Мечеть кул шариф в казани: режим работы 2021 и стоимость билетов, официальный сайт

Внутреннее убранство элементов ансамбля

Интерьеры в молельном и хозяйственно-административном пространстве – плод реализации тысячелетних ремесленных традиций татарского народа. Вам предстанут шедевры уже названных зодчих, художников (дизайнеров, мастеров росписи и специалистов по арабской вязи), резчиков по камню, граверов, кузнецов, лепщиков, краснодеревщиков и каменщиков. Многие из них явились по сути реставраторами.

Гранит, оникс, змеевик и мрамор плавно переходят в резные изгороди из алебастра (ганча или ганджа) или красиво расписанного дерева. А еще выше – в цветастые орнаменты на приделанных холстах или в позолоченную вязь исламских текстов. И по большей части перед нами предстают главные суры Корана. Они взывают к мудрости, доброте и аскезе.

В создании стекол для оконных проемов использованы витражи. Кстати, окна самого купола вырезаны в форме тюльпанов. А все из-за того, что у арабов слово «тюльпан» («лале») похоже по буквам на идиому «во имя Аллаха».

Часть интерьеров украшена сложной причудливой мозаикой (есть еще в Казани такие «прикладники»). Люстра приехала сюда из Чехии (вы увидите натуральное богемское стекло). Ковры, по которым будете ходить – подарок от правительства Ирана. Лепнину же создавала интернациональная артель узких специалистов по восточной орнаментальной пластике.

Основное здание членится на башенку для хранения Корана (сюда поднимается священнослужитель), обзорные веранды, молельных залов для мужчин и женщин, музея (он выше) и комнаты для подготовки к никаху (о нем читатель узнает дальше).

В дополнительном строении (также купольном, но одноуровневом) кроме администрации и прочего персонала пребывают штатные пожарники со всем своим нехитрым инвентарем.

Кул-Шариф — новодел с древней историей

В 1551 году, во время осады столицы Казанского царства, в крепостных стенах возник пожар, в результате которого сгорела кафедральная мечеть. Это было величественное монументальное здание, имевшее восемь минаретов — больше, чем у каких-либо других мусульманских храмов, за исключением мечети в Мекке. В самом почитаемом мусульманами храме девять минаретов, и превышать это число при строительстве новых культовых сооружений запрещено.

Последним служителем храма был Шерифкол. Этот человек пользовался уважением в городе, он прославился религиозностью и благими деяниями, занимался просветительской деятельностью, а во время осады вдохновлял защитников города, которые долгое время героически отражали натиск русского войска.

Соборная мечеть была не просто религиозным заведением, в ней была собрана богатейшая библиотека, это был один из центров культурной жизни Среднего Поволжья.

Несколько веков жители Татарстана мечтали о возрождении соборного храма. Но строительство началось лишь в 1996 году, после подписания президентом Татарстана соответствующего указа. Новую мечеть в Казани назвали Кул-Шариф, почтив память последнего настоятеля соборного храма.

Невзирая на «юный возраст», мечеть стала одним из самых известных храмов Татарстана. Она символизирует возрождение веры и является уникальным памятником татарской культуры и истории.

Архитектура мечети

Кул-Шариф представляет собой соборную джума-мечеть. Благодаря своим размерам, казанская мечеть входит в рейтинг самых крупных мусульманских святынь не только России, но и Европы. Также интересно, что Кул-Шариф находится под охраной Юнеско, как объект всемирного наследия.

Проектированием мечети занимались четверо архитекторов — И. Сайфулин, А. Сатаров, Ш. Латыйпов и С. Шакуров. Им удалось воссоздать образ старинной мечети, а также привнести некоторые новшества в её внешний вид в соответствии с национальными взглядами и представлениями современности.

Обратите внимание! В основе проекта лежит принцип симметричности. Использование подобного метода не случайность

В основании здания положено два квадрата, пересеченных под углом в 45 градусов. Такая фигура имеет особое значение в исламе и называется «бисмилла», что в переводе означает «Во имя Аллаха».

Само здание состоит из двух павильонов, разделенных большим двором. Помимо вместительных павильонов (вместимость около полутора тысяч человек), архитекторы задействовали большое пространство двора, в котором при необходимости может уместиться около 10 тысяч прихожан.

Купол

Купол здания находится на высоте в 36 метров. Его оформление выполнено в стиле «казанской шапки» — реликвии, которая доступна для осмотра в экспозиции Оружейной палаты в Москве. История гласит, что эта шапка была изготовлена специально для Ивана Грозного в честь покорения Казани. Интересный факт, что купол собора Василия Блаженного, построенного в честь победы русских войск над татарами в Казани, оформлен в том же стиле, что и купол мечети Кул-Шариф.

Отличительной особенностью купола казанского храма является его роскошное убранство — восточные узоры, металлическая черепица цвета морской волны. В сочетании с фасадами, облицованными белым мрамором, купол смотрится очень ярко. В народе мечеть часто называют «голубая» именно из-за купола и верхушек минаретов.

Необычно и то, что мечеть состоит из пяти этажей, хотя по мусульманским канонам традиционными считаются одноэтажные и двухэтажные храмы. На первом этаже располагается молитвенный мужской зал. В исламе принято, что женщины и мужчины молятся в разных помещениях. В связи с тем, что женщины должны находиться в удалении от мужчин, для них в Кул-Шариф отведен второй этаж. Также на нем находятся смотровые площадки-балконы для туристов. В состав комплекса мечети также входят:

  • Технический этаж.
  • Библиотека и собственное издательство мечети.
  • Пожарная часть.
  • Цокольный этаж. На нём расположены гардеробы для посетителей, комнаты для совершения омовений, а также музей ислама.

Вход в молельный зал мечети расположен с северной стороны, а на цокольный этаж в музей ислама можно попасть с южного входа.

Советы при посещении

Несмотря на то, что посещение территории и здания мечети открыто для всех желающих, это не простое общественное место, а духовная святыня для тысяч мусульман. Поэтому необходимо следовать некоторым правилам, нормам поведения и внешнего вида и уважать мусульманские обычаи.

  • Одежда должна быть максимально закрытая, желательно надеть головной убор (например, платок);
  • Перед тем, как войти в здание, необходимо разуться — посещение мечети в обуви запрещено (бахилы разрешены);
  • Женщинам ни в коем случае нельзя заходить в мужской молельный зал;
  • Необходимо проявлять уважение к окружающим — нельзя проходить перед читающим намаз, создавать шум и суету;
  • Туристам во время молитвы разрешено находится только на специальных площадках на втором этаже мечети.

Соблюдение этих простых правил поможет не только получить удовольствие от красот интерьера и архитектуры мечети, но и глубоко проникнуться исламской культурой, больше понять и прочувствовать религию и традиции мусульман.

Современный вид

Стоимость и правила посещения

Чтобы посетить здание, нужно придерживаться некоторых правил:

  • закрытая одежда, голова, все тело должно быть покрытым;
  • отсутствие обуви, каждый разувается перед входом в здание, можно надеть бахилы на ноги;
  • во время молитвы нельзя мешать молящимся, женщинам нельзя проходить на мужскую половину, они молятся на втором этаже;
  • нужно проявлять толерантность к окружающим, верующим людям. Не торопить их, не шуметь, не фотографировать людей во время молитвы;
  • наблюдать за молящимися можно с одной из двух смотровых площадок для экскурсионных групп и индивидуальных туристов.

Посещение самой мечети бесплатно, а за вход в музей исламской истории, расположенный на цокольном этаже, взрослые платят 50 рублей, студенты и пенсионеры — 40 рублей, школьники – 20 рублей.

Интерьер мечети

Внутреннее убранство мечети ничуть не уступает её наружному облику. Элементы декора являются отсылками к многовековым традициям татарского народа и канонам исламской культуры.

Интерьер

Например, в оформлении окон мастера использовали священный для мусульман цветок — тюльпан. В исламской религии тюльпаны символизируют «возрождение». С тюльпанами связано множество мусульманских легенд и сказаний. Также, в арабской письменности слово «тюльпан» созвучно с «Аллах». На внутренних арках храма можно увидеть аяты — коранические стихи.

Обратите внимание! В дизайне интерьера использованы, в основном, природные материалы — ганч, камень и деревянные элементы. Это обусловлено попыткой приблизиться к технологиям, использовавшимся в оформлении утерянной мечети XVI столетия

Ещё одна попытка передать атмосферу старины — ручная обработка всех частей внутреннего убранства.

Особенную роскошь и красоту помещениям мечети придают разнообразные проектные решения: лепнина, цветные витражи и мозаики, золотые орнаменты. Полы застелены иранскими коврами, а потолок украшает огромная хрустальная люстра чешского производства.

Стоимость посещения и дополнительных программ

Стоимость входного билета отличается для разных групп посетителей и составляет:

  • 200 руб. — для гостей без льгот;
  • 150 руб. — для посетителей в составе организованной группы;
  • 100 руб. — для пенсионеров, школьников, студентов;
  • 80 руб. — для льготной категории посетителей в составе организованной группы;
  • 700 руб. — единый билет во все .

Дети до 7 лет, инвалиды I, II групп, участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и Герои РФ имеют право бесплатного посещения музея.

Стоимость участия в мастер-классах варьируется от 50 до 350 руб. Записаться на игру-квест можно за 100 руб.

Стоимость:

  • 500 руб. — групповая экскурсия по одному из двух залов экспозиции;
  • 1000 руб. — групповая по одному из двух залов экспозиции с англоговорящим гидом;
  • 350 руб. — по мечети;
  • 350 руб. — посещение дополнительной выставки;
  • 2200 руб. — экскурсия с выездом в город.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

Музейная экспозиция

Первый зал знакомит посетителей с историей мусульманской религии и жизнеописаниями пророков. Среди экспонатов — макет Каабы, издания Корана, предметы для намаза. Здесь можно полистать книги, посвященные исламу, и посмотреть на факсимильные копии рукописей.

Второй зал рассказывает о становлении мусульманской культуры на территории Поволжья и Приуралья. Здесь же представлена коллекция монет из серебра, украшенных арабским орнаментом. Посетителям демонстрируют книги и знакомят с биографией самых ярких представителей тюрко-татарских народов: писателей, деятелей культуры и религии

Оба зала тематически перекликаются и представляют 3 части экспозиции:

  • «Мусульманская цивилизация Поволжья»;
  • «Книжная культура татарского народа»;
  • «Ислам от эпохи реформаторства до современности».

В совокупности эти 3 раздела формируют у посетителей представление об истории ислама, особенностях татарского понимания этой ветви религии и вкладе мусульманской культуры в становление письменности, просветительство и историю цивилизации. Много внимания уделено книжной культуре ислама.

Современная экспозиция носит интерактивный характер и будет интересна широкому кругу публики. Большой популярностью у посетителей всех возрастов пользуется экспонат «Листающийся Коран», созданный на основе казанского издания 1803 г. С помощью этой интерактивной копии посетители могут прослушать и прочитать любую из сур священной книги на разных языках.

Музей находится в действующей мечети Кул-Шариф.

Как добраться

Найти Кул Шариф, наверное, проще всего в Казани. Даже гости столицы Татарстана помогут, сообщив, что «вон она, мечеть с голубой крышей». Есть несколько маршрутов общественного транспорта. Автобусом можно добраться до остановок Батурина автобусами 22 и 89 или Центральный стадион автобусами 47, 37, 74а, 74. . А потом немного пройти – в случае с Батурина попадаю к Кремлю с задней стороны музея-заповедника, по пути рассматривая церковь Параскевы Пятницы, а в случае с Центральным стадионом нужно перейти дорогу через протоку Булак и подняться к Казанскому Кремлю.

Следующий способ – это метро до станции Кремлевская. Выходите из вагона – направо, из метро – снова направо, потом еще раз направо и вот вы уже у подножия мостовой, ведущей к Кремлю.

И, наконец, мой любимый способ – пеший. Неспешно прогуляться по улице Баумана или Кремлевской, полюбоваться смесью культур или следами дореволюционных времен, а потом оказаться в самом начале улицы напротив Спасской башни.

Архитектура

Высота каждого из четырёх основных минаретов 55 метров.

Купол декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки» — по одной из версий — короны Казанских ханов, увезённой в Москву после падения Казани, и выставленной ныне в Оружейной палате (по другой версии, она изготовлена восточных дел мастерами (возможно, казанцами в их традиционном стиле) по приказу Ивана Грозного после взятия Казани, чтобы упрочить титул Казанского царя).

Вид на мечеть с набережной реки Казанки

Архитектурное восьмиминаретное решение внешнего облика мечети (архитекторы интерьера и градостроительного решения: Латыпов Ш. Х., Сафронов М. В., Саттаров А. Г., Сайфуллин И. Ф.) достигнуто благодаря разработке смысловых элементов, сближающих архитектуру мечети с местными традициями. Гранит и мрамор привезены с Урала, внутреннее убранство — ковры — дар правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии, витражи, лепнина, мозаика и позолота — всё это добавляет храму величия.

Внутри мечети (справа и слева по отношению к главному залу) имеются два смотровых балкона для её посещения экскурсиями.

Комплекс мечети включает в себя здание самой мечети, музей истории распространения Ислама на территории Среднего Поволжья, комнату для проведения торжественного свадебного обряда — никаха, кабинет имама.

Здание и окружение имеют эффектную ночную архитектурную подсветку.

Выставки и мастер-классы

На постоянной основе проводятся мастер-классы, ориентированные на широкую аудиторию:

  • «Семейный вензель татарча» — создание монограммы в рамке орнамента;
  • «Дивный сад» — декорирование тарелки в технике декупаж;
  • «Искусство арабской каллиграфии» — работа с калямом, записывание собственного имени арабской вязью;
  • «Роспись по стеклу» — рисование витражными красками на стеклянных предметах;
  • «Искусство носить платок» — освоение различных вариантов ношения платков, палантинов и арафаток.

Средняя продолжительность мастер-класса составляет 50-60 минут. После большинства занятий у посетителей остаются памятные сувениры, сделанные или украшенные собственными руками. Для участия в некоторых занятиях (например, «Семейный вензель татарча») требуется предварительная запись.

Для любителей динамичных развлечений в музее разработана квест-программа «Код Кул-Шариф». Участникам предстоит погрузиться в антураж восточных легенд, разгадывать головоломки и решать логические задачи, чтобы стать студентами тайного университета при мечети.

В музее проводятся выставки и мастер-классы.

Описание и история

С древних времен люди строили поселения, защищенные от неприятеля надежными стенами. Таково и сердце столицы Татарстана — Казанский Кремль. Здесь начиналась история Казани, летопись двух великих народов. Такие разные, они все же сумели создать единое культурное пространство. Внутри крепости сохранились до наших дней памятники архитектуры, напоминающие туристам о том, что мусульмане и православные способны наладить совместный мирный быт, который остается незыблемым на протяжении более четырех столетий.

Казань — древний город, стоящий на семи холмах. Он объединяет в себе культуры Востока и Запада. Археологические исследования свидетельствуют о том, что столица современного Татарстана начала формироваться еще в далеком Х веке. Изначально Кремлевский холм и его окрестности заселяли древние булгары. Стены сооружения были возведены с целью укрепления торгового поселения. Ученые до сих пор расходятся во мнениях по поводу датировки постройки цитадели. Одни полагают, что процесс начался в XII столетии, другие придерживаются мнения, что зодчие возводили стены в XV-XVI веках по приказу русского царя.

В промежутке между XIII до XV веками город был захвачен и разорен войсками Золотой Орды. Многие представители коренного населения покинули родную землю и впоследствии воздвигли новую столицу — Иске-Казань. В XIV веке по приказу булгарского правителя Хасана началось строительство крепости в том месте, где сейчас расположен музей-заповедник. Она служила княжеской резиденцией до XV века. Как только закончилось ордынское иго, было основано Казанское ханство, сердцем которого стала каменная крепость — кремль. Просуществовало новое государство почти до окончания XVI века.

В 1552 году Казань была захвачена русским царем. После сражения он, как и все постройки города, получил серьезные повреждения. По приказу царя зодчие из Пскова Постник Яковлев и Иван Барма приступили к восстановлению города и возведению новой крепости. Большая часть сооружений была изготовлена из дуба и лишь к концу XVII столетия деревянные стены заменили на каменные. Псковские архитекторы построили не только укрепления цитадели, но и православные церкви, храмы, соборы. В 1672 году кремль сильно пострадал от огня. После этого было принято решение восстанавливать поврежденные участки сооружения с помощью кирпичной кладки.

В XVIII веке российское правительство основало Казанскую губернию. В те времена были воздвигнуты Дворец губернатора (ныне резиденция Президента РТ) и Юнкерское училище. Но мирное время продлилось недолго. Уже в 1774 году Кремль Казани вновь служил оборонительным рубежом, защищавшим царские войска от пушечного обстрела, начатого повстанцами Емельяна Пугачева. В этот раз мятежному атаману не удалось проникнуть в крепость, но город он все же посетил, правда позднее, и уже как пленник, ожидавший отправки на казнь в одной из башен.

Современный архитектурный комплекс Кремля сложился к концу XIX века. После революции 1917 года были разрушены Преображенский собор, колокольня и соборный храм Спасского монастыря, колокольня Благовещенского собора. Жертвой воинствующих атеистов стали также Церковь Святой Варвары, Церковь Святых Иустинии и Киприана.

Во второй половине XX века активными темпами идет археологическое изучение территории Кремля под руководством известного казанского историка и археолога А. Х. Халикова. В 1960-е гг. была образована Татарская реставрационная мастерская, которой удалось остановить падение башни Сююмбике, отреставрировать губернаторский дворец и Дворцовую церковь. На территории Кремля находится двухэтажное здание резиденции Президента РТ в псевдовизантийском стиле, построенное еще в середине XIX века архитектором К. Тоном и бывшее когда-то Губернаторским дворцом. В 2005 году было закончено строительство самой известной в России и Европе мечети Кул Шариф.

Еще в 1970-х годах Казанский Кремль был местом, где проводились знаковые городские мероприятия. В те годы власти города устраивали возле кремлевских стен парусные регаты: советские спортсмены состязались за первые места близ Ленинской дамбы. Сегодня в белокаменных стенах казанской цитадели проходят различные фестивали, посвященные событиям, случившимся в памятные даты. Музей-заповедник посещают известные артисты и музыканты. В наши дни он стал символом единения татарского и русского народов. 

Мечеть Кул Шариф внутри


В мечети 24 часа в сутки не умолкает живое чтение Корана. Хафиз читает на арабском языке времен пророка Мухаммеда середины VII века н.э. Чтение транслируется в интернет, можно присоединиться. Единственное время, когда это место становится пустым: идет намаз в молельном зале. Уже по этому признаку Кул-Шариф становится в ряд самых значимых мечетей не только России, но и мира. Важные предметы, которые сопровождают повседневную жизнь казанских татар, даже не особо религиозных представлены в витринах. Шамаиль — это всегда декоративно-организованный текст, источником которого является Коран, главная святыня для мусульман. Представлены переводы смыслов Корана на татарский язык.

Четки из косточек финика служат напоминаниями, чтобы ничего не пропустить. Говоришь слово и бросаешь косточку, на четках их 99.

Финик — один из главных даров Аллаха людям, основа основ.

Опасения напрасны?

— Полгода прошло с момента, когда обсуждалась концепция устойчивого развития Казани, тогда ставили вопрос — где будет построена мечеть. Минниханов тогда сказал: «Прорабатывайте». После этого ничего официального не было, — рассказала «Реальному времени» зампредседателя ТРО ВООПИиК Фарида Забирова, одна из разработчиков концепции.

Однако на этом этапе, похоже, проект и остановился, что не может не беспокоить верующих.

— Боюсь, как бы не повторилась история с Национальным университетом: подняли вопрос, долгое время обсуждали, но в итоге ничего не ясно. Раз приняли решение по мечети — делайте и не кормите надеждой годами! — подчеркнул председатель Совета старейшин Татарстана (Шура аксакалов РТ) Рауф Ибрагимов.

Он предположил, что руководство республики не хочет поднимать лишний шум, поскольку строительство религиозных сооружений, особенно мусульманских, в последнее время довольно остро воспринимается частью населения. В ряде городов (в том числе в Москве) некоторые активисты, узнав о предстоящем строительстве мечети, подтягивали «группы поддержки» и собирали митинги против исламских центров. После этого городские власти и инициаторы строительства были вынуждены отступить…

Вероятно, аксакал беспокоится напрасно. И в казанском Кремле, и на уровне ответственного за строительство мечети Камиля Исхакова уверяют, что вопрос с повестки не снимался. Детали прорабатываются.

Полезная информация

  • Адрес: Кремль, 13, Казань.
  • Телефон: с 9:00 до 19:00.

В Казани мечети Кул-Шариф туроператоры придают первостепенное значение. Как вы поняли, это символ центральной части указанного только что города. На фото отлично видно, насколько удачно описанный ансамбль вписывается в облик ключевых кварталов татарской «столицы». Адрес объекта известен каждому уважающему себя казанцу. Не стоит забывать, что Кул-Шариф – лишь частичка богатого историко-архитектурного заповедника на площади Тысячелетия. А еще к ней примыкают кафе и ГК. В заключение предлагаем видео в тему, приятного просмотра!

«Соборные мечети не могут стоить дешево, красота требует денег»

— Нравится ли вам образ соборной мечети в Москве, в создании которой вы принимали участие?

— Я принимал участие в проектировании интерьеров. Но в конце концов там появились турки, и внутри все было сделано в турецком стиле. А с точки зрения фасада… Если старая мечеть на этом месте, которую снесли, была действительно татарской — ее строили татары, и прихожанами были в основном татары, жившие в Москве, то нынешние прихожане соборной мечети уже в основном не татары, а представители разных национальностей, исповедующих ислам. Так что предъявлять претензии по поводу того, что снаружи она должна выглядеть как татарская мечеть, не совсем обоснованно. Это просто современная российская мечеть.

— А «Сердце Чечни»?

— Это чисто османский стиль мечети, как снаружи, так и внутри. Как раз из той серии, когда скопировали то, что было красиво, и построили у себя. Это действительно красиво, ничего не могу сказать. Но ничего нового нет. Это тот случай, когда в окружении высоток мечеть выглядит несколько чужеродно. Такая же копия турецкой мечети сейчас строится в Симферополе, но это повторение пройденного.

— Вы можете оценить, сколько стоило строительство Московской соборной мечети и сколько будет стоить возведение казанской?

— По поводу московской знаю только, что Сулейман Керимов, который был спонсором ее строительства, выделил 100 млн долларов.

Что касается казанской мечети, думаю, все будет зависеть от того, какие материалы будут применяться. Если мрамор, мозаика, позолота — будет очень дорого. Соборные мечети не могут стоить дешево. Красота требует денег. Несколько миллиардов уйдет на это точно.


Фото Дмитрия Щипанова

— Какие мечети, выстроенные на постсоветском пространстве за последние 30 лет, вам нравятся больше других?

— Могу показаться нескромным, но, кроме «Кул-Шарифа» и тех мечетей, которые были построены по моим проектам, мне ничего из современного не нравится. Это я вам честно говорю.

— Кстати, сколько из ваших проектов мечетей было реализовано?

— 13. По географии — вплоть до Владивостока. Две мечети построено по моим проектам в казахстанском городе Актобе. Также строились мечети в Башкортостане, Татарстане.

Сейчас строится 14-я мечеть по моему проекту, который я сделал совместно с ученицей — в Залесном. И 15-я — в Набережных Челнах (речь идет о соборной мечети «Джамиг», самой высокой в Татарстане. Решение о ее строительстве было принято в 1992 году, сегодня ее стоимость оценивается в 1 млрд рублей, — прим. ред.).

— Буквально в прошлом месяце в соцсетях был размещен ролик с просьбой поддержать ее строительство. Вы надеетесь, что при вашей жизни ее достроят?

— Там было очень много вопросов с финансированием. Это же непростая задача. Когда строили «Кул-Шариф», стройка два года стояла замороженная, не было денег. Нотр-Дам строился больше ста лет. Деньги искали, ждали. Нынешний мэр Набережных Челнов начал находить средства, дело зашевелилось, стройка пошла. Слава Аллаху.

Адрес и как добраться

Мечеть Кул-Шариф расположена по адресу: Казанский кремль, 13. На территорию комплекса существует 2 входа: через Спасскую башню и через Тайницкую. Первый работает круглосуточно, второй — до 18:00 зимой и до 22:00 летом.

Наземный общественный транспорт

Налажено транспортное сообщение со всеми районами города. При использовании наземного общественно транспорта можно доехать до:

  • остановки «Улица Батурина» (автобусы №22, 28, 89);
  • остановки «Центральный стадион» (троллейбус №2, автобусы №6, 15, 29, 35, 37, 47, 74, 75);
  • остановки «Дворец спорта» (троллейбус №7, автобусы №6, 35, 37, 47, 70).

Такси

В городе работают службы такси «Яндекс» и Gett. Для заказа нужно мобильное приложение. После указания начальной и конечной точек маршрута машина приедет через несколько минут.

Мне нравитсяНе нравится

Правила посещения

Если вы желаете зайти внутрь, то оставляйте обувь у входа (разрешается использовать бахилы). Одежда посетителя должна быть закрытой. Головные уборы обязаны присутствовать на голове как женщин, так и мужчин.

Представительницы слабого пола не могут заходить на мужскую половину и наоборот. Ни в коем случае тут нельзя громко шуметь, что-то жевать, распивать какие-либо напитки (особенно спиртные) или курить.

Во время намаза турист не должен отвлекать молящегося (вообще не рекомендуется покидать смотровые балкончики – они присутствуют и внутри). Щелканье затворов фотоаппаратов и вспышки также не приветствуются. Они оскорбляют чувства верующих.

Мечеть Марджани

Мечеть Аль-Марджани была построена по личному разрешению Екатерины II в 1767 году после покорения Казани Иваном Грозным. Строительство велось на деньги казанцев — тогда 62 человека собрали 5000 рублей. Мечеть до сих пор служит религиозным центром для татар и важным архитектурным памятником XVIII века.

Здание Аль-Марджани отражает формы традиционной татарской архитектуры и провинциального барокко, а в оформлении можно найти черты петербургского барокко и мотивы татарского декоративного искусства. Историки предполагают, что её архитектором был В. И. Кафтырев — первый в Казани профессиональный архитектор и представитель русского барокко.

Как и Иске Таш, мечеть Марджани находится в Старо-Татарской слободе, так что после посещения мечетей советуем прогуляться мимо особняков знаменитых татарских купцов, промышленников и интеллигенции.

Адрес: ул. Каюма Насыри, д. 17

Описание и архитектура мечети

Проект здания был разработан архитекторами Ш. Х. Латыповым , М. В. Сафроновым, А. Г. Саттаровым, И. Ф Сайфуллиным. Им удалось подчеркнуть былое величие разрушенной мечети. Она имеет 5 этажей, включая цокольный и технический: на первом этаже находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором — смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин. На цокольном этаже находятся музей ислама, гардеробы, помещения для омовения. В комплекс мечети входят также библиотека и издательство. Небольшое здание с голубой крышей возле мечети — это здание пожарной части.

Фасад здания облицован мрамором, гранитом, ониксом и змеевиком. Благодаря голубому цвету наверший минаретов и купола религиозная достопримечательность известна в народе как «голубая мечеть».

Высота каждого из минаретов и соответственно мечети — 57 метров.

В молельный зал можно попасть с северной стороны, в музей ислама — с южной.

Вместимость здания — 1,5 тысячи человек, а площадь перед ней может вместить еще 10 тысяч молящихся. Зелеными квадратами на асфальте обозначены места для молящихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector