Народ ханты
Содержание:
- Антропологический тип
- Современные религии жителей ХМАО
- Делаем куклу «Клюквинку»
- Заключение
- Список литературы
- Динамика по годам
- “Медвежьи” традиции хантов
- Ход занятия.
- Традиции. Праздники и ритуалы
- Еда
- [править] Язык
- Общие сведения о Ханты-Мансийском автономном округе
- Почитаемые божества
- [править] Происхождение
- Храмы для посещения
- Занятия Хантов
- Ханты – народ лесов
- История и культура жителей Ханты-Мансийского АО
- Древние верования народов
Антропологический тип
Атропологические особенности хантов, позволяют отнести их к уральской контактной расе, которая внутри неоднородна в территориальном соотнесении монголоидных и европеоидных черт. Ханты, наряду с селькупами и ненцами, входят в западносибирскую группу популяций для которой характерно повышение доли монголоидности, по сравнению с другими представителями уральской расы. Причем женщины в большей степени монголообразны, чем мужчины.
По своему складу ханты среднего или даже ниже среднего роста (156-160 см). Имеют обыкновенно прямые черные или каштановые волосы, которые имеют, как правило большую длину и носятся или распущенными, или заплетенными в косы, цвет лица смуглый, глаза темные.
Благодаря уплощенному лицу с несколько выдающимися скулами, толстоватым (но не полным) губам и короткому, вдавленному при корне и широким, вздернутому на конце носу, внешне тип хантов напоминает монгольский. Но, в отличие от типичных монголоидов имеют правильно прорезанные глаза, чаще узкий и длинный череп (долихо- или субдолихоцефальный). Все это придает хантам особый отпечаток, из-за чего некоторые исследователи склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы.
Современные религии жителей ХМАО
В автономном округе много христиан. Считается, что крест носить модно. Также есть баптистские и католические церкви.
Православие
Христианство пришло сюда в XVIII веке, когда Русью правил Петр I. Четыре тысячи человек крестили в 1712—1714 гг. Все найденные почитаемые идолы были уничтожены.
Митрополия
Христианская митрополия Ханты-Мансийска состоит из нескольких областей.
Ханты-Мансийская епархия была создана 30 мая 2011 года.
На 2021 год в ее состав входят:
- храмы: приходские — 61, приписные — 15;
- молитвенные комнаты — 33, дома — 20;
- часовни — 26.
Югорская епархия основана в 2014 году 25 декабря.
В ее составе находятся благочиния:
- Няганское;
- Югорское;
- Белоярское;
- Березовской;
- Урайское;
- Кондийское.
В епархии автономного округа находятся пять гимназий и три воскресные школы.
Делаем куклу «Клюквинку»
Изучив особенности национальных кукол, мне тоже захотелось изготовить одну из кукол «Клюквинку». Яркий персонаж среди кукол-ягод.
Чтобы сделать куклу-ягоду «Клюквинка», нам потребуется:
-лоскуток ткани коричневого цвета размером 13,5 х13,5 см.;
-лоскуток ткани зеленого цвета размером 9х9 см.;
-лоскуток ткани темно-бордового цвета размером 16х16 см.;
-нить коричневого цвета;
-вата.
Этапы выполнения:
На лоскуток коричневого цвета укладывают ткань зеленого цвета.Переворачивают и в центр укладывают комочек ваты.
Плотно обжав вложенную вату, затягивают нитью, фиксируя ее двойным узлом.
Устойчивость кукле придает расправленный подол платья. Платок повязывают на голову кукле так, чтобы ткань, обтягивающая головку была практически не видна. Концы платка крепят двойным узлом под подбородком.
При изготовлении куклы, я обратила внимание на критерии, которые должны соответствовать национальным традициям.
1. Размер куклы не больше ладони.
2. Соответствие цвета в одежде.
3. Платье куклы с украшениями.
4. Кукла должна быть недорогой.
5. Необходимо использовать в работе остатки ткани, лоскуты.
6. Приёмы работы должны быть доступными для нас.
7. Кукла выполняется только ручными швами.
8. Кукла должна получиться красивой и оригинальной
Заключение
Я считаю, моя цель достигнута
Мне удалось привлечь внимание к быту и культуре коренных народов севера. Таким образом,чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, мы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где мы живём
Исходя, из вышесказанного, мне также захотелось поучаствовать в жизни города, округа и выполнить совместно со своей бабушкой декоративно – прикладную работу, которая будет подарком к 50 – летнему юбилею присвоения статуса городу Сургуту, которая отмечается 12 июня. Надеюсь, мои работы будут представлены на выставках, посвящённых юбилейным датам.
Познание своего края, наполнит память и ум, обогатит душу и сердце.
И не важно, какой национальности человек, проживающий на Югорской земле. Он должен чтить, помнить, сохранять и приумножать Югорское наследие.. Наш долг – беречь родную природу и сохранять традиции коренных народов!
Наш долг – беречь родную природу и сохранять традиции коренных народов!
Список литературы
1.Кулемзин В.М., Лукина Н.В.. Легенды и сказки хантов. — Томск, 1973.
2. Кулемзин В.М., Лукина Н.В.. Материалы по фольклору хантов. — Томск, 1978.
3. Лукина Н.В. Мифы, предания, легенды хантов и манси. — М., 1990.
4. Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком 1715 г. — Новосибирск, 1941.
5. Сирелиус У. Т. Путешествие к хантам. — Томск 2001.
6.Народы России: энциклопедия Гл. ред. В.А.Тишков – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
7.Древний город на Оби: история сургута, Научно-художественное издание, под ред. В.И.Бугрова, Издательство: «Тезис», г.Екатеринбург, 1994г.
Динамика по годам
Начиная с довоенного периода, а точнее с 1939 года, вот как изменялась численность населения в регионе:
- На 1939 год количество человек, проживающих в регионе составляло всего лишь 92.932.
- К 1959 году увеличилось до 123.926.
- К 1979 составило 569.139.
- В 1989 – 1.268.439.
- К 1999 году количество населения продолжало увеличиваться до 1.359.069 человек.
- В 2009 приравнивалось к 1.519.962.
- На 2019 год этот показатель составил – 1.663.795 граждан.
- И постепенный рост продолжается и по 2020 год включительно, увеличив тем самым численность жителей на этой территории до более, чем 1,6 млн.
Стоит отметить, что за весь советский период существования ХМАО и российский период, население по региону увеличивалось практически непрерывно. Исключение составляют только период с интервалом с 1992 по 1993 года. За этот срок произошло уменьшение численного состава жителей в области приблизительно на 13.000 человек. Но потом, начиная уже с 1993 года, рост стал продолжаться. Этого удалось достичь благодаря развитой экономике и залежам нефти и газа.
Именно нефте-газовая промышленность дает экономический импульс региону и возможность реализовывать разнообразные экономические и социальные программы. К тому же, высокий , в сравнении с другими регионами позволили привлечь сюда работников определенных отраслей.
“Медвежьи” традиции хантов
Тем не менее, охота на медведей не запрещалась. Напротив, охотник, сумевший выстоять и победить в противоборстве с медведем, считался героем всего селения. В каждом доме ханты держал хотя бы одну медвежью шкуру – она не только согревала, но и считалась оберегом.
Когда охотники забивали медведя, в поселении устраивали шумный праздник, который часто длился несколько суток. Во время такого торжества мужчины-актёры переодевались в женщин и демонстрировали весёлые сценки зрителям. Мне это поневоле напомнило обычаи древнегреческого театра, куда не допускали женщин.
Согласно старинным традициям хантов, каждый род ведёт своё происхождение от какого-нибудь зверя. С детства малыши знали, что их отец принадлежит к семье “бобров”, а вот материнская линия идёт от оленя.
В семьях ханты нередко практиковали двоежёнство. Чаще всего причиной вторичной женитьбы становилось бесплодие первой супруги, либо мужчина считал, что пожилой жене требуется молодая помощница.
Семья хантов
Ход занятия.
Широка и необъятна наша Родина. Раскинулись ее просторы на многие — многие километры с севера на юг, с запада на восток. И живут в стране нашей народы разные. Мы –россияне,а есть еще белорусы, украинцы, (называйте, ребята, какие вы еще знаете народы)
А на самом севере, живут такие народы как ненцы, чукчи, эскимосы, ханты и манси. У них тоже есть своя территория (воспитатель показывает на карте).Ребята, мы с вами можем отправиться на Север и посмотреть,как живут, трудятся народы ханты и манси. Хотите? Тогда закройте глаза и мы очутимся с вами на родине хантов и манси. (Дети закрывают глаза, включается проектор с презентацией).Теперь можете открыть глаза, мы с вами очутились на крайнем Севере. Основные занятия хантов – оленеводство,рыболовство и охота (воспитатель показывает на слайдах).Оленеводством они почти не занимаются,используют оленей только как транспорт. (Показывает слайд с изображением чума).Что это (Чум.)Кто живет в таком доме (ханты и манси).Почему они живут именно в чуме (они часто кочуют вместе с оленями, а чум легко разобрать,перевезти в другое место, а потом установить).Существует определенный порядок установки чума. Прежде всего ханты и манси выбирают место для жилища, которое зимой расчищают от снега. Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. Летом на нем разводят костер, а зимой устанавливают железную печку — тюмю. Вокруг листа (воспитатель показывает на слайдах) укладывают по две – три доски – это пол. Затем на землю кладут циновки, которые ханты и манси плетут из веток ивы.
Подвижная игра «Чум»
Играющие распределяются на пары, образуя два круга, — внутренний и внешний.В центр выходит ребенок и читает стихотворение :
Ставит чум моя семья –
Трудятся отец и мать.
Что мне делать? Отдыхать?
Быть без дела не люблю,
Я кустарник нарублю.
Разожгу костер скорей,
Пусть горит он веселей.
(Ребенок возвращается на место. Дети в кругу поочередно читают следующее стихотворение и выполняют движения).
Чум, чум, круглый дом,
Побывайте в чуме том!
(Внутренний круг движется в одну сторону, внешний – в другую)
Гости явятся едва –
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится,
Угостить торопится.
(Дети ищут свою пару).
Ладушки, ладушки,
Круглые оладушки
(все дети кружатся).
Ребята,давайте теперь поиграем с вами в слова. (Воспитатель показывает карточки с различными этнографическими диалектизмами хантов и манси, таким как нарты,береста,мыг – хат,парка, малица, сах, унты и др.)
А что вы знаете о нартах,ребята (Ответ детей)
Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. (Воспитатель указывает на слайд с нужным изображением.) Без хороших нарт в тундре не обойтись. Нарты строят мужчины. Эти сани изготавливают из лиственницы, поэтому они получаются прочными и легкими. Древесина этого дерева обеспечивает хорошее скольжение как по снегу, так и по растительному покрову, не нарушая его. На нартах оленеводы ездят на свои пастбища. Ребята, давайте мы с вами попробуем, каково это быть оленеводом и поиграем с вами в игру.
Игра «Загони оленя»
Дети распределяются на две группы : оленей и оленеводов, последние пытаются загнать оленей в стойло, после чего дети меняются ролями.
Ребята, а вы знаете во что одеваются коренные народы Севера – ханты и манси? Поскольку большую часть года на Севере холодно,то местные жители носят теплую одежду, такую как парка (куртка), малица, на ноги одевают унты, женщины любят носить яркие расписные платки.
Всю свою утепленную одежду ханты и манси делают из оленьих шкур. (На проекторе показывают соответствующие слайды).
Ребята, летом на севере светло, яркое солнце освещает бескрайние северные просторы, а зимой здесь можно увидеть необычайное явление – северное сияние, которое появляется в разных формах и размерах, несколько раз в сутки. (Зажигается разноцветный шар, имитирующий северное сияние).
Традиции. Праздники и ритуалы
Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов!
Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .
Еда
Основным питанием хантов всегда являлось мясо диких животных и оленей. Его употребляли во всех видах. Мясо варили, запекали, вялили, солили, ели сырым. Употребляется кровь животных, которая считается очень питательной. Мясо придает силы и энергию. Рацион немного разбавляется растительными продуктами: ягодами, кедровыми орехами, корешками. После закалывания оленя его разделывали и сразу начинали есть. Это считалось деликатесным блюдом. От туши отрезают кусок, обмакивают в теплую кровь и едят. После контактов с русскими у хантов распространился обычай есть хлеб. Его готовят разными способами. Делают обычный хлеб, также его выпекают с икрой, оленьей кровью. Тесто замешивается на рыбном бульоне.
Большую часть питания составляет рыба. Ее вялят, коптят, жарят, делают строганину (свежемороженая сырая рыба, нарезаемая тонкими полосками). Деликатесное блюдо — филе из рыбы красных пород, смешанное с ягодами, заправленное рыбьим жиром. Распространенный способ заготовки на зиму — юкола. Это вялено-сушеная потрошенная тушка, мясо которой нарезают квадратами. Рыбу рядами вывешивают на солнце, где она находится несколько дней. В качестве напитков употребляется чай, оленье молоко.
[править] Язык
Родной язык хантов принадлежит к угорской группе финно-угорской языковой семьи, близок венгерскому и особенно мансийскому языкам. Отличается диалектическим богатством. Существует 3 диалекта: восточный, северный и южный (исчезнувший). Литература развивается на основе казымского, шуришкарского, сургутского и ваховского говоров.
До появления письменности ханты использовали знаки тамга, на которых изображались сакральные символы и пиктограммы, служившие личной печатью или подписью уполномоченных лиц. Первые попытки создать письменность на основе кириллицы были сделаны в конце XIX века. В 1931 году была разработана письменность на основе латиницы. С 1937 года язык переведен на кириллицу. Всего было проведено 5 реформ письменности. Единая графическая основа была введена только в 2008 году, но используется редко.
Хантыйский язык считается языком коренного малочисленного народа России, используется некоторыми местными СМИ и изучается в школах. Количество носителей постоянно сокращается.
Общие сведения о Ханты-Мансийском автономном округе
Отличительные особенности. Мекка для тех, кто любит черные деньги. Место, из которого ежегодно выкачивается более 50 % всей Российской нефти, большая часть которой продается на Запад, делая олигархов с каждым днем все богаче. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра занимает первое место в России по нефтедобыче, и второе по газодобыче. Основные крупные города сосредоточены вокруг нефтяных месторождений. Население в них постоянно растет — многие верят, что это своеобразная «Американская мечта». Правда, посреди таежных просторов Сибири.
Черное золото. Оно окрашивает многие сердца именно в такой цвет
Несмотря на обилие промышленных городов, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре до сих пор сохранились малочисленные коренные жители: ханты, манси, ненцы. Это народ с богатейшей историей, многовековыми традициями, уникальной культурой. Основными занятиями для них являются охота, рыбалка, пушной промысел, животноводство.
Манси и карапузы мансята. Фото by dreamer (http://fotki.yandex.ru/users/valeriy-dreamer/)
В Ханты-Мансийском автономном округе достаточно серьезно развит туризм всех видов. Это и неудивительно, ведь холмы и возвышенности открывают безграничные возможности для горных лыж, сноубординга, кайтинга. А любители спортивного и экологического туризма смогут с удовольствием осваивать многочисленные природные парки, заказники. И даже побывать в двух государственных заповедниках.
Кстати, об экологии. А вот тут все плохо. Выбросы от сжигания нефтяного газа, продукты нефтепереработки, загрязнения выхлопными газами крупных городов — все это наносит непоправимый вред природе и здоровью людей.
Так поджигают небо
Географическое местоположение. На территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры тысячи рек и озер. Главные реки — Обь и Иртыш. Треть округа — это болота, а более 50% всей территории — таежные леса. Рельеф округа — это равнины, предгорья, горы, высота которых достигает почти 2000 метров.
На юге Ханты-Мансийский автономный округ — Югра граничит с Уватским и Тобольским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке — с Томской областью и Красноярским краем, на юго-западе со Свердловской областью, на северо-западе — с Республикой Коми, на севере с Ямало-Ненецким автономным округом.
Население округа 1 584 063 человек, и по уровню урбанизации Ханты-Мансийский автономный округ занимает пятое место в России. Уровень рождаемости один из самых высоких в Росси, а уровень смертности один из самых низких. Обусловлено это как высоким уровнем численности женщин активного репродуктивного возраста, повышенным качеством и уровнем жизни, так и хорошо развитой системой здравоохранения.
Основное население — это русские, их в Ханты-мансийском автономном округе — Юрге более 68%. Кроме них проживают татары, украинцы, башкиры — 16%. Стоит отметить, что коренные жители этой таежной цитадели ханты и манси — всего лишь скромные 2% от общего количества населения округа.
Криминал. Уровень преступности — 23 место по России. По словам Начальника МВД округа, уровень преступности непрерывно снижается. Полиция успешно борется со всяческими нарушениями закона — от организации незаконных притонов до убийств, разбойных нападений и коррупции во власти. При этом проблемами остаются достаточно высокий уровень краж и наркомания.
Уровень безработицы составляет 5, 3% и по сравнению с прошлым годом он снизился на 1%. По уровню зарплат — ну тут в крупных городах осуществилось желание Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее». Зарплата простого учителя, например, может составлять более 45 000 рублей в месяц. Средняя же зарплата в округе — более 50 000 рублей. Что само собой, ведет к нескончаемому ручейку мигрантов с юга.
Стоимость недвижимости. Жить в городах Больших Возможностей — это недешевое удовольствие. Нормальная 1-комнатная квартира в Сургуте метров на 40 обойдется Вам не менее 3 млн. рублей, в Нижневартовске — 2,7 млн. рублей, а в Нефтеюганске более 3,3 млн. рублей. Ну и снять квартиру здесь стоит недешево — однушки, например, начинаются от 20 000 рублей в месяц.
Климат. Зимы снежные, продолжительные (с октября по апрель), температура может достигать −60 °С, но в среднем она держится на отметке −20 °С. Да и лето не будет баловать теплолюбивых людей — средняя температура составляет всего +16,5 °С. За год выпадает 400-620 мм осадков, основная их часть приходится на теплое время года.
Вечный холод или последняя обитель мамонтов
Почитаемые божества
Мифологическое мировоззрение этих народов подразделяется на три яруса. Каждый из них представлен своим божеством.
Верхнего мира
Верховному богу — Нум-Торуму принадлежит небесный или верхний мир. Он создает дневной свет и хранит мораль и порядок в человеческих душах. Про него сочинены разные сказки. Его изображают стариком в расшитой золотом одежде, в доме полном сокровищ. Он следит за миром людей с помощью отверстия в своем роскошном жилище.
Среднего мира
Это мир людей. В нем живет много богов и духов. В основном, это родственники Нум-Торума.
Основные боги:
- Най-ими — богиня, правящая огнем;
- Тылащ-ими — месяц;
- Мув-Анки — мать-земля;
- Янь-щут-ики — повелитель воды.
Нижнего мира
Нижним или подземным миром правит Куль — брат Нум-Торума, он же злой дух.
Другое название этого мира — елы-ма. Это обитель мертвых. Здесь никогда не бывает солнца. Зато есть месяц, но он никогда не становится полной луной.
Каждую неделю Куль получает список от Нум-Торума, в котором указано, кто должен умереть. Бывает, что правитель подземного мира забирает душу по ошибке, но обязан ее вернуть. Так люди объясняют продолжительные обмороки.
[править] Происхождение
Археологи связали происхождение ранних угорских народов, общих предков венгров, хантов и манси, с саргатской и кулайской археологическими культурами юга Западной Сибири в раннем железном веке. Упадок этих культур в середине I тысячелетия до н. э. вызвал миграцию части угров на запад и север. Северная ветвь в VI—IX вв. делится на хантов и манси. Предки хантов населяли территорию восточнее и севернее манси.
На рубеже I и II тысячелетий н. э. образовались северная, южная и восточная группы хантов. Сохранив ту же глиняную посуду, глиняные антропоморфные фигурки, обработку бронзы, они существенно различались погребальными обрядами. Археологи считают, что эти различия были основаны на факторах окружающей среды. Но генетические исследования в начале XXI века показали существенные различия в происхождении разных групп хантов. Таким образом, северо-западная территориальная группа, как и соседи манси, сформировалась в основном за счет переселенцев из северо-востока Европы и лишь частично из Азии, а более восточные — в основном за счет выходцев из Восточной Сибири и Алтая.
Храмы для посещения
Духовник иерей Ханты-Мансийской и Сургутской епархии Павел проводит Божественные Литургии в разных храмах городов. Ознакомиться с его расписанием можно на официальном сайте — Югра Православная или в группе VK.
Епархии ХМАО насчитывают 156 церквей, храмов и молитвенных домов.
Воскресенский собор
Храм Воскресения Христова в Ханты-Мансийске возвели 25 июня 2005 г. Это кафедральный собор, посвященный воскрешению Христа.
Комплекс состоит из:
- православного парка;
- воскресной школы;
- гимназии.
На территории парка находятся фонтаны, которые включают летом.
Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»
Знаменская церковь в Ханты-Мансийске выполнена из дерева. Ее строительство длилось четыре года: с 1991—1995 гг. Ежедневно можно посетить богослужения.
В ней располагается:
- видеотека и библиотека;
- воскресная школа;
- детский сад.
Покровский собор
Дата строительства храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ханты-Мансийске неизвестна. Есть упоминание о том, что Тобольский митрополит Федор строил на языческих капищах христианские храмы в 1712 г.
Храм имеет три престола:
- главный;
- южный;
- северный.
Каждое воскресенье можно посетить Божественную литургию. Ее проводят в 8 утра.
Традиционный шаманизм
Каждое поселение имело своего шамана. Селяне через него общались с духами и богами.
В обязанности колдуна входило:
- предсказание будущего;
- целительство;
- поддержка связи живых с мертвыми.
Также шаман, в случае беды, должен был утешить человека.
Без него могли обходиться в церемониях:
- рождения ребенка;
- бракосочетания;
- погребения.
Эти обряды совершались священнослужителями или старейшинами.
Колдуна всегда приглашали:
- на тяжелые роды — в качестве целителя;
- на женитьбу — как хранителя;
- на похороны — в роли опытного провожатого.
Во время жертвоприношений шаман указывал, какое животное нужно зарезать. Обычно жертвовали оленей или лошадей. Сам же колдун никого не убивал, он провожал душу зверя и молился. Обряд проводили с целью избавления от бед или болезней.
Мифология
В мифах этих народов выражено идолопоклонничество.
Несколько сказаний:
- В мифе о появлении Земли говорится, что вода — основа всего живого. Земля была глубоко под водой, но сверху плавал клочок торфа. На нем стоял дом, в котором проживали жена и муж. У них была водоплавающая птица — гагра. Она своим клювом доставала из воды маленькие кусочки земли и крепила их к островку.
- Про форму, рост и вращение Земли жене и мужу рассказывает их внук — белый ворон. Когда земля стала очень большой, ворон долго не прилетал — был на разведке. Ворон проголодался и увидел труп человека. Он съел три кусочка и перекрасился в черный цвет. Бабушка с дедушкой огорчились его поведением, и он остался таким навсегда.
Занятия Хантов
Традиционными занятиями Хантов было рыболовство на таких реках как Обь или Иртыш, охота на пушного зверя, лосей и медведей. Развито было и оленеводство. Причем тип оленеводство зависел от климатической зоны. Так в районе тундры и лесотундры развивалось оленеводство самодийской разновидности, представляющей собой большие стада от 1 тыс. до 1,5 тыс. голов выращиваемых для мяса и шкур. При этом кочевья этого типа имели меридиональное направление, представляющее собой переход стада в весеннее время в северные регионы, а в осенний период на юг. Для лесного оленеводства характерны небольшие стада, которые выпасают вблизи поселений. Олени в этом случае используются в качестве транспортного средства. На юге и вдоль реки Оби было более распространено овощеводство, сочетающееся с животноводством. Основными занятиями женщин являлись собирательство, шитье одежды из оленьих шкур и бисерная вышивка. Традиционно Ханты передвигаются на лыжах или с помощью оленьих либо собачьих упряжках. В летнее время Ханты сплавлялись на лодках. Однако, не смотря существенные изменения жизни население сельской местности, как и раньше, предпочитает вести традиционное хозяйство.
В зимнее время года Ханты проживали в постоянных поселениях — зимовках, а с наступлением весны выезжали в сезонные поселения, которые располагались вблизи рыболовных мест. Зимовки представляли собой капитальные строения каркасной формы с углублением в землю, либо пирамидальные постройки, иногда в форме усечённой пирамиды, а также срубные постройки. Отапливались строения благодаря глинобитным очагам открытой формы, реже печкой из железа. Сезонные строения представляли собой каркасные жилища, построенные из жердей, покрытые древесной корой. Для поселений Хантов как зимних, так и летних характерно разбросанное расположение построек. Так, жилое строение соседствовало с несколькими амбарными постройками, вместе с тем, делались дополнительные навесы, под которыми хранились необходимые в хозяйстве вещи и инструменты, а также стояла печь либо очаг открытой формы для приготовления пищи и выпечки хлеба, специальные приспособления для сушки одежды и рыболовных сетей. Кроме того, под навесами подвешивалась рыба, которую таким образом, коптили или вяли. Под навесами обычно располагались собаки. К началу 20 века в селеньях стали строить бани. Для охоты в лесной зоне строились избушки.
Ханты – народ лесов
С древних времён ханты занимаются речным рыболовством и охотой. Их богатый край идеально подходит для этого. В старину ханты обменивали пушнину, рога, шкуры животных на ценности, которые привозили чужеземцы. Сравнительно недавно, два века назад, ханты стали заниматься оленеводством.
Как вы понимаете, жизнь предков народа проходила в лесах, а потому поклонение природе стало основой верований хантов. Их предания открывают невероятны мир божеств и духов, но особенное место отводится священным животным.
Среди них я бы выделила медведя. В легендах хантов говорится, что именно этот зверь принёс людям огонь, а от медведицы родилась первая женщина, которая дала жизнь человеческому роду.
История и культура жителей Ханты-Мансийского АО
Манси и ханты имеют одно название — обские Угры. Это родственные народы, с практически одинаковой культурой.
Считается, что у них общее:
- происхождение;
- внешность;
- история;
- смешанные браки.
Обские Угры живут на севере Западной Сибири.
В областях:
- Томской;
- Свердловской;
- Тюменской.
Ханты
Поселения хантов располагаются близ лесов. Это коренная сибирская нация. Численность народонаселения — 31 тысяча. Их зимняя одежда роскошнее, чем у манси. Разговаривают на хантыйском и русском.
Они промышляют:
- охотой;
- рыболовством;
- оленеводством.
Манси
Манси проживают в тундре. Они — кочевники. На 2021 год численность населения — 12 тысяч. Говорят на мансийском и русском языках.
Их занятия:
- рыболовство;
- оленеводство;
- земледелие;
- охота.
Древние верования народов
Эти два народа верят в языческих божеств. С приходом и принятием христианства ханты и манси перенесли статуи идолов в леса.
Они преклоняются перед:
- деревьями;
- духами природы;
- тотемами зверей;
- усопшими праотцами.
Жертвоприношения иконам
Руководствуясь собственными обычаями, обские Угры мажут кровью губы святым.
В любой семье найдется православная икона. Их лики сравниваются с языческими богами. Когда в каком-либо деле человек нуждается в помощи, он ее просит у Николая Чудотворца. Для хантов и манси он олицетворяет верховное божество — Нум-Торума. Калтась-эква — Богоматерь, она же богиня земли. Такое смешение религий не удалось побороть христианским священникам.
Медвежий праздник
Обские Угры верят в то, что они произошли от медведей. Это животное для них — тотем. Но убить его считается в порядке вещей. Когда медведь добыт, празднуют все жители.
Обряд с животным:
- добыта медведица — празднуют 4 дня, если самец — 5 дней;
- разделывают животное — снимают шкуру при всей деревне;
- передние лапы не трогают — между ними укладывают отрезанную голову;
- на самца одевают намордник из белого слоя коры березы, на глаза вешают серебряные монеты;
- голову самки украшают платком, шею обматывают бисерными бусами.
В любом доме можно увидеть медвежью шкуру. Охота на этого зверя ведется постоянно.
Во время праздника:
- едят мясо медведя и блюда народной кухни;
- распевают ритуальные песни;
- организуют выступления в забавной форме;
- танцуют.
Актеры — только мужчины, исполняющие и женские роли тоже. Всеми обрядами они снимают вину за убийство животного.
Традиция кровной мести
У этих народов считается нормальным, если целые династии воюют друг с другом. Когда убит родственник, расплачивается вся семья преступника.
Традиция распространяется и на медведей. Когда животное убивает своего охотника, то родственник покойного обязан отомстить. Добытое тело косолапого убийцы принято сжигать.
В таком случае не приняты:
- гулянья;
- обряды;
- его поедание.
Убить такого зверя — честь.
Почитание духов природы
Поклонение стихиям природы — древнейшее верование этих народов. Вся природа является живой. Когда требуется срубить дерево — просят прощения.
К признакам жизненной силы природы относятся:
- дыхание;
- движение;
- рост.
Например, сухое дерево считается мертвым. Снег, летящий с неба, — живой, а упавший на землю — умерший. Сила жизни селится в камни, форма которых похожа на человека или животного.
У этих народов ритуальное общение с духами. Разговаривать с ними помогает шаман. Ханты и манси почитают лесных и водных духов.
Воздушное погребение
Воздушное погребение — древняя религиозная традиция. Она практиковалась до XX века. Так хоронили только мужчин, женщин же придавали земле. Тело усопшего вешали на специальном карнизе или укладывали на самодельной возвышенности.
Это делали, чтобы придать тело:
- воздуху;
- духу;
- свету;
- дереву.
С помощью обряда душа улетает для перерождения и дальнейшего воплощения на земле.
Так же погребали мертвых:
- индейцы в Северной Америке;
- грузины;
- абхазо-адыги;
- японцы.