Экскурсия в собор святого петра в риме
Содержание:
- Строительство собора
- Достопримечательности Кафедрального Собора Св. Павла – что посмотреть?
- Легенды и спорные суждения о Первом Вселенском Соборе
- Святыни из Иерусалима
- История
- История
- Использованные материалы
- Другие решения Собора
- Сан-Паоло-фуори-ле-Мура
- История строительства
- Реймсский собор — шедевр зрелой готики
- Как проходит экскурсия в собор Святого Петра
- Собор святого Петра (Basilica di San Pietro)
Строительство собора
По приказу папы римского Юлия II были начаты грандиозные работы по восстановлению древнего храма Святого Петра.
Архитекторы перестройки базилики:
- Донато Браманте. По его проекту с 1506 года базилику предстояло реконструировать в огромное крестообразное сооружение с куполом. Однако архитектор не успел завершить свою задумку.
- Рафаэль Санти. Продолжил работы по возведению собора после смерти Браманте. Рафаэлю помогали архитекторы: Фра Джованни Джокондо и Джулиано да Сангалло.
- Бальдассаре Перуцци. Итальянскому живописцу принадлежат ранние росписи в соборе. Архитектор придерживался плана с формой здания по типу греческого креста.
- Антонио да Сангалло. Руководил строительными работами после смерти Рафаэля. По макету Сангалло – собор представлялся в форме латинского креста. Однако архитектор не воплотил в реальность свой замысел.
- Микеланджело Буонарроти. Занялся строительством собора с 1546 года. Архитектор придерживался первоначальных чертежей Донато Браманте. При Микеланджело провелись самые значительные работы по возведению собора; был выстроен барабан купола, который увенчал храм.
- Джакомо делла Порта. Занялся продолжением строительства собора. В дизайн постройки добавился новый стиль бротобарокко. Вместе с архитектором Доменико Фонтаной были проведены работы по возведению купола собора и главного свода.
- Карло Мадерна. Собор приобрёл законченный архитектурный вид. Создан портик собора и фасад.
Благодаря долгим совместным усилиям выдающихся архитекторов Италии, храм приобрёл свой современный облик.
Интересный факт!
18 лет работы Микеланджело посвятил собору Святого Петра. За основу он взял Флорентийский собор.
По сведениям от итальянского архитектора Джорджо Вазари:
В 1605 году по приказу папы Павла V снеслись последние старые части древней базилики, и удлинился неф.
Основание собора приобрело форму латинского креста.
В этот день папа Урбан VIII освятил храм.
Собор стал официально открыт для посетителей и для проведения священных служб.
Облик собора Святого Петра в 1450 году.
История
Первая церковь Святого Петра была построена при императоре Константине — пятинефная базилика, перед которой была разбита площадь, обрамленная колоннами. Базилику возвели над могилой апостола Петра и освятили в 326 г.
Первый собор Святого Петра был построен в 324 г., когда император Константин перенес останки апостола Симона Петра на гору Ватикан. Чтобы отметить святость этого места, он приказал возвести здесь базилику с пятью алтарями — всего лишь жалкую предшественницу того колосса, что возвышается теперь на ее месте.
В XV в. базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае IV ее начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния Католической церкви. Первый камень собора заложили 18 апреля 1506 г. Средства на строительство добывались благодаря щедрой торговле индульгенциями и поборам с подвластных церкви территорий, названных «лепта св. Петра».
Браманте был первым «человеком Ренессанса», попытавшимся составить чертежи этого нового, непривычно монументального Божьего дома. После его смерти в 1514 г. за работу принялся Рафаэль (умер в 1520), а затем — да Сангалло и Перуцци. Вплоть до 1546 г. работа шла еле-еле, поскольку чересчур амбициозные архитекторы не могли найти общий язык. Каждого интересовала лишь возможность оставить свой отпечаток на этом сооружении, и бесконечные изменения в планах практически остановили строительство.
В 1547 г. папа Павел III доверил руководство работами 72-летнему Микеланджело. Проще сказать, он попросту повелел строптивому мастеру закончить стройку. Микеланджело был вынужден склониться перед столь твердой волей папы и взялся за дело. Он трудился над собором Святого Петра до самой смерти в 1564 г.
Базилика Святого Петра была полностью достроена 18 ноября 1623 г., когда папа Урбан VII торжественно освятил храм. Всего на возведение собора ушло почти 120 лет — за это время успело смениться 20 пап — от Юлия II до Урбана VII, причем каждый в той или иной мере пытался расширить и сделать еще более грандиозным монументальный Божий дом. Список мастеров, архитекторов и художников, чье мастерство и талант способствовали славе великолепного храма, включает такие имена как Браманте, Рафаэль, Бернини и, безусловно, Микеланджело.
Достопримечательности Кафедрального Собора Св. Павла – что посмотреть?
Главная и самая широко известная достопримечательность собора – купол, возвышающийся на окруженном многочисленными колоннами барабане. Внешне он напоминает купол Собора Св. Петра (Рим, Ватикан), уменьшенный в диаметре до 32 м. Однако в конструктивном плане он существенно отличается, поскольку является двойным. Верхний купол рассчитан на внешнее обозрение и воздействие, поэтому покрыт свинцовыми защитными пластинами (это покрытие по сути можно считать третьим ярусом купола) и закреплен на скрытом от глаз кирпичном конусе. Под ним находится второй, внутренний купол, имеющий отверстие по центру для проникновения внутрь света. Внутренняя часть купола покрыта росписями Джеймса Торнхилла из жизни апостола Павла.
Уже более 300 лет возвышается над лондонской застройкой купол этого собора, продолжая и сегодня оставаться одним из самых высоких во всем мире. Но не только в этом причина того, что Собор Св. Павла стал одной из самых известных и узнаваемых достопримечательностей столицы Великобритании. Это становится понятным при более близком рассмотрении собора снаружи и изнутри.
Фасад собора
К куполу собора ведет высокая лестница из 530 ступенек, начинающаяся в восточном углу его южного крыла. Преодолев из них первые 259, вы попадете в «Галерею Шепота», названную так из-за производимого там звукового эффекта. Уникальная акустика галереи позволяет слышать шепот на расстоянии 32 м (именно такое расстояние между двумя противоположными стенами зала). Еще 119 ступенек вверх – и вы в «Каменной галерее», открывающей с высоты превосходные панорамные виды Лондона. Те, кто сумеет преодолеть последние 152 ступеньки, смогут попасть в наиболее высоко расположенное место собора – «Золотую галерею» и посмотреть на Лондон оттуда, с высоты в 85 м.
Интерьер собора оформлен довольно сдержанно, в полном соответствии с традициями англиканской церкви. Здесь вы не встретите столько декоративного антуража, как в крупных католических храмах. Зато архитектурные формы, линии, детали, их исполнение – поистине великолепны. Очень ценными с художественной точки зрения элементами являются здесь ажурные кованые решетки и другие декоративные элементы из металла, созданные Жаном Тижу. Украшенные резьбой деревянные скамьи в хоре, выполненные рукой известного английского мастера по дереву Гринлинга Гиббонса. Специально изготовленный для этого собора в 1694 году орган, который и сегодня считается одним из наилучших в Англии.
Вид собора в ночной иллюминации
Во внутреннем оформлении стоит также упомянуть превосходную резьбу по камню, великолепие балюстрад, картину Холмана Ханта «Светоч миру», скульптуру Генри Мура «Мать и дитя» и некоторые другие произведения. Для того чтобы лишить собор присущей ему холодности и строгости интерьера, в 19 веке его дополнительно украсили мозаичными панно на хорах, весьма органично вписавшимися в шедевр Рена. Но все они меркнут перед великолепием памятников, которые можно увидеть на крипте собора.
Крипта Собора Св. Павла является местом последнего пристанища многих выдающихся граждан страны. Здесь расположено более 200 надгробий и превосходных высокохудожественных памятников, погребены такие люди, как Уинстон Черчилль, адмирал Нельсон, лорд Веллингтон, художники Генри Мур, Джозеф Тернер, Джошуа Рейнолдс, поэт Джон Донн, Александр Флеминг, Лоуренс Аравийский, а также многие-многие другие. В том числе и сам создатель этого грандиозного сооружения – Кристофер Рен, чью могилу вместо памятника украшает эпитафия, гласящая, что тем, кто ищет здесь памятник, стоит просто оглядеться вокруг. Надгробным памятником автору служит его главное произведение – Собор Святого Павла.
Купол собора
Стоит также упомянуть, что в Соборе Св. Павла, являющемся духовным центром Лондона, проходят очень многие значимые для столицы и всей страны в целом события – похороны премьер-министра Уинстона Черчилля и лорда Веллингтона, юбилей королевы Виктории, венчание принца Чарльза и Дианы Спенсер и др. Совсем недавно – 17 апреля 2013 года – в Соборе Святого Павла состоялось прощание с Маргарет Тэтчер, первой и пока единственной в истории Великобритании женщиной премьер-министром.
Легенды и спорные суждения о Первом Вселенском Соборе
Библия
«На I Вселенском Соборе» было решено, какие книги должны входить в Библию, а какие нет.»
Выше в этой статье описаны все известные решения, принятые на I Вселенском Соборе, никаких указаний о том, что на нем редактировался канон библейских книг или сами книги — нет. Так же это не подтверждается дошедшими до нас древними рукописями Библии, написанными до I Вселенского Собора.
Пасхалия (Запрещение праздновать с иудеями)
На I Вселенском Соборе были приняты следующие правила вычисления Пасхи, и запрещено празднование Пасхи в одень день с иудеями
Заушение Ария
«Святитель Николай Мирликийский был одним из участников I Вселенского Собора и даже заушил (ударил) на нем Ария за его коварство»
Эта история есть в житии свт. Николая Мирликийского, однако, подтверждения ей или самого факта участия святителя Николая в I Вселенском Соборе нет (нет упоминания в сохранившихся документах). По мнению некоторых исследователей, это может свидетельствовать о том, что описанный в житии случай произошел не на I Вселенском, а на каком-то местном Соборе.
Святыни из Иерусалима
Многие святыни попали в Рим благодаря активной деятельности святой царицы Елены, матери императора Константина. Уже в очень преклонном возрасте Елена предприняла долгое и трудное путешествие на Святую Землю, в Иерусалим, чтобы обрести святыни, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. В те времена это было невероятно трудной задачей, ведь Иерусалим был полностью разрушен в I веке. Тем не менее, Елена смогла найти и привезла в Рим немало важных реликвий.
Среди них – святыни, связанные с крестными страданиями Иисуса Христа. Это часть Креста, на котором был распят Спаситель, шип от тернового венца, гвоздь, который использовался при казни, табличка с надписанием вины, крепившаяся на Кресте. Специально для хранения этих святынь, привезенных царицей Еленой, была построена базилика «Святого Креста в Иерусалиме» (Santa Croce in Gerusalemme). Кроме того, в соборе хранится палец святого апостола Фомы, крест «благоразумного разбойника», а также полноразмерная копия Туринской плащаницы.
Из Иерусалима в Рим была также лестница, находившаяся когда-то во дворце Понтия Пилата. По ней несколько раз поднимался и спускался Иисус Христос, осужденный Пилатом на казнь. Святая Лестница (Scala Santa) – так называют ее в Риме. По этим ступеням разрешено подниматься только на коленях. Реликвия хранится в специальном здании рядом с Латеранской базиликой Сан Джованни, о которой мы упоминали выше. Там же находился капелла «Святая святых» (Sancta Sanctorum), получившая свое название из-за множества находившихся в ней реликвий.
Мощи самой царицы Елены покоятся в базилике Санта Мария ин Аракоэли на Капитолийском холме. Ее мы посещаем с аудиоэкскурсией «Имперский Рим». Кстати, эта базилика интересна и сама по себе – суровый внешний облик перенесет Вас в Средние века, а внутреннее убранство поразит богатством и красотой.
В церкви Санта Прасседе также хранится так называемая «Колонна бичевания» – часть столба, к которому был привязан Христос во время бичевания.
А в базилике Сан Джованни ин Латерано, высоко под потолком можно увидеть столешницу, на которой совершалась легендарная «Тайная Вечеря».
Большинство святынь, привезенных в Рим из Иерусалима, мы увидим в экскурсии “Шедевры и реликвии” с аудиогидом Travelry. В этой аудиоэкскурсии мы посетим уникальные старинные церкви Рима и узнаем о них много интересного.
История
Считается, что на месте Нотр-Дам-де-Реймс когда-то стояла древняя базилика, выстроенная еще до нашей эры. Она же, в свою очередь, была основана на фундаменте древнеримских терм. Но, как бы там ни было, первым важным историческим событием, связанным с собором в Реймсе, стало крещение короля франков Хлодвига I в 498 году. Так будущая Франция была обращена в христианство, а сделал это епископ Ремигий, позже признанный святым.
Крещение Хлодвига I Святым Реми, 498 год
В 891 году Нотр-Дам в Реймсе выбрал для своей коронации Людовик I Благочестивый, а в 1027 году здесь был помазан Генрих I. С тех пор и пошла традиция, согласно которой все коронации французских монархов происходили именно в этом храме.
Коронации Людовика XIV, 7 июня 1654 год
Однако в начале 13-го века древний Реймский собор был разрушен в результате пожара. Впрочем, уже спустя год после разрушения на том же месте по инициативе архиепископа Обри де Умбера началось строительство нового здания. Оно продлилось более 20-ти лет и завершилось около 1285 года, хотя и после этого еще велись отдельные работы. В итоге появился тот самый Нотр-Дам-де-Реймс, которым мы можем любоваться и сегодня.
Коронация Людовика XV, 25 октября 1722 год
В 14-м веке храм пережил Столетнюю войну, попав на долгое время под власть англичан. А в 1429 году он был освобожден вместе с городом и принял коронацию Карла VII, ознаменовавшую собой окончание войны. В этом событии активно участвовала небезызвестная Жанна д’Арк, поэтому ее конный памятник сегодня можно увидеть рядом с собором.
Памятник Жанне д’Арк на площади перед собором
Еще одно серьезное испытание храм перенес во время Первой мировой войны. Из-за постоянных бомбардировок он серьезно пострадал — потерял все свои витражи и часть статуй, утратил изящное окно-розу. Позже все это было восстановлено, но отдельные фрагменты реставрируются до сих пор.
Бомбардировка собора во время Первой мировой войны
Интересно: во времена позднего Средневековья в собор попала славянская рукопись, написанная на кириллице и глаголице — так называемое Реймское евангелие, на котором с тех пор приносят клятву все французские монархи во время коронации.
Реймское евангелие
История
Собор Святого Павла поражает своим величием и торжественным внешним видом. Поэт Пруденций в поэме, написанной в честь императора Гонория, увековечил красоту святого места в стихотворной форме. Живописная базилика расположена за Аврелиановой стеной, то есть, формально за границей Рима по меркам раннехристианской эпохи.
Храм был построен над могилой святого Павла в Риме, которого казнили в самом начале нашей эры. На могилу изначально приходило много верующих, поэтому она была украшена мемориальной плитой. Чтобы почтить память усекновенного апостола при императоре Константине I в 4 веке н.э. была построена церковь.
Расширена постройка была по распоряжению Валентиниана I, а по-настоящему красиво ее оформил Феодосий I. В 590-604 годах, при папе Григорие Великом, церковь снова перестраивалась: построили новый алтарь, двор украсили более чем сотней колонн. В центре наружного дворика установили памятник Сан Паоло, держащему в руках большую книгу и меч. Памятник выполнен настолько реалистично, что взглянув на него, понимаешь — апостол готов был отдать свою жизнь за христианскую веру.
Первое повреждение церковь в IX веке получила от сарацин, а в 1823 году случился большой пожар. Спустя 31 год ее отстроил заново, и освятил Пий IX, а помогал ему в этом весь христианский мир, в том числе и Россия. Собор был отделан новым фасадом, фресками и мозаикой с изображениями святого Павла, Иисуса, четырех пророков. В XIII веке при Соборе в Риме был открыт монастырь.
Использованные материалы
-
Византийский словарь: в 2 т. / . СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с.546-547 (электронная версия на сайте Хронос):
-
Бородин О. Р. Церковно-политическая борьба в Византии и «дело» папы римского Мартина // Византийский Временник, 1991, Т. 52 (77), С. 47-56:
-
Юлаев Феодор, иером, Латеранский Собор 649 г. // Православная Энциклопедия, т. 40, М., 2015. с.121-128 (материал использован частично):
-
Карташев А.В., «Πапа Мартин I и Латеранский собор 649 г.» // Вселенские соборы / Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор:
См. раздел «Историческая ситуация» в статье «Латеранский Собор 649 г.» // Православная Энциклопедия, т. 40, с.122-123
Conte. 1989. Р. 142; Ekono тои. 2007. Р. 131
Riedinger: 1992. S. 150
Глава 20. Opusc. 11 и статус Латеранского собора // Прп. Максим Исповедник Богословско-полемические сочинения / Пер. с древнегреч. Д. А. Черноглазова и А. М. Шуфрина; науч. ред., предисл. и коммент. Г. И. Беневича,
LP. Т. 1. Р. 336-337. По-видимому, убийца был разоблачен. «Книга понтификов» сообщает, что он якобы неожиданно ослеп и поэтому не смог нанести удар. Комментируя этот рассказ, английский историк П. Ллевеллин предполагает, что «пойманный за руку» преступник был ослеплен сторонниками папы
Murphy, Sherwood. 1974. Р. 181
Caspar. 1932. S. 135
Maximus Conf. Opusc. 11 // PG. 91. Coi. 137
Idem. Acta in primo excilio // PG. 90. Coi. 153
Ibid. Coi. 145-148; ср.: 1 Всел. 5; 4 Всел. 19; Антиох. 20
ср.: Беневич. 2014. С. 167-168
Другие решения Собора
Константин Великий придавал едва ли меньшее значение этому вопросу, чем арианству. Такое же значение придавал ему и такой епископ, как Евсевий Кесарийский. Константин Великий очень сильно вооружался против обычая праздновать пасху по примеру иудеев. Иудеи могут сказать, — говорил он, — что христиане даже важнейшего своего праздника не могут отпраздновать, не отрешившись от иудейского обычая. А что этот последний ошибочен, Константин доказывал тем, что иудеи иногда празднуют две пасхи в год. Во всяком случае, неприлично следовать этому богоубийственному народу.
Отцы Первого Вселенского Собора не приняли правила, определяющего порядок вычисления пасхалии (т.е. даты празднования Пасхи), но вместо этого определили, что епископ Александрийский наделяется честью вычислять православную пасхалию и сообщать об дате Пасхи остальным церквям, которые должны следовать этой дате. На практике это означало, что вся Церковь должна была принять традицию вычисления пасхалии, используемой Александрийской и Римской Церквями. .
Болотов В.В.:
По вопросу о наличных мелитианах Собор издал особое послание. За Мелитием оставлен только титул епископа без права совершать хиротонии и другие иерархические действия. Мелитианские епископы оставлены в их сане, хотя без права управлять церковью, пока жив их кафолический совместник, епископ того же города. В случае его смерти мелитианские епископы могут занять его кафедру, если их изберет народ и утвердит архиепископ Александрийский.
Так же на Соборе было принято 20 канонических правил, регулирующих жизнь Церкви.
Сан-Паоло-фуори-ле-Мура
Базилика Святого Павла за городскими стенами
Сан-Паоло-фуори-ле-Мура или Базилика Святого Павла за городскими стенами (Basilica di San Paolo fuori le Mura) является одной из четырёх великих базилик Рима, которая в отличие от остальных церквей, расположена за стенами, построенными при императоре Аврелиане вокруг Древнего Рима.
Первая базилика была сооружена в начале IV века римским императором Константином на месте предполагаемого захоронения святого Павла.
В 386 году император Феодосий I начал строительство более внушительного храма, которое было закончено только в середине V века при папе Льве I.
В 590-604 годах, при папе Григории Великом, церковь снова перестраивалась, при этом была значительно улучшена вся храмовая архитектура. Был построен новый алтарь, двор украсили более сотни колонн. В центре двора установили памятник Сан Паоло, держащий в руках большую книгу и меч.
В 846 году базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура была разграблена и частично разрушена пиратами, а в 1823 году почти полностью сгорела.
Восстановление храма длилось почти 20 лет, и в 1840 года, он был заново отстроен, причем в совершенно новом классицистическом фасаде.
После восстановления размеры храма
составили 132 метров в длину, 65 метров в ширину и 30 метров в
высоту.
В 1890 -1928 годах была построена колоннада из 146 гранитных колонн, окружающая западный двор храма. В центре двора была поставлена статуя апостола Павла работы Пьетро Каноника.
Внутри собора находится пять залов,
центральный из которых разделен на части при помощи восьмидесяти гранитных
колонн, а потолок украшают резные позолоченные панели.
Несмотря на многочисленные
разрушения, собор сохранил часть постройки V века — фрагменты мозаик и арку.
Одной из характерных особенностей базилики является галерея портретов всех 236-ти понтификов, размещённых в медальонах по внутреннему периметру здания.
Главная достопримечательность базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура — саркофаг с мощами святого апостола Павла, хранящийся в крипте храма. Над ним возвышается табернакль-шатер 1285 года, а рядом стоит подсвечник XIII века, высотой более пяти метров.
Орган церкви работы Фаринати был подарен базилике римским папой Львом XIII в 1885 году и установлен в левой апсиде.
Время работы Базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура
Базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура открыта ежедневно с 7-00 до 18-30
Стоимость посещения Базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура
Вход в Базилику Сан-Паоло-фуори-ле-Мура свободный
Виртуальный тур по Базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура
Как добраться до Базилики Сан-Паоло-фуори-ле-МураДобраться до Базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура можно на метро линии B до станции Garbatella или Marconi, на автобусах 23, 769 до остановки Via Ostiense-San Paolo или на трамвае 2 до остановки Basilica S. Paolo.
История строительства
В I веке н.э. на месте собора росли сады цирка древнеримского правителя Нерона, рядом с цирком – кладбище, на котором хоронили жертв жестоких забав императора. Властный повелитель устраивал на арене кровавые бои гладиаторов. Здесь же, на арене, по приказу Нерона жестоко мучили христиан.
Во времена гонений на христианство правитель наслаждался тем, как растерзанные мечом гладиатора или когтями животных умирали мученической смертью неугодные ему последователи Христа.
Однажды сюда привели одного из 12 апостолов Иисуса Христа – Петра, и Нерон приказал после кровавого состязания распять его на кресте вниз головой. Тело святого захоронили на кладбище возле цирка.
В 326 году христианский император Константин на месте погребения святого Петра приказал построить базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать сооружение именем апостола. Базилика – почетный титул для храма, который дарует папа Римский. Базилику строят в виде прямоугольного здания с двумя продольными рядами колонн внутри.
Огромный новый собор приказал построить Юлий II, желая грандиозным храмом затмить все церкви. Храм строили 120 лет (1506-1626) известнейшие скульпторы эпохи Возрождения – Рафаэль, Микельанджело, Бернини, Браманте. Окончательно завершил постройку римский архитектор Карло Мадерна.
Реймсский собор — шедевр зрелой готики
Наряду с соборами Амьена и Шартра Реймсский храм по праву считается одним из лучших образцов французской готики в период её наивысшего расцвета. Собор в Реймсе больше (длина 138 метров) и торжественнее Шартрского; он перекрыт более массивными сводами, достигающими в вершине 38 метров. Согласно первоначальному проекту, Реймсский храм должны были венчать 6 башен со шпилями. Но удалось возвести лишь две башни западного фасада, устремившиеся в небо на высоту 80 метров. Эта часть здания декорирована изящным скульптурным фризом. Большинство скульптур выполнено в 1241 — 1290 годах. Среди 2000 фигур можно увидеть епископов, святых и дьявола, монархов, рыцарей и ремесленников.
Вид на башни собора
Также на западном портале размещена известная скульптурная композиция «Встреча Марии и Елизаветы», сюжет которой взят из «Нового Завета». Эта встреча наполнена обоюдной радостью: Дева Мария ожидает ребёнка (её сыном будет И. Христос), и её бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то забеременела и вскоре даст рождение Иоанну Крестителю. На портале Реймсского собора Елизавета изображена немолодой матерью по контрасту с юной, женственной Марией. Есть в Реймсском соборе ещё одна знаменитая статуя — «Улыбающийся ангел», или как её иногда называют — «Улыбка Реймса».
Внутренний интерьер Реймского собора
Как проходит экскурсия в собор Святого Петра
Эта базилика — целый комплекс сооружений, ведь не зря это крупнейший христианский храм в мире. А потому будьте готовы, что экскурсия в собор Святого Петра (включая осмотр площади, фото и селфи) займете у вас не меньше часа. А лучше и все 1,5 – 2 часа. Забежать в этот храм на минуточку не удастся. Хотя бы потому, что сначала придется отстоять огромную очередь.
Площадь собора — место для верующих
Собор Святого Петра в Риме имеет огромные размеры — длину в 211 метров и высоту в 136 метров. Но даже при таких размерах все желающие не могут поместиться внутри, поэтому было создано дополнительное пространство. В середине 17 в. Джованни Бернини выполнил заказ Папы и начал строить огромную площадь, располагающуюся напротив собора.
Площадь Святого Петра — лучшая панорама базилики открывается отсюда!Очередь в собор, окольцовывающая площадь. Стоит прийти пораньше, не правда ли?
Площадь — одно из самых узнаваемых мест в Риме (несмотря на то, что это другое государство, на минуточку!). Большинство экскурсий по собору Святого Петра начинаются именно из этой отправной точки. Ближе к полудню огромная очередь как будто окольцовывает площадь слева направо. Чтобы добраться до заветной «рамки» металлоискателя, придется отстоять около часа.
Вход в храм — запрещенные предметы и одежда
На входе в Ватикан стоят металлоискатели, поэтому лучше не брать с собой колющие предметы (ножнички, пилочки и прочее). А также режущие — например, любимый нож Victorinox, который незаменим во время спонтанного пикника. Но в данном случае лучше отказаться от подобного аксессуара.
Есть требования для девушек и дам. При всей европейской демократичности католическая церковь в последнее время ревностно относится к внешнему виду. В Ватикане это достигло апогея. В 98% случаев вас не пустят в собор Святого Петра с открытыми плечами и коленями. Причем на декольте и прочие прелести ограничения не распространяются. Покрывать голову платком не требуется.
Такие правила действуют в «чужом монастыре», и к ним стоит проявить уважение.
Интерьер собора Св. Петра — что смотреть
Итак, предварительно отстояв длиннющую очередь на входе в Ватикан, вы, наконец, у заветной цели. Все еще не веря глазам, действуете пошагово. Для начала застываете у великой Пьеты Микеланджело, что у самого входа в Собор. И пусть она с недавних пор помещена за толстое стекло — подальше от вандалов и сумасшедших — это ничуть не убавило ее красоты, божественного величия и торжественной скорби.
Потом, словно в тумане (разум уже помутился от того, что только что ты стоял рядом с самой Пьетой!), осматриваете величественные усыпальницы Пап, знатных особ и надолго замираете в немом восхищении у величайшего творения Бернини — знаменитого Балдахина над главным Алтарем собора! Это основные шедевры собора Святого Петра, которые нельзя пропустить.
Если вы не прочь загадать желание, можно подойти с статуе самого Петра, прикоснуться к нужному месту (оно поблескивает от прикосновений) и попросить о наболевшем. Все обязательно исполнится и наладится! Остальное время лучше посвятить спокойному созерцанию величественного интерьера. Вдумчиво насладиться красотой храма, подойти к каждой ниже, полюбоваться на купол собора, восхититься игрой потоков света, пробивающихся сквозь витражи.
Собор святого Петра (Basilica di San Pietro)
Собор святого Петра в Ватикане – крупнейший христианский собор в Риме и один из крупнейших во всём мире. Но славен он не только своими грандиозными размерами. Архитектурная гармония и роскошь убранства храма поражают воображение. И это неудивительно, ведь над строительством и украшением собора работали такие мастера как Микеланджело (автор знаменитого купола собора), Бернини (создатель удивительной колоннады на площади), Рафаэль, Браманте и множество других выдающихся архитекторов, скульпторов и живописцев.
Собор святого Петра – это сердце Ватикана. А сердцем самого собора является гробница святого апостола Петра. Именно над ней расположен главный алтарь базилики, именно из-за нее и ради нее еще в IV веке на этом месте был выстроен храм. Кроме того, в соборе святого Петра хранится множество других реликвий и, конечно, уникальных произведений искусства.
Собор святого Петра настолько велик, что по преданию, в нем как-то «потерялось» целое войско солдат – говорят, опоздавший на службу командир их просто не заметил. Что же говорить о туристах, которым так непросто разобраться во всем многообразии интересных артефактов собора! Для того, чтобы не «потеряться» в культурном и историческом богатстве этого храма, изучайте его с нашим аудиогидом! Мы создали увлекательную аудиоэкскурсию «Ватикан и замок святого Ангела», чтобы собор святого Петра раскрылся для Вас, приоткрыл некоторые свои тайны, истории и легенды. Скачайте путеводитель Travelry с аудиогидом, чтобы не пропустить самые яркие шедевры и самые важные реликвии собора святого Петра.
Режим работы собора святого Петра: с 1 октября по 31 марта – 7.00-18.30 (закрыта 1 и 6 января); с 1 апреля по 30 сентября – 7.00-19.00.