилось на нем.

Добравшись наверх, вы сможете попасть внутрь фонаря со шпилем высотой 21 метр. Он построен в центре верхней части купола.

Интересный факт – когда построили это помещение, Микеланджело сказал, что оно больше напоминает клетку для кузнечика.

Вокруг фонаря на куполе Брунеллески расположилась отличная смотровая площадка. Вся Флоренция отсюда оказывается буквально на ладони. В ясные дни вы сможете до горизонта увидеть тосканские холмы.

Смотровая площадка на куполе Брунеллески

Лестницу к вершине купола вы найдете там, где северный проход соединяется с апсидой. Стоит помнить, что этот подъем не рекомендован людям с акрофобией (боязнь высоты), клаустрофобией (боязнь замкнутых пространств), а также проблемами с сердечно-сосудистой системой или дыханием.

Купол

После сорокалетнего простоя, работу над куполом доверили Филиппо Брунеллески.

Филиппо Брунеллески изобрел специальные подъемные механизмы для ежедневного подъема наверх около шести тонн материалов.

Брунеллески понимал, что возведение купола сопряжено с дополнительные нагрузками, и все его усилия были направлены на максимальное облегчение веса.

Гений Брунеллески в том, что он, не будучи архитектором, сумел понять законы организации форм, перераспределения и передачи нагрузок. Облегчение веса свода достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками, одна из которых является несущей, а верхняя – ограждающей.

Идея постройки двухслойного каркаса, укрепленного ребрами — это новаторское инженерное решение по расчленению несущих и ограждающих конструкций. Купол крупный красного цвета, расчленен только белыми каркасными ребрами.

Деревянный макет купола

Никакого декора, все предельно просто. Но эта простота достигается невероятной сложностью решения всех частей купола.

Брунеллески как конструктор нашел правильный изгиб ребер – стрелу свода в 60 градусов, которая обладает наибольшей прочностью. Технической находкой является способ кладки. Кирпичи располагаются не горизонтально, а с наклоном внутрь, при этом центр тяжести свода оказывается внутри купола.

Купол Дуомо сегодня, вид изутри

Вес купола без тяжелого мраморного фонаря около девяти тысяч тонн, его диаметр составляет 42 м, высота 91 м от пола собора.

В 1436 году купол, состоящий из четырех миллионов кирпичей, был завершен. В 1446 году на крыше появилась лантерна.

Витраж над входом

Я очень люблю готические розетки в храмах. Розетки флорентийского Дуомо не входит в число моих любимцев, но они и не готические.

Главная розетка посвящена вознесению Марии (Николо ди Пьеро).

Всего в храме 44 витража, все датируются 14–15 веками. Это самая монументальная витражная программа во всей Италии.

Еще один интересный артефакт тут же над центральным порталом: часы со стрелками, которые вращаются в обратном направлении. Часы предназначаются для литургического использования и являются практически единственным работающим механизмом, показывающим так называемое итальянское время.

Список основных художников-исполнителей

  • Фабио Бурботтони (1820–1902): интерьер собора до его реставрации.
  • Баччо Бандинелли  : барельеф на ограде алтаря (сейчас хранится и виден в Museo dell’Opera del Duomo во Флоренции )
  • Тино ди Камайно  : надгробный памятник Антонио д’Орсо
  • Бенедетто и Джулиано да Майано  : распятие и панно ризницы, бюсты знаменитых флорентийцев
  • Андреа дель Кастаньо  : фрески конной статуи Никколо да Толентино на стенах правого нефа, рисунки витражей и розеток.
  • Лука делла Роббиа  : бронзовые барельефы с изображением Воскресения и Вознесения на дверях ризницы, работа в ризнице с Микелоццо  : кантория (перенесена в Museo dell’Opera del Duomo во Флоренции )
  • Нанни ди Банко  : барельеф Успения Пресвятой Богородицы , внешний фасад, южная сторона
  • Доменико ди Микелино  : Данте Алигьери держит Божественную комедию , стена справа
  • Донателло  : голова пророка и сивиллы , южная внешняя стена, кантория (сейчас находится в музее Opera del Duomo); рисунок у витражей коронации Богородицы
  • Лоренцо Гиберти  : рисунок для витражей в нефе, арка Святого Зеноба во Флоренции
  • Давиде Гирландайо  : Мозаики Благовещения на внешней стороне Южного портала
  • Микеланджело  : Святой Матфей , незаконченное произведение для хора (на сегодняшний день в Galleria dell’Accademia во Флоренции ); Пьета (сейчас в музее Opera del Duomo)
  • Микелоццо  : работа над дверью ризницы с Лукой делла Роббиа
  • Паоло Уччелло  : украшение часов на контрфасаде, фреска конного памятника сэру Джону Хоквуду на правой стене; дизайны на 2 розетки
  • Джорджо Вазари и Федериго Цуккаро  : фрески Страшного суда , интерьер купола

Стиль и история собора

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение раннего Возрождения и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.

О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и Сиеной. Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.

Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.

Строительные работы

Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио. Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.

Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone).

РафаэльМикеланджелоЛеонардо да ВинчиКампанила (итал. Campanile)

Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти. Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини. На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.

24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец37 тысяч тонн

Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.

В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис. Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.

Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.

Визитка Флоренции

La Cattedrale di Santa Maria del Fiore — самое знаменитое сооружение Флоренции, ставшее символом города. Величественный комплекс состоит из 5 памятников: купола, Баптистерия, колокольни Кампанила Джотто, склепа Святого Репарата и музея-галереи Опера-дель-Дуомо. Грандиозность и размеры его таковы, что сфотографировать полностью невозможно. 153 м — длина, ширина — 90 м, и 90 м высота от пола до верхушки фонаря.

На фасаде — статуя Богоматери с младенцем и лилией в руке, потому и называется он — Собор святой девы Марии с цветком. По бокам от Богоматери расположены статуи 12 апостолов. Вверху, в круглом окошечке (тимпане), изображение Отца Небесного, смотрящего сверху на нас грешных. Интерьер собора довольно строгий.

Вход в собор бесплатный, из-за чего случаются длинные очереди. Как правило, они движутся быстро. Если ваша группа более 4 человек, можно взять аудио-гида за пару евро с человека, и пройти экскурс без очереди. Единый билет для осмотра всего ансамбля стоит 10 евро.

График работы и стоимость посещения

С понедельника по среду собор работает с 10:30 до 17:00, в четверг до 15:30, в субботу до 16:45, а в воскресенье с 13:30 до 18:00. Вход в собор свободный. Смотровая площадка открыта ежедневно с 10:30 до 19:00, в субботу до 16:40. Музей работает по такому же графику. Единый билет на посещение музея, баптистерия, смотровых площадок на колокольне и на куполе — 18 EUR. Билет действителен 6 дней после покупки и 24 часа после первого использования. Не смущайтесь очередью у главного входа, ведь за посещение самого собора платы не берут, смело устраивайтесь в хвост длинной вереницы желающих попасть внутрь.

Веб-сайт: www.ilgrandemuseodelduomo.it

Цены на странице указаны на июль 2021 г.

Как добраться

Так как собор находится в центре города, его сможет найти любой турист, достаточно спросить дорогу у первого встречного. Если пользоваться общественным транспортом, поможет любой водитель – как минимум, скажет, куда идет автобус.

Ника

10

Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.
Комментарии: 0Публикации: 668Регистрация: 23-10-2018

Ника

Склеп Святого Репарата

Раскопки в 1965—1973 годах выявили остатки древней базилики Санта Репарата.Она имела три нефа, колоннады, которые окружали центральный зал, и область поклонения. Santa Reparata прослужила до 1379.

Здесь обнаружены остатки четырех храмов. Это многочисленные фрагменты стен и полов домов римской «Florentia». Пол из разноцветной мозаики заслуживает восхищения. Особый символ — павлин бессмертия — один из немногих изобразительных элементов, сохранившихся на нем.

Флорентийская фреска работы живописца Джотто середины XIV века украшает полукруглую стену. Здесь вы увидите многочисленные надгробия. Среди них — Ландо Януса, капеллана Санта Репарата, который умер в 1353 году, и Николая Squarcialupi из рода Медичи, умершего в 1352. В ходе раскопок была найдена могила Филиппо Брунеллески. Однако, нет никаких следов захоронений Джотто, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано, которые также, по традиции, похоронены здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector