Свято-троицкая александро-невская лавра

Памятники монастыря

Расположен перед воротами Лавры. Скульптором выступил А.Г. Козенюк, он считал эту работу важнейшей в жизни. Эскизы дважды побеждали в городском соревновании на лучший проект монумента, и в 2000 году они были утверждены. Установлен монумент был в 2002 году. По замыслу художника, в личности князя соединились идеи духовности, доблести и службы стране.

Памятник «2000 лет от Рождества Христова»

Представляет собой монумент высотой почти семь метров, расположен у бокового прохода в Лавру. Автор — Э.П. Соловьева.

Памятник «За веру Христову пострадавшим»

Создан в 2005 году и посвящен всем новомученникам и проповедникам, погибшим за православие в ХХ веке. Его основным элементом является крест, символ веры, и лик Христа. Они заключены в круг, символизирующий спасение с помощью самопожертвования Христа и призыв избавиться от противостояний и кровопролития.

Поклонный Крест

Появление Креста в Лавре приурочено к возобновлению дружеских отношений между Московским Патриархом и Русской Зарубежной Церковью.

Панно Святого Александра Невского

Бронзовое панно объединяет изображение великого князя, перемещение его мощей и основание Лавры. Закреплено на стене Просфорного корпуса.

Каменный киот с Коневской иконой Божьей Матери

Памятник разместился на заднем дворике Лавры, рядом устроен маленький сад и беседка. Он был размещен на площадке, где в советское время хранили стройматериалы, а потом устроили автостоянку. Изготовлен мраморный лик Богоматери был в мастерской на территории Лавры Александра Невского в Санкт-Петербурге.

История постройки

Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.

Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.

Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.

По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.

Просветительская деятельность

В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.

Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.


Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.

Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.

Послереволюционный период

В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.

Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.

Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.


Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.

Некрополь мастеров искусств

Изначально это было Тихвинское кладбище, где хоронили знаменитых деятелей культуры. В свое время оно насчитывало 1300 могил.

Но после революции кладбище пришло в упадок и в советское время из него решили сделать некрополь. Все старые могилы снесли, а на их место перезахоронили знаменитых людей советской эпохи.

Это настоящий музей. Надгробия здесь совершенно не похожи на могилы. Поскольку большинство из них делалось в советское время, то они без крестов.

Здесь находятся памятники известным литераторам, поэтам, композиторам, скульпторам, художникам, артистам, таким как П. Вяземский, А.Глазунов, М.Глинка, Н.Гнедич, И.Горбунов, Ф.Достоевский, А.Бородин, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков, П.Чайковский, И.Крамский, Б.Кустодиев, И.Шишкин, И.Дмитревский, П.Каратыгин, и другим представителям российской культуры и искусства XIX-XX вв.

На входе можно бесплатно взять карту с могилами самых известных людей

На территории есть музей скульптур. Он входит в стоимость билета. Внутри есть автомат с кофе и бесплатный туалет.

Также здесь представлены все памятники Петербурга в миниатюре.

Только тут можно детально рассмотреть все памятникиЗа многими памятниками исторические фотографии, как из создавали

История создания обители

В 1704 году Петр I высказывал мысль о постройке нового монастыря, который станет военной защитой и оплотом православия на отвоеванном у шведов балтийском побережье.

В ходе строительства Петербурга стало очевидно, что новый монастырь будет входить в план застройки северной столицы. Однако постоянная угроза шведского нападения откладывала реализацию этого замысла.

Лишь после Полтавской битвы и взятия Выборга, стало понятно, что шведское наступление на Петербург стало невозможным уже навсегда.

В 1710 году государь возвращается к идее постройки монашеской обители. Он исследует окрестности Петербурга и определяет место расположения будущей православной святыни. Здесь берет свое начало Александро-Невская лавра. И место, избранное для монастыря, было не случайным.

Есть легенда, что Петр I считал это место впадения Черной речки в Неву местом знаменитой битвы молодого князя Александра Ярославича со шведами в далеком 1240 году, в результате которой, после разгрома шведов, воин получил свое новое имя – Александр Невский. Однако это народное предположение не соответствует действительности.


Мнение эксперта

Екатерина Смирнова

Наш любимый историк

Исторический факт! Невская битва произошла 23 июля 1240 года возле слияния реки Ижоры с Невой, что находится намного выше по невскому течению.

Скорее всего, такая легенда основывалась на следующей знаковой победе русского оружия. Ниже по течению Невы, в пределах зрительной видимости, на противоположном берегу, сын Александра Невского новгородский князь Андрей Александрович взял шведскую крепость Ландскрону.

Очевидно, в те годы, когда история отслеживалась по редким летописям, эти два героических события наложились друг на друга в народном эпосе и воплотились в одну художественную легенду.

Доподлинно известно то, что в 1710 году, стоя у впадения Черной речки в Неву, государь указал на заросшее кустарником побережье и сказал: «Здесь быть монастырю». Архимандрит Феодосий освятил это место и вскоре, с соблюдением всех православных обычаев, здесь заложили деревянную церковь – первый храм монастырской обители.

Спустя время, в день Благовещения 25 марта 1713 года, произошло торжественное освящение этой церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и с этого знаменательного дня Александро-Невская лавра начинает отсчет своей летописи.

После служения литургии, в присутствии Петра I сделали закладку и первых келий. С тех пор 25 марта считается официальной датой основания Александро-Невской монашеской обители.

Мастерские

Александро-Невская Лавра знаменита своими ремесленными мастерскими. В них создаются не просто предметы для отправления культа, а подлинные произведения искусства. О сбережении старинной иконографии заботятся специалисты, работающие в реставрационной мастерской. Ее организовали в конце 20 века по распоряжению епископа Назария. Активное участие в деятельности мастерской принимает профессор А.Крылов и иконописец Д.Мироненко. Под их руководством создан новый образ молящегося Александра Невского, изображенного на фоне Троицкой Лавры.

Мастера, трудящиеся в художественно-ювелирной мастерской, производят предметы для богослужения. В своих работах, они используют разнообразные техники – литье, эмалирование, резьбу, гравировку. Ювелирные изделия выполнены из благородных металлов, драгоценных и поделочных камней, редких пород дерева, слоновой кости. В Федоровском корпусе обители с 2006. размещается швейная мастерская. Её сотрудники разрабатывают дизайн материалов для церковного облачения и декора храмовых помещений. Источниками вдохновения часто служат музейные экспонаты, старинные иллюстрации.

С 1974 г. в Ленинграде действует творческая группа керамистов « Альфа». Она занимается созданием образцов новых фарфоровых изделий, в т.ч. с религиозной тематикой. Группа участвовала в выпуске штофа «Невский» с барельефом святого, пасхальных сувенирных яиц, серии фарфоровой посуды «Кижи». В 2007 году «Альфа» преобразована в отдельную художественную мастерскую, которая базируется на территории обители. Монастырь также имеет собственное гончарное производство. В гончарне налажено изготовление посуды, предметов домашнего обихода, игрушек. Продукция реализуется через магазин. Кроме того, в выходные дни для посетителей Лавры организуются мастер-классы. Их участники обучаются навыкам гончарного ремесла.

В конце 90-х гг. 20 в. при монастыре была организована киотная мастерская. Она специализируется на создании и реставрации окладов для хранения икон. Мастера также проводят консультации о правильном обустройстве иконостаса в домашних условиях. Особое место среди монастырских мастерских занимает печатно – графическая. Ее основная продукция – литографии, линогравюры, офорты. В процессе работы применяются старинные технологии ручного печатания. Иллюстрации обладают высокохудожественной ценностью. Они издаются малыми тиражами и являются предметами коллекционирования.

История возникновения и существования

Территория лавры – это целый архитектурный комплекс, выстроенный по проекту Доменико Трезини, главного архитектора Санкт-Петербурга. По его замыслу монастырь должен был предстать сразу в нескольких качествах одновременно: дворец и учреждение различного назначения – духовного, благотворительного, трудового, учебного.

Начало строительства

Участок для возведения монастыря выбрал сам Петр I.

Соединив обитель с центром Петербурга, монахи проложили дорогу к Адмиралтейству, которая впоследствии превратилась в Невский проспект. Еще при Петре Великом в монастыре появилась типография, заработала школа для детей священнослужителей, впоследствии преобразованная в Славяно-греко-латинскую семинарию.

XVIII — XIX века

XIX век — время наивысшего расцвета обители. Благодаря покровительству царской семьи монастырь был богатейшим в стране, к 1917 году число его насельников превышало 100 человек.

XX век

После издания Декрета об отделении церкви от государства монастырь продолжил свое существование до 1932 года. После на территории лавры возникли различные организации и учреждения, во время Великой Отечественной Войны располагался военный госпиталь.

Возрождение монашеской обители началось в 1996 году. С тех пор продолжается ее реставрация. В 2002 году на площади перед храмом открыли памятник Александру Невскому, автором которого является скульптор Валентин Козенюк.

Троицкая Александро-Невская лавра сегодня

Центральный монастырский двор окружает несколько строений.

Митрополичий корпус замыкает двор с западной стороны. С угловыми башнями он соединен одноэтажными крыльями. Центральная часть расположена напротив Свято-Троицкого собора, что подчеркивает приоритетное значение Архиерейского дома в структуре обители. Внешний фасад выходит на Лаврский проезд и Митрополичий сад.

Просфорный корпус расположен на севере, вдоль набережной реки Монастырки. Он представляет собой двухэтажное строение, связанное галереями с Ризничной башней и Благовещенскими воротами — главным входом в монастырский двор.

Семинарский корпус по стилю и форме является прообразом Просфорного корпуса. Он находится на юге комплекса, граничит с Феодоровским корпусом и Библиотечной башней.

Духовской и Феодоровский корпуса отходят симметричными трехсекционными уступами в разные стороны от Троицкого собора. Изначально открытые двухярусные галереи пришлось застеклить из-за сурового петербургского климата. В Феодоровском корпусе с 2004 г. работает общедоступная трапезная на 80 мест. В 2010 г. здесь открыли чайную, где можно отведать или заказать монастырскую выпечку.

Чайная, Александро-Невская лавра

Ризничная и Библиотечная башни в полной мере оправдывают свои названия. В первой находилась ризница с реликвиями и ценностями, во второй — старейшая в епархии библиотека. В 1910 г. бо́льшую часть фондов переместили в построенный со стороны Никольского кладбища Библиотечный корпус. Рядом с ним располагается здание Консистории.

План на официальном сайте Александро-Невской лавры

В границах центрального двора находится Свято-Троицкий собор, несколько церквей, а также Казачье кладбище. После 2000 г. на территории Лавры были установлены:

  • памятник «2000-лет от Рождества Христова»;
  • памятник «За веру Христову пострадавшим»;
  • поклонный крест в честь 5-летия подписания Акта о каноническом общении МП с зарубежной РПЦ;
  • рельефное бронзовое панно на Просфорном корпусе в честь 300-летия Лавры;
  • мраморный киот с образом Коневской иконы Божией Матери.

Памятник «За веру Христову пострадавшим», Елена Кулешина

Первые четыре работы выполнены скульптором Э. Соловьевой безвозмездно. Последний изготовили мастера обители.

Александро-Невская лавра имеет собственное издательство и несколько мастерских:

  • иконописно-реставрационную;
  • ювелирную;
  • швейную;
  • фарфоровую;
  • гончарную;
  • иконно-киотную;
  • эстампную.

В монастыре есть пекарня и церковные лавки. В феврале 2018 г. открылась собственная сыроварня.

Музей

Для широкого круга посетителей Древлехранилище открылось в 2013 г. здесь представлены коллекции икон, русской религиозной живописи, деревянной скульптуры и мебели, церковной утвари, облачений священнослужителей. Здесь можно увидеть архивные документы и печатные издания, а также экспозицию фотографий и позитивов.

Музей, Александро-Невская лавра

Библиотека

Общедоступный фонд содержит научную и художественную литературу, периодику, мультимедиа, видеофильмы и аудиозаписи. Печатных изданий насчитывается около 21000. Разделы посвящены истории религии, богословию, философии, педагогике, медицине, монашеству, языкознанию и пр. Имеется справочный фонд и электронный каталог, постоянным читателям выдается абонемент.

Святодуховский центр

Лаврский духовно-просветительский центр, открытый в 2003 г. в помещении бывшей церкви Духовского корпуса. Тут проводятся различные мероприятия — концерты и фестивали, выставки и кинопоказы, конференции и образовательные курсы и многое другое.

Расписание мероприятий ДПЦ «Святодуховский» на Сентябрь 2021 года

Духовской корпус и купол Благовещенской церкви, Ярослав Глухов

Скиты

Андреевский скит расположен недалеко от с. Коркино Всеволожского р-на Ленинградской обл. По преданию, в этих местах побывал Андрей Первозванный, направляясь в Рим.

Николаевский скит находится у Финского залива, на Сойкинском полуострове (Кингисеппский р-он Ленинградской обл.).

Кладбища

В границах монастырского комплекса расположено несколько кладбищ с усыпальницами выдающихся деятелей науки, искусства, культуры, политики и государства.

Лазаревское кладбище

Старейшее из сохранившихся в Санкт-Петербурге: его заложили еще в начале строительства монастыря. Служило оно местом погребения городской знати и представителей княжеских сословий.

Именно поэтому с самого начала захоронений практически все усыпальницы и надгробия на кладбище – настоящие произведения мемориального искусства: каменные или чугунные надгробия с колоннами, скульптурами, гербами, художественной резкой и лепниной. В 1717 году освятили церковь, основанную на кладбище во имя Святого Лазаря.

Здесь похоронены архитекторы, принимавшие участие в создании облика Санкт-Петербурга и Александро-Невской лавры. Среди них:

  • Дж. Кваренги
  • К. И. Росси
  • А. Н. Воронихин
  • И. Е. Старов

На Лазаревском кладбище находится могила ученого, академика М. В. Ломоносова с установленным надгробием в виде мраморной стелы. Памятник установил граф Михаил Воронцов, являющийся покровителем и другом ученого.

Тихвинское кладбище или Некрополь мастеров искусств

При открытии именовалось Новым Лазаревским, так как расположилось напротив самого старого – Лазаревского. В 1873 году здесь освятили церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери, и кладбище переименовали в Тихвинское.

Здесь погребены известные творческие люди – величайшие писатели, композиторы, актеры, художники:

  • Ф. М. Достоевский
  • П. И. Чайковский
  • И. А. Крылов
  • И. И. Шишкин и многие другие гении культуры и искусства

Никольское кладбище

Его основали в лавре третьим по очереди, в 1861 году, и освятили на его территории церковь в честь святого Николая Чудотворца. Здесь похоронены многие представители лаврского духовенства и известные люди своего времени. Например, первый мэр Санкт-Петербурга А. А. Собчак.

К концу прошлого века территория кладбища оказалась сильно запущенной и разрушенной, многие могилы были разорены. За последние годы там провели восстановительную работу, сейчас кладбище действующее, в церкви регулярно проводят богослужения.

Храмы и церкви

Доменико Трезини на протяжении двух лет разрабатывал проект монастырского комплекса. Над воплощением его идеи трудились выдающиеся архитекторы того времени:

  • Теодор Швертфегер
  • Пьетро Трезини
  • Иван Старов
  • Михаил Расторгуев
  • Михаил Земцов и другие мастера

В архитектурном стиле лавры преобладает барокко. Ему соответствуют Феодоровская церковь, Просфорный, Семинарский и Митрополичий корпуса, Благовещенская церковь.

Благовещенская церковь

Свое название она получила в честь церковного праздника, знаменующего получение Девой Марией благой вести от архангела Гавриила о рождении Спасителя. После освящения оно звучит как Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского.

История существования

На верхнем этаже располагался храм Александра Невского, освященный в 1724 году. Именно сюда по распоряжению Петра Великого перенесли мощи святого благоверного князя из владимирской обители, где он был погребен.

В нижнем этаже, в 1725 году, освятили храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, под которым устроили усыпальницу для членов царской семьи и других знатных вельмож. Здесь место упокоения сына Петра I, а также его сестры — царицы Натальи Алексеевны. Надгробия на местах погребения в Благовещенской церкви – искусные произведения мемориальной скульптуры.


В Благовещенской усыпальнице в 1800 году похоронен полководец Александр Васильевич Суворов. Сверху на его могиле простая каменная плита с короткой эпитафией «Здесь лежит Суворов», которую еще при жизни великий полководец избрал сам.

После прихода к власти большевиков здание церкви отошло к различным нецерковных организациям и было сильно повреждено в процессе эксплуатации. В 1940 году Благовещенская церковь полностью отошла в ведение Государственного Музея городской скульптуры и после ремонта открыта для посетителей с 1950 года.

Свято-Троицкий собор

Для центрального сооружения всего архитектурного комплекса немецкий архитектор Теодор Швертфегер создал проект классического однокупольного собора с двумя башнями колоколен, увенчанных шпилями. Но после его возведения оказалось, что конструкция недостаточно прочна и собор разобрали в 1755 году.

Спустя 23 года произвели закладку нового храма по архитектурной разработке Ивана Старова. Торжественное освещение во имя Святой и Живоначальной Троицы произвели в 1790 году, в день памяти святого Александра Невского. В тот же день во вновь отстроенный собор перенесли мощи святого князя, находившиеся до этого в Благовещенской Церкви.

Кладбища Александро-Невской лавры

Монастырскими считаются четыре кладбища, два из которых — Лазаревское и Тихвинское — находятся в ведении Государственного музея городской скульптуры. Они официально называются «Некрополь XVIII в.» и «Некрополь мастеров искусств».

Никольское кладбище

Заложено в 1861 г. Название получило по имени возведенной чуть позже церкви Николая Чудотворца. На Братской площадке хоронили насельников и митрополитов, на остальной территории — писателей, военных, артистов, ученых, первых авиаторов, профессоров. Среди них — скончавшийся в Ватикане митрополит Никодим, писатели И. Гончаров и Н. Каразин, адмирал И. Григорович, первый мэр Санкт-Петербурга А. Собчак, правозащитница Г. Старовойтова.

Некрополь Александро-Невской Лавры к концу XX в. оказался самым запущенным из всех лаврских кладбищ. Виной тому — отсутствия ухода и вандализм. Его не раз пытались реорганизовать в городской парк, но с возрождением обители здесь постепенно начали наводить порядок, создали Аллею Кавалеров ордена А. Невского. Над могилами состоятельных бизнесменов возвышаются шикарные современные надгробья.

Семейное захоронение на Никольском кладбище, Анна Кудрявцева

Лазаревское кладбище

По решению Ленсовета, в 1932 г. кладбище было превращено Музею надгробных памятников. На протяжении нескольких лет со всей округи сюда свозили лучшие надгробия и памятники, после чего было объявлено о создании новой организации — Музея городской скульптуры.

Кладбище появилось с первых лет существования мужского монастыря и служило местом погребения привилегированных особ по особому согласию Петра I. К концу XVIII в. здесь разрешили хоронить представителей купеческих фамилий при условии внесения огромной денежной суммы. Практически с самого начала на Лазаревском появились высокохудожественные надгробия, с которых в начале XX в. даже делались слепки для музейных коллекций. На самом старом из сохранившихся петербургских кладбищ нашли свое упокоение известнейшие личности, в том числе М. Ломоносов, Д. Фонвизин, С. Витте, К. Росси, вдова А. Пушкина Н. Ланская и т. д.

В церкви Праведного Лазаря находится Лазаревская усыпальница, служившая когда-то местом погребения представителей семьи Шереметьевых.

Тихвинское кладбище

Заложено в начале XIX ст. в связи с переполнением Лазаревского кладбища. В конце того же века здесь возвели церковь-усыпальницу на пожертвования купеческой семьи Полежаевых. Ее освятили в честь иконы Тихвинской Богоматери, что послужило смене названия кладбища с Ново-Лазаревского на Тихвинское. В первые годы советской власти была осуществлена его перепланировка и создан мемориальный парк «Некрополь мастеров искусств». Сюда стали привозить надгробия и памятники с других петербургских кладбищ. Могилы, «не представляющие ценности», просто уничтожили. После 1966 г. кладбище закрыли, но в 1972 г. было получено согласие на доставку сюда праха композитора А. Глазунова, а в 1989 г. — на захоронение режиссера Г. Товстоногова.

Среди прочих, на Тихвинском кладбище упокоены Ф. Достоевский, В. Жуковский, М. Глинка, М. Балакирев, А. Боголюбов, П. Вяземский, П. Демидов, Н. Карамзин, П. Клодт, П. Чайковский.

Памятник Чайковскому на Тихвинском кладбище, Анна Кудрявцева

Казачье кладбище

До революции между Митрополичьим корпусом и Троицким собором располагался парковый партер. Первыми перед папертью были захоронены казаки, погибшие при разгоне большевистской демонстрации в 1917 г. Через 2 года площадка стала «коммунистической». Здесь есть братские могилы и погребения революционеров, партработников, чекистов. В годы ВОВ на Казачьем кладбище хоронили генералов, адмиралов и Героев СССР. Здесь упокоены — директор Эрмитажа Б. Легран и руководитель работ по устройству ж/д переправы по «Дороге жизни» И. Зубков.

Памятник на Казачьем кладбище, Елена Кулешина

Благовещенская усыпальница

Первое захоронение — невестки Петра I, вдовствующей царицы Прасковьи Федоровны — относится к 1723 г. Самая известная могила — полководца А. Суворова.

В эпоху дворцовых переворотов в усыпальнице нашли упокоение несколько представителей императорской семьи. Когда места перестало хватать, площадь расширили пристроенными галереями и палатками.

Благовещенская — Александро-Невская церковь, Александро-Невская лавра

История возникновения и существования

Территория лавры – это целый архитектурный комплекс, выстроенный по проекту Доменико Трезини, главного архитектора Санкт-Петербурга. По его замыслу монастырь должен был предстать сразу в нескольких качествах одновременно: дворец и учреждение различного назначения – духовного, благотворительного, трудового, учебного.

Начало строительства

Участок для возведения монастыря выбрал сам Петр I.

Соединив обитель с центром Петербурга, монахи проложили дорогу к Адмиралтейству, которая впоследствии превратилась в Невский проспект. Еще при Петре Великом в монастыре появилась типография, заработала школа для детей священнослужителей, впоследствии преобразованная в Славяно-греко-латинскую семинарию.

XVIII — XIX века

XIX век — время наивысшего расцвета обители. Благодаря покровительству царской семьи монастырь был богатейшим в стране, к 1917 году число его насельников превышало 100 человек.

XX век

После издания Декрета об отделении церкви от государства монастырь продолжил свое существование до 1932 года. После на территории лавры возникли различные организации и учреждения, во время Великой Отечественной Войны располагался военный госпиталь.

Возрождение монашеской обители началось в 1996 году. С тех пор продолжается ее реставрация. В 2002 году на площади перед храмом открыли памятник Александру Невскому, автором которого является скульптор Валентин Козенюк.

Возведение архитектурного комплекса Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге

Руководство строительством монастыря осуществлял архитектор К. Конрат. В 1720 году зодчий Т. Швертфегер выполнил новый проект собора Святой Троицы. По православным религиозным канонам собор алтарной частью был повернут на восток, а главным входом – на запад. Для придания симметричности монастырского фасада вдоль набережной реки Невы в юго-западной части по проекту Швертфегера возвели еще одну церковь. По проекту архитектора Д. Трезини в 1723 году на месте деревянной была построена каменная Благовещенская церковь в стиле петровского барокко (в наши дни эта постройка является самой старой на территории Лавры). Позже напротив Благовещенской церкви был построен мост. В 1725 году был достроен двухэтажный, спланированный в три уступа Духовской братский корпус.

В 1727 году начались работы по возведению Троицкого собора и южной части монастырского комплекса. В разные периоды строительством монастыря занимались архитекторы Швертфегер, Аничков, Земцов, Еропкин. В 1742 году строительство южной части монастыря продолжил архитектор П. Трезини, в 1750-х годах было завершено возведение стен Федоровской церкви, строилась крыша трех уступного Федоровского братского корпуса. По проекту П. Трезини архитектор А. Антониетти возвел южный Семинарский и северный Просфорный корпусы, Митрополичий корпус, расположенный в западной части монастыря. Под руководством зодчего И. Росси были достроены Федоровская церковь и Федоровский братский корпус. В1760-70-е годы были возведены Юго-Западная Библиотечная и Северо-Западная Ризничная башни.

В 1774 году циркумференции замкнули территорию монастыря, за исключением места, на котором планировалось возвести главный монастырский храм. По повелению Императрицы Екатерины II Свято-Троицкий собор с большим куполом на высоком барабане и двумя, выдвинутыми вперед, башнями-колокольнями был спроектирован и сооружен русским архитектором И. Е. Старовым. Строительство началось в 1779, завершение строительства и освящение собора – в 1790 году. Свято-Троицкий собор является шедевром архитектуры в стиле раннего русского классицизма. В том же 1790 году из Благовещенской церкви в новый храм была перенесена рака с мощами Святого Благоверного князя Александра Невского. По проектам архитектора И. Е. Старова были построены въездные ворота в монастырь и надвратная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Старовым так же была выполнена перепланировка площади Александра Невского. В результате расширения Духовского корпуса Александро-Невской Лавры в 1820-х годах были сооружены каменные ворота со стороны реки Монастырки (бывшей Черной речки).

Рядом с Лазаревским кладбищем, ставшим тесным для захоронений, появилось Ново-Лазаревское – некрополь деятелей искусств. В 1861 году к востоку от Александро-Невской Лавры было основано Никольское кладбище. В наши дни оно является единственным местом на территории Лавры, где возможны захоронения.

В XX веке Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге как религиозно-духовный центр пережила все перипетии истории, которые выпали на долю Советского Союза и России. В наши дни Лавре возвращены почти все монастырские постройки и храмы (на территории Лавры расположено примерно 16 церквей). Александро-Невская Лавра является зримым воплощением духовных устремлений православных христиан в прошлом, настоящем и будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector