Свято-духов кафедральный православный собор

Деятельность прихода

В кафедральном соборе действуют:

  1. Воскресная школа для детей и взрослых. Дети начинают обучаться с 5 лет. Программа обучения: Ветхий и Новый Завет, Катехизис, история церкви, устройство православного храма и процесс литургии. Предметы изучения в воскресной школе для взрослых включают себя: Ветхий и Новый Завет, история церкви, христианское вероучение, церковнославянский язык, основы богослужений.
  2. Библиотека. Фонд состоит из 3 тыс. изданий, включая книги, периодику. Посещать могут прихожане, священнослужители, учащиеся духовных ВУЗов.
  3. Сестричество.

Основной миссионерский проект — Православное Братство в честь Святого апостола Иоанна Богослова. Направления работы:

  • благотворительность;
  • работа с детьми-инвалидами, сиротами, дети из неблагополучных семей;
  • помощь одиноким и социально уязвимым людям;
  • волонтерство на социальных объектах;
  • миссионерская работа в интернатах;
  • духовные беседы;
  • сплочение православной молодежи и воцерковление;
  • семинары, лекции, тренинги, беседы на церковную тематику.


Богослужение в Свято-Духовском соборе

Кроме того, основано молодежное Православное Братство святых бессребреников Космы и Дамиана Римских, которое действует в таких направлениях:

  • служение просвещения;
  • издание информационного буклета «Свете Тихий»;
  • организация и проведение мероприятий собора.

История храма

Изначально храм строился как католический монастырь бернардинок. Год основания собора — 1633 год. В исторических документах окончание постройки указан 1642 год. В 1652 году закончили строить каменный монастырский комплекс.


Кафедральный собор Сошествия Святого Духа, Минск

Во времена русско-польской войны было много разрушений. А в 1741 году храм был разрушен сильным пожаром, вследствие чего было много реконструкций. Огромный ущерб нанес пожар в 1835 году, монахиням-бернардинкам не удалось восстановить его в первичное состояние. Сократилось число монахинь и церковь закрыли.

Длительное время в соборе не проходили богослужение, здание никому не принадлежало, но с 1860 года костел становится православным храмом и службы восстанавливаются. Решающую роль в восстановлении богослужений и капитальной реконструкции играет архиепископ Минский и Бобруйский (Туровский) Александр (Добрынин) (1868-1877). Именно по его ходатайству были выделены деньги для полного ремонта. После чего в храме был открыт мужской православный монастырь.

Осенью 1870 году было освящение престолов:

  • первый — в честь Святого Духа;
  • второй — в честь святых Кирилла и Мефодия.

Монахи из Свято-Троицкого монастыря г. Слуцка переехали в костел Святого Духа, привезя с собой всю библиотеку, ризницу и другое монастырское имущество. До 1918 церковь действовала, но при власти большевиков ее закрыли. Сначала был организован спортзал для пожарных, после — архив, и завершилось преобразование тюрьмой. Богослужения возобновились только во время ВОВ в 1942 году.

Архикафедральный костел в Минске

Костёл, которому с течением времени было предназначено стать главным храмом Минска, самой величественной базиликой города и главной его высотной доминантой, а позже занять почётное место среди католических храмов Беларуси, был возведён в 1710 г. как иезиутская резиденция. В 1773 г. Общество Иисуса было ликвидировано, и хотя на то время единственной территорией, где Орден иезуитов продолжал действовать, была Российская империя, в своё бывшее прибежище, когда Минск отошёл к России, монахам вернуться не посчастливилось. Зато сам храм с момента основания в 1798 г. Минской епархии меняет свой статус и реконструируется как кафедральный костёл Имени Пресвятой Девы Марии. За его апсидой был возведено трёхэтажное здание духовной консистории, в котором также жили отцы-прелаты и каноники. Затем, когда консисторию перевели в комплекс бывшего францисканского монастыря, тут разместился приходской дом.

В результате пожара в 1797 г. интерьер храма был значительно повреждён, однако уже к 1800 г., благодаря стараниям первого епископа Минской епархии Якуба Дедерко, был не только полностью обновлён, но и обогатился. Храм реконструировался также в 1853-54 гг. под руководством архитектора Казимира Хрщановича. Своды, стены храма, поверхности колонн, арок были полностью покрыты сюжетными и орнаментными фресками, в основном работы Казимира Антошевского. Стены были также украшены полотнами И. Олешкевича и Ш. Чаховича. Именно кисти последнего принадлежали образа св. Варвары и св. Иосифа в боковых алтарях, которые появились вместо снятых амвонов, оставшихся от иезуитских диспутов. Среди мастеров, чьи произведения украшали костёл, имена Якуба Бретцера, Игнатия Дарети, архитектора Франтишка Карава. С высоких хоров лилась музыка органов «на 24 голоса, превосходной архитектуры».

В 1869 г. Минская епархия была ликвидирована, и костёл Имени Пресвятой Девы Марии оказался в ранге приходских. В конце XIX в. Минский Мариинский приход насчитывал до 8000 прихожан, не считая ещё около 5000 верующих, которые пользовались филиальным костёлом в Анополи, Волчковичах, на Кальварийском кладбище в Минске, а также часовнями в Городище, Сеннице, Петровщине, Шабунях (теперь Пуховичский район), Прилуках и двумя часовнями Благотворительного общества в самом Минске.

В ноябре 1917 г. деятельность Минской епархии возобновилась, епископом был назначен о. Зигмунт Лозинский, который ещё в 1905 г. был настоятелем костёла Имени Пресвятой Девы Марии. Своеобразным символом возрождения стало появление над башней бывшего коллегиума отреставрированного барочного купола. Но уже в 1920 г. НКВД арестовал и выслал епископа Лозинского. В 1934 г. кафедральный костёл закрыли.

Во время войны костёл Имени Пресвятой Девы Марии недолгое время действовал, но в 1947 г. его снова закрыли. В 1951 г. на здании разобрали башни, ликвидировали убранство храма и превратили в спорткомплекс общества «Спартак». И уже в таком виде костёл был причислен к памятникам архитектуры республиканского значения.

Вместе с крахом советской системы наступил конец и вандализму. Уже в самом начале 1990-х гг. на третьем этаже, под самыми сводами, начали проходить первые богослужения. 15 декабря 1993 г. здание костёла полностью передали верующим, и 5 февраля 1994 г. четырёхметровый крест над храмом сообщил об этом всему городу. А летом начались сложные реставрационные работы. Над столицей Беларуси снова возвысились красивые барочные башни кафедрального собора. Снова над городом разлился перезвон костёльных колоколов как символ возрождения, очищения, надежды. Колоколов, как и раньше, четыре: самый большой – в честь Матери Божьей Будславской, средние – в честь св. Иоанна Павла II и Слуги Божьего епископа Зигмунта Лозинского, маленький – в честь Синода Беларуси. Они размещаются по одному в башенных ярусах.

Где находится, как добраться

Сам Кафедральный собор находится в историческом центре города Минска, на улице Кирилла и Мефодия, 3. Координаты: 53.90509, 27.556.

Чтобы добраться до храма нужно доехать на метро или любом виде наземного транспорта до остановки Немига (Нямига).

Время работы Минского Свято-Духова кафедрального собора:

  • в понедельник внутрь можно зайти с 9 до 12 часов:
  • в воскресенье — с 7 до 14 и с 17 до 20 часов;
  • в субботу и во все остальные дни недели — с 9 до 12 и с 17 до 21 часа.

Каждый день в соборе дежурит священник, который сможет ответить на все интересующие вас вопросы по телефону +375 17 327-66-09.

Вы можете найти собор и другие достопримечательности города на карте Минска.

И вот теперь, когда вы всё подробно узнали, приезжайте в столицу Беларусии! Вы будете просто очарованы великолепием этого собора и красотой других достопримечательностей гостеприимного белорусского города.

Моя прогулка по Минску состоялась 7 и 8 апреля 2021 года. Здесь огромное количество самых разнообразных вариантов жилья. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

На карте ниже представлены разные достопримечательности Белоруссии, где мне удалось побывать. Подробнее о каждой из них можно посмотреть здесь.

Сюрпризы современного Минска

Свято-Духов кафедральный собор находится на возвышении.

И когда поднимаешься по ступеням к центральному входу храма, он производит грандиозное впечатление свей красотой и величием.

Внутри церкви достаточно просторно. Но на большие праздники все желающие не могут поместиться в помещении. Поэтому при большом стечении прихожан Служба транслируется на улицу через динамики. Очень необычно!

Рядом с собором находится парк, где можно просто посидеть, полюбоваться окружающей красотой, послушать звон колоколов. Если получится, приходите к собору, когда стемнеет. Подсвеченный со всех сторон белый храм нереально красив! Зрелище просто завораживает!

Кафедральный собор – один из самых знаменитых храмов Минска

Свято-Духов собор в Минске — святыня, прошедшая сквозь века и сохранившая свой неповторимый облик. Ежегодно сюда съезжается не только множество любознательных туристов, осматривающих достопримечательность во время обзорной экскурсии по Минску, но и истинных верующих, ведь в Минский собор Святого Духа ведет множество паломнических и религиозных туров.

Свято-Духов собор в Минске прошел путь от католицизма до православия

История храма берет свое начало с XVII столетия, когда здесь было построено здание женского бернардинского монастыря. Впрочем, простояло оно так не очень долго: уже в первой половине XVIII века храм был серьезно разрушен, а еще позднее, в 1852 году, упразднен.

Столь удивительной красоты сооружение пустовало недолго. Здесь был основан уже православный храм с позднейшим присоединением двухэтажного сооружения, где располагался мужской монастырь. Современное название храм приобрел уже в 1961 году, с тех пор именуясь Кафедральным собором Сошествия Святого Духа. В 1991 году было произведено Всенощное бдение патриархом Алексием II, в результате чего в храме было официально разрешено проводить Божественную литургию.

Интересно, что какое-то время здание храма не использовалось непосредственно по назначению. Так, здесь располагалась пересыльная тюрьма, государственный архив и даже спортивный зал. К счастью, все это не повлияло на внешнее и внутреннее состояние собора.

Архитектурный облик Кафедрального собора Святого Духа в Минске

Как и большинство построенных в то время зданий, Кафедральный собор в Минске был выполнен в соответствии с барочным архитектурным стилем.

Базилика имеет две высокие башни с несколькими ярусами, на верхнем из которых находятся изящные арочные пролеты. Башни украшены пилястрами и другими типичными для барокко элементами. Между башнями расположен щит с криволинейным контуром.

Что касается внутреннего убранства, то все помещение разделено на три нефа. Это обеспечивается не глухими стенами, а шестью массивными колоннами.

Святыни Свято-Духова кафедрального собора в Минске

Пожалуй, самой знаменитой святынью собора Святого Духа в Минске является икона Божьей Матери, хранящаяся в Минске с 1500 года. С ней связана довольно занимательная легенда, согласно которой сперва икона хранилась в Киеве, привезенная туда князем Владимиром еще в X столетии из походов по Византии, а затем ее выбросили в воды Днепра татары во время своего нашествия. И года минчане выловили ее из устья Свислочи, после чего в начале XX столетия она попала в храм. Согласно некоторым источникам, автором столь удивительного произведения церковного искусства является евангелист Лука, который изобразил Божью Матерь с младенцем на руках. Икона отличается точностью деталей и использованием насыщенных темных тонов.

Помимо иконы Божьей Матери, в Кафедральном соборе хранятся также мощи Софии Слуцкой, внучки знаменитой Анастасии, и мощи Великомученицы Варвары.

Это интересно: Старец Серафим Тяпочкин (видео)

История храма: «переход» из католичества в христианство, существование в советскую эпоху и период оккупации

Первое упоминание о православной церкви, Козьмодемьяновской, относится к началу XV в. Небольшой деревянный храм возвышался на одноименной горе и имел при себе духовное училище.

Находился он при монастыре, посвященном бессеребренникам Косме и Дамиану. Монашеская община на окраине города была хорошо укреплена и при необходимости могла держать оборону от неприятеля.

На фото изображение на стяге святых бессребренников Космы и Дамиана. Именно им был посвящен мужской монастырь с Козьмодемьяновской деревянной церковью, находящиеся на месте современного собора. Впервые они были упомянуты в XV в.

В начале XVII в. настал период польского владычества и засилия церковной унии. Монашеская обитель, наряду с несколькими десятками других храмов были насильно присвоены униатами. На фоне этого поднялась целая волна протестов недовольных горожан.

В свете описанных событий местные жители наотрез отказывались посещать конфискованные церкви. Как следствие, у римско-католической церковной власти не было средств на содержание бывших православных храмов.

Выходом стало передача отобранных сооружений католическим монашеским общинам.

Свято-Духов храм стал собственностью женского римско-католического ордена бернардинок.

В период сильных пожаров, свирепствовавших с 1633 по 1642 гг., деревянный монастырский комплекс Космо-Дамиановского монастыря был полностью уничтожен. На его землях орден бернардинок построил храм, здание которого сохранилось до наших дней.

Пожары были часты, разрушительны и оставляли после себя огромные разрушения. После очередного, вспыхнувшего в 1835 г., выгоревшим оказался внушительный участок города.

Пожар возник во время ярмарки и первым загорелся монастырь бернардинок. Пожарные команды бездействовали, позволив погибнуть в пламени центральной части города.

К этому моменту монашеский орден женщин-бернардинок в Минске был довольно немногочислен. Поэтому обитель восстанавливать не стали. Оставшихся монахинь просто перевезли в г. Несвиж., вместе с их имуществом. Здание осталось пустовать.

На старинном фото 1863 г. на фоне города возвышается каменное здание Свято-Духова храма, построенное монашеским орденом бернардинок. Позднее оно было передано православной церкви и дошло в почти неизменном виде до наших дней

В 1860 г. строение вернулось православной церкви и было приведено в порядок. В этот же год храм был освящен в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В нем проводили богослужения для учеников Слуцкой духовной семинарии, переведенной в Минск.

Во второй половине XIX в. церковь Кирилла и Мефодия имела плачевный вид и требовала основательных ремонтных работ. И в 1869 г. архиепископ Александр (Добрынин) выхлопотал из казны немалую по тем временам сумму – 13 тыс. рублей.

Половина средств пошла на восстановление храма и нового иконостаса, а остальные – на прилегающую территорию. Все это должно было отойти вновь открытому мужскому православному монастырю.

За 1 год удалось восстановить церковь.

Работы были завершены в кратчайшие сроки. Уже в конце 1870 года главный престол православного храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа, а правый придел – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Из Слуцка перевели монахов древней Свято-Троицкой обители вместе с собственной библиотекой, ризницей и прочим имуществом. Среди прочего можно назвать такие святыни как: древнее Евангелие, икона святителя Никиты с частичкой мощей и кресты с мощами других святых.

Во время советской власти храм использовался как спортивный зал, архив и даже в качестве пересыльной тюрьмы для раскулаченных. Здание пришло в упадок

Во время советской власти монастырь закрыли. Церковная утварь по большей части была конфискована и утрачена бесследно. В храме устроили спортивный зал для команды пожарных. Затем в нем на некоторое время «поселился» архив.

В период раскулачивания часть здания использовалась в качестве пересыльной тюрьмы.

В годы Великой Отечественной войны службы в церкви возобновились, а также снова начал функционировать Свято-Духов мужской монастырь.

Несмотря на последующие трудности, службы продолжались и по окончанию военного времени. А затем приход дождался и капитального ремонта, после которого еще больше похорошел и заиграл новыми красками.

Во время Великой отечественной войны богослужения возобновились. А после окончания оккупации Свято-духов храм дождался ремонта и восстановления. Теперь она поражает своей красотой снаружи и изнутри

Последние новости

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Минске утром 14 октября освятил храм-памятника в честь Всех Святых.

Патриарх Кирилл возглавил первую Литургию в новом храме.

Проповедь глава РПЦ, построенную на анализе слов из Писания “Любите врагов ваших”, посвятил искусству мирного разрешения конфликтов в ситуации, когда желание победы “оккупирует наши мысли и чувства”: “Сам факт, что мы в ком-то опознает врага, лишает нас внутреннего покоя и мира, а, значит, мы уже побеждены врагом”.

Прямую трансляцию проповеди можно увидеть здесь.

В богослужении приняли участие митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси и члены Синода РПЦ, который начнется в Минске 15 октября.

Храм-памятник расположен на востоке белорусской столицы. Его строительство длилось четверть века. Закладной камень храма-памятника освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего первого первосвятительского визита в Беларусь в 1991 году.

В крипте храма захоронены останки неизвестных солдат трех войн – войны 1812 года, Первой и Второй мировых войн.

Ранее Патриарх Московский совершил утреню всенощного бдения в Свято-Духовом кафедральном соборе.

Главе РПЦ сослужили митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Минский и Заславский Павел, митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий, архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан, архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний, архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн, архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, епископ Туровский и Мозырский Леонид, епископ Нарвский и Причудский Лазарь, епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, епископ Слуцкий и Солигорский Антоний, епископ Лидский и Сморгонский Порфирий.

По окончании богослужения митрополит Минский и Заславский Павел вручил гостю икону блаженной Валентины Минской.

Фото: Екатерина Адамчик

Дорогие читатели! Krynica.info является волонтерским проектом. Наши журналисты не получают зарплат. Вместе с тем работа сайта требует разных затрат: оплата домену, хостинга, телефонных звонков и прочего. Поэтому будем рады, если Вы найдете возможность пожертвовать средства на деятельность христианского информационного портала. Перечислить средства можно на телефонный номер Velcom: +375 29 6011791. По интересующим вопросам обращайтесь на

История

В конце восемнадцатого века страшная чума пришла в столицу. Инфекция появилась в госпитале Лифортово. От этой болезни стали погибать до тысячи человек ежедневно. Люди были в панике, власти не знали что делать. Императрица Екатерина вторая посылает в Москву графа Орлова с безграничными полномочиями. Ему должны были подчиняться беспрекословно департаменты.

Граф особым распоряжением указал открыть несколько мест захоронения вдали от столицы. Одним из них стала территория бывшего Даниловского монастыря, поэтому название Даниловское. На нем предавали погребению именитых купцов, мещан, ремесленников и других знаменитых людей. Нашли последнее пристанище здесь купеческая семья Третьяковых, основателей Третьяковской галереи, блаженная Матрона и митрополит Пиритима.

В конце девяностых останки Святой Матроны были перемещены в Покровский храм, но люди приходят к могилке в настоящее время и приносят ее любимые цветы хризантемы. Также был построен небольшой деревянный храм для нужд населения. Со временем это строение через пятьдесят лет пришло в негодность и на денежные средства купцов Солодовникова, Голофтеева, Зубова и Лепешкина была возведена новая церковь из камня.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Спаса Всемилостивого в Митино, расписание богослужений

Архитектором был знаменитый в свое время Шестаков приверженец русского классицизма, он имел легкую руку, все его строения сохранились до настоящего времени.

В начале двадцатого века церковь преобразилась. В ней сделали напольное покрытие из разноцветных плит, а у алтаря паркетный пол. Храм имеет счастливый удел, он не был закрыт в период давления на верующих прошлого столетия. Но после революции семнадцатого года в нем реквизировали золотые и серебряные церковные украшения.

Проект церкви

Обратимся к самому проекту.

По генеральному плану здания церкви, часовни, резиденции главы епархии и учебно-культурного центра спроектированы с учетом существующего положения, однако в совершенно новом объемно-пространственном измерении. Новая церковь по проекту значительно больше прежней, недостроенной, и располагается к северу от нее – на северо-восточном участке всего комплекса, у места пересечения Олимпийского проспекта и Трифоновской улицы. Таким образом, с данной стороны храм воспринимается принужденно на фоне трехэтажных зданий резиденции и учебно-культурного центра, расположенных под углом на противоположной стороне двора.

А над восточным участком подвальной части недостроенной церкви спроектирована небольшая часовня, которая при взгляде с Олимпийского проспекта вместе с главным храмом придает целостность всей панораме.

Главный вход в комплекс расположен со стороны Трифоновской улицы – между северными фасадами церкви и резиденции и архитектурно решен в стиле трехарочных парадных ворот.

Напротив главного входа в церковь расположен вход в административную часть резиденции, а напротив часовни находится вход в служебные кабинеты, трапезную и гостиный дом.

Таким образом, здание резиденции охватывает весь западный участок церковного двора, а примыкающий к резиденции корпус учебно-культурного центра с его открытой сводчатой галереей – южный участок.

С церковным двором связаны несколькими лестничными пролетами расположенные в подвальном этаже автостоянка, различные технические и вспомогательные помещения.

В подвальных этажах церкви и часовни расположены соответственно музей-галерея и зал торжеств с просторным общим фойе, имеющим отдельный вход со стороны Олимпийского проспекта.

Своеобразная и уютная часовня со световым окном в куполе с обеих сторон алтаря имеет открытые ниши, перед которыми стоят посвященные армянскому алфавиту и христианской вере монументальные стелы с эпиграфическими надписями.

Автор с частичной переработкой представил тот проект, с которым он в 1992 году участвовал в конкурсе на строительство ереванского кафедрального храма Св. Григора Просветителя и удостоился второй премии. 

Имеющий в плане 34,6/37,8 метров проект вбирает в себя трехсводчатый молитвенный зал с притвором в западной части.

Каждая из зальных ниш разделена еще на пять, которые создают визуальный ритм в пределах нижнего этажа церкви, прерываемый устремленными ввысь прямоугольными объемами угловых частей. Две из них, восточные, служат ризницами, западные – лестничные пролеты, предусмотренные для балкона, где размещается церковный хор.

Главный вход расположен в восточной части. Храм имеет еще три дополнительных входа: напротив южного, в центре северной ниши, находится купель для крещения. Фойе главного входа увенчано имеющей высоту 34 метра четырехгранной звонницей, а трехъярусный объемно-пространственный план храма увенчан имеющим 20,7 метра в поперечнике барабаном, оформленным 24 непрерывающимися арочными проемами.

Входы в церковь и оконные своды украшены богатым оригинальным орнаментом. Молитвенный зал по своим размерам достаточно вместителен, он в состоянии принять большое число верующих одновременно. Зал украшен высеченными в каменных рамках изображениями крестов.

Все здания и церкви комплекса возведены из золотистого и светло-розового туфа с анийских каменоломен.

На фоне всего комплекса своим объемно-пространственным видом выделяется храм высотой 50 метров, своим положением выражающий собственную первостепенную роль.

Усилиями талантливого автора храм сохраняет верность богатым традициям армянской церковной архитектуры, а посему, пусть и вдали от Армении, будет способствовать тому, чтобы московские армяне хранили верность Армянской апостольской церкви и, участвуя в литургии, восхищались чарующей душу армянской церковной музыкой.

Вараздат Арутюнян

доктор архитектуры, профессор,

академик НАН Армении

апрель 2007 г.

Армянский храмовый комплекс

Строительство Армянского храмового комплекса закончилось в 2011 году и длилось почти 13 лет.

Теперь это духовный центр армянской религии и культуры в России. В него входят:

  • Часовня Святого Христа.
  • Кафедральный собор.
  • Резиденция Католикоса.
  • Музей.
  • Административный корпус.
  • Воскресная школа (учебно-просветительский центр).
  • Подземная парковка.

Все это занимает около 11 тыс. кв. метров земли.

Кафедральный собор Ново-Нахичеванской и Российской епархий Армянской апостольской церкви по-другому называют «армянская церковь в Москве». Адрес — проспект Мира и улица Трифоновская.

Воскресная школа этого комплекса всегда востребована.

Многим интересно, где находится армянская церковь в Москве, адрес ее местонахождения. Храмовый комплекс известен всем, настолько впечатляет масштаб его строений, это самый большой объект армянской религии за пределами Армении.

Кафедральный собор, входящий в комплекс, является самым высоким армянским храмом в мире, его высота — около 57 метров. Его фасад украшен 27 крестами, по числу учеников Иисуса Христа, и колоколами, которые отлили в Воронеже.

Многочисленные барельефы не встроены, а высечены прямо на красноватой облицовке храма.

Все здания Армянского храмового комплекса отличаются по цвету. На территории, примыкающей к нему, во дворе, под ногами лежит мраморная брусчатка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector