Истуканы острова пасхи

Туризм

С того самого момента, когда туризм стал развиваться сумасшедшими темпами, когда популярность этого вида активного отдыха и проведения времени завоевала огромную популярность среди любителей экзотики и просто любопытных граждан, остров Пасхи стал настоящим местом ажиотажа. Посмотреть на удивительные статуи из камня приезжают тысячи желающих со всех уголков мира. Каждая статуя уникальна и отличается своеобразным украшением, формами и размерами. Многие из них имеют причудливой формы головные уборы. Кстати, головные уборы отличаются по цвету. И, как удалось выяснить, изготавливались в другом месте.

Водруженные на специальные постаменты, эти молчаливые творения рук человека вызывают искреннее восхищение у каждого, кому посчастливилось увидеть их собственными глазами. Они словно всматриваются своими «мертвыми глазами» вглубь острова или в синюю даль океана. Если бы они умели говорить, сколько интересного смогли бы поведать о жизни их создателей? Сколько тайн можно было бы постичь, не мучаясь в многочисленных догадках?

Самым популярным местом для посещения считается платформа Тонгарики. На каменном основании разместились сразу 15 статуй разного размера. Статуи сохранили на себе немало следов гражданских войн и других разрушительных событий, которым подвергался остров. Есть информация о том, что в 1960-м году на остров обрушилось чудовищное цунами, которое отбросило каменные изваяния вглубь острова на 100 метров. Жителям удалось воссоздать платформу своими силами.

Отыскать платформу не составит труда. Она расположена в непосредственной близости от вулкана Рано Рараку, который и стал их месторождением. Сфотографироваться среди гигантских Моаи – святой долг каждого туриста, посетившего чилийский остров. По утверждению «бывалых фотоохотников», лучшее время для проведения фотоссесий – закат и рассвет. В лучах солнца каменные исполины предстают в иной, необычной красе.

Один только вид этих каменных исполинов вызывает трепет и уважение перед их создателями, заставляет задуматься о своей жизни и об истинном месте во Вселенной. Исполины острова Пасхи являются одними из самых загадочных творений, тайну которых нам всем только предстоит познать. Они пришли к нам из каменоломни вулкана и несут в себе до сих пор непознанную загадку тысяч веков.

Ресторан «Au bout du Monde»

Рекомендовать место

3

2

Ресторан «Au bout du Monde» расположен в местечке Ханга-Роа на острове Пасхи. В переводе с французского, название заведения означает «В дальнем конце мира». На уютной террасе ресторана можно наблюдать, как вечером солнце заходит за горизонт, озаряя океан багряным светом.

Каждый вечер кроме вторника в ресторане проходят выступления полинезийских танцоров и музыкантов, создающих неповторимую атмосферу праздника и веселья. Ресторан часто арендуют для проведения семинаров или банкетов, также здесь нередки различные творческие мероприятия. Здесь устраивают показы мод, демонстрации посвященных острову Пасхи кинофильмов, дегустации знаменитых чилийских вин.

Недалеко от ресторана расположен небольшой живописный пляж Поко Поко, где можно посидеть на берегу или искупаться в водах Тихого океана.

Координаты: -27.15000000,-109.43000000

Сохранение и восстановление

Посетителям запрещено подниматься на Моаи.

Ранний европейский рисунок моаи в нижней половине испанской карты острова Пасхи 1770 года ; оригинальные рукописные карты испанской экспедиции находятся в Военно-морском музее Мадрида и в Коллекции Джека Долтона , США.

С 1955 по 1978 год американский археолог Уильям Маллой провел обширное исследование производства, транспортировки и возведения монументальной статуи острова Пасхи . Проекты Маллоя на Рапа Нуи включают исследование комплекса Акиви-Вайтека и физическое восстановление Аху Акиви (1960); исследование и восстановление Аху Ко Те Рику и Аху Вай Ури и церемониального комплекса Тахаи (1970); исследование и восстановление двух аху в Ханга Киоэ (1972 г.); исследование и восстановление церемониальной деревни в Оронго (1974 г.) и многочисленные другие археологические исследования по всему острову.

Нуи Национальный парк Рапа и mo’ai включены в 1972 ООН конвенции о защите мирового культурного и природного наследия , и , следовательно , в списке 1994 ЮНЕСКО объектов всемирного наследия.

Моаи были нанесены на карту несколькими группами на протяжении многих лет, в том числе усилиями отца Себастьяна Энглерта и чилийских исследователей. EISP (Проект статуи острова Пасхи) провел исследование и документировал многие моаи на Рапа-Нуи и артефакты, хранящиеся в зарубежных музеях. Цель проекта — понять первоначальное использование, контекст и значение фигур, а результаты будут предоставлены семьям Рапа Нуи и государственным учреждениям острова, отвечающим за сохранение и сохранение моаи. Другие исследования включают в себя работу по Бриттон Shepardson и Терри Л. Хант и Карл П. Lipo .

В 2008 году финский турист отколол кусок уха одному моаи. Туриста оштрафовали на 17000 долларов и запретили посещать остров на три года.

В 2020 году незанятый грузовик въехал в Моаи, разрушив статую и причинив «неисчислимый ущерб».

Художественный стиль Моаи

С течением веков менялся художественный стиль истуканов. Отчётливо отслеживается улучшенный уровень мастерства древних скульпторов. Учёные разделили стили на 4 типа, которые предшествовали последнему периоду изготовления Моаи:

  • 1 тип – прямоугольные, вытянутые головы без туловища. Изготовлены из серо-жёлтого туфа Рано Рараку.
  • 2 тип – вытянутые тела людей, иногда двухголовые, с непропорционально короткими ногами. Материал изготовления – красная пемза (три статуи).
  • 3-тип – коленопреклонённый человек (всего одна статуя).
  • 4 тип – торсы людей с вытянутыми головами, носами и мочками ушей. Самый распространённый на острове вид истуканов.

У последнего типа заостренное основание. Это сделано специально, чтобы вкапывать истукан в землю. Лица на всех статуях полинезийского типажа. Хотя многие исследователи увидели европейские черты лица, а некоторые являются сторонниками инопланетных обликов. Доказано, что вытянутые лица свидетельствуют о желании мастеров увеличить рост Моаи.

Среди всех истуканов одна статуя имеет на спине и груди силуэт трёхмачтового европейского судна. Она находится у подножья вулкана Рано Рараку и относится к последним высеченным экземплярам. На Рапа-Нуи продолжают работать археологи, которые находят многовековые истуканы под землёй. Почва поглотила некоторых Моаи в ходе естественного многовекового наслоения.

Предлагаем посмотреть короткое видео «5 невероятных фактов о статуях острова Пасхи». Здесь пойдёт речь и о племенах рапануйцев.

История острова Пасхи

Когда матросы впервые обнаружили остров Пасхи, они увидели на нем множество каменных фигур, стоящих вдоль берега. Моряки не могли понять кто их сделал, и как вообще здесь оказались люди.

Согласно официальной версии первыми людьми, проживавшими на острове Пасхи, были полинезийцы. Они жили в 5 веке н. э. Поскольку у полинезийцев считалось нормальным растягивать мочки ушей до плеч, – их стали называть «длинноухими». Ученые считают, что именно они были авторами статуй.

В 14 веке на остров прибыли «короткоухие». На протяжении 3-х веков они воевали с полинезийцами, в результате чего «длинноухие» были уничтожены, а вместе с ними исчезла и их культура.

По мнению экспертов, создатели моаи верили, что в истуканах содержится сила их предков. Статуи высекали из спрессованного вулканического пепла. При установке их лица обращали в сторону поселений для защиты от бед.

На сегодняшний день многие моаи острова Пасхи удалось отреставрировать, благодаря чему любой желающий может собственными глазами увидеть фигуры в их первоначальном виде. Первопоселенцы острова Пасхи верили в бога Маке-маке, который по их мнению создал человека.

Вскоре у них возник культ птицечеловека, которому периодически приносились жертвы. Также племена соревновались между собой в плавании. Победивший пловец на 1 год становился птицечеловеком и имел право распределять любые ресурсы в своем племени.

У жителей острова Пасхи была своя письменность, которая пока до конца не расшифрована. Они писали на небольших деревянных табличках, некоторые из которых сохранились до наших дней. Помимо слов на них изображались звери, птицы и различные события.

Существует миф, что в 1400 г. небольшая группа полинезийцев, во главе с их первым королем Хоту-Мату’а, добралась на пирогах до необитаемого острова. Они назвали его Те-Пито-о-те-хенуа, что означает «пуп земли». После этого король ввел практику установки огромных памятников в честь вождей.

Каменные статуи на острове Пасхи внешне похожи на человеческие головы с относительно маленьким туловищем. По мнению экспертов моаи изготавливались в каменоломнях, находящихся посреди острова.

До сих пор нет единого мнения о том, как древние люди могли перемещать такие тяжелые фигуры.

Согласно распространенной версии статуи передвигали по «дорожке», выложенной из стволов деревьев. Их катили через километры труднопроходимых джунглей. По подсчетам ученых, для такой работы требовалось более сотни мужчин.

Как добраться

Добраться до острова Пасхи можно двумя способами: на самолете или на водном судне. Выбирая авиацию, будьте готовы к пересадкам, ведь рейсы совершаются только из двух мест. Направление обслуживает чилийский оператор LATAM Chile, организующий рейсы из воздушной гавани Сантьяго и перуанского аэропорта Лимы «Хорхе Чавес».

Прогулка до острова Пасхи на яхте или корабле — очень дорогое удовольствие. Круизные лайнеры иногда включают остров в свой маршрут, но цены на билеты также высоки.

Фото статуй моаи на плато Аху Акиви, DK1974

По прибытию заказать экскурсию к статуям моаи можно через отельных гидов или местных туроператоров. Туризм на острове Пасхи — основной источник доходов у населения, поэтому проблем с поиском проводника не возникнет. Самостоятельные путешественники могут дойти до моаи пешком, доехать на такси, велосипеде, мопеде, квадроцикле или машине. Весь транспорт сдается в аренду.

Расстояние до самого популярного Аху Тонгарики от аэропорта Матавери составляет примерно 20 км. На машине их получится преодолеть за 30–40 минут:

Аху Акиви, Аху Тахаи и ряд других площадок располагаются гораздо ближе, в радиусе 10 км от Анга-Роа.

Статуи острова Пасхи: видео

Кто построил истуканов острова Пасхи?

Со времени открытия острова, ученые со всего мира выдвигают гипотезы о том, как могли местные жители без современных технологий построить статуи и как они транспортировали такие массивные каменные блоки от каменоломни (она находится в 7 км от места расположения статуй). Ведь население острова даже во времена своего расцвета не превышало 4000 человек.

Всего на острове 887 монолитные статуи. Высота моаи колеблется от 4-х до 20-и метров, некоторые из них размещены на постаментах из камня, самые огромные – погружены в почву возле вулкана Рано Рараку. На некоторых статуях присутствует «головной убор» – каменные шапки. Самый огромный из истуканов острова Пасхи высотой 21,6 м, его вес, по оценкам специалистов, около 160 тонн.

Чуть меньше половины статуй (394 шт.) так и остались в каменоломне. Некоторые из них лежат там не завершенные до конца, часть установлена на площадке на склонах кратера. Все эти статуи не вырубили до конца, как будто что-то помешало это сделать. Они так и находятся там, в ожидании своей транспортировки.

Недавно археологи ошеломили мировую общественность, раскопав одну из статуй. Оказалось, что каждая статуя имеет «тело», которое спрятано под землей. На «туловищах» истуканов острова Пасхи обнаружили неизвестные петроглифы, значение которых до сих пор неизвестно.

Многие исследователи, узнав об открытии, предположили, что статуи были засыпаны до уровня шеи в следствие мощного цунами, которое ударило по острову еще во времена Великого потопа. Вода принесла с собой разрушения и грязь, которые в последствии и спрятали тела моаи вглубь почвы.

Но кто же построил эти статуи? Несомненным доказательством того, что это сделала высокоразвитая цивилизация, являются платформы, на которых стоят статуи. А точнее – непонятный метод их изготовления. Они построены по принципу полигональной кладки, когда огромные массивные блоки каменных пород идеально подгоняются друг под друга и укладываются без применения какого-либо связующего вещества (раствор, цемент и т.п.). Такую кладку можно наблюдать в комплексе пирамид в Гизе (Египет), древних сооружения Перу и Боливии и других мегалитических сооружениях, которые с каждым годом все чаще открывают в самых разных точках планеты.

Местные легенды рассказывают о том, что статуи передвигались силой «маны» — мыслями людей, которые их строили. Древнейшие архитекторы, согласно сказаниям, использовали какой-то камень Те Пито Кура, который позволял им концентрировать свою энергию и передвигать огромные предметы по воздуху.

Во время раскопок на острове Пасхи, известный норвежский антрополог Т. Хейердал в 1987 году откопал на глубине нескольких метров массивную стену из камней-мегалитов. Он удивился, так как технология изготовления этих блоков была идентична с той, которую он видел в комплексе Мачу-Пикчу и древнем Баальбеке.

Исследователь из США, Дж. Чечрвард, высказал предположение о том, что строители этих монументов использовали настолько продвинутые технологии, что они в десятки и сотни раз превосходили современные. Он предположил, что истуканы острова Пасхи перемещались в готовом виде благодаря использованию антигравитации. Это позволяло цивилизации, которая по оценкам современных историков, исчезла больше 20 000 лет назад, создавать такие массивные сооружения и с легкостью перемещать огромные объекты.

Также, вызывает интерес, что никто из современных специалистов области лингвистики и дешифровки так и не смог приоткрыть тайну значения иероглифической письменности на закопанных в землю телах истуканов острова Пасхи. Быть может более детальное изучение этих петроглифов даст ответ на вопрос – почему исчезла такая высокоразвитая цивилизация и что с ней случилось?

Исторические сведения

Первыми заселили остров полинезийцы, культура которых датируется V веком. На протяжении столетий здесь проходили важные морские пути. Среди полинезийского населения часто употребляется название острова как Рапа-Нуи, хотя для коренных обитателей привычнее его наименование Te-Pito-o-te-henua, что переводится как «пуп Земли». Так, по легенде, назвала остров группа полинезийских мореплавателей, возглавляемая вождем Хоту Матуа, которая в XIV столетии высадилась на этот живописный берег.

В 1722 г. нидерландская эскадра судов под командой адмирала Я. Роггевена, направляясь из Южной Америки, также заметила этот маленький остров в южном районе Тихого океана. 7 апреля, когда все верующие отмечали Пасху, моряки высадились на берег. Так остров Рапа-Нуи приобрел свое нынешнее название: остров Пасхи: нидерландцы назвали его в честь христианского праздника.

На адмиральском совете капитаны судов письменно зафиксировали открытие нового острова. Удивление мореплавателей вызвало мирное на тот момент существование на одной территории представителей трех различных рас, встречавших европейцев по-разному.

Спустя полвека

Капитан Д. Кук, побывавший на острове Пасхи, был поражен следами полной разрухи и опустошения, которые он увидел. Жители не сумели объяснить, что произошло. Детальную информацию ученые получили и до сих пор пытаются получать в процессе раскопок. Одна из причин заключалась, как они считают, в неурожайных годах и перенаселении острова.

По каким-то причинам на острове полностью исчезли деревья, которых изначально здесь было множество. Вслед за этим стремительно начал меняться островной ландшафт. Люди не могли уже строить жилища и лодки, без которых было невозможно ловить рыбу. На острове начался голод. Есть свидетельства, что люди стали поедать друг друга.

Впрочем, это лишь некоторые факты, что привели к разрушению жизни на острове. А ведь он вначале считался абсолютным раем… Словом, — остров Пасхи таит в себе множество загадок, на которых нет единого ответа до сих пор.

Островитяне обладали уникальной письменностью

И это уже говорит о них как о высокоразвитой цивилизации. Хотя, с другой стороны, это очень трудно было увидеть в голодных измученных полудикарях, которых встретили путешественники, высадившееся тогда на остров.

Немногочисленные дощечки из дерева торомиро с резными письменами ронго-ронго, изображавшими астрономические символы, растительные и животные знаки, сохранились до нашего времени.

Ученые условно делят картинки на несколько тематик:

  • изображения локальных богов;
  • происшествия с местными жителями и их проступки;
  • описание междоусобной розни.

Надо отметить, что островитяне превосходно владели мастерством резьбы портретов, подтверждением этого служит часовня в Ханга-Роа и находящиеся в ней раритеты. Предположительно, что на этой фреске изображен Тур Хейердал.

Раскопки на острове

Расширяя представление людей об этой одной из самых таинственных территорий планеты, археологи первой авторитетной экспедиции 1914 г. установили, что видные на поверхности исполинские головы в действительности сидят на туловищах, частично опустившихся в грунт в результате природной эрозии почвы. Однако сведения об этом открытии не были обнародованы еще несколько десятилетий.

В ходе раскопок были найдены также базальтовые глыбы с вырезанным на них рисунком полумесяца. Ученые предположили, что картинки эти символизировали каноэ, запечатлев память о культуре предков. Для островитян, постепенно утрачивающих историческую информацию, этот шаг означал способ самоидентификации.

Международная команда американских, новозеландских и чилийских археологов нашли научные аргументы и в пользу того, что фигуры моаи возводили, якобы, для улучшения урожайности земли. Химический анализ показал наличие в почве ценных элементов, входящих в состав современных удобрений.

Занятия и праздники древних рапануйцев

Древние рапануйцы знали толк в сельском хозяйстве. Они вырубали деревья для постройки жилищ, лодок, для очистки места под посевы, для перемещения моаи. Результатом интенсивной деятельности аборигенов стало уничтожение лесов и вследствие этого — эрозия почвы, приведшая к недостатку пищи и массовому голоду. За несколько десятилетий население резко сократилось.

Среди рапануйцев была широко распространена рыбная ловля. Они умели делать пироги и считались одними из самых лучших пловцов и моряков, которые даже на таких примитивных судах, а точнее, — элементарных лодках, — способны были пересечь океан.

Островитяне умели изготавливать полированные крючки из камня, что также свидетельствует о высоком уровне их цивилизации. Охотились они и на черепах, которые водились здесь в ранние годы в изобилии, как, впрочем, и другая живность.

Сейчас остров Пасхи представляет собой голую местность, однако тысячу лет назад здесь росли непроходимые леса. Первые поселенцы использовали вулканические склоны для разведения батата и ямса. Предания сообщают, что семена культурных растений привезли со своей родины полинезийцы.

Исчезновение цивилизации

В результате уничтожения лесов на острове Пасхи произошла антропогенная катастрофа: исчезли источники питания и материал для постройки каноэ и жилищ. Сократился лов рыбы, и голодающие островитяне вынуждены были воевать за плодородные участки. Все это привело к уменьшению числа местных жителей.

Одним из этапов жизни островитян стало и то, что перуанские солдаты, совершившие нападение на остров, захватили их в рабство и вывезли в Перу, после чего здесь осталось всего несколько десятков человек. В конце ХIХ века территория острова Пасхи была присоединена к Чили.

Без трагедии знакомство с аборигенами не обошлось

Сходя на берег, голландцы были готовы к самому худшему. И хоть ярко раскрашенные местные жители вели себя весьма дружелюбно, европейцы выстроились в боевое каре. Туземцы, никогда не видевшие до этого других людей, были удивлены. Добавим к этому огнестрельное оружие. Естественно, никакого представления о нем рапануйцы не имели.

Трагедия не заставила себя долго ждать. Одному из матросов показалось, что туземцы начали угрожающе жестикулировать и брать в руки камни. Он выстрелил. Следом прозвучал приказ капитана открыть огонь. Последствия были ужасными: десяток туземцев оказались убитыми, примерно столько же людей получили ранения. В испуге аборигены разбежались, однако позже вернулись на место, принеся с собой овощи, фрукты, домашнюю птицу. Так они пытались задобрить “злых и страшных пришельцев”.

Деревянные фигурки

Моаи Кавакава

Моаи в Рано Рараку

Основная статья : Остров Пасхи резьба по дереву

Моаи — это также название, данное маленьким, в среднем сорок сантиметров высотой, резным фигуркам культуры острова Пасхи, в основном сделанным из дерева Торомиро . Наиболее распространенная форма, Моаи кавакава , изображает голодного человека с явно выступающими ребрами, огромной черепоподобной головой , длинными мочками ушей, ярко выраженным носом и бородкой. Назначение фигурок неизвестно. Сегодня они интерпретируются как портреты предков с функцией защитного духа, возможно, они представляют Аку Аку .

Большинство сохранившихся деревянных фигурок имеют проушину или отверстие в области шеи. Капитан Гейзелер сообщает, что сановники носили на шее от десяти до двадцати таких фигурок во время процессий. В остальное время портреты заворачивали в тапас- пакеты и развешивали в хижинах.

Кроме того, известны и другие виды деревянных фигурок моаи:

Моаи папа (паапаа, паааа)
Преимущественно женская фигура , иногда также гермафродитная фигура, имеющая менее «скелетное» телосложение. Хотя вульва обычно четко выражена, общий вид фигуры довольно мужской, а на некоторых фигурах даже есть козлиная бородка.
Моаи тангата
Более реалистично вырезанная мужская фигура, стройная, мальчишеская фигура, а также четко выраженная бородка.
Моаи тангата ману
Человек-птица, зооморфная смесь человека и птицы-фрегата . Немногочисленные сохранившиеся статуи очень разные, они различаются размером, осанкой, формой клюва и строением тела. Фигура из Американского музея естественной истории в Нью-Йорке покрыта иероглифами Ронгоронго . Человек-птица — частый мотив на петроглифах культового объекта Оронго на острове Пасхи.

Деревянные фигурки сейчас разбросаны по музеям по всему миру. В Германии есть моаи разных видов, в том числе в Rautenstrauch-Joest-Museum в Кельне , в Museum für Völkerkunde в Берлине-Далеме , в Museum für Völkerkunde Dresden и в Überseemuseum Bremen .

Описание моаи

Моаи с пукао и глазами, Аху Ко те Рику возле Тахая

Картина Уильяма Ходжеса , 1775/76 г.

Внешний вид исключительно мужских статуй на первый взгляд однообразен. Большая голова, составляющая треть всей фигуры, сделана изящно. Большой аккуратно сформированный нос доминирует над лицом под глубоко посаженными глазницами. Широкий выступающий подбородок дополняет общее впечатление замкнутости. Замечательны уши с удлиненными мочками ушей. Штекер уха также показано здесь , и там. Цифры заканчиваются непосредственно ниже пупка, с некоторыми статуями Мары , то набедренная повязка покрывает пенис , указываются. Нижняя часть тела не имеет формы. При более внимательном рассмотрении можно увидеть меняющуюся осанку тщательно очерченных рук с неестественно удлиненными пальцами, прикрывающими низ живота. Фигуры также отличаются индивидуальной формой набедренной повязки ( по другой интерпретации ) на пояснице. Однако эти тонкости сохранены не во всех рисунках.

Есть свидетельства того, что некоторые из серо-коричневых статуй изначально были снабжены пукао , цилиндрической головкой, сделанной из красного каменного шлака. В Национальном морском музее в Гринвиче хранится картина Уильяма Ходжеса , участника экспедиции Кука , датируемая 1775/76 годом, на которой моаи стоят вертикально и покрыты пукао. Эссе, вероятно, представляют собой (церемониальный?) Головной убор или булочку. От 55 до 75 статуй когда-то были снабжены пукао. Даже если не обращать внимания на незаконченные моаи на Рано Рараку, это явная несоразмерность общему количеству статуй. Статистический анализ показывает, что пукао в основном отсутствует на более мелких (менее значимых) церемониальных площадках. Следовательно, можно предположить, что на пукао надевали только моаи с особым значением. Скала Пукао происходит не из Рано Рараку, а из Пуна Пау на юго-западе острова, бокового кратера Рано Као . Навесные головки цилиндрической формы, вероятно, можно было бы легко откатить к месту назначения.

В 1978 году во время раскопок в Аху Наунау в Анакене был обнаружен глаз из белого кораллового известняка с радужной оболочкой из красного каменного шлака, который первоначально вставлялся в глазницу фигуры. Находка сейчас хранится в музее Ангароа. Из этой находки и обработки глазниц с «контактной поверхностью» на нижнем веке можно сделать вывод, что только у моаи на церемониальных платформах были глаза, которые, по-видимому, были добавлены только после того, как они были возведены, чтобы заставить их «видеть» ». Глазницы статуй на Рано Рараку имеют более простую форму, так что можно подозревать, что эти фигуры (еще) не были закончены.

Моаи Хоа Hakananai’a в Британском музее

Есть свидетельства того, что некоторые статуи могли быть окрашены в цвет. Альфред Метро нашел следы красной и черной краски в защищенном месте на фигуре на Аху Винапу. На экземпляре из Британского музея также видны незначительные следы белой и красной краски.

Несмотря на внешне однородный вид, каждая фигура была индивидуализирована. Вильгельм Гайзелер сообщает, что глава деревни смог назвать каждого моаи, даже незаконченные статуи на Рано-Рараку.

Несколько моаи дополнительно украшены, например, незаконченная статуя Рано Рараку имеет выгравированное изображение корабля. Моаи с именем Хоа Хакананай’а ( рапа Нуи означает «украденный друг» или «скрытый друг») уникальны . Фигура была найдена в доме культа Оронго на краю кратера Рано Као и сейчас находится в Британском музее в Лондоне. Внешний вид базальтовой скульптуры, высота которой составляет всего 2,40 метра, соответствует обычному типу, но спина покрыта изображениями людей-птиц, танцевальных лопаток ( Ао и Рапа ) и вульвы . Этнолог Хайде-Маргарет Эсен-Баур считает главным святилищем культа Vogelmann на острове Пасхи. Тур Хейердал считал, что эта фигура послужила прототипом всех статуй классического периода.

Загадки и тайны острова Рапа-Нуи

Остров Пасхи в 1995 г. был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По одной из версий здесь существовала древняя цивилизация, исчезнувшая в результате антропогенной катастрофы. Наивысшего подъема она достигла XVI-XVII вв., когда число жителей составляло около 10 тысяч человек.

Древняя культура полинезийцев, датируемая пятым веком, сохранилась и в виде исполинских каменных статуй – моаи. Они и есть — хранители этой цивилизации. Ее представителей называли еще «длинноухими» за их обычай непомерно вытягивать мочки ушей.Позднее на острове появились и представители культуры «короткоухих», последователей так называемых птицепоклонников.

В результате соперничества и внезапно возникшей здесь агрессии между людьми, вызванной, как уже отмечалось выше, по одним предположениям — голодом, по другим — перенаселением, древняя культуру аборигенов была искоренена почти полностью.

Осталась лишь фрагментарная информация о былом величии населявшей эти места цивилизации, а также — ряд молчаливых, угрюмых истуканов остова Пасхи…

Птицы в культуре островитян

Среди петроглифов (наскальных рисунков) чаще всего встречаются изображения птиц, особенно рисунки птицы-фрегата и даже человека с головой этого представителя пернатых. Человек-птица считается основным персонажем средневекового рапануйского культа Тангата-Ману.

Один из посвященных ему обрядов состоит в поисках первого яйца темной крачки. Предполагается, что именно этот обряд и предотвратил полное исчезновение островитян, так как позволил выбирать самого сильного и ловкого члена племени, которого, в итоге, люди назначили правителем и готовы были подчиниться, таким образом, островным законам общежития.

Ежегодно в конце января на острове проводится также народный праздник Тапати-Рапа-Нуи. На шумном фестивале музыки и танцев выбирают королеву острова. Претендентка на этот почетный титул, помимо собственной привлекательности, должна выткать еще и самый длинный холст, а ее родственники — наловить больше всех рыбы.

Географическое расположение и островные особенности

Остров Пасхи, территориально относящийся к Чили, – самое отдаленное от суши место на планете. Он вулканического происхождения. Его координаты: 27°07′ ю.ш. 109°21′ з.д.

Остальная поверхность острова представляет собой плато, перемежающееся холмами. Здешняя местность сформирована вулканическими породами, которые образуют затейливую обрывистую линию побережья и множество подводных пещер. Пресную воду получают из озер на месте бывших вулканов.

До ближайшего обитаемого берега на западе

Чтобы добраться из этой восточной точки Океании до ближайшего западного берега (острова Питкэрн) надо проплыть 2075 км, а до Таити – 4000 км. А самое доступное расстояние до южноамериканского побережья Чили на востоке находится в 3703 км. Площадь Рапа-Нуи, как называют его местные жители, составляет примерно 163 кв. км.

Сегодня на острове постоянно проживает 7750 человек, из них 40% коренных обитателей — полинезийцы, остальные — латиноамериканцы (чилийцы). Они говорят на рапануйском языке и принадлежат к католической церкви.

Знаменитый кругосветный путешественник Тур Хейердал был уверен, что местные островитяне произошли от южноамериканских индейцев. Хотя эта версия у исследователей не единственная.

Тайны и цифры

Моаи острова Пасхи устанавливались с X по XVI век. Создание огромных мегалитических статуй было распространено по всему миру на ранних этапах развития цивилизаций, поэтому не удивляет сам факт, что идея создания моаев могла зародиться именно здесь.

Всего было обнаружено около 1000 останков статуй, изготовленных в кратере вулкана Рано Рараку. Большая часть из них так и осталась лежать здесь. Здесь же лежит и самая большая из них — 19 метровый исполин. Одновременно производилось сразу несколько статуй, поэтому среди оставленных работ можно проследить все этапы изготовления моаев. 

Работы начинались с лица. Далее обработка перетекала на бока, уши, руки на животе. Фигуры делались без ног, подобно длинному бюсту. При освобождении спины от породы рабочие начинали доставку идола к подножию. На этом пути было найдено очень много разрушенных статуй, не перенесших дорогу.

У подножия статуи устанавливались в вертикальном положении, и происходила их доработка и украшение. После этого этапа их ждала еще одна транспортировка.

За пределы вулкана удалось выбраться 383 статуям. Здесь они устанавливались на платформы от двух до 15 штук зараз. Высота находящихся здесь статуй достигает 8 метров. В былые времена головы идолов были покрыты пукао, имитирующих рыжие волосы. Первые посетители из Европы еще их застали стоящими в пукао. Последний великан был опрокинут в 1840 году. 

Разрешенным оказался вопрос и по способу доставки. Так буксировка мегалитов в других народах осуществлялась людской силой при помощи канатов и саней с вращающимися роликами.  Такие ролики были найдены и на острове Пасхи, что еще раз подтвердило это предположение.

В настоящий момент большинство памятников вновь установлено на платформы и продолжают глядеть на океан. Моаи действительно являются уникальным сооружением во всем мире, продолжают радовать и удивлять посетителей острова.

Знаменитые истуканы острова Пасхи

Уже не первое столетие археологи из разных стран занимаются изучением идолов острова Пасхи — моаи, которые, действительно, представляют собой весьма внушительное зрелище. Их считают одними из наиболее непостижимых явлений на планете. Авторы этих монументальных фигур неизвестны.

Самыми современными исследованиями установлено, что возведение сакральных монументов происходило на протяжении столетий вплоть до середины XVIII в. Все фигуры, сделанные по одинаковой технологии, производились в одной каменоломне идентичными инструментами. Этот факт доказывает преемственную связь с древней высокоразвитой цивилизацией, погибшей, по одной из версий, в результате экологической катастрофы.

Особенности истуканов, их размеры и вес

Статуи сооружали на протяжении семисот лет. За это время было изготовлено около 900 моаи колоссальных размеров – от 3-х и 5-и м до 10-метровой высоты. Головы некоторых статуй венчают головные уборы красного цвета, символизирующие характерную прическу жителей.

Многие изваяния не были закончены и оставались в каменоломнях, расположенных в кратере потухшего вулкана Рану-Рараку. Вес одной из них — более 200 тонн, а высота – 22 м. Около 200 идолов установлены на обрядовых платформах аху. Ученые предполагают, что массивные фигуры перемещали из выработки к святилищу на катках, сделанных из стволов толстых деревьев.

На пляже Анакена находится самая впечатляющая качественно реставрированная церемониальная площадка Нау-Нау. Ее считают символом острова. В конце ХХ в. во время раскопок здесь обнаружили коралловый глаз моаи. На основании этой находки сделали вывод о миндалевидной форме глаз статуй, сделанных из белых кораллов с красным зрачком.

Гипотезы происхождения каменных фигур

Существует предположение о возникновении моаи, когда вождь накануне смерти повелевал вырезать из туфа свой портрет с птичьей головой, который устанавливали в святилище. Наследники верили, что так вождь передает им могущество и мудрость, а также охраняет их от опасности. У каждого рода была своя платформа аху – место погребения, где проводился обряд поклонения.

Представители родов считали своим долгом вытесать каменную статую предка и установить ее на платформе, чтобы истукан защищал род от всяких проблем и напастий.

Художественный стиль скульптур

Манера изготовления идолов различается в зависимости от времени их создания. Фигуры раннего периода делятся на 4 типа:

  1. Прямоугольные головы без торса из серовато-желтого туфа в Рано-Рараку.
  2. Высокие обелиски в форме прямоугольника из красной пемзы с несоразмерно короткими конечностями.
  3. Реалистичная двуглавая фигура с преклоненными коленами в единственном экземпляре.
  4. Не предназначенные для размещения на аху туловища на выпуклых основаниях из базальта и красноватой пемзы. Прообраз последующей эпохи.

Более совершенные и крупные статуи Среднего периода отличаются лицами полинезийского типа с продолговатыми головами за счет стремления увеличить высоту скульптур. Некоторые фигуры покрыты резными символическими рисунками, относящимися к культу человека-птицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector