Достопримечательности кронштадта с фото и описанием

Морской Никольский собор


Морской Никольский собор

Морской Никольский собор — масштабная постройка начала прошлого века, исполненная в византийском стиле (очень похож на Софийский собор в Константинополе). Является самым высоким зданием в Кронштадте: 70,6 метра вместе с крестом, диаметр купола —  26,7 метра. Его видно в приморских районах Санкт-Петербурга, а также в Петергофе и Ломоносове.

Морской собор был торжественно заложен в присутствие Иоанна Кронштадтского, Николая II и его семьи 8 мая 1903 года. Строительство велось по проекту архитектора Василия Косякова. Освящение собора произошло в 1913 году в честь Николая Чудотворца.

Все элементы храма подчеркивают морскую тематику: окно-иллюминатор, якоря и канаты на куполе, крест в виде штурвала, мраморные мозаичные полы с рыбами, крабами, морскими звездами, водорослями и кораблями.

Морской собор — это один из наиболее значимых памятников Кронштадта, символизирующий собой отвагу, стойкость и самоотверженность русских матросов. Здесь находятся памятные мраморные доски: 130 черных — с именами погибших моряков с 1695 года, 20 белых — с именами погибших корабельных священников.

Во времена гонений на церковь и ее служителей собор был полностью разорен — с него были сняты кресты и колокола, замазаны фрески и иконы, вывезены реликвии. Памятные мраморные доски сняли и использовали в строительстве: ими мостили окраинные улицы Кронштадта. Много лет храм находился в запустении, а его помещения использовались под нужны различных организаций.

В 30-годы XX века здесь открыли клуб и кинотеатр имени Максима Горького, в народе названный просто «Максимка». Часть помещений использовали под склады. В 50-е годы в храме был военно-морской клуб. В 1975 г. Морской собор получил статус памятника архитектуры местного значения и был отремонтирован на средства ВМФ.

В 1980 году здесь открылся музей «Кронштадтская крепость» — филиал Центрального Военно-Морского музея. Он действует здесь и сейчас. В 1994 году храму был присвоен статус памятника архитектуры уже федерального значения. Был разработан проект воссоздания мемориальных досок.

В начале XXI века храм был передан РПЦ, после чего началась его реставрация, которая завершилась в июле 2013 года.

Другие форты и сооружения

Разумеется, перечисленными сооружениями список фортов Кронштадта не ограничивается. Среди южных фортов следует отметить еще несколько:

  • Форт № 1 («Южный»), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1865-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Два типовых каземата, на два орудия каждый. Принимал активное участие в обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
  • Форт № 2 («Дзичканец»), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1869-1873 годах (инженер Зверев К.Я.). Один каземат, орудия были расположены открыто. В годы ВОВ входил в систему ПВО Кронштадта.
  • Форт «Великий Князь Константин» — одно из самых крупных фортификационных сооружений Кронштадта. Построен в 1808-1809 годах, 1858-1879 годах (военный инженер Сысоев П.), 1897-1901 годах. В настоящее время используется как историко-развлекательный объект и яхтенно-пограничный комплекс. Есть съезд с КАД.

Кроме фортов, в акватории Невской губы близ Кронштадта на искусственных островах расположены многочисленные маяки и створные знаки.

Маяк на насыпном острове

Помимо южных фортов, защищающих Кронштадт с юга и южный фарватер, существуют северные форты, которые защищают остров со стороны северного фарватера:

  • Форт «Тотлебен» («A», «Первомайский»), построен в 1897-1913 годах (инженер Шишкин А.А.).
  • Форт «Обручев» («B», «Красноармейский»), построен в 1896-1913 годах (инженер Шишкин А.А.). Строительство фортов «А» и «В», защищающих Северный фарватер и оснащенных 106 орудиями, стало самой трудоемкой и дорогостоящей работой в истории Кронштадта.
  • 1-й Северный форт (Батарея северная №1). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.). Перестроен в 1861 — 1869 годах (инженер Зверев К.Я.). Был соединён дамбой с островом Котлин. До 2002 года использовался как склад патронов,  в настоящее время заброшен.
  • 2-й Северный форт (Батарея северная №2). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1862-1867 годах (инженер Зверев К.Я.).
  • 3-й Северный форт (Батарея северная №3). Построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.), 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.). Практически полностью уничтожен при строительстве дамбы.
  • 4-й Северный форт («Зверев»). Построен в 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.) в дополнение к уже существовавшим фортам №№ 1, 2, 3, 5 и 7. Позволял вести не только фронтальный, но и фланговый огонь. Имел более мощное вооружение, чем на других северных фортах. Соединен с фортом №6 подводной каменной грядой.
  • 5-й Северный форт (Батарея северная №5), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1868 годах (инженер Зверев К.Я.).
  • 6-й Северный форт (Батарея северная №6), построен в 1855-1856 годах (инженер Тотлебен Э.И.) и 1864-1869 годах (инженер Зверев К.Я.). В 1960-е годы здесь были построены сооружения из силикатного кирпича военного назначения, полностью исказившие облик форта середины XIX века. Соединен с фортом №4 подводной каменной грядой.
  • 7-й Северный форт (Батарея северная №7), построен в 1854-1856 годах (инженер-генерал-майор Дзичканец И.Г.). Поврежден наводнением в ночь с 26 на 27 ноября 1857 года. Перестроен и усилен в 1860-е годы и позднее. В настоящее время соединен с дамбой КАД.

О дамбе КАД и северных фортах Кронштадта можно также прочитать в статье «Кронштадт: Защитная дамба, форты и первое знакомство с городом».

3-й Северный форт, вид с дамбы

После окончания Русско-японской войны было принято решение о переносе границ приморской обороны дальше на запад. Форты Кронштадта к тому времени технически устарели. В это время были построены форты «Ино» («Николаевский»), «Красная Горка» («Алексеевский»), «Серая Лошадь», «Риф» и другие.

***

Ну а нам пришло время возвращаться обратно в Кронштадт. Ниже — фотографии острова Котлин с воды.

Водопропускное сооружение на защитной дамбеГавани Кронштадта и купол Морского Никольского собора над островомСтворный знакГавани КронштадтаКорабли Балтийского флота ВМФ России в Средней гаваниКронштадтский морской заводКронштадтский морской заводМол и заброшенное здание в Военной гаваниАрсенал и пришвартованные корабли

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Памятники и монументы Кронштадта

Улицы и площади города украшают современные скульптуры и исторические памятники, посвященные значимым событиям и знаменитым людям.

Памятник блокадной колюшке

Находится у Синего моста, перекинутого через Обводной канал рядом с Кронштадтским футштоком. Открытие памятника состоялось в 2005 году, в год празднования 60-летия Победы. Изготовлен он на частные средства. Скульптор – Н.В. Чепурной. Тысячи жизней спасла маленькая рыбка колюшка во время блокады Ленинграда. За пару часов можно было наловить несколько килограмм этой рыбы, ранее считающийся «сорной» и не употребляемой в пищу.

Памятник адмиралу Федору Ушакову

Именно в Кронштадте Ушаков начал карьеру флотоводца. Памятник ему установлен у входа в Никольский Морской собор. Открытие памятника состоялось в 2015 году, в год празднования 270-летия Ушакова. Накануне открытия в соборе прошли богослужения, после которых Дмитрий и Светлана Медведева передали в дар собору ковчег, где хранятся частицы мощей св. Федора Ушакова. Скульптор Владимир Горевой изобразил адмирала серьезным и спокойным.

Памятник «Дерево желаний»

Считается, что необычный памятник способен исполнять заветные желания. Он установлен у Андреевского сквера в 2004 году. Представляет собой чугунное дерево с веселой улыбкой и большим ухом, на месте носа торчит сучок. Над кронами деревами кружат совы, которые держат таблички «вера», «надежда», «любовь». Напротив дерева стоит олененок. Загаданное желание нужно проговорить в оттопыренное ухо, потом обойти вокруг дерева 3 раза.

Памятник Иоанну Кронштадтскому

Открытие памятника приурочено к 100-летию кончины преподобного священнослужителя и состоялось в 2008 году. Расположен он у музея-квартиры Кронштадтского, на перекрестке улиц Посадская и Андреевская. Над памятником работали архитектор Г. Бойко и скульптор А. Соколов. Иоанн Кронштадтский почитается не только в родном городе, сотни людей со всей страны свидетельствуют о чудесных исцелениях от рук пастыря.

Памятник морякам-подводникам Балтики

Военный мемориал посвящен морякам-подводникам, сражавшимся у Ленинграда в период блокады. Средства на его установку собирал личный состав учебных отрядов подводных войск Балтийского флота. Представляет собой гранитную плиту размером 3*5 метров с выбитыми на ней памятными слова и барельефом якоря. Расположен памятник на проспекте Ленина в сквере подводников, где выставлены рубки подводных лодок и образцы вооружения.

Вечный огонь на Якорной площади

На центральной площади города с 1917 по 1921 году были захоронены останки более 600 революционеров, погибших во время вооруженных восстаний. В 1974 году на месте Братской могилы открыли памятник Жертвам революций, а в 1980 году зажгли Вечный огонь. Горит он не в привычной для многих городов чаше, а в оригинальной скульптурной форме, похожей на пирамиду. На гранях ее выбиты фамилии погибших.

Как добраться до Кронштадта

Летом можно преодолеть воды Финского залива на катере, записавшись на экскурсию. Для самостоятельного осмотра легко добраться туда на маршрутном такси, которые идут от метро «Проспект Просвещения». Выход из метро один. Когда выйдете из метро, то слева увидите большой перекресток, надо перейти две дороги этого перекрестка. На углу находится остановка. Вам нужна маршрутка К407. Стоимость проезда до Кронштадта 79 рублей. Попросите водителя довести до Морского собора, не забудьте также спросить, где находиться конечная остановка у этой маршрутки.

Экскурсии в Кронштадт из Санкт-Петербурга

Гиды представляют увлекательную программу. Самому лучше составить список. Летом приятно прогуляться по Петровскому парку, Летнему саду. Вечером глаз и слух радует поющий фонтан, репертуар которого не ограничивается хитами современности, представляя и классику. Внутри гранитного бассейна чаша, повторяющая контурами форт Кроншпот, заложенный при Петре I.

Культурно просветиться можно в Драматическом театре Балтийского флота. Возник он в 30 годы XX века, опираясь на художественную самодеятельность. Постепенно приобрёл профессионализм. Много претерпел, в том числе переезды. Сейчас он радует зрителя русской классикой, не пренебрегая современными пьесами о флоте. Для детской аудитории в репертуаре есть сказки. Театр принимает участие в международном фестивале «Балтийский дом». Последним популярным действом является музыкальное поэтическое кинопредставление «Письма с фронта».

С историей соприкоснуться позволяет Музей истории Кронштадта. Он повествует о том, как возводились здания и форты, знакомит с бытом городских жителей и моряков, их традициями. Здесь можно увидеть коллекцию фотоаппаратов, музыкальную шкатулку, приспособления для чистки медных пуговиц, круглую логарифмическую линейку, самовар, модели наводного и подводного транспорта.

Тем, кто интересуется наукой, понравится в музее-кабинете А.С.Попова, который, будучи талантливым физиком, не только изобрёл телеграф, но и внёс большой вклад в науку.

В помещении бывшей водонапорной башни (XlX век) расположилась выставка «Тайны затонувших кораблей», фундамент создания музея подводной археологии.

Это город моряков, всё связано с морем. Любителям моря наверняка захочется взглянуть на маяки. У входа в Петровский канал на пирсе стоит деревянный маяк. Несмотря на свою древность, он действующий, зайти внутрь в качестве посетителя не удастся.

Правдоподобно передаёт образ Петра I его памятник в Петровском парке, открытый в XlX веке, когда правителем был Николай I. Город помнит своего основателя.

Красив Итальянский дворец князя Меншикова (XVlll век). Летом живописно смотрится Итальянский пруд. На набережной можно увидеть выставку крепостных и корабельных орудий (XVlll – XlX вв). Рядом со сквером бюст художнику Айвазовскому.

Город гордится священной архитектурой. Часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери, возведённая в конце прошлого века, представляет собой скромный образец деревянного зодчества, с шатровым завершением, с крыльцом с навесом, со ступенями в 2 стороны. Храм действующий.

По указу Николая II к 200-летию Российского флота в начале XX века заложен, спустя несколько лет освящён Никольский Морской собор. В нём по сей день проводятся богослужения.

У Собора Владимирской иконы Божией Матери было 2 рождения. Первоначально, в XVlll веке, построили деревянную церковь. Но около полувека спустя её уничтожил пожар. Тогда на её месте выстроили помещение из камня. Сегодня храм открыт для прихожан.

Гостям города рекомендуется увидеть Воздвиженскую церковь, Андреевский собор (не полностью сохранившийся), мосты – Синий и Макаровский, Гостиный двор, Кронштадтский футшток, Арсенал.

Чугунная мостовая

Такое покрытие на территории России встречается только в Кронштадте. А появлением своим оно обязано управляющему Пароходным заводом. После того, как закончилось строительство предприятия, управляющий был откомандирован в Америку для изучения пароходного дела.

И именно там он обратил внимание на то, что часть мостовой в Нью-Йорке была изготовлена из чугунных шашечек. Причем, покрытие отличалось высокой прочностью

Инженер изучил запатентованную Кнаппом технологию и решил по приезде замостить часть двора завода.

Идея понравилась куратору предприятия, Великому Князю Константину Николаевичу. И после тестового периода (холодной зимы 1860-1861 годов с внезапными продолжительными оттепелями) стали активно мостить улицы города. Причем, шашечки отливались на Пароходном заводе местными литейщиками.

Процесс был достаточно дорог, но покрытие имело длительный срок службы, а уход за мостовой сводился лишь к подсыпке щебня взамен того, который втянул болотистый грунт. Улицы имели такую мостовую до сентября 1941 года.

Комитет обороны приказал Ленинградским заводам отлить 1 000 000 корпусов мин, а Кронштадт обязан был изготовить 70000 единиц. Но с поставками сырья уже начались перебои. Поэтому было принято решения разбирать чугунные мостовые.

Задание было выполнено в срок, а оставшиеся шашечки разобрали для изготовления оборонной продукции в последующие годы. И теперь чугунные кружева можно увидеть в двух местах: на Октябрьской улице у Пенькового моста и на Якорной площади у Адмиралтейства.

Батарея «Князь Меншиков»

По правому борту по ходу нашего судна вскоре после выхода из гавани показалось гранитное укрепление на моле. Это батарея «Князь Меншиков». Первая деревянная батарея, защищающая вход в Купеческую гавань, была построена в 1826 году. Она была вооружена 24 орудиями. В 1843-1850 годах на её месте была возведена казематированная четырехъярусная батарея по проекту инженер-капитана (впоследствии — инженер-генерал-лейтенант) Иосифа Альбертовича (Адальбертовича) Заржецкого (1800-1869).

Батарея получила имя адмирала князя Александра Сергеевича Меншикова (1787-1869) — генерал-адъютанта, адмирала, морского министра Российской империи в 1836-1855 годах, генерал-губернатора Финляндии в 1831-1854 годах. Он приходился правнуком светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову, фавориту Петра I.

В конце XIX века батарея была исключена из списка оборонительных сооружений. В ней разместился склад боеприпасов и военного имущества. В 1942 году здесь были установлены два 100-мм орудия. После войны два верхних яруса были полностью разобраны.

Мол и батарея «Князь Меншиков» Батарея «Князь Меншиков»

Церкви и часовни Кронштадта

Главный храм города расположен на Якорной площади. Это величественный Морской Никольский собор. В разных местах Кронштадта на улицах и в скверах можно увидеть красивые небольшие часовни.

Владимирский собор

Находится на улице Флотская. Первый деревянный храм с таким названием построен в Кронштадте в начале XVIII века. Деревянная церковь несколько раз горела, а к середине XIX века перестала вмещать всех прихожан. По ходатайству губернатора Казакевича храм перестроили в камне. Окончательные работы завершили к 1875 году. В советское время храм трижды пытались взорвать. Сейчас собор высотой 50 метров полностью восстановлен.

Часовня Тихвинской иконы Божией Матери

Заложена в 1898 году по проекту архитектора из Санкт-Петербурга Н.Н. Никонова и обликом своим повторяла расположенный рядом Андреевский собор. Постигла часовню та же судьба, что и собор, взорванный в 1932 году. Восстановление часовни началось в 2008 году при участии Патриарха Алексия, освятил часовню в 2009 году Патриарх Кирилл. В часовне могут разместиться до 30 человек. Тихвинская икона установлена на трёхъярусном иконостасе.

Часовня Петра и Павла

Первая часовня построена в начале XX века по проекту архитектора Сиденснера. В годы советской власти ее частично разобрали, уцелевшие помещения использовали как склад. Восстановлением часовни занялись в 2015 году. Новую жизнь она получила при участии фонда Кронштадтского морского собора, меценатов, также личном участии Светланы Медведевой – жены премьер-министра. Освятили часовню в день ВМФ 30 июля.

Часовня Богоявления Господня «Спас-на-Водах»

Каменная часовня расположена на улице Ленинградская. Построена она в русском стиле в память об утраченной Богоявленской церкви в 1904 году. В советское время пришла в запустение и практически разрушилась. Реконструкция часовни произошла в 2004 году, к празднованию 300-летия Кронштадта ее торжественно освятили и открыли для прихожан. Мозаика на остроконечной крыше часовни цветом похожа на прозрачную морскую воду.

Что такое «Остров фортов»

Большая территория, то, что сегодня называют «общественным пространством», стилизованная под военно-морскую тематику. Вот как значительная часть «Острова фортов» (это далеко не все) выглядит сверху:

Остров фортов. Вид сверху. Фото: https://www.facebook.com/kronshtadt.rf/

На площади в более чем 10 га расположились Аллея героев, веревочный парк, детская площадка, яблоневый сад с прудом, уютные дорожки, лавочки, беседки, качели и еще несколько объектов и фудкорт. Все это находится в Кронштадте, на берегу Финского залива, на который можно смотреть через стационарные большие бинокли или просто медитировать.

План «Острова фортов»:

Посмотреть план «Острова фортов» в увеличенном масштабе можно здесь.

Вход в «Остров фортов» бесплатный. Туалеты тоже. Платная здесь только еда на фудкорте (состоит пока что только из трех автобусов и лотков) с ценником выше среднегородского раза в полтора, а также веревочный парк.

Время работы «Острова фортов»: ежедневно с 08:00 до 22:00.

Вход контролируется охраной. Есть правила, которые надо соблюдать.

Вот некоторые из них:

— дети до 12 лет могут пройти только в сопровождении родителей или тех, кто их заменяет;

— фотографировать и снимать можно только без штатива (про селфи-палки ничего не сказано);

— не пустят с громоздкими вещами (чемодан, дорожная сумка, рюкзак, лыжи, велосипед и пр.). Но можно с детскими и инвалидными колясками;

— запрещены самокаты, велосипеды, ролики и все остальное, кроме колясок. На роликах и самокатах можно кататься только рядом с детской площадкой;

— позагорать не получится: обнаженный организм попросят одеться или выгонят;

— курить можно только в специально отведенных для этого местах;

— нельзя ничего запускать в воздух — ни квадрокоптеры, ни даже воздушных змеев;

— с собаками можно, но: а) на поводке; б) обязателен намордник, если собака выше 40 см в холке; в) надо самому убирать за собакой; г) не разрешать собаке пить из залива или пруда.

Форт «Император Павел I» («Рисбанк»)

Далее по левому борту следует форт «Император Павел I», или «Рисбанк». Сейчас, глядя на его руины, трудно поверить, что некогда это был самый большой из фортов Кронштадта. Первый, деревянный форт был построен на этом месте в 1807-1812 годах по проекту военного инженера Ивана Кондратьевича Герарда (1720-1808). Он получил название «Рисбанк», что в переводе с немецкого означает «Отметка на мели».

В 1845 году началась перестройка «Рисбанка» по проекту инженер-генерал-лейтенанта Василия Ивановича Маслова (1787-1861). В 1854 году по указу императора Николая I форт «Рисбанк» был переименован в форт «Император Павел I». Строительство было завершено в 1859 году.

Он представлял собой казематированную батарею. Сначала было сооружено свайно-ряжевое основание, на котором под водой залили бетонную площадку. Затем на ней из кирпича и камня были возведены стены, облицованные по всему периметру гранитом.

Однако вскоре форт утратил свое фортификационное значение. В 1896 году в нём разместилась морская следственная тюрьма, затем — склад минно-артиллерийского вооружения.

В 1919 году, когда Гражданская война подошла вплотную к Кронштадту, здесь прогремело два взрыва, которые должны были стать сигналом к началу антибольшевистского восстания. Форт получил серьезные разрушения, но выстоял.

20 июля 1923 года форт потряс новый страшный взрыв. По официальной версии, он произошел по причине небрежного обращения с огнём: после шлюпочных учений моряки решили здесь отдохнуть. В результате взрыва почти все погибли, а форт был почти полностью уничтожен.

В дальнейшем на обломках стен форта «Император Павел I» обучали взрывному делу, а в годы Великой Отечественной войны здесь разместили три 100-мм орудия, участвовавшие в защите Ораниенбаумского плацдарма.

Форт «Император Павел I» («Рисбанк»)Руины форта «Император Павел I»РуиныРуины форта «Император Павел I»

По правому борту по ходу судна также видны несколько интересных фортов.

Петровский док

Адрес: Макаровская улица

Идея строительства дока для ремонта судов в Кронштадте принадлежит Петру I. Проект заключался в следующем:  корабли из Финского залива по каналу заходят в док, который осушается благодаря сливу в бассейн, расположенный ниже уровня дока. Бассейн в свою очередь осушается насосом. После ремонтных работ док снова заполняется водой и судно по каналу перемещается назад — в Финский залив.


Петровский канал

В отличие от доков Англии и Голландии, где вода из дока сливалась с помощью ветряных насосов очень долго — более месяца, кронштадтский док осушался за сутки. Дело в том, что насосы осушали сам док, а русский император придумал сливать воду сразу в другой водоем, так называемый доковый бассейн, находящийся на более низком уровне.

Таким образом ремонт кораблей можно было осуществлять сразу. В XVIII веке проблема ремонта и очистки дна судна от водорослей и моллюсков была очень актуальной.

Строительство дока и канала по проекту Петра I началось в 1719 году, но завершилось только в 1752 году уже при императрице Елизавете — дочери Петра I.

Использовался Петровский док до 2008 года и относился к Министерству обороны. Долгое время док и его сооружения не использовались и были заброшены. Он постепенно зарастал травой и деревьями.

В настоящее время док передан музею истории Кронштадта. Планировалась реконструкция дока, был озвучен вариант создания Музея затонувших кораблей — амбизициозный и дорогостоящий проект.

Сухой док в виде креста представляет собой грандиозное зрелище: ширина около 30 метров, длина — 530 метров, глубина — 10 метров. Док в виде прямой линии тянется параллельно Обводному каналу.

Петровский док — это уникальное гидросооружение XVIII века и исторический памятник. Он производит настолько сильное впечатление своими размерами и строительным искусством, что многие всерьез начинают озвучивать историю «сверхлюдей» или инопланетян.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector