Галерея уффици

Как добраться до Галереи Уффици

Старинный дворец, где находится художественный музей, расположен между набережной Арно и площадью Синьории с Палаццо-Веккьо.

Как доехать общественным транспортом:

  • Автобусами № C3 и D до остановки Ponte Vecchio;
  • Автобусом № С1 до остановки Galleria Degli Uffizi;
  • Автобусом № 23 до остановки Grazie и около 5 минут пешком.

Если вы путешествуете на авто, машину можно оставить на парковке вокзала Санта-Мария-Новелла и дальше пойти пешком — до дворца около 10 минут ходьбы. Маршрут лежит по улице Via Cerretani до Piazza del Duomo, после нужно свернуть на Via Calzaiuoli и по ней пройти до Piazza della Signoria, затем двигаться по направлению к реке.

Адрес: Piazzale degli Uffizi, 6.

Галерея Уффици на карте

Архитектура галереи

Комплекс Galleria degli Uffizi построен в форме подковы или буквы «U», которая обращена открытой частью к площади Синьории, а другой стороной — к реке. Два вытянутых корпуса образуют относительно узкую площадь Уффици длиной 142 метра. Поперечный корпус имеет сквозной выход, откуда открывается красивый вид на Арно. Вдоль реки же тянется арочный Коридор Вазари, что ведет к мосту Ponte Vecchio и дальше к Палаццо Питти, садам Боболи и другим достопримечательностям. Этот необычайно длинный коридор был создан мастером специально для картинной выставки.

На всем своем протяжении трехэтажное здание Уффици имеет единый фасад. На первом этаже можно увидеть открытую лоджию с основным входом и несколькими дополнительными. Центральный вход находится в восточном корпусе, а выход — в западном. Но посетители часто предпочитают вначале осмотреть весь комплекс снаружи, ведь он представляет собой величественное, эффектное зрелище. За утонченную архитектуру в стиле ренессанса, упорядоченность и строгую симметрию фасада площадь Uffizi называют одним из лучших образцов городского пейзажа в Европе.

Что обязательно посмотреть

Экспозиция галереи Уффици занимает более 50 залов, где все картины, скульптуры и другие произведения искусства расставлены в хронологическом порядке. Миновав центральный вход, посетители могут пройти в один из трех вестибюлей: в первом из них можно найти работы Джованни сан Джованни, второй содержит коллекцию мраморных бюстов разных авторов, а третий посвящен искусству Древнего Рима — здесь находится несколько скульптур и римские саркофаги.

На входе в музей Уффици есть прилавок, где можно приобрести путеводитель по залам — обязательно воспользуйтесь этим, если у вас нет подробной карты-схемы.

На второй и третий этаж ведет красивая широкая лестница 18-го века, а также есть несколько лифтов

В экспозиции второго этажа можно обратить внимание на рисунки и гравюры, выставленные в отдельном помещении, а также новые «красные», «синие» и «желтые» залы, посвященные работам Рафаэля, Караваджо и нескольких итальянских мастеров 16-го и 17-го веков. Но самое интересное находится на третьем этаже Уффици — здесь расположены главные залы с античными статуями и полотнами знаменитых художников с 13-го по 18-й века

История создания галереи Уффици

Идея постройки нового здания принадлежала Козимо Медичи – главе Флоренции. В 1559 году началась работа над проектом нового административного здания. Планировалось, что в помещение разместится суд, канцелярия, казначейство и другие городские службы.

Создание проекта поручили архитектору Джорджо Вазари. Менее чем через год приступили к строительству. Спроектированное здание имело форму подковы – 2 длинных крыла сооружения были соединены ложей с висячими садами. К сожалению, Вазари умер, когда строительство еще не закончилось. Архитекторы Буонталенти и Париджи продолжили его работу. Строительные работы продолжались 20 лет. Козимо Медичи умер до завершения строительства.

Первые полотна, которые появились в галерее, принадлежали семейству Медичи. Со временем коллекция пополнялась картинами и скульптурами от меценатов и художников.

В XVIII веке последняя представительница Медичи подарила городу семейную коллекцию с условием, что она будет принадлежать государству и не покинет Флоренцию. Собранием произведений искусства могли любоваться все желающие, сделав предварительную заявку.

Теперь уже городские власти занимались пополнением коллекции за счет городской казны. В XVIII веке экспонаты были систематизированы и размещены по хронологии и школам, такое расположение сохраняется по сегодняшний день.
Серьезный урон был нанесен галерее во 2 мировую войну. Часть полотен была повреждена при затоплении здания, часть украдена.

Коллекция музея

В Галерее Уффицы (Флоренция) в первую очередь интерес для туристов представляют внешняя архитектура и внутренние интерьеры. Посетителей, несомненно, впечатлит все: декоративные элементы на фасаде, изящные арки, оригинальность постройки, сводчатые потолки с росписью, витражи на окнах и другие красоты. Некоторые особенности туристы могут и не заметить, хотя они очень важны. Например, серый цвет фасада обманчиво-неприметный. А ведь в отделке его использовался камень, добываемый в определенной каменоломне и считающийся в то время особо ценным.

В Галерее Уффици во Флоренции картины, скульптуры и прочие произведения искусства вызывают еще больший интерес и восхищение. Там множество залов с экспозициями, расположившимися на трех этажах. Невозможно перечислить все экспонаты в этой статье, но хотя бы приведем примеры:

  • бюст императора Нерона (мрамор, впоследствии трещинки были заполнены гипсом, считается, что голова и бюст выполнены разными неизвестными авторами),
  • бюст «Умирающий Александр» (считается, что это скульптурное изображение Александра Македонского),

  • скульптура «Геркулес и Несс» (известна также как «Геракл и кентавр», скульптура из белого мрамора изображает битву двух героев древнегреческих мифов, автор Джованни Каччини),
  • скульптура «Борцы» (восстановленное произведение древнеримского искусства),

  • картина «Поклонение Волхвов» (незаконченное произведение Леонардо да Винчи, предполагается, что на заднем плане художник изобразил себя),
  • триптих (произведение из трех картин) «Алтарь Портинари» (автор Гуго ван дер Гус, голландский живописец),

картина «Рождение Венеры» (автор Сандро Боттичелли, самое известное изображение древнеримской богини),

картина «Медуза» (автор Микеланджело Меризи да Караваджо, на картине изображена женщина, но ассоциируется она с древнегреческим мифологическим персонажем – медузой Горгоной).

Шедевры Галереи Уффици на этом списке не заканчиваются, там действительно собрана богатая коллекция.

Описание

Название здания говорит о том, что изначально оно строилось для размещения городских офисов и учреждений герцогства Тосканского. Палаццо был возведен по заказу Козимо I Медичи его фаворитом – Джорджо Вазари. Работы начались в 1560 году и закончились уже после смерти мастера. Эстафету в 1574 году подхватил Бернардо Буонталенти, один из трех великих флорентийских архитекторов.

По форме в плане Уффици напоминает подкову, вытянутую с северо-востока на юго-запад и сомкнутую южной сквозной лоджией, расположенной вдоль набережной Арно. Открытая часть выходит на Пьяцца делла Синьории, торец восточного крыла – на виа делла Нинна, а западный корпус вплотную примыкает к Лоджии Ланца. Длина продольных сторон составляет около 150 метров.

Нижняя часть фасада внутреннего двора представляет собой открытую лоджию, украшенную расположенными в нишах статуями великих тосканских мастеров. Установка скульптур была задумана изначально, но появились скульптуры лишь в XIX веке. В восточном крыле присутствует несколько входов, в том числе для посетителей (один для общей очереди, а другой – для тех, кто заранее бронировал билеты).

Здание имеет три этажа. На первом находятся служебные помещения. На уровень выше ведет монументальная лестница Вазари. Второй этаж занят экспозиционными залами. На третьем уровне – знаменитые коридоры, ставшие символом галереи Уффици.

Их потолки украшены гротескной росписью, вдоль стен расставлены статуи, бюсты и скульптурные композиции, полы выложены мраморной плиткой в шахматном порядке, а на стенах висят портреты. Двери из коридоров ведут в различные экспозиционные залы.

Фотообзор галереи

Давайте начнем нашу экскурсию! После проверки билетов нужно пройти через рамку металлоискателя:

Есть и кафе, чтобы передохнуть от впечатлений. Кстати, кафе с просто великолепным видом на купол Брунеллески (увидим чуть позже):

Сувенирная лавочка полна сувениров с изображением Венеры:

3.1. Здание и интерьеры

Галерея расположена в здании дворца – Палаццо Уффици. И интерьеры его поистине роскошные. Фото даже не всегда передают его великолепие.

Схема этажей есть и для людей с ограничениями зрения, это здорово:

Только посмотрите, какой потолок:

Проходы между залами заслуживают внимания:

Смотрите, это здание галереи – в форме буквы П, а вдалеке виден и Купол Брунеллески, и Старый Дворец:

А вот вид из окна на Понте Веккьо и коридор Вазари:

Вид с террасы открытого кафе:

3.2. Первый коридор

Описание этажей:

Здесь размещены преимущественно работы, относящиеся к XVI веку. Их собирал сам Франческо I Медичи. Он же предложил подобное устройство галереи.

Посмотрим на искусство средних веков?

Здесь же вы увидите зарисовки самой галереи Уффици, выполненные в XVIII веке Бенедетто де Грейсом.

Работа Джотто:

Еще одна картина на религиозную тематику:

В первом коридоре расположено много интересных залов:

  • «Примитивная» живопись Тосканы;
  • Сиенское искусство XIV века;
  • Флорентийское искусство XIV века;
  • Готика;
  • Раннее Возрождение;
  • Залы Липпи, Боттичели, Да Винчи;
  • Зал со старинными картами мира;
  • Кабинет Математических наук;
  • Залы Мантенья и Беллини;
  • Трибуна;
  • Итальянская живопись XV века;
  • Миниатюры.

Боттичелли (Алессандро Филипепи, как оказалось, его звали на самом деле), Портрет мужчины с медальоном:

Проход в зал Трибуна:

Внутри Трибуны:

Зал Липпи, Мадонна с младенцем:

Зал Да Винчи:

Совместная работа Да Винчи и его учителя Верроккьо «Крещение Христа»:

Невозможно не узнать работы Рафаэля:

Другие работы Рафаэля, портреты Мадалены Строцци и Аньоло Дони:

А вот и Микеланджело, Святое семейство («Мадонна Дони»). Эту работу Микеланджело завершил еще до Сикстинской капеллы:

3.3. Второй коридор

Интересная экспозиция залов Второго коридора известна статуями. Здесь вы увидите знаменитый греческий бюст «Умирающего Александра».

Обратите внимание и на само оформление зала:

Скульптуры Марса и Венеры датируются 2 веком:

Залы коридора:

Потрясающей красоты потолки:

Обратите внимание на «Амура и Психею» — очень изящная, нежная работа. Окна залов выходят в сторону реки Арно

3.4. Третий коридор

Третий коридор представляет собой залы с собраниями работ XVII в. до раннего XIX в.

Паоло Аньезе, вид на Виллу Медичи:

Здесь же вы увидите другую серию портретов — «серии аулика». Многие из них необходимо было реставрировать.

Мебель, произведенная на флорентийских фабриках в XVI веке:

Еще интересной будет серия из 50 портретов представителе династии Лотарингов.

Джерард Хонтхорст «Поклонение младенцу Христу». Про эту картину гид рассказывала, что впервые было так необычно нарисовано рождение Иисуса — свет на лица людей идет не от лампы, а от младенца, очень хорошо прорисованы тени:

В третьем коридоре располагается несколько скульптур:

  • «Вепрь»;
  • копия «Геракла Фарнезского»;
  • «Лаокоон» Баччо Бандинелли.

Обратите внимание на оформления залов и коридоров, стен, потолков. Оформление и интерьеры теряются из вида за всеми шедеврами Уффици

Не забывайте, это дворец!

Иногда проходят временные выставки современных художников:

Эта выставка называется «Природный сад», художник создал эти картины, вдохновившись красотой тосканской природы, а именно полями с подсолнухами. Изображения олицетворяют жизнь и смерть. В качестве красок используются натуральные красители, а также настоящий порох.

3.5. Знаменитые картины Уффици

Думаю, среди всех этих шедевров можно выделить несколько, именно за ними съезжаются ценители прекрасного со всего мира:

3.5.1. Работы Боттичелли

  • Клевета;
  • Рождение Венеры;
  • Мадонна и младенец с ангелом;
  • Весна.

Боттичелли «Весна»:

Мадонна и младенец с ангелом:

И, конечно же,  оригинал Рождения Венеры:

Представляете, даже люди с ограничениями зрения могут наслаждаться искусством! Специально создан такой вариант картины:

3.5.3. Тициан, Джотто, Караваджо

Другие знаменитые шедевры:

  • Беато Анджелико. Коронование Девы Марии (Рай);
  • Леонардо да Винчи. Благовещение;
  • Венера Урбинская. Тициан;
  • Джотто. Мадонна д’ Оньисанти;
  • Статуя Амур и Психея;
  • Портрет Козимо I Медичи, Бронзино;
  • Портрет Элеоноры Толедской с сыном, Бронзино.

Венера Урбинская, Тициан:

Не менее известная Медуза работы Караваджо:

Что посмотреть рядом

Галерея Уфицци удобно расположена в центре города. После посещения музея можно продолжить путешествие по Флоренции и познакомиться еще с несколькими достопримечательностями.

  • Площадь Синьории расположена перед дворцом Веккьо. В Средневековье на этом месте полыхали костры Инквизиции, сегодня это одно из любимых мест туристов. На площади расположено множество скульптур: «Давид» Микеланджело, «Юдифь» и «Мардзокко» Донателло, «Геркулес» Бандинелли, фонтан Нептуна работы Амманати и другие. Правда, кроме «Персея» Челлини, все скульптуры – копии.
  • Палац Веккьо был построен в начале XIV века. В стенах дворца на протяжении столетий происходили разные события – раскрытие заговоров и смерть заговорщиков, башня палаццо использовалась, как тюрьма, здесь плелись интриги и заключались союзы. Внешне здание не отличается роскошью и выглядит довольно лаконично, чего не скажешь о внутренних помещениях. Трех ярусная постройка разделена на залы, декор которых скромным не назовешь. Первое помещение, куда попадает посетитель – внутренний дворик. Помещение украшено резными колоннами, расписным потолком, небольшим фонтаном. Интерьер был создан в XV веке архитектором Микелоццо. Впечатляющими выглядят зал Пятисот, зал Лилий, зал Стихий и другие помещения. Вся внутренняя отделка дворца отличается роскошью и изысканностью. Италия, как ни одна другая страна, сохранила огромное количество архитектурных памятников практически в первозданном виде.
  • Палац Питти самый масштабный дворец Флоренции. Википедия сообщает, что построено сооружение было в 1464 г. Изначально дворец был резиденцией герцогов Тосканских, после итальянских королей. Сегодня это музейный комплекс, в нем расположено несколько музеев. Туристы могут увидеть экспонаты Галереи современного искусства, Галереи костюма, Музея фарфора, Музея карет, Музея серебра.
  • Сады Баболи находятся недалеко от дворца Питти. Это очень красивый парк со множеством малых архитектурных форм – террасы, фонтаны, беседки. В парке находятся скульптуры разного периода – от античных времен до XVII века. Сады Баболи были эталоном паркового строительства для всей Европы. Даже парк Версаля был разбит по образцу флорентийских садов. Восторженные отзывы туристов, побывавших в этом парковом комплексе, можно прочитать на многих туристических форумах.

Галерея Уффици не только позволяет увидеть сокровища европейского искусства, созданные на протяжении нескольких столетий. Благодаря грамотному расположению экспонатов легко проследить эволюцию живописи, смену эпох и стилей.

Галерея Уффици: история создания

История галереи Уффици ведет свое начало с середины 16 века. Правивший тогда тосканский герцог Козимо I Медичи решил начать грандиозное строительство просторного дворца, в котором он планировал объединить все административные службы города, а именно 13 флорентийских министерств. Кстати, само название галереи происходит от предназначения здания: слово «уффици» (Uffizi) переводится с итальянского языка на русский, как «канцелярия».

В 1559-м году строительство было поручено известнейшему в те времена архитектору, художнику и писателю Джорджо Вазари, который и начал воплощать проект в жизнь в 1560-м году. Однако редки те случаи, когда шедевры архитектуры от начала строительства и до окончания всех работ, велись под руководством одного мастера. В 1574-м году Вазари умирает, так и не дожив до того момента, когда дворец полностью готов будет принять представителей администрации города. С этого момента строительство было поручено преемнику Вазари Бернардо Буонталенти, а чуть позже Альфонсо Париджи. Все работы были завершены в 1575-м году.

Дворец Уффицци представляет собой два стоящих друг напротив друга продолговатых здания, образующие, так называемый коридор, и соединенные между собой крытой аркой. Выполнено строение в строгом сдержанном стиле и отделано штукатуркой белого цвета. Уже в 1581-м году Медичи выступает с инициативой отвести часть помещений под музей, где предлагает разместить редкие шедевры живописи. Как известно из истории, Медичи был страстным коллекционером, который отлично разбирался в искусстве. Именно по его приказу в Уффици из других флорентийских дворцов были перенесены наиболее ценные экспонаты будущего музея. Причем, Медичи дополнил имеющееся собрание картинами из семейной коллекции. Именно с того момента и начинается история музея-выставки Уффици.

Галерея Уффици, вид с башни Арнольфо

Двери галереи впервые были открыты для посетителей в конце 16-го века, однако попасть туда могли люди только из высших слоев общества. Широкие массы смогли посетить его лишь в конце 17 века: с 1765 года музей стал доступен для всех желающих. Стало это возможно благодаря тому, что последняя представительница рода Медичи даровала дворец Уффици народу Флоренции. Не лишним будет добавить, что за все время пока дворец принадлежал семейству Медичи, коллекция произведений искусств постоянно пополнялась.

Вплоть до конца 17-го века оформлением и частичной реконструкцией музея занимались флорентийские художники, которые оформляли галерею в античном стиле. Но самое крупное преобразование здания произошло на рубеже 18-го века. Тогда многие из залов были реконструированы в стиле римской архитектуры. После окончания Первой Мировой войны музей приобрел статус Национальной галереи.

Главным «поставщиком» Уффици считается Академия Святого Луки. Кроме этого существуют факты, говорящие о том, что аббатства, имеющие в своем распоряжении достойные собрания коллекции, не скупились и сообщали об этом герцогам Медичи, которые и приобретали шедевры. Семейство Медичи покровительствовала своим современникам, иногда они выступали даже в роли заказчиков. Безусловно, получить такой заказ было более чем почетно, ведь их творения не только приобретались самыми знаменитыми коллекционерами в мире, но и выставлялись в один ряд с произведениями искусств, принадлежащим кисти гениальных художников прошлых столетий.

Галерея Уффици, вид с реки Арно

За свою историю коллекция Уффици настолько разрослась, что в 2006-м году администрацией города было решено расширить музей. Были открыты дополнительные помещения, площадь галереи увеличилась с 6 000 до 13 тысяч квадратных метров. Ее посетители, благодаря реконструкции, сегодня воочию могут увидеть те шедевры мирового искусства, которые вплоть до конца 2005-го года находились в хранилищах.

Коллекция

Во всех 45 залах музея хранятся бесценные произведения скульптуры и живописи. Хотелось бы подробно остановиться именно на тех залах, где выставлены самые известные экспонаты.

    • Во втором зале можно познакомиться с итальянской живописью XIII века. Почти все работы выполнены по византийским канонам – резкие контуры, стилизованное двухмерное изображение. Особый интерес вызывают три картины с изображение Мадонны, художников Джотто – «Мадонна Оньисанти», Чимабуэ – «Мадонне Санта Тринита» и Дуччо Буонинсенья – «Мадонна Ручелай».
  • В 5 и 6 зале размещены полотна, написанные в стиле придворной готики. Этот стиль живописи применялся в XIV – XV веках. Он отличается утонченными и удлиненными формами, роскошными костюмами, грациозными позами.
  • В 8 зале представлено творчество одного из живописцев Возрождения Филиппо Липпи. Для того времени у художника была непростая биография. Будучи монахом, Липпи нарушил обет, так как полюбил монахиню Лукрецию. Сын мастера также стал известным живописцем. Учеником Липпи был Боттичелли. Как живописец Липпи оказал очень сильное влияние на итальянское изобразительное искусство XV века. Работы Липпи отличаются идеальными человеческими фигурами, красивыми лицами, тщательно прорисованными деталями пейзажа, одежды, архитектурных объектов.

Работа Филиппо Липпи

    • Зал 10/14 самый посещаемый в галерее, здесь выставлены работы великого художника Сандро Боттичели, а том числе и самые известные его картины «Весна» и «Рождение Венеры».
    • В 15 зале можно увидеть три ранние работы Леонардо да Винчи – «Благовещение», «Поклонение волхвов» и «Крещение Христа». Последняя картина была написана учителем да Винчи Веррокьо, учеником была написана фигура ангела. Кроме полотен да Винчи в зале представлены работы других живописцев, творивших в XV – XIV веках.
    • В 35 зале выставлены работы итальянских живописцев эпохи высокого Возрождения. Жемчужиной среди выставленных в этом зале произведений является картина «Тондо Дони», принадлежащая кисти Микеланджело. Это полотно оказало огромное влияние на следующее поколение живописцев.
    • Полотна Рафаэля можно увидеть в 66 зале. Работы художника отличаются нежностью жестов, красотой лиц, чувством гармонии и безмятежности.

  • 83 зал посвящен Тициану. Художник являлся представителем венецианской живописной школы. Талантливый портретист работал при многих дворах Европы. Венецианская живопись отличалась превосходной колористикой, богатством цвета, переходах тона. В зале выставлено 10 работ Тициана.
  • С работами Караваджо посетители могут ознакомиться в 90 зале. Художник прожил всего 39 лет, но его творчество произвело переворот в европейском искусстве. Стиль художника отличается экспрессивностью, противостоянием тени и света, суровым реализмом.

В музее выставлены работы и многих других итальянских и европейских живописцев, возможно менее известных, но не менее талантливых.

Это интересно. 12 лет назад были открыты дополнительные помещения, что увеличило площадь музея почти в 2 раза. Сегодня доступны экспонаты, которые раньше находились в хранилищах.

История галереи Уффици

Строительство галереи

Размещение музея в здании, где находится Галерея Уффици (Galleria degli Uffizi), изначально не предполагалось. Дворец Уффици был построен тосканским герцогом Козимо I Медичи как новое место заседаний правительства. Его целью было собрать воедино 13 самых важных флорентийских магистратов, находившихся до этого в разных местах, рядом с правительственным дворцом, Палаццо Веккио. Таким образом, эти «офисы» (с ит. «uffici«) могли находиться под его непосредственным наблюдением.

Работы были поручены Джорджо Вазари, знаменитому архитектору Италии, который спроектировал здание в форме подковы. Окна дворца с одной стороны выходят на реку Арно, а с другой — во двор с видом на Палаццо Веккьо.

Начало музейной коллекции галереи Уффици

Герцог Франческо I  Медичи, сын Козимо, в 1581 году превратил лоджию на верхнем этаже здания в личную картинную галерею, где он разместил собрание картин XV века, а также работы своих современников (статуи, доспехи, научные инструменты, интересные натуралистические раритеты), портреты семьи Медичи и знаменитых людей. Созданная им коллекция вскоре стала доступна для посещения, хоть и возможно было ее увидеть только по запросу. Так, музей Уффици стал одним из старейших музеев в Европе.

Семья Медичи и пополнение коллекции

При герцоге Фердинандо I Медичи коллекция галереи Уффици пополнилась серией портретов выдающихся людей (серия Джовианы), был создан зал карт и зал математики, а так же залы, посвященные мануфактурам, коллекциям оружия и зал драгоценных камней, привезенных в качестве приданого Кристиной Лотарингской около 1588 года.

Во времена Фердинандо II Медичи его жена, Виттория делла Ровере, последняя наследница герцогов Урбинских, привезла в качестве приданого богатую коллекцию произведений художников Италии — Тициана, Пьеро делла Франческа, Рафаэля, Федерико Бароччи и других.

Другие интересные произведения венецианской школы появились в стенах художественной картинной галереи благодаря кардиналу Леопольдо Медичи, брату великого герцога, который начал с большой страстью собирать рисунки, миниатюры и автопортреты. В конце XVII века, при Козимо III Медичи, в новых помещениях галереи Уффици появилась новая коллекция автопортретов, изысканного фарфора, медалей, рисунков и бронзы, и со временем Козимо III приобрел множество фламандских картин ( в том числе Рубенса) и некоторые ценные римские статуи, такие как Венера Медичи.

История музея и коллекции

Еще во время возведения Галереи Уффици стало ясно, что этот архитектурный памятник ждет великая судьба. Проект был создан самим Вазари, а к участию в оформлении помещений был привлечен известнейший флорентийский художник-маньерист второй половины XVI в. Алессандро Аллори и его ученики.

Герцоги Медичи не поскупились и на мраморную и скульптурную отделку интерьеров галереи. Но, пожалуй, прекраснейшим из всех ее помещений стала созданная уже Буонталенти Трибуна – круглый зал с богато инкрустированным декоративными раковинами куполом, весь залитый светом из высоко расположенных окон.

В настоящее время в этом зале выставлены «Поклонение волхвов» С. Боттичелли, «Святое Семейство» Микеланджело, «Мадонна с щегленком» и «Портрет папы Юлия II» Рафаэля.

Трибуна – один из красивейших залов Галереи Уффици

Судьба не заставила себя долго ждать: уже в 1581 году герцог Франческо I Медичи, страстный коллекционер, повелел: Галерея Уффици во Флоренции отныне будет не офисным зданием, но хранилищем экспонатов родовой коллекции.

В Трибуне разместили самые ценные скульптуры и картины. Примечательно, что подлинники скульптур, хранящиеся в галерее, были взяты Медичи в Ватикане: папе Пию V не нравились слишком фривольные позы некоторых из них, и он предпочел таким образом от них избавиться.

С тех пор собрание будущего публичного музея только пополнялось как благодаря многочисленным герцогским заказам, так и за счет семейной страсти к коллекционированию произведений искусства. Очень скоро скульптуры и картины в Галерее Уффици просто-напросто перестали помещаться, и тогда для обширного собрания автопортретов знаменитейших художников в первой половине XVII в. был приспособлен «воздушный коридор» на Понте Веккьо.

Сегодня в этой коллекции более 1630 экспонатов: от Рафаэля и А. Дюрера до русских художников XIX-XX вв., среди которых И. Айвазовский, О. Кипренский, Б. Кустодиев. Полотен, не являющихся портретами – около 4000, из которых примерно половина находится в запасниках.

В 1737 году последняя из рода Медичи, герцогиня Анна-Мария, передала в дар городу все родовые здания с хранящимися там коллекциями, но при условии, что скульптуры и картины в Галерее Уффици, Палаццо Веккьо и Палаццо Питти никогда не покинут стен родного города.

Именно поэтому увидеть «Весну» и «Рождение Венеры» С. Боттичелли, «Кающуюся Марию Магадалину» и «Венеру Урбинскую» Тициана, полотна кисти Вероккьо, Джорджоне, Тинторетто, Караваджо, ван Дейка и Рембрандта можно, только приехав во Флоренцию.

Как не потеряться в потоке впечатлений

Пятьдесят залов, три вестибюля с выставочной экспозицией, три коридора, представляющие художественную ценность уже сами по себе, — программа для продолжительного просмотра. Желание вникнуть в особенности манеры письма, насладиться игрой света или сюжетом картины требует дополнительного времени посетителю. Но времени на это нет: каждые четверть часа в галерею входит очередная группа из 30 человек.

Поэтому ещё до посещения флорентийской сокровищницы необходимо, хотя бы в общих чертах, ознакомиться с содержанием коллекции и последовательностью её размещения. В Уффици представлены:

  • образцы искусства Античности;
  • подражательная иконопись Средних веков, алтарные образы;
  • работы Великих Итальянцев (Микеланджело, Караваджо, Гвидо Рени, Монфреди);
  • коллекция портретов цвета науки и искусства свободной республики;
  • живописные полотна мастеров из Венеции и Болоньи;
  • мировая классика живописи: Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Гойя, Ван Дейк, Дюрер;
  • знаменитые шедевры русской художественной школы кисти К. Брюллова, К. Айвазовского, А. Иванова, И.Репина, О. Кипренского, Б. Кустодиева;
  • самое полное собрание графики (рисунки, гравюры);
  • уникальная подборка автопортретов, включая современников.
  • Начало коллекции скульптур было положено созданием «галереи статуй» 1-го этажа, которую постоянно пополняли произведения флорентийских ваятелей.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector