Ислам и другие религии в узбекистане
Содержание:
- 3.
- Происхождение и расселение узбеков
- Негативные факты есть, но есть и позитивные
- Демография
- Численность населения Ташкента
- Демография
- 9.
- Райхон Ганиева
- Они решают проблемы всем миром
- От «ежовщины» к возрождению национальных ценностей
- Климат
- Ислам в Узбекистане — Islam in Uzbekistan
- Население, образование, культура
- Гостеприимство и чаепитие
- Семья и отношение к женщинам
- Уровень жизни
- Страна солнца и гор
- Шахзода Матчанова
- 8.
- Происхождение и расселение узбеков
- Казахи
- Узбекские обычаи
3.
Они наливают гостям половину пиалы чая
Гостеприимство — непреложный закон для узбеков: они привыкли жить большими семьями, в окружении соседей, и общественное мнение для них очень важно. Поэтому гостя готовы принять в любое время и на столе всегда есть конфеты, орешки и другая мелочь
И конечно, никого не отпустят без чая. «Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?» — говорят в Узбекистане. Чем больше ценят гостя, тем меньше чая ему наливают, чтобы он чаще обращался к хозяевам за добавкой и дольше посидел. Поднося чай дорогому гостю, правую руку прикладывают к сердцу — в знак уважения. По этому поводу рассказывают анекдот: узбек такой жадный — мало того что полпиалушки чая наливает, так еще и за сердце держится!
Происхождение и расселение узбеков
Узбекистан находится на древней трассе Великого Шелкового пути, на перекрестке цивилизаций. Здесь появлялись и рассыпались империи, приходили и уходили захватчики, шли караваны. Плодородное и потому богатое междуречье Амударьи и Сырдарьи привлекало и гостей, и захватчиков.
Узбекская нация возникла на стыке оседлого земледельческого мира долин и оазисов и степного мира кочевых культур. Но даже к началу ХХ века о единой нации говорить было нельзя. На территории Узбекистана жили три группы племен:
- кочевники, потомки дашти-кипчакских узбеков;
- тюркские племена: чагатаи и огузы;
- сарты – оседлые тюркоязычные племена, родственные тюркизированным таджикам.
Из первых двух групп происходили правители этих территорий, а третья была, в нашем понимании, мещанами. Все они стали называться узбеками, по сути, после образования Узбекской ССР. Советский строй, стерев классовые различия, привел к появлению единой нации и самоосознания.
Негативные факты есть, но есть и позитивные
Как сказал Pravda.Ru кандидат исторических наук, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, негативные факты отношения к русскому языку в Узбекистане идут параллельно с позитивными.
Так, по словам эксперта, расширяется количество курсов и школ обучения русскому языку в рамках совместной программы с Министерством образования РФ. Алишер Усманов реализует большой проект по расширению преподавания русского под названием «Класс!».
Узбекистану необходим русский язык, потому что трудовые мигранты едут в Россию, наблюдается рост числа не русскоязычных узбекистанцев, желающих устроить своих детей в русские классы, численность учеников в них доходит до 35-40 человек в классе, сказал Pravda.Ru Андрей Грозин.
По словам эксперта, русский язык сохраняет позиции в столице и является действительно де-юре и де-факто языком межнационального общения.
Он уточнил, что на селе ситуация другая — там русским языком уже большинство молодого населения совсем не владеет.
Андрей Грозин «не рискнул» увидеть тенденцию «в стремлении сократить сферу применения русского языка» в Узбекистане, в отличие от Казахстана, где «она (тенденция) действительно широка и имеет значительные объективные и субъективные причины для сохранения».
А в Узбекистане проблема «мозаична», хотя бы потому, что процент русского населения в Узбекистане всего около 3%, подчеркнул Андрей Грозин.
Демография
Почти 90% населения — мусульмане. По оценке ЦРУ, 88%, в основном сунниты. Страна считается культурным и религиозным центром Центральноазиатского региона.
Согласно другой оценке, мусульмане составляют 87% населения, в то время как 9% населения исповедуют русское православное христианство , 4% — другие религиозные и нерелигиозные. Когда-то здесь присутствовало около 93 000 евреев .
Согласно отчету исследовательского центра Pew Research Center за 2009 год, 96,3% населения Узбекистана составляют мусульмане, около 54% считают себя неконфессиональными мусульманами , 18% — суннитами и 1% — шиитами . И около 11% говорят, что принадлежат к суфийскому ордену.
Численность населения Ташкента
На 1 января 2020 года в Ташкенте проживало 2 571,7 человек. Демография в столице значительно отличается от других регионов республики. Если в советский период количество жителей в Ташкенте росло гораздо быстрее, чем в других регионах, то в 2000-х годах сложилась обратная тенденция. Столица растет медленнее всех. Отличается и этнографический состав: более трети жителей столицы – представители национальных меньшинств.
Столица продолжает оставаться двуязычной. Если сельская местность полностью перешла на узбекский язык, то в Ташкенте по-русски разговаривают многие, а понимает большинство. По-русски говорят представители многих малых национальностей – украинцы и татары, корейцы и немцы и многие другие не среднеазиатские народы.
Демография
Плотность населения Узбекистана по муниципальным образованиям по оценке населения 2020 г.
Данные Книги фактов ЦРУ по странам мира (2017 год)
Население — 29 748 859 (Июль 2017 г.)
Общий коэффициент рождаемости — 16,9 на 1000 чел. ▼Общий коэффициент смертности — 5,3 на 1000 чел. ▲Суммарный коэффициент рождаемости — 1,78 детей на женщину ▼
Младенческая смертность — 18,6 на 1000 живых рождений ▼
Прирост населения — 0,93 % в год ▬
Ожидаемая продолжительность жизни — 73,8 лет. ▲
Возрастная структура:0 — 14 лет — 23,88 % ▼15 — 64 лет — 70,86 % ▲Старше 65 — 5,25 % ▲
Средний возраст общий — 28,6 года ▲Мужчины — 28 лет ▲Женщины — 29,2 лет ▲
Городское население — 36,6 % (2017 г.) ▲Коэффициент урбанизации — 1,62 % в год (2015—2020 гг.)
Рождаемость и смертность c 1950 года
Всё население | Рождения | Смертей | Естественный прирост | Рождаемость (на 1000 человек) | Смертность (на 1000 человек) | Естественный прирост (на 1000 человек) | СКР | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1950 | 6,314,000 | 192,188 | 54,612 | 137,576 | 30.4 | 8.6 | 21.8 | |
1951 | 6,511,000 | 207,302 | 49,275 | 158,027 | 31.8 | 7.6 | 24.3 | |
1952 | 6,704,000 | 223,452 | 55,068 | 168,384 | 33.3 | 8.2 | 25.1 | |
1953 | 6,909,000 | 219,832 | 60,855 | 158,977 | 31.8 | 8.8 | 23.0 | |
1954 | 7,085,000 | 237,470 | 58,345 | 179,125 | 33.5 | 8.2 | 25.3 | |
1955 | 7,256,000 | 248,545 | 59,370 | 189,175 | 34.3 | 8.2 | 26.1 | |
1956 | 7,466,000 | 267,187 | 46,210 | 220,977 | 35.8 | 6.2 | 29.6 | |
1957 | 7,720,000 | 276,668 | 47,568 | 229,100 | 35.8 | 6.2 | 29.7 | |
1958 | 7,979,000 | 300,646 | 48,433 | 252,213 | 37.7 | 6.1 | 31.6 | |
1959 | 8,252,000 | 305,082 | 50,254 | 254,828 | 37.0 | 6.1 | 30.9 | |
1960 | 8,558,000 | 340,618 | 51,758 | 288,860 | 39.8 | 6.0 | 33.8 | |
1961 | 8,895,000 | 339,952 | 53,591 | 286,361 | 38.2 | 6.0 | 32.2 | |
1962 | 9,237,000 | 341,352 | 56,178 | 285,174 | 37.0 | 6.1 | 30.9 | |
1963 | 9,574,000 | 342,659 | 54,502 | 288,157 | 35.8 | 5.7 | 30.1 | |
1964 | 9,905,000 | 346,847 | 53,315 | 293,532 | 35.0 | 5.4 | 29.6 | |
1965 | 10,233,000 | 355,135 | 60,056 | 295,079 | 34.7 | 5.9 | 28.8 | |
1966 | 10,557,000 | 360,336 | 60,115 | 300,221 | 34.1 | 5.7 | 28.4 | |
1967 | 10,886,000 | 359,623 | 64,627 | 294,996 | 33.0 | 5.9 | 27.1 | |
1968 | 11,259,000 | 385,687 | 64,762 | 320,925 | 34.3 | 5.8 | 28.5 | |
1969 | 11,625,000 | 380,729 | 69,147 | 311,582 | 32.8 | 6.0 | 26.8 | |
1970 | 11,973,000 | 401,613 | 66,189 | 335,424 | 33.6 | 5.5 | 28.1 | |
1971 | 12,354,000 | 425,646 | 67,162 | 358,484 | 34.4 | 5.4 | 29.0 | |
1972 | 12,756,000 | 421,458 | 77,942 | 343,516 | 33.0 | 6.1 | 26.9 | |
1973 | 13,155,000 | 441,237 | 83,170 | 358,067 | 33.5 | 6.3 | 27.2 | |
1974 | 13,569,000 | 462,062 | 86,864 | 375,198 | 34.1 | 6.4 | 27.7 | |
1975 | 13,981,000 | 478,604 | 100,213 | 378,391 | 34.2 | 7.2 | 27.0 | |
1976 | 14,389,000 | 503,514 | 101,544 | 401,970 | 35.0 | 7.1 | 27.9 | |
1977 | 14,786,000 | 493,329 | 104,297 | 389,032 | 33.4 | 7.1 | 26.3 | |
1978 | 15,184,000 | 514,030 | 105,204 | 408,826 | 33.9 | 6.9 | 27.0 | |
1979 | 15,578,000 | 535,928 | 109,459 | 426,469 | 34.4 | 7.0 | 27.4 | |
1980 | 15,952,000 | 540,047 | 118,886 | 421,161 | 33.9 | 7.5 | 26.4 | |
1981 | 16,376,000 | 572,197 | 117,793 | 454,404 | 34.9 | 7.2 | 27.7 | |
1982 | 16,813,000 | 589,283 | 124,137 | 465,146 | 35.0 | 7.4 | 27.7 | |
1983 | 17,261,000 | 609,400 | 128,779 | 480,621 | 35.3 | 7.5 | 27.8 | |
1984 | 17,716,000 | 641,398 | 132,042 | 509,356 | 36.2 | 7.5 | 28.8 | |
1985 | 18,174,000 | 679,057 | 131,686 | 547,371 | 37.4 | 7.2 | 30.1 | |
1986 | 18,634,000 | 708,658 | 132,213 | 576,445 | 38.0 | 7.1 | 30.9 | |
1987 | 19,095,000 | 714,454 | 133,781 | 580,673 | 37.4 | 7.0 | 30.4 | |
1988 | 19,561,000 | 694,144 | 134,688 | 559,456 | 35.5 | 6.9 | 28.6 | |
1989 | 20,108,000 | 668,807 | 126,862 | 541,945 | 33.3 | 6.3 | 27.0 | |
1990 | 20,465,000 | 691,636 | 124,553 | 567,083 | 33.8 | 6.1 | 27.7 | 4.20 |
1991 | 20,857,000 | 723,420 | 130,294 | 593,126 | 34.7 | 6.2 | 28.4 | |
1992 | 21,354,000 | 680,459 | 140,092 | 540,367 | 31.9 | 6.6 | 25.3 | |
1993 | 21,847,000 | 692,324 | 145,294 | 547,030 | 31.7 | 6.7 | 25.0 | |
1994 | 22,277,000 | 657,725 | 148,423 | 509,302 | 29.5 | 6.7 | 22.9 | |
1995 | 22,684,000 | 677,999 | 145,439 | 532,560 | 29.9 | 6.4 | 23.5 | 3.60 |
1996 | 23,128,000 | 634,842 | 144,829 | 490,013 | 27.4 | 6.3 | 21.2 | |
1997 | 23,560,000 | 602,694 | 137,331 | 465,363 | 25.6 | 5.8 | 19.8 | |
1998 | 23,954,000 | 553,745 | 140,526 | 413,219 | 23.1 | 5.9 | 17.3 | |
1999 | 24,312,000 | 544,788 | 130,529 | 414,259 | 22.4 | 5.4 | 17.0 | |
2000 | 24,650,000 | 527,580 | 135,598 | 391,982 | 21.4 | 5.5 | 15.9 | 2.59 |
2001 | 24,965,000 | 512,950 | 132,542 | 380,408 | 20.5 | 5.3 | 15.2 | |
2002 | 25,272,000 | 532,511 | 137,028 | 395,483 | 21.1 | 5.4 | 15.6 | |
2003 | 25,568,000 | 508,457 | 135,933 | 372,524 | 19.9 | 5.3 | 14.6 | |
2004 | 25,864,000 | 540,381 | 130,357 | 410,024 | 20.9 | 5.0 | 15.9 | |
2005 | 26,167,000 | 533,530 | 140,585 | 392,945 | 20.4 | 5.4 | 15.0 | 2.36 |
2006 | 26,488,000 | 555,946 | 139,622 | 416,324 | 21.0 | 5.3 | 15.7 | |
2007 | 26,868,000 | 608,917 | 137,430 | 471,487 | 22.7 | 5.1 | 17.5 | |
2008 | 27,303,000 | 646,096 | 138,792 | 507,304 | 23.7 | 5.1 | 18.6 | |
2009 | 27,767,000 | 649,727 | 130,659 | 519,068 | 23.4 | 4.7 | 18.7 | |
2010 | 28,562,000 | 634,810 | 138,411 | 496,399 | 22.2 | 4.8 | 17.4 | 2.34 |
2011 | 29,339,000 | 626,881 | 144,585 | 482,296 | 21.4 | 4.9 | 16.4 | 2.24 |
2012 | 29,774,000 | 625,106 | 145,988 | 479,118 | 21.0 | 4.9 | 16.1 | 2.19 |
2013 | 30,243,000 | 679,519 | 145,672 | 533,847 | 22.5 | 4.8 | 17.7 | 2.35 |
2014 | 30,759,000 | 718,036 | 149,761 | 568,998 | 23.3 | 4.9 | 18.4 | 2.46 |
2015 | 31,576,000 | 734,141 | 152,035 | 582,106 | 23.5 | 4.9 | 18.6 | |
2016 | 32,121,000 | 726,170 | 154,791 | 571,379 | 22.8 | 4.8 | 18.0 | 2.46 |
2017 | 32,653,000 | 715,519 | 160,723 | 554,796 | 22.1 | 5.0 | 17.1 | |
2018 | 33,254,000 | 768,520 | 154,913 | 613,607 | 23.3 | 4.7 | 18.6 | |
2019 | 33,905,000 | 815,939 | 154,959 | 660,980 | 24.5 | 4.7 | 19.8 |
9.
Они платят калым за невесту
Перед свадьбой семьи договариваются о том, какой вклад молодые вносят в будущую семейную жизнь. Например, если жених покупает квартиру, невеста — всю обстановку. Оговаривается также размер приданого и калыма — во многих областях до сих пор платят выкуп за невесту. Сумма калыма варьируется от $30 до $5000 в разных регионах.
Выгоднее всего выходить замуж в Хорезме: здесь большую часть свадебных расходов оплачивает жених, он же платит большой калым, и, если мужчина из богатой семьи, к деньгам могут добавить, например, верблюда. В последнее время особенно ценятся девушки с высшим образованием (лучше медицинским или педагогическим) — в этом случае сумма калыма может вырасти в несколько раз. А вот в Ташкенте расходы ложатся на плечи родителей невесты — они должны дать ей солидное приданое, чтобы удачно выдать замуж.
Райхон Ганиева
Райхон Ганиева — одна из самых ярких и блистательных певиц и актрис Узбекистана. Имея многомиллионную армию поклонников, она неоднократно признавалась лучшей певицей года. Райхон росла очень талантливой девочкой и даже окончила школу для одаренных детей по классу фортепиано.
Талант девушки проявился еще в раннем детстве. С малых лет она начала выступать на ведущих сценах страны.
Кроме выступлений и написания песен, Райхон снимается в кино, в основном в музыкальных фильмах.
Поет Райхон на узбекском, русском и английском языках. А ее сольные шоу, которые она проводит каждый год, отличаются грандиозными постановками, изумительными танцами и дорогими декорациями. А спеть дуэтом с Райхон мечтает каждый певец или певица Узбекистана.
12
Они решают проблемы всем миром
Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале — махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе. Если во многих мусульманских странах махалля — это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти. Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление. Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!
От «ежовщины» к возрождению национальных ценностей
И все же это был не самый светлый период в жизни Узбекистана. Сталинские репрессии, охватившие страну в конце 20-х и продолжавшиеся вплоть до смерти вождя, коснулись каждого региона. По оценкам историков, в наиболее тяжелые годы так называемой «ежовщины» в Узбекистане было репрессировано более 130 тысяч человек, большинство из них расстреляны.
После смерти Сталина Ниязов довольно быстро утратил власть, и его место занял Нуритдин Мухитдинов. Он придерживался совсем другого курса. Так, именно Мухитдинов убедил ЦК разрешить уроженцам Кавказа, которых в 40-х годах насильно переселили в Узбекскую ССР, вернуться домой. Благодаря ему сотни балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев смогли вновь увидеть родные края. Для оказания помощи переселенцам Мухитдинов учредил специальные комиссии. Также в годы его правления были реабилитированы около 40 тысяч невинно осужденных – жертв сталинского террора. Многие из них, к сожалению, посмертно.
Еще одним светлым периодом, который многие узбекистанцы вспоминают с теплой ностальгией, несомненно, было правление Шарафа Рашидова. Он руководил республикой с 1959 по 1983 год и очень много сделал для ее развития. При нем невероятных успехов достигла авиационная промышленность. Это можно проследить хотя бы на примере Ташкентского механического завода (ныне Ташкентского авиационного производственного объединения имени В.П. Чкалова), который при Рашидове вошел в пятерку крупнейших авиационных предприятий мира. С его конвейера сходило более 60 самолетов в год. Отличные показатели демонстрировал и Ташкентский тракторный завод, выпускавший свыше 21 тысячи тракторов, и «Ташсельмаш», производивший более 10 тысяч хлопкоуборочных комбайнов ежегодно.
Именно Рашидов инициировал строительство ведущих тепловых и гидроэлектростанций в Узбекистане, а также серьезно взялся за добычу золота. В период его руководства страной было освоено месторождение Мурунтау – одно из крупнейших в мире. Добыча золота там началась в 1969 году, и уже тогда в год добывалось до 100 тонн драгоценного металла. Для разработки этого месторождения был вырыт самый большой на планете золотодобывающий карьер – его длина составила 3,5 километра, а глубина – 600 метров.
Вдобавок к технологическому и экономическому прогрессу в стране заметно вырос уровень культуры. Особенно преобразился Ташкент: при Рашидове столицу фактически отстроили заново. В городе появились новые парки, театры, музеи, памятники и прочие культурные объекты. А в 1977 году здесь открылось первое во всей Центральной Азии метро.
Климат
Климат резко континентальный. Примерно 80% территорий занимают равнины, остальное – горы. Пустыня Кызылкум находится в центре, Аралкум и Устюрг на северо-западе страны.
Осадки в Узбекистане выпадают неравномерно. Их большая часть приходится на горную местность, меньшая – на степи.
Лето в Узбекистане жаркое, начинается с мая и длится до середины октября. Средняя температура около +32°С. Иногда бывают пылевые бури.
Осень берет начало с октября и длится до декабря. Иногда идут дожди. Температура воздуха от+5 до +20°С.В конце осени температура опускается до нуля градусов.
-5°С до +10°С. Выпавший снег может перейти в дождь, либо тает в течение нескольких дней.
Весна начинается в феврале, заканчивается в мае. Воздух прогревается до +20°С, бывает сильный ветер, часто идут дожди. Бывают заморозки.
Ислам в Узбекистане — Islam in Uzbekistan
Ислам — доминирующая религия в Узбекистане . Исламские обычаи были широко приняты правящей элитой, и они начали покровительство ученых и завоевателей, таких как Мухаммад аль-Бухари , Ат-Тирмизи , Исмаил Самани , аль-Бируни , Авиценна , Тамерлан , Улугбег и Бабур . Несмотря на свое преобладание и историю, практика ислама была далека от монолитности с момента создания Узбекской Советской Социалистической Республики . Многие версии веры исповедуются в сегодняшней Республике Узбекистан. Большинство из них отходят от традиционных исламских традиций и законов и практикуют гораздо более расслабленный подход. Сильно авторитарное толкование Корана , включая законы шариата , которое наблюдается в некоторых частях Ближнего Востока , в Узбекистане почти неслыханно. Существуют также традиции зороастрийской эпохи, которые все еще практикуются до появления ислама в стране.
Население, образование, культура
Многие путешественники интересуются, сколько людей проживает в Узбекистане. По данным 2020 года, население составляет 32,39 млн человек. Эта страна отличается многонациональным составом. Хотя около 82% населения составляют узбеки по национальности, здесь также постоянно проживают таджики и прочие народы Азии. Государственным языком признан узбекский. Однако около 80% населения в той или иной степени владеют русским. Многие узбекистанцы имеют высшее образование.
Средний возраст граждан этой страны составляет 26 лет. Продолжительность жизни находится на отметке в 72,5 года. В 2020 году ожидается положительный естественный прирост населения.
Преобладающая часть граждан этой страны исповедует ислам. Также здесь встречаются христиане, сунниты и приверженцы прочих религиозных течений. Всех их в Узбекистане можно отнести к религиозным меньшинствам.
Традиции этой страны многогранны и самобытны. В основе многих из них лежат древние культы предков. Современные традиции связаны с гостеприимством, коллективизмом и почитанием старших. В Узбекистане всегда пышно отмечаются праздники, которые основаны на семейных ценностях ‒ это свадьбы, а также моменты, когда рождается ребенок. Многие традиции подразумевают проведение обрядов, в которых должна быть задействована вся семья.
Что касается национальной кухни этой страны, то она основана на узбекской культуре. Основными блюдами считаются плов и выпечка. Многие местные жители отдают предпочтение яствам, сделанным на основе овощей и риса.
Каждому туристу, который посещает эту страну, стоит познакомиться с ее великолепными памятниками культуры. Узбекистан имеет богатое архитектурное наследие: здесь можно встретить как творения эпохи Средних веков, так и дворцы конца XIX века. Например, каждый, кто посещает старинный город Самарканд, может увидеть мавзолеи Гур-Эмир, Биби-Ханым, а также мемориальный комплекс Шахи Зинда.
https://youtube.com/watch?v=I__Rpr-IuYQ
Гостеприимство и чаепитие
Хотя сами узбеки одеваются довольно грустно – черный цвет и оттенки серого, но они очень жизнерадостные и любят шутить. Гостеприимны, рады поделиться всем, что у них есть. Дастархан должен быть заполнен так, чтобы не осталось свободного места. Здесь присутствую фрукты, ягоды, овощи (особенно дыни и арбузы), лепешки, холодные закуски, а уж о сладостях говорить не приходится.
Издавна путешественника, проходящего мимо, полагалось пригласить в дом, угостить хлебом и чаем. Тот, кто принимает гостей, должен быть приветливым и доброжелательным, уметь искусно подать блюда, проявлять равное уважение ко всем гостям. До сих пор жив обычай потчевать друзей и соседей первыми плодами из своего сада и огорода.
У японцев и китайцев свой ритуал принятия чайного напитка, узбеки тоже трепетно относятся к этому, начиная и заканчивая чаем принятие пищи. Наиболее популярен зеленый чай, черный пьют в Ташкенте. Употребляют без сахара, но добавляют определенные травы и специи. Хозяева вначале накрывают стол, украсив его разными сладостями и фруктами. Затем расставляют пиалы, приносят чайник со свежезаваренным чаем. Хозяин наливает немного напитка в пиалу, потом возвращает его в чайник – и так 3 раза. Наконец заполняет емкость наполовину и подает гостю. Непосвященному человеку кажется, что выполняется какой-то обряд, но на самом деле все гораздо прозаичнее. Сухие листья чая после заливки кипятком слишком медленно отдают свой аромат, а переливание помогает перемешать их равномерно, ускоряет процесс.
Недоливают напиток для того, чтобы гость не обжегся, но главное – чтобы позже попросил добавить еще, что с удовольствием сделают, так как традиции узбекского народа требую уважительного отношения к путешественнику и заботы о нем. Принося чай дорогому гостю, они прикладывают правую руку к сердцу – в знак уважения. Шутка: узбек такой жадный – он не только наливает половину чая, но и цепляется за свое сердце!
Чайхона (чайхана) – такой же непоколебимый элемент местных традиций, как и чай. Социальная жизнь сосредоточена на мечетях, базаре и чайных. В чайхоне, спрятавшись от палящего солнца, люди беседуют, отдыхают, делятся новостями и обедают. Кроме чая можно заказать поесть, а также вино или пиво. Узбекистан – мусульманская страна, где алкоголь разрешен законом.
Семья и отношение к женщинам
Узбекские семьи отличаются гостеприимством и дружелюбием. Главные семейные ценности:
- брак;
- уважение и проявление ответственности за родителей;
- правильное воспитание детей;
- взаимоуважение супругов.
В стране есть традиция: жених и невеста часто даже не знают друг друга до свадьбы, потому что договор о женитьбе заключают родители, когда дети только рождаются. Узбекские помолвки и свадьбы проходят пышно и весело. А какой праздник устраивает отец в честь только что родившегося ребенка!
Права и положение женщин
До обретения независимости в Узбекистане сильно ущемлялись права женского пола. Женщин ставили ниже мужчин, не проявляли к ним должного уважения ни в обществе, ни в семье. Но ситуация изменилась. Теперь узбекские женщины свободно могут реализовывать себя в любой сфере общества.
Увеличилось их значение и в семейных отношениях. В узбекских семьях традиционно властвуют мужчины, но к женам проявляется должное уважение и понимание. Женщина – хранительница очага: воспитывает детей, создает уют и комфорт в доме.
Однако одна традиция еще сохраняется в далеких поселениях: женщины и мужчины принимают пищу за разными обеденными столами.
Уровень жизни
Узбекистан находится на шестьдесят седьмом месте в мире из 217 по уровню жизни. Показатель сравнивается с планкой доходов населения. Чем сегодня дышат обычные жители в Узбекистане? Средняя заработанная плата работающих в столице примерно двести долларов. Это намного ниже по сравнению со странами, имеющими процветающую экономику. Поездка в общественном транспорте стоит два-три доллара, а сутки лечения в стационаре обойдутся примерно в пятнадцать долларов. Но у граждан есть возможность и бесплатного лечения.
Цены на продукты постепенно повышаются. Приемлемые цены на продукты в супермаркетах крупных городов. Намного дешевле можно отовариться на базаре. Здесь богатый выбор и цены пониже. Можно поторговаться, получив скидки в пределах 15-20%. Вот как живут в Узбекистане.
Страна солнца и гор
Далёкие предки узбеков вели преимущественно кочевой образ и занимались скотоводством. Причина тому — особенности местного климата и географического расположения узбекских территорий.
В Узбекистане не так много источников воды, а воздействие на погоду оказывает крайне далёкое расположение моря. Как говорят, страна “вдвойне” не имеет выхода к морю. Как так? Всё просто: чтобы попасть к морю, исходя от границ земли узбеков, следует пересечь как минимум две страны.
Узбеки Хивы, Северо-Западный Узбекистан
Но если с морем в Узбекистане не сложилось, то с солнцем всё прекрасно. Оно светит здесь 300 дней в году, причём дни, когда показатели термометра доходят до +0 градусов, редкостью не являются.
Туристам, которые тяжело переносят жару, рекомендуют приезжать весной или осенью. Последний вариант предпочтительнее, поскольку созревают знаменитые мирзачульские дыни, которых можно отведать в Узбекистане. Ещё одна особенность страны — её пятую часть занимают горные массивы.
Торговцы в Ташкенте, Узбекистан
Шахзода Матчанова
Шахзода никогда не помышляла о кино и попала она на телеэкраны случайно. В силу своей застенчивости девушка побаивалась сцены еще со школьной поры.
Как и у многих актрис, у симпатичной девушки совсем неартистическое образование. Шахзода изучала в университете мировую экономику и дипломатию, и совсем не мечтала быть актрисой.
В один из самых обычных осенних дней ее увидел режиссер «Узбекфильма» и пригласил на пробы.
Ее красоту заметили режиссеры «Узбекфильма», но первые кастинги красавица провалила. И только в 2007 году в архивах киностудии режиссер Зебо Наврузова увидела ее фото и пригласила в свой фильм «Апрель-Май».
Так началась успешная карьера симпатичной актрисы Шахзоды Матчановой.
Самые красивые актрисы в истории кинематографа.
9
8.
Они еще недавно были многоженцами
Узбекская свадьба — грандиозное событие. Просто регистрация — нонсенс для узбеков: а что скажут друзья, соседи, родные? Пригласить на праздник нужно как можно больше гостей, и ради пышного мероприятия даже влезают в долги. Регистрация в загсе сочетается с религиозным обрядом — никохом, без этого вместе жить нельзя. А наоборот еще совсем недавно было можно, чем и пользовались мужчины: проводили никох для второй жены и обзаводились второй семьей. Недавно эту практику запретили, и сейчас разрабатывается закон об уголовной ответственности имамов, проводящих никох для мужчин, уже имеющих одну жену.
Происхождение и расселение узбеков
Слово «узбек» уходит корнями в древность. Этимология имени, которое раньше было собственным – истый князь. Только в XIV веке узбеками стали называть целый народ, появившийся в годы правления Узбек-хана. Хан стал во главе Золотой орды и активно распространял мусульманство среди племен, находящихся в его подчинении. Предками современных узбеков были восточные иранцы, саки, тюркоязычные племена, хорезмийцы и другие народы.
Однако в XIV веке узбекские племена распались, тогда представителями народности были немногочисленные слои, верные своему происхождению. И только в середине XVI века потомок Узбек-хана сумел завоевать земли среднеазиатских ханств и восстановить узбекскую народность.
Эта нация является смешением тюркской и монгольской народностей.
Узбекский народ совмещает в себе помимо узбекских корней корни таджиков и сартров.
Формирование народа началось в Среднеазиатском междуречье. В дальнейшем процесс расселения и формирования народа наблюдался в Ферганской, Зеравшанской, Сурхан-Дарьинской областях. Именно здесь и рассредоточена узбекская народность.
Казахи
— в Алматы много людей с эпатажной внешностью и хипстеров, в Бишкеке и Ташкенте это редкость
— казахи решают проблемы с помощью фразы«Қазақпыз ғой» — это официальный пропуск, им пользуются везде
— у настоящего казаха в квартире может быть ремонт в стиле «лофт», но на полу будут разложены традиционные казахские корпешки
— на Наурыз казахи готовят Наурыз коже
— когда казах жалуется на головную боль, то другой казах обязательно спросит: «Ты пил сегодня чай?». Если оказывается, что не пил, то нужно срочно это сделать, чтобы почувствовать себя лучше
— казахский чай заваривается на горячей плите. Чайник чая почти доводится до кипения и смешивается с горячей водой. Перед самим чаем в пиалу наливают молоко, после этого — чай и вода
— летом казахи отдыхают в Боровом или на озере Балхаш.
Узбекские обычаи
Городские узбеки — вполне себе нормальные люди. Они в большинстве своём знают
русский язык, вежливы и образованы.Однако в Россию едут не
представители узбекской интеллигенции, а жители мелких городков и сельской
местности, обладающие совершенно иным менталитетом и соблюдающие свои
патриархальные традиции.
Примечательно, что даже в XXI веке сельские узбеки
сохранили обычай, согласно которому спутника(цу) жизни одинокому чаду находят
родители, личные предпочтения строго второстепенны. И, поскольку один из
негласных законов у узбеков — подчиняться и чтить родителей, сынок или дочка
вынуждены безропотно соглашаться.
За невест в большинстве регионов Узбекистана до сих пор платят калым. По местным
понятиям это компенсация семье девушки за её воспитание и за потерю рабочих рук.
Часто деньги, которые семья жениха передает семье девушки во время свадьбы,
обеспечивают жизнь младших братьев и сестер невесты. если же за долголетнее
махание в России метлой скопить на калым не удалось, невесту просто воруют.
Милиция Узбекистана занимается возвратом невесты лишь в том случае, если
родители хорошо заплатят. Но крадут узбеки невест и в других странах. Так, в
Ошской области Киргизии, где живёт много узбеков, недавно прошла
широкомасштабная акция против практики кражи невест. Активисты тогда выступили с
информацией, что ежегодно в Кыргызстане свыше десяти тысяч девушек вынуждено
вступают в брак, половина таких браков впоследствии распадается, были случаи
суицида похищенных девушек. В результате кража невест в Киргизии теперь
приравнена к похищению человека, и за это преступление предусматривается
наказание в виде лишения свободы сроком от 5 до 10 лет. Часто за кражу невесты
выдают случаи обыкновенного изнасилования, а иногда за возврат невесты домой
женихи требуют выкуп.