История красного костела

История костёла

Строительство кафедрального костёла Святого Станислава было начато в 1635 году. Строился он при Пинском коллегиуме иезуитов на средства пинского старосты канцлера Великого княжества Литовского Альбрехта Станислава Радзивилла. Закончен в 1648 году. На то время являлся самым большим костёлом Великого княжества Литовского.

В мае 1657 года в склепе костёла захоронен католический святой Андрей Боболя; впоследствии его мощи перевезены в Варшаву.

В 1787—1799 годах костёл принадлежал униатам. После присоединения Белоруссии к Российской империи монастырь с костёлом у иезуитов отобрали и отдали базилианам. В 1800 году монастырь был освящён как православный Богоявленский (сюда перевели минский мужской Богоявленский монастырь). Когда Пинск оказался под Польшей (1918—1938), в костёле Святого Станислава снова стали служить католики.

Русский писатель Н. С. Лесков, проезжавший Пинск, писал:

О костёле в 1939 году есть любопытное воспоминание пинчанина-эмигранта Джулиуса Марголина (1900—1971):

В ту пору костёл внутри почти весь выгорел, обвалилась крыша.

В 1953 году при реконструкции города костёл взорвали.

Семейная трагедия и чудесное творение

Теперь давайте всё же вернёмся к истории костёла святого Симеона и святой Елены. С декабря 1910 года в нём начали проводиться службы. Храм мог вместить в себя одновременно до полутора тысяч человек.

Стены были украшены восхитительными окнами в форме розы, на потолке — люстры из меди. Изумительные витражи были выполнены в белорусских мотивах. Большой орган с медными трубами поражал прихожан своим великолепным звучанием.

Главный портал был украшен гербом семьи Войниловичей. На башнях звонили три колокола. Каждый из них имел своё имя: «Эдвард» в честь самого инициатора строительства, «Симон» как его погибшего сына и «Михаил» в честь покровителя Минского архиепископства.

Красный цвет костёл приобрёл тоже не просто так. Рассказывали, что незадолго до начала болезни, Елена увидела это здание во сне и поутру нарисовала его. Эти наброски и стали основой проекта.

Основным условием для начала строительства безутешных родителей было то, что городские власти должны принять именно тот проект, который предложили Эдвард и Олимпия, взяв за основу рисунки дочери.

Специально для костёла святых Симеона и Елены красный кирпич, упакованный в бумагу, и черепицу привозили из польских городов.

Войнилович не захотел принимать пожертвования на строительство от других людей. Только от своих друзей он согласился взять 1000 рублей на башенные колокола и 200 рублей на храмовый орган.

Ещё в дар Эдвард принял старинную икону Божьей Матери и деревянное изумительное распятие, которое когда-то предназначалось для Фарного костёла в Слуцке.

Рядом с Красным костёлом построили каменную плебанию — жилой дом с постройками для священнослужителя. Железная ограда с красивыми кованными воротами окружала всю храмовую территорию.

Кстати, уважая все направления веры, Войнилович построил позже православную церковь и синагогу в городе Клёцке.

После революции в России роскошный костёл разграбили — большая часть ценностей исчезла. Но службы ещё некоторое время продолжались.

В 1932 году здание было отдано польскому театру, затем киностудии «Советская Белоруссия». А в 1975 году там разместился Дом кино. При этом помещение костёла разделили на 2 зала по 250 мест, а одну из башен переоборудовали под Музей кино.

В 80-х годах 20-го столетия планировался полный снос здания. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.

И ещё один интересный факт: за всё время своего существования, за более чем вековую историю, пережив такие страшные времена, такую ужасную войну Красный костёл выстоял и сохранился, не получив ни одного более-менее серьёзного разрушения.

Главный алтарь гродненской Базилики

Доминирующее место в декоративно-художественном ансамбле интерьера занимает главный алтарь, выполненный полностью из дерева. Это единый и исключительный в своем роде памятник барокко европейского уровня – творение мастера Яна Смита из города Решаль (Польша). Средства на изготовление алтаря пожертвовали мстиславский каштелян Самуил Лозовый и его жена Констанция. Композиция выполнена в виде трех ярусной сложной группировки колон и пилястр коринфского ордена. В центре первого яруса на постаменте установлена фигура св. Франциска Ксаверия, между колонами на консолях – десять апостолов: святые Петр, Павел, Иаков (Заведеев), Андрей, Иаков (Алфеев), Варфоломей, Филип, Фадей, Симон; на боковых консолях фигуры меценатов Самуила и Констанции Лозовых.

В центре второго яруса установлена фигура Иисуса Христа, слева и справа – фигуры четырех евангелистов: святых Иоанна, Марка, Матвея, Луки и четырех докторов католической церкви: Григория, Иеронима, Августина, Амвросия. Венчает композицию «Глория», символизирующая победу добра над злом, и обрамляет витражное окно, над которым представлен Святой Дух. С двух сторон в окружении ангелов преклоняют колени женщины, олицетворяющие четыре континента мира.

В 2006 г. из-за неисправной электропроводки произошло возгорание главного алтаря. Четвертая часть деревянного шедевра оказалась поврежденной. Благодаря стараниям настоятеля прихода ксендза Яна Кучинского, спонсорской помощи прихожан и городских властей, усилиям скульпторов и реставраторов из Беларуси и Польши удалось восстановить недостающую часть алтаря, используя уцелевшие фрагменты скульптур. После реставрации алтарь окрасили в более светлые тона под мрамор, филигранную резьбу на элементах колон и пилястр, декорировали сусальным золотом. Так что случившийся пожар стал толчком к обновлению главного алтаря, за которым на сегодняшний день отреставрировано еще два: в часовне Святого Михаила Архангела и алтарь Святой Троицы.

Помимо главного в храме установлено 12 алтарей:

Храм Всех Святых

В 1991 г. на Всехсвятской улице был заложен первый камень будущего храма Всех Святых, но активное строительство началось лишь в 2006 году. 2 июля 2010 г. церкви и храмы Минска пополнились новым, красивейшим и современным культовым сооружением, одним из самых высоких на территории СНГ.

Всехсвятская церковь построена в форме шатра, увенчанного пятью золотыми куполами с крестами, высотой в 74 метра. Это не только один из самых высоких храмов, но и самый вместительный — во время богослужения может принять до 1200 человек.

Храм Всех Святых в Минске стал храмом-памятником 10 млн белорусам погибшим в войнах, революциях и насильственных переселениях.

Церковь поражает своим великолепием и богатством убранства. Храм украшают иконостасы уникальные и неповторимые. Это работы палехских мастеров. Все деревянные панели, церковная утварь и убранство выполнено вручную и являются произведениями современного искусства.

Церковь Александра Невского

Единственный православный храм, полностью сохранивший свой первоначальный внешний вид находится на улице Козлова 11, на территории Военного кладбища. Уникальная церковь Александра Невского была освящена в 1898 году.

Храм спроектирован белорусским архитектором Струевым Виктором в 1896 году в стиле барокко XVIІ—XVIII веков. На возведение было определено более 11 тысяч рублей войсками местного военного подразделения, родными погибших воинов.

Внутри церкви размещены имена 118 погибших бойцов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка на мемориальных досках. Погибли воины-белорусы во время захвата болгарской Плевны. Церковь строилась в 1877–1878 годы в почтение победы России над Турецкой Республикой.

Удивительным есть тот момент, что во время Великой Отечественной войны внутрь храма попало взрывное оружие и, к счастью, не взорвалось. Бомба проникла в помещение через купол и упала возле иконы Николая Угодника. В наше время в минской церкви Александра Невского проходят богослужения, упоминаются все имена погибших воинов во время российско-турецкой войны.

Краткое описание

Тихую и уютную деревню Будслав, что в 200 км от Витебска, ежегодно посещают паломники из России, Украины, Польши, Литвы и Латвии. Здесь находится один из самых почитаемых белорусских костёлов, в стенах которого хранится чудотворная икона Матери Божьей Будславской.

Вид на храм с юго-запада

Храм объявлен папой римским национальным санктуарием, что в переводе с латыни означает «святое место», «святилище». Место это действительно святое — в 1588 году в Будславе было явление Богородицы. История Будслава началась в 1504 году, когда Великий князь польский и литовский Александр основал в дремучем лесу на реке Сервечь поселение монахов-бернардинцев. Монахи, направленные сюда из тогдашней столицы Великого княжества Литовского Вильно, должны были вырубать лес и сплавлять его вниз по реке Вилии.

Первым делом братья-бернардинцы построили для себя деревянные жилища-шалаши (по-белорусски — «буды»), откуда и пошло название посёлка — Буда. К концу XVI века монахи воздвигли деревянную часовню-костёл, и вскоре это место так прославилось своими святынями, что его стали величать не иначе как Буда Славная, а позднее — Будслав. Однажды десятки прихожан стали свидетелями чуда, после чего Будслав признали источником божьей благодати.

Фасад храма

«После утренней литургии люди увидели в небе облако, излучавшее свет на часовню и кельи. В облаке появилась Пресвятая Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, окружённая ангелами», — так описывал явление Богородицы бернардинский летописец Томаш Дыгонев. В 1643 году архитектор из Полоцка Андрей Кромер перестроил костёл в камне. К 1767 году число прихожан и паломников настолько возросло, что для них построили новый костёл, в 8 раз превосходящий старый по площади. Старое здание не полностью исчезло, с использованием его фрагментов рядом с костёлом воздвигли часовню святой Варвары, где и сегодня можно увидеть древний алтарь.

Свирь. Костел Святого Николая

Монументальный костел в живописном поселке Свирь — памятник эклектичной архитектуры с элементами необарокко. Его возводили в начале XX века, используя элементы более древнего барочного храма: на охранительной табличке через звездочку можно увидеть две даты постройки — 1653 и 1909 год.

Службы здесь проводились и при Советах — вплоть до 1961 года. Потом костел, все же, был закрыт и не избежал судьбы многих храмов Беларуси: его переоборудовали под хозяйственные нужды. Причем складом дело не обошлось — здесь размещался цех по производству автомобильных номеров. В наше время после масштабной реставрации здание вернули верующим.

История

Самая первая религиозная постройка в этих местах была деревянной: она была возведена в 20-х годах XVI века. А вот нынешний костел Святой Троицы в Гервятах появился на рубеже XIX и XX столетий. Именно в этот временной промежуток в белорусской глубинке началось строительство грандиозного каменного сооружения по проекту польско-литовского архитектора Вацлава Михневича.

В исторических источниках сказано, что специально для строительства костела неподалеку был построен кирпичный завод, чтобы без задержек поставлять высококачественный материал. Ежедневно на объекте работали не менее 70 человек. «Донором» извести, необходимой для строительства, стала протекающая рядом река Лоша. Даже была придумана специальная технология производства прочного материала: в него добавляли куриные яйца, которые в обязательном порядке должны были сдавать местные жители.

Территория вокруг костела, April. B

Крыша костела изготовлена из черепицы, которую специально привозили из Германии. Удивительно то, что за годы своего существования костел ни разу серьезно не пострадал: ни от природных бедствий, ни от революций, ни от войн. А ведь церковь несколько раз переходила от одного государства к другому. Но до наших дней она сохранилась практически в первозданном виде, если не считать косметического ремонта.

Архитектурные особенности костела

В результате получилось величественное сооружение в неоготическом стиле: на территории Беларуси подобных практически нет. Высота костела (с учетом колокольни) составляет 61 метр, что делает его третьим среди самых высоких белорусских храмов. У костела Святой Троицы узкие оконные проемы, расположенные в нишах. Постройка состоит из трех неф, которые отделены друг от друга пятиколонными рядами и трансептом

Поклонники церковной архитектуры должны обратить внимание на многочисленные контрфорсы многоступенчатой формы, которые плавно перетекают в аркбутаны

Архитектура потолков костела, samike

Непосредственно перед Троицким костелом в Гервятах можно увидеть несколько деревянных крестов с разнообразной резьбой. Скорее всего такое решение связано с архитектурным проектом Михневича: такое часто можно встретить в литовских церквях. Часто это местечко называют «маленькой Швейцарией» или «Норт-Дамом Беларуси». Это связано и с красотой самой постройки, и с прилегающей территорией: рядом с костелом есть ландшафтный парк с разными декоративными и редкими для белорусского климата.

При посещении этого места обратите внимание и на водяную мельницу, которая сохранилась до наших дней: она была построена во второй половине XIX столетия. Также рядом с костелом есть военное кладбище, на котором захоронены солдаты, погибшие в годы Первой мировой войны

samike

Камаи. Костел св. Иоанна Крестителя

Построенный еще в 1606 году, готико-ренессансный костел в Камаях никогда не прекращал свою работу, даже во время ВОВ и послевоенную эпоху — большая редкость в нашей стране. Внутри сохранились оригинальные фрески Альфреда Ромера, белорусского художника XIX века, прославившегося росписями на религиозную тематику. Еще одно звучное имя в истории камайского костела — Казимир Свояк. Известный белорусский поэт и общественный деятель несколько месяцев служил здесь настоятелем во время Первой мировой войны. 

При посещении костела обратите внимание на бойницы и внушительную толщину стен — в костеле присутствуют элементы оборонительного сооружения. Костелы в Камаях, Гнезно, Сморгони, церкви в Сынковичах и Мурованке, синагоги в Слониме и Быхове

Рассказываем о культовых постройках с элементами оборонительного зодчества по всей стране

Костелы в Камаях, Гнезно, Сморгони, церкви в Сынковичах и Мурованке, синагоги в Слониме и Быхове. Рассказываем о культовых постройках с элементами оборонительного зодчества по всей стране.

Храм не духовный магазин

«Постоянная работа, присутствие священников, катехизирование детей и взрослых, проповеди в евангелизационном стиле, когда проповедуется благая весть о том, что любовь Бога к нам является даром, ее не нужно зарабатывать, приводит к тому, что люди открываются Богу и приходят в приход все больше, – говорит отец Ариуш Малыска. – Больше всего радует, что приходит много молодых семей. Они передают свою живую веру детям, и те живут уже другой жизнью. У них более глубокий смысл жизни, они развиваются как личности, которые понимают самих себя».

«Углубляются отношения между супругами, – продолжает настоятель костела св. Пио. – Мужья и жены учатся разговаривать между собой, иметь связь, в приходе стало меньше разводов. Это стремление к прощению и воссоединению, являющееся фундаментом счастливой человеческой жизни, передается снова же их детям. Люди чувствуют, что костел – это не очередной магазин, где можно что-то купить. А видят, что он может быть семьей, где один другого знает, поддерживает.

У каждого монашеского ордена есть свой харизмат, дар, которым он служит людям и Церкви. Кто-то больше занимается больными, бедными, кто-то молодежью, детьми, кто-то семьями и т.д.  Харизматом капуцинов является подражать Христу бедному и смиренному. Поэтому мы хотим быть доступными всем людям: и семейным, и одиноким, и детям, и взрослым. Хотим быть с людьми, участвовать в их жизни, трудностях и радостях, когда им хорошо и когда им плохо. Этот харизмат виден людям, и поэтому они приходят. Прихожане имеют спутника жизни – Христа, которого стараются нести братья-монахи. Капуцины сами стремятся жить между собой в братстве, создают тепло. И это не может не притягивать. Но мы хотим концентрировать людей не на себе, а на том, кого мы сами любим, – на Христе».

Храм внутри

История

Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».

В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.

В советское время здание подверглось перестройке: появились пристройки на левом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е годы сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти видов искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.

В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви в безвозмездное пользование, но без передачи в собственность. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки». В 2012 году здание костёла было передано из республиканской собственности в коммунальную собственность города Минска.

В 2017—2019 годах «Мінская спадчына» (специализированное предприятие Мингорисполкома по эксплуатации и ремонту памятников истории и архитектуры) провело реставрацию костёла. После окончания реставрации Мингорисполком начал ежемесячно начислять религиозной общине счета на крупные суммы («компенсации за земельный налог, амортизацию и налог на недвижимость»), которые к июлю 2020 года достигли 156 тысяч рублей (около 65 тысяч долларов). Предполагается, что в случае невыплаты этой суммы и последующих платежей у общины могут отозвать право пользования костёлом. Ежемесячно начисляемая сумма была рассчитана исходя из суммы затрат городского бюджета на реставрацию костёла: в Мингорисполкоме считают, что община должна возместить затраченные средства, поскольку она не освобождена от льгот по возмещению затраченных средств, что, в свою очередь, вызвано тем, что община не является собственником здания. Представители Минско-Могилёвской архидиоцезии утверждают, что приход не имеет возможности оплачивать подобный налог (13 тысяч рублей в месяц) на регулярной основе, указывают, что прихожане активно участвовали в реставрации костёла (помимо официально проводимой реставрации), а также ссылаются на постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1194 от 22 декабря 2012 года, освободившее костёл от уплаты некоторых налогов, в т. ч. налога на недвижимость. При этом община продолжает уплачивать текущие коммунальные счета. В ответ на очередное ходатайство общины о передаче костёла в собственность прихода Мингорисполком заявил, что «не видит оснований для передачи здания костёла и приходского дома в собственность религиозного сообщества». О существовании проблемы стало известно 12 июля 2020 года. 24 июля 2020 года стало известно, что община проиграла связанное с этим вопросом дело «о самовольном строительстве» в суде Московского района и подала апелляцию в Минский городской суд.

8. Несвиж. Фарный костел (Божьего Тела)

Несвижский Фарный костел считается первым памятником раннего барокко в Восточной Европе. Начало его возведения приходится на 1584 год: к тому времени владелец Несвижа Николай Радзивилл Сиротка окончательно порвал с протестантизмом и всячески поддерживал орден иезуитов. Однако первая попытка строительства не увенчалась успехом: практически готовое здание не впечатлило Николая и было разобрано. Все изменилось, когда за дело взялся приглашенный князем итальянский архитектор Ян Мария Бернардони. Тот ответственно подошел к вопросу и спроектировал храм, опираясь на достижения мастеров Италии: прототипом костела считается знаменитый храм Иль Джезу в Риме.

Крипта костела веками служила усыпальницей знатного рода. Последнее захоронение датируется 2000-м годом — сюда привезли урну с прахом Антония Радзивилла, умершего в Лондоне.

Дворец в Несвиже был впервые снят с самолета в 1927 году. Спустя 93 года мы решили повторить 5 найденных фотоснимков и были удивлены — отличий практически не найти!

История Красного костела в Минске

Эдвард Войнилович прожил долгую жизнь: он пережил как счастливые, так и трагические дни. Именно из-за несчастья, постигшего его семью, он решил вложить деньги в строительство нового храма. Двое его детей – мальчик и девочка ушли из жизни слишком рано. Симеону было лишь 12, Елене – 18 лет. Есть сведения, что дочь мецената мечтала о красивом красном костеле, эту мечту воплотил в жизнь ее отец.

Имеет большое значение, что личное желание минского дворянина полностью совпало со стремлением горожан построить новый католический собор. С конца 19 века они обращались в Городскую думу с такой просьбой. Несколько тысяч жителей Минска были заинтересованы в строительстве. Требовался не только участок, но и значительные средства.

Утрата подвигла Эдварда Адамовича к особому поступку: на строительство пошли все деньги, которые он мог бы оставить в наследство своим детям. Новый яркий храм Святого Симеона и Святой Елены стал украшением города. В 2006 г. здесь перезахоронили останки самого мецената – представителя древнего шляхетского рода. Внутри храма установлен бюст Войниловича. Его дети покоились на фамильном кладбище в Савичах, откуда в костел перевезли надгробную плиту сына Эдварда – Симеона.

Заслуги белорусского шляхтича

Эдвард Войнилович был выдающейся личностью своего времени – вице-председателем, а с 1907 года председателем Минского общества сельского хозяйства. Его деятельность по достоинству оценили не только земляки. Он являлся их представителем в Государственном Совете Российской империи. Председатель Госсовета, председатель Совета министров П.А. Столыпин предлагал ему занять высокий пост в министерстве сельского хозяйства.

После событий 1918 года, когда имение Войниловичей было разграблено, а Эдвард и его супруга чудом спаслись от налетчиков, они переехали в Польшу. Умер известный белорусский политический деятель в возрасте 81 года, оставив книгу воспоминаний и красивый собор на родной земле.

Видзы. Костел Святой Троицы

Завершает подборку потрясающий образец неоготики. Вместе с храмами в Гервятах и Шиловичах костел в Видзах считается одним из самых высоких в Беларуси: его высота составляет 59 метров.

Троицкий костел строился почти 14 лет: с 1900 по 1914 год. Начавшаяся вскоре Первая мировая война нанесла храму серьезный урон: здание несколько раз подвергалось обстрелам — линия фронта проходила совсем рядом с местечком. В 1920-е годы костел восстановили, а в память о военных действиях в стены вмуровали снаряды.

Храм в Видзах освящен в честь Святой Троицы. Но можно встретить и другое его название — Рождества Пресвятой Девы Марии. Дело в том, что костел находится в распоряжении одноименного прихода.

После Второй мировой войны храм не избежал преобразования под хозяйственные нужды: сначала здесь размещался льняной склад, позже — спортивный зал. В итоге от оригинального убранства почти ничего не осталось. Сегодня, после проведенной реставрации, костел действует по своему прямому назначению.

Менее раскрученные, но от этого не менее прекрасные белорусские костелы в нашем отдельном материале.

Только полезное »

Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector