11 знаменитых азербайджанцев в творчестве

Этнографические группы

В азербайджанском этносе сложилось несколько этнографических групп, отличавшиеся некоторыми особенностями в хозяйстве, культуре и быту. Некоторые этнографические группы азербайджанцев сохранялись и в последней четверти XIX века.

  • Айрумы — расселены на западе Азербайджана (в районе Гянджи, Дашкесана, Кедабека), в горах Малого Кавказа
  • Афшары — группа азербайджанцев, расселённая по всему Ирану.
  • Баяты — являются субэтнической группой как азербайджанцев, так и туркмен.
  • Карадагцы — расселены по горному плато Карадаг, на северо-западе Ирана. Ведут полукочевой образ жизни, занимаются главным образом скотоводством. По культуре близки соседним шахсевенам.
  • Карапапахи — проживают в западной части Азербайджана, частично в Грузии.
  • Падары — жители Восточного Азербайджана. У них дольше, чем у других этнографических групп азербайджанцев, сохранялись старые черты в хозяйстве и быту, в частности полукочевой скотоводческий уклад хозяйства и связанные с ним особенности быта.
  • Терекеме — особая этническая группа азербайджанцев, проживают в Дагестане и в ряде южных районов Азербайджана.
  • Шахсевены — расселены главным образом в Иране и на юге к Араксу в Джебраильской степи. Подразделениями шахсевенов считались, по данным А. Д. Ерицова, племена кадырлы и каралал, названия которых отразились в наименованиях населённых пунктов Казахского уезда Кадырлы и Каралал.

В Зангезурском уезде Елисаветпольской губернии, по данным С. П. Зелинского, было 7 племенных групп азербайджанцев: софулы, дарзилы, саралы, пушанлы, гигилы, ходжамусахлы, багарлы. Этнограф и кавказовед Мапк Косвен отмечает, что среди азербайджанцев можно было в прошлом различать следующие племенные группировки: джеваншир, демурчасанлы, подразделявшиеся на такля и муганли, далее — джибраили, саржали, софули, гягили, ходжал-сахли, джиили, делагарда, кенгерли, имирли и.т.д.

№1. Салифов Надыр Нариман Оглы («Лоту Гули», «Гули Бакинский»)

Один из самых влиятельных и опасных криминальных авторитетов, родом из грузинского городка Дманиси. Несмотря на место рождения, Салифов — этнический азербайджанец. У него есть два младших брата, Намик и Мушфиг, вслед за старшим выбравших криминальную деятельность своим призванием. К 22 годам «Лоту Гули» уже был известен своей преступной деятельностью.

В 1995 году суд приговорил его к длительному тюремному сроку — пятнадцати годам, за грабежи, разбой, похищения и вымогательство. После пяти лет тюремного заключения он был заочно коронован в «воры в законе». В связи с нарушением тюремного режима срок Салифову был увеличен до двадцати семи лет. В октябре 2017 года он вышел на свободу по УДО и выехал в Турцию, затем — осел в ОАЭ. Салифов Надыр является главным «вором в законе» Азербайджана.

Современность

После распада Российской империи во время Первой мировой войны была объявлена ​​недолгосрочная Закавказская Демократическая Федеративная Республика, составляющая то, что представляют собой сегодняшние республики Азербайджан, Грузия и Армения. За этим последовало массовое убийство, которое состоялось между 30 марта и 2 апреля 1918 года в городе Баку и прилегающих районах Бакинской губернии Российской империи, а также появление азербайджанцев как политического субъекта.

Когда республика распалась в мае 1918 года, ведущая партия «Мусават» приняла название «Азербайджан» для вновь созданной Азербайджанской Демократической Республики, которая была провозглашена 27 мая 1918 года по политическим причинам, хотя название «Азербайджан» всегда использовалось для обозначения соседнего региона современного северо-западного Ирана. Она была первой современной парламентской республикой в ​​тюркском и мусульманском мире. Среди важных достижений парламента было расширение избирательного права для женщин, что сделало Азербайджан первой мусульманской страной, которая предоставила женщинам равные с мужчинами политические права. Другим важным достижением было создание Бакинского государственного университета, который был первым университетом современного типа, основанным на мусульманском Востоке. Происхождение азербайджанцев как нации коренится в тех суровых годах антикоммунистической борьбы.

К марту 1920 года было очевидно, что Советская Россия нападет на столь необходимый ей Баку. Владимир Ленин сказал, что вторжение было оправдано, поскольку Советская Россия не могла обойтись без нефти. Независимый Азербайджан просуществовал всего 23 месяца до вторжения большевистской 11 Красной Армии, создавшей АзССР 28 апреля 1920 года. Хотя основная часть новообразованной азербайджанской армии занималась подавлением восстания армян, которое тогда вспыхнуло в Карабахе, азербайджанцы не сдавали свою независимость быстро и легко. Около 20 000 солдат погибли, сопротивляясь атаке большевиков.

Краткая независимость, полученная недолгой Азербайджанской Демократической Республикой в ​​1918-1920 годах, сменилась более чем 70-летней советской властью. После восстановления независимости в октябре 1991 года страна была втянута в войну с соседней Арменией (Карабахский конфликт).

Древность

Вопрос «Откуда произошли азербайджанцы?» актуален по сей день. Считается, что кавказоязычные албанские племена являются самыми ранними жителями региона, в котором расположена современная Азербайджанская Республика. Ранние иранские поселения включали скифов (королевство Ишкуза) в девятом веке до нашей эры. Следуя за скифами, мидяне стали доминировать над районом к югу от реки Арас. Древний иранский народ мидийцев создал огромную империю между 900 и 700 гг. до нашей эры, которую Ахемениды объединили в свою империю около 550 года до н. э. В этот период зороастризм распространился на Кавказе и в Атропатене.

Не зная всей этой длинной и запутанной истории, невозможно понять, откуда появилась нация азербайджанцев. Александр Великий победил Ахеменидов в 330 году до нашей эры, но позволил мидийскому сатрапу Атропату остаться у власти. После падения Селевкидов в Персии (в 247 году до нашей эры) Королевство Армения контролировало большую часть Кавказской Албании. Кавказские албанцы создали царство в первом веке до нашей эры и в значительной степени оставались независимыми до тех пор, пока персидские Сасаниды не сделали их королевство вассальным государством в 252 году нашей эры. Правитель кавказской Албании, король Урнайр, отправился в Армению, а затем официально принял христианство как государственную религию (в четвертом веке н. э.), и Албания оставалась христианским государством вплоть до VIII века. Сасанидский контроль закончился поражением перед арабами-мусульманами в 642 году н. э. благодаря мусульманскому завоеванию Персии.

Политика и экономика

Политики

  • Абуталыбов, Рамиз — советский и азербайджанский дипломат, сотрудник Секретариата ЮНЕСКО в Париже, посол по особым поручениям МИД Азербайджана.
  • Али Зохайли — премьер-министр Ирана ( и —).
  • Гулузаде, Вафа — президент Фонда политических исследований государств каспийского региона.
  • Давуди, Парвиз — первый вице-президент Ирана с 11 сентября .
  • Джемаль, Гейдар Джахидович — исламский мыслитель, философ, политолог, поэт и общественный деятель азербайджанского происхождения. Председатель Исламского комитета России. Постоянный член Хартумской международной исламской конференции. Депутат Национальной Ассамблеи Российской Федерации.
  • Ибрагим Хакими — премьер-министр Ирана ( и —).
  • Мамедов, Георгий Энверович — российский дипломат, с посол России в Канаде, в — — заместитель министра иностранных дел России.
  • Махмуд Джам — премьер-министр Ирана (—).
  • Мусави, Мир-Хосейн — последний премьер-министр Ирана (—).
  • Нахичеванский, Джафаркули Хан — лидер провозглашенной в 1918 году Аракской республики. Сын российского генерала Келбали Хана Нахичеванского, брат генерал-адъютанта Гусейн Хана Нахичеванского, отец комбрига Дж. Нахичеванского.
  • Оруджев, Сабит Атаевич — министр газовой промышленности СССР (—).
  • Хойский, Фатали Хан — первый премьер-министр Азербайджанской Демократической Республики (—).
  • Эльчибей, Абульфаз — диссидент, президент Азербайджана (—).

Предприниматели

  • Гасумов, Рамиз Алиевич — генеральный директор ОАО «СевКавНИПИгаз» ОАО «Газпром», академик Российской Академии Естественных наук, Российской Академии Горных Наук, Российской Академии Естествознания, Международной Академии Информатизации, автор более 400 изобретений и научных работ.
  • Мухтаров, Муртуза — крупный бакинский нефтепромышленник и меценат.

Кавказский менталитет

Национальные особенности армян и азербайджанцев
сформировались историей, религией и географией. Считается, что армян отличает
воинственность и вспыльчивость, сформированная тысячелетней борьбой с агрессивными
соседями. Подтверждает это огромное количество армян, которые прославились
своей военной карьерой — в царской России и СССР.

Что касается менталитета азербайджанцев, то они выделяются традиционализмом,
удивительной даже для Кавказа гостеприимностью, беспрекословным почитанием
старших. Есть и общие негативные черты — любовь к внешней роскоши, стремление
показать себя любой ценой с лучшей стороны.

Средневековье

История происхождения народа азербайджанцев, пройдя героическую античность, тянется через все средневековье. Арабы-мусульмане побеждали сасанидов и византийцев, когда шли в кавказский регион. Арабы сделали Кавказскую Албанию вассальным государством после того, как христианское сопротивление во главе с принцем Джаванширом сдалось в 667 году.

В период между девятым и десятым веками арабские авторы начали ссылаться на регион между реками Кура и Арас, как Арран. За это время арабы из Басры и Куфы прибыли в Азербайджан и захватили земли, которые оставили коренные народы — они стали там местной землевладельческой элитой. Конвертирование в ислам было медленным, поскольку местное сопротивление сохранялось на протяжении веков, а возмущение росло, когда небольшие группы арабов начали мигрировать в такие города, как Тебриз и Марага. Этот приток вызвал серьезный мятеж в Иранском Азербайджане с 816 по 837 год во главе с местным зороастрийским простолюдином Бабаком. Однако, несмотря на очаги продолжающегося сопротивления, большинство жителей Азербайджана обратилось в ислам. Позже, в X-XI веках, части Азербайджана управлялись курдскими династиями Шеддадидов и Раввадидов, что несколько приоткрывает ответ на вопрос, откуда произошли азербайджанцы.

В середине одиннадцатого века династия Сельджук свергла арабское правление и создала империю, охватывающую большую часть Юго-Западной Азии. Сельджукский период ознаменовал приток огузских кочевников в регион, и именно они стали основными «инициаторами» происхождения народа азербайджанцев. Возникающая тюркская идентичность была зафиксирована в эпических дастанах (стихотворениях), старейшим из которых была книга Деде Коркута, в которой рассказывается о ранних турках на Кавказе и Малой Азии.

Тюркское владычество было прервано монголами в 1227 году, но оно вернулось с Тимуридами, а затем с суннитскими династиями Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, которые доминировали в Азербайджане, в значительных частях Ирана, Восточной Анатолии и других второстепенных частях Западной Азии, до тех пор, пока Себавиды не взяли власть в 1501 году. Но на этом история происхождения азербайджанцев не кончается.

Веселиться как в последний раз

В Азербайджане, как и в любой восточной стране, с древних времен существует культ семьи. Именно поэтому свадебной церемонии и приготовлению к ней уделяется много внимания, чуть ли не вся жизнь. Девушки мечтают о роскошном мероприятии вместе со своими матерями. Друзья папы в заверении своей верности обещают стереть ноги в кровь в танце на свадьбе его сына. Молодёжь желает друг другу пышного торжества, а чаще чайханы на улицах городов можно встретить лишь «шадлыг сарайы» (Дворцы торжества).

Раньше за чаепитием родители договаривались о свадьбе своих детей. Сегодня этот обычай изжил себя, и нынешняя молодежь сама выбирает себе половинок. Но несмотря на это, ожидание одобрения родителей на брак сохранилось до наших дней. Поэтому свадьбе предшествует небольшое семейное застолье в доме будущей невесты, где сторона жениха сообщает о намерениях молодого человека, которое называется «хяри» («согласие»). Главный атрибут такого мероприятия — поданный в армуду сладкий чай, что и означает «хяри», то есть согласие на брак молодых.

Азербайджанская свадьба по классике

Само торжество не проходит в столь тесном семейном кругу, и азербайджанскую свадьбу на 150 человек можно считать «посиделкой с друзьями». Обычно в списках приглашенных от 300 до 1000 гостей. Если ты в числе приглашенных, тебе не придется ломать голову над тем, что подарить молодоженам. Подарки на свадьбу делаются в денежном эквиваленте: надписанный конверт с деньгами опускается в специальные ящики с табличками «бей» (жених) и «гялин» (невеста).

Звучит национальная музыка, на столах — блюда азербайджанской кухни, гости общаются, едят и, конечно же, танцуют как в последний раз. Обязательный кулинарный атрибут свадьбы — плов. Вынос плова («аш гяльсин») на азербайджанской свадьбе — это целый ритуал, который украшают национальным танцем только лучшие танцовщицы.

Если у тебя появилась возможность погулять на азербайджанской свадьбе, обязательно ею воспользуйся. Только попав на такое торжественное событие, ты наконец-то сможешь понять, что же означало загадочное «пир на весь мир» в русских сказках.

Замедляться в суете будней

Бакинцу очень сложно представить, каково это: жить в городе без моря. Каспий, безграничное небо над морем, шум волн в сочетании с криками чаек, «хазри» (холодный каспийский ветер) и его абсолютная противоположность – «гилавар» (теплый южный ветер) — то, что уже давно стало неотъемлемой частью Баку и его набережной.

Первые гуляющие на набережной появились аж в 1909 году. С тех пор бакинский бульвар стал, наверное, самым любимым местом не только столичных жителей, но и всех гостей Баку. Что бы ни происходило в самом городе, бульвар живет своей жизнью. День здесь начинается с тех, кто вышел на утреннюю пробежку, что абсолютно не зависит от времени года — бегущих на бульваре можно встретить в любую погоду — и заканчивается прогуливающимися парами и семьями. Летом такой променад может затянуться до 2-3 часов ночи.

Обязательно прогуляйся по бакинской набережной вечером.

Выдели в своём марш-броске по достопримечательностям один вечер, расслабься, забудь обо всём и получи удовольствие от неспешной прогулки у Каспия по бакинской набережной, которая достигла уже 15 км в длину. С перерывами в чайхане, естественно.

Не обойдётся здесь и без знаковых мест. По пути остановись около парашютной вышки, которая называется так неспроста: долгое время (начиная с 1936 года вплоть до 60-х) вышка использовалась по прямому назначению. Сейчас же она подскажет тебе точное время, температуру воздуха и силу ветра.

Маленькая Венеция. Фото: Екатерина Алексеева

Следующим местом, которое непременно вызовет восторг, станет Маленькая Венеция — наследие Алиша Лемберанского, одного из самых значимых людей в истории Бакинского приморского бульвара, да и Баку в целом. Каналы, гондолы и мостики — и твоя венецианская сказка может исполниться и на берегу Каспия. Прокатиться можно за 3 ₼ /≈ 115 руб. (для взрослых), 2 ₼ /≈ 80 руб. (для детей до 7 лет).

И, конечно же, колесо обозрения (цена: 5 ₼/≈ 190 руб.): 63 м над уровнем не только моря, но и всего Баку – получишь незабываемые впечатления, а время точно перестанет иметь всякое значение.

Как бы банально это ни прозвучало, но побывав хоть раз в Азербайджане, ты уже никогда не будешь прежним. Как и любое путешествие, эта поездка изменит тебя. Навряд ли ты станешь прибавлять частицу «да» и тянуть слова, активно жестикулировать руками и цокать на любой вопрос или ответ, но уж точно в тебе навсегда поселятся азербайджанская доброта, гостеприимство и умение наслаждаться моментом.

В других областях южного Дагестана

В историческом регионе Табасаран этнические азербайджанцы населяют левый берег реки Рубас. Рост и становление этнических азербайджанцев в этом регионе сильно зависели от процессов ассимиляции. В 1876 году многие табасаранцы уже переходили с табасаранского на азербайджанский в качестве своего первого языка.

Кроме того, в средние века население ряда деревень в Табасаране, а именно: Арабляр, Гимейди, Дарваг, Ерси и Кемах, состояло из этнических арабов, которые постепенно поглощались соседним населением, в основном азербайджанцами, такими как Йерси. Таты, в свою очередь, были ассимилированы азербайджанцами в последующие десятилетия. В настоящее время в селе Арабляр, являющемся частью Курахского района, проживают лезгины и азербайджанцы.

В настоящее время этнические азербайджанцы составляют большинство в деревнях Марага, Хили-Пенджик (включая поселение Екраг), Цанак, Арак, Ерси, Дарваг и Зил. Деревни Аркит и Хурвек, а также столица района Хучни являются смешанными азербайджанскими и табасаранскими. Азербайджанцы Цанака, Арака, Ерси и Хучни обычно говорят на двух языках на азербайджанском и табасаранском.

Нижний Катрух — единственная азербайджанская деревня в Рутульском районе. Азербайджанцы Нижнего Катруха считают себя потомками народов Ширвана.

Первая газета в Рутуле «Гизил Чобан», созданная в 1932 году, была напечатана на азербайджанском языке.

Культура и традиции азербайджанского народа

Такой колоритный народ, как азербайджанцы, не может не иметь собственной культуры – а она уходит своими корнями в историю. К культурному наследию можно отнести не только их народные традиции, но и многие ремесла – здесь издавна было развито ковроткачество, художественная обработка камня и кости, а также были широко известны золотые изделия, созданные народными златокузнецами.

Говоря о культуре азербайджанцев, нельзя не вспомнить о таких традициях, как праздники и народные ритуальные действа. Прежде всего, это свадебные обычаи. Во многом традиционная свадьба похожа на те свадебные обряды, которые практикуются у других кавказских этносов. Здесь распространено не только обычное, но и предварительное сватовство, в процессе которого стороны заключают начальное соглашение о будущем союзе.

Во многом свадьба у азербайджанцев напоминает классические обрядовые исламские правила. Лицо невесты здесь закрывается платком или тонким покрывалом, а свадебное застолье устраивается как в доме жениха, так и в доме невесты.

Не менее яркими бывают всегда и другие праздники у азербайджанцев. Здесь не обойтись без национальных костюмов, а также без песен и зажигательных танцев.

Фольклорная азербайджанская музыка – это всегда использование этнических музыкальных инструментов. А современные мотивы во многом до сих пор напоминают народные традиции, поэтому песни азербайджанцев отличаются особенной тональностью и во многом стилизовано под творчество ашугов.

Национальный колорит всегда прослеживается и в танцевальном искусстве. Если рассматривать народный танец азербайджанцев, то нельзя не отметить его своеобразную ритмичность. Они могут быть или откровенно ритмичными, или плавными.

Именно на четком соблюдении ритма строится и весь рисунок танца, его структура. Те танцы, которые имеют корни в старинных традициях, нередко носят названия характерных для Азербайджана растений или животных. Существует немало видео, на которых они зажигательно исполняют свои танцы.

Говоря о национальных костюмах азербайджанцев, нужно упомянуть их соотнесенность с культурно-географическим расположением самого региона. Мужчины носят кафтан-архалыг, а под него надевают нательную рубаху. Костюм мужчины подразумевает также и верхнюю одежду для холодов – ведь в предгорьях Кавказа в зимнее время может спасти только бурка или шуба из выделанных бараньих шкур.

Если посмотреть на фото азербайджанцев, то видно, что они нередко надевают черкеску с газырями.
Женский костюм не менее ярок и самобытен. Это верхнее и нижнее платья, а также обязательная чадра. Обязательным компонентом женской одежды всегда был пояс или кушак – такие пояса могли богато украшаться золотом и вышивкой, что могло многое сказать о статусе женщины.

Еще один обычай, касающийся внешнего вида женщин – это традиционное окрашивание волос и ногтей хной. Окрашивание хной также наследие влияния персидской культуры.

Азербайджанцы в России

Азербайджанцы в России

Всего:

Россия Россия 603 070 (перепись 2010), 621 840 (перепись 2002)

  • Дагестан Дагестан: 130 919 (2010 г.), 111 656 (2002 г.)
  • Москва Москва: 57 123 (2010 г.), 95 563 (2002 г.)
  • Тюменская область Тюменская область: 43 610 (2010 г.), 42 359 (2002 г.)
    • Ханты-Мансийский АО 26 037 (2010 г.), 25 088 (2002 г.)
    • Ямало-Ненецкий АО 9 291 (2010 г.), 8 353 (2002 г.)
    • Тюменская область без АО 8 282 (2010 г.), 8 918 (2002 г.)
  • Московская область Московская область: 19 061 (2010 г.), 14 651 (2002 г.)
  • Ростовская область Ростовская область: 17 961 (2010 г.), 16 498 (2002 г.)
  • Ставропольский край Ставропольский край: 17 800 (2010 г.), 15 069 (2002 г.)
  • Санкт-Петербург Санкт-Петербург: 17 717 (2010 г.), 16 613 (2002 г.)
  • Красноярский край Красноярский край: 16 341 (2010 г.), 19 447 (2002 г.)
  • Саратовская область Саратовская область: 14 868 (2010 г.), 16 417 (2002 г.)
  • Волгоградская область Волгоградская область: 14 398 (2010 г.), 14 257 (2002 г.)
  • Свердловская область Свердловская область: 14 215 (2010 г.), 15 171 (2002 г.)
  • Самарская область Самарская область: 14 093 (2010 г.), 15 046 (2002 г.)
  • Краснодарский край Краснодарский край: 10 165 (2010 г.), 11 944 (2002 г.)
  • Татарстан Татарстан: 9 527 (2010 г.), 9 987 (2002 г.)
  • Нижегородская область Нижегородская область: 8 494 (2010 г.), 8 309 (2002 г.)
  • Новосибирская область Новосибирская область: 8 008 (2010 г.), 7 366 (2002 г.)
  • Астраханская область Астраханская область: 7 828 (2010 г.), 8 215 (2002 г.)
  • Оренбургская область Оренбургская область: 7 421 (2010 г.), 8 802 (2002 г.)
  • Кемеровская область Кемеровская область: 6 057 (2010 г.), 7 250 (2002 г.)

Язык

азербайджанский, русский

Религия

Преимущественно мусульмане-шииты (Джафаритский мазхаб)

Входит в

Азербайджанский этнос

Родственные народы

Турки-месхетинцы

Половозрастная структура азербайджанского населения России. Заметно значительное преобладание мужчин, особенно мужчин активного возраста Эта статья о азербайджанцах в России. Для расширенного значения смотрите статью Азербайджанцы.

Азербайджанцы в России — одно из национальных меньшинств в Российской Федерации, проживающее в юго-восточной части Дагестана и коренной малочисленный народ этой республики.

По результатам Всероссийской переписи населения 2002 года, в России проживало 621 840 азербайджанцев; по результатам 2010 года 603 070 человек.

В других регионах России[править | править код]


Расселение азербайджанцев в ЮФО и СКФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Расселение азербайджанцев в ПФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Расселение азербайджанцев в УФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

В 1879 году в Астрахани азербайджанцев, известных местному населению как персы или шамахатские татары, насчитывалось около тысячи человек. Азербайджанский нефтяной промышленник, купец первой гильдии Шамси Асадуллаев, основатель по торговым вопросам Асадуллаева, построил нефтяную базу недалеко от Астрахани, в поселении, в настоящее время известном как Асадуллаево.

В 1905 году азербайджанские политические деятели были среди тех, кто создал первую исламскую партию России, Иттифак аль-Муслимин в Нижнем Новгороде. Алимардан Топчубашов, был избран его руководителем. Партия была официально зарегистрирована в 1908 году. На выборах в российский законодательный орган 1906 года в Государственной думе Российской империи было избрано шесть этнических азербайджанцев, еще шесть на выборах в феврале 1907 года и по одному на каждом из следующих выборов.

В течение десятилетий после Второй мировой войны азербайджанцы сыграли значительную роль в развитии российской экономики. Азербайджанский геолог Фарман Салманов, который обосновался в Москве, обнаружил богатые запасы нефти в Сибири, которые ранее считались маловероятным нефтеносным регионом. В 2019 году международный аэропорт Сургута, третий по загруженности в Западной Сибири, был назван в честь Салманова после онлайн-голосования.

В наше время азербайджанское население имеется практически во всех регионах России, при этом наиболее крупными, по официальным оценкам, являются азербайджанские общины в Дагестане, Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской, Московской, Ростовской, Саратовской, Свердловской и Самарской областях, Красноярском и Ставропольском крае и т. д.

Азербайджанцы создали несколько национально-культурных организаций, самой большой из которых является «Всероссийский Азербайджанский Конгресс» и «АзерРос», объединяющие региональные организации по всей России. В Москве азербайджанский язык и национальная культура изучаются в средней школе № 157. В Москве наибольшее число азербайджанцев проживают в районах Чертаново, Бирюлёво, Сабурово, Дегунино, Преображенское, Измайлово, Гольяново, Соколиная Гора, Вешняки.

По данным журнала Forbes на 2004 год, в число ста самых богатых людей России входили четыре азербайджанца.

Динамика численности азербайджанского населения в РСФСР и России
1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002
27 987 43 123 70 947 95 689 152 421 335 889 621 840

Откуда появилась азербайджанская нация: генетические исследования

Генетические исследования показывают, что северные азербайджанцы более тесно связаны с другими кавказскими народами, такими как грузины и армяне, нежели с иранцами или турками. Иранские азербайджанцы генетически более похожи на северных азербайджанцев и соседнее тюркское население, чем на географически отдаленные тюркские народы Средней Азии

Однако также немаловажно, что показатели среднеазиатской генетической примеси (в частности, гаплогруппа H12), особенно туркмен, у азербайджанцев все-таки выше, чем у их грузинских и армянских соседей. Ираноязычные популяции из Азербайджана (талыш и тац) генетически ближе к азербайджанцам, чем собственно к населению Ирана

Такие генетические данные подтверждают мнение о том, что эта нация происходит от коренного населения, проживающего в этом районе, которое приняло тюркский язык в процессе «элитарного доминирования». Ограниченное число тюркских иммигрантов имело существенное культурное воздействие, но оставило лишь незначительный патрилинейный генетический след.

История происхождения нации азербайджанцев довольно запутанная даже на генетическом уровне. Анализ МтДНК показывает, что персы, анатолийцы и кавказцы являются частью большой западной евразийской группы, которая вторична по сравнению с кавказской. Хотя генетический анализ мтДНК указывает на то, что кавказские популяции генетически ближе к европейцам, чем к жителям Ближнего Востока, результаты Y-хромосомы указывают на более тесную связь с ближневосточными группами.

Иранцы имеют относительно широкий диапазон гаплотипов Y-хромосомы. Население из центрального Ирана (Исфахан) показывает более близкое сходство в отношении распределения гаплогрупп между кавказцами и азербайджанцами, чем с населением Южного и Северного Ирана. Диапазон гаплогрупп по всему региону может отражать исторически сложившуюся генетическую примесь, возможно, в результате инвазивных мужских миграций.

Последнее сравнительное исследование (2013 год) о полном разнообразии митохондриальных ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии, нежели с другими иранцами, а также с армянами. Однако один и тот же многомерный масштабный график показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, сближаются с другими иранцами (например, персами и т. д.), чем собственно с иранскими азербайджанцами.

Торговаться по-азербайджански

В Азербайджане торг уже давно не подразумевает возможность сэкономить, скорее, эта та особенная восточная черта всего народа, которая передаётся с молоком матери.

Здесь попросить скидку можно абсолютно по разным поводам: потому что ты первый покупатель («сифтя» — первая выручка) или последний («ахшам базары», что дословно — «вечерний базар»); потому что ты местный или с того же региона, что и продавец, потому что… Да и вообще — нужно лишь желание устроить торг, причина всегда найдётся. Основное правило: торгуйся как в последний раз. Продавцы в большинстве случаев идут на уступки, которые порадуют не только тебя, но и твой кошелёк.

В искусстве торговаться азербайджанец, скорее всего, тебя обойдёт, но в обиде не оставит!

Попрактиковаться в новом умении можно на базарах — самых известных в Баку шесть. Поближе к центру — «Зелёный» (Yaşıl Bazarı), «Новый» (Təzə Bazarı), «Восточный» (Şərq Bazarı), «Насиминский» (Nasimi Bazarı). Однако, учитывая многолетний опыт, победа, скорее всего, будет за азербайджанецем, но и тебя как гостя он не обидит.

Помимо этого, на базарах ты сможешь прочувствовать весь национальный колорит, поболтать с продавцами (которые с радостью не только расскажут о своей жизни, но и угостят свежими фруктами), купить настоящий лянкоранский чай (выбирай чай по аромату и обязательно на развес), туршу-лаваш (кислую пастилу), наршараб (или же подобный соус-приправу из алычы или кизила), варенье любого вида, специи, сухофрукты и даже чёрную и красную икру. Кстати, обойдётся такое удовольствие не так уж и дорого: от 80 ₼ до 150 ₼ (≈ 3100-6000 руб.) в зависимости от вида.

Главное, отправляясь на базар (и не только туда, ведь торговаться можно и в сувенирных лавочках в Старом Городе), выучи заветную фразу «Бираз ашагы верин гётюряй!» («Если дешевле дашь — возьму»), не соглашайся сразу на предложенную цену и посмотри расценки у других продавцов.

Антропология об азербайджанцах

Одни из антропологических типов Азербайджана

Азербайджанцы — европеоиды средиземноморского и понтийского типов, почти тотальным преобладанием темных глаз и волос.

  • форма головы-длинная,
  • рост средний и выше среднего,
  • преобладает астеническое сложение и ускоренный обмен веществ.

Удлиненная голова у азербайджанцев, едва ли не главный отличительный признак, так как прочие кавказские народы широкоголовы. Это связывается с мнением о длинноголовости индоевропейцев Ирана, однако генетики отрицают их весомый вклад.

Словарь Брокгауза и Эфрона называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector