Государственное устройство

Государственные финансы

Усиленная централизация государства в особенности благотворно сказалась на упорядочении финансов и налоговой системы. Финансовый кризис конца XVIII в., усилившийся в правление Директории, был окончательно преодолен, и государственное регулирование обеспечило выход из экономического кризиса. Хотя оно одновременно создавало благоприятные условия для быстрого роста финансовой плутократии.

Налоговая система империи была основана на системе мер, сформированных начиная с первого года революции. Основным и практически всеобщим был земельный налог (по закону 23 сентября 1790 г.), которым облагалась любая, застроенная и незастроенная земельная собственность. В 1791 г. была введена также всеобщая личная контрибуция, исчислявшаяся соответственно доходам с движимого имущества (критерием которых было содержание значительных квартир, наличие слуг, лошадей). Существовал налог с патентов (восстановлен в 1798 г.). По образцу Англии был введен налог «на двери и окна» (1794), подразумевавший повышенное обложение более зажиточных жилищ. Первоначально система косвенных налогов была ограниченной: на юридические операции и таможенные пошлины. В период Империи, особенно в связи с возрастанием военного потребления, многообразные косвенные налоги, характерные для «старого режима», были восстановлены: акцизы на потребляемое спиртное (1806), на соль, табак (1810), государственная монополия на производство пороха (1807). Косвенные налоги к концу правления Наполеона давали доход до 43 млн. франков. В качестве главного регулятора финансовой системы был основан Банк Франции (1800). Формально это было акционерное общество, но большая часть акций принадлежала государству, которое обеспечивало патронат. Банку было предоставлено исключительное право выпуска государственных ассигнаций. В 1803 г. была проведена денежная реформа с введением в обращение новой единицы – франка – и с утверждением гарантированного государством соотношения драгоценных металлов в монетах (золото и серебро в отношении 2:1).

Упрочение государственных финансов наряду с ограблением соседних стран в ходе завоевательных войн наполеоновской эпохи обеспечило длительное поддержание высокой военной активности Империи. Культ армии, военной доблести, а вместе с тем военной субординации и произвола составляли неотъемлемую, но важную часть политической системы и администрации начала XIX в. Воинская обязанность была всеобщей (на основании закона 1798 г.) для мужчин старше 20 лет. Срок службы определялся в 5 лет. Однако успешные войны, предоставляемые ветеранам льготы и раздачи обеспечили Наполеону большое количество волонтеров во французской армии. В течение 15 лет Империи и Консульства под ружье было призвано свыше 2,7 млн. чел. Из них более 1 млн. погибло в ходе многочисленных кампаний, особенно неудачного для Наполеона русского похода 1812-1813 гг. Преувеличенное значение военного фактора в системе Империи предопределило то, что чисто военные неудачи стали главной причиной падения Империи в 1814 г.

Форма правления

      По    форме     правления    различают монархию и республику.

      При монархической форме правления во главе государства стоит монарх (король, император, царь, шах и т.п.), власть которого может быть неограниченной (абсолютная монархия) и ограниченной (конституционная, парламентская монархия).

       Примером абсолютной монархии могут служить монархии в Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии. Ограниченные монархии существуют в Великобритании, Швеции, Норвегии, Японии и других странах.

       Признаками  монархической  формы  правления  являются:

власть монарха пожизненна, действует наследственный порядок преемственности (история знает исключения: цареубийца становится царем), воля монарха неограничена (он считается помазанником Божьим), ответственности монарх не несет.

       Республиканская форма правления имеет следующие признаки: избрание главы республики выборным органом (парламентом, федеральным собранием и др.) на определенный срок, коллегиальный характер власти правительства, юридическая ответственность главы государства по закону.

       В современных условиях различаются республики: парламентская, президентская, смешанная.

       В парламентской республике верховная роль в организации государственной жизни общества принадлежит парламенту: он формирует правительство, которое несет коллективную ответственность перед парламентом и уходит в отставку в случае утраты к нему доверия, глава государства избирается парламентом. Парламентскими республиками являются, например, ФРГ, Италия, Венгрия, Латвия.

    В президентской республике в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства: президент избирается всенародно (референдумом), например, во Франции, Мексике, либо населением (США).

       Смешанные республики сочетают элементы президентской и парламентской республик (Финляндия, Румыния).

Формы государства

Говоря о формах государства, различают форму правления — организацию высших органов власти и форму государственно-территориального устройства — отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

По форме правления государство может быть монархией или республикой.

При монархическом правлении во главе государства стоит монарх и его власть, как правило, передаётся по наследству. Из курса истории вы знаете, что государств с такой формой было множество в разные исторические эпохи. На протяжении столетий существовала монархия и в России. Да и сегодня немало государств можно отнести к монархическим. Правда, во многих из них власть первого лица ограничена конституцией страны или каким-либо представительным органом, чаще всего парламентом. Примером такой ограниченной монархии, где король или королева «царствует, но не правит», может служить Великобритания.

СИТУАЦИЯ

Ещё в Средние века в английском государстве сложился принцип «король не может ошибаться», а следовательно, быть судим. Однако было очевидно, что управление должно быть ответственным — «какие-то лица должны отвечать за действия короля». Королевские приказы стали скрепляться подписью министра. Так постепенно исполнительные полномочия перешли от короля к министрам.

Какой принцип положил начало утверждению ограниченной монархии в Великобритании?

Конституционными монархиями являются Дания, Испания, Швеция, Япония и ряд других государств. В некоторых странах (например, в Саудовской Аравии) сохранились и абсолютные (ничем не ограниченные) монархии.

Перейдём к рассмотрению республиканской формы правления.

ФАКТЫ

Конституция, принятая в 1791 г. во Франции, объявила суверенитет, ранее принадлежащий королю, принадлежащим исключительно нации. В ней было записано, что во Франции нет власти, стоящей над законом, и король царствует только в силу закона.

Можно ли утверждать, что Конституция 1791 г. сохранила в стране монархию? Поясни свой ответ.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. Если в эпохи Древнего мира и Средневековья республиканская форма правления встречалась сравнительно редко (вспомним Древние Афины, Новгородскую республику), то в Новое время многие государства стали республиками. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими. К ним, в частности, относятся Италия, Германия.

Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью — правительством, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложить вето). Президентской республикой являются США, многие относят к ней и Францию.

По формам территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.

Унитарным считается такое государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев (например, в Нидерландах) должностные лица на местах назначаются из центра. Вспомним устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них — Венгрия, Греция, Чехия и ряд других.

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с общими (федеральными) законами и органами государственной власти в субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции. К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

Помимо России, федеративное устройство имеют Германия, США, Индия, Мексика, Канада и другие страны.

Государственное устройство

В настоящий момент формой правления Франции является президентско-парламентская республика. Во главе государства стоит президент, который избирается сроком на 5 лет. С 2017 года президентом является Эммануэль Макрон.

Рис. 1. Президент Франции – Эмманюэль Макрон.

Начиная с 1958 года в стране действует Пятая Республика, именно в этом году была принята новая конституция. Однако Франция не всегда была президентской республикой. Абсолютная монархия во Франции существовала в период с XVI по XVIII века. В это время всея власть принадлежала монарху. Абсолютизм был свергнут Великой французской революцией.

Во Франции, как и в любой демократической стране существуют три ветви власти: судебная, исполнительная и законодательная. В судебной системе высшей судебной инстанцией является кассационный суд. Исполнительную власть осуществляет президент, который назначает премьер-министра. Премьер-министр в свою очередь отвечает за политическую составляющую правительства. Законодательная власть принадлежит парламенту, который принимает законы и контролирует действия правительства.

Конституционные законы третьей республики 1875 г.

Третья республика – наиболее бесцветный, но наиболее стабильный (и долговечный) политический режим в истории Франции. После свержения имперского режима в сентябре 1870 г. (после военной катастрофы Наполеона III под Седаном) власть перешла в руки временного правительства под руководством генерала Трошю, которое сумело заключить перемирие с немцами.

В 1871 г. прошли выборы в Учредительное собрание, большинство в нем захватили монархисты, расколотые, однако, на три фракции (ратовавшие за Бурбонов, за Орлеанскую династию, к которой принадлежал «июльский монарх» Луи Филипп, и за Бонапартов), которые так и не сумели договориться по кандидатуре французского монарха.

Еще 4 сентября 1870 г. восставшим народом в Париже была провозглашена республика, поэтому (разрешения о восстановлении монархии принято не было) республиканская форма правления была утверждена молчаливым согласием Учредительного собрания, во всяком случае на переходный период. Однако режим Третьей республики продержался во Франции вплоть до Второй мировой войны. Учредительным собранием в 1871 г. президентом был избран А. Тьер, первым делом раздавивший Парижскую коммуну. А. Тьер вел республиканскую политику, однако после его отставки в 1873 г. новым президентом (на 7 лет) был избран монархист маршал Мак-Магон После этого в течение долгого времени (вплоть до конца XX в.) французские президенты стали избираться именно на 7 лет.

Учредительное собрание заключило мир с Германией. Франция отдавала северо-восточному соседу Эльзас и Лотарингию, обязывалась выплатить огромную контрибуцию.

Конституция Третьей республики была принята в 1875 г. как совокупность трех органических законов: об организации государственных властей, об организации Сената, об отношении государственных властей. Конституция Франции 1875 г. была очень небольшой по объему, не затрагивала многие важнейшие государственно-правовые вопросы (например, права граждан).

Указание на республиканскую форму правления в основном законе было принято Национальным собранием большинством лишь в один голос, глава государства стал называться президентом республики.

Президента республики выбирало (как и вносило поправки в Конституцию) Национальное собрание, состоявшее из депутатов обеих палат парламента. Полномочия президента Третьей республики были весьма обширны. Пост президента республики было запрещено замещать представителям правивших династий.

Члены Сената не выбирались, а назначались пожизненно, по сложной многоступенчатой системе. Сенатору должно было быть не менее 40 лет.

В 1879 г. столица Франции была перенесена из Версаля обратно в Париж. С 1884 г. освободившиеся сенаторские вакансии стали замещаться на выборной основе.

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Территория Франции разделена на 22 региона и 96 департаментов. Департаменты в свою очередь делятся на 327 округов, 3828 кантонов и 36 551 коммуну. Местные административные единицы каждого уровня управляются сходным образом, за исключением небольших различий, независимо от размеров и своей значимости. В марте 1982 была проведена основная реорганизация учреждений местного управления, в результате которой существенно укрепилась местная автономия и уменьшился контроль со стороны правительства страны.

Первые шаги к децентрализации были предприняты в 1956. Тогда департаменты были сгруппированы в 21 регион (или планово-экономические районы) для того, чтобы облегчить экономическое планирование и развитие на местном уровне. Эти регионы приблизительно соответствовали историческим областям Франции. Париж и прилегающие департаменты были выделены в один регион в 1976. Каждый регион управляется выборным региональным советом, который отвечает за экономические, социальные, культурные и экологические вопросы и контролирует местные расходы. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом, надзирает за деятельностью Регионального совета, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и руководит учреждениями национального правительства в регионе. До марта 1982 каждый регион управлялся региональным префектом, которого назначало национальное правительство и которому помогал консультативный региональный совет.

Каждый департамент управляется генеральным советом. Этот совет избирается сроком на шесть лет прямым всеобщим голосованием – по одному представителю от каждого кантона. Возглавляет региональный совет председатель, которого выбирают члены совета. Региональный совет отвечает за общее руководство департаментом. Представитель национального правительства, назначенный кабинетом министров, выступает от имени национального правительства на заседаниях совета и наделен полномочиями по обеспечению общественного порядка, безопасности и социальной защиты, если они нарушаются в пределах территории, большей, чем одна коммуна. До 1982 каждый департамент управлялся префектом, назначавшимся национальным правительством, при помощи генерального совета, имевшего ограниченные полномочия. Префект имел широкую власть в пределах департамента и, будучи представителем государства, играл ключевую роль при принятии решений общенациональным правительством.

Коммуны – важные единицы местного управления. Каждая из них управляется коммунальным (муниципальным) советом, избираемым прямым голосованием, и мэром, который избирается членами этого совета. Совет принимает бюджет, определяет размер местных налогов и решает вопросы, связанные с общественными работами и другими проблемами местного характера. Сам мэр разрабатывает проект бюджета. Ему подчиняется местная полиция. Мэр является представителем национального правительства: он приводит в исполнение законы, регистрирует браки и отвечает за проведение статистических исследований. До 1982 контролем за делами коммуны больше занимался префект департамента.

Кухня

Франция славится своей кухней, которая является настоящим произведением искусства. Но не во всех заведениям можно попробовать её самые изысканные блюда. Обычно набор национальной кухни ограничен. Также французская кухня имеет региональный характер. При поиске ресторана или кафе нужно остерегаться самых популярных туристических мест и ловушек. В этом вопросе нужно ориентироваться на популярность заведения у местных жителей. 

Рататуй

Известные блюда французской кухни:

  • Cassoulet — утка, свинина или колбаски с фасолью. 
  • Choucroute — квашеная капуста со свининой (популярное блюдо в Эльзасе). 
  • Flammekueche — тонкая пицца с сыром и беконом (Эльзас). 
  • Baeckeoffe — тушёная баранина, говядина или свинина с картофелем (Эльзас).
  • Fondue Savoyarde — плавленый сыр с капелькой алкоголя (Альпы).
  • Fondue Bourguignonne — кусочки говядины в масле с соусом (Бургундия).
  • Raclette — плавленый сыр с картофелем (Альпы). 
  • Pot-au-feu — вареная говядина с овощами. 
  • Boeuf Bourguignon — говядина по-бургундски. 
  • Navarin d’agneau — ягненок по-бургундски. 
  • Ratatouille — знаменитое овощное рагу (помидоры, лук, кабачки, баклажаны, перец). 
  • Bouillabaisse — рыба с шафраном. Очень дорогое блюдо. 
  • Tournedos Rossini — говяжья вырезка, обжаренная на сливочном масле, покрытая ломтиком жареной фуа-гра и украшенная ломтиками черного трюфеля. 
  • Soupe de poisson à la rouille — томатный рыбный суп с шафраном (Прованс). 
  • Gigot D’Agneau Pleureur — баранья ножка с картофелем (Прованс). 
  • Tartiflette — свинина с картофелем и сыром. 
  • Confit de Canard — жареная утка. 
  • Foie Gras — печень утки или гуся. 
  • Magret de canard — жареная утиная грудка. 
  • Garbure — суп / рагу из ветчины и капусты. 
  • Quenelle de brochet — речная рыба с сухарями. 
  • Piperade — рагу из помидоров, лука и перца с несколькими яйцами. 
  • Poulet basquaise — рагу из курицы, помидоров, лука и перца. 

Краткий конспект лекций по курсу


ЛЕКЦИЯ 14. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ ФРАНЦИИ

Конституция Франция.

Правовое регулирование общественных объединений.

Высшие органы государственной власти Франции.

1. Конституция Франция

Французская республика является высокоразвитым европейским государством. По форме правления Франция полупрезидентская республика, по форме государственного устройства — сложное унитарное государство.

Конституция Франции состоит из Основного закона 1958 г., Декларации прав человека 1789 г., преамбулы конституции 1946 г.

Конституция Франции не велика по объему.

Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе, нет раздела о правовом статусе личности.

Право предлагать поправки к Конституции принадлежат Президенту, который должен делать это по предложению правительства.

Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение происходит в две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими парламентами. Затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом Парламента (совместным заседанием палат).

Конституционный контроль во Франции осуществляет Конституционный совет. Основная часть данного органа назначается тремя высшими должностными лицами: Президентом, председателем Сената, председателем Национального собрания.

2. Правовое регулирование общественных объединений.

Наиболее активное влияние на политическую жизнь оказывают политические партии. Во Франции действует несколько десятков политических партий. Они постоянно изменяются: сливаются, разделяются, меняют политическую линию и названия.
Наиболее крупными из них являются: Французская социалистическая партия, Французская коммунистическая партия, Объединение в поддержку республики, Республиканская партия, Национальный фронт.

Во Франции действуют предпринимательские союзы, которые имеют различные формы: национальные, отраслевые, торгово-промышленные, союзы работодателей и др.

Профсоюзы во Франции организованы в основном по производственному принципу.

Во Франции действует избирательный кодекс, кодифицировавший различные акты о выборах с 1852 г.
Активным избирательным правом пользуются граждане, обладающие политическими и гражданскими правами, достигшие 18 лет.

3. Высшие органы государственной власти Франции.

Законодательная власть в стране осуществляется парламентом. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания (557 депутатов от метрополий и 22 — от заморских территорий) и Сената (321 чел.). Французский парламент имеет свободный мандат. Каждая палата имеет бюро, постоянные и специальные комиссии.

Исполнительная власть Франции бицефальная (двойственная), т.е. состоит из двух элементов: Президента республики и правительства. Президент избирается на 5 лет гражданами страны (с 2000 года). Президент обладает большими полномочиями,

которые можно разделить на две группы: осуществляемые им самостоятельно и требующие контрасигнатуры Премьер-министра.

Во Франции пять различных ветвей осуществления правосудия:

  1. Общественные суды, когда рассмотрение мелких споров осуществляется непрофессиональными судьями — медиаторами.
  2. Иерархическая система судов общей юрисдикции, рассматривающих уголовные и гражданские дела, дело рассматривает либо один судья, либо несколько профессиональных судей.
  3. Различные специальные суды (для несовершеннолетних, военнослужащих и др.).
  4. Иерархическая система административных судов.
  5. Особое звено судов присяжных.

4. Местное самоуправление и управление.

Франция делится на регионы, департаменты, округа и коммуны. Три звена (кроме округов) считаются территориальными коллективами, т.е. в них имеются выборные органы управления.

В регионах, объединяющих 3-8 департаментов (всего26 региона) избирается региональный совет. Исполнительным органом совета является избираемый им председатель.

В департаментах (их 96) избирается генеральный совет на шесть лет по мажоритарной системе. Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый префект, а избираемый им председатель совета.
Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями.

Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники — представители государства. В регионе это региональный префект. В департаменте — префект департамента. В округе — супрефект.

>

Парламент Франции

Парламент Франции является двухпалатным, то есть состоит из Верхней палаты (Сенат) и Нижней палаты (Национальное собрание Франции), каждая из которых выполняет определенные функции.

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

Заседания Национального собрания проводятся в Бурбонском дворце , а Сената – в Люксембургском дворце. Когда палаты собираются вместе, они заседают в Версале.

Рис. 2. Бурбонский дворец во Франции.

В состав Национального собрания входит 577 депутатов, которые избираются путем прямых выборов по мажоритарной системе на 5 лет. Главной задачей национального собрания является рассмотрение и принятие новых законов, а также пристальное наблюдение за действиями правительства. Президентом является представитель лидирующей партии, а вице-президентом – представитель, как правило, другой партии.

В состав Сената входит 348 сенаторов, которые избираются всеобщим голосованием путем непрямых выборов сроком на 6 лет.

Рис. 3. Заседание в Сенате во Франции.

Минимальный возраст для сенатора – 24 года

Что мы узнали?

Франция является президентско-парламентской республикой. Но так было не всегда, так как еще несколько столетий назад в стране существовала монархия, где вся власть принадлежала королю. Сейчас принятие законов находится в ведомстве парламента, который состоит из двух палат – Сената и Национального собрания.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector