География как наука зародилась древней. §2
Содержание:
- Эпоха Велики географических открытий
- Что изучают в начальном курсе физической географии
- Литература[]
- [править] Развитие географии как науки, великие географические открытия
- Развитие географии в XVI-XX веках
- Технологические изменения[]
- Ветви географии
- Что изучает физическая география?
- География: значение слова, происхождение термина
- Важность физической географии для человека
- География в XVII-XIX века
- Античная наука
- Объект изучения географии
- Географические науки
- Развитие географии со Средних веков и по наши дни
- Эпоха великих русских открытий
- ↑вРН БЙКЧВЮЧР Б ЯЕАЪ ЛЕРНДШ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ
- Накопление географических знаний
- Великие географические открытия
- Что изучает наука география?
Эпоха Велики географических открытий
До XV века весь мир пользовался трудами греческих ученых: Страбона (ок. 64 г. до н. э. — ок. 23 г. н. э.) и Клавдия Птолемея (ок. 100 г. н. э. — ок. 170 г. н. э.). Первый создал колоссальный 17-томный труд по географии древнего мира, хранившийся в Александрийской библиотеке. Второй изучал, комментировал и дополнял работы Страбона с точки зрения астрономии, математики и механики.
Компас (от итал. compassare — измерять шагами) — магнитное устройство для определения сторон света. Впервые был подробно описан в китайской книге 1044 г., хотя изобретен раньше
Но XV и XVI века стали временем огромного прорыва. Мир немыслимо расширился, распахнулся во все стороны: были открыты неведомые ранее острова и материки, реки, моря и океаны, новые народы и их культурные традиции, появились первые карты земного шара и первый географический атлас. Примерно тогда же, в конце XVI века, была создана одна из древнейших карт Российского государства — «Большой чертеж».
Это время было названо эпохой Великих географических открытий, и мы поговорим о них в отдельной главе.
«География — самая героическая и самая поэтическая из всех наук, наука о Земле и человеке, живущем на ней» (А. Казанцева)
Что изучают в начальном курсе физической географии
В процессе изучения курса начальной физической географии формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.
В структурном соотношении курс географии 6 класса состоит из четырех разделов:
1. «Виды изображений поверхности Земли – план и карта».
2. «Земные оболочки: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера».
3. «Население Земли».
4. «Влияние природы на жизнь человека».
Рис. 3. Оболочки Земли
В процессе изучения курса начальной физической географии вы научитесь работать с планом и картой, обобщать собранный материал, определять местонахождение географических объектов на Земле.
Список литературы
Основная
1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.
2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.
3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.
4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.
Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники
1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.
Материалы в сети Интернет
1. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).
2. Geografia.ru (Источник).
3. Elhow.ru (Источник).
4. Электронная версия журнала География (Источник).
5. Википедия (Источник).
Литература[]
- Шаблон:Книга
- Шаблон:Книга
- Билич Ю. С. Из истории развития политико-административных карт СССР // Труды Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии / МИИГАиК. — М.: Геодезиздат, 1957. — Вып. XXVIII. — С. 105-111.
- Греков В. И. О чертеже всей России до Китайского царства и до Никанского // Известия АН СССР. 1959. Серия географическая. № 2. С. 80-88.
- Фель С. Е. Картография России XVIII в. — М.: Геодезиздат, 1960. — 226 с. — 1500 экз.
- Шибанов Ф. А. Обзор русской картографической литературы XVIII в. // Вестник ЛГУ. Геология. География. — 1958. — Вып. 3. — С. 158—163.
- Шибанов Ф. А. Указатель картографической литературы, вышедшей в России с 1800 по 1917 год. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. — 224 с.
- Шибанов Ф. А. О сущности и содержании истории картографии и итоги работы советских ученых в этой области за 50 лет // Вестник ЛГУ. Геология и география. — 1967. — Вып. 2. — С. 104—108.
- Шибанов Ф. А. Очерки по истории отечественной картографии. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. — 160 с.
- Шовкопляс Т. И., Герус А. Л. История формирования картографического фонда Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. — 2010. — № 3. — С. 77-82: Библиогр.: с. 81-82 (10 назв.).
- Булатов А. М. Странная история старинных карт России в советские годы // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2012. № 6 (97) июнь. С. 38 — 52.
- Рычков С. Ю. Депо карт и российская военная топография в подготовке к войне 1812 года // Отечественная война 1812 года. Источники. Памятники. — М., 2005. С. 111–128.
- Шаблон:Книга
- Михайлова Н. Живой облик нашей древней земли : очерк // Наука и жизнь. 2000. № 2. С. 69-73.
- Катионов О. Н. Картографические работы землемеров в Якутии в XVIII-XIX вв. // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2008. Т. 2. № 2. С. 265-271.
- Алексей Булатов. Картографическая россика // Независимая газета. 06.06.2001.
- Гусев Д.А., Стафеев С.К. Односторонняя земля http://history-fiction.ru/books/all_1/book_5441/
[править] Развитие географии как науки, великие географические открытия
Некоторые представления о географических объектах и явлениях имелись у человека уже в глубокой древности. Свидетельства этого — изображения явлений природы, значков карты-схемы, созданные первобытными людьми. Но географии, как науки в те времена еще не существовало.
Родиной географии можно считать Древнюю Грецию. Именно здесь появились первые представления о шарообразности Земли (Платон), о существовании географических поясов (Аристотель), были созданы первые карты мира, собраны географические данные о Европе, Ближнем Востоке и Ливии (Северной Африке). Эратосфен, живший в III в. до н. э. в г. Александрия впервые довольно точно вычислил радиус Земли, он же предложил назвать науку о Земле «географией». Страбон на рубеже нашей эры в 17-томном труде «География» обобщил знания древнегреческих ученых. Древнеримский ученый Птолемей во II в. создал первую карту мира с использованием сети географических координат.
Однако в Средневековой Европе стала господствовать библейская картина мира. Знания античных ученых были невостребованными, всё мировоззрение основывалось на Библии. Только отдельные путешественники расширяли географический кругозор европейцев. Среди них: венецианец Марко Поло, который совершил во второй половине XIII в. путешествие в Китай; Афанасий Никитин первый российский путешественник в Индии (XV в.).
Прорыв в открытии европейцами новых земель был сделан в конце XV века. С этого времени началась эпоха Великих географических открытий. Вот важнейшие из них: достижение Христофором Колумбом берегов Америки (1492), плавание Васко да Гамы вокруг Африки к берегам Индии (1497-99), первое кругосветное плавание экспедиции Магеллана (1519-22), открытие голландцами берегов Австралии (нач. XVII в.), открытие российскими землепроходцами Сибири и Дальнего Востока (кон. XVI—XVII вв.). Однако в то время географы ограничивались лишь сбором информации о странах и морях.
В Новое время (XVII—XIX вв.) география стала развиваться, как наука о территориальных закономерностях. Немецкий ученый Бернхард Варен предложил разделить географию на специальную (занятую описанием отдельных стран) и общую (изучающая общие географические закономерности). Александр фон Гумбольдт основал учение о природных комплексах (ландшафтах) и выделил ландшафтные зоны на Земле. Немец Карл Риттер предложил разделить географию на естественнонаучную и общественную отрасли. В Новое время появились понятия «физическая география» (Александр фон Гумбольдт) и «экономическая география» (Михаил Ломоносов). Географ и путешественник XIX века Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский говорил, что предмет изучения географии — природа и деятельность человека, изменяющего природу.
Выдающиеся путешественники Нового времени: Джеймс Кук; российские мореплаватели Михаил Петрович Лазарев и Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, открывшие Антарктиду; Давид Ливингстон; Руаль Амундсен.
К началу XIX в. география превратилась в систему наук. Российский ученый Василий Васильевич Докучаев заложил основы почвоведения и географии почв, Александр Иванович Воейков — климатологии, Владимир Иванович Вернадский — биогеографии, американец Уильям Дэвис — геоморфологии (науки о рельефе). Советский ученый-географ Лев Семёнович Берг создал современное учение о ландшафтах, Николай Николаевич Баранский сформулировал важные концепции экономической географии. Андрей Александрович Григорьев впервые определил понятие географическая оболочка, как планетарного комплекса, компоненты которого находятся в тесном взаимодействии. Географическая оболочка и ее составные части — это и есть объект изучения современной географии.
Развитие географии в XVI-XX веках
В эпоху европейского Возрождения громадное эмпирическое наследие, накопленное географами предыдущих поколений и культур, было систематизировано и переосмыслено. Так называемый период Великих Географических открытий поставил перед «наукой землеописания» совершенно новые задачи и цели, а в обществе возник свежий и неподдельный интерес к профессии географа.
В XVIII веке данную науку начинают изучать в университетах как отдельную дисциплину. В первой половине XIX столетия Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером был заложен фундамент современной академической географии – такой, какой мы знаем ее сегодня. В наши дни, благодаря спутниковым технологиям и новейшим геоинформационным системам, география входит в совершенно новый этап своего развития.
Ученые, внесшие существенный вклад в развитие европейской географической науки:
- Герхард Меркатор.
- Александр фон Гумбольдт.
- Карл Риттер.
- Вальтер Кристаллер.
- Василий Докучаев.
Технологические изменения[]
В области картографии, технологии постоянно совершенствовались в целях удовлетворения потребностей новых поколений картографов и пользователей карт. Первые карты были сделаны вручную с помощью кистей и пергамента и, следовательно, были разнообразны по качеству, а также ограниченными в распространении. Появление компаса, типографии, телескопа, секстанта, квадранта и нониуса позволило создавать более точные карты и дало возможность делать точные репродукции.
Достижения в фотохимической технологии, такие как литографические и фотохимические процессы, позволили создавать не искажающие форму карты, которые содержали мелкие детали и были устойчивыми к влаге и износу. Это также устраняет необходимость гравировки, что позволило ещё больше сократить время необходимое для воспроизведения карты.
В середине и конце XX века достижения в области электронных технологий привели к новой революции в области картографии. Особенно такие устройства как, плоттеры, принтеры, сканеры, аналитические стерео плоттеры, которые наряду с визуализацией, обработкой изображений, пространственным анализом и управлением базами данных, сделали производство печатных карт более простым, в частности, позволили производить карты, с различными характеристиками, без необходимости гравировки новой печатной пластинки.
Ветви географии
Объект изучения географии – законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. Географию подразделяют на две (физическую и экономическую) или три (физическую, экономическую и социальную) ветви. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.
Рис. 2. Основные ветви географии
Экономическая (или социально-экономическая) география изучает население и его хозяйственную деятельность.
Что изучает физическая география?
Одна из самых важных задач современной географии – это переосмысление рациональных способов добычи и использования, освоения природных ресурсов и условий человеком. Экстремально быстрый технический прогресс вызвал уже заметное сейчас истощение многих природных источников. И речь идет не только о воде и полезных минералах, но и в первую очередь об окружающей среде.
К объектам физической географии относят:
- климат земного шара;
- особенности внутренних вод;
- ландшафты и рельеф, геологическое строение;
- животный и растительный мир;
- природные зоны, включая почвы;
- экосистемы как уникальные сформированные условия в отдельных территориальных точках.
Таким образом, физическая география – это наука, изучающая совокупность элементов литосферы Земли (твердой оболочки планеты, состоящей из земной коры и верхней части мантии).
География: значение слова, происхождение термина
Когда же возник термин «география»? Кто его придумал и закрепил за данной наукой? Попробуем объяснить значение слова «география». Этот термин женского рода происходит от двух древнегреческих слов: «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю). То есть его можно перевести на русский язык следующим образом: «землеописание».
Термин «география» придумал и ввёл в науку ещё древнегреческий философ и учёный Эратосфен. Случилось это примерно в III веке до нашей эры. Как и когда употребляется сегодня термин «география»? Значение слова в наши дни можно рассматривать в двух аспектах. Оно может употребляться:
- Как наука, объединяющая в себе множество более мелких дисциплин. Они изучают Землю, особенности природы, локализацию по её поверхности населения, полезных ископаемых и т. п.
- Как область распространения по территории какого-либо явления или процесса. Например, запасов нефти или уровня общей грамотности людей.
Важность физической географии для человека
Если 200-300 лет назад основной целью физической географии было освоение новых территорий и изучение особенностей природных условий этих мест, их ценных ресурсов, то сейчас перед ФГ стоят иные задачи. Понимание того, что происходит в окружающей среде, дает шанс научиться рационально использовать оставшиеся природные ресурсы, найти пути применения щадящих методов для разработки ископаемых. Понимание устройства литосферы, которое дает ФГ, при совместной работе специалистов из смежных отраслей поможет найти решение экологических проблем, с которыми столкнулся современный человек.
Физическая география – это большая наука, в которой пересекается множество дисциплин. Но только в сочетании с другими знаниями, которые дает экология, геология, экономика и даже история, ФГ позволит человеку находить ответы на вопросы, которые каждый день встают перед ним: как избежать истощения ресурсов, как сохранить баланс между индустриализацией и природными ценностями, как позволить человечеству развиваться не в ущерб окружающей среде.
Мне нравитсяНе нравится
География в XVII-XIX века
В 1650 году германо-голландский географ Бернхард Варен(1622-1650/1651) написал книгу «География генеральная», в которой определил цели, задачи и методы географии как научной дисциплины. Этот труд был высоко оценен Петром I и по его приказу переведен на русский язык.
Лазарев Михаил Петрович — русский адмирал, первооткрыватель Антарктиды
Американские ученые изучали свой континент, в Западной Европе выпускали точные и подробные географические энциклопедии, а в России развитие географии шло рука об руку с освоением огромных территорий за Уралом. Огромный вклад в изучение этой области внесли русские ученые М. В. Ломоносов и В. Н. Татищев.
Век XIX стал эпохой бурного технического развития. Такие имена, как Александр фон Гумбольдт, Карл Риттер, Петр Семенов-Тян-Шанский, Николай Миклухо-Маклай, без сомнения, известны практически всем. Ученые объединялись в географические школы и сообщества, впервые делались попытки не просто описать, а объяснить не только отдельные явления, но и их взаимосвязь.
В 1820 году русская экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева открыла последний неизвестный материк — Антарктиду.
Казалось, век географии подходит к концу. Но так ли это было на самом деле?
Античная наука
Первым подробным сочинением, дающим представление о том, как была устроена географическая наука в античном мире, является «География» Страбона. Этот труд представляет собой обширное семнадцатитомное сочинение. Главным методом ученого является критика источников и поиск противоречий в них через сравнение. В работе практически нет теоретических построений, она выполнена в сухом римском стиле, а ее главное назначение — принесение быстрой практической пользы для торговли, мореплавания и военной науки.
Что касается Древней Греции, то в ней дело обстояло не так однозначно. Несмотря на то что само слово имеет явно греческое происхождение, на протяжении долгого времени оно было не единственным, обозначавшим практики, применявшиеся позднее в географической науке. Происхождение и значение слова «география» имеет долгую и трудную историю.
В Греции досократовского периода существовало несколько слоев, которые обозначали географические исследования: «перипл» — этим словом обозначали морские объезды побережья с целью его описания; «периегезами» называли сухопутные путешествия, в результате которых составлялись описания посещенных территорий.
Объект изучения географии
Объект изучения географии — земная поверхность со всем ее природным и общественным наполнением — еще более сложен и главное — разнороден: здесь происходят процессы физические (например, круговорот воды в природе), химические (миграция различных элементов в земной коре), биологические (развитие растительных сообществ), экономические (функционирование народного хозяйства), демографические (воспроизводство населения), социальные (взаимодействие различных социальных групп и другие), политические (борьба за власть между различными партиями и движениями), социально-психологические (формирование общественного мнения, различного отношения людей к происходящим в обществе процессам) и многие другие (в том числе и те, которые мы пока не знаем).
На любом участке территории — в каждом селе, городе, районе — все эти процессы переплетаются, взаимодействуют (часто самым неожиданным образом) и в совокупности создают свою неповторимую картину «жизни территории» — точнее, жизни общества в конкретных условиях данной территории.
Географические науки
Современная география — это сложная разветвлённая система, или «древо» наук. География — единственная наука, которая объединяет разнообразные ( знания о природе и людях. Все географические объекты и явления, созданные природой, изучает физическая география. Население и созданные деятельностью людей объекты изучает общественная география. Одна из важнейших задач современной географической науки в целом — исследование многообразного взаимодействия природы и общества для решения стоящих перед человечеством глобальных (мировых) проблем, например, проблемы обеспечения населения продовольствием, природными богатствами, в том числе топливом и водой. Очень важны задачи исследования Мирового океана и космоса. Особое место среди географических наук занимает картография — наука о географических картах. Тесно связана с географией родственная ей наука геология.
Географы сегодня — это специалисты многих профессий. Воды суши исследует гидролог, льды — гляциолог, неровности поверхности Земли — геоморфолог, животный и растительный мир планеты — биотеограф. Геоэкологи предсказывают последствия воздействия человека на природу. В систему географических наук входят и дисциплины практического характера, например медицинская и военная география.
Развитие географии со Средних веков и по наши дни
Немецкий географ и путешественник средневековья Мартин Бехайм в 1492 г. изготовил первый, дошедший до нас глобус. Точно так же, как и в древние времена, в период Великих географических открытий и нового времени зарубежными учеными было создано немало трудов: «Генеральная география» Б. Ва-рениуса (1650 г.), «Математические начала натуральной философии» И. Ньютона (1687 г.), в которых авторы заложили основы физического мышления в географической науке. Читаемые И. Кантом лекции были изданы в 1801 —1802 гг. на основе рукописных конспектов студентов в книге «Физическая география», Ф. Энгельс написал книгу «Диалектика природы». А. Гумбольдт классифицировал климаты земного шара и сформировал комплексный географический подход, а также написал фундаментальный труд «Космос», Ч. Дарвин во время пятилетнего кругосветного путешествия создает описательный географический труд. К. Риттер, географ-теоретик, стал автором труда «Землеведение по отношению к природе и истории человека». Ф. Ратцель в конце XIX в. публикует два тома «Антропогеографии» и «Политическую географию». А. Геттнер в 1927 г. собрал свои идеи воедино в книге «География, ее история, сущность и методы». В зарубежной географии новейшего времени видными географами были К. Хаусхофер, Г. Бобек, Г. Мортенсон, Г. Шмитхеннер, К. Тролль, К. Паффен, Г. Рихтер (Германия); Р. Хартшорн, П. Джеймс, Дж. Мартин (США).
Эпоха великих русских открытий
Первая русская летопись — «Повесть временных лет» Нестора содержит географические данные с 852 г. Новгородцы, чей город был в то время самым богатым в России, в XII в. достигли Белого моря. После этого начались плавания в Скандинавию. Ермак в 1581 г. начал прохождение пути в Сибирь. В 1632 г. основан Якутский острог. И. Москвитин в 1639 г. достигает Тихого океана у Охотска. В. Поярков в 1643—1646 гг. первым из русских казаков-землепроходцев совершил плавание по Амурскому лиману и Сахалинскому заливу Охотского моря. В 1647—1648 гг. Ерофей Хабаров проходит Амур до Сунгари. С. Дежнев в 1648 г. открывает мыс, носящий ныне его имя, и доказывает, что Евразия от Северной Америки отделена проливом.
↑вРН БЙКЧВЮЧР Б ЯЕАЪ ЛЕРНДШ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ
- НАЫЕМЮСВМШЕ (ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХИ, ХЯРНПХВЕЯЙХИ, ЩЙНКНЦХВЕЯЙХИ, ЛНДЕКХПНБЮМХЪ, ЯХЯРЕЛМШИ Х ДП.);
- ЙНМЙПЕРМН-МЮСВМШЕ (ЦЕНУХЛХВЕЯЙХИ, ЦЕНТХГХВЕЯЙХИ, ОЮКЕНЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХИ, РЕУМХЙН-ЩЙНМНЛХВЕЯЙХИ, ЩЙНМНЛХЙН-ЯРЮРХЯРХВЕЯЙХИ, ЯНЖХНКНЦХВЕЯЙХИ Х ДП.);
- ПЮАНВХЕ ОПХ╦ЛШ Х ЛЕРНДШ ОНКСВЕМХЪ ХМТНПЛЮЖХХ ( ОНКЕБШЕ МЮАКЧДЕМХЪ, ДХЯРЮМЖХНММШЕ, Б Р. В. ЮЩПНЙНЯЛХВЕЯЙХЕ;
- КЮАНПЮРНПМШЕ, МЮОПХЛЕП, ТХГХЙН-УХЛХВЕЯЙХИ ЮМЮКХГ БЕЫЕЯРБЮ, ЯОНПНБН-ОШКЭЖЕБНИ ЮМЮКХГ, ЮМЙЕРХПНБЮМХЕ; БШАНПЙХ Х ДП.);
- ЩЛОХПХВЕЯЙНЕ Х РЕНПЕРХВЕЯЙНЕ НАНАЫЕМХЕ ХМТНПЛЮЖХХ (ХМДХЙЮЖХНММШЕ, НЖЕМНВМШЕ, ЮМЮКНЦНБ, ЙКЮЯЯХТХЙЮЖХХ Х ДП.);
- УПЮМЕМХЪ Х НАПЮАНРЙХ ХМТНПЛЮЖХХ (Б Р. В. МЮ ЩКЕЙРПНММШУ МНЯХРЕКЪУ).
юЙЮДЕЛХЙ й.й. лЮПЙНБ БШДЕКХК ЯЙБНГМШЕ ЛЕРНДШ (МЮОПЮБКЕМХЪ) Б ЦЕНЦПЮТХХ: ЯПЮБМХРЕКЭМШИ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХИ (НОХЯЮРЕКЭМШИ), ЙЮПРНЦПЮТХВЕЯЙХИ, ЩБНКЧЖХНММН-ХЯРНПХВЕЯЙХИ (ОЮКЕНЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХИ), ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХИ (ЦЕНХМТНПЛЮЖХНММШИ), ЦЕНТХГХВЕЯЙХИ Х ЦЕНУХЛХВЕЯЙХИ. с ХЯРНЙНБ ЯПЮБМХРЕКЭМНЦН ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЦН ЛЕРНДЮ ЯРНЪКХ ДПЕБМЕ-ЦПЕВЕЯЙХЕ СВ╦МШЕ цЕПНДНР Х яРПЮАНМ. дКЪ ЯРЮМНБКЕМХЪ Х ПЮГБХРХЪ ЯПЮБМХРЕКЭМНЦН ЛЕРНДЮ Б ТХГХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ ЛМНЦНЕ ЯДЕКЮМН ю. цСЛАНКЭДРНЛ. рЕПЛХМ ЙЮПРНЦПЮТХЪ ОНЪБХКЯЪ Б ЩОНУС бНГПНФДЕМХЪ, МН ЙЮПРНЦПЮТХВЕЯЙХИ ЛЕРНД НПЦЮМХВЕЯЙХ ЯБЪГЮМ Я ГЮПНФДЕМХЕЛ ЦЕНЦПЮТХХ. пЮГБХРХЕ ЛЕРНДЮ ЯБЪГЮМН Я ХЛЕМЮЛХ ц. лЕПЙЮРНПЮ, я.с. пЕЛЕГНБЮ, ю.ю. рХККН, ч.л. ьНЙЮКЭЯЙНЦН, й.ю. яЮКХЫЕБЮ, ю.л. аЕПКЪМРЮ.
мЮГМЮВЕМХЕ ЩБНКЧЖХНММН-ХЯРНПХВЕЯЙНЦН (ОЮКЕНЦЕНЦПЮТХВ.) МЮОПЮБКЕМХЪ – СЯРЮМНБКЕМХЕ ГЮЙНМНЛЕПМНЯРЕИ ПЮГБХРХЪ ОПХПНДМШУ Х ЮМРПНОНЦЕММШУ КЮМДЬЮТРНБ. оЮКЕНЦЕЦПЮТХВЕЯЙНЕ МЮОПЮБКЕМХЕ АШКН ПЮГПЮАЮРШБЮКНЯЭ х.о. цЕПЮЯХЛНБШЛ, й.й. лЮПЙНБШЛ, ю.ю. бЕКХВЙН, о.ю. йЮОКХМШЛ.
хЯРНЙХ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ НРМНЯЪРЯЪ ЙН БПЕЛЕМЮЛ тЮКЕЯЮ лХКЕРЯЙНЦН Х щПЮРНЯТЕМЮ. б ЩРН ОНМЪРХЕ БОКНРЭ ДН МЮВЮКЮ 20 Б., БЙКЮДШБЮКЯЪ ХМНИ, ВЕЛ ЯЕЦНДМЪ ЯЛШЯК. б НАКЮЯРЭ ХМРЕПЕЯНБ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ ЙЮЙ ВЮЯРХ ТХГХВЕЯЙНИ ЦЕНЦПЮТХХ БУНДХКН ХГСВЕМХЕ ТНПЛШ Х ПЮГЛЕПНБ гЕЛКХ, ЯХЯРЕЛЮРХГЮЖХЪ ЯБЕДЕМХИ Н Е╦ ДБХФЕМХХ, ПЕЬЕМХЕ ЮЯРПНМНЛН-ЦЕНДЕГХВЕЯЙХУ ГЮДЮВ. пЮГБХРХЕ ЯНБПЕЛЕММШУ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХУ ЛЕРНДНБ МЮВЮКНЯЭ Б 50-60 ЦНДШ 20 Б. Б яяяп, яью, ьБЕЖХХ. бМЕДПЕМХЕ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХУ ЛЕРНДНБ Б ЦЕНЦПЮТХХ ( РЕНПХХ БЕПНЪРМНЯРЕИ, НДМНЛЕПМНЦН Х ЛМНЦНЛЕПМНЦН ЯРЮРХЯРХВЕЯЙНЦН, ЛМНЦНЛЕПМНЦН ОЮПЮЛЕРПХВЕЯЙНЦН Х МЕОЮПЮЛЕРПХВЕЯЙНЦН, ТПЮЙРЮКЭМНЦН, ЙКЮЯРЕПМНЦН, ЯОЕЙРПЮКЭМНЦН ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙНЦН ЮМЮКХГНБ Х Р. Д.) ЯБЪГЮМН ХЛЕМЮЛХ д.к. юПЛЮМДЮ, к.м. бЮЯХКЭЕБЮ, ю.я. бХЙРНПНБЮ, ч.ц. оСГЮВЕМЙН, я.м. яЕПАЕМЧЙЮ, ч.ц. яХЛНМНБЮ Х ДП.
цЕНУХЛХВЕЯЙХИ ЛЕРНД ХЯЯКЕДНБЮМХЪ КЮМДЬЮТРНБ, ОНГБНКЪЧЫХИ ХГСВЮРЭ ПЮЯОПЕДЕКЕМХЕ, ОПНЖЕЯЯШ ЛХЦПЮЖХХ Х ЙНМЖЕМРПЮЖХХ УХЛХВЕЯЙХУ ЩКЕЛЕМРНБ Х ХУ ЯНЕДХМЕМХИ ПЕЮКХГНБЮМ Б ПЮЛЙЮУ ЦЕНУХЛХХ КЮМДЬЮТРЮ, ГЮПНДХКЯЪ Б 30-40-У ЦЦ 20 Б. нЯМНБМШЕ ОПХМЖХОШ ЯТНПЛСКХПНБЮМШ ЮЙЮДЕЛХЙНЛ а.а. оНКШМНБШЛ Х ЕЦН СВЕМХЙЮЛХ – л.ю. цКЮГНБЯЙНИ, ю.х. оЕПЕКЭЛЮМНЛ Х ПЮГБХРШ б.б. дНАПНБНКЭЯЙХИ, я. йЮЯХЛНБШЛ, б.ю. яМШРЙН Х ДП.
яРЮМНБКЕМХЕ Х ПЮГБХРХЕ ЦЕНТХГХВЕЯЙНЦН ЛЕРНДЮ ЯБЪГЮМН Я ХЛЕМЮЛХ ю.х. бНЕИЙНБЮ, ю.ю. цПХЦНПЭЕБЮ, л.х. аСДШЙН. цЕНТХГХЙЮ КЮМДЬЮТРЮ (д.к. юПЛЮМД, м.к. аЕПСВЮЬБКХ, й.м. дЭЪЙНМНБ) ПЮГБХБЮЕРЯЪ Я 60-Е ЦЦ 20 Б. АКЮЦНДЮПЪ ЯРЮЖХНМЮПМШЛ ЙНЛОКЕЙЯМШЛ ТХГХЙН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЛ ХЯЯКЕДНБЮМХЪЛ. яСЫМНЯРЭ ЛЕРНДЮ – ОНЯРПНЕМХЕ АЮКЮМЯНБШУ ЛНДЕКЕИ БЕЫЕЯРБЮ Х ЩМЕПЦХХ ОПХПНДМШУ КЮМДЬЮТРНБ, ХГСВЕМХЕ РПЮМЯТНПЛЮЖХХ ЯНКМЕВМНИ ЩМЕПЦХХ ОН ЖЕОЪЛ ОХРЮМХЪ.
Накопление географических знаний
Изначально география являлась исключительно описательной наукой. Ее основной задачей был сбор информации о близлежащих территориях. Примерно в III тысячелетии до н.э. египтяне стали отправлять научные экспедиции в соседние регионы. Они пытались пройти сухопутным путем вглубь Африки, а также плавали по Средиземному и Красному морю.
Аналогично накапливались географические знания в Китае, Ассирии, Вавилоне. В древности обмен информацией между разными государствами проходил очень медленно. Например, древние греки имели очень смутное представление об Индии, а про существование Китая долгое время просто не знали. Только во II в. до н.э. возник Великий Шелковый путь, по которому товары могли перемещаться от тихоокеанского побережья Китая до средиземноморских стран. Есть свидетельства о посланнике Китая, который прибыл к римскому императору Октавиану Августу, проведя в дороге более 4 лет. Впрочем, подобные контакты носили единичный характер, а многие представления римлян и китайцев друг о друге носили откровенно сказочный характер.
Большой вклад в накопление географических знаний внесли финикийцы. Они выходили на своих кораблях в Атлантический океан, где открыли Канарские и Азорские острова. В районе 600 г. до н. э. финикийская экспедиция по указанию фараона Нехо II смогла впервые в истории обогнуть Африку. При этом они плыли из Красного моря на юг, огибая Африку против часовой стрелки. Геродот, описывавший это путешествие, сомневался в рассказах моряках, которые говорили, что «солнце оказывалось у них на правой стороне». Однако на самом деле это лишь подтверждает, что финикийские корабли действительно находились в Южном полушарии.
Наиболее полное представление о географических познаниях во времена античности можно получить по труду Страбона «География». Он занимает 17 томов и почти полностью сохранился до наших дней.
Великие географические открытия
В XV в. в Западной Европе возрос спрос на заморские товары, в первую очередь пряности, родиной которых считалась Индия. Доступ к ней по суше был практически закрыт турками, пришлось искать морской путь. Главными соперниками в этом стали Португалия и Испания. В середине XV в. король Португалии Альфонс V тайно отправил норвежских капитанов-пиратов — Дидрика Пайнинга и Ганса Пофорста на поиски Северного морского пути в Индию. Реальным руководителем этого предприятия был представитель короля Жуан Ваш Кортереал.
Об истории экспедиции Кортереала в Америку достоверно известно мало — судовые журналы были утрачены или засекречены португальцами. Но на знаменитом глобусе Мартина Бехайма уже были показаны земли к западу от Исландии, похожие на Новую Шотландию, Ньюфаундленд и залив Св. Лаврентия. Сведения об этих территориях Бехайм мог получить от самого Кортереала, близкого родственника жены картографа. Поскольку об открытиях Кортереала практически никому не было известно, долгое время первооткрывателем Нового Света, то есть Америки, считался Христофор Колумб.
Высадка Христофора Колумба на новых землях
Христофор Колумб родился в 1451 г. в г. Генуе. Он был образованным человеком, читал на многих языках и увлекался составлением карт. Колумб выдвинул смелую идею — плыть из Европы в Индию по Западному морскому пути.
Христофор Колумб добился организации экспедиции под своим командованием. В первой экспедиции (1492—1493) приняло участие 90 человек на трёх судах — «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья». 3 августа 1492 г. корабли отправились к Канарским островам, затем повернули на запад и пересекли Атлантику. 12 октября 1492 г. Колумб высадился на острове в Багамском архипелаге, названном им Сан-Сальвадор. Этот день считается официальной датой открытия Америки.
Колумб три раза пересекал океан, но так и не узнал, что найденные им острова не принадлежат Индии и что за ними лежит новая часть света. Имя, данное Колумбом, осталось. До сих пор острова называются Вест-Индией, а коренные жители индейцами. После открытия испанцами «Западной Индии» португальцы поспешили закрепить свои «права» на Индию Восточную. В 1497 г. Васко да Гама отправился в Индию вокруг Африки. На картах XV в. Африка простиралась до Южного полюса, отделяя Атлантический океан от Индийского. Мореплаватели уже знали, что Африку можно обогнуть, ведь в 1488 г. португалец Бартоломеу Диаш доплыл до южной оконечности Африки.
Васко да Гама
Что изучает наука география?
Согласно универсальному определению, география — это наука, изучающая так называемую Земли. Последняя, в свою очередь, включает в себя четыре участка: лито-, атмо-, гидро- и биосферу. Но это ещё не всё. Иногда к ним добавляют техносферу, то есть все то, что создано руками человека на планете.
Основным объектом исследований науки можно назвать природные законы и закономерности распределения и взаимодействия различных компонентов географической оболочки (почв, горных пород, растительности, вод и т. д.). Современная наука делится на три больших блока: физическую, социальную и Первая изучает природу, вторая — население и условия жизни людей, третья — особенности и закономерности экономического развития территорий и стран.