Герб таджикистана

Трактовка деталей

Герб на почтовой марке Таджикистана 1994 года.

По мнению исследователя В.Сапрыкова, «три выступа в короне, изображённой на гербе, обозначают регионы республики — Хатлон, Зарафшан, Бадахшан. Каждый из них в отдельности — это ещё не страна. Лишь объединённые в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет ещё один смысл: слово „тадж“ в переводе означает „венец“. В более широком смысле понятие „таджики“ может трактоваться как „халки тодждор“, то есть народ-венценосец. Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет и не может быть определённого государства».

В. Сапрыков указывает на то, что число «семь» (семь звёзд) — священное, оно приносит счастье, дарует добродетель. В таджикской народной традиции это ещё и символ совершенства.

Наконец, солнце, восходящее из-за гор, символизирует наступление жизни, света, а колосья пшеницы — богатство страны.

Исследователь М.Ревнивцев в своей собственной интерпретации государственных символов Таджикистана обращается к религии зороастризма, которая восходит своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов IX—X век и которая, как он утверждает, пользовалась популярностью среди таджикской интеллигенции и в годы Советской власти, и до настоящего времени.

По мнению М.Ревнивцева, «корона», изображённая в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, включает в себя три стилизованные изображения светильников — три священных неугасимых огня, являющихся объектом религиозного поклонения в зороастрийских храмах. Центральный элемент «короны» символизирует мировую гору Хара, находящуюся в центре Мира, а выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет «мост возмездия» Чинват, на котором в Судный День Заратуштра будет отделять души праведников от грешников.

Семь золотых пятиконечных звёзд, согласно М.Ревнивцеву, символизируют одно из основных понятий зороастризма — семь добрых духов Амеша Спента — ипостаси и ближайшее окружение верховного бога Ахура Мазда (Ормузда).
Расположенные по дуге окружности золотые звезды образуют фарн — солнечное сияющее начало, божественный огонь, его материальная эманация, аналог нимба у христианских святых.

Крылатый лев (в гербе 1992 года) был у индоарийских народов, персов и таджиков символом высшей божественной силы, мощи, власти и величия, солнца и огня. Из Месопотамии символ крылатого льва распространился в Иран и Среднюю Азию.

21 солнечный луч — три раза повторенные группы по 7 лучей — символизируют три эманации Ахура Мазда с 7 добрыми духами Амеша Спента.

Золотые горы с серебряными вершинами — заснеженные хребты Алайских, Заалайских гор и Памира.

Пшеничные колосья — символ земледелия и оседлой жизни, достались, как и восходящее солнце, от герба СССР.

Описание

Государственный герб Республики Таджикистан представляет собой изображение стилизованной короны и полукруга из семи звёзд на ней в лучах солнца, восходящего из-за гор, покрытых снегом и обрамлённых венком, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венок перевит трёхполосной лентой, в нижнем секторе помещена книга на подставке.

Объемное изображение герба на аверсе памятной монеты Таджикистана 2011 года.

Кроме чёрно-белого и цветного изображений герба Таджикистана официальным является и так называемое объёмное изображение герба (цвета герба представлены как градиентные).

Флаг Таджикистана взовьется выше всех флагов мира

24.06.2016, 17:18

В канун Дня национального единства, который отмечается в Таджикистане 27 июня, в субботу на площади Исмоили Сомони в Хороге будет установлен флагшток, который станет самым высоким в мире — он будет установлен на высоте 1 232 метров над уровнем моря. Как пишет газета «Джавонони Таджикистан», финансирование установления данного флагштока осуществляла «Таджикская алюминиевая компания» (ТАЛКО).«Учитывая географическое положение ГБАО, именуемую еще как «Крыша мира», которая расположена на высоте более 2 тысяч 500 метров над уровнем моря и этот флаг будет развеваться так высоко, как никакой другой в мире», — пишет издание.Церемония открытия флагштока состоится при участии лидера нации Эмомали Рахмона, который завтра начинает свой четырехдневный визит в Горный Бадахшан.Как ожидается, при участии президента в области будет открыто 82 объекта.Напомним, флагшток в Таджикистане вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый высокий флагшток в мире еще в 2011 году.165-метровый флагшток установлен на территории Дворца наций в центре Душанбе. Размеры полотнища флага составляют 30 метров в ширину и 60 метров в длину. Национальный флаг изготовлен из особо прочного материала — микрофибрового полиэстера весом до 250 кг.Строительство самого высокого на тот момент флагштока, общим весом в 310 тонн, началось 24 ноября 2010 года — в День государственного флага. В мае 2011 года состоялся технический подъем государственного флага Таджикистана.Установкой самого высокого в мире флагштока занималась американская компания «Trident Support», на счету которой возведение предыдущего рекордсмена среди флагштоков, установленного в центре Баку высотою 162 метра. Эта компания также возводила флагштоки в Ашхабаде (133 метра), в Иордании (Акаба — 132 метра и Аммане — 127 метров), а также в Абу-Даби (123 метра).Открывая торжественную церемонию поднятия государственного символа страны, президент Таджикистана Эмомали Рахмон тогда отметил, что «флаг — один из главных символов государственности Таджикистана, является отражением счастья и суверенитета, единения и сплочённости, чести и достоинства, патриотизма и национального менталитета нашего древнего и цивилизованного народа, в сияниях своих цветов отражает высшие цели и чаяния таджиков».«Это самый высокий в мире флагшток», — сказал Рахмон, добавив, что это сооружение будет гордостью каждого гражданина республики.Национальный флаг Таджикистана был утвержден на 16 сессии Верховного совета республики в ноябре 1992 года. 24 ноября 2009 года был объявлен Днем государственного флага Таджикистана.Однако Саудовская Аравия побила рекорд Таджикистана по высоте флагштока, построив высотой 170 метров, который вошел в Книгу рекордов Гинесса. Этот флагшток на пять метров превышает таджикский.Флагшток в Джидде отображает знамя единобожия. Длина полотнища флага составляет 49,5 метров, а ширина 33 метра. Весит флаг 570 кг и по площади составляет почти половину футбольного поля.На территории, где расположен флагшток, также находится национальная эмблема Саудовской Аравии: два меча — каждый 75 метров в длину, а также 85-метровая пальма. Сама площадь охватывает 26 тыс. кв. метров.

Символ независимости

В 1992 году с приобретением независимости на «примирительной», как ее называли, сессии было утверждено кардинально иное изображение главной таджикской эмблемы, хотя и венки, и восход солнца присутствовали. Центральное место на гербе Таджикистана занял крылатый золотой лев.

Согласно древним мифам, существовавшим у таджиков, персов и индоарийских народов, крылатый лев символизировал божественное начало, силу, мощь, власть. Впервые он появился в Месопотамии, откуда отправился путешествовать по Ирану и Средней Азии. Кроме того, что лев являлся героем многих мифов, археологи при раскопках древнего иранского города Хабис обнаружили штандарт (возраст 3000 до н.э.), на котором было изображено это красивое и мощное животное.

К сожалению, современный человек оказался сильнее, новая власть Таджикистана главным символом сделала золотую корону.

Ба киҳо ва чӣ қадар муҳлати ҷазояшон кам карда мешавад?

Муҳлати ҷазои адонагардидаи маҳкумшудагоне, ки нисбати онҳо амали моддаҳои 1, 2, бандҳои сеюм ва шашуми моддаи 3, моддаҳои 4 ва 5 Қонуни мазкур татбиқ намегардад, кам карда мешавад:

— нисбати маҳкумшудагоне, ки барои содир кардани ҷинояти беэҳтиётӣ ба онҳо ҷазои маҳрум сохтан аз озодӣ таъин карда шудааст-аз ду як ҳисса;

— нисбати маҳкумшудагоне, ки ба онҳо барои содир кардани ҷиноятҳои начандон вазнин ва дараҷаи миёна ҷазои маҳрум сохтан аз озодй таъин карда шудааст-аз ду як ҳисса;

— нисбати маҳкумшудагоне, ки ба онҳо барои содир кардани ҷиноятҳои вазнин ҷазои маҳрум сохтан аз озодӣ таъин карда шудааст-аз се як ҳисса;

— нисбати маҳкумшудагоне, ки ба онҳо барои содир кардани ҷиноятҳои махсусан вазнин ҷазои маҳрум сохтан аз озодӣ таъин карда шудааст-аз чор як ҳисса.

Asia-Plus

Значения цветов и интерпретация символики

При создании новых государственных символов Таджикистана руководствовались принципом историзма и преемственности. Флаг Таджикистана по своей красно-бело-зелёной цветовой гамме повторяет Флаг Таджикской ССР.

В соответствии с Положением о Государственном флаге Республики Таджикистан, принятым 24 ноября 1992 года, «Государственный флаг Республики Таджикистан является символом … нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции…». Рабочих символизирует красный цвет, крестьян — зелёный, интеллигенцию — белый.

Символика цветов флага Таджикистана уходит корнями в глубокую древность. Согласно Авесте, полноправное свободное население древнеиранского общества делилось на три сословия, каждое из которых ассоциировалось с определённым цветом:

  • военная знать (авест. raθaē-štar-) — красный цвет — символ воинской доблести и самопожертвования во имя высоких идеалов, поэтому считается самым почитаемым и благородным;
  • духовенство (авест. āθravan-, aθaurvan-) — белый цвет — символизирует духовность, моральную чистоту и святость;
  • свободные общинники (сословие скотоводов-земледельцев) (авест. vāstrya.fšuyant-) — зелёный цвет — символизирует природу, молодость и процветание.

По сей день на Памире красный цвет символизирует счастье, благополучие и радость, белый — чистоту и ясность, зелёный цвет — молодость и процветание.

Композиция цветов флага соответствует цветам на флаге Ирана, что обусловлено этнической, культурной и языковой близостью двух народов.

Цвета флага RGB:

  • Красный 218,41,28
  • Жёлтый 246,190,0
  • Белый 255,255,255
  • Зелёный 0,122,51

Кроме того, существует другая трактовка значений этих цветов, например:

  • красный — свобода и независимость (тадж. озодӣ);
  • белый — мир и спокойствие (тадж. оромӣ);
  • зелёный — благоустроенность и процветание (тадж. ободӣ).

Стилизованная корона с полукругом из семи звёзд

Корона с полукругом из семи звёзд символизирует государственный суверенитет и независимость Республики Таджикистан.

Семь звёзд первоначально олицетворяли семь выдающихся персидско-таджикских поэтов (версия авторов флага), затем семь благих пространств арийского простора (версия первых интерпретаторов, связанных с таджикскими культурологическими элитами). В настоящее время семь звёзд обозначают семь историко-культурных областей современного Таджикистана:

  1. Согд;
  2. Зарафшан;
  3. Хисар;
  4. Рашт;
  5. Вахш;
  6. Хатлон;
  7. Бадахшан.

Президент Эмомали Рахмон в телевизионном обращении от 23 ноября в честь Дня Флага Таджикистана объяснил значения цветов Государственного флага Республики Таджикистан следующим образом:

Трактовка деталей[править | править код]

Герб на почтовой марке Таджикистана 1994 года.

По мнению исследователя В.Сапрыкова, «три выступа в короне, изображённой на гербе, обозначают регионы республики — Хатлон, Зарафшан, Бадахшан. Каждый из них в отдельности — это ещё не страна. Лишь объединённые в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет ещё один смысл: слово „тадж“ в переводе означает „венец“. В более широком смысле понятие „таджики“ может трактоваться как „халки тодждор“, то есть народ-венценосец. Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет и не может быть определённого государства».

В. Сапрыков указывает на то, что число «семь» (семь звёзд) — священное, оно приносит счастье, дарует добродетель. В таджикской народной традиции это ещё и символ совершенства.

Наконец, солнце, восходящее из-за гор, символизирует наступление жизни, света, а колосья пшеницы — богатство страны.

Исследователь М.Ревнивцев в своей собственной интерпретации государственных символов Таджикистана обращается к религии зороастризма, которая восходит своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов IX—X век и которая, как он утверждает, пользовалась популярностью среди таджикской интеллигенции и в годы Советской власти, и до настоящего времени.

По мнению М.Ревнивцева, «корона», изображённая в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, включает в себя три стилизованные изображения светильников — три священных неугасимых огня, являющихся объектом религиозного поклонения в зороастрийских храмах. Центральный элемент «короны» символизирует мировую гору Хара, находящуюся в центре Мира, а выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет «мост возмездия» Чинват, на котором в Судный День Заратуштра будет отделять души праведников от грешников.

Семь золотых пятиконечных звёзд, согласно М.Ревнивцеву, символизируют одно из основных понятий зороастризма — семь добрых духов Амеша Спента — ипостаси и ближайшее окружение верховного бога Ахура Мазда (Ормузда). Расположенные по дуге окружности золотые звезды образуют фарн — солнечное сияющее начало, божественный огонь, его материальная эманация, аналог нимба у христианских святых.

Крылатый лев (в гербе 1992 года) был у индоарийских народов, персов и таджиков символом высшей божественной силы, мощи, власти и величия, солнца и огня. Из Месопотамии символ крылатого льва распространился в Иран и Среднюю Азию.

21 солнечный луч — три раза повторенные группы по 7 лучей — символизируют три эманации Ахура Мазда с 7 добрыми духами Амеша Спента.

Золотые горы с серебряными вершинами — заснеженные хребты Алайских, Заалайских гор и Памира.

Пшеничные колосья — символ земледелия и оседлой жизни, достались, как и восходящее солнце, от герба СССР.

Описание[править | править код]

Государственный герб Республики Таджикистан представляет собой изображение стилизованной короны и полукруга из семи звёзд на ней в лучах солнца, восходящего из-за гор, покрытых снегом и обрамлённых венком, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венок перевит трёхполосной лентой, в нижнем секторе помещена книга на подставке.

Объемное изображение герба на аверсе памятной монеты Таджикистана 2011 года.

Кроме чёрно-белого и цветного изображений герба Таджикистана официальным является и так называемое объёмное изображение герба (цвета герба представлены как градиентные).

История флага

Предки современных таджиков прославились упорством, смелостью и преданностью своей земле и правителям. Территория Таджикистана входила в состав древних халифатов, империю Александра Македонского, позже стала частью Российской империи и СССР. В ряде источников находят упоминания о флагах, под которыми таджики совершали подвиги.

Первыми знаменами воинов были простые полотнища красного цвета, которые крепились к поперечным рейкам как хоругви. Они описаны в древнеиранском источнике «Авесте». В одной из глав приведен рассказ о кузнеце Каве, который бился с захватчиками. Чтобы воодушевить воинов, сделал стяг, насадив его на копье.

После победы над врагами Каве предстал перед иранским царем. Боевой стяг был принят властителем и по его повелению украшен золотой четырехконечной звездой, драгоценностями и разноцветными лентами. Флаг стали именовать Дирафши Кавияни.

Флаги династий

Территория Таджикистана находилась под властью нескольких династий, каждая из которых имела собственную символику. Сохранились следующие сведения о смене флагов:

От Ахеменидов до наших дней дошел кавианский стяг с изображением золотого орла. Гордая птица держит в лапах кольца из золота. Ахеменидские воины также использовали стяги с драконами. Изображение драконов перенес на свои знамена Александр Македонский, позаимствовав его у разбитого Дария.

  • Аршакиды правили Парфией около 5 веков (с 250 года до новой эры). Во времена аршакидской династии знамена с четырехконечной звездой часто делали из кожи, крепили к древкам копий. Воины ходили в бой под шелковыми стягами с изображением дракона.
  • При Сасанидской династии Дирафши Кавияни также был главным государственным символом. Монархи исповедовали зороастризм, украшали короны изображениями священных животных.

У правителей-Сасанидов центральной фигурой корон был полумесяц, который перекочевал на штандарты других народов, в том числе в Османской империи. Позже полумесяц превратился в символ ислама.

Бухарский период

Бухарское ханство, а затем эмират, охватывало большую территорию – части Таджикистана, Китая, Узбекистана, Ирана и других. Бухарский флаг отражал идеи ислама – зеленое полотнище со звездой, полумесяцем, «рукой Фатимы» и надписями на арабском. Тексты на флаге:

  • вдоль древка – «Султан – тень Аллаха»;
  • по краю – «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед Пророк Его».

Бухарский эмират упразднили с приходом советской власти, была создана Бухарская республика, которую называли сначала народной, затем социалистической. Первый флаг территории – на красно-зеленом полотнище звезда и полумесяц, а также аббревиатура (на арабском) названия республики.

Позже дизайн сменили, зеленый цвет убрали – осталось кумачовое полотно с золотыми деталями.

Таджикская АССР, ССР

В СССР территория Таджикистана была на правах автономии частью Узбекистана с 1924 по 1929 год. Знамя автономной республики было красного цвета с гербом в левом верхнем углу. Герб меняли в 1929 году, оставив остальную часть полотна прежней.

В 1929 году Таджикскую республику преобразовали и включили на равных правах с другими советскими образованиями в состав СССР. Флаг Таджикистана за годы советской власти много раз (7 вариантов) изменяли. Окончательный вариант, просуществовавший до 1991 года, был принят в 1953 году.

С развалом СССР Таджикистан до утверждения нового символа государства убрал с триколора коммунистическую символику.

Описание[править | править код]

Государственный герб Республики Таджикистан представляет собой изображение стилизованной короны и полукруга из семи звёзд на ней в лучах солнца, восходящего из-за гор, покрытых снегом и обрамлённых венком, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венок перевит трёхполосной лентой, в нижнем секторе помещена книга на подставке.

Объемное изображение герба на аверсе памятной монеты Таджикистана 2011 года.

Кроме чёрно-белого и цветного изображений герба Таджикистана официальным является и так называемое объёмное изображение герба (цвета герба представлены как градиентные).

Трактовка деталей

Герб на почтовой марке Таджикистана 1994 года.

По мнению исследователя В.Сапрыкова, «три выступа в короне, изображённой на гербе, обозначают регионы республики — Хатлон, Зарафшан, Бадахшан. Каждый из них в отдельности — это ещё не страна. Лишь объединённые в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет ещё один смысл: слово „тадж“ в переводе означает „венец“. В более широком смысле понятие „таджики“ может трактоваться как „халки тодждор“, то есть народ-венценосец. Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет и не может быть определённого государства».

В. Сапрыков указывает на то, что число «семь» (семь звёзд) — священное, оно приносит счастье, дарует добродетель. В таджикской народной традиции это ещё и символ совершенства.

Наконец, солнце, восходящее из-за гор, символизирует наступление жизни, света, а колосья пшеницы — богатство страны.

Исследователь М.Ревнивцев в своей собственной интерпретации государственных символов Таджикистана обращается к религии зороастризма, которая восходит своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов IX—X век и которая, как он утверждает, пользовалась популярностью среди таджикской интеллигенции и в годы Советской власти, и до настоящего времени.

По мнению М.Ревнивцева, «корона», изображённая в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, включает в себя три стилизованные изображения светильников — три священных неугасимых огня, являющихся объектом религиозного поклонения в зороастрийских храмах. Центральный элемент «короны» символизирует мировую гору Хара, находящуюся в центре Мира, а выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет «мост возмездия» Чинват, на котором в Судный День Заратуштра будет отделять души праведников от грешников.

Семь золотых пятиконечных звёзд, согласно М.Ревнивцеву, символизируют одно из основных понятий зороастризма — семь добрых духов Амеша Спента — ипостаси и ближайшее окружение верховного бога Ахура Мазда (Ормузда).
Расположенные по дуге окружности золотые звезды образуют фарн — солнечное сияющее начало, божественный огонь, его материальная эманация, аналог нимба у христианских святых.

Крылатый лев (в гербе 1992 года) был у индоарийских народов, персов и таджиков символом высшей божественной силы, мощи, власти и величия, солнца и огня. Из Месопотамии символ крылатого льва распространился в Иран и Среднюю Азию.

21 солнечный луч — три раза повторенные группы по 7 лучей — символизируют три эманации Ахура Мазда с 7 добрыми духами Амеша Спента.

Золотые горы с серебряными вершинами — заснеженные хребты Алайских, Заалайских гор и Памира.

Пшеничные колосья — символ земледелия и оседлой жизни, достались, как и восходящее солнце, от герба СССР.

Ҷуброни зарар ба ҷойи адои муҳлати ҷазо

Нисбати шахсоне, ки барои содир кардани ҷиноятҳои дар моддаи 245, қисми 3 моддаи 246, моддаи 247, 253, моддаи 257, моддаи 264 ва моддаи 292 Кодекси ҷиноятии ҶТ (таҳрири соли 1998) пешбинигардида маҳкум шуда, зарари моддии расонидашударо пурра талофӣ карда бошанд.

Инчунин маҳкумшудагони зерин, ки барои содир кардани ҷинояти қасдона маҳкум шудаанд, аз адои ҷазо озод карда мешаванд: маҳкумшудагоне, ки барои содир кардани ҷиноятҳои начандон вазнин ва дараҷаи миёна ба муҳлати то панҷ сол аз озодӣ маҳрум шудаанд; маҳкумшудагоне, ки барои содир кардани ҷиноятҳои вазнин маҳкум шудаанд ва на камтар аз се як ҳиссаи муҳлати ҷазоро дар ҷойҳои маҳрумӣ аз озодӣ адо кардаанд ва маҳкумшудагоне, ки барои содир кардани ҷиноятҳои махсусан вазнин маҳкумшудаанд ва на камтар аз чор се ҳиссаи муҳлати ҷазоро дар ҷойҳои маҳрумӣ аз озодӣ адо кардаанд.

Asia-Plus

Описание

Государственный герб Республики Таджикистан представляет собой изображение стилизованной короны и полукруга из семи звёзд на ней в лучах солнца, восходящего из-за гор, покрытых снегом и обрамлённых венком, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венок перевит трёхполосной лентой, в нижнем секторе помещена книга на подставке.

Объемное изображение герба на аверсе памятной монеты Таджикистана 2011 года.

Кроме чёрно-белого и цветного изображений герба Таджикистана официальным является и так называемое объёмное изображение герба (цвета герба представлены как градиентные).

Библиография

  • Arrian. Parthica, fr. −1 — Syncellus, c. 539. Цит. по: Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр.
  • Bahar, Mehrdad. Pizhuhishi dar asatir-i Iran (Para-i nukhust va para-i duyum). Tehran: Agah, 1375 . ISBN 964-416-045-2. (перс.)
  • Gharib B. Sogdian Dictionary (Sogdian-Persian-English). — Tehran: Farhangan Publications, 1995. ISBN 964-5558-06-9 (перс.)
  • Hasandust, Mohammad. An etymological dictionary of Persian language. Tehran: Iranian Academy of Persian language and literature, 2004. ISBN 964-7531-28-1. Vol. I, p. 258 (перс.)
  • Horn, Etymologie, no. 553; AirWb., col. 771
  • Khaleghi-Motlagh, Djalal. DERAFŠ-E KĀVĪĀN. Encyclopedia Iranica. 1st Edition. 2007.
  • Kaveh Farrokh, Angus McBride. Sassanian Elite Cavalry AD 224—642. 1st Edition. Osprey Publishing, 2005. 64 p. ISBN 1-84176-713-1, ISBN 978-1-84176-713-0
  • Shahbazi A. Sh. Parthian Army
  • Schmitt, Rüdiger. Compendium Linguarum Iranicarum, 1989. перевод на персидский язык под ред. Хасана Резаи-Багбиди. — Тегеран: «Какнус», 1382 г. / 2004 г. ISBN 964-311-403-1 (перс.)
  • W.Trembicky, Flags of Non-Russian peoples under Soviet Rule, The Flag Bulletin, VIII:3, Lexington, 1969, P.121
  • Видевдад, 1.7
  • Гафуров Б. Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. ИВАН СССР, Наука, М. 1972.
  • Дьяконов И. М., Лившиц В. А. Документы из Нисы I в. до н. э. (предварительные итоги работы). М., 1960. (XXV Международный конгресс востоковедов).
  • Зоолишоева Ш. Ф. Символика цвета в шугнано-рушанской национальной одежде // Языки и этнография «Крыши мира». СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2005. — 112 с. — ISBN 5-85803-304-2 (ошибоч.)
  • Ксенофонт, Анабасис. Кинга I, Глава X.
  • Литвинский Б. А. (ред.), Ранов В. А. История таджикского народа. Т. 1 — Древнейшая и древняя история. АН РТ, Душанбе, 1998.
  • Луконин В. Г. Древний и раннесредневековый Иран. М.: «Наука», 1987. 295 стр.
  • Ревницев М. В. К вопросу о скрытой символике флага и гербов Республики Таджикистан // «Гербовед» № 63, 3’2003. 160 стр., 8 цв. вкл. — С. 79-84.
  • Сапрыков В. Новый герб и флаг Таджикистана // «Наука и жизнь» № 10, 1993.
  • Советова О. С., Мухарева А. Н. Об использовании знамён в военном деле средневековых кочевников (по изобразительным источникам) // Археология Южной Сибири. Вып. 23. (Сб. к 60-летию В. В. Боброва) Кемерово: 2005.
  • Шозимов П., Год арийской цивилизации в Таджикистане: к вопросу о национальной самоидентификации. 20.09.2006
  • Центральный Государственный архив Республики Узбекистан, ф. Р-47, оп.1, д.1, л.248
  • Центральный Государственный архив Республики Узбекистан, ф. Р-47, оп.1, д.186, л.26 (оборот)
  • Ясна, 10.14
  • Ясна, 57.25; Яшт 1.11, 4.3, 8.56

Значения цветов и интерпретация символики

При создании новых государственных символов Таджикистана руководствовались принципом историзма и преемственности. Флаг Таджикистана по своей красно-бело-зелёной цветовой гамме повторяет Флаг Таджикской ССР.

В соответствии с Положением о Государственном флаге Республики Таджикистан, принятым 24 ноября 1992 года, «Государственный флаг Республики Таджикистан является символом … нерушимого союза рабочих, крестьян и интеллигенции…». Рабочих символизирует красный цвет, крестьян — зелёный, интеллигенцию — белый.

Символика цветов флага Таджикистана уходит корнями в глубокую древность. Согласно Авесте, полноправное свободное население древнеиранского общества делилось на три сословия, каждое из которых ассоциировалось с определённым цветом:

  • военная знать (авест. raθaē-štar-) — красный цвет — символ воинской доблести и самопожертвования во имя высоких идеалов, поэтому считается самым почитаемым и благородным;
  • духовенство (авест. āθravan-, aθaurvan-) — белый цвет — символизирует духовность, моральную чистоту и святость;
  • свободные общинники (сословие скотоводов-земледельцев) (авест. vāstrya.fšuyant-) — зелёный цвет — символизирует природу, молодость и процветание.

По сей день на Памире красный цвет символизирует счастье, благополучие и радость, белый — чистоту и ясность, зелёный цвет — молодость и процветание.

Композиция цветов флага соответствует цветам на флаге Ирана, что обусловлено этнической, культурной и языковой близостью двух народов.

Цвета флага RGB:

  • Красный 218,41,28
  • Жёлтый 246,190,0
  • Белый 255,255,255
  • Зелёный 0,122,51

Кроме того, существует другая трактовка значений этих цветов, например:

  • красный — свобода и независимость (тадж. озодӣ);
  • белый — мир и спокойствие (тадж. оромӣ);
  • зелёный — благоустроенность и процветание (тадж. ободӣ).

Стилизованная корона с полукругом из семи звёзд

Корона с полукругом из семи звёзд символизирует государственный суверенитет и независимость Республики Таджикистан.

Семь звёзд первоначально олицетворяли семь выдающихся персидско-таджикских поэтов (версия авторов флага), затем семь благих пространств арийского простора (версия первых интерпретаторов, связанных с таджикскими культурологическими элитами). В настоящее время семь звёзд обозначают семь историко-культурных областей современного Таджикистана:

  1. Согд;
  2. Зарафшан;
  3. Хисар;
  4. Рашт;
  5. Вахш;
  6. Хатлон;
  7. Бадахшан.

Президент Эмомали Рахмон в телевизионном обращении от 23 ноября в честь Дня Флага Таджикистана объяснил значения цветов Государственного флага Республики Таджикистан следующим образом:

Значение цветов на таджикистанском флаге

Правительство страны всегда заявляло о сохранении исторического наследия и преемственности традиций. Поэтому трактовка цветов государственного флага многозначна и отсылает к разным эпохам и культурным пластам жизни таджикского народа.

Первая интерпретация была заявлена в 1992 году и соответствовала социалистическим принципам Таджикской ССР. Выбор цветов демонстрировал крепкий союз трудового народа:

  • красный – мировой гегемон (рабочий класс);
  • зеленый – сельские труженики, крестьянство;
  • белый – цвет интеллигенции.

Историки Таджикистана дают альтернативное значение подбора цветов, отсылая к древним государствам, частью которых были территория и народ страны. В древнеиранской культуре данные цвета ассоциировались с определенными сословиями:

  1. Красный – каста военных. Цвет означает мужество, служение Родине, преданность и благородство.
  2. Зеленый – основная часть граждан страны, занятых скотоводством и земледелием. В общем смысле символизирует весну, молодость, плодородие, процветание.
  3. Белый – духовное сословие, представители религиозной элиты. Цвет святых, духовных лидеров, символ чистоты и высоких устремлений.

Используется и более общая интерпретация цветовой палитры символа Таджикистана со следующими смыслами:

  • красный – вечный символ свободы, стойкости, доблести;
  • зеленый – успех и благоденствие;
  • белый – добро, мир, надежда.

Изображение короны демонстрирует свободу и независимость страны. Основные культурно-исторические центры республики (их 7) представлены окружающими корону звездами.

Изначально символизм звезд был иным – их считали напоминанием о великих поэтах, имеющих персидско-таджикское происхождение. Президент страны в своей речи в 2010 году подчеркнул, что в цветах флага отразили историю страны, устремления и чаяния народа, культурные традиции.

Символ независимости

В 1992 году с приобретением независимости на «примирительной», как ее называли, сессии было утверждено кардинально иное изображение главной таджикской эмблемы, хотя и венки, и восход солнца присутствовали. Центральное место на гербе Таджикистана занял крылатый золотой лев.

Согласно древним мифам, существовавшим у таджиков, персов и индоарийских народов, крылатый лев символизировал божественное начало, силу, мощь, власть. Впервые он появился в Месопотамии, откуда отправился путешествовать по Ирану и Средней Азии. Кроме того, что лев являлся героем многих мифов, археологи при раскопках древнего иранского города Хабис обнаружили штандарт (возраст 3000 до н.э.), на котором было изображено это красивое и мощное животное.

Герб Таджикской ССР

Герб Таджикской ССР 24.02.1931-04.07.1935 гг. Герб Таджикской ССР 1936—1937 гг. Герб Таджикской ССР 28.09.1940 — 24.11.1992 гг

По Конституции ТССР, принятой 24 февраля 1931 года 4-м съездом Советов Таджикской ССР

4 июля 1935 года проект, доработанный Яковлевым, был одобрен Президиумом ЦИК Советов Таджикской ССР

27 апреля 1936 года утверждён Постановлением ЦИК ТаджССР

27 апреля 1936 года Президиум ЦИК ТаджССР принял постановление «Об утверждении описания Государственного герба Таджикской ССР».

26 мая 1936 года четвертая сессия ЦИК Советов Таджикской ССР пятого созыва утвердила изображения и описания герба и флага и внесла эти описания в статью 92 и 93 Конституции Таджикской ССР.

На основе конституционных описаний началась подготовка изображений герба и флага. 19 мая 1937 года Президиум ЦИК Советов Таджикской ССР рассмотрел рисунки герба и флага республики и рекомендовал сделать девиз на гербе золотым, сделать фон герба и листья хлопчатника светло-зелеными, серп и молот на звезде изобразить золотыми.

20 мая 1937 года Президиум ЦИК Советов Таджикской ССР вновь рассмотрел проекты рисунков герба и флага и принял постановление «О Государственных гербе и флаге Таджикской ССР». Этим постановлением был окончательно утвержден только флаг, а герб рекомендовано изменить: Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» рекомендовалось писать золотом, фон и листья хлопчатника сделать бледно-зелёными, серп и молот — золотыми, лучи солнца расположить по окружности. 23 мая 1937 года Президиум ЦИК утвердил изображение герба.
По мнению созданной в 1937 году комиссии при Президиуме ВС СССР перевод девиза «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на таджикский язык был сделан неточно:

В 1938 году в аббревиатуре на флаге и в гербе «Ç» от слова «Çumhurijat» была заменена буквой «R» от слова «Respublika». В результате чего надпись на гербе приняла вид «RSS Tocikiston». Сложный перегруженный герб не удовлетворял многих, ЦИК ТаджССР в 1934 году даже проводил всесоюзный конкурс по разработке новых символов, от жителей СССР было получено 106 проектов Государственный герб Таджикской Советской Социалистической Республики состоит из изображения пятиконечной звезды, в верхней части которой изображены серп и молот в лучах солнца. Пятиконечная звезда обрамлена венцом, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венец перевит лентой с надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на таджикском и русском языках. В нижнем секторе круга, образуемого венцом, лента с надписью «Таджикская ССР» на таджикском и русском языках.

28 сентября 1940 года Президиум Верховного Совета Таджикской ССР издал указ,

которым было изменено написание текстов надписей на флаге и гербе с латинизированного алфавита на новый алфавит на основе русской азбуки В новой Конституции Таджикской ССР (1978) описание герба не претерпело изменений. Официальное описание герба в тексте Конституции:

Что говорит этимология, и при чем здесь «тазик»?

Считается, что современное слово «таджик» в Средние века звучало немного по-другому. Среди разных народов в различные эпохи звучали такие варианты, как «тази́», «тази́к», «тажи́к», «тежи́к» и т. д. Гласные и согласные чередуются, и это естественный процесс развития языков. Например, русское слово «магазин» произошло от арабского «махзан» (مخزن). Как видно, некоторые звуки видоизменились. Примерно похожий процесс произошел со словом «таджик».

Кого же называли «тази́ками», а затем «таджиками»? Разберем наиболее вероятную версию.

Еще в 7 веке, когда на территории Ближнего Востока существовала Сасанидская империя, у ее границ жили арабские племена, которых иранцы называли «тази́» (или «тази́к»).

Эти самые «тази» вскоре захватили добрую половину Азии, распространили ислам и образовали Халифат.

Получается, что изначально таджиками называли арабов, распространивших мусульманское вероучение по всему Востоку.

Но к XI веку все изменилось: слово «тази» прижилось среди тюркских народов, и этим словом стали называть уже иранцев, которые, как и арабы, распространяли ислам по Центральной Азии.

Слово «таджик» стало относиться к ираноязычным народам, которые отличались от тюркского населения. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector