Катакомбы капуцинов в палермо

Упадок и запустение катакомб

Начиная с V века практически все катакомбы Рима были закрыты для захоронений. Подземные галереи стали местом массового паломничества, здесь находились апостольские усыпальницы, могилы великомучеников и проповедников. Многие паломники оставляли на стенах катакомб записи и рисунки. Некоторые из таких надписей рассказывают о впечатлениях от посещения катакомб и, таким образом, являются ценнейшим источником информации для историков и археологов.

В середине VI века в римских катакомбах провели первое вскрытие гробниц. Мощи святых, изъятых из усыпальниц, были перенесены в городские храмы и базилики.

В IX веке, по распоряжению Папы Пасхалия I, из катакомб были извлечены и перенесены в базилику Санта Прасседе мощи двух тысяч трехсот святых, мучеников, епископов и тринадцати пап римских. Об этом свидетельствует мемориальная мраморная доска, установленная в то же время в крипте базилики.

В связи с такими перезахоронениями паломники вскоре утратили интерес к римским катакомбам. На протяжении последующих шесть столетий о древнейшем христианском некрополе забыли, многие подземные галереи подверглись разорению, а некоторые со временем были разрушены.

Региональная галерея Сицилии

  • Время работы: с понедельника по пятницу — 9:00—18:30, в субботу и воскресенье — 9:00—13:00.
  • Стоимость: 8 € (570 руб.), 4 € (280 руб.) для льготных категорий.

Почему стоит посетить

Опять же ради архитектуры (теперь это каталонская готика с примесью элементов эпохи Возрождения). Экспонатов здесь не так много, но зато представлена фреска неизвестного художника «Триумф смерти», где смерть мчится на коне из костей, уничтожая всё на своём пути. Сюжет «Триумфа смерти» был довольно распространён в Средние века: в Европе бушевали эпидемии, с которыми люди не умели справляться.

Фреска была написана около 1450 года во дворе Палаццо Склафани, где размещалась больница. В 1944 году фреску сняли, потому что здание подверглось бомбардировкам. 

Чтобы отделить фреску от стены, её пришлось разрезать на четыре части. Следы от этого заметны на ней до сих пор.

Коридоры

Коридор монахов – это самая древняя часть подземелий, где покоятся наиболее почитаемые капуцины. Все они похоронены в одеждах своего ордена – грубой рясе с намотанной вокруг шеи веревкой. Тела умерших священников Палермо, облаченные в яркие ризы, находились в отдельном помещении.

До 1943 года вход в коридор женщин был закрыт решетками, а тела хранились в нишах под герметичным стеклом. Однако в результате бомбардировок преграды были разрушены, а останки серьезно повреждены. Сейчас лишь часть тел поставлена в вертикальные ниши, а остальные лежат. Превратившиеся со временем в прах, они представляют собой ужасающее зрелище: пустые глазницы глядят из-под модных по тем временам шляпок, а костлявые руки торчат из рукавов шелковых платьев.

Богатые покровители ордена из числа мирян нашли последнее пристанище в коридоре мужчин, а тела известных скульпторов, хирургов, военных, художников, юристов покоятся в коридоре профессионалов. По неподтвержденным данным, катакомбы капуцинов хранят тело Веласкеса – знаменитого испанского живописца.

После запрета выставлять на всеобщее обозрение трупы на кладбище появился еще один коридор, который заполнили закрытые гробы. В 1943 году большая их часть была уничтожена. Сейчас здесь можно увидеть пол, украшенный майоликой (цветной керамикой из глины), а также выставленные вместе тела семейной пары с двумя малышами.

Как добраться

Адрес достопримечательности: Piazza Cappuccini, 1, 90129, Palermo

Телефон: +39 091 652 7389

Чтобы попасть на территорию монастыря капуцинов, нужно будет пройти от Пьяцца Индепенденца (Piazza Indipendenza), где находятся две знаковые достопримечательности Палермо – Дворец Норманнов и Орлеанский дворец, далее — по улице Корсо Калатафими до Пьяцца Каппучини (Piazza Cappuccini).

На этой площади и расположилось здание монастыря.

Купив входной билет и пройдя в монастырский двор, далее нужно следовать по указателям «Cappuccini».

Если же добираться из других районов Палермо, то до площади Индепенденца и Площади капуцинов идут автобусные маршруты № 124, 327 и 440.

Катакомбы капуцинов в мировой культуре

Катакомбы капуцинов рассматривались жителями Палермо как кладбище, хоть и необычное. Поскольку в XVIII—XIX веках захоронение здесь было вопросом престижа, в Катакомбах покоятся предки многих нынешних жителей Палермо. Катакомбы регулярно посещаются потомками тех, чьи тела находятся здесь. Более того, после официального закрытия Катакомб для погребений (), у стен монастыря было устроено «обычное» кладбище, так что традиция захоронения «у капуцинов» сохраняется до сих пор.

В различных городах и селениях Сицилии капуцины создали в подражание палермитанским Катакомбам другие подземные склепы, в которых также выставлены мумифицированные тела. Наиболее известным из этих склепов являются Катакомбы капуцинов в городке Савока (провинция Мессина), где хранятся около пятидесяти мумий представителей местного духовенства и знати.

2 ноября 1777 года, в день поминовения усопших, палермские Катакомбы посетил поэт Ипполито Пиндемонте, написавший под впечатлением увиденного поэму «Гробницы» («итал. Sepolcri»). В его представлении Катакомбы представляют собой знаменательное торжество жизни над смертью, свидетельство веры в грядущее Воскресение:

Спустя сто лет Катакомбы посетил Мопассан, описавший свои впечатления в «Бродячей жизни» (). В противоположность романтичному Пиндемонте, Мопассан ужаснулся увиденному, увидев в Катакомбах отвратительное зрелище гниющей плоти и отживающего суеверия:

Среди знаменитостей XX века Катакомбы капуцинов посетил французский балетмейстер Морис Бежар.

Уникальное кладбище является одной из самых известных достопримечательностей Палермо, притягивающей множество туристов. Хотя фото- и видеосъёмка в Катакомбах запрещена, нескольким европейским и американским телекомпаниям, в том числе и НТВ, удалось получить разрешение на съёмки.

Историческая справка

Сеть подземных городских туннелей была обнаружена при строительстве на Саларийской дороге в средние века. Находка датируется 1578 годом. Первые захоронения появились еще в дохристианский период. В окрестностях Рима найдено более тысячи гробниц и около 60 подземных галерей и склепов.

Создать такой глубокий извилистый лабиринт представлялось возможным только из-за качества грунта. Мягкая вулканическая порода легко поддавалась вырубке, но при этом была достаточно крепкой, устойчивой к обрушению.

Глубина римский катакомб достигает 30 метров, некоторые из них имеют от 3 до 5 уровней, общая длина сооружений – около 170 км. Стены самых известных римских катакомб демонстрируют искусство первых христиан, их украшают фрески, мозаика, рисунки с изображением библейских сцен.

Интересный факт! Существуют версии, что сооружения могли служить в качестве подвальных помещений для хранения припасов и укрытия от врагов, также это могут быть древние каменоломни. Но явным остается факт, что вырубленные в стенах ниши – это не что иное, как первые христианские места захоронения Риме. При раскопках было обнаружено множество скелетов, которые были замурованы в стенных нишах.

Сегодня древние подземные ходы – место, пользующееся завидной популярностью туристов. Из всех туннелей только 5 доступны для просмотра. Эти объекты электрифицированы, обзор проходит только в сопровождении гидов и служителей историческихдостопримечательностей. Также посещение катакомб включено в программы некоторых обзорных экскурсий по городу.

Квадратный Колизей

Ни в одном римском туристическом справочнике не найти информации о квартале всемирной выставки Esposizione Universale Roma. Его построили в юго-западной части столицы в годы войны. Циркуляр о строительстве был подписан Бенито Муссолини. А поводом для его возведения стало 20-летие фашизма в Европе. К открытию была приурочена и всемирная ярмарка. Выстроенное из мрамора здание вытянулось в высоту на 68 метров и занимает под собой площадь в 8400 м2. Располагается оно по адресу: улица Христофора Колумба, 559.

Дворец итальянской цивилизации стал настоящим символом эры фашизма. Иногда его называют «Квадратным Колизеем», поскольку в облике здания действительно можно найти общие черты с древним предшественником. Одна из них – лоджии вдоль фасада, вытянувшиеся в 6 рядов.

Всемирная выставка тогда так и не состоялась, а постройка сохранились в целости до наших дней. К слову, она даже мелькнула в кадрах фильма «Последний человек на Земле», снятом в 1964 году.

Музей Смерти

Музей мертвецов (Catacombe dei Cappuccini) в Палермо будет интересен туристам с крепкими нервами.

Обряды капуцинов

Уникальный воздух подземных помещений способствует идеальному сохранению останков – трупы долго не разлагаются даже без специальной обработки. Изначально катакомбы предназначались исключительно для усопших монахов-капуцинов. Со временем представители городской элиты с личного разрешения архиепископа Палермо получили возможность обрести жизнь после смерти .

Подготовка покойника к захоронению занимала 8 месяцев. За это время тела высушивались в особых камерах, обрабатывались уксусом или растворами, содержащими мышьяк. Затем мёртвых наряжали в погребальный костюм и размещали в лежачем, сидячем или стоячем положении в коридорах катакомб. Родственники часто посещали своих мертвецов — приносили им подношения и переодевать в новые одежды по праздникам.

Описание

Катакомбы капуцинов включают в себя нескольких коридоров с переходами, образующими прямоугольную форму. Самая древняя часть катакомб представлена коридором монахов. Кладбище предусматривало раздельное захоронение мужчин и женщин (мирян), детей, священников. Обустроен отдельный коридор для трудовой элиты Палермо – учёных, скульпторов, художников, врачей. По легенде здесь хранится тело великого живописца Диего Веласкеса.

В начале 20 века власти официально запретили осуществлять захоронения подобным образом. Последней «гостьей» обители капуцинов, стала маленькая девочка Розалия Ломбардо. Двухлетний ребёнок умер с удивительно чистым и одухотворённым выражением лица. Безутешный отец заплатил целое состояние врачу Альфредо Салфиею, чтобы тот сохранил крохотное тело в идеальном виде.

Результат бальзамирования превзошёл все ожидания — второй век девочка, лежащая в стеклянном гробу, кажется не мёртвой, а спящей. Запечатлённая невинность настолько затронула сердца жителей Палермо, что они переименовали в её честь монастырскую часовню капуцинов, которая ранее была посвящённая Богородице скорбей.

Что посмотреть

Невзрачная зеленая дверь в конце тупика — что там интересного? Но взглянув в скважину этой двери, вы увидите потрясающе обрамленный, хотя и комично крошечный вид, состоящий из двух государств и одной страны. Возвышается над ними купол Базилики Святого Петра, идеально расположенный в центре.


Взглянув в маленькую скважину, вы сможете увидеть два государства и одну страну

Дверной проем ведет к Приорату Мальтийских Рыцарей — комплексу Мальтийского ордена на Авентинском холме. Там же расположена Магистральная вилла — резиденция католического монашеского объединения. Сегодня элегантное здание представляет собой небольшую церковь, известную как Санта-Мария-дель-Приорато. Это работа архитектора Джованни Баттиста Пиранези, также известного своими романтическими гравюрами.


Двери, в которых находится скважина, ведут к Приорату Мальтийского ордена — комплексу Мальтийского ордена на Авентинском холме


Фото Магистральной виллы — резиденции католического монашеского объединения

Архитектурные мотивы церкви вызывают в памяти корабли и море, а оформление включает в себя множество эзотерических и масонских символов. Вид из замочной скважины идеально сочетается с садом, расположенным в ]Ватикана.

Интересные факты

  • Изначально Мальтийский орден был госпиталем, принимавшим паломников со всего света в Иерусалиме.
  • Для защиты стен госпиталя братство преобразовали в орден, который позже превратился в суверенное государство.
  • В замочную скважину попадает так много государств, потому что Ватикан занимает 0.44 км², а Мальтийский орден состоит и вовсе из двух зданий.


На площади Кавальери есть лавочки в тени деревьев, где можно переждать очередь за просмотром скважины

Полезные советы

  • Стоит настроить камеру заранее — подойдет телеобъектив на 35 мм. Настройки камеры нужно задать вручную, так как автоматические профили легко обмануть лучами света, что пробиваются через кусты, попадающие в кадр.
  • По правую сторону от очереди расположена базилика Святых Вонифатия и Алексия.
  • Небольшой сад Джардино-Сторико-ди-Сант-Алессио, расположенный неподалеку, предлагает прекрасный вид на Тибр — после посещения достопримечательности стоит там прогуляться.

Катакомбы Святого Каллиста (Сан-Каллисто)

Катакомбы Сан-Каллисто – самые популярные у туристов (а значит и самые загруженные), но и представляющие наибольший интерес. Они же считаются самыми древними и протяженными (свыше 20 км, 4 уровня, уходящие в глубь земли на 20 метров). Здесь находились останки 16 римских пап, а также более 50 христианских мучеников. Эти катакомбы получили свое название в честь диакона и впоследствии Папы Римского Каллиста, который в III веке н.э. значительно их расширил и благоустроил.

Подземный некрополь включает в себя несколько значимых областей, состоящих из крипт и кубикулов. Склеп пап – самый важный и почитаемый склеп кладбища, называемый «маленький Ватикан», поскольку здесь находилось официальное захоронение девяти пап и, возможно, восьми высокопоставленных лиц Римской церкви III века.

В крипте Святой Цецилии, покровительницы церковной музыки, умершей мученической смертью, на протяжении нескольких веков хранились ее останки, пока в 821 году они не были переданы церкви в Трастевере, построенной в ее честь.  

Статуя Св. Цецилии – копия знаменитой работы, выполненной Стефано Мадерно в 1599 году

Рядом со склепом пап находятся кубикулы Таинств – 5 маленьких комнат, служащих фамильными склепами. Они ценны своими фресками начала III века, которые изображают раннехристианские символы и сцены таинства Крещения и Евхаристии. 

Кубикулы Таинств

Адрес: Via Appia Antica 110/126

Время работы: 9.00 — 12.00, 14.00 — 17.00. Закрыто по средам, 25 декабря, 1 января, в Пасхальное воскресенье. Катакомбы Сан-Каллисто будут закрыты с 25 января по 21 февраля 2018 года.

Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 7 до 15 лет – 5 €, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.

4. Катакомбы Святого Себастьяна

Эти катакомбы названы в честь Святого Себастьяна, римского легионера, исповедовавшего христианство и принявшего мученическую смерть. Римляне не использовали слово «катакомбы» в современном значении, их кладбища и захоронения назывались «цеметерий» (усыпальница). Могила Святого Себастьяна находилась в месте, которое называли ad catacumbas, что означает «рядом с углублениями (котлованами)» – из-за шахт по добыче туфа (травертина), который использовали для строительства римских зданий. С тех пор и пошел обычай называть подземные захоронения катакомбами.

У входа в катакомбы сохранилось помещение, называемое triclia. Многие ученые полагают, что именно здесь временно размещались останки апостолов Петра и Павла (больше узнать о них можно на нашем квесте «Ангелы и демоны. Тайны Ватикана»), о чем могут свидетельствовать символы и надписи, посвященные самым почитаемым в католичестве святым. Также в этих катакомбах расположена крипта св. Себастьяна, где до переноса в церковь хранились его мощи. Крипта отреставрирована, на части античной колонны находится бюст св. Себастьяна, выполненный Бернини.

Адрес: Via Appia Antica, 136

Время работы: 10:00 – 17:00. Закрыто по воскресеньям, 25 декабря и 1 января. 

Стоимость: взрослые – 8 €, дети от 7 до 15 лет – 5 евро, бесплатно детям до 6 лет. В стоимость включено посещение с гидом.

Церковь Сан-Джованни-Деколлато (La Chiesa di San Giovanni Decollato)

У этой церкви также есть своя особенность: вы сможете попасть сюда только если будете в Риме в июне, так как церковь открывается только раз в году, а именно 24 июня, на праздник Святителя Иоанна. В свое время здесь неустанно молились монахи о душах осужденных на смерть и сопровождали несчастных в их последний путь на виселицу. Снаружи церковь выглядит неприметно, но внутри она очень красивая. Стены украшены фресками из жития Иоанна Крестителя. Именно здесь находится фреска «Иоанн Креститель» — копия одного из шедевров Караваджо.

Из христианских реликвий в церкви Сан-Джованни-Деколлато хранятся: приговор смертной казни Джордано Бруно и корзина, куда упала отрубленная голова юной Беатриче Ченчи. На мраморной плите, скрывающей массовое захоронение, написано «Domine, cum veneris iudicare, noli me condemnare» – «Господи, пришедший судить, не осуждай меня».

Как добраться:

Церковь находится в центре города, в районе Римских Форумов, возле Foro Boario и Bocca della Verita’, по адресу Via di San Giovanni Decollato 22. Метро линия B, остановка Circo Massimo.

Физиология и описание обезьяны

Представители экзотической фауны обязаны своим названием древнему монашескому ордену, основанному в первой половине 16-го столетия. Представители францисканской ветви облачались в темно-бурую рясу, снабженную необычным остроконечным капюшоном. Визуальное сходство окраса шерстки на макушке приматов с данной деталью монашеского облачения и послужило причиной присвоения обезьянам соответствующего наименования. Обезьян рода капуцинов также именуют широконосыми, поскольку их носовая перегородка между ноздрями характеризуется немалой шириной. Тело, как и хвост, в длину достигает 60-65 см. Вопреки всеобщему мнению, капуцин не может повиснуть на ветви, удерживаясь за нее только хвостом.

Туловище широконосых обезьян покрыто густой шерстью бурого, серого, черного или светло-коричневого цвета. Мордочка, как правило, окрашена в светлые тона. Вес капуцинов варьируется от 1,5 до 6 кг, иногда встречаются более крупные особи. Самцы чаще крупнее самок.

Своим названием эти экзотические животные обязаны ордену монахов древних времен. Этот орден основан в начале 16 века. Одежда представителей францисканской ветви была снабжена остроконечным капюшоном необычной формы и имела темно-бурый цвет. Обезьянки, о которых пойдет речь в этой статье, имеют такой окрас шерстки на макушке, напоминающий данную деталь монашеского облачения. Это и стало причиной присвоения приматам такого названия.

Обезьянки породы бурые капуцины широко известны среди любителей животных, особенно экзотических. Они очень милы, поэтому снискали к себе неподдельную любовь со стороны почитателей. Их легко отличить от других разновидностей приматов рода капуцинов. Они имеют на голове два рогоподобных хохолка. К тому же эти обезьяны являются одними из самых крупных среди представителей своего семейства.

Бурый капуцин над своими ушами имеет длинные, прямые, черные цвета волосы. Они формируют характерные хохолки у этого типа обезьян. Всего у них два таких хохолка, благодаря которым этих обезьянок прозвали хохлатыми. Мордочка апеллы визуально кажется квадратной. Этим она обязана двум полоскам черного цвета, проходящим со стороны головы.

Вес, который имеют взрослые бурые капуцины, составляет от 1,5 до 5 килограмм. Однако встречаются особи с весом до 7 кг. Тело обезьян имеет длину от 30 до 35 сантиметров, а хвост – от 30 до 55 сантиметров. Это единственные представители рода капуцинов, способные свернуть свой длинный хвост кольцом. Кстати, обезьянки этого типа называются цепкохвостыми, так как сам хвост у них хватательный. Как правило, самцы намного больше, чем самки.

Родиной капуцина являются тропические южноамериканские леса, где эти обезьянки до сих пор встречаются в значительном количестве. Обезьяны капуцины объединяются в группы, состоящие из десяти или более особей, которые занимают определенную территорию. Основной ареал обитания обезьян капуцинов представлен обширными пространствами влажных тропических лесных зон, располагаемых на территории Гондураса и на всём протяжении до Венесуэлы и южной Бразилии.

Капуцины – род обезьян, объединяющий примерно тридцать подвидов, которые группируются в четыре вида. В последние годы обезьяна капуцин, или Cebus, стала чрезвычайно популярна в домашнем разведении, как в нашей стране, так и у зарубежных любителей экзотических приматов.

Самка капуцина с детенышем

Полной противоположностью капуцинам являются высшие приматы Старого Света, именуемые «узконосыми обезьянами». Высота примата не превышает 60 см. Длина хвоста, как правило, также составляет 60 см. Средний вес взрослого животного может варьироваться в пределах 1,5-5,0 кг. Самки чаще всего, мельче самцов.

Предлагаем ознакомиться Диагностика и лечение триадита у кошек

История катакомб

Исторические корни сицилийского «царства Аида» тянутся из XVI века. В то время, основанный на Апеннинском полуострове орден Капуцинов подался на о. Сицилия, где стал довольно востребован. Его представители были против погребения вдалеке от родного монастыря, потому было принято решение организовать кладбище непосредственно на его территории. Первая могила в катакомбах появилась в конце XVII века, позже сюда переместили и другие останки прежде почивших монахов. Со временем в крипте стало не хватать места, и Капуцины понемногу выкопали довольно протяженный коридор. Со временем здесь же стали хоронить покровителей монастыря. Для их погребения также были выкопаны добавочные коридоры и кубикулы.

До 1739 года захоронения в склепе санкционировались либо местными архиепископами, либо руководителями ордена. Позже это право перешло к настоятелям монастыря. С XVIII по XIX века капуцинское подземелье взяло на себя роль престижного кладбища, где хоронили духовенство и высокопоставленных жителей Палермо. В 1837 году запретили погребение усопших в обозримом виде. Несмотря на это запрет зачастую обходили, оставляя «окошко» либо убирая стенку гроба, чтобы видеть покойного.

Погребать в катакомбах перестали только в конце XIX века (1882). После 1880 года были сделаны исключения для некоторых подавших прошение, и здесь было размещено еще несколько забальзамированных тел, среди которых находилась Розалия Ломбардо. Именно это дитя стало финальным человеком, погребенным в катакомбах Капуцинов.

Галерея Спада

Необычный коридор Galleria Spada авторства знаменитого Франческо Борромини находится у одноименного палаццо. В чем же особенность галереи? Мастер-архитектор пошел на хитрость и, занимаясь отделкой внутреннего дворика, оригинально использовал возможности перспективы.

Как вы думаете, какой длины эта галерея? Колонны и арки, кажется, тянутся на 30 м, но это не более чем оптическая иллюзия: в действительности длина меньше 9 м. А статуя – какого она роста? Человеческого, правда? Ха! Высота статуи – всего лишь 60 см. А потолок в конце колоннады настолько низок, что стоять там сможет только ребенок.

Поднятый пол, сужающиеся стены, уменьшающееся расстояние между разновеликими колоннами, сложная математика туннельных сводов – шутка гениальному Борромини определенно удалась!

Как добраться? Ориентируйтесь на piazza Capo di Ferro, palazzo Farnesi и Campo de’ Fiori.

Катакомбы капуцинов — мистическая достопримечательность Палермо

Рассматривать трупы давно умерших людей в разной степени сохранности развлечение, мягко говоря, на любителя. Тем не менее, подземное кладбище под монастырём капуцинов — весьма популярная достопримечательность Палермо. Началось всё с того, что крипт монастыря оказался переполнен. Сначала для погребения монахов вырыли короткую галерею, потом быть похороненными без гроба захотели жертвователи монастыря и просто видные граждане. В итоге пришлось рыть катакомбы, в которых на сегодняшний день находится более 8 000 трупов. Причём в Палермо это не скелеты, как, скажем, в Неаполе. Тела умерших обрабатывают в различных растворах для того, чтобы замедлить разложение. Кроме того, их не только укладывают горизонтально, но и усаживают, устанавливают, и даже подвешивают.

Картина получается совершенно фантасмагорическая: посетители проходят по коридорам, со стен которых свисают грозди мертвецов.

Астрономическая обсерватория

В 1801 году обсерватория получила мировую известность благодаря открытию Цереры – первого астероида, обнаруженного в Солнечной системе. Поэтому видную роль в экспозиции музея занимает экваториальный круг Рамсдена, с помощью которого и был открыт астероид. Исключительный интерес представляют два старинных глобуса — глобус картографа Ригоберта Бонне и небесный глобус Джерома де Лаланда. Оба экспоната выполнены из ценных ореховых пород, отличаются чрезвычайной элегантностью внешнего вида и точностью изображений.

Коллекция составлена из разнообразных измерительных приборов, необходимых для изучения астрономии, метеорологии, сейсмологии, топографии и физики. В помещении находятся ахроматические и экваториальные телескопы, хронографы, морские хронометры, средневековые барометры, спектроскопы. Старинные инструменты напоминают настоящие произведения искусства, поскольку выполнены из различных драгоценных металлов и редких пород дерева.

Современные научные интересы обсерватории концентрируются вокруг исследования солнечной кроны, изучения эволюции звёзд, наблюдения за останками сверхновых, моделирования астрофизических процессов и разработки аппаратуры для рентгеновских телескопов.

  • Адрес: Piazza del Parlamento, 1.
  • Экскурсия длится один час, проводится на 3 языках: английском, французском и итальянском.
  • Записаться можно на официальном сайте: www.astropa.inaf.it
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector