Колокольня святого марка в венеции
Содержание:
Собор Святого Марка в Венеции
Площадь Сан-Марко (Piazza San Marco) в Венеции – одно из самых посещаемых мест планеты. Здесь проходят знаменитые венецианские карнавалы и выступления театра дель арте, и здесь же расположены самые дорогие кафе и рестораны города-острова.
Собор Святого Марка в Венеции
Как правило, каждый путешественник мечтает сфотографироваться на площади с голубями, клюющими корм с руки. Правда, в 2008-м году мэр Венеции принял постановление, запрещающее кормить птиц. Полиции же предписано штрафовать нарушителей.
Собор Святого Марка в Венеции
Основные достопримечательности Сан-Марко — собор Святого Марка (Basilica di San Marco), Дворец Дожей (Palazzo Ducale) и Национальная библиотека св. Марка (Marciana).
Собор Святого Марка в Венеции
Собор Святого Марка — редкой красоты здание, в котором видно влияние нескольких архитектурных стилей — греческого, романского, византийского и готики. Его строительство велось несколько веков.
Собор Святого Марка в Венеции
Первая базилика, в которую были привезены мощи Св. Марка, покровителя города, начала строиться в 829-м году во времена дожа Джустиниано Партечипацио (Giustiniano Partecipazio), после того, как венецианские купцы привезли останки святого из Александрии. Спустя 150 лет базилика была разрушена в результате пожара.
Собор Святого Марка в Венеции
Строительство нынешнего здания собора началось в 1063-м году по решению дожа Доменико Контарини (Domenico I Contarini). Следом городом управлял дож Доменико Сельво (Domenico Selvo) и при нем стали создаваться мозаики собора.
Собор Святого Марка в Венеции
Пятиглавая базилика была построена в виде креста по образу константинопольского храма апостолов.
Собор Святого Марка в Венеции, пятиглавая базилика
В последующие столетия собор расширялся — были пристроены баптистерий и несколько капелл, в храме появлялись новые мозаичные произведения, картины, иконостас и скульптуры. Фасады облицевали светло-розовыми мраморными плитами. Должность главного архитектора собора в разные годы занимали Якопо Сансовино (Jacopo Sansovino) и Бальдассар Лонгена (Baldassarre Longhena).
Собор Святого Марка в Венеции
То, как выглядел собор после окончания внешней отделки, можно увидеть на картине Джентиле Беллини (Gentile Bellini) под названием «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко», которая была написана в 1493 г.
«Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко»
Виды на площадь и собор Сан Марко запечатлели многие художники, в их числе Каналетто: “Piazza San Marco with the Basilica” (1730), Франческо Гварди: «Дож Альвизе Мочениго предстает перед народом в соборе Святого Марка» (1763), Джеймс Уистлер: «Ноктюрн в синем и золотом. Собор Святого Марка в Венеции» (1879-80), Огюст Ренуар: «Площадь Сан Марко» (1881), Валентин Серов: «Площадь Святого Марка в Венеции» (1887) и многие другие мастера.
Собор Святого Марка в Венеции
Среди украшений собора — множество древних реликвий, вывезенных в Венецию крестоносцами после падения Константинополя. В их числе многочисленные иконы, Золотой алтарь, а также позолоченная бронзовая Квадрига. Конная скульптурная группа некогда украшала константинопольский ипподром. Согласно преданию, ее создал скульптор Лисипп (Lysippos) в IV веке до н.э.
Собор Святого Марка в Венеции
Квадрига заняла свое место на лоджии Сан-Марко в середине XIII века. Она поражала современников мастерством своего исполнения. В 1364 году Петрарка записал свои впечатления: «…красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание…».
Собор Святого Марка в Венеции
Когда Наполеон захватил Венецию в 1797-м году, квадрига была перевезена в Париж и водружена на арку, что на площади Каррузель (Place du Carrousel).
Только после падения наполеоновской империи скульптура была возвращена на свое место.
Однако уже в наше время, в 70-е годы XX века, когда велась реставрация собора, было решено установить на галерею копию, а сама квадрига сейчас находится в Музее Сан-Марко.
Собор Святого Марка в Венеции
Базилика св. Марка — действующий храм, сюда приходят христиане поклониться святыням, а также многие туристы, чтобы полюбоваться на произведения мастеров прошлого.
Собор Святого Марка в Венеции
- Получить дополнительную информацию и купить билеты на скоростные поезда до Венеции можно у генерального представителя RailEurope в России – компании TSAR Voyages/«Царь Вуаяж».
-
TSAR Voyages/«Царь Вуаяж»
Тел.: (495) 649-66-24
Менеджер: Наталья Лесько - E-mail: nl@tsarvoyages.com
Сайт: www.tsarvoyages.com
Особенности строения
Собор Святого Марка – это массивное сооружение, выполненное в форме равностороннего креста. Его ширина составляет 76 метров, длина 62 метра. Высота главного купола храма 43 метра. Длина фасада здания составляет 52 метра.
Венецианские кони
У собора 5 входов, каждый из которых имеет вид портала с колоннами в 2 яруса. Центральный вход самый большой по сравнению с остальными. Все порталы украшены красивой мозаикой. Над главным входом расположена скульптурная композиция в виде 4 коней, отлитых из бронзы. Они были изготовлены мастерами с греческого острова Хиос.
В 1204 году венецианцы привезли их из Константинополя. Во время своей Итальянской кампании 1796-1797 годов генерал Бонапарт отправил коней в Париж, где они украсили Триумфальную арку на площади Карузель. Позже статуи коней скрывались в Риме, а сегодня над аркой центрального входа в собор установлена их копия, оригиналы, чтобы защитить их от агрессивного воздействия окружающей среды, было решено хранить в музее собора.
Над зданием собора высятся 5 куполов. Один из них центральный, а 4 остальных распределены по одному над каждой ветвью креста.
Внутреннее убранство храма
В верхней части собор украшен мозаичными узорами из бронзы, золота и различных камней. Стены храма оформлены позолоченной мозаикой на площади свыше 8000 м2. Мозаики расположены в определенном порядке и начинают повествовать о бытии Христа, апостолов и завершаются ликами всех городских покровителей. Иконы храма сделаны в виде мозаики и включают в себя множество эпизодов из жизни святого Марка.
Пройдя через основной вход, туристы окажутся в атриуме, стены которого отделаны мозаикой с событиями, описанными в Ветхом Завете. В центре атриума есть вмонтированная в пол красная плита. В этом месте произошло историческое рандеву и примирение немецкого правителя Фридриха Барбароссы и римского Папы Александра III. В атриуме расположена гробница Фелиситы Микиель, красиво отделанная мрамором.
В центральной части собора находится главный алтарь. Его высота составляет 2,5 метра, а длина 3,3 метра. Главный алтарь высекли из зеленого мрамора. Он поддерживается 4 столпами. Каждый столп украшен рельефами из жизни девы Марии и Иисуса Христа. На алтаре запечатлены моменты из жизни Святого Марка и события, описанные в Новом Завете. С 1811 года под престолом главного алтаря хранятся останки святого Марка. В месте, где установлен соборный алтарь, хранится «золотой алтарь», напоминающий большой куб из золота, который украсили искусно отделанными драгоценными камнями, число которых доходит до 1900 экземпляров и включает в себя 80 миниатюрных икон, обрамленных золотом.
Справа от алтаря можно увидеть вход в соборную сокровищницу. Она состоит из зала с сокровищами и зала с реликвиями. В зале с сокровищами располагается большая коллекция различных предметов искусства античного периода и времен Средневековья. Больше всего в зале представлены предметы византийского искусства. В зале с реликвиями находится целый ряд ларцов и рак, в которых хранятся мощи усопших святых и праведников.
Удивительно красив и пол собора, образующий переплетающиеся круги от очертания переливов драгоценных камней, которыми он отделан, блеска различных мозаик и мраморных переливов.
Еще одной особенностью собора стала его потрясающая акустика. Именно она привлекала сюда в разное время различных композиторов и исполнителей.
Музей собора Святого Марка занимает несколько этажей. В нем представлены восстановленные мозаики и их некоторые элементы, рассматривать которые в непосредственной близости смогут все посетители. С 1987 года собор включен в перечень объектов мирового наследия ЮНЕСКО.
Евангелие от Марка
Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе в четвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал
». Касательно происхождения Евангелия Марка новейшая критика выдвинула несколько теорий: по одной (Баур, Гильгенфельд и др.) оно составляет переработку первоначальных отрывочных записей или документов, по другой (Де-Ветте, Блеек, Делич) — компиляцию Евангелий Матфея и Луки. Эти теории не выдерживают критики, так как первая основывается на неправильно понимаемом выражении Папия outaxei, а вторая идёт вразрез с преданием, что Евангелие от Марка написано раньше Евангелия от Луки. Самая живость, картинность и оригинальность повествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользу того, что Евангелие от Марка самобытно, а не плод позднейшей компиляции.
По версии, изложенной Свенцицкой, наоборот, Евангелие от Марка использовалось при написании Евангелий от Матфея и от Луки, взявших текст Марка за основу: «Исследователи новозаветных евангелий, отмечая сходство первых трех, высказывают предположение, что Евангелие от Марка было самым ранним из них, а в евангелиях от Матфея и Луки был использован кроме Марка ещё какой-то источник, представляющий собой не связный рассказ о жизни Иисуса, а собрание его речений».
Евангелие от Марка по всем признакам было предназначено для христиан из язычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствия ссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы особенно интересны для иудеев, например, столь любимых иудеями генеалогий, указаний на значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много таких пояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы для язычников (напр. замечание об обычае евреев умывать руки перед едой — VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а также замечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) — всё это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалось для новообращённых из язычников. Одной из центральных тем в Евангелии от Марка является тема силы Божией: Господь делает то, что людям невозможно. Апостол Марк часто останавливается на делах и словах Спасителя, в которых особенно проявляется его Божественное всемогущество. Местом написания Евангелия считается Александрия или Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нём латинские слова (лат. legion, лат. speculator и т. п.; V, 9; VI, 27 и др.).
Внутреннее убранство
Мозаичная живопись в храме Святого Марка являет собой один из лучших образцов этого вида искусства. В качестве сырья для мозаики выступало стекло с острова Мурано. Стеклянные фрагменты выкладывались на золоченую фольгу и это создавало сияние, которое даже в атмосфере приглушенного света собора создавало ассоциацию со сферой божественного. Самая ранняя мозаика, изображающая святых Марка и Николая датируется IX-м веком.
До Нового времени грамотность в Европе не была распространена, поэтому настенные рисунки, мозаика с библейскими сюжетами, выполняли функцию просвещения. Они рассказывали библейскую историю и приобщали прихожан к вере.
С техникой мозаичного искусства Венеция познакомилась у византийцев. Они владели всеми секретами светопроницаемости и отражаемости камня и умели достигать необычайных эффектов, используя разные сочетания материалов. В Венеции византийские мастера нашли достойных учеников, способных оценить великолепие мозаики по достоинству.
Сверкание мозаики и мраморные переливы стен сочетаются с узором на полу. В атриуме каменные плиты разного цвета выложены в форме сплетающихся окружностей.
Когда вода поднимается и заливает городскую площадь, вода часто попадает на пол атриума и тогда смоченные камни создают удивительные переливы красок.
В центре храма расположена мраморная алтарная преграда, отделяющая общее пространство собора от алтаря. Наиболее впечатляющие украшения преграды: распятие из драгоценных металов в центре, а также статуи Марии, Иоанна Евангелиста и апостолов.
Золотой алтарь этого собора (Пала д’Оро) считается одним из самых роскошных, сохраненных до наших дней алтарей. Современный облик он обрел в середине XIV столетия. Его украшает обилие драгоценных камней и металлов: золото, алмазы, аметисты, рубины и изумруды, а также сочетание прекрасных эмалей тонкой работы, выполненных на золоте.
Солдаты Наполеона хотели забрать и эту ценность из собора. Однако служители храма смогли внушить им, что алтарь не имеет никакой ценности: якобы это всего лишь дерево, покрытое краской, а ценные камни на самом деле разноцветные стекляшки. Солдаты, поверив монахам, оставили ценность в храме.
Вплоть до середины XX века Пала д’Оро был закрыт для взглядов посетителей и открывался только во время праздничных церемоний. Сейчас доступ к нему открыт и рядом с ним проходит большой поток посетителей.
Собор обладает удивительной акустикой, этим свойством он притягивал к себе известных композиторов и исполнителей. Среди них такие имена как Монтеверди, Джованни Вивальди, Адриан Вилларт. Интересным акустическим свойством собора является возможность использовать несколько мест для музыкального исполнения. Здесь зародилось антифонное хоровое пение (двух или нескольких хоров попеременно), которое впоследствии распространилось в католической Европе.
Сокровищница
В соборе находится сокровищница, хранящая предметы, привезенные с разграбленного Востока или полученные в подарок от римских пап. Самые значимые экспонаты были получены из Константинополя. В данный момент здесь хранится чуть менее 300 предметов. Основную часть коллекции составляет церковная утварь, предназначенная для хранения ценностей и религиозных атрибутов.
Сокровищница делится на несколько отделов:
- отдел Средневековья и Античности,
- отдел византийского искусства,
- отдел исламского искусства,
- отдел западного искусства.
Музей собора
С конца XIX столетия здесь расположился музей, объединяющий предметы, рассказывающие об истории собора. С 2003 года он располагается в верхних помещениях нартекса. Здесь находятся фрагменты первых мозаик, драгоценные ткани, иконы, а также ряд живописных работ.
В музее хранится оригинал квадриги, расположенной на входе. В целях сохранности на фасаде достопримечательности размещена копия скульптуры.
Библиотека
До XVI столетия, в соборе хранилась Библиотека Святого Марка. Ее залы украшены трудами Веронезе, Сальвиати, Мелдолла и других выдающихся художников той эпохи. Часть коллекции была получена от Франческо Петрарки.
Кампанила
Рядом с собором отдельно расположена колокольня, выполненная в виде башни высотой около 98 метров. С верхней площадки, где можно сделать фото, открывается панорамный вид на город.
Красивые места Венеции которые стоит посетить
Город привлекает туристов наличием музеев, выставок, театров. Зная, что посетить в Венеции, можно устроить незабываемый отдых.
Венецианский карнавал
Это настоящий праздник для города. Проходит каждый год в феврале. В течение 10 дней улицы Венеции наполнены веселыми людьми в масках. Во всех дворцах проходят балы. В местных магазинах продают маски и костюмы, чтобы поучаствовать в карнавале.
Проходит событие в районе Каннареджо.
Начинается в 19:00 и длится весь вечер. Фестиваль на воде начинается с 10:30 утра следующего дня.
Попасть на карнавал можно на поезде или автобусе. До ж/д вокзала следуют региональные электрички. До остановки «Пьяццале Рома» нужно доехать городским автобусом 2, 5, 6. Можно воспользоваться водным транспортом.
Пляжи острова Лидо
Остров Лидо славится хорошими пляжами. Эти знаменитые места привлекают туристов. Есть бесплатные пляжи, которые доступны для всех. На платных могут отдыхать только жильцы местных отелей. Предлагается арендовать зонты, шезлонги.
Добираться от Пьяццале Рома на водном трамвае 1. Некоторые пользуются автобусами, паромами, моторными лодками.
Проложить маршрут
Мост Академии
Деревянный мост, соединяющий Сан-Марко с художественной академией. Он выполнен из дерева и предназначен только для пешеходов. Длина конструкции – 48 м.
Посетить мост можно в любое время суток.
Добраться можно на речном трамвае до площади Сан Марко.
Проложить маршрут
Мост Риальто
Считается самым древним. Соединяет 2 района: Сан Поло и Сан Марко. Его длина – 48 м, ширина – 22 м. На мосту находятся 24 лавки, в которых продают сувениры, сумки, украшения.
Адрес – район Сан Поло, 30125.
Попасть туда можно в любое время суток, а лавки работают с 9:00 до 15:00.
Из любой точки Венеции сесть на водный трамвай и доехать до остановки «Риальто», а оттуда – зайти на мост. Некоторые предпочитают воспользоваться такси.
Проложить маршрут
Мост Вздохов
Мост выполнен в виде арки. Соединяет Дворец дождей с тюрьмой. Длина – 11 м. Выполнен в стиле барокко. На окнах – узор в виде резьбы из белого мрамора.
Адрес – площадь Сан Марко, 1. Чтобы пройти по мосту, нужно купить билет на экскурсию во Дворец дождей.
Дворец принимает посетителей с 8:30 до 18:30. Соответственно, на мост можно зайти в это время.
Добираться вапоретто 1 или 2. Оттуда можно попасть на мост Вздохов.
Проложить маршрут
Мурано
Мурано – архипелаг, состоящий из 5 островов. Там изготавливают изделия из стекла. Посетители даже могут увидеть процесс производства.
Остров принимает посетителей круглосуточно.
Доплыть можно речным трамваем 41, 42, 51, 52 с любой станции города. Добираться 30 минут.
Проложить маршрут
Остров Бурано
Живописный квартал в Венеции. Туристическое место славится наличием разноцветных домов. Цвета за каждым зданием закреплены официально.
Расположен остров на расстоянии 7 км от центра города.
Попасть туда можно в любое время суток.
До места ходят водные автобусы, которые каждый час отправляются от маяка Мурано.
Проложить маршрут
Венеция – город, где есть интересные места. Накануне поездки нужно узнать, куда сходить и чем славится местность. Это поможет сделать путешествие незабываемым.
Купола и фасады
Собор венчают пять куполов с маковками. Купола установлены на небольших барабанах и выполнены из кирпича. На их внешний вид оказали влияние не только традиции христианских церквей, но и архитектура мечетей. Высота собора по центральному куполу составляет 43 метра. Главный фасад здания облицован мрамором и украшен колоннами с капителями коринфского ордера. Пять входов фасада выполнены в виде порталов, украшенных мозаикой. На небольших башенках установлены фигуры святых.
Остальные фасады выглядят более скромно, но они также украшены мраморной инкрустацией и мозаикой. На южном фасаде, направленном к морю, расположена скульптура святого Христофора. Согласно поверью, тот, кто посмотрит на изображение этого святого, весь день может не опасаться несчастий.
Наряжать базилику принялись лишь в XIII веке, до этого же она выглядела лаконично, как это принято в романском стиле. На лоджии собора находится позолоченная бронзовая квадрига, копия одного из тех сокровищ, которые были вывезены из Константинополя во время крестовых походов. Оригинальная квадрига хранится в музее базилики. В алтаре собора находятся мощи Святого Марка, которые до XIX века покоились в крипте. В конце прошлого столетия, при реставрации крипты, работники обнаружили остатки первой базилики.
Главные достопримечательности Венеции
Собор Святого Марка (Собор Сан Марко)
5,00
Собор Святого Марка был возведен в XI веке и является первым крупным творением архитекторов Венеции. Массивное сооружение построено в форме равностороннего креста, в центре и на концах здания — вздувш…
1 отзыв
Гранд-канал
5,00
Гранд-канал является самым популярным каналом Венеции. Начинается он с лагуны у вокзала и проходит через весь город. Заканчивается водоем у здания таможни, здесь же и соединяется с каналами Сан-Марко …
2 отзыва
Базилика Санта Мария Ассунта
5,00
Базилика Санта Мария Ассунта была возведена по проекту архитектора Перуджи Галеаццо Алесси в начале XVII века. Сегодня здесь проводятся важные религиозные действа. К примеру, в 70-е и 90-е годы прошло…
1 отзыв
Базилика Санта Мария Глориоса дей Фрари
5,00
Базилика Санта Мария Глориоса дей Фрари – одна из самых грандиозных в Венеции, а ее 70-метровая колокольня уступает по высоте лишь колокольне собора Святого Марка. Базилика была возведена в XIV — XV в…
1 отзыв
Базилика Санта Мария делла Салюте
5,00
Санта Мария делла Салюте — самая большая купольная церковь в Венеции. Она была построена в 1631–1681 годах в честь Богоматери и в ознаменование прекращения страшной эпидемии чумы. Строение имеет восьм…
1 отзыв
Галерея Академии
5,00
Галерея Академии в Венеции была создана в XVIII веке и сначала существовала как школа живописи. Затем учреждение стало музеем – в настоящее время здесь хранится крупнейшая коллекция венецианской живоп…
1 отзыв
Коллекция Пегги Гуггенхейм
5,00
Коллекция Пегги Гуггенхейм (Пегги — племянница известного магната Соломона Гуггенхейм) – это целый музей современного искусства. Здесь имеется множество шедевров скульптуры и живописи первой половины …
1 отзыв
Церковь Мадонна дель Орто
5,00
Церковь Мадонна дель Орто находится в районе Каннареджо. Она была возведена в XIV веке в готическом стиле в честь Святого Христофора (покровитель гондольеров). После того, как рядом со зданием нашли с…
1 отзыв
Мост Вздохов
5,00
Мост Вздохов – небольшой арочный мост, построенный в XVII веке в барочном стиле и пролегающий через Дворцовый канал. Архитектором проекта стал итальянец Антонио Конти. Многие считают, что такое романт…
1 отзыв
Мост Риальто
5,00
Мост Риальто является самым известным мостом в Венеции, это самый древний из мостов через Большой канал. Современное сооружение составляет 28 метров в длину, максимальная высота – 7,5 метров. На само…
1 отзыв
Площадь Сан Марко
5,00
Площадь Сан Марко – главная площадь в Венеции. Раньше на этом месте находился небольшой, заросший деревьями, остров, а между ним и Дворцом Дожей протекал канал. Позднее, в конце XII века, канал засып…
2 отзыва
Церковь Сан Рокко
5,00
…
1 отзыв
Театр Ла Фениче
5,00
Театр Ла Фениче в Венеции является одним из самых популярных в Европе, его возвели в 1792 году по инициативе театралов-аристократов. Здесь ставилось множество известных на весь мир оперных премьер, ср…
1 отзыв
Церковь Сан Дзаниполо
5,00
Церковь Сан-Дзаниполо, являющаяся образцом венецианской готики, была возведена в виде латинского креста. Здание состоит из трех нефов, их своды тоже выполнены в форме крестов. Неофициальное название ц…
1 отзыв
Колокольня Святого Марка
5,00
Колокольня святого Марка расположена в центре Венеции, на площади Сан-Марко. В высоту она достигает практически 100 метров и служит хорошей смотровой площадкой. Колокольню построили на месте сторожево…
1 отзыв
Сан Франческо дель Десерто
5,00
Остров Сан-Франческо-дель-Десерто расположен в венецианской лагуне. Его территория составляет около 2 гектаров. Главная достопримечательность острова – одноименный монастырь – его в 1228 году построил…
1 отзыв
Главная площадь Венеции — Сан Марко
Площадь всегда была центром венецианской жизни, сюда прибывали торговые суда, с неё отправлялся в свои путешествия Марко Поло. На этом месте стояло здание местных властей, которое впоследствии перестроили в дворец Дожей.
На Сан Марко проходила политическая жизнь Венецианской республики, народные гуляния и публичные казни.
Назвали площадь в честь евангелиста Марка, который является покровителем города.
Площадь Сан Марко состоит из двух частей: Пьяцетта и Пьяцца. Пьяцетта – это пространство от Гранд Канала до собора, а Пьяцца – площадь перед Собором Святого Марка.
Пьяцетта чуть меньше, но на месте их размер ощущается равноценным.
Венеция, кони с собора Сан-Марко, кондотьеры
Античный конный памятник Марку Аврелию стоит в Риме (см. здесь). Конный памятник кондотьера Гаттамелаты работы Донателло (предшественника Верроккьо) стоит в благоухающем средневековьем городе Падуе (подробности здесь). Вместе с городом ренессансный скульптор Донателло тоже слегка застрял в средневековье. Более поздний конный памятник кондотьеру Бартоломео Коллеони работы Верроккьо является одной из достопримечательностей Венеции (об этом чуть позднее – в четвертой части). Чтобы понять дух памятника Коллеони, обратимся для начала к истории Венеции, к ее коням с собора Сан-Марко, которых кстати созерцал Верроккьо.