Народы россии: чукчи

Общественный строй

Для общественного строя чукчей, к началу контактов с русскими, было характерно перерастание патриархальной общины в соседскую, развитие имуществ, дифференциации. Олени, собаки, жилища и байдары были в частной собственности, пастбища и промысловые угодья — в общинной. Основной социальной единицей тундровых Ч. было стойбище из 3-4 родственных семей; у бедняков стойбища могли объединять семьи, не связанные родством, в стойбищах крупных оленеводов жили их работники с семьями. Группы по 15-20 стойбищ были связаны взаимопомощью. Приморские Ч. объединялись по несколько семей в байдарную общину, возглавлявшуюся хозяином байдары. У оленных Ч. существовали патрилинейные родственные группы (варат), связанные общими обычаями (кровная месть, передача ритуального огня, общие знаки на лице во время жертвоприношений и др.). До 18 в. было известно патриархальное рабство. Семья в прошлом большая патриархальная, к кон. 19 в. — малая патрилокальная. По традиционному свадебному обряду, невеста в сопровождении родственников приезжала на своих оленях к жениху. У яранги забивали оленя и его кровью невесте, жениху и их родственникам наносили на лицо родовые знаки жениха. Имя ребенку давали обычно через 2-3 недели после рождения. Существовали элементы группового брака («переменный брак»), отработки за невесту, у богатых — многоженство. Много проблем у оленных Ч. возникало с диспропорцией в половой структуре (женщин было меньше, чем мужчин).

Чукотская кухня: и сытно, и жутко

Традиционные блюда чукчей не менее интересны, чем их обряды. Наиболее часто в качестве продуктов используется мясо оленей, китов, тюленей. В супы добавляются кусочки жира и тюленья кровь, которая делает блюдо сытнее. А вот запивают свои лакомства чукчи отварами разных трав, которыми запасаются на зиму.

Но есть среди национальных блюд чукотской кухни и такое, что вы вряд ли решились попробовать. Называется оно моняло. Перед тем, как забить оленя, его кормят досыта мхом, а затем ждут, пока пища начнёт перевариваться в желудке животного.

После того, как оленя закалывают, из его желудка извлекают наполовину переваренный мох, что и называется моняло. На мой взгляд, и технология «приготовления» его, и вид моняло жутковаты, однако у чукчей оно является частым ингредиентом для первых блюд и консервов, а также и взрослые, и дети любят есть его в свежем виде.

Чукчи издавна славятся как оленеводы

К сожалению, в последнее время чукчи стали злоупотреблять алкоголем, что стало переломным моментом в показателях и привело к высокой смертности. В организме представителей этого народа этиловый спирт не перерабатывается, из-за чего всё чаще врачи фиксируют смертельный исход после употребления спиртных напитков.

Чукчи – народ неординарный, интересный и очень колоритный. Несмотря на то, что большинство их проживает в России, они мало чем напоминают русский народ. Кому-то обычаи чукчей могут показаться странными и даже дикими, но не стоит забывать =, что уже само существование этого народа – борьба со стихиями и временем, в которой люди поныне одерживают победу.

Крепость Ям

О. Косвинцев «Крепость Ямгород. XV век» (2004) (Кингисеппский историко-краеведческий музей)

Сейчас это город Кингисепп Ленинградской области, а в XIV веке Новгородская республика построила на берегу реки Луги крепость для защиты от Ливонского ордена. Возведенная в рекордные 33 дня, крепость Ям выдержала все многочисленные осады.

Остатки угловой башни (Дмитрий Кудряшов)

Потом ее перестроили — она была захвачена шведами, те ее опять перестроили, и наконец в 1703 году ее отбил обратно Петр I. Опасность со стороны шведов миновала и крепость разобрали.

Вал крепостной стены — сейчас часть Летнего сада в городе Кингисепп, Ленинградская область (Екатерина Борисова)

В настоящее время на месте крепости находится парк, а также крупная археологическая площадка — здесь находят останки стен, построенных в разные века.

Беременность и роды

Беременные женщины не должны были отдыхать. Они наравне с другими женщинами занимались бытом и, кроме того, заготавливали мох. Зачем? Во-первых, он был нужен во время родов — его стелили в той части яранги, где они проходили. Во-вторых, мох использовался при уходе за малышом в качестве «натурального памперса».

Во время родов чукотским женщинам ни в коем случае нельзя было помогать. Чукчи верили, что все в руках Всевышнего божества — он знает все души умерших и решает, какую из них послать в лоно женщины для воскресения.

Роженица не должна кричать, чтобы не привлечь злых духов. Когда ребенок появлялся на свет, новоявленная мать сама должна была проделать все остальные манипуляции. Например, она перевязывала пуповину нитью, сплетенной из сухожилия животного и своих волос, а потом отрезала ее.

Если женщина долгое время не могла родить и было понятно, что без посторонней помощи не обойтись, то ей все же оказывали помощь — это должна была сделать родственница. Но после этого к роженице и ее супругу начинали относиться с презрением. Получается, лучше умереть, чем получить помощь.

Рожденного малыша протирали куском шкуры, смоченной в моче матери, надевали на левые ручку и ножку браслеты-обереги и наряжали в меховой комбинезончик.

Десять дней после родов женщина не ела мясо и рыбу, разрешался лишь мясной бульон.

Раньше женщины-чукчи кормили детей грудным молоком до четырех лет. Если по каким-то причинам это было невозможно, ребенка поили тюленьим жиром; давали ему «соску», сделанную из кусочка кишки морского зайца и набитую мелко порезанным мясом; а в некоторых поселениях младенца вскармливали собаки.

Традиции

У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года:

  • осенью — день убоя оленей;
  • весной — день рогов;
  • зимой — жертвоприношение звезде Альтаир.

Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки.

Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался. Ведь это была своего рода помощь.

Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости. Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь.

Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены. В определенном кругу побратимов и родственников допускается взаимное пользование женами по соглашению. У чукчей принято соблюдать левират — обычай брачного характера, по которому жена, после смерти мужа, имела право или была обязана вступить в брак с кем-то из его близких родственников. Делали так потому, что женщине без мужа было очень тяжело, особенно если у нее были дети. Мужчина, который женился на вдове, был обязан усыновить всех ее детей.

Часто чукчи воровали жену для своего сына из другой семьи. Родственники этой девушки могли потребовать отдать им женщину взамен, и не для того, чтобы выдать ее замуж, а потому, что в быту всегда нужны были рабочие руки.

 

Почти все семьи на Чукотке многодетные. Беременным не позволялось отдыхать. Наравне с другими они работали и занимались бытом, заготавливали мох. Это сырье очень необходимо во время родов, его стелили в яранге, на том месте, где женщина готовилась родить. Чукотским женщинам нельзя было помогать во время родов. Чукчи верили, что все решает божество, которое знает души живых и умерших и решает, какую из них послать роженице.

Кричать во время родов женщина не должна, чтобы не привлекать злых духов. Когда ребенок рождался, мать сама перевязывала пуповину ниткой, сплетенной из своих волос и сухожилия животного, и перерезала ее. Если женщина долго не могла родить, ей могли оказать помощь, так как было очевидно, что сама она не сможет справиться. Поручалось это одной из родственниц, но после этого все относились к роженице и ее мужу с презрением.

После рождения ребенка протирали кусочком шкуры, которую смачивали в моче матери. На левую руку и ногу малышу надевали браслеты-обереги. Ребеночка наряжали в меховой комбинезон.

После родов женщине нельзя было есть рыбу и мясо, только мясной бульон. Раньше чукотские женщины кормили детей грудью до 4 лет. Если у матери не было молока, ребенка поили жиром тюленя. Пустышка малыша была сделана из кусочка кишки морского зайца. Ее набивали мелко нарезанным мясом. В некоторых селениях младенцев вскармливали своим молоком собаки.

Когда мальчику исполнялось 6 лет, мужчины начинали его воспитывать как воина. Ребенка приучали к жестким условиям, учили стрелять из лука, быстро бегать, быстро просыпаться и реагировать на посторонние звуки, тренировали остроту зрения. Современные дети чукчей любят играть в футбол. Мяч им делают из шерсти оленя. Популярна у них экстремальная борьба на льду или скользкой шкуре моржа.

Мужчины чукчи отличные воины. За каждый успех в бою они наносили метку-татуировку на тыльную сторону правой ладони. Чем больше было меток, тем опытнее считался воин. У женщин всегда было при себе холодное оружие на случай, если нападут враги.

 

Еда

Традиционные блюда чукчей готовят из мяса оленя и рыбы. Основа питания этого народа — отварное мясо кита, тюленя или оленя. Мясо употребляется в пищу и в сыро-замороженном виде, едят чукчи внутренности животных и кровь.

Чукчи едят моллюсков и растительную пищу:

  • кора и листья ивы
  • щавель
  • морская капуста
  • ягоды

Из напитков представители народа предпочитают алкоголь и отвары из трав, похожие на чай. Неравнодушны чукчи к табаку.

В традиционной кухне народа есть своеобразное блюдо под названием моняло. Это полупереварившийся мох, который извлекается из желудка оленя после убийства животного. Моняло используют при приготовлении свежих блюд и консервов. Самым распространенным до 20 века горячим блюдом у чукчей была жидкая похлебка из моняла с кровью, жиром и измельченным мясом.

Отношение к смерти и воинские традиции

Чукчам свойственен фатализм и восприятие смерти как перехода в лучший мир предков. Поэтому проигравший в поединке часто просил его добить, а немощных стариков по их желанию умерщвляли родственники. Часто женщины, видя что их мужчины проигрывают в битве, закалывали детей и затем убивали себя.

Русские путешественники времен покорения Сибири отмечали, что чукчи были настолько вспыльчивыми и эмоциональными, что, случалось, совершали самоубийство под впечатлением от невыгодной сделки или другого подобного расстройства.

При этом воинственность этого народа настолько укоренилась в их культуре, что по традиции более сильный воин мог запросто потребовать от слабого отдать его жену или оленей. Если тот отказывался делиться, следовал вызов на борцовский поединок. Проигравший лишался имущества или женщины, и всем это казалось справедливым.

Татуировки — отдельная гордость чукчей. Чаще всего ими украшались лица воинов или женщин. Особо же лютые бойцы за каждого убитого врага, рисовали себе точку на руке. И у матерых воинов из этих точек могла выстроиться линия от запястья до локтя.

Использовались и стимуляторы. Перед боем чукчи часто жевали шляпку мухомора. Опытным путем они обнаружили, что в малой дозе гриб действовал как стимулятор, и лишь в большой становился источником видений. Особо упоротые употребляли мочу бойца, объевшегося мухоморами (активные вещества в ней сохраняются, так что единожды съев гриб можно испытать эффект повторно). Был в этом, видимо, некий шик.

В общем, оказавшись на крайнем Севере, среди улыбающихся оленеводов, десять раз подумайте, стоит ли рассказывать анекдот про глупого чукчу, ведь среди слушателей может оказаться человек, чьи предки так и не покорились колонизаторам, кастрируя своих оленей зубами и отправляя в набег боевых транссексуалов.

Тем, кого заинтересовала история этого народа, советуем обратиться к книге «Военное дело чукчей (середина XVII — начало XX в.)» Александра Нефедкина.

Военное дело

Оседлые чукчи чаще всего делали набеги на больших лодках-байдарах под парусом на своих американских соседей, или жителей островов. А вот оленные чукчи занимались кражей стад у коряков и других местных жителей, отправляясь в грабительские набеги в основном зимой, когда могли передвигаться с ощутимой скоростью на запряженных оленями нартах.

Чаще всего набег выглядел так: к стойбищу подкрадывались на рассвете, когда жертвы спали в яранге, общем жилище из шкур оленя и жердей, в котором кругом располагались палатки отдельных семей. С помощью аркана роняли ярангу и начинали бить копьями через шкуры по ничего не соображающим спросонья людям, а выбиравшихся наружу — убивали. В это время другие чукчи уже угоняли оленей.

Правда, иногда жители яранги начинали стрелять через специальные бойницы в стенах из луков или огнестрельного оружия, и если убивали нескольких чукчей, те предпочитали сбежать.

Иногда чукчи устраивали засады на казаков или местных жителей, которые прятались в русских крепостях-острогах. Для этого небольшой отряд нападал на острог и получив отпор притворно сбегал, а если их начинали преследовать, заманивал врага в засаду, где его поджидали гораздо большие силы.

При крупных сражениях чукчи старались основным отрядом напасть с фронта, отвлекая противника, а вторым — обойти с тыла, внося неразбериху и панику в ряды врага.
Осаждать крепости и брать их штурмом чукчи не особо умели, да им это чаще всего было не нужно.

Культурная история

Ламинарные доспехи из закаленной кожи с наплечниками подкреплены деревом, носили чукчу и сибирский юпик люди

Примерное распределение чукотских родов в конце XIX века.

Большинство чукчей проживает в Чукотском автономном округе , но некоторые также проживают в соседней Республике Саха на западе, Магаданской области на юго-западе и Корякском автономном округе на юге. Некоторые чукчи проживают также в других частях России, а также в Европе и Северной Америке . Общее количество чукчей в мире немногим превышает 16 тысяч.

Чукчи традиционно делятся на приморских чукчей , которые селились дома на побережье и жили в основном за счет охоты на морских млекопитающих , и оленеводческих чукчей , которые жили кочевниками во внутренней тундре , сезонно мигрируя со своими стадами северных оленей . Русское название «чукчи» происходит от чукотского слова Chauchu («богатый оленями»), которое использовалось «оленеводческими чукчами» для отличия от «приморских чукчей», называемых анкаллит («морские люди»). Их имя для представителя чукотской этнической группы в целом — Луораветлан (буквально «настоящий человек»).

В чукотской религии каждому объекту, как одушевленному, так и неодушевленному, приписан дух. Этот дух может быть как вредным, так и доброжелательным. Некоторые чукотские мифы раскрывают дуалистическую космологию .

После распада Советского Союза совхозы были реорганизованы и номинально приватизированы. Этот процесс был в конечном итоге разрушительным для сельской экономики Чукотки. Регион до сих пор полностью не восстановился. Многие сельские чукчи, как и русские в селах Чукотки, выжили в последние годы только благодаря прямой гуманитарной помощи. Некоторые чукчи получили высшее образование, став поэтами, писателями, политиками, учителями и врачами.

Война, водка и сифилис

В.Г. Богораз считал, что русские, в целом, оказали негативное влияние на жизнь чукчей. Они принесли коренным жителям тундры войну, разрушение, водку, табак, азартные игры и многие заразные болезни, в том числе корь и сифилис. Все это никак не может быть компенсировано товарами, которые привозили с собой русские: железными орудиями труда, кремневыми ружьями и порохом, посудой и тканями.

«Однако судьба чукотского народа отличалась от судьбы остальных туземных народностей, так как чукчи успешно отбили нападение русских и воспротивились введению ясака. Когда же война, наконец, прекратилась, они сохранили, несмотря на свою малочисленность, всю свою свежесть и силу и могли таким образом использовать благо прекращения войны», – написал В.Г. Богораз в своем труде «Чукчи».

Многие исследователи до сих пор спорят о том, являются ли безусловным благом для жителей Крайнего Севера те достижения цивилизации, которые позитивно воспринимаются представителями других народов.

Костюм чукчи

Зимняя национальная одежда чукчей

Одежду чукчи шьют из шкур пыжиков — молодых северных оленей. Причем зимняя одежда двухслойная: внутренний слой — мехом к телу, внешний — мехом наружу.

Мужская одежда состоит из двойных рубашки и штанов, чулок, сапог и шапки-капора.

Женская зимняя одежда также двухслойная. В отличие от мужчин представительницы слабого пола носят своеобразный меховой комбинезон с широкими рукавами и разрезом на груди.

Летняя одежда чукчей

Летом чукчи одевают свободные одежды из оленьей замши или ткани, украшенные национальной вышивкой.

Одежда младенца представляет собой комбинезон с наглухо зашитыми краями рукавов и штанин. На его задней стороне, там где у ребенка находится попа, есть специальный разрез, через который подкладываются чистые и вытаскиваются грязные «пеленки».  Почему слово «пеленки» мы взяли в кавычки? Потому что они мало похожи на привычные нам пеленки — это мох с оленьей шерстью. Это, скорее, памперс по-чукотски.

Национальная женская прическа — косы, украшенные пуговицами и бусами.

Имена

Раньше имя чукчи состояло из прозвища, которое ребенку давали на 5 день жизни. Имя давала ребенку мать, которая могла передать это право уважаемому всеми человеку. Распространено было проводить гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли имя для новорожденного. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелится, им и называли ребенка.

Имена у чукчей делятся на женские и мужские, отличаются иногда окончанием. Например, имя женское Тынэ-нны и имя мужское Тынэ-нкэй. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли мужским именем девочку, а мальчика — женским именем. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.

Имена означают зверя, время года или суток, в которое ребенок родился, место, где он появился на свет. Распространены имена, связанные с предметами обихода или пожеланиями ребенку. Например, имя Гитиннэвыт переводится «красавица».

Гигиена чукчи

Ребенок чукчи моется

Чукчи мылись редко. И дело не только в отсутствии дров, горячей воды и бани. Они верили, что моясь, человек смывает здоровье и силу.

Периодически, накопив сухие веточки растений, чукчи разводили костер, раздевались, смазывали тела салом нерпы и вставали вокруг костра. Сало топилось от жара и перемешивалось с грязью не коже. Спустя время чукчи брали скребки и счищали ими «грязное сало».

В промежутках между такими «помойками» чукчи счищали грязь так: они одевали одежду из шкур ворсом вниз. Волоски терлись о кожу и постепенно очищали ее.

Сейчас, конечно же, чукчи имеют возможность мыться, благо технический прогресс дал им такую возможность. И все же делают это гораздо реже, нежели мы. Почему?  По их словам, жир, которым они натирают свои тела, защищает их от мороза. А если вымыться, то будет утрачена защита кожи и человек быстро замерзнет. Короче говоря, если мыться каждый день, то каждый день нужно и смазываться салом. «Зачем тогда часто мыться?» — вопрошают чукчи.

Из-за редкого мытья в волосах чукчей нередко заводятся вши. Чтобы избежать этого, после мытья они споласкивают волосы мочой (эдакий бальзам-ополаскиватель). Получается, даже чистый чукча весьма «ароматен». 

Внешний вид, подготовка и традиции

Лучше всего образ чукчи описал капитан Д.И. Павлуцкий, долгое время воевавший с этим народом, вошедший в их мифологию в виде злобного персонажа и в конце-концов чукчами же и убитый:

— Исчерпывающая характеристика, особенно ценная тем, что ее написал их непримиримый противник.

Собственно, сами чукчи делились на оленных кочевников, занимавшихся в основном разведением оленей, и оседлых рыболовов и охотников на морского зверя. Оленные чукчи были самыми подготовленными и сильными и воспринимали оседлых как более слабых и изнеженных, что не мешало им в случае морского набега, объединяться вместе, чтобы пограбить тех же американских эскимосов. Любопытно, что иногда некоторых воинов в поход заставляли идти против их же воли.

О частоте боевых столкновений с эскимосами говорит хотя бы такой обряд: когда встречались два этих народа и собирались торговать, перед торгом проводили жертвоприношение, убивая двух оленей и по тому, как они падали, определяли, кто в случае ссоры нападет первым.

Если ссора действительно случалась, все расходились, готовились, отправляя женщин и детей подальше, и с рассветом нападали на противника. Сама практика такого ритуала, говорит о том, что драки и войны были настолько обыденными, что их уже стали заранее регулировать с помощью жертвоприношения.

Оленные же или по другому, кочевые чукчи с детства тренировались в беге, переносе тяжестей и боевых и охотничьих искусствах. Мальчики подолгу бегали, преследуя оленей, и занимаясь выпасом стад, учились легко переносить голод и жажду, стрелять из лука и биться копьем и ножом, носить доспехи и бороться.

Ловкость юных чукчей доходила до того, что в их боевых обычаях закрепилась привычка уворачиваться от стрел во время битвы, если на них не было доспехов. Рассказывают, что малолетних чукчей приучали чуять опасность таким образом: к ничего не подозревающему мальчику подкрадывался родитель и прижигал ему кожу раскаленным ножом. И так до тех пор, пока парень не начинал отскакивать в сторону от каждого шороха.

А во время финального испытания за юным чукчей крался отец с луком и неожиданно стрелял в спину. Если парень уворачивался — становился воином. Если нет — умирал от раны, ибо такой неумеха был не нужен.

Звёздная ночь в снегу

– Я – рождённая в яранге (традиционное жилище чукчей и некоторых других северных народов – Прим. ред.) и очень любознательна с самых ранних лет, поэтому хорошо знаю наш быт, культуру, обычаи и нравы.

Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Юлия Алексеевна, уже на нескольких праздничных площадках вы исполнили авторский танец с копьём. Выглядит захватывающе. Как придумали номер?

Юлия Обертынская: Искусство танца много значит для меня, и, честно говоря, мне обидно, что многие национальные танцы исполняют сегодня неправильно

У нас важно каждое движение. А если используете бубен – будьте подобны скрипачу с инструментом

В каждом танце своя история, которую может отражать мимика, горловое пение, играющая кухлянка. Чтобы людям было приятно смотреть, нужно уметь двигаться.

Мой новый номер – это родовой танец с копьём, передающийся из поколения в поколение. Потому что я – представительница воинственного племени. Помню, как такой танец исполняла моя тётя. А в этом номере я рассказываю целую историю, связанную с оленями – святыми животными для нас, дарящими и пищу, и одежду, и жилище.

– То есть, вас с детства воспитывали как представительницу воинственного племени.

Статья по теме

По зову предков. Будни городской девушки в тундре с оленеводами

Вообще, тема воспитания является одной из самых любимых для меня, ведь с ней связано много интересного. Скажем, когда женщина беременна, кто-то из её родственников или соседей обязательно видит сон о том, как давно ушедший из жизни человек навещает ярангу. Это означает, что новорождённый получит душу этого покойного. Согласно поверьям, каждая душа может переродиться таким образом не больше пяти раз.

Новорождённого кормят материнским молоком до тех пор, пока он сам не откажется. Более того, до семи лет ему разрешают вести себя как угодно, объясняя только истины о том, что нельзя брать чужое и так далее. Это считается личным отрезком времени, отведённым человеку – и если он хочет играть всю ночь, значит, может это делать. Уже после этого периода начинается жёсткое воспитание. Я очень хорошо это знаю, потому что прошла через эту жизнь.

Родовой танец с копьём передаётся из поколения в поколение. Фото: Из личного архива

– Можете поделиться каким-нибудь воспоминанием?

– Да, всё взросление хорошо помню. Вы только представьте, как на замёрзшей земле при температуре до минус 40 в юрте лежат берёзовые веточки, а сверху постелены две шкуры, на которых голенький ребёнок. Вот такими мы были закалёнными, связанными с природой. Но всё шло только на пользу.

Помню, как во время кочёвок мы в детстве с братом отстали от взрослых, но совсем не испугались. Ночью вырыли снег и расположились, любуясь звёздами, а на третий день догнали своих. Мы – дети тундры, и даже родители о нас не волновались, потому что правильно воспитали.

Воевали с эскимосами

Чукчи всегда были умелыми воинами. Представьте себе, сколько храбрости необходимо, чтобы выходить в океан на лодке и нападать на моржей? Впрочем, не только животные становились жертвами представителей этого народа. Они часто совершали грабительские походы на эскимосов, перебираясь в соседнюю Северную Америку через Берингов пролив на своих лодках, сделанных из древесины и моржовых шкур.

Из военных походов умелые воины привозили не только награбленное добро, но и рабов, отдавая предпочтение молодым женщинам.

Интересно, что в 1947 году чукчи в очередной раз решили пойти войной на эскимосов, тогда лишь чудом удалось избежать международного конфликта между СССР и США, ведь представители обоих народов официально являлись гражданами двух супердержав.

Культура

Очень разнообразны мифология и фольклор чукчей, они имеют много общего с фольклором и мифологией палеоазиатов и американских народов. Чукчи издавна знамениты своими резными и скульптурными изображениями, выполненными на мамонтовых костях, которые поражают своей красотой и четкостью нанесения. Традиционными музыкальными инструментами народа являются бубен (ярар) и варган (хомус).

Народное устное творчество чукчей богато. Основными жанрами фольклора являются сказки, мифы, сказания, исторические предания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей является ворон Куркыль, есть предания о войнах с эскимосскими соседними племенами.

Хотя условия жизни чукчей были очень тяжелыми, они находили время и для праздников, в которых бубен был музыкальным инструментом. Напевы предавались из поколения в поколение.

Танцы чукчей делятся на несколько разновидностей:

  • имитационно-подражательные
  • игровые
  • импровизированные
  • обрядово-ритуальные
  • танцы-инсценировки или пантомимы
  • танцы оленных и береговых чукчей

Очень были распространены подражательные танцы, которые отображают поведение птиц и зверей:

  • журавль
  • полет журавля
  • бег оленя
  • ворон
  • танец чайки
  • лебедь
  • танец уток
  • бой быков во время гона
  • высматривание

Особое место занимали торговые пляски, которые являлись видом группового брака. Они являлись показателем укрепления прежних родственных уз или проводились в знак новой связи между семьями.

Быт чукчей

Найдя подходящую территорию, где много корма для оленей, чукчи разбивают временный лагерь и обитают там до тех пор, пока не закончится еда для «питомцев». После этого они покидают насиженное место и отправляются на поиски нового пастбища.

Есть и другие представители народа, которые ведут оседлый образ жизни. Они специализируются на рыболовстве и охоте за морскими обитателями. На сегодняшний день численность нации составляет пятнадцать тысяч человек.

Основная часть проживает на российской Чукотке. Если верить древним преданиям, то чукчи относятся к избранной расе. Остальные народы Севера (эвенки, коряки) сотворены лишь в качестве «помощников».

Считается, что создателем нации стала ворона по имени Куркыль. Также аборигены Чукотки свято верят в тот факт, что к сотворению мира имеют непосредственное отношение северные животные.

Наречие удивительного народа входит в группу чукотско-камчатской языковой семьи. Ближе всего к нему корякский и алюторский языки. По типологии наречиt относится к инкорпорирующим, т.е. сочетающим в себе несколько разных языков.

В 1930 году пастух с Чукотки по имени Теневиль создал идеографическую письменность, но широкого распространения она не получила. На сегодняшний день аборигены Севера используют алфавит, созданный на основе кириллицы, но с добавлением нескольких специфичных символов. Основная часть чукотских произведений искусств, в частности книги, создается только на русском языке.

Яранга

Это жильё чукчи. «Строение» представляет собой шатер большого размера, который сверху покрыт шкурами оленей и укреплен большими булыжниками. Посредине жилища располагается кострище, которое используется для согрева и приготовления пищи. Вокруг яранги размещают многочисленные сани с хозяйственным скарбом.

В задней части чукотской «квартиры» меховыми шкурами отделяют маленькую комнатку, которая одновременно выполняет роль спальни и столовой.

Одежда

Для пошива вещей северные жители применяют пыжики (шкуры молодых оленей). Зимняя одежда чукчей состоит из двух слоев: внутренний – мехом к телу, а внешний – «опушкой» наружу.

Мужчины одеваются двойные рубахи и штаны, дополнительно натягивают чулки, сапоги и шапку-капор. У девушек вещи для зимнего периода также состоят из двух слоев. Однако в отличие от представителей сильной половины человечества, милые чукотские барышни наряжаются в меховой комбинезон. Наряд имеет широкие рукава и глубокий вырез спереди.

В летний сезон чукоты надевают свободную одежду, пошитую из замши оленя или лёгкой материи, оформленной национальным декором. Малыши тоже имеют «фирменные» вещи. Это наглухо зашитый со всех сторон комбинезон.

Ручки и ножки надежно спрятаны, а вот сзади имеется небольшой разрез. Он предназначен для того, чтобы мамочки вытаскивали грязные «пеленки» и заменяли их на чистые. Хотя мох, соединенный с шерстью оленя сложно назвать пеленкой в классическом смысле этого слова. Лучше именовать аксессуар чукотским памперсом.

Жительницы Чукотки имеют и национальную прическу – косы, декорированные бусинками и пуговицами.

Рацион северных обитателей сложно назвать полноценным. В основном они кушают в разном виде мясо китов, оленей. Также не брезгуют ливером, кровью, моллюсками, корой и ягодами.

У народа имеется национальное блюда. Правда, навряд ли кто-то захочет его пробовать, узнав, как готовится сей деликатес. Итак, рецепт чукотского блюда под названием моняло.

Оленя, которого планируют пустить на изготовление кулинарного шедевра, тщательно подкармливают мхом. Затем выжидают некоторое время, пока он начнет перевариваться. В этот момент животное убивают, распарывают брюхо и достают содержимое. Моняло готово! Его применяют для приготовления первых блюд, употребляют в свежем виде или пускают на консервы.

Пьют чукчи в основном травяные отвары. Они не прочь пропустить пару рюмашек алкогольного напитка, но им категорически запрещено спиртное. Поскольку организм жителей Севера не способен переваривать этиловый спирт.

Продолжительность жизни

Живут чукоты недолго. Те, кто обитает в естественных условиях, чаще всего погибают в сорок пять лет. Главная причина высокой смертности – алкоголь, неправильное питание и злоупотребление табачной продукцией. К этим проблемам с недавних пор добавился приём наркотических веществ.

На Чукотке очень мало долгожителей, в возрасте от семидесяти пяти лет от силы человек двести. Снижается и уровень рождаемости. Эта опасная тенденция может привести к тому, что национальность вовсе вымрет.

Островская крепость

Крепость Остров, конец XIX века

На западной рубеже древней Руси, в Псковской области, было множество защитных крепостей, которые строили в страхе нападения Ливонского ордена. Одна из них — Изборская крепость — выдержала несколько осад рыцарей, но сохранилась до наших дней.

А вот крепости в городе Остров повезло меньше — серьезное разрушение принесло ей в конце XVI века войско польского короля Стефана Батория. После город пришел в упадок и нужды в восстановлении фортификационных сооружений не было — в XVII веке крепость почти полностью была утрачена.

Церковь Святого Николая в городе Остров Псковской области

Во время Второй Мировой Остров оккупировали нацисты и окончально разрушили древние постройки. Сегодня от Островской крепости осталась лишь одна каменная церковь Церковь Николая Чудотворца (построенная в 1542 году).

Северный этикет

Статья по теме

Оторванные от природы. Как вернуть коренные северные народы в тундру?

– Чукчи хорошо знают влияние природы на нас, могут определить, какой будет зима, глядя на растения, направление ветра и облака. И замечательно, когда это познаёт ребёнок. Также мы всегда наблюдали за животными – ведь они всегда чувствуют, как меняется погода.

Мы с уважением относимся к огню и воде – это наша жизнь. Всё, что есть: ты, я, вселенная, маленькая букашка – это мир

А люди привыкли сегодня бегать и суетиться, не обращая внимания на важное. Нужно стараться жить, а не существовать

И в нас это воспитали, мы научились обращать внимание на важное. Законы жизни у чукчей диктовали абсолютное понимание жизни – даже этикет поведения женщин и мужчин в яранге очень строгий

Этикет поведения мужчин и женщин в яранге очень строгий. Фото: Из личного архива

–  Что именно диктует этот этикет?

– Всё. Как должны сидеть хозяин и его жена, где должны быть дети, как приветствовать гостя. Мужчины в нашей культуре подобны османам. Он в нашей культуре всегда считался лучше женщины. Воин, хозяин, умелец. А женщина-то что…

Статья по теме

Околдованный севером и собаками

О разводах никогда и речи быть не могло. Только если вдруг у женщины возникает желание сбежать с любовником или к родителям, она может попробовать рискнуть, понимая, что это опасно для её жизни. Если она не успеет, то пиши пропало.

Всё это, опять же, закладывается с детства. Мне, например, мать всегда говорила: «Никогда не иди против своего зятя, а будь, наоборот, на его стороне. Относись к нему так хорошо, чтобы он тебя уважал. Тогда и у молодых проблем не будет». Но мужчин, в свою очередь, воспитывают хорошие жёны.

– Как стать хорошей чукотской женой?

– Кстати, об этом я говорила со многими музейными работниками. Что, по вашему мнению, самое главное в кухлянке? Не бисер и не меха, как можно подумать. Шов. Такой маленький, красивый и аккуратный. Мужчина посмотрит на женщину в кухлянке и сразу всё о ней поймёт. Ведь аккуратность необходима буквально во всём – в жизни, в деле, в работе, в мышлении.

Если же шов грубый – значит, и женщина ленивая. Не сможет аккуратно посмотреть, сказать, сделать. И нечего с ней дела иметь.

«Самое обидное – оставаться одним из последних представителей своей народности». Фото: Из личного архива/ Николай Ушаков

– А вы считаете, что женщины лучше мужчин?

– Если честно, в моём сознании такое разделение осталось. Я сама во многом похожа на мужчину, у меня даже внешность такая. Так сложилось, что с детства мне приходилось выполнять много мужской работы. Хотя есть во мне и женственность, правил я придерживаюсь.

Я уже в годах, и давно обратила внимание на то, что со временем женщины стали сильнее. И это, я считаю, неправильно

Мужчина должен чувствовать себя главным, а не подавленным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector