Административно-территориальное устройство россии — понятие, принципы и структура

Классификация территориальных образований

ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.

ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (сокращ. ОКАТО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК). ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.

Официальная страница классификатора ОКАТО

protect.gost.ru

ОКАТО с возможностью поиска по названию или части номера в классификаторе

archive.is

Определить ОКТМО по ОКАТО

kod-x.ru/polza

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (сокращ. ОКТМО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК).

ОКТМО состоит из двух разделов, включающих муниципальные образования и населённые пункты, входящие в состав муниципальных образований.

Формула структуры кода ОКТМО в первом разделе (8 знаков): XX XXX XXX, где: 1, 2 знаки идентифицируют объекты классификации первой ступени классификации; 3 — 5 знаки идентифицируют объекты классификации второй ступени классификации; 6 — 8 знаки идентифицируют объекты классификации третьей ступени классификации.

Формула структуры кода ОКТМО во втором разделе (11 знаков): XX XXX XXX XXX, где: 1 — 8 знаки идентифицируют муниципальные образования, в состав которых входят населённые пункты; 9 — 11 знаки идентифицируют населённые пункты.

ОКТМО на сайте Росстата

www.gks.ru/metod

Информация об установленных хозяйствующим субъектам кодах общероссийских классификаторов, включая коды ОКТМО, размещена на Интернет-портале Росстата по адресу: websbor.gks.ru/online

Сервис для поиска кода муниципального образования или населённого пункта по ОКТМО

www.oktmo.ru

Сервис предназначен для контекстного поиска кода населённого пункта или кода муниципального образования субъекта РФ. Решается и обратная задача: поиск объекта по известному коду или по части кода ОКТМО (ОК 033–2013).

Уровни административного деления РФ

Насчитывается 85 субъектов территориального деления России. К ним относятся:

  • 22 республики;
  • 9 краев;
  • 46 областей;
  • 1 автономная область (Еврейская АО);
  • 4 автономных округа;
  • 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

Рис. 2. Распределение субъектов Федерации по типу.

Такая форма административно-территориального устройства России обусловлена большой площадью государства и его многонациональностью. Во главе субъектов стоят губернаторы или главы.

Особенностями каждого субъекта Российской Федерации являются:

ТОП-3 статьи

которые читают вместе с этой

  • собственное законодательство (Конституция или Устав);
  • собственные властные структуры;
  • свой столичный город;
  • право иметь свой флаг, герб, гимн.

Республика Саха ( Якутия) является самой большой в мире административно-территориальной единицей. Ее площадь больше площади Франции в 6, а Великобритании – в 13 раз. Она расположена в 3 часовых поясах и занимает 18% территории России.

Что такое административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство государства — это деление территории страны на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Различают следующие формы административно-территориального устройства стран.

Федеративная

Федерация — это страна, состоящая из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью в рамках такой страны.

Эти гособразования называются субъектами Федерации.

Субъекты Федерации наделены рядом полномочий во внутренней политике страны (например, принимают законы по ограниченному кругу полномочий, сами устанавливают систему региональных и местных органов власти), однако государственным суверенитетом не обладают.

Примеры стран-федераций:

  • Россия (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ);
  • США;
  • Мексика;
  • Канада.

Унитарная

Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью, т. е. таких, которые сами не заключают международные договоры, не имеют собственных органов управления, не подчиненных центральному управлению.

В унитарном государстве едино все: конституция, законодательство, система управления, соподчиненная центру. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм, в рамках одной налоговой и финансовой политики.

Унитарные государства по признаку централизации бывают:

  • Централизованными. В них региональные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра. К таким государствам относятся Великобритания, Швеция, Дания и др.
  • Децентрализованными. Региональные органы формируются независимо от центральных. Например, Франция, Италия, Испания.

По признаку наличия автономий унитарные государства дифференцируются:

  • На простые. Либо в принципе не делятся на административно-территориальные единицы (например, Мальта, Бахрейн), либо делятся, но в их составе отсутствуют автономии (например, Польша, Франция, Колумбия).
  • Сложные. Имеют в своем составе хотя бы одну автономию. Например, Дания, Испания и т. д.

Конфедеративная

 Конфедерация признается формой государственного устройства во многих источниках. Однако надо признать, что эта форма:

  • нестабильна и носит временный характер;
  • ближе к союзу государств, чем к единому государству.

Конфедерация создается для решения конкретных задач, в связи с этим у каждой из ее составляющих свое законодательство, бюджет, армия, валюта. Может быть ряд общих государственных органов.

Например:

  1. Сенегамбия — объединение Сенегала и Гамбии с 1982 по 1989 год (была общая армия и силы безопасности), затем распалась.
  2. Конфедерация в США в период 1781–1878 годов (общая Конституция и конгресс, который не имел права принимать законы по важнейшим вопросам вроде налогов и пошлин), преобразовалась в Федерацию.

Важно! Некоторые авторы называют в качестве формы госустройства содружество, сообщество стран, ассоциацию, союз и др. Однако эти организационные формы не являются именно формами государственного устройства, т. к

это объединения отдельных стран.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Особенности статуса различных типов субъектов Федерации

Общим для всех 6 типов субъектов является их непосредственное подчинение федеральной власти при наличии определенного уровня самостоятельности. Субъектам предоставлены права: иметь по 2 своих представителя в Совете Федерации, управлять своей территорией в рамках свободы, предоставленной федеральным законодательством, иметь свои властные и судебные структуры. Все субъекты РФ равноправны.

Рис. 3. Герб Краснодарского края.

Республики сформированы по национальному признаку и названы по титульной нации. Они имеют право давать свое гражданство, иметь Конституцию, вводить обязательное изучение своего языка в учебных заведениях и использовать его наравне с общегосударственным в оформлении документов и деловой переписке.

Автономные округи тоже созданы по национальному признаку, но не имеют своего гражданства и Конституции (только Устав), не используют в государственных учреждениях языков кроме русского. Большинство автономных образований (кроме Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области) входят в состав какого-либо края или области.

Область – это исторически (с Х века) сложившиеся регионы России, ранее они назывались волостями. Области имеют свою столицу, Устав, властные структуры.

Край – по статусу практически не отличается от области.

Существует тенденция к укрупнению регионов. Так, за последние 15 лет в результате слияния областей и автономных округов в России были созданы 3 новых края: Пермский, Забайкальский, Камчатский.

Что мы узнали?

На сегодняшний день в России насчитывается 85 административно-территориальных единиц, относящихся к 6 различным типам. Все субъекты равны между собой в юридическом смысле. Подразделение государства на отдельные единицы необходимо для облегчения управления территориями, создания возможностей для их развития и повышения уровня обеспеченности населения транспортными, медицинскими и другими услугами.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

1914—1922 годы

В данный период происходит переход от Российской империи к Российской республике, а затем и к РСФСР.

Становление Российской республики происходит в крайне тяжёлых условиях: Российская империя втянута в Мировую войну, часть её территории оказалась под оккупацией Германией, на оккупированных территориях возникают сильные националистические движения. Исключение составляет восточная часть Османской империи — территория Западной Армении, освобождённая Русской армией к 1917 году. После Февральской революции националистические движения возникают и внутри империи, а после Октябрьской революции и провозглашения РСФСР к внешним врагам и националистическим движениям добавляется третья сила — белогвардейцы.

В результате непрерывных боевых действий как на фронтах, так и внутри страны, Российской империей, а впоследствии и РСФСР, были навсегда утрачены территории Царства Польского и Великого княжества Финляндского. О независимости также заявили губернии, располагавшиеся на территориях современных государств Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан; Бухарский эмират и Хивинское ханство, бывшие вассальные владения Российской империи, вышли из-под вассальной зависимости. На оставшейся части империи время от времени образовывались республики, объявлявшие себя независимыми.

В 1921—1922 годах ситуация начала налаживаться: на всей территории РСФСР, в Белоруссии, на Украине, в Закавказских республиках, а также на территориях бывших Бухарского и Хорезмского эмиратов была установлена советская власть; на территории РСФСР образовано несколько автономных республик.

30 декабря 1922 года был создан Советский Союз (СССР) как единое государство, однако БССР (Белоруссия), УССР (Украина), РСФСР и ЗСФСР (Закавказье) вошли туда на равных правах. Таким образом, для РСФСР, как правопреемницы Российской империи, территории белорусских, украинских и закавказских губерний были утрачены. В 1940 году в СССР вошли также территории бывших остзейских губерний Российской империи, но также на правах союзных республик, то есть эти земли для РСФСР также оказались утраченными.

Проблемы устройства

Территория, на которую распространен суверенитет, один из важнейших государственных атрибутов. Поэтому понятно, что оптимизация считается критическим фактором обеспечения постепенной интеграции как одного из видов политической и гражданской общности.

Представление об инструментальной сути подразделения обусловило возникновение проектов изменения. Большинство из них рассматривало преобразования на субрегиональном уровне.

Организация низовых звеньев игнорировалась. Отказ от любых попыток проводить радикальные реформы обессмысливал их.

Проекты, выдвигаемые в середине 90-х годов, основывались на принципах устройства, основанных в советский период. Следовательно, ориентировались на соответствие элементов экономическим районам.

По этой модели строится и сегодня система органов, отвечающих за исполнительную власть. Аналогичным образом устроены структуры, находящиеся в системном подчинении.

Такое устройство отражает и сосредоточенность местной инфраструктуры в границах единиц территории райцентра. Разделение происходило только в случае, если центральным был город регионального подчинения.

Реформа территориального деления России по этой причине оказалась бы слишком дорогой. Сделанный во время перестройки выбор в пользу кардинальных преобразований способствовал его сохранению.

У мелких единиц имелось меньше политико-экономических прав. К тому же укрепление дотационных сельских районов не приводило к созданию недотационных образований.

Внешнее преобразование системе организации управления субъектов придали переименования единиц, отражавшие идеологические ориентации элит. Например, волости стали называть сельсоветами.

Так что проблемы реформирования оказались в первую очередь связанными с изменением не «нарезки», а имеющегося статуса. По отношению к регионам, расположенным на карте РФ, вопрос касался действия органов власти или их подразделений.

Административно-территориальное устройство РФ, которое в перестроечное время перетерпело изменения, обусловлено рядом факторов — экономическими, этническими, природными, национальными. С учетом их субъекты наделяются указанными в Конституции правами.

Российская империя

Карта западной части России с указанием губерний и областей на 1917 год.

См. также: Формирование территории Российской империи

В 1727 году были ликвидированы дистрикты, а сами губернии стали делиться не только на провинции, но и на уезды, были выделено 7 новых губерний. Из состава Киевской губернии была выделена Белгородская губерния, в состав которой были включены провинции Белгородская, Орловская, Севская, а также часть Украинской линии и 5 полков слободских казаков Киевской губернии (возможно, губерния имела другие название и центр). Из Петербургской губернии в 1727 году была выделена Новгородская губерния в составе 5 провинций (Новгородская, Псковская, Великолуцкая, Тверская, Белозерская). При этом часть Ярославской и Углицкая провинции Петербургской губернии отошли к Московской губернии, а Нарвская провинция отошла к Эстляндии. Сама Петербургская губерния значительно уменьшилась и состояла теперь только из 2 провинций (Петербургская, Выборгская). Вятская и Соликамская провинции Сибирской губернии были переданы в состав Казанской (Уфимская провинция в 1728 году была передана в состав Сибирской губернии), а Олонецкие земли были приписаны к Новгородской губернии.

В 1744 году были образованы две новые губернии — Выборгская и Оренбургская — общее количество губерний достигло 16, при этом прибалтийские губернии вместо провинций и уездов делились на дистрикты.

К 1766 году количество губерний увеличилось до 20, а к  — до 23.

7 ноября 1775 года Екатерина II подписала указ, в соответствии с которым размеры губерний были уменьшены, их число увеличено вдвое, ликвидированы провинции (в ряде губерний внутри них были выделены области) и изменены границы уездов. Позже были учреждены наместничества. Екатерининская реформа была завершена в 1785 году, и в её результате территория Российской империи стала делиться на 38 наместничеств, 3 губернии (Петербургскую, Московскую и Псковскую) и 1 область на правах наместничества (Таврическую). К концу царствования Екатерины II Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и 1 область.

По состоянию на 1847 год в Российской империи насчитывалось 55 губерний и 3 области.

С 1865 года часть губерний превратились в «земские» — в них был введён институт местного управления (земства).

По состоянию на 1914 год в административно-территориальном отношении Россия делилась на губернии и области, некоторые из которых входили в генерал-губернаторства. Существовало также одно наместничество — Кавказское, в состав которого также входили губернии и области. Губернии и области делились на уезды и округа, последние — на волости. В состав губерний входили также города: губернские, уездные, безуездные. Города Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Керчь, Севастополь, Николаев, Ростов-на-Дону имели особый статус градоначальств. Большая часть губерний и областей не входила в состав генерал-губернаторств. Не входили в состав генерал-губернаторств также три области — Тургайская область (г. Кустанай), Уральская область (г. Уральск), область Войска Донского (г. Новочеркасск).

Административно-территориальное деление Российской империи по состоянию на 1914 год см.

  • в статье Губернии и области Российской империи на 1914 и
  • в разделе статьи Генерал-губернаторство (Российская империя).

Образования на карте России

Посмотрим национально территориальные образования России на карте.

Рис. 1. Национально-территориальные образования РФ, карта.

Составим список характерных особенностей расположения национальных территорий.

  • Больше всего национальных образований находится в Европейской части страны – 10 республик, 1 округ. Из них самое крупное республика Коми (417 тыс. км2), наименьшее Чувашия (18 тыс. км2).

  • Самое крупное образование находится в Сибири, это республика Саха (Якутия). Ее площадь превышает 3 млн км2. Минимальную площадь занимает Еврейская автономная область (36,3 тыс. км2).

Рис. 2. Зимний Якутск.

Территория Кавказа почти полностью поделена между 6-ю республиками. Самая крупная Дагестан (50 тыс. км2), самая маленькая Ингушетия (3,6 тыс. км2).

Якутия является самым крупным административным образованием мира, наименьшая национальная территория на карте России принадлежит Ингушетии.

Рис. 3. Столица Ингушетии Магас.

Что мы узнали?

Мы узнали, какие национальные образования есть в России, где они расположены. Во многих республиках и округах основной народ в меньшинстве, однако есть возможность сохранить его традиции, язык, культуру.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Классификация территориальных образований

ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.

ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (сокращ. ОКАТО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК). ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.

Официальная страница классификатора ОКАТО

protect.gost.ru

ОКАТО с возможностью поиска по названию или части номера в классификаторе

archive.is

Определить ОКТМО по ОКАТО

kod-x.ru/polza

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (сокращ. ОКТМО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК).

ОКТМО состоит из двух разделов, включающих муниципальные образования и населённые пункты, входящие в состав муниципальных образований.

Формула структуры кода ОКТМО в первом разделе (8 знаков): XX XXX XXX, где: 1, 2 знаки идентифицируют объекты классификации первой ступени классификации; 3 — 5 знаки идентифицируют объекты классификации второй ступени классификации; 6 — 8 знаки идентифицируют объекты классификации третьей ступени классификации.

Формула структуры кода ОКТМО во втором разделе (11 знаков): XX XXX XXX XXX, где: 1 — 8 знаки идентифицируют муниципальные образования, в состав которых входят населённые пункты; 9 — 11 знаки идентифицируют населённые пункты.

ОКТМО на сайте Росстата

www.gks.ru/metod

Информация об установленных хозяйствующим субъектам кодах общероссийских классификаторов, включая коды ОКТМО, размещена на Интернет-портале Росстата по адресу: websbor.gks.ru/online

Сервис для поиска кода муниципального образования или населённого пункта по ОКТМО

www.oktmo.ru

Сервис предназначен для контекстного поиска кода населённого пункта или кода муниципального образования субъекта РФ. Решается и обратная задача: поиск объекта по известному коду или по части кода ОКТМО (ОК 033–2013).

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции.  Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Петровские губернии

Первая реформа Петра I

В результате в 1708 году царь Пётр I провёл областную реформу, разделив территорию России на 8 огромных губерний: Московскую, Ингерманландскую (Шлиссельбург; с 1710 — Санкт-Петербургская), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую (Тобольск).

Взамен уездов территория страны была поделена на города с прилегающими к ним землями, а также разряды и приказы. В 1710—1713 годах губернии были дополнительно разделены на доли, которые управлялись ландратами.

В 1713 году из присоединённой части Шведской Ливонии и части Смоленской губернии была образована Рижская губерния, а остальная часть Смоленской губернии была передана Московской губернии. В 1714 году из северо-запад Казанской губернии был преобразован в Нижегородскую губернию. В 1717 году юг Казанской губернии был преобразован в Астраханскую губернию. В 1717—1719 годах территории Нижегородской губернии временно возвращались в состав Казанской губернии.

Вторая реформа Петра I

В 1719 году была проведена новая реформа: все губернии, кроме Астраханской и образованной в этом же году Ревельской, были подразделены на новые промежуточные единицы — провинции, всего 47 штук. Доли были упразднены, а уезды были возращены и временно (до 1727 года) переименованы в дискрикты. Во главе провинции стоял воевода, а во главе дистрикта — земский комиссар. Сложившаяся трёхуровневая система — губерния, провинция, уезд — просуществовала до губернской реформы Екатерины II в 1775 года, за это время число губерний выросло от 8 до 20.

Также в 1719 году была присоединена оставшаяся часть Шведской Эстляндии, из которой была образована Ревельская губерния (Ревель — современный Таллин). В 1725 году Азовская губерния стала Воронежской (Азов был утерян в результате Прутского мира в 1709 году, а Воронеж служил административным центром губернии с 1715 года). В 1726 году была вновь образована Смоленская губерния — из частей Рижской и Московской губерний — и число губерний достигло 12.

Изменения 1727—1744 годов

В 1727 году дисктрикты были переименованы обратно в уезды. Одновременно было проведено измельчение административно-территориальных единиц: вместо 166 уездов их стало около 250, вместо 12 губерний их стало 14.

Была образована Белгородская губерния из частей Киевской, а Новгородская — из частей Санкт-Петербургской.

В 1744 году были образованы две новые губернии — Выборгская (из частей Санкт-Петербургской) и Оренбургская (из частей Казанской и Астраханской) — общее количество губерний достигло 16, при этом прибалтийские губернии вместо провинций и уездов делились на дистрикты.

Ранние изменения при Екатерине II

В 1764 году во многих провинциях были объединены уезды. Кроме того, в 1764—1765 годах были образованы 4 новых губернии, а в 1772—1775 годах — ещё 3, и их стало 23.

В 1764 году Иркутская губерния была образована из одноимённой провинции Сибирской губернии, а из присоединённых территорий, преимущественно земель Войска Запорожского, были образованы Новороссийская (Кременчуг) и Малороссийская (Левобережная Украина) губернии. В 1765 году из частей Белгородской и Воронежской губерний была образована Слободско-Украинская губерния (центр в Харькове).

В 1772 году после первого раздела Речи Посполитой были образованы Могилёвская и Псковская губернии. В 1775 году из земель Османской империи, присоединённых по итогам Кючук-Кайнарджийского мира, была образована новая Азовская губерния (отличная от старой, переименованной в Воронежскую). В обоих случаях новые губернии включили в себя земли других губерний России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector