Хакасский народ

Авторы Гайдпарка

  • Петр Новыш

    Так в Ленинграде милые проказницы надули мужичка. И это была вовсе не диктатура пролетариата

    Читать полностью

  • Владимир Фёдоров

    Я бы тоже пошёл с ним в разведку

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Верите ли Вы, что партия «Новые люди» преодолела 5% барьер на выборах в Госдуму РФ?

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Пилотируемый полет к Луне — 1,7 млрд руб., а «суверенный Рунет» — 31 млрд. Почувствуйте разницу!

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Должен ли быть инженер изобретателем? Мои свидетельства и мнение

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Как Вы считаете, рассыплется ли Россия, как карточный домик в обозримом будущем?

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    США – главный организатор и спонсор мирового терроризма

    Читать полностью

  • Артур  Ахмедов

    В России нашелся участок, где Единая Россия не получила ни одного голоса.

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Большинство тогда и сейчас

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    А могла бы обнулить…

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Вновь избранным депутатам официально запретили брать взятки. А раньше что – можно было?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Так в моей квартире снималась часть кинофильма Юлиана Панича «Проводы белых ночей».Свидетельствую

    Читать полностью

КРУЧЕ СТОУНХЕНДЖА

В степи эти камни видны сразу. Большие и маленькие, наклонившиеся и прямые, уложенные рядами, кругами или совсем одинокие истуканы. Это курганы, древние погребальные сооружения. По официальным данным, в Хакасии более 30 тыс. курганов, по неофициальной статистике, таких объектов более 100 тыс.

Сколько курганов было уничтожено, не знает никто. Во время освоения целины работали даже спецбригады, которые выкорчевывали и собирали огромные валуны, чтобы потом эту землю мог распахать трактор.

Самым грандиозным из известных курганов Хакасии является Большой Салбыкский курган, расположенный в долине Енисея в Салбыкской котловине. Этому некрополю скифской эпохи примерно 2500 лет. Ученые ставят Салбыкский курган в один ряд со Стоунхенджем. По своему конструктивному решению курган Салбык наиболее близок к ранним пирамидам Египта, Китая и более поздним – в Японии и Америке.

Салбыкский курган — самый грандиозный мегалитический объект из известных подобных памятников на территории Сибири. По оценкам ученых, он поднимался над степью на высоту более 20 метров. Когда в 50-тые годы прошлого века сюда пришли археологи, то насыпь сильно оплыла, однако сохранила высоту в 12 метров и правильную геометрическую форму. Сейчас от всего сооружения осталась только ограда из каменных плит.

Плиты по размерам разные, вес самых крупных экземпляров достигает около 60 тонн. До сих пор остается загадкой, как доставляли сюда эти гигантские камни. Как говорят специалисты, строительство подобного объекта в те древние времена было подобно нацпроекту: в нем были заняты тысячи людей, стройка велась не один месяц.

По версии ученых, гигантский погребальный комплекс был создан в честь местного вождя кочевых племен, который мог быть и могущественным жрецом, имевшим неограниченную власть. Местные жители верят, что после раскопок Большого Салбыкского кургана дух вождя никуда не ушёл.

Примечания[править | править код]

  1. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 мая 2012.
  2. .
  3.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 мая 2012.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 октября 2017.
  5. Бахрушин С. В.. Енисейские киргизы в XVII в. // Исторические труды. Т. III. Ч. 2. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. — С. 176—224. — С. 176
  6. Потапов Л. П. Хакасы // Народы Сибири. — М.-Л., 1956. — С. 376—419. — С. 384.
  7. Ушницкий В. В. Средневековые народы Центральной Азии (вопросы происхождения и этнической истории тюрко-монгольских племен). — Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. — С. 60—62. — 116 с. — ISBN 978-5-9690-0112-1.
  8. Ушницкий В. В. Средневековые народы Центральной Азии (вопросы происхождения и этнической истории тюрко-монгольских племен). — Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. — С. 4. — 116 с. — ISBN 978-5-9690-0112-1.
  9. Бичурин Н. Я. . www.vostlit.info. Дата обращения: 16 октября 2019.

Происхождение народа

Хакасы — это минусинские, абоканские или ачинские татары, как их раньше именовали в России.  Сам же народ называет себя кадарами. А официально, это потомки древнего поселения Минусинской котловины. Название народа пошло от слова, которым называли китайцы поселение — хягасы. История происхождения такова:

    1. I тысячелетие н.э. На территории Южной Сибири проживали киргизы.
    2. IX век. Создание нового государства — Киргизского каганата на реке Енисей (средняя часть).
    3. XIII век. Набег татаро-монголов и падение каганата.
    4. IX век. После распада Монгольской империи племена создали — Хонгорай. Новообразование послужило появлению хакасского народа.
    5. XVII век. Появление на территории представителей русского народа обернулось войной. После больших потерь территорию отдали по договоренности (Буринский договор).

https://youtube.com/watch?v=IM4t3AskGNQ

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ И КАМЕННЫЕ ИСТУКАНЫ

Столица Хакасии – Абакан. Город небольшой, но и здесь найдется что посмотреть. В первую очередь, это скульптур. Маленький принц, Гранит науки, Коты, Фотограф и Доктор Айболит. Также здесь есть памятник арбузу и монумент, посвященный пиву.

Обязательно надо заглянуть в Хакасский национальный краеведческий музей, где собраны памятники изобразительного искусства Хакасии от неолита до позднего средневековья. Главные сокровища коллекции – знаменитые каменные изваяния окуневской археологической культуры (конец III – начало II тыс. до нашей эры), высеченные из песчаника и гранита. Лики некоторых из них схожи с «лицами» каменных истуканов с острова Пасхи.

Кроме этого, в музее представлены петроглифы различных эпох, копии наскальных рисунков, выполненные известным художником Владимиром Капелько и памятники древнетюркской рунической письменности.

История хакасов

В 1604-1703 годах кыргызское государство, располагавшееся на Енисее, подразделялось на 4 владения (Исарское, Алтырское, Алтысарское и Тубинское), в которых сформировались этнические группы современных хакасов: качинцы, сагайцы, кызыльцы и койбалы.

До революции хакасов называли «татарами» (минусинскими, абаканскими, качинскими). В то же время в документах XVII — XVIII веков Хакассия именовалась «Кыргызская земля» или «Хонгорай». В качестве самоназвания у хакасов употребляется «хоорай» или «хыргыс-хоорай».

В XVII — XVIII веке хакасы проживали в Минусинской котловине разрозненными группами и находились в зависимости от феодальной верхушки енисейских кыргызов и монгольских алтын-ханов. В первой половине XVIII они были включены в состав Русского государства. Территория их проживания была поделена на «землицы» и волости, во главе которых стояли башлыки или князьцы.

Термин «хакас» появился лишь в 1917. В июле был образован союз инородцев Минусинского и Ачинского уездов под названием «Хакас», которое было образовано от слова «Хягас», упоминавшегося в древности в китайских летописях.

20 октября 1930 года в Красноярском крае была образована Хакасская автономная область, а в 1991 году была образована республика Хакассия, вошедшая в состав России.

Культура хакасов

Традиционным мужским видом одежды хакасов была рубаха, женским — платье. Рубаха была с поликами (ээн) на плечах, разрезом на груди и отложным воротником, который застёгивался на одну пуговицу. Подол и рукава рубахи были широкими. Платье не слишком сильно отличалось от рубахи – разве что длиной. Задний подол был длиннее переднего.
Нижняя часть одежды мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женщины также носили штаны (субур), которые обычно шились из синей ткани и практически не отличались по виду от мужчин. Концы штанов женщины обязательно заправляли в голенища сапог, так как их не должны были видеть мужчины. Мужчины и женщины также носили халаты. Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам носили безрукавку (сигедек).

Украшением хакасских женщин служил нагрудник пого, который был обшит перламутровыми пуговицами и узорами, выполняемыми кораллом или бисером. По нижней кромке делалась бахрома с мелкими серебряными монетками на концах. Традиционной пищей хакасов служили мясные и молочные блюда. Наиболее распространёнными блюдами были мясные супы (угре) и бульоны (мун). Праздничное блюдо — кровяная колбаса (хан-сол) Традиционный напиток – айран, приготовлялся из кислого коровьего молока.

Основные праздники хакасов были связаны с земледелием и скотоводством. Весной хакасы отмечали Урен Хурты — праздник убиения зернового червя, традиции которого были призваны охранять будущий урожай. В начале лета отмечали Тун Пайрам — праздник первого айрана – в это время появлялось первое молоко. Праздники обычно сопровождались спортивными состязаниями, которые включали конные скачки, стрельбу из лука, борьбу и прочее.

Наиболее почитаемым жанром хакасского фольклора является героический эпос (алыптыг нымах), исполняемый под аккомпанемент музыкальных инструментов. Героями песен являются богатыри (алыпы), божества, духи. Сказители пользовались в Хакасии уважением и кое-где даже освобождались от налогов.

В старину у хакасов был развит шаманизм. Шаманы (камы) также выполняли функции лекарей. На территории Хакасии сохранилось множество культовых мест, где совершались жертвоприношения (обычно баранов) духам неба, гор, рек. Национальной святыней хакасов является Борус — вершина на Западных Саянах.

История [ править ]

Хакасы с традиционными инструментами.

Енисейские киргизы были вынуждены платить дань в соответствии с договором, заключенным между джунгарами и русскими в 1635 году. Джунгарские ойратские калмыки вынудили енисейских киргизов подчиниться.

Некоторые из енисейских киргизов были перемещены в Джунгарского ханства по джунгар , а затем Цин переместили их из Джунгарии на северо — востоке Китая в 1761 году, где они стали известны как Фуюй кыргызов . Знаменосцы Сибе дислоцировались в Джунгарии, а Северо-Восточный Китай (Маньчжурия) был местом, куда были депортированы некоторые из оставшихся Ёлет-ойратов. Бассейн Нонни был местом, где поселились депортированные Ойрат Элет. Енисейские киргизы были депортированы вместе с Элет. Китайский и ойрат заменили ойрат и киргиз во время Маньчжоу-Го в качестве дуальных языков нон-основанных енисейских киргизов.

Группа хакасов в Минусинске

В 17 — м века, Хакасские формируются Хакасия в середине земли Енисейской киргизы, которые в то время были вассалами из в монгольском правителе. В русских прибыл вскоре после того, как киргизы ушли, и приток русских поселенцев agragian стали. В 1820-е гг. Вокруг Минусинска начали разрабатывать золотые прииски , ставший региональным промышленным центром.

Имена Хонгорай и Хорай применялись к хакасам до того, как они стали известны как хакасы. Использование русскими имени татар для обозначения всех своих тюркских народов в царскую эпоху привело к тому, что современные хакасы стали называть себя тадаром, что не является историческим именем. Khoorai (Хоррей) также использовался для обозначения их. Теперь хакасы называют себя тадарами и не используют хакасов, чтобы называть себя на своем языке. Их еще называют абакскими татарами.

В течение XIX века многие хакасы приняли русский образ жизни, и большинство из них были массово обращены в русское православие . Шаманизм с буддийским влиянием, однако, все еще распространен, и многие христиане практикуют шаманизм с христианством. В Императорской России хакасы были известны под другими именами, использовавшимися в основном в историческом контексте: минусинские татары ( русский языкминуси́нские тата́ры ), абаканские татары (абака́нские тата́ры) и енисейские турки .

Во время революции 1905 г. развивалось движение к автономии. Когда в 1923 году к власти пришли Советы, был образован Хакасский национальный округ, и различные этнические группы (белтир, сагай, качин, койбал и кызыл) были искусственно «объединены» в одну — хакасов. Национальный округ был преобразован в Хакасского автономной области , части Красноярского края , в 1930 г. Республика Хакасия в ее нынешнем виде была создана в 1992 году.

Хакасы составляют лишь около 12% от общей численности населения республики (78,5 тыс. По переписи 1989 г.). Хакасы традиционно занимались кочевым скотоводством, земледелием, охотой и рыболовством. Бельтирцы тоже специализировались на ремеслах. Разведение овец и крупного рогатого скота по-прежнему широко распространено, хотя со временем республика стала более индустриализированной.

МРАМОРНАЯ ГОРА

В Хакасии есть еще одно топовое место для фотографий. Это Мраморная гора, где ценный камень начали добывать еще с конца 19 века.

Здесь более двадцати видов саянского мрамора: белый, черный, с разноцветными вкраплениями красной и желтой породы, кремовый, оранжевый, бледно-розовый, жёлтый и зеленовато-серый. Примеси делают этот натуральный камень разным по цвету, замысловато перемешивая оттенки.

Мрамора тут очень много, и он буквально под ногами. Камушки – отходы производства, есть «осколочные» или обработанные варианты. Так что, когда надоест фотографировать, можно поискать мраморный «сувенир» на память.

Численность хакасов в Хакасии в 1926—2010 годах

Этническая карта Республики Хакасия по населённым пунктам, перепись 2010 г.

Хакасы в Хакасии по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Общая численность хакасов в РФ по сравнению с данными переписи года (75,6 тыс. человек) снизилась и составила по итогам переписи года — 72 959 человек. Единственный муниципальный район, где хакасы составляют большинство — Аскизский (50,4 %).

1926 перепись 1939 перепись 1959 перепись 1970 перепись 1979 перепись 1989 перепись 2002 перепись 2010 перепись
Численность хакасов в Хакасии 44,219 (49.8 %) 45,799 (16.8 %) 48,512 (11.8 %) 54,750 (12.3 %) 57,281 (11.5 %) 62,859 (11.1 %) 65,431 (12.0 %) 63,643 (12,1 %)

Религиозное исповедование

Этот народ занимается шаманством. Они считают себя потомками горных духов, поэтому свято верят, что общаются с духами и могут предотвратить что-то плохое, вылечить от тяжких болезней. Лишь небольшая часть население под примусом приняла христианство и была окрещенная. Также внедрился ислам, но его часть также незначительна. Хотя религия и изменилась, но это никак не повлияло на традиции и обычаи хакасов. Они и по сей день могут обращаться к небу и просить дождя или, наоборот, хорошей погоды. Наблюдается жертвоприношение богам, в основном это маленькие ягнятки. А если кто-то болел с близких, то обращались к березе с просьбами и молитвами, чтобы быстро поставить на ноги больного. Выбранная молоденькая березка служила оберегом и на нее навязывали цветные ленты, чтобы ее можно было найти. Сейчас главным шаманом народа является Белая Волчица.

ОЗЕРНЫЙ КРАЙ

Хакасия – озерный край. Большие и маленькие, соленые и пресные, с туристической инфраструктурой и без. Всего в республике около 1000 озер. Самыми популярными считаются озера Шира, Беле, Тус и Иткуль. Три из четырех этих водоемов – целебные, и находятся они всего в 5-25 км друг от друга.

За санаторно-курортным отдыхом стоит отправиться на озеро Шира. На западном берегу водоема находится одноименный санаторий, постояльцев здесь лечат минеральной водой и грязями из озера.

Тус – самое необычное озеро Хакасии. Концентрация соли в нем настолько велика, что можно лежать на воде и спокойно читать газету. О том, что озеро соленое, говорит уже его название: «тус» по-тюркски значит «соль». Купание в солёном водоёме оздоровляет, а приобретённый загар, в отличие от южного, не сходит месяцами.

Своими целительными свойствами Тус может сравниться с Мертвым морем в Израиле. Вода и лечебные грязи из этого водоема помогают при лечении самых разных болезней – от проблем с суставами до патологий внутренних органов.

Есть в Хакасии и свой «Байкал». Так часто за прозрачность и чистоту воды называют озеро Иткуль. В озере водится много рыбы — окунь, пелядь, серебристый карась, лещ, поэтому сюда приезжают, в основном, за рыбалкой. Кстати, недалеко от озера Иркуль находится смотровая площадка, откуда открывается красивый вид сразу на 20 других хакасских озер.

Волосы — настоящее украшение женщины

У хакасов много внимания уделялось женской прическе. По ней можно было узнать социальный статус и семейное положение. В народе верили, что после захода солнца жизненная сила каждого человека таится под корнями его волос. Чтобы не потерять ее, с наступлением темноты не разрешалось расчесывать и заплетать волосы. Это занятие оставляли на светлое время.

Волосы, которые были вычесаны или острижены, нельзя было выбрасывать. Люди верили, что, если волосы найдет птица и совьет из них гнездо, человек будет мучиться головной болью. Все волосы собирали и сжигали в специально отведенный день.

Ходить без платка разрешалось только маленьким девочкам. Для девушек и женщин это было неприемлемо. Кроме того, для каждого статуса существовала и своя прическа.

До замужества молодым девушкам нужно было заплетать большое количество мелких косичек, сурмистир. Делали это обязательно по часовой стрелке. Распределяли их так: на спине оставляли 3-5 кос (это киджеге сюрмес), на плечах с каждой стороны было еще по 5-7 кос. Прическу украшали подвязками и подвесками.

Помолвка означала, что на месте многочисленных косичек появятся всего две (тулунг). Пока в семье молодых не рождался ребенок, две косы с середины соединялись в одну. Разделить их можно было только после рождения ребенка.

После замужества косы заплетались против часовой стрелки. При этом со стороны затылка к основным косам женщины могли приплетать маленькие косички. Делалось это в том случае, если у женщины были родные братья. Считалось, что души братьев таким образом притягиваются к сестре и охраняют ее в чужой семье.

Замужним женщинам не полагалось завязывать концы своих волос, в них вплетались накладные косы (они назывались сугынды). Завязывать концы волос было принято у вдов.

Женщины, родившие ребенка без мужа, должны были носить всего одну косу, которую им заплетала мать. Если у хакаски было 3 косы, это означало, что женщина была старой девой.

Физическая антропология[править | править код]

В 1920-е физическую антропологию хакасов изучал один из основоположников советской антропологии — А. И. Ярхо. Начиная с 1930-х, антропология древнего и современного населения Хакасии была предметом исследования крупнейших отечественных антропологов — Г. Ф. Дебеца, В. П. Алексеева, В. В. Бунака и др.

Хакасы подразделяются на два антропологических типа смешанного происхождения в целом относящиеся к переходной между монголоидной и европеоидной большими расами[источник не указан 1164 дня]:

  • уральский (бирюсинцы, кызыльцы, бельтыры, часть сагайцев)
  • южносибирский (качинцы, степная часть сагайцев, койбалы).

Горы Хакасии

Гора Куня

Гора Куня или гора Солнце, считается священной для местного населения. В древности здесь поклонялись Солнцу и приносили жертвоприношения.

Люди, которые жили на территории современной Хакасии четыре тысячи лет назад, использовали гору Куня как естественную крепость. Враг не мог взобраться по пологим стенам горы. Экскурсии на гору возможны на самостоятельной основе и в группе с экскурсоводом.

Еще одна гора Хакассии это Чалпан. Чалпан – гора возвышается в заповедной зоне. На ней имеется средневековая крепость и древние наскальные письмена. Интересно, что люди оставляли свои наскальные изображения на Чалпан-горе, начиная с седой древности и вплоть до 17 века.

Тем, кому посчастливится взобраться на крепость открываются незабываемые панорамные виды на озеро Беле и огромные лесные массивы.

Горная гряда Сундуки

Горная гряда Сундуки названа так за то, что одна из скал имеет форму куба и действительно напоминает сундук. Всего скал в гряде пять. Опишем каждую из них:

  • Первая скала является местом, где захоронено много древних шаманов. Сюда часто наведываются экстрасенсы, астрологи, эзотерики, дабы установить связь с космосом.  Местные жители верят, что именно здесь была «Первая земля» и отсюда пошли первые люди.
  • Вторая скала – любимое место фотографов. Многие живописные фото Хакасии сделаны именно на Втором Сундуке.
  • Третья скала считается домом горных духов и также почитается хакасами как культовое место.
  • Четвертая скала имеет на своих отвесных склонах древние рукотворные рисунки. В краеведческом музее Хакасии этим наскальным рисункам посвящена целая экспозиция.
  • Пятая скала имеет у своего подножия древний оросительный канал, построенный еще до нашей эры.

Одежда

Мужская повседневная одежда не отличалась красотой и изяществом. Традиционно мужчины носили простые рубахи с отложным воротником и штаны. Штанины чаще всего заправлялись в голенища сапогов. Поверх рубахи надевали суконный грубый халат.

Праздничный наряд ненамного отличался от рабочего, однако здесь вместо халата из сукна надевали шелковый. Традиционный головной убор для мужчин — шапка цилиндрической формы, выполненная из меха.

Женщины одевались изящно и нарядно. Основой национального костюма служило длинное платье, причем задняя часть юбки была длиннее передней. Это предмет гардероба шили из ярких тканей. Под платьем обязательно были штаны, видеть которые мужчинам строго запрещалось. Самой распространенной обувью считались сапоги с высоким голенищем, в которые заправляли штаны.

Поверх платья надевали контрастную приталенную безрукавку, декорированную тесьмой и красочной вышивкой. В холодное время года наряд дополняли шубой или кафтаном.

В праздничные дни женщины старались принарядиться, поэтому в ход шли пого — нагрудники полукруглой формы. Этой детали гардероба придавали особое значение, ее старательно украшали кораллами, перламутром, бисером и бусинами.

Озеро Шира

Шира (Хакасия) – это известное целебное озеро в Республике. Оно находится в степной зоне этого края. О свойствах водоема человечество знало больше века тому назад. Про эту его чудодейственную силу рассказывается в различных легендах и сказаниях

Так, первым человеком, обратившим внимание на лечебные функции вод озера, был Цибульский З. М. – купец-золотопромышленник из Томска

Это была энергичная и деловая особа. Но однажды он охотился в этой местности вместе со своей собакой и нечаянно ранил свою верную спутницу. Ранение было весьма серьезным, а потому расстроенный купец оставил пса погибать на одном из берегов Ширы

– купец-золотопромышленник из Томска. Это была энергичная и деловая особа. Но однажды он охотился в этой местности вместе со своей собакой и нечаянно ранил свою верную спутницу. Ранение было весьма серьезным, а потому расстроенный купец оставил пса погибать на одном из берегов Ширы.

Но, вероятнее всего, псина каким-то образом смогла искупаться в водоеме. Она проделала это не один раз, выздоровела и вернулась в свою родную обитель. Золотопромышленник весьма заинтересовался таким поворотом событий, тем более что его донимал застарелый радикулит. Так, в 1874 году он организовал на Шире для себя юрту, каждый день купался в озере и смог победить недуг. А в феврале 1891 года тут стал обустраиваться курорт.

Кто мы по самоопределению

Степень распространения российской самоидентификации у жителей Хакасии можно считать средней: 43,3% опрошенных чаще всего относят себя к гражданам РФ. На первом месте у жителей нашего региона — идентификация себя с жителями Хакасии (43,6%). Этническую самоидентификацию указали менее 8% опрошенных, а религиозную — менее 4%.

Отношения между представителями различных национальностей в Хакасии большинство опрошенных оценивает как нормальные, бесконфликтные (62,7%), доброжелательными их считают 15,9% респондентов. В целом положительно оценивают межнациональные отношения в РХ 78,6% населения республики. Менее 10% опрошенных признают их напряженными, конфликтными, а взрывоопасными — лишь 0,8%. Интересны данные об отношении жителей Хакасии к межнациональным бракам. Почти половина опрошенных готовы признать, что национальность в браке не имеет значения (47,6%), а еще 16,7% признают, что межнациональные браки способствуют укреплению согласия между народами. Почти столько же допускают иногда возможность таких браков (16,1%). В той или иной

степени негативно оценивают межнациональные браки 10,9% опрошенных. При этом среди русских респондентов наибольшие доли тех, кто считает, что смешанные браки иногда допустимы (16,7%) и национальность в браке не имеет значения (48,1%). Среди респондентов-хакасов — о том, что смешанные браки негативно влияют на нацию, говорят 9,9%, и о том, что межнациональные браки разрушают нацию, — 5,3%. Среди абаканцев на вопрос «Способствуют ли межнациональные браки укреплению согласия между народами?» «да» ответили 13,3%, «иногда допустимы» — 15% опрошенных. По наблюдению авторов исследования, чем ниже уровень образования, тем больше доля тех, кто считает, что межнациональные браки разрушают нацию.

По поводу возможности возникновения конфликтов на межнациональной почве в Хакасии респонденты высказывались в основном отрицательно, почти половина опрошенных считает их так или иначе невозможными — 48,6%. Но почти треть жителей РХ все-таки полагают, что они в той или иной степени возможны — 30%. Подавляющее большинство жителей Хакасии не собираются принимать участие в массовых выступлениях на национальной почве — 80,9%.

Жилище

Хакасы образовывали селения, состоящие из 10-15 жилищ. Они назывались аалы. Часто их составляли родственные семьи. Традиционным жильем хакасов считается юрта. Строения делали просторными, с большой конусообразной крышей. Ранее они были переносными, так как племена кочевали с места на место. Их делали из жердей, войлока и бересты. С 19 века стали строить деревянные юрты. Стены складывали из бревен, крышу покрывали досками или корой. Юрты имели форму правильного многоугольника (с количеством углов от 6 до 12). В середине располагался очаг, обложенный камнями, над которым было отверстие для дыма. Пол утаптывали, ничем не покрывая. Входная дверь всегда выходила на северную сторону.

Справа была женская половина, слева — мужская. На женской располагали домашнюю утварь, ткацкий станок, принадлежности для шитья. В мужской развешивали оружие, раскладывали рабочие инструменты. Пищу принимали за низким столиком. Для хранения вещей использовались сундуки. Хакасские семьи имели множество посуды, которая была деревянной, медной, берестяной, глиняной. Ее расставляли на полках. Девушки имели богатое приданое. Они приходили в дом мужа с несколькими сундуками утвари, ковров, одежды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector