Религия в бразилии
Содержание:
Население
Численность населения — 201,1 млн (оценка на июль 2010, 5-е место в мире).
Годовой прирост — 1,2 % (фертильность — 2,2 рождений на женщину).
Средняя продолжительность жизни — 69 лет у мужчин, 76 лет у женщин.
Заражённость вирусом иммунодефицита (ВИЧ) — 0,6 % (оценка на 2007 год).
Этно-расовый состав — белые 53,7 %, мулаты 38,5 %, негры 6,2 %, другие (в том числе японцы, арабы, индейцы и пр.) 1,6 % (по переписи 2000 года).
Согласно переписи 2010 года, доля белых сократилась с 53,7 % до 47,7 %. Таким образом, впервые в бразильской истории белые перестали быть большинством.
Языки — португальский (официальный и самый распространённый), также используются испанский, немецкий, итальянский, японский, украинский, английский и индейские языки.
Религии — католики (номинально) 73,6 %, протестанты 15,4 %, спиритуалисты 1,3 %, банту/вуду 0,3 %, другие 2 %, атеисты 7,4 % (по переписи 2000 года).
Грамотность — 89 % (оценка 2004 года).
Городское население — 86 % (в 2008).
Религия
Статуя Христа-Искупителя в городе Рио-де-Жанейро
- Около 27 тысяч человек — мусульмане (согласно переписи населения 2000 года).
- Около 74 % населения страны — приверженцы Римско-католической церкви, что делает Бразилию одной из самых больших католических стран мира.
- Последователей спиритизма 1,3 % (около 2,3 миллионов человек).
- Есть приблизительно 120 000 членов еврейского сообщества (0,065 % всего населения), их общины расположены в основном в крупных городах Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, ме́ньшие по численности общины расположены в Бразилиа, Куритиба, Порту-Алегри
- Адвентистов — около 1,2 млн человек (на 2000 год).
- Согласно опросу IBGE, около 12,5 млн человек (7,4 % населения) называют себя атеистами, агностиками, либо верят без привязки к какой-либо религии. IBGE не уточняет, во что именно верят люди из этой категории, объединяя всех их в группу «без религии».
- Есть приблизительно 900 000 последователей Мормонов по всей стране, или 0,5 % населения.
- Есть приблизительно 680 000 Свидетелей Иеговы (708 000 на 2009 год).
- Африканские традиционные религии, такие как кандомбле и умбанда — следующая наибольшая группа.
- Бразилия — страна с наибольшим числом верующих азиатских религий в Западном мире. Буддизм, синто и другие азиатские религии также имеют большое число сторонников.
- Около 15 % от всех жителей исповедует протестантизм.
← предыдущая
следующая →
Страницы:
9
Верования
В опросе 2007 года, проведенном Datafolha и опубликованном в газете Folha de S. Paulo , были заданы различные вопросы о верованиях бразильского народа. В этом опросе 64% указали, что они католики, 17% протестанты- пятидесятники , 5% протестанты- непятидесятники , 3% кардецисты или спиритисты, 3% последователи других религий, 7% нерелигиозные или атеисты. Менее 1% сообщили, что исповедуют афро-бразильские религии .
- Вера в бога и дьявола
- 97% бразильцев верят в Бога; 2% сомневаются и 1% не верят в Бога.
- 75% сообщили, что верят в Дьявола, 9% сомневаются и 15% не верят в Дьявола.
- 81% нерелигиозных сообщили, что верят в Бога.
- Об Иисусе Христе
93% заявили, что верят, что Иисус Христос воскрес после смерти; 92%, что Святой Дух существует; 87% в возникновении чудес ; 86%, что Мария родила Иисуса девственницей ; 77%, что Иисус вернется на Землю в конце времен; 65%, что причастный хлеб — это тело Иисуса; 64%, что после смерти некоторые люди попадают в рай ; 58%, что после смерти некоторые люди попадают в ад, и 60%, что есть жизнь после смерти.
- Вера в святых
- 57% считают, что есть святые.
- 49% молятся о заступничестве святого (68% среди самопровозглашенных католиков).
- 18% молятся о заступничестве Девы Марии Апаресидской (26% среди католиков); Святой Антоний , Святой Экспедит (по 5%), Святой Георгий (3%), Святой Иуда , Святой Франциск Ассизский и Святой Иосиф (по 2%).
- О католических священниках
- 51% считают, что некоторые священники уважают целомудрие , 31% — большинство, 8% — нет и все 4% — соблюдают .
- 66%, что священникам должно быть разрешено жениться (59% среди католиков и 94% среди последователей Кандомбле).
- Что касается скандалов с сексуальным насилием с участием священников, 38% считают некоторые жалобы правдой, 30% большинство — правдой, 21% — все правдивы и 4% — ни одной из них.
- О разных религиях
- С предложением «католики не исповедуют свою религию» полностью согласны 19% и согласны 41%, но не полностью.
- С предложением «протестанты введены в заблуждение своими священниками» согласны 61% (77% среди кардецистов, 67% среди католиков и 45% среди протестантов).
- С предложением «Умбанда — это дьявол» согласны 57% (83% среди протестантов- евангелистов , 53% среди католиков и 12% среди умбандистов).
- С предложением «евреи думают только о деньгах» согласны 49%. 51% не согласны.
- С предложением «Мусульмане выступают за терроризм» согласны 49%. 51% не согласны.
В Бразилии появились новые синкретические религии
Необходимо отметить, что выходцы с африканского континента составляют значительное число жителей Бразилии. Они исповедуют африканские традиционные культы, которые переплелись с католицизмом, спиритизмом и индейскими верованиями и трансформировались в новые религии.
Они лишь с конца XIX века получили некоторые свободы, а до этого длительное время находились под запретом. В штате Байя широко распространён культ кандомбле; в штате Рио-де-Жанейро — культ макумба (и его форма — кимбанда и умбанда); на севере страны — шанго. Среди других религий следует назвать батуке, культ Ифа, энкантарию, ксангё.
В террейро — святом месте, где реализуются обряды кандомбле. Для Бразилии характерен религиозный синкретизм, когда жители страны придерживаются древних африканских культов и при этом считают себя католиками. Фото: brasil-russia.ru
Все эти культы христианами считаются языческими со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом необходимо отметить, что многие африканские боги очень часто отождествляются с католическими святыми: бог-громовержец Шанго со Иеронимом или Варварой; его жена Ошун — с Девой Непорочного Зачатия и Девой Света; бог войны Огун — с Антонием; богиня моря Йемайяс Пресвятой Девой Марией; богиня охоты Ошосси — со св. Георгием; божество Земли Омолу — с Бенедиктом; покровитель близнецов Ибежи — со святыми близнецами Космой и Дамианом; и Эшу — с Сатаной.
Многие афро-бразильцы исповедуют языческий культ и католицизм.
Таким образом, можно говорить о двоеверии. Это одна из причин, почему в стране сильна Католическая церковь, чьи святые нашли себе «пару» в африканских культах. Что же касается численности верующих, то на 2010 год крупнейшей афро-бразильской религией была умбанда — 407 000 человек, икандомбле 167 000 человек, численность приверженцев других религий данного типа составляла 14 000 человек.
Шаман перуанской народности урарина, 1988 год. Многие коренные индейские племена Бразилии исповедуют древние культы и верования, например, шаманизм. Фото: upload.wikimedia.org
Древняя религия Бразилии — языческие индейские культы и верования. Несмотря на то, что подавляющее большинство населения страны христианизировано, примерно 310 000 человек придерживается старых богов.
Это племена апуринан, баре, бороро, жамамади, канела, камбива, канамари, капинава, кокама, кулина, макуши, потигвара, тариана, терена, тремембе, трука, тукано, тупиникини, туша, уамуэ, хупда, шакриаба, шоко-карири, яномамо и т.д. Известны также культы, основанные на употреблении айяуаски.
История
Африканская иммиграция
Капоэйра или танец войны Иоганна Морица Ругендаса, 1835 г.
История мусульман в Бразилии начинается с ввоза в страну африканского рабского труда. Бразилия получила 37% всех продаваемых африканских рабов, и более 3 миллионов рабов были отправлены в эту страну. Примерно с 1550 года португальцы начали продавать африканских рабов для работы на сахарных плантациях, когда коренное население тупи пришло в упадок. Ученые утверждают, что Бразилия приняла в рабство больше мусульман, чем где-либо еще в Северной и Южной Америке.
Во времена берберийских войн некоторые коренные бразильцы вступили во взаимодействие с мусульманскими землями. Доктор Антонио Соса, португальский священнослужитель, находившийся в плену в Северной Африке в 1570-х годах, отметил, что печально известный порт Алжир содержал один из самых этнически разнообразных городов в мире, включая индейцев из иберийских колоний в Новом Свете. Известно, что берберские корсары нападали на перевозки рабов и товаров, захватывая пленных из Америки. В 1673 году 140 пленных были взяты из флота Рио-де-Жанейро, а захват бразильского корабля в 1674 году повлиял на решение усилить военно-морскую защиту.
Мале Восстание
Мусульманское восстание 1835 года в Баии иллюстрирует состояние и наследие сопротивления среди общины Мале , как африканские мусульмане были известны в 19 веке в Баии. Большинство участников были Наго, местное обозначение этнического йоруба . Многие из «малеш» были солдатами и пленниками в войнах между Ойо , Илорином и другими городами-государствами йоруба в начале 19 века. Среди других участников были священнослужители хауса и нупе , а также дэджейские или дагомейские солдаты, принявшие ислам или сражавшиеся в союзе с мусульманами ».
Начиная с ночи 24 января 1835 года и до следующего утра, группа рабов африканского происхождения заняла улицы Сальвадора и более трех часов противостояла солдатам и вооруженным гражданам.
Несмотря на то, что оно длилось недолго, восстание было крупнейшим восстанием рабов в Бразилии и крупнейшим восстанием городских рабов в Америке. В нем приняли участие около 300 африканцев, а число погибших оценивается от пятидесяти до ста, хотя точное число неизвестно. Это число увеличивается еще больше, если включить в него раненых, умерших в тюрьмах или больницах. Многие участники были приговорены к смертной казни, тюрьме, порке или депортации. Восстание имело общенациональные последствия. Опасаясь, что этому примеру последуют, бразильские власти начали очень внимательно следить за малами, и в последующие годы были предприняты интенсивные усилия, чтобы заставить принять католицизм и стереть народную память об исламе и привязанность к нему . Однако африканское мусульманское сообщество не было стерто в одночасье, и, по оценкам, к 1910 году в Бразилии все еще проживало около 100 000 африканских мусульман.
Мусульманские иммигранты в Бразилии
После восстания афро-бразильской мусульманской общины следующий период ислама в стране был в первую очередь результатом иммиграции мусульман с Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии . Около 11 миллионов сирийских и ливанских иммигрантов (в основном христиан- маронитов ) проживают по всей Бразилии. Самая большая концентрация мусульман находится в большом районе Сан-Паулу .
Архитектура и кухня также несут на себе товарные знаки культуры, принесенной арабами всему полушарию. Например, второй по величине сетью ресторанов быстрого питания в Бразилии является Habib’s , где подают блюда арабской кухни. Разнообразие влияния также распространяется на такие предприятия, как текстильная промышленность, которой в основном управляют купцы сирийско-ливанского происхождения (в основном христианской веры). В городском совете Сан-Паулу есть советник-мусульманин по имени Мохаммад Мурад, юрист. Несколько мечетей усеивают большую часть Сан-Паулу, самая старая и самая популярная из них находится на Авенида-ду-Эстаду . С момента своего основания мечеть добавила школу Корана, библиотеку, кухню и конференц-зал для различных функций.
Восточные церкви[править | править код]
Православие в Бразилию принесли сирийцы и ливанцы, которые иммигрировали в страну с конца XIX века. Позже, особенно после Первой мировой войны, к ним присоединились православные других национальностей — арабы, русские, украинцы, греки, румыны; а также армяне — представители Армянской апостольской церкви. Считается, что первое православное богослужение было проведено в 1897 году в одном из арендованных залов Сан-Паулу; в том же году члены этой общины провели первый на латиноамериканской земле крестный ход. Там же, в Сан-Паулу в 1903 году (по другим данным — в 1904) православными сирийцами, принадлежащими Антиохийской православной церкви, был построен первый православный храм; второй храм появился в 1915 году в городке Сан-Жоржи (штат Рио-де-Жанейро). К началу XX века в Бразилии проживало 26 тыс. православных.
Первый русский православный храм в Бразилии был построен в 1912 году в городе Кампина-дас-Мисойнс прибывшими туда эмигрантами из России. Храм был освящен во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В период Второй мировой войны он сгорел.
Антиохийская православная церковь в Куритибе
С октября 1925 года в помещении сирийской церкви Сан-Паулу действовал русских приход. В начале 1930-х годов в Сан-Хорхе (штат Сан-Паулу) появился третий православный храм. Вплоть до середины 1980-х годов в разных частях страны были основаны ещё 16 церквей, в том числе Свято-Николаевский собор в Сан-Паулу (в 1938 году). С 1934 года в Бразилии располагается архиерейская кафедра Русской православной церкви заграницей, первым её предстоятелем был епископ Сап-Паульский и всея Бразилии Феодосий (Самойлович). После подписания в 2007 году Акта об общении РПЦЗ и РПЦ ряд русскоязычных приходов перешли в РПЦЗ (Агафангела).
В ходе всеобщей переписи населения в 2010 году к восточным церквам себя отнесли 131,6 тыс. бразильцев. Приходы РПЦ в Бразилии входят в Аргентинскую и Южноамериканскую епархию, приходы РПЦЗ — в Буэнос-Айресскую и Южно-Американскую епархии. В Бразилии находятся епархии Константинопольского патриархата (в Сан-Паулу), Антиохийского патриархата (в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу), приходы Румынской, Сербской и Польской православных церквей. Среди неканонического православия наиболее крупными являются общины Православной церкви Португалии и Русская православная церковь заграницей под омофором митрополита Агафангела.
Имеются в стране и ряд старообрядческих поселений; первые старообрядцы прибыли в Бразилию в 1958 году из Гонконга и основали колонию близ Понта-Гроса.
Среди других восточных церквей самой крупной является Армянская апостольская церковь (26 тыс. верующих)).
Пол и возраст
Рассматривая возрастной состав людей в 2021 в Бразилии, статистика приводит следующие цифры:
- Дети и подростки до 15 лет обоих полов – 26,3%.
- Мужчины и женщины в возрасте от 15 до 64 лет включительно – 67%.
- Лица преклонного возраста, которые превышает 65 летний рубеж – 6,7%.
Что же касается полового разделения, то перевес в этой стране, как и в преобладающем большинстве других государств, наблюдается в сторону женского населения. За исключением той группы, которая не достигла 15 летнего возраста. Вот, какие цифры приводятся статистическими институтами:
- В детской и подростковой возрастной группе – мужского – 28,5 млн., тогда как женского – 27,5 млн.
- В средней возрастной группе в период от 15 до 65 лет, мужчин насчитывается 70,9 млн, тогда как женщин – 72,5 млн.
- Лица преклонного возраста распределены следующим образом: мужчин – 6,08 млн., тогда как женщин – 8,3 млн.
Как видно из данных, несмотря на то, что мальчиков рождается больше, в среднем и пожилом возрасте перевес приходится именно на женскую группу. Это можно охарактеризовать и объяснить несколькими факторами:
- Женщины пристальней следят за своим здоровьем, что позволяет им дожить до преклонных лет в большей степени, чем мужчинам.
- Участие мужчин в криминальных группировках, что характерно для многих мужчин, особенно в неблагополучных районах страны, приводит к повышенной смертности среди этой части населения.
Самба
Самба ‒ еще одна бразильская традиция. Этот фееричный танец тесно связан с карнавалом. Он появился в результате соединения африканской и португальской культур. В Бразилии есть множество школ самбы. Этот танец очень популярен. Основной шаг самбы быстрый, совершаются ритмичные движения ногами и бедрами, верхняя часть тела относительно спокойна. Сейчас существует много видов самбы: хориньо, босса-нова, самба-регги, самба-мулатос и др. Кроме самбы в Бразилии популярны такие танцы, как форро, фрево, маракату. Бразильцы очень жизнерадостный народ, а африканские предки подарили им врожденное чувство ритма. Можно сказать, что танцы и песни у них в крови.
Абсолютная свобода вероисповедания есть только в Бразилии
Большая часть бразильцев — католики. Исторически так сложилось, что эта страна еще много веков назад находилась под тщательным присмотром Рима, потому наиболее устойчивый вопрос, к которому принято подходить с максимальной ответственностью — это вопрос веры. Сегодня можно встретить множество доказательств тому, что в Бразилии очень религиозные жители. Так, практически на каждой улице в каждом городе есть костел, в который можно зайти помолиться, побыть наедине со своими мыслями, или исповедаться.
Важно знать, что в Бразилии проживает наибольшее количество католиков на планете. Из всех жителей страны 87% считаются католиками. Однако, в Бразилии не так просто попасть в церковь, как может показаться на первый взгляд
Необходимо знать, что есть «белые», а есть «черные» католические костелы. Несмотря на то, что рабство осталось в далеком прошлом, традиции остались прежними. Потому, в «черной» католической церкви священник темнокожий, а в «белой» могут проповедовать только священники с белой кожей
Однако, в Бразилии не так просто попасть в церковь, как может показаться на первый взгляд. Необходимо знать, что есть «белые», а есть «черные» католические костелы. Несмотря на то, что рабство осталось в далеком прошлом, традиции остались прежними. Потому, в «черной» католической церкви священник темнокожий, а в «белой» могут проповедовать только священники с белой кожей.
Параллельно с католицизмом в Бразилии исповедуется протестантизм. Ввиду того, что в 15 веке активно развивалось лютеранство, многие жители Бразилии приняли эту ветвь христианства. Особенной популярностью это вероисповедание пользуется у афроамериканцев, которые с большей легкостью принимают в свою жизнь различные нововведения.
Ввиду того, что коренными жителями Бразилии являются индейцы, Вы можете прямо на улице встретить настоящего шамана, который не только расскажет о сути многовековой религии, но и заглянет в Ваше прошлое или будущее. Естественно, это не может не впечатлять. Потому, если Вы оказались в Бразилии, обязательно посетите все местные религиозные достопримечательности, включая представителей тех или иных конфессий.
Кандомбле является достаточно популярной местной религией, которой симпатизируют многие бразильцы. Ее суть заключается в том, что верующие поклоняются духам Ориша. Эта религия имеет некоторое сходство с язычеством, поскольку в ней присутствует поклонение духам различных стихий и событий. Примечательно то, что данная вера считается самой глубокой и искренней, несмотря на незначительное количество последователей.
Более миллиона бразильцев считают себя мормонами. Известно, что это религиозное течение достаточно скандально, однако это не мешает занимать мормонам в религии Бразилии достаточно солидное место. Свидетели Иеговы, кришнаиты и буддисты являются также неотъемлемой частью религиозной Бразилии. Настоящим подтверждением тому являются не только храмы, но и памятники архитектуры.
Таким образом, к какой бы конфессии Вы не относились, можете не беспокоиться о том, что Вы сможете найти свою церковь и встретиться с единомышленниками. Благодаря абсолютной свободе вероисповедания,в Бразилии существенно уменьшается преступность, а также каждый житель страны может обрести покой и уверенность в завтрашнем дне.
Население Бразилии: preto и pardos — конкуренция Африке
Согласно бразильской статистике, собственно негров (negros), или как они также именуются в Бразилии, — preto («черный»), всего 12, 9 миллионов человек, т.е. 6,9% от общего количества населения (По состоянию на 2007 г.).
Однако в стране также имеется официально учитываемая большая расовая община pardos — мулатов (португальское слово «парду» означает «коричневый»), к которой согласно Бразильскому государственному институту географии и статистики (Instituto Brasileiro de Geografi a e Estatística — IBGE), относится 43,8 % или около 79 миллионов человек из общего населения в 190 миллионов (Разбивка на общины, или расы, как говорят в Бразилии, приводится по данным на 2007 год. На 2010 г. население Бразилии составило уже почти 193 миллиона. Данные последней переписи см. на врезке).
Около 93 миллионов бразильцев относили себя в период около 2007 года к preto и pardos, т.е. общинам с преимущественно негроидными корнями. В то время как в самой крупной стране Африки Нигерии по данным на 2010 год все население составляет около 152 217 341 чел., а второй по величине населения африканской стране — Эфиопии 88 млн. человек (Также данные на 2010 г.).
Однако при этом необходимо иметь ввиду, что к «парду» официальная бразильская статистика последних нескольких десятилетий относит не только мулатов (темнокожих потомков от браков белых и черных), но и метисов, т.е. потомков от смешанных браков в различном сочетании этнических групп белых, негров и индейцев, а также потомков от смешанных браков белых, негров, индейцев с выходцами из стран Азии. При этом сложно посчитать, сколько из «парду» не имеют отношения к собственно негроидам.
Термин «парду» впервые заменил в 1890-м году в бумагах переписи населения наименование «метис» («mestiço», смешанные), а ныне принят упоминавшимся выше Бразильским государственным институтом географии и статистики.
Бразилии также принадлежит еще один неофициальный рекорд. Согласно ряду данных, эта третья страна мира по количеству населения, принадлежащего к европейской расе, называемых в Бразилии branco («белые»), которое ныне составляет около половины населения Бразилии (примерно 48%, или пр. 92 миллиона человек).
Табл.: Основные и смешанные расы Бразилии.
Развернуть текст
Комментарий к таблице: Этнические группы, расы Бразилии (по принятой в современной Бразилии классификации):
1. Негры (preto, «черные»)
2. Белые (branco, «белые»)
3. Мулаты (pardos, «коричневые») — потомки от смешанных браков негров и белых
4. Амарело («amarelo», желтые ) — выходцы из Азии
(Миграция из Японии началась в Бразилию в 1907 году, когда по приглашению властей в Сан-Пауло прибыл первый корабль с японскими рабочими. Эта миграция продолжалась, с перерывом на период Второй мировой войны, до начала японского экономического бума в 1950-1960-х годах. Всего в Бразилию переехало на работу и жительство 260 тысяч японцев (Больше на сайте японской общины в Бразилии imigracaojaponesa.com.br (порт.). Также азиатская община Бразилии представлена выходцами из Южной Кореи и таких азиатских стран, как Ливан и Сирия, откуда переселенцы стали приезжать к 1970-х годах. Всех их в Бразилии официально относят к этнической группе, или расе «amarelo». Бразильских индейцев сюда не включают).
5.Индейцы (indígena) — коренные жители страны до прихода европейцев.
Также в группу pardos относят потомков от смешанных браков:
Кафузу («кафузу», порт. cafuzo) потомки от смешанных браков индейцев и негров. В др. странах Южной Америки потомки таких браков называются «самбо».
Кабокло (кабоко; порт. caboclo от индейского словосочетания caa-boc «пришедшие от белых») — потомки от смешанных браков белых и индейцев.
В быту бразильцы употребляют также неоднозначный термин «морено», слово, которое означает «темнокожий», «темноволосый». Термин имеет более широкий смысловой охват, чем термин «пардо».
Японец на рекламном плакате (середина XX в.), призывающий японцев ехать на работу в Бразилию. Такой плакат хранится ныне в бразильском Музее истории японской эмиграции» (Musée historique de l’immigration japonaise).
Развернуть текст