Народ туркменистана

Совет старейшин и самоуправление

Ещё в царское время у трухмен существовали выборные аксакалы, которые помогали приставу. Полевые исследования 2007 и 2011 годов показали, что помимо органов местного самоуправления, большую роль у ставропольских туркмен играет Совет старейшин. Этот орган избирается на собраниях, которые проходят на кладбищах. Избирателями являются взрослые мужчины от 30 лет (может прийти отец с сыновьями), обязательно присутствие на собрании хотя бы одного представителя от каждого дома. В Совет старейшин входят пожилые и активные мужчины, значительную роль играет мулла. Функции Совета достаточно обширны — проведение общественных работ (к примеру, как организовать водопой для скота), и сбор денег на общие нужды (например, на строительство мечети или дороги), оказание помощи односельчанам (например, собирают деньги для вдовы, или кому-то на поездку, или если сын отделяется от родителей, или помогают провести газ). Также совет разбирает тяжбы между жителями, наказывает провинившихся, порой даже берёт на себя функции органов правопорядка, воздействуя на нарушителей своими методами, не прибегая к помощи полиции. Есть туркменские сёла, где самоуправление практически полностью регулирует общественную жизнь. Так, аулы Уллуби-Юрт и Махач входят в сельскую администрацию, центр которой — в ногайском селе Каясула, расположенном в 25 км от этих аулов. По словам местных жителей, сельская администрация не обращает никакого внимания на жизнь туркменских аулов, не выделяет денег на благоустройство и строительство дороги. Поэтому все проблемы приходится решать самим жителям, которые поддерживают порядок и не допускают конфликтов. Внутреннее самоуправление характерно для бригад туркмен, отправляющихся на заработки в гарнизон Ханкалы и на северные стройки. Туркмены образуют бригады, поддерживают друг друга и общий порядок: могут выслать своего товарища обратно за неблаговидное поведение, например, за пристрастие к алкоголю.

Туркмения своих домой не ждёт

У них просроченные паспорта, документов нет. Посольство Туркменистана отказывает в выдаче новых паспортов.

Почему не выдает? Потому что денег нет, чтобы изготовить паспорта.

— Это вы таким образом хотите показать реальную ситуацию в Туркменистане?

— Да. Туркмения принимает только бывших студентов, которые отучились, получили тут прививки — бесплатно — от коронавируса (у них коронавируса вообще нет) и возвращаются на родину. Так в этом и в прошлом году было. А почему только студентов берут? Потому что некому служить в армии.

Что произойдет? Социальный взрыв.

— А вы считаете, что этот социальный взрыв может произойти как изнутри, так и извне?

— Да. И чтобы этого социального взрыва не произошло, те страны, которые видят, что происходит, должны подсказать главе Туркменистана:

Будет социальный взрыв — граждане Туркменистана весь его род уничтожат. Вот отвернешься, и уже будут стрелять, если до такой нагнетать обстановки. Они молчат, выступают в интернете за рубежом, но если взорвется, это будет кровопролитие. Мы этого не хотим.

 

— Об этих проблемах вслух первые лица государства не говорят. Почему? Ведь как происходит какая-то заковырка с Белоруссией, об этой заковырке трубят направо и налево и оппозиционные СМИ, и государственные, и первые лица всегда в эти процессы вовлечены. А о проблемах, существующих между Россией и Туркменистаном, не принято говорить вслух.

— Давайте мы возьмем в качестве примера Азербайджан.Что сказал Владимир Путин в ситуации, когда Азербайджан повернул в сторону Турции?

В то же время мы много говорим о Белоруссии, Украине, Донбассе. И не поднимаем вопрос по Туркменистану.

В стране сейчас ситуация близка к межплеменной войне. Её хотят уехавшие оттуда бизнесмены, потерявшие деньги. Они жаждут мести.

Народ, видевший, что было в Киргизии, что на границе Узбекистана, Таджикистана творилось, что было и есть в Донбассе, на Украине, не хочет войны. Нас и так тут мало, мы не хотим крови.

Сейчас главная задача — посадить за стол переговоров президента Бердымухамедова, чтобы решить, как мы будем жить дальше. Нужен диалог.

Жизненные показатели

Оценки ООН

Период Живорождений в год Смертей в год Естественное изменение за год CBR 1 CDR 1 NC 1 СКР 1 IMR 1
1950-1955 55 000 21 000 35 000 43,2 16.2 27,0 6.00 150,0
1955-1960 гг. 64 000 23 000 41 000 43,3 15.5 27,8 6.02 140,1
1960-1965 78 000 24 000 53 000 44,6 13,9 30,7 6,75 130,3
1965-1970 77 000 24 000 54 000 38,0 11,7 26,3 6,34 120,4
1970-1975 87 000 24 000 63 000 37,1 10,3 26,8 6,19 110,6
1975-1980 95 000 26 000 69 000 35,3 9,6 25,8 5,32 100,7
1980–1985 107 000 27 000 81 000 35,2 8,7 26,5 4,79 90,9
1985–1990 123 000 28 000 95 000 35,7 8,2 27,4 4,55 81,0
1990–1995 128 000 34 000 94 000 32,9 8,6 24,3 4,03 75,5
1995-2000 гг. 106 000 34 000 73 000 25,0 7,8 17,2 3,03 61,3
2000-2005 гг. 108 000 36 000 72 000 23,3 7,7 15,6 2,76 51,7
2005-2010 108 000 38 000 70 000 22,1 7,8 14,3 2,50 50,5
2010-2015 гг. 21,5 7,8 13,7 2.34
2015-2020 гг. 20,0 7,8 12.2 2.22
1 CBR = общий коэффициент рождаемости (на 1000 человек); CDR = общий коэффициент смертности (на 1000); NC = естественное изменение (на 1000); СКР = общий коэффициент фертильности (количество детей на женщину); IMR = коэффициент младенческой смертности на 1000 рождений

Зарегистрированные рождения и смерти

Среднее население Живорожденные Летальные исходы Естественное изменение Общий коэффициент рождаемости (на 1000) Общий коэффициент смертности (на 1000) Естественное изменение (на 1000)
1950 1 211 000 46335 12 411 33 924 38,3 10.2 28,0
1951 г. 1 234 000 46 417 12 707 33 710 37,6 10,3 27,3
1952 г. 1 260 000 49 306 14 775 34 531 39,1 11,7 27,4
1953 г. 1,290,000 48 482 15,567 32 915 37,6 12.1 25,5
1954 г. 1,321,000 51 162 14 650 36 512 38,7 11.1 27,6
1955 г. 1,356,000 55 171 14 075 41 096 40,7 10,4 30,3
1956 г. 1,390,000 53 528 11 783 41 745 38,5 8,5 30,0
1957 г. 1,434,000 55 955 10 940 45 015 39,0 7,6 31,4
1958 г. 1,487,000 59 235 10 987 48 248 39,8 7,4 32,4
1959 г. 1,539,000 60 430 10 594 49 836 39,3 6.9 32,4
1960 г. 1 593 000 67 676 10 433 57 243 42,5 6.5 35,9
1961 г. 1,653,000 67 790 10 841 56 949 41,0 6,6 34,5
1962 г. 1,713,000 68 725 11 772 56 953 40,1 6.9 33,2
1963 г. 1,773,000 70 005 11 098 58 907 39,5 6.3 33,2
1964 г. 1 833 000 69 777 11 623 58 154 38,1 6.3 31,8
1965 г. 1 890 000 70 258 13,152 57 106 37,2 7.0 30,2
1966 г. 1 943 000 73 109 13 036 60 073 37,6 6,7 30,9
1967 2 001 000 71 062 14 043 57 019 35,5 7.0 28,5
1968 г. 2 061 000 73 470 14 223 59 247 35,6 6.9 28,7
1969 г. 2 124 000 72 892 14 754 58 138 34,3 6.9 27,4
1970 г. 2 188 000 77 080 14 370 62 710 35,2 6,6 28,6
1971 г. 2 251 000 78 357 15 031 63 326 34,8 6,7 28,1
1972 г. 2 315 000 78 841 16 680 62 161 34,0 7.2 26,8
1973 2 380 000 82 111 17 336 64 775 34,5 7.3 27,2
1974 г. 2,449,000 84 607 17 766 66 841 34,5 7.2 27,3
1975 г. 2 520 000 87 369 19 876 67 493 34,7 7.9 26,8
1976 г. 2 588 000 90 765 20 040 70 725 35,1 7,7 27,4
1977 г. 2 655 000 91 826 20 801 71 025 34,6 7,8 26,8
1978 г. 2 724 000 93 798 21 847 71 951 34,4 8.0 26,4
1979 г. 2 792 000 97 511 21 583 75 928 34,9 7,7 27,2
1980 г. 2 861 000 98 069 23 863 74 206 34,3 8,3 25,9
1981 г. 2 931 000 100 627 24 883 75 744 34,3 8,5 25,8
1982 г. 3 003 000 104 340 23 984 80 356 34,7 8.0 26,8
1983 г. 3 076 000 108 171 26 015 82 156 35,2 8,5 26,7
1984 г. 3 151 000 111 083 25 760 85 323 35,3 8,2 27,1
1985 г. 3 229 000 116 285 26 080 90 205 36,0 8.1 27,9
1986 г. 3 310 000 122 337 27 865 94 472 37,0 8,4 28,5
1987 г. 3 393 000 126 787 26 802 99 985 37,4 7.9 29,5
1988 г. 3 479 000 125 887 27 317 98 570 36,2 7.9 28,3
1989 г. 3 571 000 124 992 27 609 97 383 35,0 7,7 27,3
1990 г. 3 668 000 125 343 25 755 99 588 34,2 7.0 27,2
1991 г. 3 772 000 126 248 27 403 98 845 33,5 7.3 26,2
1992 г. 3 883 000 131 034 27 509 103 525 33,7 7.1 26,7
1993 г. 3 993 000 130 708 31 171 99 537 32,7 7,8 24,9
1994 г. 4 096 000 129 700 32 067 97 633 31,7 7,8 23,8
1995 г. 130 200
1996 г. 125 400
1997 г. 126 200
1998 г. 121 900
1999 г. 120 100
2000 г. 119 665
2001 г. 115 400
2002 г. 111 039
2003 г. 111 900
2004 г. 115 119
2005 г. 116 209
2006 г. 116 542
2007 г. 103 700
2008 г. 114 900
2009 г. 129 900
2010 г. 144 600

Фертильность и роды

Общий коэффициент фертильности (СКР) (желаемый коэффициент фертильности) и общий коэффициент рождаемости (CBR):

Год CBR (Всего) СКР (Всего) CBR (Городской) СКР (Городской) CBR (сельский) СКР (Сельский)
2000 г. 24,6 2,89 (2,66) 20,5 2,46 (2,29) 28,2 3,30 (3,00)

Продолжительность жизни

Период Ожидаемая продолжительность жизни в годах Период Ожидаемая продолжительность жизни в годах
1950–1955 51,3 1985–1990 62,8
1955–1960 53,4 1990–1995 62,7
1960–1965 55,5 1995–2000 63,2
1965–1970 57,6 2000–2005 64,2
1970–1975 59,2 2005–2010 гг. 65,8
1975–1980 60,2 2010–2015 гг. 67,3
1980–1985 61,8

Материальная культура

Исследователь О. Брусина отмечает, что несмотря на всё своеобразие культуры туркмен Ставрополья, именно культура Туркмении является для них эталоном. Традиционный костюм ставропольских туркмен значительно отличается от костюма среднеазиатских туркмен, но полевые исследования 2007 и 2011 годов показали, что российские туркмены, посетив Туркмению, приобретают там национальную одежду стандартизированного (текинского) образца. Там же заказывают одежду и для своих народных танцевальных ансамблей, для выступлений всадников и для участников традиционной борьбы гореш. Хотя эти наряды имеют мало общего с традиционными костюмами ставропольских и астраханских туркменов, к ним относятся как к символу укрепления национального духа.

Население Туркменистана

По населению страна занимает 117-е место в мире из 197 (согласно переписи 2012 года — 5 055 тыс. человек). В советское время его численность росла быстрыми темпами. К примеру, перепись 1959 года зафиксировала 1 519 тысяч жителей, а при переписи 1989 года в Туркмении проживали уже 3 миллиона 534 тысячи человек. Туркменские семьи многодетны. Часто в них бывает более десяти детей.

Средняя продолжительность жизни в стране составляет 69,9 лет. Для мужчин это 66,8 лет, а женщины живут намного дольше — 72,9 года. По этому показателю Туркменистан занимает 145-е место в мире из 193-х.

Темпы роста населения страны составляют 1,14% в год, Уровень урбанизации — 50%. Крупнейшим городом Туркмении является её столица Ашхабад (Ашгабат-турк) с населением в 746 тыс. жителей. Вторым по численности населения городом страны стал Туркменабад (293 тыс. жителей), третьим — Туркменбаши (74 тыс.). После распада СССР наблюдается тенденция массового переезда этнических туркмен в города. Раньше они предпочитали для жизни сельскую местность. Средняя плотность населения по стране составляет 11 человек на квадратный километр.

Язык

Территории, на которых сегодня говорят на огузских языках

Туркмены в основном говорили на языках, которые принадлежат или принадлежали к огузской ветви тюркских языков , которая включала такие языки и диалекты, как сельджукский , древнеанатолийский тюркский , османский тюркский и афшарский тюркский . Книга Деде Коркут , сборник эпических историй тюрков-огузов, является хорошим примером тюркского языка, на котором говорили средневековые туркмены. Он носит смешанный характер и ярко отражает переходный период от более позднего древнетюркского языка к раннему современному тюркскому языку Иранского Азербайджана . Существуют также орфографические , лексические и грамматические конструкции, характерные для восточно-тюркского языка, на котором говорили тюрки-огузы, первоначально населявшие некоторые части Средней Азии.

Следующие предложения являются немногими из множества мудрых высказываний, которые встречаются в манускрипте Гонбад (одна из самых ранних рукописей, сохранившихся до наших дней) Книги Деде Коркут:

Текст на оригинальном огузском тюркском языке:
Allāhına güvene yumruḳ ursa ara daġlar yıar.
Üstin ala bedirli ay gelende sıçramaḳa amlelenür.
Tekebbürlik eyleyeni Taŋrı sevmez.
Кара saçuŋ dolaşmışını daraġ yazar.
Эгер эрдур эгер atun бу дуньяда намусли ayretli ḳoçça gerek.
Япа япа Чарлар йамса йаза Шалмаз.
Ecel vaʿde ėrmeyince kimse ölmez.
Aġlamaġıla nesne mi olur?
Английский перевод:
Те, кто верят в Бога, разрушают даже черные горы, если пробивают их.
Когда наверху появляется свет полной луны, делает движение, чтобы прыгнуть.
Бог не любит высокомерных людей.
Расческа способна распутать спутанные черные волосы.
Если это мужчина или женщина, в этом мире необходимо иметь честное и ревностное сердце.
Если выпадет чешуйчатый снег, летом его не останется.
Если не наступит день смерти, этот человек не умрет.
Что можно сделать, плача?

Как попасть в Туркмению

Для граждан России виза в Туркменистан нужна. При этом, если цель навестить родственников, туристическая поездка, лечение, то нужно подавать запрос на разрешение на въезд. Рабочую визу или учебную для россиян получить почти нереально.

Если турист из России летит в Туркменистан на 10 дней или меньше, то визу можно оформить в аэропорту Ашхабада. Для этого потребуется загранпаспорт и приглашение из Туркмении, которое должно быть одобрено государственной службой по иностранным гражданам. Поверьте, далеко не каждому подтвердят такое приглашение. Это касается и других виз – туристической, на лечение, на посещение родственников, без отметки миграционной службы поездка обречена.

Попасть в эту страну бывшего СССР непросто, за подробностями можете обратиться в их посольство, где Вам предстоит очень сложное оформление визы.

Туркменский народ

Туркмены – древний тюркский народ

Туркмены, древний тюркский народ, в настоящее время составляет почти 67% (более 6 миллионов человек) всего населения Туркменистана. Кроме того, туркмены проживают в Иране, Афганистане и России.

По своему внешнему виду, туркмены выделяются своим крупным телосложением, продолговатой формой головы, узким лицом и довольно высоким лбом, относительно темным оттенком волос, глаз и цветом лица. Монголоидные черты у них незначительны.

Существуют различные мнения о происхождении туркменского народа. Большинство считают их потомками Огуз хана. Т.к. Огузы в больших количествах переходили границы Туркменистана в IX — XI веках, они сыграли важную роль в формировании туркменов как нации, определяли их язык, культуру и в большой степени физическую внешность, помимо многих других черт. Однако, другие ученые считают что древними предками туркменов были древние ирано-язычные кочевые и полукочевые племена, проживающие на территории современного Туркменистана. Даже этноним «туркмен» имеет староперсидское происхождение. Этим именем «похожие на турков» (туркманенд). назывались ирано-говорящие кочевники. Этноним туркмен впервые появился в арабских источниках второй половины X века и согласно различным средневековым источникам означает «тюркоподобный» или «тюркский народ» . Так или иначе, но процесс формирования туркменской нации завершился в XIV-XV веках, когда после монгольского завоевания образовались новые объединения племён, ставшие ядром туркменской нации.

Традиционное занятие туркменов было поливное земледелие в сочетании с кочевым скотоводством. Туркмены вели полукочевой образ жизни, согласно которому все жители одной деревни подразделялись на скотоводов и оседлых земледельцев. Западная часть Туркмении в основном была скотоводческой (разводили овец, верблюдов, лошадей), а некоторые туркмены, проживающие в оазисе, занимались земледелием (выращивали пшеницу, сорго, бахчу и хлопок) и разведением крупного рогатого скота. К середине XIX столетия высокого развития достигли также ковроткачество и шелководство.

Под влиянием такого образа жизни туркмены, как и многие другие азиатские народы в течение многих веков сумели сохранить культурные особенности, традиции и обычаи своих предков. В этом отношении, люди унаследовали уникальную самобытность, заметную во всех сферах жизни. Например, традиционное жильё туркменов юрта до сих пор используется во многих местностях, как летний домик во дворах или как жилище для пастухов на дальних и сезонных пастбищах. Несмотря на моду, туркмены до сих пор остаются переданными своей традиционной одежде.

За городом, в частности в сельской местности, особенно приятно носить вязанную шапку, длинные стёганные халаты и широкие штаны. Женщины часто носят длинные шёлковые платья и полосатые штаны, пряча волосы под лёгкими платками или шарфами. Такая одежда очень практична в сухом жарком климате. Жизни местных жителей и жизни туркменской семьи сопутствуют обычаи и традиции. 89% населения Туркменистана составляют мусульмане-сунниты. Но для туркменов веками существующее положение родовых отношений имеет не меньшее значение, чем религия. Даже городские жители с уважением отностся к членам своих родовых групп, а в сельской местности доминирует клановая и родовая привязанность.

Культура

Восковая фигура, изображающая сельджукских мужчину и женщину в традиционных костюмах, медресе Якутие, Эрзурум , Турция .

Туркменская культура была в основном продолжением огузской культуры, где кочевые элементы играли жизненно важную роль. После принятия ислама туркмены были вынуждены изменить ряд своих традиционных обычаев, таких как отказ от вина, которое было обычным времяпрепровождением в огузской культуре. Однако с исламом многоженство вошло в туркменский образ жизни, тогда как раньше огузы были преимущественно моногамными, и женщины-огузы играли активную роль в семейных делах.

К тому времени, когда туркмены поселились в Малой Азии , их приверженность исламу заменила любое национальное сознание и изменила их традиционные ценности. Туркменская семья была патриархальной , и глава семьи, мужчина, чувствовал большой долг перед своим правителем и его большой семьей. Детей приучали вести кочевой образ жизни и охотиться с раннего возраста. Под одной крышей можно было найти до трех поколений, которые включали всех незамужних женщин, замужних сыновей с женами и детьми, а также любых других иждивенцев. Полная власть над такой семьей принадлежала одному мужчине, хотя некоторые женщины, обычно мать или жена этого мужчины, также имели некоторое влияние. Однако некоторые исследования показывают, что к 17 веку женщины в Малой Азии обладали значительным авторитетом в семейных делах, а также значительными экономическими полномочиями внутри семьи, такими как право подавать в суд на членов семьи за владение определенной частью. дома законным путем. Тем не менее, ношение чадры и следование исламским обычаям были обязательными для туркменской женщины, которая присоединилась к большой семье своего мужа и полностью подчинилась своей свекрови после замужества. Доисламские огузы женщины не носили чадру в присутствии мужчин и не имели соответствующего покрытия тела .

Туркмены сумели сохранить элементы своей кочевой культуры даже в пиковые годы своего оседлого государства. Влияние степей проявлялось и в туркменских браках. Тугрил , султан Великой империи Сельджуков , в соответствии со старым огузовским обычаем женился на вдове своего покойного брата Чагри , что в исламе презиралось .

Коэффициент демографической нагрузки

Коэффициент демографической нагрузки показывает нагрузку на общество и экономику со стороны населения, не относящегося к трудоспособному населению (зависимая часть населения).
Под населением, не относящимся к трудоспособному населению понимают суммарное население младше 15 лет и население старше 64 лет.
Возраст населения трудоспособного возраста (производительная часть населения), соответственно, между 15 и 65 годами.

Коэффициент демографической нагрузки напрямую отражает финансовые разходы на социальную политику в государстве.
Например, при увеличении данного коэффициента, должны быть увеличены расходы на постройку образовательных учреждений, социальную защиту, здравоохранение, выплаты пенсий и т.д.

Общий коэффициент нагрузки

Общий коэффициент демографической нагрузки рассчитывается как отношение зависимой части населения к трудоспособной или производительной части населения.

Для Туркменистана Коэффициент общей демографической нагрузки равен 46.3 %.

Значение в 46.3 % — относительно низкое.
Оно показывает, что численность трудоспособного населения более чем в два раза превышает численность населения нетрудоспособного возраста.
Такое отношение создаёт относительно низкую социальную нагрузку для общества.

Коэффициент потенциального замещения

Коэффициент потенциального замещения (коэффициент детской нагрузки) рассчитывается как отношение численности населения ниже трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.

Коэффициент потенциального замещения для Туркменистана равен 40.3 %.

Коэффициент пенсионной нагрузки

Коэффициент пенсионной нагрузки рассчитывается как отношение численности населения выше трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.

Коэффициент пенсионной нагрузки в в Туркменистане составляет 6 %.

Ума Турман сейчас

Кинодива получила главную роль в мистическом сериале «Покои», производством которого занимается продюсерская компания Super Deluxe. Фильм планируется показать на сервисе Netflix. В центре сюжета – девушка с пересаженным сердцем. Героиня пытается раскрыть тайну смерти донора, но с его матерью, которую играет Турман, отношения не складываются.

Военная драма «Девочка-солдат» рассказывает о нападении повстанцев на католическую школу в Уганде и похищении учеников. Из мальчиков хотели вырастить армейское пополнение, а девочек отдать в сексуальное рабство. Событие имело место в 1996 году, а позже описано в книге журналистки из Канады Кэти Кук.

Embed from Getty ImagesУма Турман в 2019 году

Ума предстанет в образе учительницы-монахини, не побоявшейся отправиться в джунгли и вступить с повстанцами в переговоры. В итоге женщина освободила из плена 110 детей. Актриса, помимо того, что исполняет главную роль, работает над проектом и как продюсер. Съемочный процесс затянулся из-за проблем с финансированием, но деньги нашлись, и фильм планируется вскоре представить на суд зрителей.

В экранизации серии книг «Элоиза» американской писательницы Кей Томпсон Ума Турман сыграла няню маленькой девочки. Съемки картины, получившей название «Элоиза в Париже», завершились еще в 2012-м, но выпуск откладывался по вине производителя HandMade Films. Актриса обратилась в суд, чтобы истребовать компенсацию в £ 6 млн, поскольку за это время отклоняла другие предложения и понесла убытки. По словам адвоката, речь идет также о процентах с прогнозируемого прокатного дохода.

Родо-племенное деление

Исторически делились на тайпы (народности). Полевые исследования 2007—2011 годов показали, что племенное деление сохранилось и играет некоторую роль. Даже в одном селении представители разных туркменских народностей предпочитают селиться отдельно. Так, аул Озек-Суат делится на
Верхний, где живут союнаджи (их в селе около 30 %) и игдыры (10 %), и на Нижний, где живут човдуры — их примерно 60 %. Чувство «племенной» солидарности имеет реальное значение, используется в конкуренции за доступ к административным ресурсам. Желание видеть во
власти представителя именно своего клана проявилось во время выборов в местные органы власти. По словам жителей Озек-Суата, в результате завязалась нешуточная предвыборная борьба, имели место и конфликтные ситуации. Об остроте межклановой конкуренции можно судить по высказываниям некоторых жителей аула о том, что главой местной администрации желательно было бы видеть не туркмена, а русского, который бы был нейтральной фигурой по отношению ко всем туркменам, как это было до середины 2000-х годов.

Занятия

Традиционные занятия — скотоводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот, верблюды), изготовление ковров, иных изделий из шерсти. Полевые исследования 2007 и 2011 годов показали, что среди мужчин-туркмен Ставрополья распространена трудовая миграция. Большая часть мужчин-туркмен из Туркменского района уезжала в Ханкалу, в российский гарнизон. Мужчины из туркменских аулов Нефтекумского района отправлялись на заработки в Тюменскую область. До 90 % молодых мужчин Озек-Суата, Уллуби-юрта и аула Махач работали на стройках газо- и нефтепроводов в Тюмени, Тынде, Норильске и других сибирских районах. Это, по словам жителей, «чисто туркменский, местный проект»: одновременно организованно выезжали и там работали по 300—400 человек из аулов.

Новые политические договоренности

В целом, XIV-XVI века были периодом, когда туркменская дислокация из-за монгольских нашествий уступила место новым политическим группировкам, которые превратились в племенные группировки, сохранившиеся до наших дней.

В дополнение к новым политическим договоренностям, исторические источники предполагают, что большой племенной союз, называемый конфедерацией салор, остался от первоначальных огузовских племен и до наших дней. В конце 17 века конфедерация распалась, и три старших племени двинулись на восток, а затем на юг. Из этих племен йомуды разделились на восточные и западные группы, а теке мигрировали в Ахалский регион недалеко от гор Копетдаг и в конечном итоге в бассейн реки Мургаб . Другие племена салоров переселились в регион вблизи дельты Амударьи и в другие части современного юго-восточного Туркменистана . Группы салоров также проживают в Турции , Афганистане, Узбекистане и Китае.

Независимость и Туркменбаши

Туркменистан стал независимым 27 октября 1991 года в период распада Советского Союза ( отмечается ежегодно ). Бывший глава Коммунистической партии Туркменистана на момент обретения независимости Сапармурат Ниязов был избран президентом нового независимого государства на безальтернативных выборах. На 25-м съезде Коммунистической партии Туркменистана осенью 1991 года партия приняла решение о самороспуске, и этот процесс продолжался до 1992 года. Вместо нее была организована Демократическая партия Туркменистана (ДПТ), а 16 декабря 1991 года. Сапармурат Ниязов, избранный президентом Туркменистана в октябре 1990 года, подписал указ, официально предоставляющий членство в ТДП бывшим членам ТДП.

Авторитарного Ниязова, взявшего на себя титул «Туркменбаши», или «Вождь всех туркмен», обвинили в развитии тоталитарного культа личности . Его опус « Рухнама» стал обязательным для чтения в школах Туркменистана, а месяцы календаря были переименованы в честь членов его семьи. Оппозиционные партии запрещены в Туркменистане, и правительство контролирует все источники информации. В декабре 1999 года в конституцию Туркменистана были внесены поправки, позволяющие Ниязову занимать пост президента пожизненно.

Ниязов был главным сторонником конституционного нейтралитета Туркменистана. В соответствии с этой политикой Туркменистан не участвует ни в каких военных альянсах и не участвует в наблюдательных силах Организации Объединенных Наций. Фактически это означает внутреннюю изоляцию Туркменистана от мировой политики.

В конце 2004 года Ниязов встретился с бывшим премьер-министром Канады Жаном Кретьеном, чтобы обсудить нефтяной контракт в Туркменистане для канадской корпорации. В марте 2005 года новость об этой встрече вызвала бурю негодования в оппозиционных кругах Канады, которые утверждали, что эта встреча может нанести ущерб наследию Кретьена.

В 2005 году Ниязов объявил, что его страна ослабит свои связи с Содружеством Независимых Государств, свободным союзом постсоветских государств. Кроме того, он пообещал к 2010 году свободные и справедливые выборы, что удивило многих западных наблюдателей.

Революция и гражданская война

Поднятие Красного Знамени в Ташкенте 1917 г.

После Октябрьской революции 1917 года в России Ашхабад стал базой для антибольшевистских контрреволюционеров, которые вскоре подверглись нападению со стороны Ташкентского Совета . Летом 1918 года коммунистам удалось взять Ашхабад под свой контроль, образовав Совет. В ответ Джунаид-хан и силы, лояльные царскому правительству, объединились, чтобы изгнать коммунистов. В июле 1919 года эти антикоммунистические союзники создали независимое государство Закаспия . Небольшие британские силы во главе с генералом Уилфридом Маллесоном из Мешеда (Персия) оккупировали Ашхабад и некоторые части южного Туркменистана до 1919 года. Утверждается, что 26 бакинских комиссаров были застрелены британскими войсками или их закаспийскими союзниками. Этот регион был одним из последних центров сопротивления басмачей большевистскому правлению, последний из мятежных туркмен бежал через границу в Афганистан и Иран в 1922–1923 годах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector