300 лет фонтанам петергофа

История строительства фонтана

Российский император Петр I хотел, чтобы парадный въезд в его загородную резиденцию завершался водным каскадом и гротами. Он мечтал, чтобы фонтанный комплекс производил большое впечатление на гостей, который приезжали сюда из Санкт-Петербурга. Поэтому строительством водного каскада начали заниматься в одно время с возведением Большого дворца.

Проект фонтанного комплекса подготовил служивший при российском дворе немецкий зодчий Иоганн Фридрих Браунштейн. Ему помогал признанный мастер садово-паркового дизайна — француз Жан-Батист Александр Леблон, которого российский император пригласил для строительства Санкт-Петербурга.

Для возведения каскада также пригодился опыт итальянского зодчего Николы Микетти. В 1719 году, после смерти Леблона, он стал придворным архитектором и получал из российской казны 5000 рублей — огромную по тем временам сумму! Микетти выписывал из Италии различные художественные произведения, и благодаря ему, аллеи, фонтаны и дворцы Петергофа были украшены красивыми мраморными статуями. Помогал Леблону и Микетти талантливый русский зодчий Михаил Григорьевич Земцов.

Вид на Большой каскад с Морского канала

Гидротехническими работами по созданию Большого каскада занимались французский мастер Поль Суалем, русский инженер-гидравлик Василий Григорьевич Туволков и итальянцы — братья Барратини. Примечательно, что перед тем, как взяться за работу в Петергофе, Василий Туволков за счет российской казны пять лет учился строить гидротехнические сооружения у голландцев и французов, то есть был петровским «пенсионером». Благодаря его точным расчетам, канал от Ропшинских высот до садов Петергофа проложили по самому оптимальному маршруту и при этом провели минимальные земляные работы.

На строительстве масштабного водопровода для петергофских фонтанов изо дня в день трудилось более 2000 человек, большая часть из которых были солдатами. В 1721 году искусственный канал протяженностью 24 км достроили, и в Большом каскаде прошел пробный пуск воды. А через два года провели торжественное открытие нового фонтана.

В начале Великой отечественной войны стало понятно, что территория Петергофа может оказаться под фашистской оккупацией. Чтобы сохранить хотя бы часть здешних сокровищ, сотрудники дворцово-паркового комплекса зарыли статуи под землю, а некоторые скульптуры спрятали в тайниках.

Большой каскад на фоне Большого дворца

В 1944 году, когда пригороды Ленинграда освободили, перед советскими войсками предстало ужасное зрелище. Большой каскад превратился в руины, а четыре статуи, изображающие Самсона, Неву, Волхова и Тритонов, оказались похищенными.

Послевоенная реставрация растянулась на несколько лет. Скульпторам нужно было время, чтобы сделать новые статуи, а инженерам и гидротехникам — сконструировать и построить подводку воды к старинному фонтану. Наконец, в 1956 году посетители парка смогли увидеть обновленный каскад в действии.

Возрождение из пепла

Летом 1940 года Петергоф посетило в общей сложности более двух миллионов человек. Летний сезон следующего, 1941 года, планировали открыть 22 июня. В этот день нацисты напали на Советский Союз, а через месяц вошли в Петергоф. Директор объединенных парков Петергофа и Ораниенбаума М.М. Ребане рассказывал о первом дне войны: «22 июня Петергоф готовился к традиционному народному гулянью „Белые ночи“. Вместо гулянья в этот день пришлось приступать к выполнению совсем других задач, вставших перед петергофскими сотрудниками в связи с объявлением войны. Надо было предприятие превратить в объект обороны и одновременно с этим спасать ценности дворцов и парков». Сотрудники немедленно стали готовиться к эвакуации ценных предметов: составили списки, сняли со стен картины, приступили к упаковыванию сервизов и люстр. Из всех предметов Большого дворца удалось спасти лишь половину – часть из них разместили в Исаакиевском соборе и на товарной станции Московского вокзала. В эвакуационном акте от 22 сентября 1941 года сказано следующее: «Все ценные наборные паркеты Большого дворца застланы коврами (ворсом внутрь) и сверху засыпаны толстым слоем песка. Мебель, которую не успели вывезти, отодвинута от стен и укрыта. В каждом помещении имеются ящики с достаточным количеством песка, пожарные шланги в полной исправности». Бои за Петергоф были в самом разгаре – приходилось спешить. Десяти предоставленных вагонов оказалось мало, чтобы перевезти все необходимое. Скрепя сердце сотрудники начали выбирать, что придется оставить и по возможности спрятать. В подземном тоннеле оказались и статуи Большого каскада. После демонтажа их планировали вывезти, но не успели. Сдвинуть с места скульптуру Самсона, весившую 3,5 тонны, было тогда невозможно.

Нацисты находились в Петергофе до 19 января 1944 года. В парках они вырубили деревья, а дворцы и павильоны разграбили. Большой дворец, Екатерининский корпус и дворец Марли были сожжены. Подземные водоводные магистрали враг вывел из строя. От Большого каскада, фонтанов «Золотая гора» и «Шахматная гора» почти ничего не осталось. Территория некогда цветущих, полных зелени и воды парков теперь представляла собой нагромождение колючей проволоки. Земля была испещрена траншеями, рвами и воронками, всюду виднелись доты и дзоты. Помимо статуи Самсона, нацисты прихватили с собой свинцовые барельефы и тысячи ценностей Петергофа. Когда после освобождения сюда вернулись музейные сотрудники, перед их глазами предстала жуткая картина: «…Нижний парк сверху казался снежной пустыней с мертвыми черными деревьями, опутанными проводами, а в захламленном ковше каскада стоял пустой пьедестал Самсона». Поэтесса Ольга Бергольц писала: «От Петергофа осталось только небо». Впереди была тяжелая работа по восстановлению. Полностью воссоздать Петергоф в прежнем виде, увы, было невозможно, однако благодаря колоссальному труду ленинградцев парки были расчищены, скульптурные шедевры отреставрированы, а часть украденных немцами ценностей найдена (например, скульптурная группа «Нептун») и возвращена домой. Уже 17 июня 1945 года Нижний парк открыли для прогулок, а спустя год вновь заработали 38 петергофских фонтанов.

Фонтаны Петергофа сегодня

Больше 150 фонтанов и каскадов в Нижнем парке — то, за чем ежегодно в бывшую императорскую резиденцию приезжают тысячи человек. Фонтаны — визитная карточка Петергофа и главное украшение роскошного дворцово-паркового ансамбля на берегу Финского залива.

«Самсон» и Большой каскад

Грандиозная водная феерия — первое, что видят гости Петергофа, войдя в Нижний парк. В Большом каскаде 64 фонтана, 225 скульптур и большой грот. Центральная фигура — Самсон, раздирающий пасть льва. Строительство этой фонтанной группы велось больше 20 лет по эскизам самого Петра I.

Каскад «Шахматная гора»

Каскад спускается со склона в восточной части Нижнего парка. Сливные ступени стилизованы под шахматную доску, а по обеим сторонам водного потока стоят статуи 10 античных богов.

Римские фонтаны

Роскошные Римские фонтаны находятся у подножья «Шахматной горы». Они — сама элегантность. Фонтаны выполнены в виде двухъярусных чаш из разноцветного мрамора, отделаны золотыми гирляндами, раковинами и венками, вода мощными струями бьёт вверх и срывается вниз уступами. Такие же фонтаны украшают площадь Святого Петра в Риме.

Каскад «Золотая гора»

Ещё одна «гора» находится в западной части парка, недалеко от дворца Марли. Скульптурная группа, расположенная вдоль ступеней, изображает героев древнегреческой трагедии. Сливные ступени отделаны позолотой, поэтому работающий каскад создаёт ощущение льющего со склона золота. Надо ли говорить, что в солнечную погоду «Золотая гора» просто бесподобна?

Фонтаны-шутихи

Любимая детская (и не только!) забава в Петергофе. Принцип работы основан на внезапности: водяные струи начинают бить неожиданно — и далеко не все гости могут выйти сухими из воды.

«Львиный каскад»

Монументальная фонтанная группа расположена на аллее, ведущей к Эрмитажу. 14 колонн из тёмного сердобольского гранита, 12 вазонов из белоснежного каррарского мрамора и бьющие вверх струи воды — великолепное зрелище! Каскад украшают два бронзовых льва, из пастей которых также льётся вода, и фигура нимфы Аганиппы.

Чаши — большие Французский и Итальянский фонтаны

Парные фонтаны «Чаши» установлены среди цветущих клумб и газонов по обе стороны от Самсона. В каждом круглом бассейне диаметром 25 метров — по большой мраморной чаше весом 17 тонн. Мощные струи фонтанов, поднимающиеся высоко вверх, гармонируют с Большим каскадом. Фонтаны названы в честь мастеров, которые их монтировали: с восточной стороны — Французский, а с западной — Итальянский.

Фонтан «Солнце»

Фонтан оформлен в виде позолоченной колонны и находится в центре водоёма в Нижнем саду. Струи воды, словно солнечные лучи, бьют из 187 отверстий, расположенных по кругу. Колонну в окружении дельфинов приводит в движение колесо.

Фонтан «Тритон»

Скульптура Тритона возле Оранжереи символизирует победу России над шведской морской эскадрой. Мощная струя воды бьёт на 8 метров вверх, вырываясь из пасти морского дьявола, с которым сражается Тритон. Завершают облик фонтанной группы черепахи, из которых также бьёт вода. Проект этого фонтана разработал Бартоломео Растрелли.

Фонтаны «Адам» и «Ева»

Парные фонтаны расположены на аллее, которая соединяет Морской канал и дворец Монплезир. Проект разработал Пётр I (первый фонтан открыли ещё при жизни царя). Мраморные фигуры установлены на постаментах в центре восьмигранных бассейнов, высота водных струй достигает 7 метров и превращается в крупные капли, красиво осыпаясь в бассейн.

ЛОВКОСТЬ РУК И НИКАКОГО НАСОСА

Неповторимый водный рисунок фонтанов, оказывается, дело рукотворное. Каждую струю в Петергофе настраивают индивидуально, с помощью вентилей. И так целый день, с поправкой на ветер, осадки и даже изменение температуры воздуха.

Особенно много хлопот с «Пирамидой». Она соткана из 505 водных струй, которые расположены на семи уровнях. Чтобы сохранить четкие геометрические очертания и пропорции, требуется высокое мастерство. Петергофские фонтаны сложнее версальских, говорит экскурсовод ГМЗ «Петергоф» Олег Ганцев: «В Версале есть фонтан «Обелиск», и Петр, восхищенный в свое время Версалем, решил прообразом нашей «Пирамиды» использовать фонтан «Обелиск», правда, улучшенный европейский образец. Версальский обелиск был трехгранный, а наша пирамида с учетом поправок императора стала четырехгранной пирамидой».

Без единого мотора вращается вокруг своей оси фонтан «Солнце» – в движение его также приводит только сила стихии.

Как были построены петергофские фонтаны

Возведение загородной резиденции в Петергофе началось в 1712 году, а через 3 года большое строительство затеяли в Стрельне. Петр хотел украсить парковый ансамбль нового дворца фонтанами или как их именовали в те времена «водными феериями». Однако, для того, чтобы фонтаны работали круглосуточно, инженеры должны были поднять воду до отметки в 10 м над уровнем моря. Окружающая Стрельну местность располагалась ниже этой отметки, и, если бы это произошло, территория оказалась затопленной.

Выход из непростой ситуации нашел гидротехник Бурхард Кристоф фон Мюнних, известный в России, как Христофор Антонович Миних. Он составил расчеты, доказал невозможность «водных феерий» в Стрельне и предложил перенести их в Петергоф, где природа сама позаботилась о подходящем ландшафте. Благодаря обильным родникам Ропшинских высот, фонтаны в Петергофе можно было сделать без использования насосов. Гидротехнические сооружения императорской резиденции возводили постепенно, и по своим масштабам они значительно превзошли версальские.

Общий вид на Аллею фонтанов и Морской канал с Большого каскада

Большой урон парку, его дворцам и фонтанам нанесла немецкая оккупация. В 1946 году заработали восстановленные фонтаны Нижнего парка, а спустя год забили струи фонтана «Самсон». Сегодня посетители могут любоваться на полторы сотни действующих фонтанов и четыре больших водных каскада.

САМСОНОВА ТРУБА

Осенью 1720, зимой и весной 1721-го года буквально вгрызаясь в промерзшую землю, строители прокладывали путь воде. Они рыли каналы, обустраивали пруды.

Император хотел, чтобы фонтаны били на десятки метров вверх. Чтобы увеличить давление воды на всем пути от ключей до Петергофа, установили 24 шлюза и дамбы.

А позже по дну от водоемов проложили еще и трубы. В начале XVIII века их делали из лиственницы и мореного дуба. Топорами выбивали середину и пускали воду. Теперь их можно увидеть только в гротах, расположенных под Большим каскадом, там сегодня музей.

О водоподводящей системе знает если не все, то почти все Александр Корсаков. Он работает фонтанным мастером 8 лет. Пришел сюда на подработку и остался – профессия затянула.

Из-за большого диаметра часто в трубах застревал крупный мусор. Защитные решетки установили позже. А тогда, в 18 веке, засоры чистили худые мальчишки, которые могли пролезть внутрь.

Вообще работать в фонтанной команде тогда было тяжело и даже опасно для здоровья. Когда дерево начали менять на чугун, многие, вспоминает хранитель экспозиции ГМЗ «Петергоф» Сергей Бондарев, получали отравление парами тяжелых металлов: «Фланцы, стыки труб, прокладывались сначала кожей, свинчивались болтами и дальше обливались свинцом. С помощью чеканки лишний свинец можно было убрать».

Сейчас, во время ремонта и реставрации, применяют ту же технологию, она надежная – но мастера работают в масках и со специальным оборудованием.

А еще для удобства все коммуникации, говорит фонтанный мастер ГМЗ «Петергоф» Александр Корсаков, теперь покрашены в разные цвета, чтобы даже новичкам было легко ориентироваться под землей.

Под землей, в гротах, видно: чем ближе к фонтанам – тем уже труба. Перед форсунками она становится совсем тонкой, для увеличения давления. Благодаря этому струя Самсона бьет вверх на 20 метров.Трудно поверить, что без помощи насосов. Но их здесь нет совсем. Исключительно сила воды и ни одного киловатт-часа затраченной энергии.

Фонтаны в Петергофе: история строительства

Идея создать в России роскошную водную феерию появилась у Петра ещё в конце XVII века. Задумку царь привёз из поездки по Европе, где его поразили сады с фонтанами в Англии, Голландии, Германии и Австрии. А вот французский Версаль Пётр Алексеевич ещё не видел, когда мысль о строительстве фонтанного комплекса уже прочно поселилась в его голове.

Пётр знал, что существует два способа создания фонтанов: с помощью специальных технических насосов или на основе естественного давления, обеспеченного перепадом высот. Его выбор пал на второй вариант, поскольку первый представлялся слишком затратным — хотя именно насосы обеспечивали работу фонтанов в знаменитом Версале.

Интересно, что по начальному плану большую резиденцию с фонтанными каскадами было решено строить в Стрельне. Там начали активные работы, но вскоре пришлось признать: рельеф местности не позволял осуществить задумку.

В 1717 году Пётр I наконец посетил Францию — Версаль, Трианон, Сен-Клу и Марли. Царь изучал техническую сторону вопроса, глубоко погружался сам и искал специалистов, которые смогли бы осуществить его мечты по созданию фонтанов в Петербурге.

Первыми такими специалистами стали:

  • Жан Батист Леблон — французский зодчий, «генерал-архитект» Санкт-Петербурга, знаток садового и фонтанного искусства, который по заказу Петра Великого составил «Водяной план»;
  • Василий Григорьевич Туволков — первый русский инженер-гидравлик, ставший строителем уникального водовода.

В 1720 году, когда уже активно строились пруды Верхнего Сада, Пётр I продолжал поиски новых источников водоснабжения. Они нашлись в совершенно случайной поездке Петра к Ропшинским высотам. Здесь, у деревень Забродье, Хабино и Глядино, были обнаружены подземные водяные ключи, а Петергофская мыза, находившаяся к западу от Стрельны, имела, как выяснилось, перепад воды от источников до парка почти в два раза больше Стрельнинской. Проведя расчёты и посоветовавшись со специалистами, царь приказал остановить работы в Стрельне и кинуть все силы на Петергоф.

В начале 1721 года начинается прокладка Ропшинского канала: ширина 6 метров, глубина — 2. Ежедневно над строительством работало больше 2000 человек. Устраивая главный канал, Туволков решил использовать нынешний Английский пруд в качестве водохранилища: он проложил Верхнесадский канал и наполнил водой Квадратные пруды. Общая протяжённость созданного к лету водовода составляла 40 километров.

Первый пуск воды по Ропшинскому каналу состоялся 8 августа 1721 года.

«Вода дошла до Петергофа к следующему утру, к 6-ти часам и тогда же пущены были все фонтаны и каскад», — писал голштинский дворянин Фридрих Берхгольц, присутствовавший на празднике пуска фонтанов.

Так осуществилась мечта Петра I — в России появилась огромная фонтанная природная система. Которой, впрочем, предстояло ещё развиваться и развиваться.

В следующем столетии от Ропшинских высот был проложен ещё один канал, устроено 9 прудов-водохранилищ. Больше 30 лет работами по строительству водовода руководил Мечеслав Пилсудский — инженер-капитан, с 1857 по 1874 годы — управляющий петергофскими фонтанами.

Водопроводящая фонтанная система Петергофа была окончательно сформирована во второй половине XIX века и с тех пор существенно не менялась.

Тяжелейшие повреждения она получила во время Великой Отечественной войны, на восстановление было потрачено больше двух лет, ещё несколько десятилетий реставрировали и воссоздавали утраченные скульптуры.

Ежедневно в высокий сезон через знаменитые фонтаны Петергофа проходит около 100000 кубометров воды.

Фото и описание

Большой каскад – это основное сооружение колоссальной системы фонтанов Петергофа. Оно является уникальным по обилию воды, размерам, роскоши скульптурного оформления, графическому многообразию водометов и особенной выразительности каждого его элемента. Большой каскад являет собой выдающийся памятник барочного искусства и одно из самых известных мировых фонтанных сооружений

Нынешний облик Большого каскада складывался на протяжении целого века. Идея композиции этого сооружения принадлежала Петру I.

В мае 1716 г. было начато строительство каскада. 13 июля 1721 г. состоялся пробный пуск воды в присутствии императора. Торжественный запуск фонтанов состоялся в августе 1723 г. и Большой каскад начал функционировать. Но при этом продолжали вести строительные работы. После запуска каскада появились новые маскароны и скульптуры.

В 1735 г., в центре ковша был установлен фонтан «Самсон», а в 1738 г. в разрыве мраморной балюстрады была установлена группа из двух тритонов, трубящих в раковины работы К. Растрелли. Этим были завершены существенные работы по оформлению Большого каскада.

Центр Большого каскада – Нижний (Большой) грот. Две каскадные лестницы в семь ступеней ограничивают площадку перед Большим гротом. Лестницы декорированы золочеными кронштейнами, барельефами, струями водометов, а также золоченой скульптурой, которая чередуется с вазами. Центром площадки является фонтан «Корзина». Его воды стекают в ковш по трем водопадным ступеням. Гранитный карниз с украшенной вазами мраморной балюстрадой завершает стену Нижнего грота перед террасой Верхнего или Малого грота. С Большим Петергофским дворцом каскад представляет определенное архитектурное стилевое единство: бело-желтые цвета, полукружие ниш и арок, декор, который подчинен его трехчастному делению.

Впоследствии грот и каскад не раз переделывались: производили замену деревянных пьедесталов на каменные, перезолачивали скульптуры, меняли кордоны бассейнов, при этом часть декоративных элементов и барельефов исчезла, перестали работать фонтаны в гроте. Незаконченная реставрация середины 19 в. стала причиной искажения первоначального вида сооружения.

В годы Великой Отечественной войны Большой каскад также сильно пострадал. Бесследно исчезли четыре самые крупные скульптуры и все декоративные элементы, которые не успели вывезти в эвакуацию. Но, несмотря на это, 25 августа 1946 г., благодаря стараниям и самоотверженному труду реставраторов и помощи жителей Петергофа, состоялось торжественное открытие вновь возрожденных фонтанов. А уже на следующий сезон в ковше канала на пьедестале вновь стала возвышаться мощная фигура «Самсона, разрывающего пасть льва», созданная скульптором В. Симоновым по сохранившимся фотографиям. Полная реставрация скульптур и фонтанов Большого каскада была завершена в 1950 г.

Новую жизнь Большой каскада начал в 1995 г., когда были закончены длившиеся семь лет реставрационные работы. Проведение этой реставрации было обусловлено удручающим состоянием подземных коммуникаций и гротов, которые обеспечивали водой множество фонтанов каскада. Авторами проекта было решено восстановить также и те декоративные элементы, которых лишился каскад за многие годы его службы. Для этого скрупулезно изучались различные документы 18-20 вв.: чертежи мастеров фонтанного дела и архитекторов, гравюры и акварели, архивные источники и даже мемуарная литература.

Музей «Гроты Большого каскада»

Понятие «грот» пришло к нам из французского и итальянского языков, это слово означает популярный в эпоху барокко элемент украшения регулярного парка — искусственную пещеру. В Петергофе гроты – не просто красивые безделушки, а композиционный центр Большого каскада, уникальные сооружения, придающие ему неповторимый облик. Идея устройства грота в Большом каскаде Нижнего парка Петергофа принадлежит Петру I. Копия собственноручного рисунка царя, демонстрируемая посетителям музея, изображает дворец на вершине холма и искусственный водопад, или каскад фонтанов, у его подножия. Воплощали смелую идею Петра архитекторы Браунштейн, Леблон и Микетти в 1715-1721 гг. Архитектурный ансамбль петергофских гротов не претерпел значительных изменений с 1720-х годов, и знаменитые петровские фонтаны-шутихи все так же приводят в восторг детей и взрослых в летний сезон.

Верхний и Нижний грот

Архитектор Николо Микетти предложил Петру украсить каскад не одним, а двумя гротами – так появились Верхний грот и Нижний грот. Перед Нижним гротом Микетти установил фонтан, облик которого несколько раз корректировал Петр: это нынешний фонтан «Корзинка», который мы видим, выходя из грота в Нижний парк. Верхний грот меньше по размеру, поэтому существуют и другие названия: Большой и Малый грот. Оба грота изящно отделаны туфовым камнем песочного цвета, богато украшены мраморными и бронзовыми позолоченными статуями. По желанию Петра скульптура должна была чередоваться с вазами – царь контролировал все до мелочей в своем любимом Петергофе. Перед Верхним гротом устроена мраморная терраса, завершенная двумя золочеными фигурами Тритонов: лучшей площадки для фотосъемки Большого каскада в летний сезон просто нет. Нижний грот имеет фасад, обрамленный пятью изящными высокими арками, которые отделаны туфом и украшены золочеными маскаронами.

Особенности музея «Гроты Большого каскада»

Здесь посетители узнают интереснейший исторический контекст появления фонтанов в России и историю постройки фонтанного водовода в Петергофе.  Гроты являются сложным гидротехническим сооружением сами по себе: на их «плечах» стоить весь Большой каскад! Под сводами Верхнего грота проходят трубы, подводящие воду к фонтанам каскада – только в этом музее есть возможность их подробно рассмотреть своими глазами. Также здесь можно увидеть образцы труб трехсотлетней давности, разнообразный инструмент и форму мастеров фонтанной команды Петергофа девятнадцатого столетия. После исторического экскурса настает время немного повеселиться. Известна любовь Петра Великого к водяным забавам. Он непременно желал устроить их в гротах, но полностью все было реализовано уже после смерти Петра. В Большом гроте уставших от прогулки по парку гостей ждал стол, накрытый вазами с фруктами и бокалами вина. Но как только гость протягивал руку, чтобы взять со стола угощение, из почти незаметных трубочек, спрятанных по периметру «стола», вырывались струи воды и обливали собравшихся. В планах Петра эта затея носила название «стол с брызганьем». Сконфуженные дамы и кавалеры стремились к аркам, выходящим из грота на террасу – но их приключения не заканчивались. На головы замешкавшихся гостей обрушивался настоящий водопад. Все прелестные фонтаны-шутихи восемнадцатого века демонстрируются каждому посетителю музейного комплекса «Гроты Большого каскада».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector