Елоховский собор

Архитектурный ансамбль Богоявленского собора, фрески

Архитектурный соборный комплекс состоит из здания церкви, трапезной, соединенной с ним проходом, и колокольни.

В Богоявленской церкви 3 престола, благодаря чему можно провести 3 литургии одним днем:

  • Главный престол – в честь Богоявления.
  • Престол в приделе Благовещения, созданным в 1720 г. при строительстве каменной церкви.
  • Престол в приделе Николая Чудотворца, появившемся в 1792 г., после перестройки здания.

Собор украшен множеством фресок. Все расходы оплачены прихожанскими пожертвованиями. Стены главного алтаря расписаны живописцем Куликовым. Перекрытия трапезной декорируют евангельские рисунки маслом. Южный фронтон колокольни украшен фреской на тему явления ангела святой Деве Марии. На барабане центрального купола, с северной стороны, разместилась «Тайная вечеря».

А на южном фронтоне собора изображены Лука и Иисус в момент встречи с воскресшим Иешуа. Вход в храм покрыт фреской «Сошествие Духа Святаго». На южной стене Благовещенского придела изображен князь Владимир с княгиней Ольгой. Придел Николая Чудотворца имеет пристроенную к нему часовню.

История

Храм Богоявления Господня величественно возвышается над застройками Китай-города, притягивая внимание своей нарядной архитектурой с колонками, балясинами и карнизами. Центральная апсида и восьмерик украшены крупными иконами

Святыня была построена как часть бывшего Богоявленского монастыря. Старейшая мужская обитель Москвы была основана, согласно монастырским актам, в 1296 году. Тогда были воздвигнуты кельи и первый храм из бревен в честь Богоявления Господня с приделом в честь Благовещения Девы Марии. Первым зданием монастыря из белого камня стал Богоявленский собор, построенный в 14-15 веках. В 1451 году на Московский посад пришла орда царевича Мазовши, которая сожгла большую часть построек, сильно пострадал и собор.

Уже восстановленный при Василии Втором, разросшийся при Иване Третьем, монастырь вновь пострадал от великого московского пожара в 1547 году. После похода крымского хана Давлет-Гирея на Москву, обитель была вновь отстроена уже Иваном Грозным. Особенно большие потери монастырь понес в Смутное время, поэтому, сразу с восхождением царя Михаила Федоровича на престол, приступают к восстановлению и обустройству обители. В 1624 году строится и новое каменное здание храма Богоявления.

Пожар, который случился в 1686 году, вновь уничтожил обитель. И вновь она была полностью восстановлена. На этот раз, архитектурный ансамбль монастыря был построен в стиле русского барокко. После того, как были добавлены новые кельи, с благословения владыки Адриана в 1692 году началось сооружение новой церкви. Среди тех, кто финансировал восстановление монастырского комплекса и храма, значатся члены семей князей Голицына и Долгорукова, и сама царица Наталья Кирилловна.

Нижняя церковь Богоявленского собора во имя иконы Казанской Богоматери освящалась зимой 1693 года, верхняя церковь — три года спустя в честь Богоявления Господня. Предел освятили в 1697 году в честь владыки Московского Алексия. Через 40 лет монастырские постройки были вновь повреждены в городском пожаре.

Восстанавливали обитель уже при игумене Герасиме, благодаря которому в 40-х годах 18 века, над воротами была построена церковь Бориса и Глеба со звонницей. Монастырскому комплексу все также покровительствовали князья Долгоруковы и Голицыны.

Через пять лет храм получил северный предел во имя Георгия Победоносца, а через семь лет — южный во имя Сподвижника Иакова. Кроме того, была добавлена звонница. В 1782 году церковные интерьеры были отреставрированы и украшена настенными росписями, новые части декорировали лепниной.

Особый расцвет для монастыря начался, когда с Афонского монастыря привезли мощи мученика Трифона, Пантелеимона и других святых, а также икона Божьей Матери. Ларь с мощами был установлен в соборном храме.

История[править]

В XIV-XVII веках здесь располагалось сельцо Елох. «Елох», «елоха», по словарю Даля, означает ольху, и вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес. А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место.

Во второй половине XV века Елохово было пригородным подмосковным селением, где стояла церковь Владимирской иконы Божией Матери. В ее приходе в 1468 году родился знаменитый московский юродивый Василий Блаженный.

Старая Басманная, которая вела и в Елохово, и в раскинувшуюся за ним Немецкую слободу, была центральной улицей дворцовой Басманной слободы, где селились царские пекари, (от татарского «басман» — дворцовый или казенный хлеб), или по старой, менее вероятной версии, мастера серебряных дел.

А Богоявленский собор в древности, возможно, был обыкновенной сельской церковью. Документально он известен с 1687 года, а уже в 1712-1731 гг. был перестроен в камне, на средства его прихожанина, полковника Воронецкого и царевны Прасковьи Ивановны. Кирпич на него пожаловал лично Петр I. Строительство растянулась надолго, и он был освящен только в 1731 году.

В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт. Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску. Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин, прославившийся строительством домовой церкви св. Татьяны Московского университета и его Аудиторного корпуса на Моховой.

И в октябре 1853 года обновленный, красивый, величественный Богоявленский собор был освящен.

После революции этот храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон.

А в феврале 1935 года Бауманский райсовет, ссылаясь на «наказы избирателей», постановил открыть в Богоявленском соборе один из крупнейших кинотеатров города. К счастью, этому решению не суждено было сбыться. Вскоре из разрушенной Богоявленской церкви в Дорогомилове сюда переместилась кафедра Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), который в сентябре 1943 года стал Патриархом. После кончины в 1944 году он был погребен в северном Никольском приделе собора.

В Богоявленском соборе на клиросе с юга от Царских врат главного престола покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского.

Как известно, после смерти святителя похоронили в основанном им кремлевском Чудове монастыре, где его св. мощи почивали до самой революции. И в 1928 году при разрушении Чудовой обители они были перенесены сначала в закрытый Архангельский собор Кремля, а в 1947 году по просьбе Патриарха Алексия I (Симанского) и с личного разрешения Сталина были отданы вновь Православной Церкви и перенесены в Богоявленский собор в Елохове.

Богоявленский собор особенно подвергся оскорблениям и нападкам со стороны «воинствующих атеистов» в период хрущевских гонений на Церковь. Однажды во время всенощного бдения под Вербное воскресенье в храм ворвался неизвестный и ударил совершавшего богослужение Патриарха Алексия. В другой раз крестный ход, также возглавляемый Патриархом, встретила пьяная толпа с гитарами и непристойными песнями, которыми она пыталась заглушить церковное пение. В верующих полетели камни, и одним из них была серьезно ранена в голову служащая французского посольства, присутствовавшая на крестном ходе.

Когда в начале 1992 года Успенский собор Московского Кремля стал Патриаршим, Богоявленский собор сделался кафедральным.

Известные служители собора и члены причта

Настоятели
  • протопресвитер Николай Колчицкий (1924—1961)
  • протопресвитер Виталий Боровой (1973—1978)
  • протопресвитер Матфей Стаднюк (1978—2013), почётный настоятель (2013—2020)
  • протоиерей Александр Агейкин (2013—2020)
  • епископ Павлово-Посадский Фома (Мосолов) (с 22 апреля 2020)
Протоиереи

протоиерей Николай Степанюк (1940—2019)

Члены причта
  • регент Виктор Комаров (1943—1971)
  • ктитор Николай Капчук (1969—2015)
Архидиаконы
  • Георгий Антоненко (1943—1958)
  • Владимир Дмитриевич Прокимнов (1963—1973)
  • Стефан Гавшев (1973—1990)
  • Андрей Мазур (1990—2018)
Протодиаконы
  • Пётр Петрович Байков (1943—1974)
  • Василий Иванович Смирнов
  • Анатолий Рыжов[источник не указан 1199 дней]
  • Евгений Трофимов († 25.04.2020)
Диаконы

Алексей Протопопов (1903—1907, в 1902—1903 годах — псаломщик)

Интересные факты и загадки в истории собора

Богоявленский собор тесно связан с именем А.С. Пушкина. В его стенах в 1799 г. крестили новорожденного Александра. А на его 100 л. юбилей митрополит Московский, ныне священный мученик Владимир, провел Панихиду по усопшему поэту. На этой службе присутствовал московский генерал-губернатор с супругой.

А в 1991 г. в церкви установили мемориал А.С. Пушкину, упомянув о его крещении в Богоявленском храме. Часто богослужения в Елоховской церкви проводил Патриарх Тихон, но в назначенное время – 7.04.1925 г. – оно не состоялось. Тихон неожиданно скончался.

Прихожане потребовали отменить решение, собрали 5000 подписей и храм был сохранен. Неоднократно делались попытки переделать или закрыть церковь, но она выстояла. Собирались организовать здесь книгохранилище, кинотеатр, музей, казарму, но каждый раз прихожане рьяно отстаивали ее. Даже во время репрессий они не боялись ставить подписи и полные данные о себе, ради сохранения храма.

Закрытие, планируемое на 22.06.1941 г. не состоялось по причине начавшейся войны. После обращения митрополита Сергия о защите нашего Отечества, власти оставили собор в покое.

Существует предание, что именно в приходе этого храма рожден Василий Блаженный, хотя первые данные о нем появились значительно позднее рождения юродивого. В 1990 г. при соборе создан храм для крещения имени Василия Блаженного. Во время строительства и реставрации собора, богослужения не прекращались тоже, их проводили в приделах храма.

Собор во времена Великой Отечественной войны

В Богоявленском соборе был организован сбор пожертвований на нужды обороны. Кроме того, церковь фронту оказала значительную материальную помощь — более 6 миллионов рублей. В годы войны отмечается необыкновенный подъем религиозных чувств верующих.

Современник тех событий, прихожанин Богоявленского собора писал, что в дни Великого поста 1942 года все стремились исповедаться и причаститься, желающих говеть было так много, что священники вынуждены были причащать и за преосвященными литургиями — по средам и пятницам. В обычные же дни для причастия, особенно в некоторые субботы, причастников собиралось так много, что служба начиналась в 6.30 и заканчивалась в 16.00-17.00.


Иконостас Богоявленского кафедрального собора

После исторической встречи со Сталиным в Кремле 8 сентября 1943 года на архиерейском соборе митрополит Сергий был избран Святейшим Патриархом. К сожалению, жить ему оставалось недолго.

В ночь с 4 на 5 апреля 1942 года городские власти разрешили проведение пасхальной службы в Богоявленском соборе, на которую собралось 6500 москвичей. А 18 мая 1944 года в дни Святой Пасхи собор вновь не мог вместить всех прихожан: на этот раз люди пришли проститься со Святейшим патриархом Сергием, который был погребен в Никольском пределе.

Литература

  • Вострышев М., Шокарев С. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2011. — 1064 с.
  • Любартович В., Юхименко Е. Собор Богоявления в Елохове: История храма и прихода. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — 306 с.
  • Православные святыни Москвы / под ред. В. Глушковой. — М.: Вече, 2007. — 544 с.
  • Русская духовная музыка в документах и материалах. Русское православное церковное пение в ХХ веке. Советский период. Кн. 1. 1920—1930-е годы. Ч. 2 / под ред. А. Наумова, М. Рахмановой. — 2015. — Т. 9. — 520 с. — ISBN 978-5-94457-246-2.
  • Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Москва в границах 1917 / под ред. П. Паламарчука. — М.: КРОМ, 1995. — 585 с.
  • Черкасов-Георгиевский В. Москва: религиозные центры и общины. — М.: Профиздат, 1992. — 111 с.

Внутреннее убранство

В октябре 1846 года прихожане обратились в Святейший Синод за разрешением украсить внутреннюю часть нового, только что отстроенного сооружения. С помощью прихожан интерьер богато украшен, в оформлении преобладают золотые цвета.

Потолочные перекрытия и стены богато расписаны тонкой росписью. К 1853 году с восточной стороны был сооружен многоярусный иконостас сложной формы высотой 18 метров. Мастера иконописи специально написали 65 образов. Войдя в помещение, человек невольно устремляет взгляд вверх – к образу Троицы Новозаветной, изображенной в купольной части центральной ротонды.

Величественная ротонда в интерьере играет доминирующую роль, опирается на громадные опорные арки, которые поддерживаются четырехгранными столпами и держат свод. Святому Богоявлению посвящен главный алтарь, есть еще два придела – с левой стороны установлен в честь Николая Чудотворца, правый – в честь Благовещения Богоматери. Роспись соборных стен сделана в первой половине 20 столетия мастерами из Мстеры, который является крупнейшим центром иконописи.

Великие личности Богоявленского собора

По преданию, в декабре 1469 года на паперти церкви в селе Елохово родился Святой блаженный Василий, московский чудотворец. Тот самый знаменитый юродивый, который на пиру у Ивана Грозного тремя кубками вина затушил пожар в Великом Новгороде и, посланный царем гонец, подтвердил этот факт. Когда святой умер, его гроб на своих плечах нес сам царь. Самый известный в мире собор носит имя блаженного Василия. Там же покоятся и его святые мощи.

8 июня 1799 года в Елоховской церкви крестился другой великий москвич — Александр Сергеевич Пушкин.

С 1938 года по 1991 год храм, по сути, являлся патриаршим. Здесь состоялась интронизация четырех святейших патриархов: 12 сентября 1943 года интронизация Святейшего патриарха Сергия, 4 февраля 1945 года — Патриарха Алексия І, 30 июня 1971 года патриарха Пимена, 10 июня 1990 года — Алексия ІІ.

Случайно или нет, но три Алексия сыграли выдающуюся роль в судьбе храма.

14 октября 1947 года святейший патриарх Алексий І по разрешению Сталина перенес из Успенского собора Московского кремля, ставшего на тот момент уже музеем, мощи Святителя Алексия, митрополита Московского в Елоховский собор. Предлогом для перенесения святыни было празднование 800-летия Москвы.


Елоховский кафедральный собор в Москве

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец, был другом Сергия Радонежского и видел в нем своего преемника на посту митрополита. Но преподобный Сергий по великому смирению отказался. Святитель Алексий был опекуном и воспитателем Дмитрия Донского.

Широко известен факт, что по его молитве от слепоты была исцелена ханская жена Тайдула. Святитель многое сделал для объединения русских земель, утверждения православия и возрождения отечества в трудное время владычества Золотой орды.

До 1928 года его честные нетленные мощи хранились в основанном им Чудовом монастыре, пока богоборцы его не взорвали. От уничтожения святые мощи были спасены выдающимся реставратором Петром Дмитриевичем Барановским, который в день разрушения Чудова монастыря вывез на телеге мощи святителя Алексия в Успенский собор Кремля.

Для многих наших современников Богоявленский храм связан с именем святейшего патриарха Алексия ІІ. Часто видели его совершающего служение в этом соборе. Патриарх оставил завещание быть похороненным именно в этом соборе, рядом со своим небесным покровителем. Его воля была исполнена.

Сюда приезжают верующие, чтобы поклониться, отдать дань уважения и любви святейшему патриарху Алексию.


Богослужение в Богоявленском соборе

До 1918 года в храме служил замечательный священник Иоанн Березкин.

А на торжественной панихиде, отслуженной в храме в 1899 году в память столетию со дня рождения Пушкина здесь молилась великая княгиня и будущая преподобномученица Елизавета Федоровна.

Для сведения! Одним из почитаемых людей в Богоявленском храме является священник Матфей Стаднюк, который был его настоятелем долгие годы.

Незаменимым старостой Елоховского собора был Николай Семенович Капчук. Он служил здесь 45 лет. Он делал всё возможное, чтобы главный храм страны приобрел благолепный вид и свой знаменитый салатовый цвет. Именно при его рачительном попечении о соборе были проведены масштабные строительные и реставрационные работу, в буквальном смысле преобразившие облик храма.

История строительства

В XIV-XV веках на месте, где теперь стоит храм, располагалось село Елох. Согласно словарю Даля, это название означает «ольху» или «мокрое, низинное место». Историки полагают, что раньше здесь рос густой ольшанник.

Елохово было небольшим пригородным селением и имело собственный храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Примечательно, что в этом приходе появился на свет известный всем московский юродивый Василий Блаженный.

Богоявленский храм в Елохово известен с 80-х годов XVII века. Первоначально это была обыкновенная деревянная церковь с приделом в честь праздника Благовещения. В 1712 году по указу российского царя Петра I ее начали перестраивать в камне. Кирпич выделил сам Петр I. Денег не хватало, но благодаря помощи полковника русской армии Воронецкого и младшей дочери царя Иоанна V – Прасковьи, строительство удалось завершить. В 1731 году архиепископ Леонид провел в новой церкви первую службу.

В XVIII веке село Елохово сильно разрослось и вошло в состав Москвы. В 1799 году в расположенной неподалеку Немецкой слободе в семье Пушкиных появился на свет мальчик. Вскоре будущего поэта – Александра Сергеевича Пушкина крестили в старом Богоявленском храме.

Перед начало войны 1812 года в Елохово состояла одноглавая церковь с трапезной и высокая колокольня. Во время нашествия Наполеона всю Москву охватили сильные пожары. Страшный огонь уничтожил почти весь церковный приход. Беда коснулась каждой семьи. Из более 200 жилых дворов уцелело лишь шесть. Старый храм не сгорел, но был разграблен французскими солдатами.

В 1830-е годы жилые здания в приходе отстроили заново. Количество верующих выросло, и небольшое пространство старого петровского собора уже не вмещало всех, кто приходил на церковные службы.

Вид Елоховского собора со Спартаковской улицы

В 1835 году московский архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин подготовил проект, по которому началось строительство нового Елоховского собора. Большую часть денег для храма выделил богатый московский купец Василий Щапов. Он чем мог помогал прихожанам и оставался главным ктитором храма до самой смерти в 1864 году.

Через 5 лет после начала строительства стены собора были готовы, поэтому решено было возводить барабан центрального купола. Однако, случилась беда – слабые боковые арки не выдержали нагрузки, и появились трещины. Стройку продолжили только после того, как все повреждения были устранены.

Здание было готово в 1845 году, началась внутренняя отделка, длившаяся до 1853 года. К этому времени приход собора насчитывал почти 3,5 тысячи человек. Спустя несколько лет храм реконструировали, иконостас покрыли червонным золотом, а алтарь украсили живописью и лепниной. В начале прошлого века при соборе существовали дом престарелых и приют для детей-сирот.

Вид Елоховского собора со стороны Нижней Красносельской улицы

Архитектура

Внутреннее убранство собора, 2019 год

Фрески на стенах собора, 2011 год

Богоявленский храм представляет собой поднятый на высокий четверик, завершённый пятью главами. Его высота составляет 56 метров, площадь — 1164 м², вместимость — 3000 человек. С северной и западной сторон собор опоясывают широкие галереи. К главному зданию примыкает соединённая с ним трапезная, перекрытая крестовыми сводами, стоящими на четырёх столбах. К ней пристроена трёхъярусная колокольня высотой 65 метров с семнадцатью колоколами. Самый большой из них был отлит в 1900 году на московском заводе А. Самгина.

Южный фасад разделён на три прясла широкими лопатками. Северная сторона оформлена карнизами, поясом поребрика, нишами. Окна обрамлены наличниками с парными треугольными фронтончиками.

Пространство храма освещается двенадцатью арочными окнами подкупольного барабана и двойным рядом проёмов в стенах. Внутреннюю сторону купола украшает живописная композиция «Новозаветная Троица» с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей, ангелами и серафимами. В нижней части барабана изображены двенадцать угодников Божиих. На сводах находятся образы святых евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна, живописные сюжеты из Нового Завета. На западной стене собора размещены две композиции: «Бесплодная смоковница» и «Брачный пир», над ними — изображения «Спаситель» и «Господь Саваоф». У северной и южной стен храма стоят хоругви: «коронационная» с изображениями Николая II, архиепископа Мирликийского и святых членов императорской семьи, «феодосиевская», пожертвованная в Елоховский собор в 1897 году. В Богоявленском приделе находятся особо почитаемые святыни собора: чудотворный образ «Казанской Божией Матери» и мощи святителя Алексия в раке.

В большом алтаре представлены настенные росписи живописца Афанасия Куликова, выполненные в 1912 году и обновлённые в 1947-м. Среди них — композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Рождество Христово», «Снятие с креста» и другие.

Своды трапезной расписаны масляной живописью. На них размещены евангельские сюжеты: «Наставление Спасителя ученикам», «Воскрешение дочери Иаира», «Беседа Иисуса Христа с Никодимом» и другие.

Иконостас

В иконостасе Никольского придела находятся иконы «Спас Великий Архиерей», «Святитель Николай Чудотворец со сценами жития» первой половины XIX столетия. В этой части собора представлены храмовые образы Божией Матери: «Всех Скорбящих Радость», «Тихвинская», «Нечаянная Радость», «Избавление от бед страждущих», «Рождество Пресвятой Богородицы».

В иконостасе Благовещенского придела трапезной расположены праздничные иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Троица Ветхозаветная» и образ «Светлое Христово Воскресение» конца XVIII века.

Шестиярусный иконостас главного престола является образцом неовизантийского стиля середины XIX века. Он покрыт позолоченным растительным орнаментом и вмещает 65 икон. Два нижних яруса разделены четырьмя парами колонн. Царские врата украшены медальонами с изображениями Божией Матери, архангела Гавриила и евангелистов. В местном ряду иконостаса находятся образы: «Спас Нерукотворный», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Богоматерь Мирожская», «Спаситель», «Святое Богоявление Крещение Господне».

В алтаре на стенах размещены иконы рубежа XVII и XVIII веков: «Страстная икона Божией Матери», «Спас Великий Архиерей», «Спас Смоленский» в серебряном окладе и другие.

Ризница

Ризница собора является хранилищем богослужебных предметов и облачений. В ней собраны серебряные напрестольные кресты, самый ранний из которых изготовлен в Москве в 1768 году. В ней также хранятся образцы церковной книжной печати — два Евангелия с гравюрами, в окладах, обитых бархатом и украшенных серебряными накладками. Одна книга напечатана в Москве в 1698 году, другая — в 1759-м.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector