Остров пасхи: загадочный рай для отдыха и размышлений
Содержание:
- Остров Рапа Нуи в Тихом океане
- Будда Дорденма, 51 метр, Бутан
- Лечжун-Сасачжа, 115,82 метров, Мьянма (Бирма)
- Статуя Единства, 182 метров, Индия
- Статуя богини Каннон, 100 метров, Япония
- Исторические сведения
- Кто такие джайны
- Каменные монолитные статуи — Моа́и
- Удар, который уничтожил культуру древнего народа.
- История открытия острова
- Как создавали моаи
- Guerrero Chimalli, 50 метров, Мексика
- Аху Акаханга — падшие великаны
- Легенды об острове Пасхи.
- История создания[править | править код]
Остров Рапа Нуи в Тихом океане
Остров Пасхи – самый уединенный обитаемый клочок суши на земле. Он раскинулся среди бескрайнего Тихого океана на расстоянии 3700 км от ближайшего континента – Южной Америки, и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова Питкейрн.
Этот остров – вершина огромной горы, которая сформировалась из вулканической лавы, извергавшейся 3 миллиона лет назад. Покрытое густыми лесами пространство, защищенное от ветра, радовало коренных жителей плодородной почвой. Здесь росли бананы, бадат, сахарный тростник и ямс. Умелые рыбаки, островитяне выходили за добычей на самодельных лодках далеко в море.
Занимаясь разведкой Тихого океана, на остров наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен 5 апреля 1722 года – в канун православного праздника Воскресения Христова, известного как Пасха. Одинокий участок суши глава экспедиции предложил назвать в честь предстоящего торжества.
Когда экипаж корабля сошел на берег, то убедился, что остров – совсем не райский уголок. Перед путешественниками предстала сухая каменистая степь с редким низким кустарником и сухой выжженной травой. Жухлые папоротники и осока виднелись только около тростниковых хижин, похожих на перевернутые корзины.
Островитяне, жившие здесь, спали на циновках, подложив под голову камень. Полуголые хозяева путешественников встретили доброжелательно и охотно шли на контакт. В момент открытия острова, который аборигены называют Рапа Нуи, там жило 3000 человек.
Сегодня на острове площадью 117 кв. км, принадлежащем Чили, обитает 600 человек, которые занимаются сельским хозяйством и обслуживают туристические группы.
Будда Дорденма, 51 метр, Бутан
Эта огромная статуя появилась в Бутане в 2010 году. Ее полное название дословно переводится, как «Удар бриллиантовой молнии». Внутри фигуры находится храм с десятками тысяч маленьких позолоченных бронзовых Будд. Располагается Будда Дорденма на верхушке горы Чангри Кёнсел Пходранг среди руин дворца. Отсюда открывается отличный вид на южную часть столицы страны. И хотя сама статуя Будды не самая высокая – она оказалась наиболее высокорасположенной, ведь высота горы 2500 метров. Интересно, что появление этой фигуры было предсказано, она должна дарить всему миру счастье и благословение.
Лечжун-Сасачжа, 115,82 метров, Мьянма (Бирма)
Эта скульптура посвящена Будде, а находится она неподалеку от города Моунъюа, в сельской местности Мьянмы. Высота постамента составляет 13 метров. Монументальную статую Будды начали строить в 1996 году, ее возведение заняло 12 лет. На момент своего создания объект стал самым высоким в мире в своем роде. Интересно и строение пьедестала. Он сформирован из двух ступеней. Первая – восьмигранник, похожий на продолговатую пирамиду с усеченными углами. Сверху на ней располагается уже овальная ступень. Основной цвет как основания, так и самого памятника – желтый. Сама статуя внутри пустая, там разместился музей творчества, связанного с буддизмом.
Статуя Единства, 182 метров, Индия
Самая высокая статуя в мире посвящена вовсе не одному из почитаемых богов, да и находится не в туристическом центре. Это памятник Валлабхаи Пателю, одному из лидеров движения за независимость Индии, ставшего заместителем премьер-министра страны. Вместе с постаментом монумент возвышается вообще на 240 метров, что в 2,5 раза превышает размеры Статуи Свободы. Статуя была открыта 31 октября 2018 года в честь 143 годовщины дня рождения политика. Индийский премьер Наренда Моди при открытии заявил, что фигура Пателя должна вдохновлять народ и воспитывать его духовные и национальные ценности.
Сам Патель в момент обретения Индией независимости был не менее яркой личностью, чем Джавахарлал Неру. И хотя оба они были друзьями, взгляды на развитие страны имели разные. Если Неру придерживался идей социализма и атеизма, то Патель склонялся к национализму. В последнее время именно его идеи востребованы в политическом истеблишменте Индии. Вот почему и был воздвигнут этот памятник. Ходатайство за создание статуи подписало 20 миллионов человек. А выражение лица самого Пателя выражает уверенность, железную волю, но вместе с тем и доброту.
Статуя богини Каннон, 100 метров, Япония
Около японского города Сэндай располагается каменная статуи богини милосердия Каннон. Построен монумент был еще в 1991 году В правой руке буддистской богини расположилась жемчужина желаний, а в левой – сосуд с водой мудростью. Внутри статуи сформировано 12 этажей на самом высоком из которых находится посвященный Каннон храм. Из него открывается панорамный вид на округу. На каждом из этажей установлено по 8 статуэток будд, всего их 108 – это символ человеческих страданий и заблуждений.
Вход в комплекс оформлен в виде пасти дракона. В зале первого этажа можно увидеть также 33 небольшие статуи богини и 12 статуй знаков китайского календаря. Интересно, что в честь этой богини названа компания Canon, крупный производитель техники.
Исторические сведения
Первыми заселили остров полинезийцы, культура которых датируется V веком. На протяжении столетий здесь проходили важные морские пути. Среди полинезийского населения часто употребляется название острова как Рапа-Нуи, хотя для коренных обитателей привычнее его наименование Te-Pito-o-te-henua, что переводится как «пуп Земли». Так, по легенде, назвала остров группа полинезийских мореплавателей, возглавляемая вождем Хоту Матуа, которая в XIV столетии высадилась на этот живописный берег.
В 1722 г. нидерландская эскадра судов под командой адмирала Я. Роггевена, направляясь из Южной Америки, также заметила этот маленький остров в южном районе Тихого океана. 7 апреля, когда все верующие отмечали Пасху, моряки высадились на берег. Так остров Рапа-Нуи приобрел свое нынешнее название: остров Пасхи: нидерландцы назвали его в честь христианского праздника.
На адмиральском совете капитаны судов письменно зафиксировали открытие нового острова. Удивление мореплавателей вызвало мирное на тот момент существование на одной территории представителей трех различных рас, встречавших европейцев по-разному.
Спустя полвека
Капитан Д. Кук, побывавший на острове Пасхи, был поражен следами полной разрухи и опустошения, которые он увидел. Жители не сумели объяснить, что произошло. Детальную информацию ученые получили и до сих пор пытаются получать в процессе раскопок. Одна из причин заключалась, как они считают, в неурожайных годах и перенаселении острова.
По каким-то причинам на острове полностью исчезли деревья, которых изначально здесь было множество. Вслед за этим стремительно начал меняться островной ландшафт. Люди не могли уже строить жилища и лодки, без которых было невозможно ловить рыбу. На острове начался голод. Есть свидетельства, что люди стали поедать друг друга.
Впрочем, это лишь некоторые факты, что привели к разрушению жизни на острове. А ведь он вначале считался абсолютным раем… Словом, — остров Пасхи таит в себе множество загадок, на которых нет единого ответа до сих пор.
Островитяне обладали уникальной письменностью
И это уже говорит о них как о высокоразвитой цивилизации. Хотя, с другой стороны, это очень трудно было увидеть в голодных измученных полудикарях, которых встретили путешественники, высадившееся тогда на остров.
Немногочисленные дощечки из дерева торомиро с резными письменами ронго-ронго, изображавшими астрономические символы, растительные и животные знаки, сохранились до нашего времени.
Ученые условно делят картинки на несколько тематик:
- изображения локальных богов;
- происшествия с местными жителями и их проступки;
- описание междоусобной розни.
Надо отметить, что островитяне превосходно владели мастерством резьбы портретов, подтверждением этого служит часовня в Ханга-Роа и находящиеся в ней раритеты. Предположительно, что на этой фреске изображен Тур Хейердал.
Кто такие джайны
Джайнизм появился в Индии примерно в одно время с буддизмом — в середине тысячелетия до нашей эры — и основан на том же учении о духовном пробуждении, что и буддизм. Только, в отличие от буддизма, джайнизм более суров и требует от адептов большей самоотдачи и предельного аскетизма. Родоначальник джайнизма, кшатрий Вардхамана, раздал не только всё своё имущество, но даже одежду — ходил абсолютно голым и духовно прозревал. У него появилось немало последователей, которые стремились отринуть восемь смертных грехов и стать джайнами, то есть просветлёнными. Сделать это было не слишком сложно.
Следовало преодолеть восемь ступеней самоотречения: не есть по ночам, не убивать одушевленных существ, не есть плодов бросимума (так называемого молочного дерева, поскольку в них содержался сок, похожий на молоко) и молодых ростков бамбука, не есть мёд и говядину, не отбирать чужое имущество, не спать с замужней женщиной, не есть цветы, масло и сыр, и, конечно, не поклоняться чужим богам. Разумеется, это были только начальные требования, чтобы адепт мог вступить в общину.
По мере духовного роста требования ужесточались. Верхом святости было избавление вообще от всего лишнего, как это сделал Вардхамана. Джайны даже разделились на два толка — «носящие белые одежды» и «надевающие одежды из воздуха».
Последние, понятно, ходили голыми. Но и те и другие много внимания уделяли самоистязаниям — так, верили они, и происходит духовное очищение и просветление.
К любым излишествам джайны относились сурово. Своё тело они не жалели и всячески его мучили. Тело должно страдать от холода и голода. Так что одевались последователи джайнизма плохо и в старьё, если вообще одевались, чаще всего ходили босиком, а питались очень скудно. Другое дело — храмы. На строительство и украшение храмов никаких средств они не жалели. Каждый храм обязательно украшался статуями наиболее почитаемых джайнов, арихантов и тиртханкаров, то есть учителей, достигших полного истребления человеческих страстей и ставших богами. Конечно же, статуи старались делать максимально крупными.
Каменные монолитные статуи — Моа́и
Моа́и (статуя, истукан, идол) — каменные монолитные статуи на тихоокеанском острове Пасхи, принадлежащем Чили. Изготавливались аборигенным полинезийским населением между 1250 и 1500 гг. Сейчас известно 887 статуй.
Не возникал у вас вопрос, а что там в земле у голов острова Пасхи? Вот мы привыкли видеть их такими:
Фото 1.
И вот после 12-ти лет раскопок ученые обнаружили тела каменных истуканов.
Исследовательская группа во главе с Анной Ван Тилбург, руководителем «Проекта скульптура острова Пасхи», выяснила, что статуи острова Пасхи имеют не только головы, но и тела. Размеры туловищ идолов по размерам соотносимы с головами — длина тел достигает 7 метров.
Фото 2.
Исследовательница отмечает, что представления о том, что у истуканов острова Пасхи есть только головы связано с тем, что на фотографиях чаще всего запечатлевают лишь 150 скульптур, вкопанных в землю по плечи. Между тем, на острове их около 800 штук. По мнению археологов, изначально статуи не были закопаны. Они погрузились под землю под влиянием климатических изменений.
В процессе раскопок археологи выяснили, что статуи были окрашены красным пигментом, пишет газета Mirror. Кроме того, неподалеку от статуй были найдены людские захоронения.
Фото 3.
Отмечается, что во время раскопок были найдены и механизмы, позволявшие устанавливать колоссов. Ученые установили, что истуканов притаскивали на место установки в горизонтальном положении, а затем устанавливали в выкопанную яму. В качестве направляющих использовались веревки и стволы деревьев.
Спины каменных идолов покрыты надписями, говорят археологи. Анна Ван Тильбург предполагает, что петроглифы, покрывающие торс «красавцев» могут быть подписью скульптора или группы владельцев статуи.
Фото 4.
887 каменных гигантов острова Пасхи представляют собой покровителей острова. Статуи острова Пасхи также называются Моаи. Вопреки распространенному мнению, они смотрят не в сторону океана, а вглубь острова. Некоторые моаи имеют шапки из красного камня. Изготовлялись моаи в каменоломнях в центре острова. А их высота порой достигает 20 метров.
Фото 5.
А вообще подробно про этих истуканов я вам рассказывал вот тут — Истуканы острова Пасхи и последний пальмовый побег
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
Вот такой вариант сувенирчика из поездки на остров :
Фото 12.
А вообще еще конечно есть вот такая версия всего этого :
… и я даже могу вам рассказать Как строили Стоунхендж (Stonehenge)
Каменные монолитные статуи — Моа́и
-
5.00 / 5
5
- 1 / 5
- 2 / 5
- 3 / 5
- 4 / 5
- 5 / 5
голосов: 4, средний рейтинг: 5.00
Удар, который уничтожил культуру древнего народа.
Большое количество ученых приложили немало усилий, чтобы по ломтикам реконструировать культуру населения Пасхи. Но полученная картина оказалась незавершенной. Исследователям посчастливилось узнать, что на этом маленьком кусочке суши, размером всего в сто восемнадцать квадратных километров, насчитывается два центра культуры:
• карьер Рано Рараку;• святилище Оронго на границе вулканической горы Рано Као.
При этом Рано Рараку также есть кратером вулкана, на южной стороне которого остались старинные каменоломни. В них из пористой породы скал в последствие вырезались громадные священные статуи. Эта гора до сих пор хранит последствия ужасной гражданской войны. Большое количество статуй остались незаконченными, на разных этапах завершенности. У одних наблюдаются только первые очертания, другим для готовности достаточно несколько раз поработать зубилом, чтобы их беспрепятственно отмежевать от скалы и переместить. Остальные стоят или валяются и уже подготовлены к отправке. Одним из самых массивных готовых монументов является Рано Рараку, вершина которого находится в двадцати двух метрах от земли. У основания вулкана простирается огромная площадка, образованная из базальтовых блоков, другая сходная платформа размещена ниже, непосредственно на побережье. Ее длина составляет пятьдесят метров. На нижней платформе когда-то размещались целых пятнадцать каменных истуканов. Однако сейчас они все, за исключением одного, валяются на земле. Раса «короткоухих», полностью разгромившая носителей загадочной культуры «длинноухих», сваливала их огромные монументы, ломая при этом камни из фундамента.
Масса наиболее больших истуканов доходит до пятидесяти тонн. Для их вытесывания применялись каменные молоты, топоры и зубила, ввиду того, что местные жители не умели производить орудия из металла. Самым непонятным является способ, которым эти статуи транспортировали от вулкана к площадкам, расположенным у его основания, а также на значительном расстоянии от него. Ведь на острове Пасхи не было большого количества людей для выполнения вынужденных работ. Поэтому доводится думать, что каменные истуканы перевозились при помощи небольших групп их местных жителей, используя для этого жесткие тросы из тростниковых или растительных нитей, деревянные катки и рычаги. Потом они устанавливались вертикально с аккуратным подводом под их основание каменной насыпи. Но это дело не заканчивалось. Теперь на острове, на котором практически нет растительного покрова, такие монументы везде попадаются на глаза. Они стоят, лежат, незавершенные или только начатые. Кровавая гражданская война в конце XVIII в. обусловила крах для этих культовых скульптур. Следует заметить, что данные статуи использовались не только в качестве надгробных памятников, они обладали своеобразным духовным предназначением, доказательства чего были найдены на скалистом плато Оронго, простирающимся у основания Рано Као в юго-западной стороне от острова Пасхи. В том месте, недалеко от кратера вулкана, расположены загадочные постройки без отверстия для окон, возведенные из громоздких каменных блоков. А на скалах около них отчеканено множество непонятных изображений.
В книге АллатРа (рекомендую к прочтению для пытливых умов) дано много знаний в разных областях жизни, но эти знания, на мой взгляд, приоткрывают завесу неизвестного и служат лишь указателем направления поиска для ищущих истину. На сайте «Точка зрения» недавно появился целый цикл статей про наиболее древние архитектурные сооружения на планете, а также культовые постройки древних. В этих текстах они были рассмотрены с точки зрения исконных знаний из Аллатры и являлись своего рода продолжением поднятых в книге вопросов старинной символики. Раскрывая тему острова Пасхи, напрашивается вопрос, а, собственно, зачем на небольшом участке суши посреди Тихого океана кому-то понадобилось вырезать из камня статуи огромного размера? Если это были простые идолы для поклонения, как утверждают многие официальные историки, то почему бы не вырезать их из той же пальмы или, на худой конец, из той же вулканической породы, но размером с обыкновенного современного человека? И быстрее, и легче транспортировать, да не то что легче, но и понятней, каким образом вообще осуществлялся данный процесс. На сегодняшний день существует множество предположений и гипотез, как многотонные статуи перемещались с места изготовления к месту, где они сейчас находятся.
История открытия острова
5 апреля, в первый день Пасхи 1722 года три голландских корабля под началом капитана Якоба Роггевена наткнулись в Тихом океане на остров, не нанесенный ни на одну карту. Когда они бросили якорь у его восточного берега, к ним подплыли немногочисленные туземцы на своих лодках. Роггевен был разочарован, Лодки островитян, записал он: «плохие и непрочные… с легким шпангоутом, обшитым множеством мелких дощечек». Лодки так сильно текли, чаю гребцам приходилось то и дело вычерпывать воду. Ландшафт острова тоже не согрел душу капитана: «Его запустелый вид наводит на мысль о крайней нужде и бесплодии».
Конфликт цивилизаций. Истуканы с острова Пасхи сейчас украшают парижские и лондонские музеи, но добыть эти экспонаты было нелегко. Островитяне знали каждого «моаи» по имени и не желали расставаться ни с одним из них. Когда французы в 1875 г. вывозили одну из этих статуй, толпу туземцев приходилось сдерживать ружейными выстрелами.
Несмотря на дружелюбное поведение ярко раскрашенных туземцев, голландцы сошли на берег, готовые к самому худшему, и построились в боевое каре под изумленными взорами хозяев, ни разу не видевших других людей, не говоря уже об огнестрельном оружии.
Вскоре визит омрачился трагедией. Один из матросов выстрелил. Потом он утверждал, что якобы видел, как островитяне поднимают камни и делают угрожающие жесты. «Гости» по приказу Роггевена открыли огонь, убив на месте 10-12 хозяев и ранив еще столько же. Островитяне в ужасе разбежались, по потом вернулись на берег с фруктами, овощами и домашней птицей — чтобы умилостивить свирепых пришельцев. Роггевен отметил в своем дневнике почти голый ландшафт с редкими кустами не выше 3 м. На острове, названном им в честь Пасхи, интерес вызывали только необычные статуи (головы), стоявшие вдоль берега на массивных каменных платформах («аху»).
Сначала эти идолы потрясли нас. Мы не могли понять, как островитяне, не имеющие прочных канатов и толпой строительной древесины для изготовления механизмов, тем не менее смогли воздвигнуть статуи (идолы) высотой не менее 9 м, притом довольно объемистые.
Научный подход. Французский путешественник Жан Франсуа Лаперуз высаживался на острове Пасхи в 1786 г. в сопровождении хроникера, трех натуралистов, астронома и физика. В результате 10-часовых исследований он предположил, что в прошлом местность была лесистой.
Как создавали моаи
Первоначально статуи острова Пасхи были вылеплены из базальта и трахита. Это твердый и очень тяжелый материал, поэтому на создание небольших статуй уходило много времени. Вскоре был обнаружен серо-желтый вулканический камень на склонах вулкана Рано Рараку. Он представляет собой прессованный пепел, инкрустированный базальтом. Этот материал, называемый туф, оказался более подходящим для массового строительства статуй с помощью простых инструментов.
Мастера-резчики рубили камень с помощью базальтовых или обсидиановых долот. На изготовление одного большого моаи уходило до двух лет. Сначала вырезали переднюю часть статуи прямо в скале, кроме глазниц. Неизвестно, почему они не отсекали большие грубые блоки и не отвозили их в более удобное для работы место. Вместо этого скульпторы поднимались на самую высокую и неприступную часть вулкана, и вырезали каждую деталь моаи, в том числе тонкие черты лица и рук, в их первоначальном месте. На завершающем этапе работы статуя отсекалась от скалы. Затем она скользила вниз по склону к основанию холма. Люди удерживали ее веревками из растительного волокна. Моаи приземлялся в заранее вырытую яму, и принимал вертикальное положение. В этом положении мастера завершали работу над спиной и отправляли изделие до конечного пункта назначения.
58 моаи имеют красный головной убор, который называется «пукао». Он имеет цилиндрическую форму и сделан из красного туфа из карьера вулкана Пуна Пау. Считается, что пукао представляет собой волосы, завязанные в пучок и окрашенные в охру. Такую прическу носили некоторые полинезийские племена.
Guerrero Chimalli, 50 метров, Мексика
В мексиканском городе Чималхуакан главной достопримечательностью является необычная статуя, стоящая на въезде. Ввиду отсутствия тут высоток красную фигуру видно издалека. Скульптура показывает, что местные жители чтят свою историю. Ведь название города переводится, как «место щитов» – вот и у скульптуры в руках как раз щит. Этого красавца-ацтека создал скульптор Себастьян, известный абстрактным подходом. Власти города хотели создать символ мощи и силы региона, связи с историей.
Стройная фигура стоит на 68 сваях, которые уходят вниз на 25 метров. Формируют статую 33 детали, для скрепления которых понадобились 300-тонные краны. Зато Герреро оказался выше Статуи свободы. Правда, провинциальный тихий городок не вполне соответствует созданному статуей мощному динамичному образу.
Аху Акаханга — падшие великаны
Поселение Ahu Akahanga находится на южном берегу острова Пасхи. Согласно легенде, здесь был похоронен первый король острова Хоту Матуа. Его останки до сих пор не обнаружены — возможно, он покоится под платформой со статуями, которая была возведена через 200 лет после его смерти.
Вид на разрушенную платформу Акаханга
Церемониальная платформа длиной 18 метров не была восстановлена. Таким нашли остров первые европейские мореплаватели. Межплеменные войны уничтожили практически все население и загадочные постройки.
Руины Ahu Akahanga
На первый взгляд это место не отличить от обычного каменистого берега. Но если внимательно присмотреться к крупным валунам, можно разглядеть 13 поваленных на спину моаи и их головных уборов — пукао.
Небольшой 2-метровый моаи лежит на спине внутри круга камней. Он сильно пострадал от эрозии, поэтому ученые предполагают, что это одна из первых статуй на острове.
Люди жили в домах, по форме напоминающих перевернутую лодку — hare paenga. В отверстия в каменном основании постройки вставляли деревянные столбы, поддерживающие травяную крышу. Такие дома предназначались для старших членов семьи и использовались только для ночевки в помещении. Молодые люди жили в шалашах, либо в окрестных пещерах. В городе обычно проживало от 75 до 200 человек.
Реконструкция типичного жилища рапа-нуи
В Акаханге сохранились фундаменты лодочных домов. Перед входом в жилище есть небольшая площадка, вымощенная круглыми морскими валунами.
Позднее, с началом войны, люди были вынуждены искать укрытие в пещерах. Они маскировали входы камнями, чтобы враг не мог с легкостью проникнуть в жилище.
Фундамент дома и каменная терраса перед ним
На холме расположены несколько курятников — hare moa. Эти удлиненные каменные сооружения с небольшими отверстиями использовались для хранения цыплят ночью, чтобы они не разбежались или не были похищены соседними кланами.
Первыми поселенцами на острове были полинезийцы. Они путешествовали в поисках новых земель на больших каноэ, на которые, как на Ноев ковчег, загружали все необходимое для новой жизни: семена для земледелия, кур, собак и свиней, иногда крыс. По неизвестной причине до острова Пасхи доехали только куры и крысы, поэтому рапануйцы очень зависели от рыбалки.
Курятник
Легенды об острове Пасхи.
Браун и остальные приверженцы Пацифиды пытались отыскать хоть какие-то следы на дне океана, других близко расположенных островах и даже материках. По утверждению английского ученого, скульптурки Моаи Кавакава, в какой-то степени схожи с куклами Индонезии. На отдельных островах обнаруживаются странные отпечатки бесследно пропавших обитателей, так на Коралловых островах обнаружены останки древних построек, на Маркизских островах — огромные окаменелые монументы, обладающие сходством со статуями с острова Пасхи. Из камня были вытесаны и таинственные скульптуры небольшого острова Питкерн.
Ученые также исследовали письменность разных племен. На рис.7 представлены схожие на первый взгляд знаки, только сделанные неодинаковым шрифтом и разным способом. Ряд слева — это символы долины Инда, справа – иероглифы с таинственных дощечек, найденных на острове Пасхи.
Рис. 7
Эту удивительную схожесть выявил венгерский лингвист Хевеши в 1932 году. Аналогичность бесспорная, в чем заставляют удостовериться собственные глаза. В письменности Кохау ронго-ронго существует около четырехсот всевозможных символов. Тексты на древнеиндийских печатях включают приблизительно такое же количество иероглифов. Из них, как заметил Хевеши, соответствием обладают около ста символов! Некоторое время спустя он выявил сто семьдесят четыре похожих знака. Если это реально соответствует действительности, то говорить о каком-то нелепом совпадении не приходится. Корень этих знаков один.
Ученый с французским происхождением Альфред Метро резко раскритиковал предположение Хевеши. На его взгляд, венгерский языковед придерживается ошибочного мнения, используя для сравнения случайно взятые символы из различных видов письменности. При этом тексты и надписи на печатях выполнены не современным оборудованием, а ручным способом. Утверждение, на мой взгляд, крайне нелепое, ведь факты говорят сами за себя. Явно критика заказная.
Остается непонятным, каким образом может проявляться связь между обитателями карликового острова, заброшенного посреди Тихого океана, и жителями долины Инда? Ведь их разъединяет больше, чем половина земного шара (!), расстояние которой измеряется в нескольких тысячах километров. Кроме того, наблюдается громадная пропасть не только в дистанции, но и во временном промежутке. Рапануйцы рисовали на дощечках во второй половине XIX века (при этом в качестве материала для одной из оставшихся планок использовалось весло европейского производства). А начерченные тексты на знаках долины Инда были вытесаны на пять тысяч лет раньше! Не могут же данные народы осуществить прыжок не только на огромное расстояние, но и значительный временной интервал! Таким образом, определить каким способом, сражаясь со стихиями и недружелюбными племенами, они смогли бы перенять данные элементы письменности, не меняя их внешних очертаний, не получается и сегодня. Идентичность между символами этих племен, конечно, существует и не поменяв вектор своего развития на духовно нравственный наука будет топтаться на месте закрывая глаза на очевидные вещи и выполняя заказы служителей архонтов.
История создания[править | править код]
Позднейшие статуи Среднего периода
Было очевидно, что изготовление и установка моаи требовали огромных затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять, кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они перемещались.
Легенды острова говорят о вожде клана Хоту Мату’а, который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестерыми его сыновьями, а затем — между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.
Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим вождям, а также быть символами кланов.
В 1955—1956 годах путешественник Тур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. Одним из основных в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению статуй моаи. В итоге тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих», получившее своё название потому, что у них был обычай удлинять мочки ушей при помощи тяжелых украшений, которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова — племени «короткоухих». В результате этой секретности короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждение. Хейердал усматривал в стиле статуй и некоторых других произведений островитян сходство с южноамериканскими мотивами. Он объяснял это влиянием культуры перуанских индейцев или даже происхождением «длинноухих» от перуанцев.
По просьбе Тура Хейердала группа из последних живущих на острове «длинноухих» под руководством Педро Атана, лидера клана, воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытёсывая их каменными молотками), переместила готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установила на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание, и трёх бревен, используемых как рычаги. На вопрос, почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал меня». Туземцы — участники эксперимента — сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая, как это делать, и заставляя повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили всё.
Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй одновременно идёт изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.
Оставалось загадкой, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили» перекантовываясь, и в 1986 году совместно с Туром Хейердалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 10-тонную статую в вертикальном положении. Антропологи повторили эксперимент в 2012 году, сняв его на видео.
Существует гипотеза, согласно которой древние полинезийцы воздвигали моаи, поскольку верили, что те помогают сохранить плодородие земли. В публикации 2019 года, содержавшей результаты анализа почв вокруг двух скальных монолитов у подножия вулкана Рано Рараку, из которых были вырублены большинство моаи, указывается, что эти почвы, наиболее плодородные на острове, несут следы сельскохозяйственного культивирования. По словам одной из авторов исследования, плодородию способствовало постоянное насыщение почв частицами пород из каменоломен Рано Рараку.
Акварельный рисунок, сделанный Пьером Лоти и посвящённый мисс Саре Бернхардт. Рисунок имеет надпись «Остров Пасхи 7 января 1872 года в примерно 5 часов утра: островитяне наблюдают за моим приплытием». На острове изображены моаи, черепа, уа (рапануйские дубины), а также сами рапануйцы