Таинственная история горы арарат
Содержание:
В Библии
Йозеф Антон Кох, Пейзаж с жертвоприношением Ноя, 1803 г. На заднем плане видна гора с ковчегом на вершине.
В Библии упоминаются «горы Араратские». Согласно современным представлениям, речь идёт об Урарту — местности на севере Ассирии и, в другое время, государстве севернее Ассирии. Ноев ковчег, согласно Библии, сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт 8:4):
Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат.
Есть версия, что сказание о всемирном потопе, описываемое в Библии, связано с месопотамскими преданиями. Однако в целом разные варианты сказания о всемирном потопе встречаются среди многих народов, вплоть до Австралии, островов Океании и индейских племён, что может говорить о более древнем источнике. Подробнее см. . Согласно Новосельцеву, месопотамский миф о потопе был в ассирийский период связан с южными отрогами Армянского нагорья. Иосиф Флавий в I в н. э. сообщал, ссылаясь на халдеянина Бероса, что остатки ковчега сохранились «в Армении на горе Кордуйской» — согласно Новосельцеву, в Кордиенских горах, то есть горном хребте, непосредственно примыкающем с севера к Месопотамской равнине.
По мнению Новосельцева, отождествление горы Ноя с современным Араратом, по-видимому, сложилось после V века в церковных кругах вне Армении, откуда оно попало и в эту страну. Согласно Православной энциклопедии, лишь начиная с XI—XII вв. армянской, а затем и другими традициями Масис (устаревшее армянское название Арарата) стал отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег.
В развитие этой традиции европейцы дали горе название «Арарат» (см. раздел ).
Вокруг этой традиции у местных народов сложился комплекс легенд. Арарат является священным местом для армян (см. также раздел ). Персидская легенда называет Арарат колыбелью человечества. Считалось, что деревня Ахури на склоне Арарата находится на месте, где Ной построил алтарь и посадил первый виноградник, а её название выводили из армянского «он посадил лозу»). Название города Маранд выводили из армянского «здесь находится мать» и считали местом смерти и захоронения жены Ноя. Название города Нахичевань трактовали как «он впервые сошёл» и идентифицировали с местом высадки Ноя[неавторитетный источник?]. Считалось, что на вершине горы халдеи поклонялись звёздам, и трое из них последовали за Вифлеемской звездой к месту рождения Иисуса Христа[неавторитетный источник?].
Святой Яков и недосягаемость вершины Арарата
Армянский монастырь св. Якова на склоне горы Арарат. Зарисовка Ф. Паррота 1829 года
С XIII века европейцам известна армянская легенда о Святом Якове (Агопе) (являющаяся адаптацией более ранней легенды о Святом Иакове Низибийском, в которой фигурирует гора Джуди). Этот монах страждал подняться на вершину горы и поклониться ковчегу, который был виден в хорошую погоду. Трижды пытался он взойти на вершину, но, поднявшись на большую высоту, каждый раз засыпал, а проснувшись, он обнаруживал себя у подножия горы. После третьей попытки ему во сне явился ангел и сказал, что Бог запретил смертным восходить на священную вершину и касаться ковчега. Но в награду за стремление к святыне ангел даровал монаху кусок дерева, из которого был сделан ковчег. Святому Якову был посвящён монастырь, расположенный выше деревни Ахури (деревня и монастырь были полностью разрушены в 1840 году, см. раздел ).
Невозможность достичь вершины Арарата была, по словам Джеймса Брайса, «почти частью вероучения» армянской церкви. Двое из сопровождавших Паррота (см. раздел ) армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину. Похожая история произошла и с другим покорителем Арарата — Абихом — в 1845 году. Группа англичан, поднимавшихся на гору в 1856 году, получили заверения от курдов и турок, что вершина недосягаема. По мнению Брайса, в 1876 году ни один человек, живущий в зоне видимости Арарата (за исключением, возможно, какого-нибудь хорошо образованного российского чиновника в Ереване), не сомневался, что после Ноя никто не ступал на вершину горы. После восхождения на Арарат Брайс посетил Эчмиадзин, где был представлен управляющему им архимандриту. В ходе беседы Брайс сообщил, что взошёл на гору. Переводчик сказал архимандриту: «Этот англичанин говорит, что был на вершине Масиса». Тот с улыбкой ответил: «Нет, этого не может быть. Никто никогда там не был. Это невозможно».
Как покорить Арарат
Если попробовать разобраться, где находится гора Арарат на карте, можно убедиться в близости ее расположения от армянской границы и отсутствии крупных населенных пунктов в окрестностях. Из -за напряженных отношений между странами-соседями, лучше выбирать более длинный путь и въезжать в Турцию через Грузию. Если целью поездки является восхождение, необходимо будет получить специальное разрешение-визу от турецких властей.
К подножию горы можно добраться автобусом или такси из Вана или Карса, можно также арендовать автомобиль. Небольшое селение Докубеязит является местом сбора всех желающих покорить горную вершину, сюда съезжаются организованные группы и альпинисты-одиночки. Туристов довозят до отметки в 2 300 метров на грузовом автомобиле, далее следует преодолеть 900 метров, оставшихся до базового лагеря. Следующая остановка — в лагере, расположенном на высоте 4 400 метров, выше начинается ледник.
Для безопасного прохождения глетчерных полей нужно необходимое снаряжение и альпинистский опыт, хотя плавный подъем с северной стороны делает восхождение вполне доступным. Захватывающий вид с вершины горы на три прилегающих к нему страны и ни с чем несравнимое счастье от покорения легендарного Арарата станут достойной наградой за с честью преодоленные трудности.
Интересные факты
Слово «Арарат» отождествляют с древним государством Урарту, существовавшим на территории Армянского нагорья еще в доисторический период. Из входивших в его состав племен формировался армянский этнос.
Ереван на фоне горы Арарат, Грач Оганесян
Араратом называется область в Армении, граничащая с Турцией и Азербайджаном. Здесь расположены одноименные город и село. Тот же топоним носит населенный пункт и аэропорт в австралийском штате Виктория, река в американском штате Вирджиния и гора в Хакасии. Самопровозглашенную Курдскую республику, существовавшую в период с 1927 по 1930 гг., также называли Арарат.
Для армянского народа Арарат — это больше, чем любимый образ Родины, это немой свидетель национальной судьбы. Гора присутствует на щите, изображенном на государственном гербе. Ее название носит Ереванский коньячный завод, выпускающий целую серию коньяков под брендом «АрАрАт», а также самый известный за пределами Армении футбольный клуб Еревана, популярное в стране радио ФМ, железнодорожная станция и множество других объектов. Горе посвящают стихи и песни.
Вид на Арарат, Грач Оганесян
Киноленту «Арарат», вышедшую на экраны в 2002 году, канадский режиссер и актер Атом Эгоян посвятил геноциду армянского народа в период 1915–23 гг. Фильм получил несколько премий и наград, однако огромных кассовых сборов он не принес.
Русский художник армянского происхождения И. Айвазовский (Ованнес Айвазян) не раз изображал Арарат в своих работах
На вопрос в рамках Парижской выставки, почему в своем творчестве он уделяет внимание армянским видам, мастер воскликнул: «Вот наша Армения!», указав на написанную им в 1889 году картину «Сошествие Ноя с горы Арарат». Сегодня произведение храниться в Национальной галерее Армении, в Ереване
Айвазовский. Сошествие Ноя с Арарата, commons.wikimedia.org
Изображения Арарата присутствовали на денежных купюрах номиналом 100 армянских драм и 100 турецких лир.
Восхождения
Впервые на вершину Большого Арарата поднялся профессор-естествоиспытатель И. Е. Паррот в сентябре 1829 г. В экспедиции приняли участие еще пять человек. Группа отметила свое достижение установкой креста. Восхождение на гору Арарат стало возможным после того, как ее вершины перешла под юрисдикцию Российской империи в ходе подписания в 1828 году Туркманчайского мирного договора.
В сентябре 1876-го Арарат был покорен «в одиночку» Д. Брайсом. Его последователями стали А. Пастухов и А. Абелян (1893–96 гг.). Зимним первопроходцем-одиночкой стал турецкий подданный Б. Эргер. Свой путь он совершил в феврале 1970-го.
Сегодня для восхождения на Арарат требуется получение индивидуального или группового разрешения у турецкой стороны.
История
Эруптивная история
Хотя Арарат обычно считается спящим стратовулканом , похоже, что в исторические времена он проявлял некоторую активность. Предметы, а также человеческие останки, датируемые периодом от 2500 до 2400 г. до н.э. Н.э. , то есть датируемые началом бронзового века , были обнаружены на северо-западном фланге, погребены под пирокластическими потоками, которые, таким образом, считаются датируемыми этим периодом. Другие более свежие следы (примерно 550 г. до н.э. ) были обнаружены на северном склоне выше, и помогли определить дату еще одного извержения. Последняя активность была записана фреатическое извержение сопровождалось насильственным землетрясения на 20 июня 1840 г. (2 июляв григорианском календаре ), эпицентр которого расположен вокруг пропасти Ахора и ведет к лахарам . Сильные толчки сохраняются в течение недели и, кажется, полностью прекратятся в сентябре.
Человеческое занятие
Вид на Арарат с монастырем Хор Вирап .
Помимо следов человеческой деятельности, относящейся к бронзовому веку , средневековые отчеты говорят о покрытой лесом горе Арарат, населенной животными и усеянной деревушками. В Арарате всего два источника: хребет, соединяющий Малый и Большой Арарат (Сардар Бурлах), и источник Сен-Жакоб, рядом с которым находилась деревня Аргури (ранее Акори, ныне Ахора), в бездне реки. то же имя. В этой деревне был женский монастырь Сен-Иаков. Легенда гласит, что на заре христианства в Армении монах, пришедший помолиться на священную гору, был трижды возвращен ангелами к месту его отправления; Затем он решает построить монастырь Сен-Иаков. Во время фреатического извержения в июле 1840 года землетрясение вызвало в пропасти Ахора поток камней, снега и воды, который разрушил Аргури и его монастырь и даже сместил местоположение источника. С тех пор на горе Арарат больше нет постоянного жилья, где растительность бедна. Лишь немногие курдские полукочевники пользуются летом высокогорными пастбищами, особенно возле источника Сардар Бурлах, на высоте 2900 метров.
Гора Арарат часто скрыта облаками, и легенда гласит, что Александр Великий , который провел две недели в Эребуни в пасмурный день, воскликнул, собираясь уйти, и повернулся к нему: «Жаль, Арарат, ты не . ‘не увидели бы Александра’ . Сердце исторической Армении , регион на протяжении веков находился под римским , персидским , византийским , арабским , сельджукским , османским , русским, а с недавнего времени и турецким контролем .
Первые восхождения
Портрет Фридриха Попугая 1829 года.
Гора забрался на в 1829 году Фридрихом Parrot , русский врач, сын Георга Фридриха Parrot , 1 — й ректор Тартуского университета (известный как Дерпте в то время) в Эстонии , а также четверо студентов , чьи Хачатур Абовян . Они пересекают Араксию и направляются в сторону армянского села Аргури, расположенного на северном склоне вулкана, на высоте 1200 метров над уровнем моря. Следуя советы Арутюн Alamdarian в Тифлисе , они создали свой базовый лагерь в монастыре Сен-Иаков, 730 метров выше. Первая попытка восхождения с северо-востока оказалась неудачной из-за отсутствия теплой одежды. Спустя шесть дней, по совету главы села Аргури Степана Ходжянца, восхождение на этот раз предпринимается по северо-западному склону. Достигнув высоты 4885 метров, они повернули обратно до сумерек. Саммит был , наконец , победил в третьей попытке, 27 сентября 1829 (9 октябряпо григорианскому календарю ) в 15 ч 15 . Затем Абовян выкапывает яму во льду и ставит там деревянный крест, обращенный на север. Еще он берет наверху кусок льда и несет его в долине в бутылке, считая воду священной. Через месяц Попугай и Абовян поднимаются на Пти-Арарат.
В Август 1834 г.Козьма Спасский-Автономов совершает восхождение на Арарат, пытаясь доказать, что звезды видны в полдень. Он приносит сверху лед, чтобы крестить сына.
В Июль 1845 г.После трех неудач Абовян возобновил восхождение, на этот раз к юго-востоку от Сардара Булака, в сопровождении германского минералога Отто Вильгельма Германа фон Абиха . Его третье восхождение на Арарат состоялась с британской Генри Danby Seymour в следующем году, из реконструированного села Arguri.
Начинать Август 1850 г., экспедиция под руководством Ю. Ходько, П. Х. Морица и Н. В. Ханикова проводит шесть дней на вершине в научном качестве.
Особенности
Подняться на вершину 5165 метров горы Арарат можно только из Турции и это не так уж просто. Начало восхождения происходит с подножия горы, как говорилось выше из населенного пункта Догубаязит. На высоте 3200 м. разбит палаточный лагерь. До лагеря снаряжение везут домашние животные, в основном ослы.
После адаптации поднимаемся на высоту 4200 метров. Там останавливаемся для акклиматизации. Во время похода может быть и снег и дождь, поэтому нужно альпинистское снаряжение, соответствующая одежда и обувь:
- Термобельё
- Горнолыжная куртка штаны на флисовой основе
- Мембранный дождевик
- Балаклаву для защиты лица от бури, мороза
- Тёплую шапку
- Тёплый свитер
- Перчатки
- Специальные влагоотталкивающие носки
- Ботинки альпинистские не промокаемые с креплением для кошек
- Кошки 12 зубьев, легко снимаются и одеваются
Особенность посещения горы Арарат заключается в правильном выборе альпинистского снаряжения:
- Палатка на двоих двухслойная – защитит от ветра и снега
- Спальник на -10 градусов по Цельсию отлично подойдет чтоб спать в пижаме
- Трехколенные телескопические палки с металлическими фиксаторами
- Газовую горелку для приготовления пищи
- Горнолыжную маску
- Рюкзак
Снаряжение и одежда готова, можно начинать восхождение на Арарат. С 4200 метров поднимаемся к пику вершины. По надобности одеваем кошки, передвигаемся с помощью телескопических палок. Картина неописуемой красоты открывается при достижении вершины. Панорамный вид открывается на восточную Турцию, Армению, Азербайджан и Иран.
Как взобраться на Арарат?
- В настоящее время попытаться взобраться на горную вершину может почти любой путешественник, но для этого нужно преодолеть некоторые сложности. Если внимательно осматривать расположение возвышенности по карте, то можно понять, что она расположена достаточно близко к границе Армении и рядом с ней находится мало жилых поселений. Из-за некоторых недоговорённостей среди стран-соседей, въезжать в Турцию рекомендуется через Грецию, хотя путь при этом получится слегка длиннее. Также, если поездка совершается ради восхождения на вершину Арарата, то перед этим нужно будет получить специальное разрешение-визу от властей Турции.
К возвышенности можно доехать на автобусе или такси из Вана или Карса, при необходимости можно также арендовать автомобильный транспорт. Главным местом, где собираются все туристы, которые хотят покорить Арарат, является населённый пункт Догубаязит. Здесь собираются альпинисты, восходящие на гору одни, а также группы специалистов. На специальном грузовом транспорте путешественников довозят до отметки в 2 300 метров, где им предстоит самим продолжить дорогу и преодолеть около 900 метров, чтобы попасть в базовый лагерь. Следующая точка – это лагерь, который находится на высоте в 4 400 метров, далее располагается ледник.
- Чтобы обезопасить своё путешествие, следует позаботиться о снаряжении и рассчитать свой опыт в альпинизме, хотя восхождение по северной стороне горы вполне преодолимо и возможно. Великолепный вид, открывающийся с вершины горы, и счастье, испытываемое от покорения такой большой возвышенности, как Арарат, станут настоящей наградой за все трудности и испытания.
Немного обидно за армянский народ, ведь он по причине религиозности, считая возвышенность священным местом, смотрит на нее только издалека, не поднимаясь. И даже не является главным то, кому принадлежит гора и где она расположена
Важно то, что сейчас любой желающий путешественник может позволить себе воспользоваться туристическими услугами и приехать в это прекрасное место
Также при особом желании и если присутствуют навыки альпинизма, любой человек может попытаться взобраться на гору и исследовать тайны и загадки, которые волнуют живущих здесь людей уже много веков. Может быть, известный во всём мире Ноев ковчег не так глубоко спрятан подо льдом и, возможно, именно вы сможете его найти. В любом случае, воспользоваться таким шансом определённо стоит.
Watch this video on YouTube
Название
Регион назван в честь библейской горы Арарат. Любой, кто посетит Армению, навсегда запомнит великолепный вид на гору Арарат. Она является самой высокой горой исторической Армении (5165 метров). Самая высокая вершина — Масис, а самая низкая — Сис.
Гора предоставляет прекрасную возможность для альпинистов покорить вершины Арарата и насладиться захватывающими видами с высоты облаков.
Лучшее время для восхождения на гору — с июля по сентябрь. Хотя гора Арарат сейчас находится на территории Турции, она всегда была символом Армении.
Арарат — священная гора не только для армян, но и для всего мира, ведь гигантский Ноев ковчег приземлился именно на горе Арарат. Многие ученые и исследователи пытались найти точное место ковчега. И для этого Арарат был сфотографирован со спутников. Было обнаружено много интересных фактов, косвенно подтвержденных существованием ковчега. В любом случае, мы надеемся, что эти загадки когда-нибудь получат ответы.
Одно из крупнейших армянских плато находится под тем же названием — Арарат (Араратская равнина). Он уникален своей многовековой армянской краской под названием «Вордан Кармир». Во многих греческих и римских источниках краска, экспортируемая из Армении, считалась лучшей. Он назывался «արքայական ծիրանի» (пурпурный или королевский красный), которым красились королевская и княжеская одежда. В Араратской долине, имеющей территорию 200 га, «Вордан Кармир Араратский» был основан в 1987 году.
Большой и Малый Арарат
Арарат состоит из двух пиков различных по высоте. Они принадлежат к единой вулканической системе, чья общая протяженность составляет 130 км. Горы отделены друг от друга Сардар-Булакской седловиной. По этой перемычке совершают восхождения на конусы. Гора окружена живописными долинами, полными сельскохозяйственных угодий и пастбищ для овец.
Большой Арарат (Масис)
Самая большая гора в вулканической системе. Она настолько высока, что ее можно увидеть за десятки километров с территории соседних государств. 5 км пик представляет собой уснувший вулкан, образованный примерно 3 500 000 лет назад, его склоны состоят из выщербленного базальта и завалов камней, а вершина выше 3500 м покрыта вечным снегом и системой из 30 ледников. Самый длинный из ледников имеет протяженность 2 км.
Нередко подножие Большого Арарата укутывается плотными облаками, оставляя видимым, лишь хорошо освещенную вершину. Альпинисты, которые находятся там во время подобного явления, испытывают ощущения схожие с «хождением по небу». Это очень красиво и завораживающе.
Малый Арарат (Сис)
Малый конус имеет высоту на 2000 м ниже, чем Большой Арарат. По геологическим меркам – это совсем молодое образование, чей возраст не превышает 150 000 лет. Оно образовалось вследствие закупорки большого конуса, в результате чего лава нашла себе выход в другом месте.
По виду она представляет собой копию Большого конуса. Все те же правильные формы, каменистые и пустынные склоны, а также вечный снег на высоте от 3500 м. У подножия горы можно встретить заросли из берез и дикого винограда, но в целом растительности здесь не больше, чем перед Большим Араратом.
Климат горы
Климат горы Арарат довольно суров: на высоте свыше 2 тыс. метров всегда дуют ветра, а дневная температура воздуха даже летом может быть ниже +10°С. Наиболее комфортная погода здесь в июле, когда температурные показатели воздуха составляют около +25°С.
Восхождение на гору
Несмотря на непростые климатические условия, подняться на гору несложно благодаря плавному подъёму на северном склоне вулкана. Единственное, что собираясь покорить эту гору летом, необходимо не забыть захватить с собой специальное снаряжение для того, чтобы иметь возможность безопасно преодолеть ледники.
Кроме того, желающие увидеть гору, к которой согласно преданиям причалил в своё время ковчег Ноя, должны учитывать также тот факт, что добраться до неё со стороны Армении в данный момент сложно и проблематично, поэтому учитывая, что гора Арарат находится в Турции, желательно добираться к ней через эту страну.
Гора Арарат и ее освоение человеком
Несмотря на мифы и легенды, на вершину Большого Арарата с 30-х годов XIX века начали подниматься различные экспедиции с тех пор, как его северный склон стал принадлежать Российской Империи.
В этих экспедициях участвовали русские и армяне. Последние даже не представляли, что на вершину можно подняться человеку, и Бог не покарает его за это. Интересно, что при первом восхождении не удалось дойти до вершины несколько метров.
Многие боялись признаться сами себе, что смогли дойти до мест, где ходил праведник Ной, а гору можно одолеть обычному человеку. Поэтому армяне сохраняли в тайне свои экспедиции с россиянами, нарушившую традицию не подниматься на священную гору.
Позже, уже в XX веке такие походы стали нормой, а покорение Арарата – обыденностью. Появились альпинисты, ходившие вверх по склонам самостоятельно, в одиночку, не боясь опасностей или «гнева» горы.
Первым такое восхождение совершил известный британский государственный деятель Джеймс Брайс, особенно почитаемый в Армении. Он известен тем, что одним из первых признал геноцид армян в Оттоманской Турции.
Сегодня покорение Арарата стало туристическим бизнесом. Любители при наличии определенной подготовки и снаряжения смогут сделать это в группе или вместе с инструктором, гора имеет несложные склоны. А пройти ледники сможет только профессиональный альпинист.
Гора Арарат на карте Турции
Арарат находится в 36 километрах от армянской границы и в 16 — от границы с Ираном. Ыгдыр — название турецкого региона, в котором она находится.
Библейская история
Большинству из нас Арарат известен как гора, на которой после долгого плавания остановился Ноев ковчег. Подтверждения этому факту, и уж тем более — остатков самого ковчега нет. Однако чисто из соображений логики предполагается, что Ноев ковчег осел на самой высокой горе в данной местности. И именно Арарат больше всего подходит на эту роль.
По верованиям армянской христианской церкви, вершина горы является недосягаемой для простых смертных. По легенде, святой Яков трижды пытался взойти на гору, чтобы поклониться остаткам ковчега, трижды засыпал по дороге и просыпался у подножия вершины. Лишь позже в видении ангел сказал ему, что смертным подниматься на вершину нельзя. По этой причине попытки покорения Арарата многими армянами считались богопротивными.
Из-за этого многие факты восхождения альпинистов на вершину опровергались служащими церкви. Два армянских крестьянина, сопровождавших первого покорителя Арарата Фридриха Паррота, говорили, что поднялись очень высоко, но до вершины не дошли. А когда учёный Брайс после восхождения сообщил о своём достижении архимандриту армянской церкви, тот с улыбкой покачал головой и сказал, что этого не может быть.
Восхождение на Арарат
Первыми покорителями вершины были участники экспедиции шведского профессора Иоганна Фридриха Паррота, поднявшиеся на гору в 1829 году. Это была исследовательская экспедиция, во время которой проводилось картографирование местности и изучение геологии, флоры и фауны окрестностей горы. В составе группы были переводчик, двое солдат и двое крестьян.
Первое одиночное восхождение на Арарат совершил британский исследователь Джеймс Брайс в 1876 году, а первое зимнее восхождение — турецкий альпинист Боскут Эргёр в 1970 году.
Технически восхождение на Большой Арарат не сложно благодаря достаточно плавному подъёму на него с северной стороны. Сегодня на него может взойти любой альпинист, получивший специальное разрешение у властей Турции. Для восхождения в летнее время требуется специальное снаряжение для безопасного пересечения ледовых полей, поэтому определенная квалификация у альпиниста должна иметься.
Единственной проблемой для желающих осуществить восхождение на Арарат является ее удалённость от многих крупных населённых пунктов. В рамках самостоятельного путешествия по Турции к нему можно добраться из Вана или Карса на автобусе или арендованной машине. В случае же, если Арарат является единственной целью путешествия, можно рассматривать вариант въезда в Турцию из Грузии и заброски под гору с помощью нанятого транспорта.
Важно и то, что церковь сегодня официально признала возможность покорения Арарата, и потому на туристов и альпинистов, побывавших на вершине, никто и нигде не будет смотреть с негодованием. А сам вид с пятитысячника подарит очередную порцию положительных эмоций упорному покорителю
Арарат в армянской мифологии
Григор Нарекаци (ок. 951—1003).
И наступает срок сказать мне честно |
Существовало поверье, что вода из горного источника помогает вызвать птицу тетагуш, уничтожающую саранчу.
В армянской мифологии существует ряд мифов и легенд, связанных с горой Арарат, именуемой по-армянски также как Масис (арм. Մասիս). Согласно одной армянской легенде, горы Масис и Арагац были любящими сёстрами. Но однажды Масис поссорилась со своей сестрой Арагац. Помирить сестёр пыталась гора Марута, однако её попытки не увенчались успехом. После чего последняя наложила проклятие на сестёр. Масис и Арагац должны были разлучиться навек и никогда больше друг друга не видеть.
В древнейших армянских мифах Масис (или Чёрная гора[], как ещё часто именуют Арарат) — жилище змей и вишапов («драконов»).
Согласно древнеармянскому эпосу «Випасанк», армянский царь Тигран I Ервандуни, победив мидийского царя Аждахака, взял в плен его жену Ануйш и многих мидиян. Мидияне, отождествляемые с вишапидами, то есть с детьми вишапов Аждахака и Айнуш, были поселены Тиграном за восточным хребтом Масиса. У подножия Масиса жили потомки вишапов (вишапазунк, вишапиды), под предводительством главного вишапа Аргавана.
Согласно другому мифу, одному из его вариантов, сын царя Арташеса, Артавазд, по проклятию отца во время охоты на горе Масис, был захвачен каджами и в оковах заключён в пещеру. Две собаки беспрестанно грызут его цепи и он силится выйти и положить конец миру. Но от ударов кузнечных молотов оковы снова укрепляются. По другому варианту, некий герой Артавазд заключён злыми духами. По преданию он когда-нибудь освободится от заключения и завладеет всем миром. На вершине Масиса живёт царь змей с драгоценным камнем на голове. Раз в семь лет все змеи, обитающие вокруг Масиса, являются к своему царю.
В некоторых армянских версиях мифа о всемирном потопе ковчег Ксисутра (Ноя) остановился на горе Масис. С вершины Масис Ксисутр спустился на землю.
Религиозное и культурное значение
Арарат популярен не только природной красотой, а, во многом, благодаря библейским сказаниям. Согласно учениям главной книги христиан, Ной во времена Всемирного потопа нашел убежище именно на вершине Арарата. Прямых доказательств, тем более найденных артефактов найти не удалось. Если руководствоваться здравым смыслом, то ковчег должен пристать к самой высокой точке суши в данном регионе, которым и является Арарат. История горы обросла множеством легенд и преданий, многие близлежащие народы считают ее священной и достойной поклонения.
Согласно верованиям древних армян, вершина горы недосягаема для посещения, сему способствовала легенда о Святом Якове, датированная 13 веком. Монах Яков, желавший найти и поклониться священным реликвиям, трижды отправлялся на вершину горы. Каждый раз, он непостижимым образом, оказывался у подножия. В третий раз ему явился во сне ангел, с объяснениями, что Божьей волей запрещено простым людям подниматься на вершину и тревожить священный ковчег. Желая поощрить старания монаха, подарил ему кусочек дерева с ковчега. В память о знаменательном событии построен монастырь Святого Якова у подножия горы.
С той поры многие смельчаки отправлялись покорять неприступный пик во имя поиска святыни. Необъяснимые вещи, которые сопровождали экспедиции, доказывали правдивость легенды. Лишь в 1876 году Джеймс Брайс в одиночку, затратив на подъем целые сутки, первым ступил на вершину священного пика.