Церковь санта кроче
Содержание:
- История
- Архитектура
- История возведения
- Архитектура церкви
- Базилика Санта Кроче
- Архитектура базилики Санта-Кроче
- История возникновения площади Синьории
- История возникновения баптистерия Сан-Джованни
- Усыпальница великих людей
- Архитектурные особенности
- История
- Церковь Орсанмикеле
- Скульптура
- Как добраться
- Архитектура собора
История
Легенда гласит, что церковь была основана самим святым Франциском Ассизским. Франциск Ассизский скончался в 1226 году, а уже через два года был причислен к лику святых. К 1229 году относится упоминание о церкви, посвящённой ему. Строительство церкви на месте, ранее занятом этим зданием, было начато 12 мая 1294 года (возможно, Арнольфо ди Камбио). Финансирование строительства происходило на средства состоятельных семей Флоренции. В 1442 году церковь была освящена папой римским Евгением IV. Окна церкви украшены витражами, расширяющими её интерьер. Церковь построена в форме египетского Т-образного креста и является крупнейшим францисканским храмом Италии. Со временем были осуществлены многочисленные перестройки церкви. Во второй половине XVI века было разрушено много древних её частей. Фрески Андреа Орканьи были скрыты под алтарями работы Вазари. В архитектуре храма присутствуют готические, ренессансные и элементы. Среди построек примыкающего к церкви бывшего монастыря (ныне музея) особый интерес представляет капелла Пацци, построенная по проекту Филиппо Брунеллески. Церковь и помещения бывшего монастыря украшены множеством фресок, картин и скульптур работы Джотто, Донателло и многих других художников и скульпторов.
Архитектура
Первоначальный архитектурный стиль постройки – готический, но отдельные части храма перестраивались или достраивались на протяжении нескольких веков, так что сегодняшний облик базилики хранит в себе мастерство архитекторов и художников сразу нескольких исторических и культурных эпох.
Построенный в 13-14 веках, храм до сих пор является самой большой и внушительной францисканской постройкой. Все его составные части – белоснежный фасад и облагороженные фресками внутренние своды, южный и северный нефы, шестнадцать именных капелл, главный алтарь, гробницы, кенотафы, мемориальные доски, – хранят в себе гордость и величие былых дней. Невозможно не восхититься красотой и богатством базилики Санта-Кроче.
Входной билет по времени для Давида Микеланджело – 16 €Входной билет в Галерею Уффици – 20 €Галерея Уффици: приоритетный вход – 40 €Кафедральный собор Флоренции: билет с посещением купола – 29 €Входной билет и аудиогид в Палаццо Веккьо – 19 €Тур Hop-on Hop-off. Билет на 24, 48 или 72 часа – от 23 €Музей Леонардо да Винчи: входной билет – 7 €Тур в Дуомо с гидом и подъемом на вершину купола – 40 €Входной билет в базилику Сан-Лоренцо – 8,50 €Полет на воздушном шаре над Тосканой: Флоренция – 250 €
Фасад
Первоначальный фасад базилики был совсем простым и незамысловатым, можно даже сказать – он отсутствовал: никто специально не оформлял внешнюю, лицевую сторону храма. Только в 19 веке, когда храм подвергся очередным перестройкам, за его внешний вид взялся Николо Маттас. До этого он уже проектировал фасады нескольких готических храмов, неудивительно, что честь приводить в порядок базилику Санта-Кроче выпала именно ему.
Впрочем, Маттас решил не делать дизайн слишком вычурным и пафосным: лаконичная мраморная белизна, три арочных пролета, животворящие кресты, звезда Давида (своеобразная дань еврейскому происхождению архитектора), изящные рельефы и скульптурная лепка – ничего лишнего. Наверное, именно так, скромно и благородно, и должен выглядеть фасад по-настоящему великого храма.
Маттас, кстати, надеялся, что его за заслуги перед базиликой похоронят где-то рядом с Макиавелли и Буонаротти, но францисканцы оказались не готовы ставить под сводами своего католического храма саркофаг с покойным евреем. В итоге, Маттас захоронен на территории базилики, но не в самой церкви, а в небольшом внутреннем дворике.
Внутреннее убранство
Зато внутри базилика Санта-Кроче – это самая настоящая громогласная, величественная, пышная ода итальянскому Ренессансу и Проторенессансу и не только. Сколько здесь фресок, росписи, лепнины, витражей и других художественно-декоративных элементов, сотворенных когда-то руками величайших мастеров: у туриста-новичка глаза непременно разбегутся в разные стороны. В базилике Санта-Кроче три нефа, разделенных между собой изящными арками и рядами массивных колонн. Главный, центральный неф, чуть выше боковых, зато Южный и Северный поражают своим богатым убранством.
История возведения
Нынешнее здание церкви Санто Спирито построено на развалинах монастыря Ордена Святого Августина XIII века, разрушенного пожаром в 1371 году. Спустя более двадцати лет муниципалитет выделил необходимые средства для строительства новой базилики, однако ее возведение началось лишь в 1428 г., по инициативе Стольдо ди Ламберто Фрескобальди, принадлежавшего к одной из самых знатных семей Олтрарно.
ДЛЯ СПРАВКИ
История основания базилики Святого Духа и монастыря при ней восходит к 1269 году, когда община отшельников Ордена Святого Августина, сформированная в Тоскане по инициативе папы Иннокентия IV (Sinibaldo Fieschi, 1195-1254), поселилась во Флоренции на постоянной основе. Августинцы, как и другие присутствовавшие в городе монашеские общины (францисканцы в Санта Кроче, доминиканцы в Санта Мария Новелла или кармелиты в Санта Мария дель Кармине), сделали свой монастырь одним из главных духовных культурных центров. Уже в 1287 г. здесь состоялось важнейшее общее собрание августинцев, учредивших управляющий орган Ордена «Studio generale dell’Ordine», ставший высшим институтом богословских и философских исследований. Монастырь, в богатой библиотеке которого насчитывалось около 600 рукописей, посещали знаменитые интеллектуалы и художники, такие как философ и поэт Франческо Петрарка (1304-1374), правитель Неаполитанского королевства Роберто д’Ангио (1277-1343), писатель Джованни Боккаччо (1313-1375) и многие другие известные деятели своего времени.
Около 1434 года возведение здания было поручено Филиппо Брунеллески. Архитектор начал работать над новым проектом церкви Санто Спирито, чтобы воплотить свои идеи, которые ему не удалось реализовать при строительстве базилики Сан Лоренцо во Флоренции. На создание проекта, ставшего последней значительной работой великого мастера, ушло около 10 лет, но начавшиеся в 1444 году строительные работы уже через два года были прерваны в связи со смертью Брунеллески и возобновлены лишь в 1452-м тремя его последователями Антонио Манетти, Джованни да Гайоле и Сальви д’Андреа. Преемники архитектора, следуя планам мастера, в целом закончили возведение здания в 1487 году. Формирование существующего ныне церковного комплекса продолжилось строительством большого монастыря, проект которого разработал выдающийся скульптор и архитектор Бартоломео Амманнати, и возведением новой колокольни, построенной Баччо д’Аньоло в 1568-1571 гг.
Однако фасад церкви Санто Спирито, задуманный Брунеллески, так и не был достроен, оставаясь в грубом камне на протяжении всех последующих столетий. Лишь в 1792 году некий монастырский каменщик Боччини покрыл его штукатуркой и декоративной росписью, имитирующей поддельные колонны и антаблементы, которая была устранена при реставрации базилики в начале 1960-х гг.
ЭКСКУРСИИ ПО ФЛОРЕНЦИИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Архитектура церкви
Церковное зодчество занимало в творчестве Альберти видное место.
Одной из первых его работ в этой области считается сооружение фасада для уже ранее построенной готической церкви Санта-Мария Новелла, осуществление которой в натуре принадлежит зодчему Бертини, бесспорно вложившему в эту постройку свои собственные знания и вкусы.
Санта-Мария Новелла интересна в том отношении, что позволяет установить целый ряд отправных художественных положений Альберти, спроектировавшего фасад церкви.
При первом взгляде легко обнаруживается несоответствие между готическим стилем церкви и передним фасадом ее, выдержанным в целом в античных формах; несоответствие это настолько велико, что многие исследователи отрицали участие великого зодчего в этой постройке. На самом деле, ключ к этой проблеме оказался в тех теоретических положениях автора, которые выдвигались им неоднократно в литературных трудах.
Альберти считал, что основным условием всякого архитектурного сооружения является «музыкальная выразительность» его облика, определяющая художественную ценность творения. Достигнуть такой красоты можно было средствами архитектуры. Исповедуя принцип «гармонии форм», он скомпоновал воедино античные формы с готическими остатками старого фасада, в силу чего фасад Санта-Мария Новелла в известной мере случаен. Общая схема фасада напоминает сочетание четырехколонного греческого портика (наверху), впервые примененного в архитектуре Ренессанса, с формами триумфальной римской арки (внизу), снабженной аттиком, рассекающим весь фасад на две части. Основные пропорции не вполне выдержаны. К недостаткам здания, кроме того, относятся: неудачное, случайное положение круглого окна, отсутствие четкой архитектурной взаимосвязи между элементами верхнего и нижнего ярусов. Фронтон фасада представляет собой слабую имитацию римской античности и лишен какой бы то ни было остроты и свежести. Вполне вероятно, конечно, что многое в этом фасаде осталось незавершенным.
Однако фасадное решение содержит ряд положительных моментов. К числу их относится решение входного портала, в котором используется античный композиционный прием, облеченный в формы раннего Ренессанса. Здесь пропорции ясны, общий рисунок четок, изящны детали (капители, филенки, тяги и прочее).
Безусловный интерес представляют также орнаментально-декоративные элементы фасада. Инкрустации из цветных мраморов, заполняющие весь фасад и придающие ему живописность, заимствованы архитектором из старых флорентийских построек — Баптистерия и собора Санта-Мария дель Фьоре. Рисунок фриза и волют свидетельствует об архитектурно-декоративном таланте автора, сравнимым лишь с блестящими способностями в этой области крупнейшего зодчего высокого Ренессанса — Браманте. Кстати, эти самые волюты церкви Санта-Мария Новелла, как бы связующие воедино два яруса фасада, нашли широкое применение в зодчестве барокко.
Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере
Саваренская Т.Ф. – Западноевропейское градостроительство XVII-XIX веков, Москва Стройиздат, 1987г.
П.П. Гнедич
“Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия
Москва “Эксмо”, 2009 г.
Базилика Санта Кроче
Реставрированный готический фасад церкви, освящённой папой римским Евгением IV в 1442 году, привлекает внимание своими архитектурными элементами. Среди них, освещаемый солнцем центральный неф, многочисленные витражные окна (некоторым из них больше 7 веков)
Через них внутренние части церкви освещаются разными оттенками. Необычный декоративный элемент в виде звезды Давида, напоминает об авторе оформления нового фасада еврее Николо Маттасе. Базилика или «Церковь Святого креста» имеет форму Т-образного креста. 115 м составляет длина главного нефа церкви. Это самая крупная церковь францисканцев. В церкви имеется 16 капелл (часовен), украшенными фресками знаменитых мастеров страны, жившими в разное время.
Фасад церкви представляет собой настоящее, дорогостоящее произведение искусств из элементов разноцветного мрамора. Главной особенностью церкви считаются многочисленные гробницы, принадлежащие великим людям Италии. Их имена навечно написаны на гробницах с прахом, составляющим Пантеон Флоренции. Галилей, Микеланджело Буаноротти, Данте Алигьери, Никколо Макиавелли, Джоакинно Россини, Энрико Ферми и многие другие великие личности (около 300) покоятся на мраморном ложе с фигурой хозяина на саркофаге.
Каждая гробница имеет арку, стоящую на колоннах. Вместе с уникальными фресками, скульптурами. росписями гробницы составляют непревзойдённое богатство церкви, создают атмосферу вечного спокойствия. Расположена базилика по адресу Piazza Santa Croce, 16. Открыта для посещения ежедневно с 9.30 до 17.30 часов. В праздники, воскресные дни церковь работает с14 до 17 часов. За вход в церковь взрослые платят 8 €, дети после 11 летнего возраста оплачивают 6 €. Существует семейный билет с ценой 8 €.
Архитектура базилики Санта-Кроче
На строительство фасада базилики ушло немало времени, как и на создание ее интерьера. Поэтому в ее архитектурных особенностях можно проследить черты различных эпох, но более всего облик здания тяготеет к готическому стилю.
Фасад
Изначально, во времена Средневековья, внешний облик церкви был довольно простым и незамысловатым. Современный готический вид базилика Санта-Кроче приобрела только в 1853-1863 годах. Возведением нового фасада церкви в стиле известных готических храмов в Сиене занимался Николо Маттас.
Фото: Alexander Mak / Shutterstock.com
Также в 19 веке была построена высокая колокольня церкви по проекту архитектора Гаэтано Баккани. А бронзовые двери центрального портала были возведены уже в 20 веке.
Внутреннее убранство
Трехнефная базилика Санта-Кроче разделена внутри двумя рядами массивных колонн, на которых расположены полуарки в готическом стиле. Храм имеет форму Т-образного креста с трансептом шириной 73 метра и главным нефом длиной 115 метров.
Оформлением интерьера собора занимался знаменитый итальянский архитектор Джорджо Вазари. Он расположил центральный неф церкви таким образом, чтобы он отчетливо освещался солнцем со всех сторон из многочисленных витражных окон. Это создает неповторимую волшебную атмосферу в храме.
К слову сказать, самым старинным витражам работы Аньоло Гадди уже больше семи веков.
Что посмотреть
Конечно, базилика является одной из самых посещаемых во Флоренции. Туристы стремятся приехать сюда не только для того, чтобы увидеть могилу Микеланджело, Галилео и других выдающихся уроженцев Флоренции, но и полюбоваться многочисленными красочными фресками, в том числе работы Джотто.
В базилике Санта-Кроче, как в Римском Пантеоне, царит непередаваемая атмосфера умиротворения и спокойствия. В ясные дни солнечные лучи невероятно красиво переливаются через многочисленные витражные окна работы итальянских мастеров.
Здесь находятся знаменитые фрески и скульптуры, созданные Джотто, Донателло, Джованни да Милано, Антонио Канова, Таддео Гадди, Бернардо Росселлино и другими итальянскими скульпторами и художниками.
Особенно привлекает внимание великолепный алтарь, выполненный Джерини. Его украшает полиптих Мадонны со Святыми
На алтаре возвышается распятие работы Чимабуэ.
Не менее значимой является невероятно красивая кафедра работы Бенедетто де Майано, созданная им в 1472 году. Кафедра украшена многочисленными барельефами, повествующими о жизни Святого Франциска Асисского.
Фото: D.Bond / Shutterstock.com
Капеллы
Храм также знаменит своими шестнадцатью часовнями. Наиболее известные из них:
Большая капелла, стены которой украшены фресками Аньоло Гадди «Обретение Святого Креста».
Капеллы Барди и Перуцци, расписанные знаменитым Джотто. К сожалению, многие работы мастера не уцелели во время чумы, когда храм использовался в качестве лазарета, а его стены были побелены. В капелле Барди можно увидеть изображения из жизни Святого Франциска Асисского.
Капелла Медичи, декорированная Микелоццо по заказу Козимо I
Здесь сразу же обращает на себя внимание терракотовая статуя Мадонны с младенцем работы итальянского скульптора Андреа делла Роббиа.
Капелла Пацци, расположенная во внутреннем дворе храма. Оформлена известным итальянским мастером Брунеллески.
Часовня Барди ди Вернио, в которой находится оригинальное деревянное распятие, выполненное Донателло.
Фото: Eug Png / Shutterstock.com
История возникновения площади Синьории
На месте площади в период существования Римской империи размещался театр. Далее представители знатного рода Уберти (Uberti) возвели здесь множество башен, которые использовали в качестве своих жилых домов.
В 1260 году строения были снесены. Это произошло после победы гвельфов. Последние выступали за расширение власти папы римского, тогда как семья Уберти относилась к гибеллинам – сторонникам императора.
На месте разрушенных башен образовалась площадь, которая имеет форму латинской буквы L. Ее названия менялись на протяжении нескольких десятилетий: Приоров, Великого Герцога, Нации.
В последующем площадь стала центром общественной и политической жизни: здесь размещалась Синьория Флорентийской республики.
Палаццо Веккьо
Главным зданием на Пьяцца Синьория является Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), возведенный в период с 1298 по 1310 годы итальянским архитектором Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio).
Фото: givaga / Shutterstock.com
Другое название палаццо – дворец Синьории (Palazzo della Signoria). В нем заседало правительство республики, состоящее из 24 приоров.
Здание выглядит мощно, как средневековая крепость. На фасаде выделяются карнизы, арочные окна, массивная галерея с зубцами, а на самом верху – 94-метровая башня Арнольфо.
Здесь же проходили судебные заседания: в случае вынесения обвинительного приговора, заключенного отправляли в небольшое помещение, которое находилось в дворцовой башне. В середине 15 века в этой камере содержался Козимо Медичи (Cosimo di Giovanni de’ Medici).
После прихода к власти Медичи
В дальнейшем Палаццо Веккьо стал резиденцией Козимо Медичи (после получения им власти), а Синьория Флорентийской республики была упразднена.
На окнах дворца казнили путем повешения заговорщиков, действующих под командованием Франческо Пацци (Francesco Pazzi), а год спустя также умер Бернардо ди Бандино Барончелло, обвиненный в нападении на Джулиано Медичи (Giuliano de’ Medici). Произошли трагические события в 1478 и 1479 годах.
На этой же площади казнили итальянского монаха и реформатора Джироламо Савонаролу (Girolamo Savonarola) и его двух сподвижников. Рядом с фонтаном Нептуна располагается плита в память об этом событии.
Современное время
На сегодняшний день площадь представляет собой популярное туристические место. Мало того, что здесь располагается великолепный Старый дворец, поражающий роскошными интерьерами, фресками и росписями знаменитых итальянских мастеров.
В числе других достопримечательностей – множество статуй, в том числе копия Давида. Ее оригинал, созданный Микеланджело, хранится в Академии изящных искусств.
Кроме того, интересны Лоджия Ланци, находящаяся с правой стороны от Палаццо Веккьо, и изумительный фонтан Нептуна, выполненный из мрамора в 16 веке.
Здесь много ресторанов и кафе, всегда оживленно. Недалеко располагается Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi) – одна из главных сокровищниц Флоренции, где можно увидеть неподражаемые шедевры итальянских мастеров.
История возникновения баптистерия Сан-Джованни
Баптистерий Сан-Джованни по праву считается одним из самых первых строений во Флоренции. Примечательно, что до возведения баптистерия на этом месте располагался языческий храм Марса – главного бога войны в античном веровании.
Первоначальное здание было построено еще в 5 веке. Баптистерий был освящен в честь Иоанна Крестителя и предназначался для обряда крещения флорентийцев.
Реконструкция
В 1059 году баптистерий Сан-Джованни был перестроен. Практически полностью реконструированный баптистерий открыл свои двери для жителей Флоренции в 1129 году. В это же время в нем был установлен алтарь в полукруглой апсиде, а здание было отделано мрамором.
Уже позже рядом с баптистерием были построены главный кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьори и колокольня Джотто.
Современное время
Находясь на главном историческом месте Флоренции — Соборной площади, просто невозможно обойти вниманием баптистерий Сан-Джованни. Одно из самых старинных зданий города представляет огромную историческую и художественную ценность
Здесь всегда много любующихся барельефами на воротах баптистерия – работа настолько ювелирная и прекрасная, что невозможно оторвать взгляд. Обязательно войдите внутрь баптистерия, там вас ждет не менее восхитительная мозаика во весь купол.
Фото: vvoe / Shutterstock.com
Усыпальница великих людей
Церковь Санта-Кроче во Флоренции называют иногда главным пантеоном (усыпальницей) города. И это действительно так: многие знаменитые итальянцы нашли здесь свое последнее пристанище. Причем большинство из них сами завещали это. Многие гробницы богато декорированы, их изготовлением тоже занимались известные мастера-скульпторы. Кто упокоился в базилике:
Гробница ученого Галилео Галилей в базилике Санта Кроче (Флоренция)
ученый Галилео Галилей,
художник Микеланджело (самая известная работа – роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане),
философ, писатель и политический деятель Никколо Макиавелли,
композитор Джоаккино Россини (написал оперу «Севильский цирюльник»),
скульптор Лоренцо Бартолини,
изобретатель Гульельмо Маркони (первым провел сеанс радиосвязи с помощью азбуки Морзе).
В базилике Санта-Кроче (Флоренция) находится также гробница Данте, автора поэмы «Божественная комедия». Но в отличие от усыпальниц других знаменитостей, она пуста! С этим связана поучительная история. В свое время, когда Данте Алигьери жил во Флоренции, он занимался политикой, критиковал правительство города и ратовал за ограничение власти императора. За что и был изгнан жителями Флоренции из города. Данте много странствовал, но конец жизни провел в итальянском городе Равенна, где, кстати, и написал «Божественную комедию». После его смерти флорентинцы решили увековечить память знаменитого поэта и установили его гробницу в базилике Санта-Кроче. Но жители Равенны вернуть останки Данте на родину не захотели. Тяжба продолжалась достаточно долго, но все осталось по-прежнему. И гробница Данте стоит пустая. А все потому, что не надо изгонять человека из-за его политических взглядов!
Архитектурные особенности
Церковь Санта Кроче построена в готическом стиле. Над розой на главном фасаде очень неожиданно для христианской церкви изображена звезда Давида, не сомневайтесь, это именно она. Облицовка фасада выполнена мрамором, мода на это пришла во второй половине XIX века. В то время для работ нанимали разных мастеров и фасад Санта Кроче достался архитектору-еврею по имени Матас, он то и протащил звезду в качестве элемента декора. Выглядит фасад довольно лаконично, не перегружено. Вы не встретите здесь обилия скульптур, витражей или фресок, лишь изображения на тему животворящего креста над тремя арочными пролетами.
Фасад базилики, Светлана
Если обогнуть церковь слева, то вы сразу наткнетесь на фигуру Данте. Умер и похоронен Данте в Равенне, а гробница в Санта Кроче — это кенотаф, то есть памятник без погребённого.
Статуя Данте, Игорь Герман
Санта Кроче состоит из трех нефов, разделена внутри двумя рядами массивных колонн, на которых расположены готические полуарки, соседствующие с деревянными расписными перекрытиями. Главный неф имеет длину 115 метров. Сама церковь построена в форме Т-образного креста с трансептом шириной 73 метра.
Внутреннее убранство, Frederik Verbeke
За внутреннее оформление Санта Кроче отвечал знаменитый итальянский архитектор Джорджо Вазари. По его замыслу центральный неф церкви располагается таким образом, чтобы благодаря большому количеству витражных окон, освещаться со всех сторон солнцем. Стоит отметить, что самым старинным витражам (окна главного алтаря) уже больше семи столетий. Главный алтарь церкви был расписан фресками Аньоло Гадди на тему обретения Креста Господня приблизительно в конце XIV века. Его же руке принадлежат витражи на окнах алтаря. Судя по всему, Санта Кроче с самого начала была пантеоном — некоторые старинные надгробия расположены прямо на полу, а имена на них уже не читаются.
Однако знаменитые люди захоронены как правило в стенах церкви. С некоторыми надгробиями связаны интересные истории. Так например роскошный памятник Галилео Галилея появился лишь спустя сто лет после его смерти. Изначально папа римский запретил какие-либо почести на могиле еретика. А скульптура на могиле поэта Никколини поразительно напоминает Статую Свободы. При этом выполнена она была на 8 лет раньше нью-йорской, так что есть основания полагать, что именно эта скульптура стала прототипом знаменитой на весь мир статуи.
Гробницы, расположенные в полу базилики, George Koshy
История
Basilica di Santa Croce переводится как Церковь Святого Креста.
Была заложена в 1294 году на том месте, где раньше уже находилась церковь. Легенда говорит, что ту церковь заложил Франциск Ассизский – святой, основатель ордена францисканцев.
Сейчас Санта Кроче считается крупнейшей францисканской церковью в мире.
Архитектурные особенности
За 8 веков своей истории церковь много раз достраивалась и меняла облик. Но не было случаев, когда её перестраивали полностью.
Яркой особенностью этой готической базилики являются 16 капелл или часовен. Они созданы специальными перегородками здания или пристроены снаружи.
Капеллы строились по заказу богатых семей. Так, к примеру, одна из крупнейших – это капелла Пацци. Ее построил Брунелески. И это единственное здание, связанное с Пацци, которое сохранилось во Флоренции.
Пацци – знаменитый древний дворянский род, участвовавший в заговоре против Медичи.
Внезапная деталь фасада здания – звезда Давида. Немного странно для христианской церкви, не правда ли?
Дополнительный шик внешнему облику здания придает розовый мрамор.
Жутких денег стоила полная облицовка здания таким мрамором. Поэтому полностью покрыт им только Дуомо.
У все же остальных церквей Флоренции мраморное одеяние заканчивается, завернув за угол. И там начинается обычный кирпич. Для облицовки нанимались, архитекторы из разных стран. Отделкой Санта-Кроче занимался еврей Матас. Он как раз и принес звезду Давиду в качестве декора.
Интерьер
Внутри здания нас ждут не менее интересные детали. Например, здесь готические арки вполне мирно соседствуют с деревянными перекрытиями.
По сути же, базилика представляет собой Пантеон, где захоронены флорентийские знаменитости.
Здесь находится множество гробниц рода Галилеев. На одной из них вы увидите надпись «Галилео Галилей». Это — дедушка учёного. Прах же Галилея-учёного хранится в стене.
Гробница Галилео Галилей
Интересно, что сразу после смерти ученого Папа высказывался против его захоронения в базилике, поэтому прах учёного был вынесен в специальную отдельную комнатку. Торжественно перезахоронили его в 1737 году. Саркофаг увенчан аллегорическими изображениями Геометрии и Астрономии.
Присмотритесь повнимательнее к памятнику поэта Никколини. Ничего не замечаете? Это практически статуя Свободы!
Могила политика Макиавелли украшена изображением Дипломатии. Известна надпись его надгробия, которая гласит, что нет эпитафии, которая была бы достойна такого человека.
Ещё раз повторюсь: здесь похоронено очень много знаменитых итальянцев.
Есть здесь и кенотафы. Например, кенотаф Данте Алигьери. Сам поэт похоронен в Равенне.
Росписи
Над фресками базилики Санта Кроче трудились лучшие мастера, начиная с Джотто и Джамболоньи.
Не менее впечатляющи и алтарные украшения, выполненные Донателло.
Над кафедрой, украшенной барельефами, посвященными святому Франциску, трудился знаменитый резчик Бенедетто де Майано.
Всю эту красоту вы наблюдаете при свете проходящим, через многочисленные витражи церкви, которые делают ее интерьер еще более привлекательным и заметно расширяют пространство.
На данный момент базилика больше похожа на музей. Сюда приходят насладиться работами великих художников и скульпторов.
Рядом с церковью находится автобусная остановка Magliabechi С3.
Адрес: Piazza Santa Croce, 16
Церковь Орсанмикеле
Между Дуомо и Понте-Веккьо, приблизительно на равном расстоянии от них (около 200 – 300 метров) расположена одна из самых необычных церквей Флоренции – церковь Орсанмикеле. На этом месте еще в 8 веке находился женский монастырь с обширными землями и небольшой церковью, посвященной святому архангелу Михаилу и находящейся поблизости от монастырского огорода. За это церквушка и получила свое странное название – «Святого Михаила у огорода» — San Michele in Orto, проще – Orsanmichele.
Среди особенностей внешнего облика Орсанмикеле – ажурная утонченная обработка камня, аркады первого этажа (церковь ранее была лоджией), замечательные готические окна, украшенные мрамором, на нижнем ярусе – уже упоминавшиеся табернакли с изображением святых и, чуть выше, медальоны с гербами флорентийской республики и гильдий (некоторые из них изготовлены знаменитым Лука делла Роббиа).
Стены, своды и пилястры расписаны фресками работы Лоренцо ди Биччи, Мариотто ди Нардо и Франко Сакетти. Периметр стен и пилястры украшены также многочисленными скульптурами святых.
Скульптура
XV век
- Донателло (Благовещение Кавальканти (итал.)русск. в южном нефе, Распятие (итал.)русск. в капелле Барди ди Вернио, Св. Людовик Тулузский (итал.)русск. в музее)
- Бернардо Росселлино (гробница Леонардо Бруни (итал.)русск.)
- Дезидерио да Сеттиньяно (гробница Карло Марсуппини (итал.)русск.)
- Бенедетто да Майано (англ.)русск. (кафедра () с барельефами, посвящёнными Cвятому Франциску)
- Антонио Росселлино (гробница Франческо Нори с рельефом кормящей Марии в южном нефе)
XIX век
- Антонио Канова (гробница Витторио Альфьери (1810))
- Джованни Дюпре (барельеф «Триумф креста» (1861) в люнете главного портала)
Как добраться
Церковь Санта Кроче находится на одноименной площади, почти в самом центре Флоренции. Удобней всего добираться до нее пешком. Но также можно доехать на общественном транспорте. На автобусе С3 до остановки Magliabechi, она находится непосредственно у церкви. Чуть дальше, примерно в паре минут ходьбы от площади, находится остановка Verdi, до нее ходит автобус С1. И еще примерно в пяти минутах ходьбы по улицам Via dell’Agnolo и Via dei Pepi расположена остановка Agnolo. До нее ходит самое большое количество автобусов: № 14, 23 и C2. Карта с маршрутами общественного транспорта Флоренции.
Если вы предпочитаете передвигаться на автомобиле, то можно воспользоваться службой поиска такси по городу — Taxi Florence. Имейте в виду, что на улице ловить машину не принято, лучше позаботиться об этом заранее. Парковки рядом с Санта Кроче нет.
Архитектура собора
Собор построен в готическом стиле и имеет форму т-образного креста с апсидой. Фасад выполнен из мрамора и украшен витражом «Снятие с креста», его создали по рисункам Лоренцо Гиберти. На самом верху установлен символ монахов-францисканцев, напоминающий цветок.
Над базиликой возвышается колокольня. Сам храм имеет три нефа и разделен мощными гранеными колоннами, держащими стрельчатые полуарки.
Интерьер
Центральный неф буквально залит солнцем, лучи которого пробиваются сквозь многочисленные окна, украшенные витражами, сохранившимися еще с XIV-XV веков. Высокий алтарь венчает «Распятие» работы Чимабуа, ниже которого установлен полиптих «Мадонна со Святыми». Под плитами пола находятся первые захоронения в базилике.
Когда-то стены храма были расписаны фресками, над ними работали самые талантливые художники, в том числе и Джотто. Когда на Флоренцию обрушилась чума, в базилике разместили лазарет. Фрески пришлось забелить с целью дезинфекции.
В соборе 18 часовен. Каждая из них знаменита своими росписями: капеллы Перуцци и Барди расписал Джотто, в капелле Барди к тому же сохранились интересные фрески со сценами жития Франциска Ассизского. В часовне Барди ди Вернио есть распятие работы Донателло, вырезанное из дерева. В соборе есть коллекция черепов.
В базилике проводятся богослужения, там есть специальная зона для прихожан, где установлены скамьи для верующих.
Музей
До XVIII века за собором был монастырь, часть его зданий не сохранилась. В XIX веке было решено перестроить оставшиеся сооружения под музей. Главной частью музейного комплекса стала трапезная монастыря, которую украшает «Тайная вечеря» Таддео Гадди.
На территории музея находится и подлинный архитектурный шедевр Возрождения капелла Пацци, сооруженная во внутреннем дворике, автором проекта был Филиппо Брунеллески. В музее экспонируются работы Донателло, Нери ди Бичи, Джамболоньи и других великих итальянцев.
Однажды на Флоренцию обрушилось страшное наводнение, и базилика, находившаяся в низине, была затоплена. Вода практически уничтожила самое ценное в убранстве храма — «Распятие», выполненное Чимабуэ.
Пантеон
В соборе похоронены многие известные люди Италии.
- Данте Алигьери: великий итальянский поэт. В соборе установлен кенотаф (ложное символическое захоронение), на саркофаг склонилась фигура, символизирующая вечную скорбь.
- Галилео Галилей: великий астроном и математик. Его надгробие, являющееся кенотафом (ложным символическим захоронением), венчает фигура самого ученого и аллегории Геометрии и Астрономии. Автор скульптур Джулио Фоджини.
- Микеланджело Буонарроти: на саркофаге скульптор Вазари установил бюст великого живописца и внизу у подножья поместил аллегории трех видов искусства: Архитектуры, Живописи, Скульптуры.
- Витторио Альфьери: драматург и писатель конца XVIII века: саркофаг создан в виде небольшого греческого храма времен античности, рядом женская фигура, символизирующая скорбящую Италию.
- Джоаккино Россини: автор знаменитых опер «Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль»: на саркофаге установлен монумент, у основания которого укреплены три таблички с названиями городов, где композитором были написаны основные произведения: «Пезаро», «Флоренция», «Париж».
- Гульельмо Маркони: он получил Нобелевскую премию за изобретение беспроводного телеграфа.
- Николо Макиавелли: известный мыслитель, живший в XV веке, служивший Борджиа и Медичи. В соборе находится кенотаф, над саркофагом установлена аллегорическая фигура Дипломатии.
- Михаил Огинский: его полонез известен во всем мире.
- Джованни Николинни: поэт, автор пьес. На его гробнице установлена скульптура Свобода поэзии, она является прообразом Статуи Свободы в Нью-Йорке.